Казанский собор (москва)

Кто же построил Казанский Собор на Красной площади в Москве?

Из многих достоверных источников, 1 дошедших до наших дней, известно, что строителем (в те времена так назывались люди, на чьи деньги строилось сооружение) Казанского cобора в Москве является великий гражданин России, освободитель Отечества – князь Дмитрий Михайлович Пожарский (17/30Х.1577-20IV/03V.1642).2 Собор был специально построен для помещения в него чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая сопровождала народное ополчение в 1612 году и в сильной мере способствовала победе ополченцев над литовско-польскими захватчиками.

Известно так же, что чудотворная Казанская икона хранилась в период с конца 1612 года до построения Д.М.Пожарским Московского Казанского собора в приходской церкви князя, церкви Введения во храм Пречистыя Богородицы, которая находилась на Лубянке напротив его московской усадьбы. Для иконы князем в этой церкви был устроен специальный придел. И после того, как в построенный им Казанский собор был перенесен из Введенской церкви драгоценный Образ, «собор принял функции главного храма-памятника в честь победы 1612 года со всеми связанными с этим праздником особенностями ритуала».

Однако в последние два десятилетия стали появляться публикации, из которых следует, что князь Д.М.Пожарский непричастен к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве. Этих публикаций немного, но они, к большому сожалению, оказали негативное влияние на лиц из властных структур, от которых зависит, например, такое решение ? поместить на стене Казанского собора информацию о его первостроителе, князе Пожарском, или не поместить. Пока не поместили. Поэтому мы поставили перед собой задачу рассмотреть эти публикации и дать оценку достоверности помещенной в них информации.
Одним из авторов упомянутых публикаций является Павлович Г.А.4 За основу своего заявления о непричастности князя Д.М.Пожарского к строительству Казанского собора он принимает высказывание одного из деятелей середины XIX века, имеющего эту точку зрения, некоего И.Крылова. Крылов пишет в своей работе: «Однако же древние писатели не называют строителем этого собора Князя Пожарского,5 да и в самом Казанском соборе, кроме чудотворной иконы,6 нет ни одной малой черты, ни одной вещи, которая напоминала бы о Князе Пожарском, даже как и не о строителе собора; нет ни только рода Пожарского, но и его самого в Синодике Казанского собора»7. Павлович даже не пытается осмыслить изложенное Крыловым высказывание. А просто берет его слова на веру и все.

И это не случайно. Павловичу так удобнее, ибо высказывание Крылова увязывается и с его концепцией. Но позвольте. А как быть с иной точкой зрения по этому вопросу десятков других исторических деятелей ХVIII, XIX и XX вв.? Павлович об этом умалчивает. А напрасно. Любое высказывание столь значительного рода требует тщательного анализа. Иначе это ведет к искажению исторической действительности и наносит огромный вред как патриотическому и нравственному воспитанию, так и значению в истории нашего Отечества таких выдающихся личностей, как Д.М. Пожарский.

Наряду с этим, в своей публикации Павлович допускает грубые исторические ошибки. Например, на стр. 226 он пишет, что, по вероятному благословению патриарха всея Руси Гермогена, из Казани было «принесение списка (выделено авт.) с чудотворной иконы в первое ополчение, после чего была одержана победа в «етманский бой «, в трудном сражении с гетманом Хоткевичем у Новодевичьего монастыря». Однако среди подавляющего большинства ученых существует мнение, что патриарх Гермоген ради спасения Руси приказал принести из Казани в первое ополчение не список с Казанской иконы Божией Матери, а сам новоявленный Образ, свидетелем явления которого был сам Гермоген. Общеизвестно также, что «етманский бой» был не при первом ополчении, а при втором. Бой второго ополчения, которым командовал князь Пожарский, с войсками гетмана Хоткевича начался 21 августа 1612 года и закончился 24 августа полным разгромом последнего. Не верна ни хронологически, ни исторически и следующая фраза в публикации Павловича: «…сам же Образ, уже прославленный в бою (выделено авт.), взяли в поход в Москву?. Но Образ перед походом в Москву второго ополчения прославлен в бою еще не был. До появления во втором ополчении Образ ранее находился в войске князя Д.Т. Трубецкого, который за ненадобностью отправил его в начале 1612 года обратно в Казань. При этом напрашивается мысль. Если у князя Трубецкого, по мнению Павловича, был список с иконы, а не сам подлинник, какая необходимость была отправлять список в Казань? Ответ очевиден.

В начале нового столетия возрождается Богородицкий монастырь, как мужской

В начале XXI столетия Богородицкий монастырь решено сделать мужским и восстановить. Началась реставрация уцелевших зданий, очистка территории.

250 монахов
было в монастыре в 2005-м году

Администрацией Казани создан благотворительный фонд «Возрождение» для пожертвований на восстановление главной святыни православных.

В 2005 году мэр Казани и руководство Казанской табачной фабрики подписали соглашение о передаче занимаемых помещений и территории в пользу Казанской епархии.

Видео о Казанско – Богородицком монастыре, год 2015.

Взамен занимаемых площадей фабрике выделяются два равноценных участка.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в своей речи, посвященной восстановлению Богородицкого монастыря, сообщил что, храм Казанской иконы Божией Матери будет воссоздан в таком же виде, каким он был до разрушения. В этом нуждаются не только христиане Казани, но и архитектурный облик исторического города.

Двести лет истории

Прообразом проекта послужил собор Святого Петра, который увидел будущий император Павел 1, путешествуя по Европе. Восхищаясь его красотой и гармоничностью, он захотел воссоздать подобный ансамбль на территории столицы.

Утвержденный проект был представлен на специальном конкурсе. Он должен был заменить старую церковь Рождества Богородицы. Его автором стал молодой архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Особенностью этого собора является то, что предоставленный участок, длинной стороной располагался с запада на восток и не подходил для его строительства, так как по церковным канонам алтарь всегда должен находиться в восточной части храма.

Но архитектор, создавая этот проект, разместил в боковом фасаде колоннаду, зрительно превратив его в главный вход. Закладку первого камня провели в 1801 году, 27 августа, уже после смерти Павла 1. На церемонии присутствовал император Александр 1.

Помимо церковного назначения, Казанский собор носит звание памятника русской воинской славы. В нем хранились трофейные знамена французской армии, а также флаги и ключи от городов Европы, добытые во время завоевательных походов после войны 1812 года.

В последующем, перед собором были установлены памятники, посвященные великим полководцам – М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, а также после смерти, у его стен был погребен и сам великий полководец – М. И. Кутузов.

С возведения кафедрального собора начался золотой век русского зодчества. Этот грандиозный памятник, поражающий своим великолепием, не одно поколение людей,. Построили его за достаточно малые сроки – всего десять лет.

Такой масштабный проект разработал талантливый зодчий Андрей Воронихин – будущий знаменитый архитектор Казанского собора в Петербурге. Самый высокий храм столицы построили по указу Павла I для чудотворного списка иконы Пречистой Девы Марии, переданного Петру I его родственницей.

После долгого присутствия в Рождество-Богородичном храме икона была перенесена в воздвигнутый на его месте кафедральный собор и сделалась одним из наиболее чтимых православных образов Петербурга.

В тридцатых годах двадцатого века над храмом надругались, закрыли его и вместо Божьего места устроили в нём музей по атеизму и религии. В храме возобновилось проведение служб только в 1991 году.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи

Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Назад в прошлое

В XVI веке в Коломне обустраивается загородная резиденция русских самодержцев. В 1532 году Василий III пирует трое суток в новом дворце во время освящения Вознесенской церкви. Иван Грозный ежегодно 29 августа празднует здесь именины. Алексей Михайлович возводит новые палаты в 1649 году.

В праздник Казанской Божьей Матери 22 октября 1648 года родился царевич Дмитрий, первый сын царя Алексея. Через год издается царский указ о повсеместном почитании иконы в честь казанской Богородицы. Начинается строительство домовой церкви во славу Пречистой Девы.

Исторические хроники не указывают точную дату возведения церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском. Известно только, что в 1650 году староста плотников Иванов получил в награду ткань за обустройство коломенской Казанской церкви.

Когда Москву оккупировала наполеоновская армия, в Коломне квартировали полки маршала Мюрата. Солдаты приходили в церковь не молиться, а воровать. По молениям и мольбам отца Афанасия (Ипатьева) часть украденных ценностей французы все-таки вернули.

Во время разгула большевистского атеизма церковь Казанской Богоматери ненадолго прервала духовное окормление верующих прихожан. Власти закрыли храм перед началом Великой Отечественной войны. Богослужения возобновились в январе 1943 года.

Исторические особенности

Казанский храм в Коломне дошёл до нашего времени в почти не изменённом виде. Сохранились и сама церковь с пятью куполами, шатровой колокольней и её приделы. Под крестом центрального купола есть надпись, рассказывающая о возведении церкви на том самом месте, где ранее был построен храм из дерева в честь столетней годовщины завоевания Казани. Согласно исторической хронологии, эта версия имеет основание, ведь татарская столица была отвоёвана в 1552 году.

Деревянная церковь, которая находилась прежде на этом месте, скорее всего, была построенным в 30-е годы XVII столетия Казанским храмом. Он упоминается в нескольких исторических документах. Некоторые источники говорят о том, что в своё время в этих местах находился лагерь Лжедмитрия I. I. , и именно он построил этот храм. Однако не все историки согласны с такой версией.

Вещий сон Евдокии Адриановой

Икона «Державная» является главной святыней не только Казанского храма, но и одним из самых высокочтимых чудотворных образов Пресвятой Богородицы в православии. Почитание иконы связано с новым периодом истории России. Как говорится в предании, одна из жительниц Бронницкого уезда Перервинской слободы, Евдокия Адрианова, неоднократно видела один и тот же сон.

Ей снился белоснежный храм, при этом она слышала требование отыскать чёрную икону и сотворить её красною. Весной 1917 года в селе Коломенском, в подвальном помещении Вознесенского храма, была найдена икона с изображением Божьей Матери. Она почернела от времени и сырости. На иконе была изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на коленях. В руках Богоматери находились царские регалии — держава и скипетр.

Икона «Державная»

Тогда же царь Николай I. I. подписал отречение от престола не только за себя, но и за цесаревича Алексея, передав его родному брату Михаилу Александровичу, великому князю. А икону начали почитать люди, живущие в Коломенском и соседних городах. По мнению многих православных христиан, Богородица хранит царскую державу и скипетр, символизирующие царскую власть и великую Россию.

Сам образ историки относят к цареградскому, то есть византийскому канону иконописи. Считается, что написан он был в конце XVIII столетия. При московском Алексеевском монастыре имеются художественные мастерские, в которых отреставрировали «Державную» Богоматерь. Оказалось, что облачение Богородицы изображено красным цветом, как и было сказано Евдокии Адриановой во сне.

В советскую эпоху икона длительное время хранилась в запасниках Исторического музея в Москве. В 1990 году её торжественно возвратили в лоно церкви. Сегодня оригинал находится в Коломне в Казанском храме.

Другие святыни храма

Помимо иконы «Державной», в храме находятся:

  • Несколько ценных икон, датируемых XVII веком, — в церковном иконостасе, состоящем из пяти ярусов.
  • Чтимый список (копия) «Державной» иконы, известной и почитаемой на всей территории России — в том же иконостасе.
  • Статуя «Христос в темнице», сделанная из дерева и раскрашенная масляными красками. Это уникальное произведение искусства расположилось в северном приделе церкви. К сожалению, имя автора святыни неизвестно.

В наше время Казанский храм относится к действующим и открыт для всех желающих на протяжении года. Так же, как и несколько столетий назад, в нём проводят богослужения. В 1910 году стены в церкви были расписаны сценами из жития святых и их ликами.

История московского собора

Первая Казанская церковь в Москве была предназначена для хранения чудотворной иконы. Денежные средства на ее строительство были пожертвованы князем Дмитрием Пожарским. Чудодейственная сила иконы помогла освободить захваченную Москву и одержать верх над польско-литовскими захватчиками. До строительства собора святыня находилась в церкви на Лубянке. Икона была перенесена в деревянный приход рядом с Красной площадью в 1625 году. Через 9 лет храм был полностью уничтожен огнем, но образ удалось спасти.

Строительство храма

Закладка нового каменного храма произошла в 1636 году. Деньги были выделены из государственной казны по приказу царя Михаила Федоровича. Шатровую колокольню пристроили с северо-западной стороны от основного здания. Освящение храма проводилось в присутствии государя самим главным патриархом Москвы Иосафом I, отчего церковь сразу получила высокий статус.

Через одиннадцать лет Казанский собор расширили, пристроив боковой придел. Его освящение в 1647 году проходило в присутствии царя Алексея Михайловича. Придел освятили в память о чудотворцах Казани Гурии и Варсонофии.

В XVIII-XIX вв. здание собора подвергалось многократной реконструкции. Княгиня М. А. Долгорукова в конце 1760-х годов сделала пожертвования на нужды церкви. На эти деньги здание отремонтировали, обветшавший придел Гурия и Варсонофия разобрали. По периметру здания были сооружены лавки для городской торговли. Там продавались свечи, яблоки и выпечка.

Деятельность в XIX веке

В начале XIX в. дело дошло до колокольни. В 1802 году разобрали старое сооружение. Через три года на другом месте возвели новую колокольню в два яруса.

Во время войны с Наполеоном для Казанского собора наступили тяжелые времена. Перед приходом французов протоиерей Мошков успел вынести и спрятать икону Казанской Божьей Матери. Когда войска противника захватили столицу, все храмы подверглись осквернению и были разграблены. Собор Казанской иконы Божьей Матери не стал исключением. Французы выбросили из здания престол и положили на его место убитую лошадь.

Очередной переделке храм подвергся спустя шестьдесят лет. На колокольне появился третий ярус. Фасад собора отделали в классическом стиле церквей того времени. Духовенство храма было недовольно новым обликом, считая, что здание стало похоже на обычную сельскую церковь.

Революция и советское время

После революции жизнь в Казанском соборе изменилась. Богослужения некоторое время продолжались, потом их запретили. Осенью 1980 г. из храма выкрали главную святыню – икону Божьей Матери.

В 1920 году нашелся инициатор, который решил вернуть фасаду первозданный вид. Это был известный реставратор П. Д. Барановский. В 1929 г. стены собора преобразились, были восстановлены килевидные кокошники. Реконструкции здания было не суждено завершиться, так как советские власти приняли решение о его сносе. Собор мешал проведению тожественных мероприятий на Красной площади. Барановский в срочном порядке сделал необходимые замеры здания и зафиксировал их на бумаге. Впоследствии эти чертежи помогли воссоздать точную копию храма.

В начале 30-х гг. Казанский собор закрыли, устроив там столовую. Через некоторое время здание отдали Метрополитену. В церковном здании стали хранить мрамор для отделки метро. В 1936 г. происходила глобальная перепланировка Манежной площади, и храм был полностью снесен. На этом месте построили павильон, а затем открыли летнее кафе с фонтаном по центру. Последней «изюминкой» стало строительство общественного туалета.

Восстановление храма

Собор Казанский иконы Божьей Матери стал первым памятником архитектуры города Москвы, полностью уничтоженный, а затем восстановленный по сохранившимся чертежам. Возрождение храма началось в 1990 г. и длилось три года. Проект здание и руководство работой взял на себя ученик П. Д. Барановского О. И. Журин. Он полностью восстановил облик здания по старым документам, чертежам и фотографиям. Внутренняя роспись храма была выполнена в стиле XIX века, так как сохранившихся фотографий внутреннего убранства не нашлось. В ноябре 1993 года состоялось торжественное открытие и освящения Казанского собора.

Современное состояние

В настоящее время Казанский собор полностью восстановлен и имеет первозданный внешний облик. Храм ежедневно открыт для посещения туристами, прихожанами и паломниками. По выходным дням и церковным праздникам в соборе проходят литургии и богослужения.

Церковь Вознесения в Коломенском

Домовой церковью московских князей и царей на весь 16 век стал храм «Вознесения Господня в Коломенском», архитектором которого был, предположительно, выходец из Италии, прозванный на Руси Петроком Малым.

В сочетании с русскими традициями, всего на одно 16 столетие появилось на Руси совершенно уникальное явление – ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО! Самым известным примером которого является «Покровский Собор» на Красной Площади, прозванный в народе «Храмом Василия Блаженного».

А «Церковь Вознесения в Коломенском» является самым ПЕРВЫМ из сохранившихся и поныне архитектурным шедевром этого особенного, русского стиля!

Церковь Вознесения в Коломенском.

Заложен храм был в начале 16 века московским князем Василием III, отцом будущего Ивана Грозного, предположительно, как молельный о даровании сына — Наследника Престола, или через год, когда уже Наследник появился.

«… бе же церковь та вельми чюдна высотою красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси» — такую хвалу воздаёт храму летописец. И Вы взгляните на этот великолепный, украшенный строгой, перекрёстной, белокаменной резьбой, шатёр! Под ним несколько рядов длинных пилонов и русских кокошников, но не золотых, как во многих русских церквях, а серых, металлических, органично и строго вписывающихся в общую композицию белокаменного строения, которое опоясывает высокая подклеть церкви с галереей.

В наши дни, церковь поделена музеем и храмом на две части и обе можно посетить, поднявшись   по высокой, опоясывающей храм широкой лестнице.

Ещё в эпоху глубокого Средневековья, в 13 веке, несколько семей из города Коломны, спасаясь от хана Батыя и нашествия его монгольских орд, по реке приплыли под тогдашнюю Москву и обосновались там. А сельцо своё назвали в честь родного города — Коломенским. «Они разложили здесь свои сады и огороды…»

За 150 лет село Коломенское обросло причудливыми теремками и церквями, и вот уже в 14 веке впервые оно упоминается в летописи московского князя Ивана Калиты. А с 15го становится так называемой Подмосковной всех московских князей.

В 16 же веке, в эпоху шатрового зодчества на Руси и появляется этот великолепный храм на живописнейшем склоне Москвы реки. Место сие на высоком склоне холма само по себе символизирует Вознесение Господне!

Здесь мы наконец-то отходим от традиционной византийской системы построения, когда купол зиждется на равностороннем греческом кресте. А уже в 17 столетии, при Церковном расколе и реформе патриарха Никона шатровые церкви строить на Руси запретят.

16 век так и останется эпохой шатрового зодчества на Руси, А Церковь Вознесения в Коломенском – первым и самым уникальным Шатровым храмом!

Сейчас же Коломенское – это часть Москвы, до которой несложно добраться в любой день и на любом транспорте, в любом составе семьи!

Тут растут и самые старые дубы Москвы, и огромный яблоневый сад, есть и «Аптекарский огород»! Сюда привезены и пушки, участвовавшие в сражении со шведами под Полтавой! Тут находятся Целебные родники, около одного из которых, по преданию, Георгий Победоносец бился со змием! Здесь же возведён и храм – звонница Георгия Победоносца. Несчесть здесь и храмов любых времен! Вокруг некоторых положена воссоздающая улочки тех времён брусчатка. А есть в глубине сада и небольшие деревянные церковки, где, прямо на траве, их издавна облюбовали одинокие студенты и школьники   — художники, есть здесь и музеи!

Дорогие родители! Если Ваши дети устали в музее, то помните: любой человек за 20 «музейных» минут устаёт чисто физически и должен передохнуть сидя или же бегом, это уж по Вашему усмотрению на данный момент: погоду, место, возраст, пожелания, состав семьи (лучше, всё-таки, не больше 9 человек). А в Коломенском есть возможность любого из видов отдыха. Так что, отдохните через 20 минут и вы сами.

В подклети храма Вознесения до сих пор сохранена часть той древней кирпичной кладки. Ведь храм поначалу был кирпичным. Здесь, в подвале, в начале 20 века была найдена икона Богоматери «Державная», находящаяся ныне в соседней Церкви иконы Казанской Богоматери.

Коломенская верста

Так называют человека очень высокого роста, верзилу.

В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…

Фотографии автора.

Святыни, реликвии

Главная святыня храма — Чудотворная икона, она была обретена в Казани в 1579 г. Через двадцать пять лет после взятия Казани Иваном Грозным, город пострадал от пожара. Сгорел дотла и дом стрельца Онучина. Его восьмилетняя дочь Матрёна увидела во сне Божью Матерь, сказавшую, что Её чудотворная икона находится в земле под развалинами сгоревшего дома. Девочка сама достала икону, которая сияла новыми красками. Скорее всего, эта икона была закопана в земле ещё при татарах или кем-то из русских пленников, или обратившихся в православие мусульман. У иконы начали совершаться чудеса. На месте, где она была обнаружена, позднее выстроили монастырь.

Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:

  • Икона Спасителя в иконостасе.
  • Иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные М. И. Кутузовым.
  • Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Н. Н. Никонова в 1891 году.
  • Икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.

Казанский собор с момента освящения до Октябрьской революции

На момент освящения храма (15 сентября 1811 года) были завершено только само здание. Отделка продолжалась еще два года. Собор стал богат на полотна с религиозными сценами, но был по-прежнему беден на иконы. Скульптуры, которыми был украшен собор, простояли только до 1814 года, затем они отсырели и развалились.

А в 1812 году началась Отечественная война. Перед отъездом, 8 августа 1812 года, М.И. Кутузов, принявший командование армией, приехал в Казанский собор помолиться чудодейственной иконе. Он не скрывал трепетного отношения к Богоматери, победы армии приписывал ее поддержке, и все полученные трофеи передавал в храм. Из серебра, которое отвоевал у французов великий полководец, был сделан оклад для иконы.

Обратите внимание! После смерти полководца М.И.Кутузова его прах был перевезен в Казанский собор в Санкт-Петербурге. Сразу после освящения Казанский собор стал играть важную роль в жизни города

Здесь не только часто молились члены императорской семьи, проводились молебны по случаю тех или иных событий, издавалась газета. В храм с нуждами и горестями приходило чуть ли не полгорода. Для помощи людям при соборе открыли столовую с бесплатной едой, богадельню для одиноких брошенных стариков, приют для детей и школу

Сразу после освящения Казанский собор стал играть важную роль в жизни города. Здесь не только часто молились члены императорской семьи, проводились молебны по случаю тех или иных событий, издавалась газета. В храм с нуждами и горестями приходило чуть ли не полгорода. Для помощи людям при соборе открыли столовую с бесплатной едой, богадельню для одиноких брошенных стариков, приют для детей и школу.

История храма в XVII-XX веках

В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.

Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.

Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.

Вид собора от Государственного исторического музея

Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.

Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.

Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.

С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.

Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел

В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.

Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.

В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector