Спасо-преображенский варлаамо-хутынский женский монастырь епархиальный женский монастырь

Содержание:

Гостиницы среднего ценового сегмента

Гостиница «Волхов» расположена в самом центре города, предоставляет гостям комфортные номера со всеми удобствами. В стоимость включен завтрак по системе «шведский стол».

  • Адрес: ул. Предтеченская, д. 24.
  • Телефон (бронирование), (администратор).
  • Стоимость проживания:одноместный номер: 2150 руб., двухместный номер: 2900–3100 руб.

Гостиница «Новгородская» расположена на тихой улице в самом центре города. Постояльцам предлагаются номера со всеми удобствами, завтрак, бесплатный Wi-Fi.

  • Адрес: ул. Десятинная, д. 6А.
  • Телефон.
  • Стоимость проживания: от 2000 руб.

Комплекс «Юрьевское Подворье» — просторный загородный туристический комплекс, рассчитанный на размещение организованных групп. Стилизованные номера.

Преподобный Варлаам Хутынский. Иконы

Иконография преподобного Варлаама Хутынского представлена многочисленными миниатюрами, памятниками иконописи, монументальной живописью, шитьем, прикладным искусством, гравюрами, отразившими общерусский характер почитания святого. Большая часть изображений сохранилась в произведениях новгородского и московского искусства.


Преподобный Варлаам Хутынский, с житием. XVI в. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного), Москва


Икона Варлаам Хутынский. Бронзовое литье, холодная эмаль

В иконографической традиции изображений преподобного можно выделить несколько основных вариантов. К самому раннему типу изображения относится одноличный фронтальный образ, восходящий к недошедшему до настоящего времени надгробному портрету святого. Поясной вариант этого извода воспроизводился на игуменских печатях Хутынского монастыря начиная с 1-го десятилетия XV в. (впервые — на печати игумена Варлаама). Преподобный представлен в куколе, в руке свернутый свиток. В московской мастерской царицы Ирины Годуновой был шит покров, вложенный в Хутынский монастырь в 1579 г., на котором святой представлен в схиме, на голове куколь с Голгофским крестом, в руках свернутый свиток (в настоящее время покров находится на реставрации).


Преподобный Варлаам Хутынский. Покров, мастерская Ирины Годуновой. XVI в.

К той же традиции относятся большие храмовые иконы преподобного, их иконография отличается лишь деталями: надетым или спущенным на плечи куколем, закрытым или раскрытым свитком, содержанием написанного на нем текста.


Преподобный Варлаам Хутынский. Первая треть XVII в. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Сохранился резной образ преподобного ХVI века, украшавший верхнюю крышку деревянного реликвария из Димитриевской церкви в Новгороде, где св. Варлаам изображен без куколя, с раздвоенной бородой, благословляющим, с развернутым свитком в руках с текстом: «Блажен человек, иже помянет имя мое в день памяти моея». Такой же образ преподобного (наряду с его предстоянием Спасителю в деисусной композиции) встречается в средниках житийных икон.

Самым ранним сохранившимся является изображение преподобного Варлаама вместе со святыми, чьи дни памяти близки, на новгородской иконе 2-й пол. XV в. «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение».


Богоматерь Знамение с избранными святыми. Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия. Начало XV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На таблетке из комплекта святцев Софийского собора преподобный представлен в центре оборотной стороны (на лицевой — «Воздвижение Креста») между святыми Харитоном Исповедником, еп. Иконийским, и Сергием Радонежским. Он изображен в темно-вишневой мантии и желтом подряснике, куколе, благословляющим, со свитком в руке. В дальнейшем, особенно в XVI в., этот вариант изображения преподобного будет самым распространенным.


Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Двусторонняя икона-таблетка. Конец XV — начало XVI вв. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород

Со 2-й пол. XV в. вплоть до кон. XVII в. на московских и новгородских иконах Варлаам Хутынский нередко представлен с преподобным Сергием Радонежским. Для новгородцев преподобный Варлаам олицетворял славу местной истории, духовное начало новгородской церкви и монастырской жизни, подобно тому, как в Москве те же идеи связывались с именем Сергия Радонежского. На Спасской башне Московского кремля над главными воротами висит икона «Спас Смоленский» с изображением в полный рост Спасителя и припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.


