Борисоглебский мужской монастырь (торжок)

Панорамы Торжка с колокольни Новоторжского Борисоглебского монастыря

Сейчас колокольня Борисоглебского монастыря открыта для посещения, и всего за 100 рублей можно подняться на самый верх! Разумеется, я не могла упустить такую возможность!


Колокольня надвратная с церковью Спаса Нерукотворного Образа

В колокольне идут вялотекущие реставрационные работы. До революции она была выкрашена теплой бежевой краской «под мрамор», что придавало ей особую нарядность и подчеркивало конструктивные детали.

С.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь. Лето 1910 года Внутри колокольни сохранились остатки росписей, выполненных в 1809 году художником М.Л.Ротокановым.


Роспись внутри надвратного храма Спаса Нерукотворного образа в колокольне Новоторжского Борисоглебского монастыря


Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного Образа

Наверх ведет временная, весьма крутая деревянная лестница. Несколько раз встречаются широкие деревянные площадки, где можно отдохнуть. Шутка ли — подняться на высоту более 40 метров!


Внутри колокольни


Временная лестница внутри колокольни


Внутри колокольни


Внутри колокольни

По мере того, как поднимаешься выше и выше, открываются все более широкие панорамы Торжка. В очередной раз поражаешься красоте этого древнего города. Еще бы отреставрировать все его здания… Вот, виднеется территория бывшего Новоторжского кремля и древнего Посада, многочисленные храмы, подвесной пешеходный и автомобильный мосты, переброшенные через Тверцу.


Панорама Торжка

А вот Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковь, построенная в середине XVIII века на месте сгоревших в 1742 году церквей Благовещения и Михаила Архангела XVII века. В 1849-1864 годах храм был перестроен в псевдорусском стиле. Колокольня возведена в 1864 году, надстроена в 1887 году. С 1931 по 1936 год здесь хранились мощи святых Ефрема и Аркадия. В советские годы церковь была переоборудована под пекарню.


Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковь


Борисоглебский собор и панорама реки Тверцы

Необычайно живописен уже упоминавшийся Соборный комплекс. За ним виднеется церковь Климента, папы Римского 1835 года постройки.


Входоиерусалимская церковь, Спасо-Преображенский собор и церковь Климента, папы Римского


Кирпичи внутри колокольни


Кирпичная кладка колокольни


Панорама Торжка

С высоты вдали видна живописная Тверецкая набережная, ограниченная подвесным пешеходным и автомобильным мостами. Это одно из самых красивых мест в городе.


Река Тверца в Торжке

За Тверецкой набережной виднеется шпиль колокольни и купол церкви Ильи Пророка, построенной в 1822 году. К её приходу относился Императорский Путевой дворец в Торжке. 13 февраля (по старому стилю) 1826 года в ней на ночь был установлен гроб с телом императора Александра I, а 31 мая — императрицы Елизаветы Алексеевны.


Панорама Тверецкой набережной

С противоположной стороны за деревьями видна изящная деревянная Вознесенская (Тихвинская) церковь, поставленная в 1717 году на месте более древней деревянной церкви клетского типа.


Панорама Торжка в сторону Старовознесенской (Тихвинской) церкви

Необычайно интересен восьмигранный ярус звона. К началу XX века здесь насчитывалось 11 колоколов, самый большой из которых, отлитый на московском заводе А.Д.Самгина, весил чуть более 500 пудов. Над ярусом звона находился часовой механизм, который функционировал в течение длительного времени даже после закрытия Борисоглебского монастыря.


Ярус звона колокольни и купол Борисоглебского собора


Ярус звона колокольни


Колокольные хомуты


Хомут колокола

И снова путь наверх по узкой лестнице.


Кирпичная кладка колокольни

И вот, наконец я на самом верху колокольни, в огромной беседке-бельведере со сквозной колоннадой. Отсюда открываются самые широкие панорамы Торжка и окрестностей. От красоты пейзажа захватывает дух.


Беседка-бельведер


Панорама Борисоглебского монастыря


Панорама Торжка


Панорама Торжка

Посещение и паломничество

Архитектурный ансамбль святыни – безусловно, главная достопримечательность города Торжок. Вполне естественно, что в столь древнее и священное место съезжаются туристы и паломники со всей страны и даже из-за рубежа. Администрация Борисоглебского монастыря помогает с размещением паломнических групп. На территории функционирует и предоставляет услуги по проживанию монастырская гостиница, где предусмотрены номера на двоих и даже четверых посетителей.
Как часто бывает в случае с монастырями, они принимают посильную помощь так называемых трудников. В качестве таковых нередко выступают, например, ученики воскресных школ, да и обычных, приезжающих на все лето или его часть. Любой желающий может послужить на благо храмов Борисоглебской обители. Однако ему необходимо преодолеть собеседование, кроме того, он не должен быть алкоголиком или наркоманом. В случае успешного прохождения проверки трудник будет участвовать в службах наравне с братией, заниматься трудом с целью благоустройства зданий и территории, то есть вести практически монашеский образ жизни. Все это позволяет получить единение с Богом и самим собой, после подобного времяпрепровождения человек становится совершенно другим, преисполненным смирения и спокойствия, неколебимый в своих мыслях и ясно видящий свою дальнейшую жизнь.
Туристы же любят фотографировать Торжок, находясь на мосту, соединяющему берега реки Тверцы, ведь вид Борисоглебского монастыря делает довольно тривиальный русский пейзаж пышным и особенно святым. Каждому ясно, что фотографий тут мало – нужно видеть великолепие вживую. Обитель не выглядит исконно русской в плане архитектуры, но в мотивах души – еще как.
Для посещения туристами сегодня доступен лишь Введенский храм. Однако всеобъемлющий облик комплексу дарят несколько более новые здания – это Борисоглебский собор и церковь Спаса. Можно говорить об особенностях архитектуры этих сооружений и заваливать специальной строительной терминологией, а можно просто и ясно сказать – они были грандиозны и необычны, не совсем похожи на русские храмы и оставляют обликом приятное впечатление. Церковь Спаса вообще возвышается над монастырем на внушительную высоту и видна во всем Торжке.
За время СССР тут было место лишения свободы, профилакторий, а несколько позднее – и вовсе музей. К сожалению, эти времена некорректного использования оставили монастырь в плачевном состоянии, местами близком к руинам. В церковь Спаса попасть официально не получится, договориться с братьями у вас не выйдет. Но если туда все же проникнуть, сразу становится очевидно, насколько много красоты было утрачено в угоду надписей и вандализма

Рискнув и оказавшись внутри Спасского храма, нужно осторожно идти по лестнице к смотровой площадке – открывшийся вид не оставит вас равнодушным

Россия известна и знаменита такими святыми местами, как Борисоглебский монастырь. Подобное сосредоточение любви к Господу, смирения и невозмутимости просто необходимо посетить, если вы уже находитесь в славном городе Торжке. Положительные эмоции и некоторое переосмысление мирской суеты – вот что вы получите по уходу с территории уникальной православной святыни.

Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник

Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.

Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.

В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова

Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.

7

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор со строгим спокойно-величавым фасадом построен по проекту Николая Александровича Львова на месте старого собора.

Внешний вид собора

Собор исполнен в форме куба с пятью возвышающимися главами. В центре соборного барабана – восьмигранный купол с полукруглыми окнами. По углам собора – купола полусферической формы с круглыми окнами, которые увенчаны золочеными шарами с возвышающимися на них крестами.

Фасады храма украшают колонны и портики, стены, покрытые штукатуркой, покрашены в желтый цвет. 4 крыльца, оформленные колоннами, выполнены из белого камня.

Внутреннее убранство

Интерьер собора выглядит строго, благородно и просто. По замыслу архитектора, главная роль в интерьере принадлежит пространству, залитому светом.

Внутренние стены отделаны гладкой штукатуркой, имитирующей мрамор. В нише – образ царя Давида. Чугунный пол украшен росписью. Под шарообразным куполом храма – изображения четырех Евангелистов. В нишах и на столбах – изображение пророков Исайи и Илии, Воскресения Христова и лобзания Иуды, Преображение Господне и Моление Спасителя о Чаше.

Купол собора поддерживают 4 столба, между ними арки с 12 колоннами, оштукатуренными под белый мрамор и украшенные живописью. На иконостасе 37 икон.

Первоначально в соборе было три престола: основной – Бориса и Глеба, справа – в память о преподобном Ефреме, слева – Екатерининский. Основной престол украшал трехъярусный резной иконостас, украшенный червонным золотом.

Монастырь сегодня

Паломникам и обычным туристам, интересующимся историей России, совсем нетрудно найти Воскресенский монастырь в Торжке. Адрес его указан в православных справочниках, хотя монастырь не действующий.

Он стоит на высоком левом берегу реки Тверцы, на улице, носящей название Красный городок, дом 22, рядом с автомобильным и пешеходным мостами, в историческом центре города.

А напротив, на правом берегу, мужской Борисоглебский монастырь, чуть выше по течению. По легенде, под рекой есть подземный ход на правый берег.

В 20-е годы прошлого столетия комплекс был закрыт. И до сих пор не действует Воскресенский монастырь в Торжке. Фото построек передает печальную картину его сегодняшнего состояния.

До революции при монастыре были сиротский приют и школа для девочек из семей бедняков. Монастырские послушницы занимались иконописью, плетением кружева, вышивкой, готовили приданое для богатых невест.

Считается, что знаменитому мастерству, которое называется новоторжское золотное шитье, дал путевку в жизнь именно Воскресенский монастырь.

Торжок не так давно получил статус города-музея федерального значения, так как в нем сохранилось много архитектурных памятников прошлых веков.

И хотя монастырь находится в запустении, его постройки без ремонта разрушаются и от прежнего благополучия ничего не осталось, комплекс весьма красив.

С Рождеством Христовым!

Согласно евангельскому преданию, Дева Мария со своим названым мужем Иосифом жила в городке Назарет (он существует в Израиле по сей день). Из-за требований римской администрации императора Октавиана семья Иосифа отправилась в Вифлеем – его родной город – в это время римляне проводили перепись населения и для облегчения процесса каждый житель империи должен был «явиться в свой город».

Деве Марии и Иосифу не досталось мест в гостинице, поэтому им пришлось заночевать в пещере, в которой располагался хлев для домашнего скота. Здесь и родился Иисус, которому суждено было стать Спасителем мира. Первой его колыбелью стали ясли – кормушка для овец.

О том, что на свет появился не просто младенец, знали не только Мария и Иосиф. В тот момент, когда Иисус родился, на небе появилась новая яркая звезда (теперь она называется Вифлеемской и является одним из главных символов Рождества), которая стала сигналом для праведных.

День Архангела Михаила, 21 ноября

День связан с Архангелом Михаилом. Церковь 21 ноября празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Слово «Архангел» в переводе с древнегреческого языка дословно означает «главный вестник». В христианстве это один из чинов ангелов, которых, в свою очередь, часто называют Небесными Силами и Воинством. Ангелов считают исполнителями воли Бога.

Отмечают, что архангелов — восемь, а Михаил — вождь Небесного Воинства, первый, кто противостоял падшему ангелу — дьяволу. Архангела часто изображают с копьем или мечом.

Архангел Михаил считается покровителем людей и защитником от греха. Ему молятся, чтобы спастись от врагов и зла, также найти верный путь. Имя переводится — «Кто как Бог».

|

Фото и описание

Собор Бориса и Глеба в Нововоторжском Борисоглебском монастыре был заложен 9 июня 1785 года на том месте, где раньше стояла первая монастырская церковь. Первая церковь в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба была построена в 1038 году преподобным Ефремом и его учеником преподобным Аркадием.

По легенде, после убийства князей Бориса и Глеба, слуга Бориса – Ефрем сбежал в северные леса, в которых заложил небольшую пустынь. В соборном Борисоглебском храме Ефрем и Аркадий были похоронены. Обитель обладала драгоценной церковной утварью, царскими грамотами 17 века, книгами. Каждый год из всех городских церквей 28 февраля в честь святого преподобного Ефрема совершался крестный ход, 11 июня крестный ход проходил вокруг монастыря с обнесением мощей преподобного.

В 1577 году после открытия архимандритом монастыря Мисаилом мощей преподобного Ефрема, в храме, построенном им, справа, была возведена придельная церковь в честь преподобного Ефрема, новоторожского чудотворца; а слева от основного здания в 1589 году построили другую, в честь святых Иоакима и Анны.

В 1784 году при архимандрите Макарии было решено старую церковь разобрать и возвести новую. Древний иконостас этой церкви был помещен во Входоиерусалимский храм. При заложении новой соборной трёхпрестольной церкви присутствовала императрица Екатерина II, положив своими руками первый камень в основание храма. Собор строился под руководством сведущего в деле архитектуры действительного статского советника, Н.А. Львова и местного архитектора Франса Ивановича.

Храм выполнен в русском классическом стиля, в котором ярко проявляются черты палладианства. Львов в архитектуре здания использовал античный прием – ступени, которые поднимаются ко входам с четырех сторон света, ставят собор как бы на подиум и придают ему величия и монументальности. Строго, но в то же время колоритно выглядят формы римских дорических портиков, линии итальянских окон и ниш, которые объединяют окна первого и второго света.

В интерьере храма архитектором был реализован уже использованный им в могилевском соборе «двойной купол». Этот прием заключается в отделении пространства храма от купола кольцом диафрагмы, которое скрывает окна и мягко рассеивает свет. Во внутренней отделке храма Львов использовал спокойные тона. Отделка стен и колонн имитировала мрамор, а пол был выстлан чугунными плитами. Все большие и малые иконы были написаны великим русским портретистом В.Л. Боровиковским. Иконостас был деревянным, резным и был покрыт червонным золотом. Три престола храма располагались в одну линию. В новом храме придел Иоакима и Анны переименовали в честь императрицы Екатерины в придел великомученицы Екатерины.

В 1839-1840-е годы храм обновили, переделали и освятили 1 июня 1841 года. Купол храма – шарообразной формы, напоминает купол Иерусалимского храма Христа Спасителя.

Посреди храма справа на довольно высоком пьедестале поставили мощи преподобного Ефрема под бронзовой сенью с украшением венецианским бархатом и золотой бахромой и кистями. С левой стороны на таком же пьедестале установлена рака с мощами преподобного Аркадия. Престолов было сделано три: центральный – в честь святых князей Бориса и Глеба, справа – в честь преподобного Ефрема, слева – в честь преподобного Аркадия.

Революционные года и время разрухи

То было страшное время для древней святыни, пережившей много испытаний, но основное поругание ждало впереди.

В 1919 году вскрывается гробница преподобного Ефрема. После открытия раки большевики были поражены тем, что обнаружили в гробу 2 головы, они ведь не знали, что по завещанию брата Георгия его голова была захоронена с мощами преподобного Ефрема.

В 1923 году хранителем серебряной раки с мощами прп. Ефрема становится Михайло-Архангельский храм, откуда в 1926 году святые останки исчезли в неизвестном направлении. Ныне в обители хранятся частицы святых мощей.

В 1925 году монастырь полностью закрывают, официальный запрет на богослужения выдается в 1931 году, братию распускают, а в святых стенах располагаются склады, общежития совхоза.


Борисоглебский собор монастыря

В начале сороковых годов здесь располагается училище, в 1936 году святые помещения передаются под размещение воинской части, авиационных складов, потом в ней селят военнопленных. С 1944 года на территории древнейшего в России Борисоглебского монастыря обосновывается тюрьма для особо опасных преступников, позже там селят алкоголиков для лечения от алкогольной зависимости.

Только один Бог знает, сколько усилий было приложено, чтобы в 1989 году вернуть святыню хотя бы под устройство в ней историко-этнографического музея, руководство которого всеми силами старалось начать реставрацию разрушенных тюремными заключенными стен.

С началом Рождественского поста!

Всех наших прихожан и читателей поздравляем с началом Рождественского поста!

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Разговор старца Иринарха и пана Сапеги

«Однажды пан Сапега со своим войском остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. Услышав о преподобном, Сапега сам пожелал увидеть его. Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:

— Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?

Старец отвечал ему:

— Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.

Многие из панов стали говорить Сапеге:

— Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя.

Старец возразил:

— Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.

Сапега сказал:

— Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.

— Ограбили тебя, старец? — спросили паны.

Старец отвечал:

— Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.

Сапега сказал:

— За то пан Сушинский повешен.

После сего старец дал такой совет пану Сапеге:

— Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.

Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал:

— Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал.

Старец сказал:

— Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь.

Сапега сказал:

— Прости, отче! — и, поклонившись, вышел с миром.

Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения».

Из жития святого Иринарха, составленного святителем Димитрием Ростовским.

Святые

Священномученик Вениамин (Троицкий)

Епископ Вениамин (в миру Александр Васильевич Троицкий) родился 30 августа (или 8 декабря) 1901 года в Торжке. Погиб 16 апреля 1938 в Куйбышеве.

Родился в семье священника Троицкой (Ближней) церкви в Торжке.

Обучался в Новоторжском духовном училище, по окончании которого поступил в Тверскую духовную семинарию.

В 1917 году, будучи студентом семинарии, поступил послушником в Нилову Столобенскую Богоявленскую пустынь.

В 1918 году был пострижен в монашество.

Семинарию не окончил из-за революционных событий.

В начале 1920-х годов являлся насельником новоторжского Борисоглебского монастыря, иподиаконом Новоторжского епископа Феофила (Богоявленского), который позже рукоположил его во иеромонаха. Назначен казначеем монастыря.

В сентябре 1922 года вызван для допроса в ГПУ по делу о распространении антиобновленческого воззвания епископа Старицкого Петра (Зверева), в ночь на 24 ноября арестован в Торжке, находился под следствием в Бутырской тюрьме. Постановлением комиссии НКВД РСФСР по административной высылке от 23 февраля 1923 года сослан в Туркестан на 2 года за «антисоветскую деятельность».

Ссылку отбывал в Ташкенте, где имел большое влияние на православную молодёжь. В ссылке познакомился с архиепископом Андреем (Ухтомским), стал его духовным сыном.

В конце января-начале февраля 1928 года по благословению епископа Андрея (Ухтомского) был хиротонисан во епископа Стерлитамакского.

После возвращения из ссылки служил в Уфе, после ареста владыки Аввакума (Боровкова) управлял Уфимской епархией с титулом «епископ Бирский».

В марте 1930 года был арестован, а 3 декабря 1930 года был приговорён к 10 годам заключения с конфискацией имущества. С 1930 года был в заключении в Вишерском ИТЛ (посёлок Красновишерск Уральской области). В 1931 года находился на общих (тяжёлых физических) работах, в лагере, заболел гнойным плевритом, перенёс операцию и был комиссован (по просьбе Екатерины Павловны Пешковой, руководившей Политическим Красным Крестом).

В 1932—1937 годах находился в ссылке в городе Мелекессе Средне-Волжского края (ныне — Димитровград Ульяновский области).

В 1937 году был арестован в Мелекессе. Виновным себя не признал, 21 декабря 1937 году был приговорён к расстрелу тройкой при УНКВД по Куйбышевской области. 16 апреля 1938 года расстрелян.

День памяти блаженной Ксении Петербургской, 6 февраля

Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года блаженную Ксению Петербургскую причислили к лику святых.

Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним

Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный. 

Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

3

Архитектурный ансамбль монастыря

Архитектурный комплекс обнесен стенами с вышками, возведенными в 1734 году.

Церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы – самый старый каменный храм в городе, построенная в 1620 году на месте старой деревянной церкви. Церковь венчает восьмигранный шпиль, на котором установлен крест. В 1879 году на левой стороне церкви построили придел во имя святых праведных Иоакима и Анны.

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа с колокольней – украшение Борисоглебского монастыря, построена в 1804-1811 годах. Большие ворота в виде арочного входа предназначены для торжественных процессий. Слева – малые ворота для прихожан.

Пять куполов церкви устроены в виде фонарей, последний – полусферической формы виден только изнутри.

Трехъярусная колокольня высотой 50 метров – самая высокая постройка в Торжке, на которой устроена смотровая площадка. Здесь были устроены часы, пострадавшие во время пожара.

Свечная башня возведена в русском стиле в 1860 году по проекту местного архитектора Степана Ивановича Гребенщикова. На шпиле нет креста – башню использовали для производства свечей и как библиотеку.

Двухэтажный настоятельский корпус и кельи выстроены из камня.

Бывший Новоторжский кремль

Если двигаться по Кузнечной улице, то на некотором расстоянии вдоль дороги можно увидеть Земляные валы бывшего Новоторжского кремля. В прошлом он был обнесен 1,5-километровой стеной с 11 башнями, некоторые из которых, по мнению ряда исследователей, были каменными.

Земляные валы бывшего Новоторжского кремля

Во время большого пожара 1742 года все деревянные постройки кремля сгорели и больше не восстанавливались. Сейчас на части территории создан комплекс «Новоторжский кремль», экспозицию которого составляют реконструкции древнего оружия и оборонительных средств времен осады города войсками хана Батыя.

С.М.Прокудин-Горский. Крепостной вал около Борисоглебского монастыря. Лето 1910 года

Соборным комплексом Спасо-Преображенский соборВходоиерусалимская церковь

Спасо-Преображенский собор

С.М.Прокудин-Горский. Спасо-Преображенский собор и Входоиерусалимская церковь в Торжке с левого берега р. Тверцы. 1910 год

Период возрождения

В 1993 году право на совместное владение монастырскими постройками и территорией обретает музей и православная церковь. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил игумена Вассиана (Кураева) на место настоятеля возрождаемой обители.

Целых два года приехавшие в полуразрушенные здания пять братьев строят для проживания корпус.

В 1995 году посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ, приехавшим на празднование четырехсотлетия Нило-Столобенской пустыни, дается толчок в воскрешении Торжской святыни.


Богослужение в Борисоглебском монастыре

Архитектурный ансамбль Введенской церкви передается в собственность монастыря в 1997 году, и уже 24 июня 1998 года древнейший Борисоглебский монастырь принимает прихожан на первую после восстановления Литургию.

К 2003 году в ново отреставрированной обители проживает 11 насельников.

Современное состояние

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

К сожалению, поскольку с 80-х годов храм толком не ремонтировался, а реставрация 2000-2010-х годов во многом усугубила процесс разрушения храма (источник), состояние на 2018 год вызывает очень серьёзные опасения в сохранности памятника. На табличке, прибитой к двери храма, указано, что правый нижний венец сгнил, а внутри храма видно, что часть бревен так же гниёт, и требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери в Торжке. 2011 г. Фотография: И. Земляков.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери в Торжке. 2011 г. Фотография: И. Земляков.

По словам служителей храма, в 2017 году подана заявка для участие в Федеральной целевой программе Культура России Министерства Культуры по реставрации памятников истории на реставрационные работы 2019-2021 г.г.

Этот храм — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа.

На сайте прихода, к которому прикреплен храм, есть данные для перечисления пожертвований.
Обязательно надо указать назначение платежа: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Благодарю Н. Долгого и И. Землякова за помощь в подготовке материала.


Иван Матвеев
Архитектор, основатель и главный редактор проекта Anastasis.me.https://anastasis.me

Все материалы автора

05.05.2018 @ деревянная архитектура, деревянное, деревянные церкви, русская архитектура, русская деревянная архитектура, Русский Север, церковная архитектура, церковьКороткая ссылка.

Монастыри

Борисоглебский мужской монастырь

Борисоглебский монастырь

— крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области.

Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы.

Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. В исторических источниках первые сведения о Торжке появляются в середине XII века.

Адрес

: Тверская обл., Торжок, ул. Старицкая, 7

Телефон

: 9-91-88

Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада

Протяженность стен по периметру — более одного километра. Их толщина — до трех метров, высота — от 10 до 13 метров. По периметру стен возвышаются 14 башен разной конфигурации, высота которых варьируется от 25 до 40 метров. С такой высоты местность просматривается на 15 километров.

Монастырский музей входит в «Золотое кольцо России». Фото: neskuschno.ru/

Первые стены деревянной крепости защищали северо-восточные пути к Москве от отрядов татаро-монгол — за стенами обители и возле нее укрывались и селились спасавшиеся от монгольских набегов и поборов жители, что положило начало нынешнему Борисоглебску. Позже уже каменные стены в Смутное время стали преградой на пути войск польско-литовских захватчиков. 

В 1608 году польские войска захватили Ростов, войско пана Сушинского осадило Борисоглебский монастырь, но обитель враги не сожгли. Произошло это во многом благодаря духовному подвигу старца Иринарха, с которым поляки и литовцы общались и были потрясены мужеством и крепостью веры подвижника.

4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector