Триумфальные ворота (москва)
Содержание:
- Архитектурный ансамбль Триумфальной площади
- Арки нового века: реставрация и реконструкции
- Проблема установки грандиозного памятника
- Демонтаж арки
- Деревянная арка (1814)[ | ]
- Деревянная арка (1814)[править | править код]
- Площадь
- Аналоги Триумфальной арки в мире
- Арка Бове
- Другие наиболее известные арки
- Реставрация
- Арки нового века: реставрация и реконструкции
- Василий Стасов — архитектор-новатор
- Интересные факты
- Постройка Триумфальных ворот
- Петр I — ворота в Европу
Архитектурный ансамбль Триумфальной площади
Архитектурный ансамбль Триумфальной площади составляют: гостиница «Пекин», Театр Сатиры, Концертный зал им. П. И. Чайковского, памятник В. Маяковскому. У каждого из них своя история.
Гостиница «Пекин»
Гостиница «Пекин» — вертикальная доминанта на Триумфальной площади. Построена в стиле сталинского классицизма и с 2009 года является памятником архитектуры.
Здание заложено в 1939 году и изначально предназначалось для одного из государственных ведомств. Однако годы шли, соответствующая госструктура потеряла свое влияние, и в 1954 году здание перепрофилировали в гостиницу для широкого круга лиц.
Современная гостиница «Пекин» выглядит почти так же, как и полвека назад. Сохранился высокий шпиль, узнаваемая башня с часами (механизм поменяли на электронный), многочисленные барельефы на фасадах.
Концертный зал им. П. И. Чайковского
В начале XX века в этом здании кипела театральная деятельность. Сначала его занимал театр «Буфф-миниатюр», позже — театр «Зон». Несколько лет там ставил спектакли Гостеатр им. В. Мейерхольда.
Концертный зал впервые открыл свои двери для посетителей в 1940 году. Ежегодно здесь проводят около 300 спектаклей, концертов и музыкальных фестивалей.
В 2004-2005 годах здание реконструировали
Большое внимание уделили качеству акустики и организации внутреннего пространства. Концертному залу на Триумфальной площади во многом вернули исторический облик — восстановили мраморный пол 1930-х годов, установили зеркальные колонны в фойе
Театр сатиры
В 1930 году театр переехал в здание на Триумфальной площади из дома №10 в Большом Гнездниковском переулке. В 1951 году он вновь переезжает и в течение 13 лет еще раз меняет свой адрес, пока окончательно не возвращается на Триумфальную площадь.
В 2012 году в Театре сатиры была проведена реконструкция. Там сделали капитальный ремонт, обновили оборудование. В 2015 году он получил статус самого посещаемого театра Москвы.
Памятник В. Маяковскому
Над знаменитым памятником В. Маяковскому работал скульптор А. Кибальников и архитектор Д. Чечулин.
На проработку образа и создание монумента ушло около шести лет. И даже к вопросу его установки мастера подошли со всей ответственностью. Чтобы выбрать оптимальное место для скульптуры, был изготовлен деревянный макет в натуральную величину. Его перемещали по площади, пока не нашли лучшую точку обзора и гармоничное расположение относительно других построек вокруг Триумфальной площади.
Маяковский изображен в образе чтеца. Одет в распахнутый пиджак, а в левой руке держит записную книжку. Высокая бронзовая фигура установлена на приземистом гранитном постаменте, где высечены слова поэта из поэмы «Хорошо!».
Триумфальная площадь в Москве — это образец того, как проходная и проезжая зона превращается в красивое рекреационное пространство для горожан.
Арки нового века: реставрация и реконструкции
Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.
За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.
Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.
Использованные источники
- Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
- Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
- Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
- Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2020. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.
Проблема установки грандиозного памятника
Триумфальные ворота были установлены на Кутузовском проспекте, одной из самых оживленных автомагистралей столицы, носящей имя великого главнокомандующего. В 60-е годы прошлого века место возведения памятника вызвало среди специалистов большие споры. За прошедшие полтора века первопрестольная изменилась неузнаваемо.
Прежде всего, город значительно вырос вверх. Послевоенное строительство домов большой этажности подавляло, делало не столь грандиозным триумфальное сооружение. Кроме того, город расширил свои границы – то, что прежде было окраиной, сегодня оказалось почти центром.
В 1962 году неподалеку от Поклонной горы было открыто новое здание панорамы-музея «Бородинская битва». Полотно работы Ф. Рубо, написанное в 1911 году, было изъято из запасников, отреставрировано и размещено в 23-метровом цилиндре здания. Поклонная гора – историческое место, где в 1812 году Наполеон ждал русскую депутацию с ключами от покоренной столицы, от Кремля. Ждал напрасно.
Решив установить в историческом месте третий объект, напоминающей о Победе русского оружия над Наполеоном, архитекторы предварительно подготовили площадку. Чтобы зрительно сохранить высоту сооружения, были проведены земляные работы по снижению окружающих холмов.
Арку было решено отдалить от многоэтажных зданий, стоящих по обе стороны проспекта. Расширенную в этом месте магистраль разделили площадкой-островом, на которой и установили ворота. Триумфальная арка не проездная, поток автомобилей огибает ее с двух сторон, а площадка, на которую ведут подземные переходы, отдана полностью во власть туристов и отдыхающих.
Демонтаж арки
В 1935 году советским правительством был утвержден масштабный Генплан развития Москвы. В нем предусматривались мероприятия по снесению некоторых зданий, расширению и обновлению проспектов и улиц, возведение новых сооружений, необходимых городу.
Именно в свете выполнения этого плана было осуществлено невиданное ранее для столицы действо: некоторые московские дома были сдвинуты в сторону, освобождая место транспортным магистралям.
Над проектом реконструкции Тверской заставы, ставшей к этому времени крупным транспортным узлом, работала группа архитекторов под руководством А.В. Щусева. Триумфальную арку решили разобрать на время производства земляных работ, и восстановить по их завершении.
С этой целью к демонтажу сооружения подошли со всей ответственностью. Каждый снимаемый элемент подлежал зарисовке, описи, замеру и складированию. Но началась война, которая нарушила многие планы. Все колонны из чугуна (кроме одной) были отправлены на переплавку – воюющей стране нужен был металл.
В декабре 1965 года на заседании Моссовета было принято решение о восстановлении Триумфальной арки, как значимого исторического и художественного объекта.
Деревянная арка (1814)[ | ]
13 мая 1814 года главнокомандующий в Петербурге на время отсутствия императора и управляющий Министерством полиции Вязмитинов разослал по всем губерниям постановление о торжественной встрече войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Также в мае 1814 года император Александр I написал московскому главнокомандующему графу Ростопчину письмо, в котором сообщил о заключённом мире.
В июне 1814 года Ростопчин устроил пышные празднества в честь вступления в Париж союзных войск и заключения мира. У Тверской заставы началось сооружение деревянных триумфальных ворот. Выбор места был обусловлен тем, что обычно именно у Тверской заставы императора встречала вся администрация Москвы вместе с почетными представителями дворянства и купечества. Это была одна из многих арок, которые были установлены по маршруту следования возвращающихся русских войск. Так в Петербурге дворянство начало строительство триумфальных ворот у Нарвы и у въезда в Петербург. Завершали эту идею триумфальные арки в Новочеркасске.
7 июля 1814 года Александр I, опасаясь народных бунтов, прислал генералу Вязмитинову рескрипт, запрещающий устройства всяких торжественных встреч и приёмов. Сенат вынужден был разослать повсюду новое постановление — об отмене начатых приготовлений, приложив копию царского распоряжения. Но триумфальные Нарвские ворота были почти готовы, и их декорировку довели до конца к концу июля.
Деревянная арка (1814)[править | править код]
13 мая 1814 года главнокомандующий в Петербурге на время отсутствия императора и управляющий Министерством полиции Вязмитинов разослал по всем губерниям постановление о торжественной встрече войск, возвращавшихся из Парижа после . Также в мае 1814 года император Александр I написал московскому главнокомандующему графу Ростопчину письмо, в котором сообщил о заключённом мире.
В июне 1814 года Ростопчин устроил пышные празднества в честь вступления в Париж союзных войск и заключения мира. У Тверской заставы началось сооружение деревянных триумфальных ворот. Выбор места был обусловлен тем, что обычно именно у Тверской заставы императора встречала вся администрация Москвы вместе с почетными представителями дворянства и купечества. Это была одна из многих арок, которые были установлены по маршруту следования возвращающихся русских войск. Так в Петербурге дворянство начало строительство триумфальных ворот у Нарвы и у въезда в Петербург. Завершали эту идею триумфальные арки в Новочеркасске.
7 июля 1814 года Александр I, опасаясь народных бунтов, прислал генералу Вязмитинову рескрипт, запрещающий устройства всяких торжественных встреч и приёмов. Сенат вынужден был разослать повсюду новое постановление — об отмене начатых приготовлений, приложив копию царского распоряжения. Но триумфальные Нарвские ворота были почти готовы, и их декорировку довели до конца к концу июля.
Площадь
Архитектором Стасовым также была спроектирована площадь, на которой расположился монумент героям. Автор настаивал на большом открытом пространстве, так как со значительного расстояния строение гораздо лучше просматривается. Кроме того, чтобы подчеркнуть доминирующее положение Нарвских ворот, они были установлены на небольшом возвышении. Именно такого эффекта добивались создатели планировки, им это удалось в полной мере. В 1834 году в здании разместились солдаты караульной службы.
Дачные домики, которые в большом количестве расположились на этом месте, со временем были снесены, стали строиться многоквартирные дома, заводы. В конце XIX века здесь находилась рабочая застава. «Площадь Стачек» – такое название получено после Октябрьской революции, так как здесь часто проходили забастовки рабочих. В 1924 г. площадь решено перепланировать, автор проекта – архитектор Л. Ильин. Речку Таракановку, проходящую по площади, и старые постройки убрали. Вместо них обустроили просторную красивую площадь, существующую и в наше время.
В 1927 г. здесь открылся Московско-Нарвский Дворец культуры, позднее получивший имя советского писателя М. Горького. В 1928—1931 годах начали работать фабрика-кухня и открылся внушительных для того времени размеров Кировский универмаг. В 1930-х годах был создан комплекс жилых строений. В 1955 году в стиле «сталинского классицизма» возведена станция метро «Нарвская». В 1956 году закончено строительство общежития Ленинградского института водного транспорта. В 1979—1980 годах под строением соорудили подземный переход. В 1999 году на площади был установлен памятник маршалу ВОВ Л. А. Говорову.
Торговый принял первых покупателей весной 2005 года. Здание оснащено автоматической современной системой управления, объединяющей освещение, отопление, пожарное оповещение, вентиляцию, водоснабжение и другие.
Аналоги Триумфальной арки в мире
Триумфальная арка в Москве имеет множество аналогов в мире. Одно- и многопролетные сооружения возводятся в честь победителей или памятных событий. Обычно их устанавливают на въездных магистралях, крупных дорогах, в конце улиц, на мостах. Сохранилось несколько древнеримских арок 200-300-х годов, есть множество сооружений нового времени.
Страна | Город | Год | Событие (назначение) |
Франция | Париж | 1836 | В честь Аустерлицкого сражения |
Индия | Нью-Дели | 1931 | Памяти воинов, участвовавших в сражениях Первой мировой войны |
Испания | Барселона | 1988 | К проведению Всемирной выставки |
Германия | Берлин | 1791 | Первоначальное название Бранденбургских ворот – ворота Мира |
Англия | Лондон | 1828 | Вход в Букингемский дворец |
Италия | Рамини | 27г. до н.э. | Арка Августа – ворота в город |
Румыния | Бухарест | 1922 | В честь защитников независимости |
Триумфальная арка столицы уже давно воспринимается как монумент мужества и победы русских людей во всех войнах и сражениях, произошедших на нашей земле. В Москве бережно относятся к памяти о великих событиях, стремясь сохранить и передать ее потомкам.
Оформление статьи: Мила Фридан
Арка Бове
Через несколько лет к идее строительства монументального памятника в честь победы в войне с Наполеоном вернулся император Николай I. Во время собственной коронации в 1826 году государь выразил надежду, что в столице появятся триумфальные ворота, подобные тем, что в 1814 году построили в Петербурге.
Разработать и осуществить проект строительства Триумфальной арки в Москве поручили Осипу Бове. Его роль в восстановлении разрушенной французами русской столицы была неоценима. Бове работал в стиле классицизм и его постройки отличаются особенной гармоничностью и одновременно – монументальностью. Бове принадлежат идеи множества проектов знаменитых московских памятников архитектуры. Под его руководством построен Большой театр и разбит Александровский сад, возведен Манеж и спланирована Театральная площадь.
Осип Иванович Бове разработал первый проект арки уже через несколько месяцев после того, как получил задание. Власти к тому моменту затеяли перепланировку площади, откуда в Москву въезжали из Петербурга и где предполагалось установить триумфальные ворота. Проект пришлось пересмотреть, и Бове положил его на стол царю лишь в 1829 году. Император утвердил проект, и первый камень в строительство московских триумфальных ворот был заложен в августе того же года. На торжествах по случаю начала строительства присутствовало высокое московское начальство и митрополит Филарет.
Ворота складывали из камня, который ранее использовался при строительстве Самотечного канала. Колонны арки были отлиты из чугуна, как и скульптуры, ее украшавшие. Их отливали скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, взявшие за основу рисунки Осипа Бове. Над карнизом, который венчал сооружение, установили декоративную стенку или аттик, на котором начертали посвящение. Текст утвердил лично император Николай I. Надпись прославляла память царя Александра I, «воздвигшего из пепла первопрестольный град». Такая же надпись была размещена на противоположной стороне ворот, но уже на латыни.
Арку строили целых пять лет. Причиной затянувшихся работ стало недостаточное финансирование и явное игнорирование этой проблемы городскими властями. Памятник народу-победителю и его императору был торжественно открыт лишь осенью 1834 года.
Интересные факты о Триумфальной арке:
- При закладке фундамента Триумфальной арки по проекту Бове на Тверской заставе было использовано три тысячи свай.
- В основание арки поместили горсть серебряных монет, отчеканенных в том же 1829 году.
- Арку облицевали белым камнем, добытым в каменоломнях подмосковного села Татарово. Камень в старину называли «татаровским мрамором». В 1960 году территория бывшего села, которое располагалось в Крылатской пойме Москва-реки, была включена в состав Москвы.
- В конце XIX столетия под Триумфальными воротами Москвы проложили трамвайные пути. Первый трамвай прошел по маршруту между Петровским парком и Пушкинской площадью в 1899 году.
Другие наиболее известные арки
Из триумфальных арок нового времени знамениты Арка на площади Карузель в Париже (1806—1808, архитекторы Ш.Персье и П.Фонтен), арка в Париже на площади Звезды (Шарля де Голля) (1806—1836, архитектор Ж.-Ф. Шальгрен). Триумфальные арки имеются во Флоренции, Вероне, Милане, Мюнхене.
В России триумфальные арки по случаю военных побед устраивал Пётр Великий. Они были временными, деревянными. Первые триумфальные ворота были устроены в 1696 году по возвращении войск из-под Азова и в 1703 году, когда Пётр I чествовал Шереметева, Репнина и Брюса, своих сподвижников по завоеванию Ингерманландии, а также праздновал закладку новой столицы. Тогда же в Москве было устроено трое ворот:
- у Заиконоспасского монастыря,
- у Ильинских ворот и
- у Мясницких ворот.
Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями, с надлежащими надписями. В честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных ворот. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 года по 17 января 1710 года. В третий раз триумфальная арка была воздвигнута на Троицкой площади в честь празднования победы в Гангутском сражении. Это был первый праздник 9 сентября 1714 года в новой столице — Санкт-Петербурге. «После того как 20 сентября прибыла часть нашего флота со шведскими судами и пленными, царь совершил триумфальный вход в Петербург, и когда он приблизился к Адмиралтейству и крепости, его приветствовали салютом из 150 орудий»; в триумфе участвовали и корабли. Ворота были украшены разными символическими изображениями, а на главной картине орёл налетал «с великой силой на слона». Надпись на картине гласила: «Орёл мух не ловит». Смысл надписи был в том, что в захвате головного корабля шведской эскадры с названием «Элефант» участвовал сам государь. По случаю заключения мира со Швецией в конце 1721 года, в Москве также были устроены триумфальные ворота, причём целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфальных ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в Санкт-Петербург в начале 1732 года, после коронации:
- против церкви на Троицкой пристани,
- Адмиралтейские (сломаны в 1742 году) и
- Аничковы ворота (см. Аничков мост).
По случаю въезда в Санкт-Петербург императрицы Елизаветы Петровны, после коронации, Адмиралтейские и Аничковы ворота были возобновлены, а в 1751 году вновь разобраны. Екатерина II также повелела соорудить триумфальные ворота из мрамора позади Калинкина моста, при въезде из Петергофа в Петербург. Из постоянных триумфальных Ворот к началу XX века в Москве сохранились — Красные ворота, в Петербурге двое постоянных ворот: у Нарвской и Московской застав, а в Москве — у Петровской заставы. Нарвские ворота были сначала временными и воздвигнуты были по случаю возвращения в столицу гвардии из похода 1815 года, по рисунку знаменитого Кваренги. Вследствие спешности работы ворота были выстроены из дерева, оштукатурены и украшены атрибутами победы. В 1830 году, по желанию императора Николая Павловича, деревянные Нарвские ворота были заменены бронзовыми. Ворота открыты в 1833 году; одна металлическая работа их обошлась около 800 000 руб.
По архитектурному типу следует различать триумфальные арки и триумфальные ворота, имеющие не арочные, а горизонтальные, архитравные перекрытия. Первые восходят к римскому обычаю, а вторые — к традициям древанегреческой архитектуры. Так Дж. Кваренги создал свой первый проект 1814 года именно Нарвских ворот, а второй, в том же году, в форме триумфальной арки. В.П. Стасов спроектировал на Московской дороге в Санкт-Петербурге Московские триумфальные ворота с горизонтальным перекрытием (1834—1838). Архитектор К.Г. Лангханс создал в Берлине Бранденбургские ворота (1789—1791). Бранденбургские ворота имеются близ Берлина в Потсдаме (1770), но они арочные.
Реставрация
Триумфальная арка прошла большую реставрацию в 2012 году, в преддверии празднования в Москве 200-летия победы над Наполеоном.
В ходе работ ГКУ «Мосреставрация» произвело следующие действия:
- была заменена часть облицовки;
- произведена чистка оставленного облицовочного камня;
- восстановлен внешний вид металлических скульптурных элементов;
- отреставрирована конная скульптура с богиней Никой с демонтажем и последующим возвращением на место;
- железобетонные постаменты под скульптурами воинов заменены на гранитные;
- черные чугунные колонны стали графитового цвета, как того и хотел автор проекта.
В планах правительства Москвы – открытие смотровой площадки на Триумфальной арке.
Арки нового века: реставрация и реконструкции
Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.
За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.
Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.
Использованные источники
- Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
- Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
- Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
- Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.
Василий Стасов — архитектор-новатор
В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами. Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.
За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.
Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства. И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.
Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова. На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.
Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода. На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.
Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава». А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы
Интересные факты
В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.
Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.
Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).
Постройка Триумфальных ворот
— первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.
У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького — Ленинградское шоссе. Триумфальная арка, кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева (на территории бывш. Донского монастыря). Там и теперь еще можно увидеть справа от северного входа в Большой собор фрагменты старого литья — чугунные доски с рельефными воинскими доспехами и гербовым оформлением, основание и капитель одной из колонн.
В 1966 г. Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Задача перед ним стояла не из легких: ведь в одном только венчающем арку карнизе требовалось разместить 1276 самостоятельных деталей. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Руководимый одним из старейшин московской реставрации В. Либсоном, ведущий коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой смело взялся за дело.
Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, что на Профсоюзной улице, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей — точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора.
Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами вместо подлинных, вмонтированных в стены вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962 г.
Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.
Вопрос о новом месте размещения и объеме восстановительных работ вызвал много споров и предложений. Одни считали, что Триумфальная арка должна быть восстановлена на Ленинградском шоссе, недалеко от площади Белорусского вокзала. Другие полагали, что арку следует вынести за черту города, на Поклонную гору, и восстановить непременно такой, какой ее создавал Бове, т. е. с небольшими, богато украшенными кордегардиями, симметрично расположенными по обеим сторонам арки. Подобно могучим крыльям, кордегардии соединялись с телом арки ажурной кованой решеткой. Этот ансамбль создавал в свое время очень удачное архитектурное завершение одной из основных московских магистралей. Однако архитекторы 4-й мастерской «Моспроекта-1», которая решала вопросы размещения, были убеждены, что Триумфальные ворота нужно восстанавливать как монумент, т. е. без кордегардий, на въездной площади Кутузовского проспекта.
Петр I — ворота в Европу
Традиция возводить триумфальные ворота относится ещё к римским временам: через арку в город вступал полководец-триумфатор и его войско, вернувшееся из дальнего похода. Во времена империи возводятся каменные арки, некоторые из которых сохранились по сей день.
Эти величественные сооружения прославляли гений того, кому они были посвящены будь то Тит, Траян, Адриан или Константин. Стремясь подражать античным образцам триумфальные ворота появляются и в европейских столицах, а после восшествия на престол царя Петра Алексеевича и в России.
Справедливости ради стоит сказать, что триумфальным воротами отчасти можно считать «Золотые ворота» в Киеве и Владимире, построенные при Ярославе Мудром и Андрее Боголюбском соответственно, однако при Петре I возникает совершенно новая традиция строительства многочисленных триумфальных арок для встречи победоносных войск царя на европейский и античный манер.
Великолепные деревянные ворота, украшенные резьбой и золотом, строятся в Москве после взятия Азова: царь с армией подобно античному принцепсу проходит через ворота. В 1705 году Доменико Трезини возводит триумфальные ворота в только что взятой Нарве, затем по просьбе царя повторяет их в Петербурге, а после переводит в камень — сейчас это Петровские ворота Петропавловской крепости.
После Полтавской баталии в Москве и Петербурге устанавливается сразу несколько триумфальных арок, для празднования Гангутской победы строится большая трёхпролётная арка на Троицкой площади и отдельная морская арка в устье Невы. Несмотря на такой размах строительства от петровских времён нам достались лишь одни «праздничные» ворота — каменные Петровские, в то время как остальные обветшали и со временем были разобраны.
Та же участь постигла арки анненского и елизаветинского времени, что десятки лет украшали Невский проспект, напоминая о победах над турками и шведами.
Вторыми каменными триумфальными воротами Петербурга стали Лифляндские или Екатерингофские ворота, находившиеся по любопытному совпадению на Нарвской дороге. Помимо прославления успехов русского государства при Екатерине Великой и в частности побед над турками во время войны 1768−1774 годов, ворота ещё и функционировали как въездные, так как в то время было принято решение оградить от проникновения в столицу разных нежелательных элементов, для чего начали рыть Обводный канал и насыпать вал рядом с ним.
Лифляндские ворота были самыми парадными, именно с них начинался путь императрицы в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум и Кронштадт. Завершённые в 1784 году ворота простояли почти полвека и были разобраны лишь в конце 1820-х, что связано с историей ещё одних триумфальных ворот.