Спас Смоленский, с преподобными Варлаамом Хутынским и Антонием Римлянином. Середина — третья четверть XVIII в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород


Варлаам Хутынский с житием в 18 клеймах. Вторая половина XVI в. с поновлениями XVII века, Новгород (средник); середина XVII века, Ярославль (рама с клеймами). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль


Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах. Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль


Преподобный Варлаам Хутынский с житием в 20 клеймах. 1560-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История основания новгородской святыни

Варлаамо-Хутынский монастырь — христианская святыня, основанная в начале 12 века, ныне женская обитель. Прежде здесь обитал мужской монастырь, где хранятся чудотворные мощи святителя Варлаама Хутынского.

Преподобный Варлаам является одним из почитаемых святых русского севера. Он родился в богатой семье Михалевичей, был крещен именем Алексием. Мальчик с ранних лет проявлял любознательность в познании Слова Божьего, впитывая в себя его откровения.


Храмовая икона святого Варлаама Хутынского

Родители Алексия рано покинули этот мир, оставив большое наследство, которое юношей было роздано малоимущим, а сам он принимает постриг с именем Варлаам.

Однажды во время молитвы преподобный увидел яркий свет из глухого леса, который местные жители считали нечистым. На указанном с Небес месте, в глубине непроходимой чащи, святой проводил все время в молитве. В память о божественном явлении первый храм будущей Хутынской обители освятили, как Свято-Преображенский.

Освящение церкви состоялось 19 августа 1192 года, и в этот же день архиепископом Григорием Варлаам был рукоположен на игумена, однако, по состоянию здоровья он всего 2 месяца был наставником монастыря, передал любимое детище под руководство отцу Антонию. 19 ноября того же года преподобный Варлаам мирно почил.

Интересно! Посеянное святителем помазание на обители принесло плоды, после молитвы у могилы святого начались чудеса исцеления, народ все прибывал и прибывал к месту покоя преподобного Варлаама.

История хранит несколько преданий как при жизненных служениях, так и после смерти чудотворца.

Св.Варлаам предсказал снег в Новгороде на Петров пост, после чего, по словам преподобного, мгновенно настанет лето, принесшее богатый урожай. Так оно и случилось. Это чудо было ознаменовано торжественной службой торжественным ходом вокруг монастырских стен.

В 15 веке великий князь Московский Иван ІІІ пожелал открыть могилу, чтобы убедиться в нетленности мощей, но был остановлен внезапным пламенем, исходящим из гроба. Огненные языки сопровождали царя во время его бегства от святыни. Опаленный царский посох долгое время хранился в Преображенском храме.

В 16 веке Варлаамская мужская обитель — центр как церковной, так и политической жизни.


Варлаамо-Хутынский монастырь в Великом Новгороде

В 1611 году шведы, взявшие в осаду Великий Новгород, обосновали в монастыре свою резиденцию.

Викарии Кексгольмские и Ладожские, Старорусские и Кирилловские, Тихвинские каждый в свое время был настоятелем Хутынской обители.

К концу 19 века здесь похоронены знаменитые люди России:

  • великий русский поэт Гаврила Державин и его жена Дарья;
  • архиепископ Антоний;
  • епископ Сильвестр (Цветков);
  • архимандрит Арсений (Иващенко) и другие.

Время закрытия и разрушений

Монастырь сохраняет этот статус до Октябрьской революции 1917 года. Несмотря на официальное закрытие, в 1925 году в монастырских храмах ведутся службы архиепископом Алексием (Симанским), до 1932 года исполняются на клиросе богопения будущим архимандритом Павлом (Гузеевым).

До войны в монастырских стенах находилось военное училище, а позже, как поругание над святыней, лечебница для психически больных людей.

Великая Отечественная война разрушила Варлаамскую святыню, оставив ее лежать в руинах на долгие сорок лет, при этом пострадало и надгробие Державина, останки которого позже перезахоронили, затем в 1993 году вернули в монастырь.

Возвращение святыни

В конце 20 века начинается восстановление Новгородской святыни, здесь действует уже женский монастырь.

В 1998 году завершаются ремонтные работы в обоих пределах:

  • южном — Покрова Богородицы;
  • северном, освященном в том же году в честь Иоанна Богослова.


Интерьер церкви Варлаамо-Хутынского монастыря

В 2003 году окончательно восстанавливается Варлаамовский храм, трапезная колокольня, в которой освящена церковь Новомучеников и Исповедников Российских.

Монастыри Новгородской епархии

 Свято-Юрьев мужской монастырь

Свято-Юрьев мужской монастырь, посвященный одному из самых почитаемых христианских святых – святому великомученику Георгию Победоносцу, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но и всей России. Название монастыря происходит от древнерусской диалектной формы имени Георгий – Юрий. Обитель при истоке реки Волхов из озера  Ильмень была основана прославленным русским князем Ярославом Мудрым в 1030 году.

И.о. наместника: епископ Юрьевский АРСЕНИЙ(Перевалов Денис Юрьевич)

Адрес монастыря: 173007, г. Великий Новгород, Юрьево, Юрьевское шоссе, 10, Свято-Юрьев мужской монастырь.Тел: (8162) 77-30-20.

 

Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь

Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь, находится в десяти километрах от Новгорода, к северу, вниз по течению реки Вол­хова, на правом его берегу. Он основан в 1192 году прп. Варлаамом. Вместе с основанием монастыря, прп Варлаам построил камен­ную Спасо-Преображенскую церковь.

Настоятельница: Игумения АЛЕКСИЯ (Симдянкина Анна Викторовна)

Адрес монастыря: 173011, г. Великий Новгород, д. Хутынь, Варлаамо-Хутынский женский монастырь.Тел: (8162) 749-602.

Валдайский Иверский мужской монастырь

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь был основан Святейшим Патриархом Никоном на одном из островов Валдайского озера по образцу Иверского монастыря на Афоне. Первыми насельниками обители на Валдае были монахи Оршанского Кутейнинского монастыря (Белоруссия), привезшие с собой типографию.

Настоятель: Митрополит Новгородский и Старорусский Лев

Адрес монастыря: 175400, Новгородская область, г. Валдай, Остров.Тел: (81666) 222-11 или 268-68.

Свято-Троицкий Михаило-Клопский мужской монастырь

Дата основания Клопского монастыря точно неизвестна, она теряется в веках. Можно только сказать, что до XV столетия этот монастырь был очень беден и мало кому известен, но в указанное время он широко прославился, благодаря праведной жизни и дивным чудесам прп. Михаила. К приходу блаженного Михаила (1408 г.) в Клопской обители уже имелись две деревянные церкви и трапезная.

Наместник: Игумен ИАКОВ (Ефимов Александр Васильевич)

Адрес монастыря: 173516, с. Сельцо, Новгородский район, Новгородская область. Свято-Троицкий Михаило-Клопский монастырь.

Николо-Косинской женский монастырь

Возникновение Косинского Свято-Николаевского монастыря относится к глубокой древности. Основан монастырь учениками прп. Варлаама Хутынского  Константином и Косьмою еще в первой половине XIII в. В 1220 г. силами умножившейся братии был воздвигнут каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского; первым его игуменом был прп. Константин, который им и оставался до своего успения в 1240 году. Его приемником стал прп. Косьма.

Настоятельница: —

Адрес монастыря: 175200, Старорусский район, Новгородская область, Николо-Косинской женский монастырь.

Антониево-Леохновская пустынь

Спасо-Преображенский Антониево–Леохновский мужской монастырь находится в с. Леохново, в 20 км от г. Старая Русса Новгородской области. Основным источником сведений об основании монастыря является житие прп. Антония Леохновского в нескольких редакциях, содержащих разные даты жизни преподобного: по одним сведениям — конец XV — начало XVI в., по другим- конец XVI — начало XVII в. Согласно старейшему списку жития монастырь был основан прп. Антонием в конце XV в.

Настоятель: Архимандрит МИТРОФАН(Письменский Василий Михайлович)

Адрес монастыря: 175213, с. Леохново, Старорусский район, Новгородская область. 

Варлаам заботился об обители и после кончины

К святому Варлааму за помощью обращались и великие князья, и простые крестьяне. За беспримерное смирение Бог дал ему дар прозорливости и исцеления. Известно много случаев, когда, ещё при жизни Варлаама, по его молитвам Господь исцелял людей и даже воскрешал.

Он был милосерден к тем, кто старательно нёс свои труды, и суров к тем, кто не проявлял милосердия. В сказании о жизни преподобного Варлаама мы можем прочитать о случае, когда в Новгороде наступил голод. Это случилось после смерти святого старца.

Голодные горожане пришли к воротам монастыря просить хлеба, но игумен Никифор приказал закрыть ворота. Ночью во сне к нему пришёл преподобный и стал выговаривать ему за его жестокость, а затем наказал его жезлом.

Утром Никифор не смог пошевелить ни рукой, ни ногой и был вынужден отправиться на покой в Чудов монастырь.

Даже после своей кончины преподобный Варлаам не переставал заботиться об обители.

Каждый, кто приходил помолиться у его гроба, получал ответ на свои молитвы.

Большое количество свидетельств об исцелениях и чудесах, которые происходили по молитвам у мощей преподобного, подвигли Новгородского архиепископа Евфимия начать освидетельствованию его мощей.

Когда в 1452 году с гроба сняли каменную крышку, мощи святого обнаружили нетленными.


Положение во гроб преподобного Варлаама

После этого мощи продолжали оставаться закрытыми. В 1471 году Великий князь Московский Иоанн III-й, завоевал Новгород. Он пришёл поклониться святым мощам преподобного. «Почему не открывают гроба Святого?» — стал он спрашивать игумена Нафанаила.

«Издавна никто не смеет видеть мощи чудотворца, — отвечал игумен, — ни для князей, ни для архиепископов, ни для бояр не открывают их, пока Господу не благоугодно будет изъявить на то Свою волю».

Тогда Великий князь в гневе приказал открыть гроб, но как только начали поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба Святого вышел густой дым и затем пламя, опалившее стены храма.

В ужасе князь бежал со своей свитой из храма, выронив жезл. Этот жезл и обожжённая дверь алтаря долгое время хранились в ризнице храма.

Молитвы святому преподобному Варлааму можно произносить в любой нужде

Обращаться за помощью к святому можно в любой нужде. При жизни он исцелял больных, кормил голодных, заступался за тех, кого обижали, учил начальников не обижать подчинённых.

После своего отшествия ко Господу он также не остаётся равнодушным к нашим бедам и является скорым помощником.

Молитва святому

О Преподобне и Богоносне Отче наш Варлааме,

Услыши нас молящихся Тебе и буди нам помощник в скорбех наших,

и избави нас от напастей, за множество прегрешений находящих на ны;

умоли, Угодниче Христов Всеблагаго Бога даровати нам оставление

всех от юности нашея до настоящаго дне и часа, делом, словом, помышле­нием и всеми чувствы содеянных нами согрешений,

исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие,

да прославляем непрестанно Славимую от Ангел Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа.

И Твое милостивное предстательство в безконечныя Веки. Аминь.

И Богу слава.

Тропарь, глас 3

Иже на земли леганием,

пощением же и бдением

тело твое изнуряя, преподобне,

вся плотская мудрования умертвил еси,

и исцелений струя независтная явился еси

верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,

моли Христа Бога

спастися душам нашим.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь

Адрес: 173011, г. Великий Новгород, деревня ХутыньТелефон: +7 (81622) 74-96-02

Как добраться: Регулярные автобусные рейсы № 121 следуют от новгородского автовокзала (ул. Октябрьская, д. 1) до станции «Хутынь».

На автомобиле из центра Новгорода нужно ехать по Большой Московской улице до пересечения с улицей Державина. Здесь повернуть направо и следовать до указателя на Хутынь (поворот налево). Через некоторое время будет развилка, по которой следует ехать налево, на Монастырскую улицу.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский (ранее-мужской) монастырь расположен всего в 10 верстах от Великого Новгорода. Являясь самым крупным монастырем района, ежегодно под свои своды он собирает тысячи паломников, которые устремляются в обитель святого праведного Варлаама Хутынского в поисках умиротворения, исцеления души и тела. Всякий приходящий с верой, чистым сердцем и смирением получает просимое.

На сегодняшний день Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь находится под управлением Новгородской Епархии, возглавляет которую Высокопреосвященнейший Владыка Лев (Церпицкий) Архиепископ Новгородский и Старорусский.

В свое, отведенное Богом время, истории было суждено поставить события на свои места. Там, где было языческое капище, на месте, которое считалось обиталищем нечистой силы и называлось «Худынь» от слова «Худое, плохое», в 90 годах XII века появился, расцвел монастырь, основателем которого стал Преподобный Варлаам, великий молитвенный защитник земли русской.

Постепенно слава о великом подвижнике Божием распространилась по всей округе и в монастырь стали съезжаться люди: преподобный Варлаам принимал и наставлял всех. Некоторые из обращавшихся так и оставались жить в обители в составе монашеской братии. Спустя время был построен деревянный храм. А незадолго до своей кончины Преподобный окончил построение и каменного Преображенского храма вместо старого деревянного.

За несколько дней до окончания своего земного пути св. Варлаам призвал к себе братию и сказал: «Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я всегда буду с вами духом. И если будете жить в любви, монастырь этот не будет иметь ни в чем недостатка».

Оставленное завещание братия сохраняла более 700 лет, принимая странников, помогая им жильем, едой и молитвой. Но страшная судьба богоборческого времени первой половины 20 века не обошла стороной и эту святую обитель. В 1917 году практически вся братия монастыря была арестована, главный колокол был спилен. Коммунисты по камешку разобрали то, что было создано любовью и трудом монахов. Невредимыми остались только уцелевшие чудом мощи св. Варлаама.

Пережив 1917, арест монахов, 30-е годы и время масштабного разрушения святынь, расстрел священников, Великую отечественную войну и прятавшихся в монастыре фашистов, которых вытравливали артобстрелами, монастырю было суждено возродиться из пепла. Монастырь полностью был восстановлен в конце XX века, и сейчас, как и прежде вновь подтверждает статус одной из красивейших и изобильных монашеских обителей России.

В 1994г. по Благословению Владыки Льва монастырь заселили монахини во главе с игуменьей Алексией (Семдянкиной), которая и по сегодняшний день является бессменной настоятельницей монастыря.

В настоящее время обитель насчитывает несколько корпусов и угодий, среди которых огород с теплицами, скотные и птичьи дворы, картофельные поля, фруктовый сад. Ежедневные послушания сестер распределены и на изготовление церковных свечей, шитье и вышивку в древнерусских традициях архиерейских и священнических облачений, убранство храма, прием многочисленных паломников. В монастыре трудится около 50 монахинь.

По словам Владыки Льва, «монастырь – это своего рода лечебница, где каждый человек становится как будто обнаженным. Монашеские обеты даются раз и на всю жизнь. Остаются только те, которые пришли по призванию. Можно сказать словами Христа: «Не вы Меня призвали, а Я вас призвал». Поэтому монашество тоже призвание».

Записка почтой или электронно?

Обращаем ваше внимание на то, что по-прежнему сохраняется возможность заказать требы почтовым переводом, указав в графе Кому:

«Федеральный клиент «Валаамский монастырь (пожертвования)»

Если раньше нужно было проделать достаточно длинный путь для того, чтобы попасть в монастырь самому, или же найти человека, собирающегося в паломническую поездку, и все это занимало не один день, то теперь процесс подачи записки занимает считанные минуты.

Теперь, благодаря тому что в монастыре разработан специальный модуль по приему пожертвований, требы могут исполняться намного раньше. Подробнее о порядке поминовения.

Заслуги преподобного Варлаама

Но буквально через несколько месяцев после освящения храма, который тогда назывался Спасо-Преображенским, преподобный Варлаам скончался. Произошло это в 1192 году. Погребал его сам архиепископ. Это, по мнению историков, являлось свидетельством огромного уважения, которым пользовался игумен в Новгороде. После его смерти монастырь Варлаамо-Хутынский продолжал действовать, он не пришел в состояние упадка. Напротив, огромными стараниями учеников преподобного он все больше укреплялся и обустраивался.

Считается, что своей внешней красотой и величавостью обитель обязана вкладам, которые делали состоятельные новгородцы, высоко чтившие преподобного Варлаама. К большому сожалению, крайне мало сохранилось документальных сведений о самом раннем периоде существования этого монастыря. Поэтому сегодня сложно представить все те приобретения, которые тогда делались. Это затруднено и потому, что ни одна из построек, датируемых тем временем, в том числе и Спасо-Преображенский храм, не сохранилась.

Одна из самых известных русских святынь

Именно это событие стало причиной того, что сегодня преподобный стал наравне с Сергием Радонежским наиболее известным на Руси святым. И хотя монастырь после присоединения Новгорода к Москве утратил некоторую часть своих имений, он все равно оставался одним из богатейших в епархии, уступая только Юрьеву.

В 1540 году храм пострадал от пожара, который начался у чудотворцева гроба. Сгорело все, начиная от икон и заканчивая входной дверью. Но монастырь недолго бедствовал: на восстановление очень быстро было собрано достаточно средств, львиную долю которых пожертвовала местная знать. Очень скоро Спасо-Преображенская обитель стала еще красивее, чем была раньше.

Внутреннее убранство

Интерьер Преображенского храма восстановлен в традициях XVI века, с открытой аркой алтарного проема и тябловым иконостасом. Стены храма украшены с помощью плоских пилястр, которые служат визуальными опорами для арок бокового нефа. Угловые пилястры имеют сдвоенную форму, создавая четкий ритм и целостность интерьера. Карнизом под окнами стены разделены по высоте.

Купол светлый с узкими повышенными подпружными арками создает ощущения легкости и простора. Весь интерьер очень легких и воздушный. Интересной особенностью является ведущая из проема в алтарной части до купола каменная лестница, назначение которой однозначно не установлено.

Святыни и мощи

Главной святыней обители является серебряная рака над нетленными мощами Преподобного. Сюда приезжали поклониться многие царственные особы. Поток паломников не уменьшается и в настоящее время. На монастырском кладбище нашли упокоение многие архиепископы и митрополиты Новгородской земли.

Особо почитается Святая горка с часовней, поставленной над местом пещерной кельи Святого. Предание гласит, что эту землю преподобный наносил ладонями. Вокруг горки принято проходить босиком, совершая внутреннюю молитву. По свидетельству многочисленных паломников просимое всегда исполняется, а по молитвам Святого даруется особое исцеление при различных ножных болезнях и головной боли.

Расписание служб, режим работы

Монастырь открыт для паломников и прихожан каждый день с 6 до 21-30 ч. Все желающие могут посетить ежедневные церковные богослужения, которые в Варлаамо-Хутынском храме начинаются по следующему расписанию.

Расписание:

  • Божественная литургия в будние дни служится с 7 ч.
  • Вечернее богослужение начинается в будние дни в 18 ч.
  • Всенощное бдение служится накануне праздничных и воскресных дней с 17 ч.
  • Воскресная литургия проходит с 10 ч.
  • Исповедь совершается перед началом утренней службы в 6-30 и 8-30.

После обедни в 12 ч. служится еженедельный молебен святому Варлааму. В субботние дни после утренней службы по предварительной договоренности совершается таинство крещения.

Правила посещения монастыря

При посещении монастыря необходимо соблюдать следующие общепринятые для православных правила:

  • На паломнике должен быть надет нательный крестик.
  • Перед входом в обитель нужно женщине покрыть платком, а мужчине обнажить голову, осенить себя 3-кратным крестным знамением и совершить поклон.
  • Рекомендуется убавить или выключить звук мобильного телефона.
  • На территории монастыря не принято громко разговаривать, смеяться, бегать и шуметь.
  • Необходимо иметь соответствующий обстановке внешний вид. Нельзя входить в монастырь в шортах и майках, спортивном костюме.
  • Нельзя мешать верующим молиться, толкаться и отвлекать вопросами во время богослужения.
  • Свечи святым принято покупать и ставить до или после службы.
  • В период богослужения нежелательно ходить по храму и прикладываться к иконам.
  • Проживающие в обители паломники должны исполнять устав и распорядок жизни монастыря.

Архитектурный ансамбль монастыря

Северо-западнее главного храма обители находится одноглавая бесстолпная церковь Варлаама Хутынского с обширной трапезой, возведенная в середине XVI века. Строение квадратное в плане, внешне вытянуто вверх, с 3 апсидами. Внутри здание поделено на 2 этажа. В подклети находилась кухня.

Трапезная в западной части представляет собой просторное светлое помещение с 2 восьмигранными столбами и сводчатыми потолками. Напротив входа Преображенского храма, над южными воротами в обитель возвышается церковь с колокольней, выполненная в барочном стиле в виде триумфальной арки. Нижние этажи звонницы массивны и имеют одинаковую величину, декорированы колоннами.

На фоне такого основания завершение колокольного яруса смотрится довольно скудно. Архитектором строения выступил Д.В. Ухтомский. На 2 этаже сегодня находится церковь Новомучеников и исповедников Российских. Сестринский корпус являет собой 2-этажное здание с домовым храмом, освященным в честь святого римского папы Льва.

На территории монастыря есть горка, которую наносил сам преподобный, сооружая пещерную келью. Сегодня на ее вершине установлена деревянная часовня. Над колодцем, вырытым еще самим Варлаамом, сегодня установлена сень. Все монастырские постройки с фруктовым садом обнесены белокаменной оградой.

Святой инок Варлаам с детства любил молиться и хорошо знал ход богослужения

Будущий подвижник был сыном знатных родителей, известных в Великом Новгороде. Его родители, Михаил и Анна, не только сами были благочестивыми христианами, но смогли и сыну привить любовь ко Христу.

В то время читать дети учились по богослужебным книгам и Алексей, такое имя носил преподобный Варлаам Хутынский до пострижения в монахи, не был исключением. Мальчик хорошо знал ход богослужения и любил молиться в церкви.

Он любил пост и уединение так, что родители начали беспокоиться о его здоровье и просили его не изнурять себя. На что сын ответил им:

Житие святого говорит нам, что отец с матерью позволили ему жить по его усмотрению. После смерти родителей он раздал всё имущество нуждающимся и отправился в пу́стынь к преподобному Порфирию, который постриг его в монахи с именем Варлаам.

Святой преподобный Варлаам Новгородский Чудотворец

Интересные факты про монастырь

Древнейшим новгородским официальным документом XII века является пергаментная грамота о вкладе Варлаама земель в имущество монастыря, сегодня хранится в государственном музее Новгорода. В ризнице монастыря долгое время хранились опаленная алтарная дверь и личный жезл царя Ивана III, с которыми связано удивительное событие.

При поклонении святым нетленным мощам царь стал донимать игумена монастыря, чтобы вскрыли раку святого для всеобщего открытого поклонения. Когда игумен уступил царским просьбам, и начали выкапывать могилу, из нее вышел мощный столб огня, опаливший церковные стены и деревянную дверь.

Иван Васильевич с ужасом выбежал из здания, но огонь продолжал его преследовать, вырываясь из земли при каждом ударе трости. Царь кинул свой посох и со страхом уехал из монастыря. Перед самым закрытием монастыря в нем был чтецом и пел на клиросе широко известный впоследствии Павел Груздев. Патриарх Алексий I был архиепископом Хутынским.

Жизнь первых насельников

Считается, что преподобный Варлаам, который был человеком «книжным» и воспринимавшим христианские традиции древней Византии полностью, установил в обители общежительный устав. Некоторые историки считают данное утверждение всего лишь догадкой, поскольку самые ранние летописи, рассказывающие о монашеской жизни в монастыре, относятся к шестнадцатому веку. Их дал в своих «Записках о Московии» Зигмунд фон Герберштейн, который рассказывает, что настоятель, имевший общую трапезу с братией, всегда советовался с несколькими старшими иноками, прежде чем выносить важные вопросы на обсуждение других насельников.

История храма

Варлаамо-Хутынский монастырь ведет свою историю с XII столетия, когда чернецом Валаамом на заросшем дремучем лесом берегу реки Волхов, пользовавшемся у народа дурной славой месте, срубил себе уединенную келью по божественному указанию, сошедшему ему в виде яркого луча света. В память об этом событии построенная здесь деревянная церковь была освящена Преображенской.

К строгому подвижнику начали стекаться люди за помощью и молитвой, многие из которых остались с ним навсегда. Святой тайно носил тяжелые вериги и вел очень строгую постническую жизнь. Господь прославил своего угодника прижизненным даром прозорливости, чудотворения и воскрешения мертвых.

Позднее вместо обветшавшей церкви Варлаамом был заложен новый уже каменный храм. Вскоре после этого святой подвижник скончался, и был погребен братией у его стен. При прощании с телом подвижника случились многочисленные чудесные исцеления тяжелобольных со всей округи.

Но и позднее над его могилой долгое время продолжали совершаться исцеления и чудеса:

  • произошло прозрение слепого;
  • воскрес утонувший паломник;
  • было предсказание мора и пожара;
  • случилось наказание игумену монастыря за отказ в странноприимстве.

После смерти преподобного, его ученики продолжили его дело, и обитель росла и процветала. Из его стен вышло много святых и подвижников земли русской. Состоятельные новгородцы и приезжие почитатели Святого неустанно жертвовали на благоустройство монастыря.

Среди именитых благотворителей и посетителей можно особенно выделить следующих:

  • Василия II с сыновьями;
  • Ивана III;
  • Дмитрия Пожарского;
  • Василия Шуйского;
  • Василия III;
  • Петра I;
  • Екатерину II.


Варлаамо-Хутынский монастырь посещала сама Екатерина Великая. Наивысший расцвет пришелся со Смутных времен до периода XVIII столетия, когда обитель превратилась в одну из богатейших на северной земле. Здесь очень любил бывать Гавриил Державин, который завещал щедрые дары на помин своей души и просил себе здесь места упокоения.

Это было исполнено женой почившего, когда гроб с телом великого русского поэта и общественного деятеля был доставлен по реке Волхов от его имения в Званках. Могила поэта и его супруги была перенесена из стен обители в Новгород связи с разорением и запустением монастыря в середине прошлого века, но к 250-летнему юбилею останки вновь возвращены и перезахоронены в стенах обители.

Немало бедствий пришлось пережить обители за свою долгую историю. Были страшные опустошительные пожары, завоевание шведами, закрытие обители и размещение в ее стенах психоневрологической лечебницы в советское время, разрушение от бомбежки и артобстрелов в годы Великой Отечественной войны и период запустения.

В 1976 году в монастырских зданиях начались реставрационные работы, в 90-е годы обитель передана церкви, и вскоре здесь появляются первые насельницы. Сегодня женский монастырь представляет собой величественное зрелище, здания полностью восстановлены, в стенах храмов совершаются регулярные богослужения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector