Театр в древней греции

Помпа и проагон

Считается, что помпа занимала большую часть первого дня празднования. Когда солнце садилось, наступало время для комоса — веселого праздничного шествия.

На второй и третий день проходили состязания детских и мужских дифирамбических хоров. Затем, в течение 3-4 дней проводились драматические агоны, и это была кульминация праздника.

В дифирамбических хорах принимали участие знаменитые поэты (Пиндар, Симонид) и лучшие флейтисты. В завершение этих соревнований совершалось жертвоприношение — в жертву приносили молодых бычков. Мясом угощали всех присутствующих.

А далее начинался пир. Это было не только веселое, но и достаточно опасное время, поскольку толпы пьяных людей, изображающих свиту Диониса, в угаре были способны даже на преступление.

На следующий день, когда в городе более-менее наводился порядок, драматурги объявляли названия ставящихся пьес. Они выбирались судьями по жребию (проагону). Примерно в середине 5 века н.э. проагоны проводились у подножия Акрополя.

Происхождение и история греческого театра

Происхождение трагедии

Точное происхождение трагедии в греческом театре все еще является предметом дискуссий среди ученых. Некоторые связывают появление жанра с более ранней формой искусства, лирическим представлением эпической поэзии. Другие, со своей стороны, предполагают тесную связь с ритуалами, совершаемыми при поклонении Дионису (богу вина).

Защитники этой последней теории предлагают в качестве доказательства жертву козлов, ритуал песни под названием траг-одия и использование масок. Эти элементы были частью культа этого бога и также можно было увидеть в трагических работах.

Они также объясняют, что обряды питья приводили к тому, что верующие теряли полный контроль над своими эмоциями. Сравнение было установлено с тем фактом, что актеры (называемые лицемерами) должны были стать другим человеком, когда они действовали. Эта группа ученых считает Диониса богом театра.   

С другой стороны, этимологически трагедия происходит от слов ласточки (коза) и оде (песня). Защитники теории Дионисия предположили, что она имеет отношение к дитирамбосам (гимнам богу Дионису) малых городов. В дифирамбах переводчики носили козлиную шкуру и имитировали «кабриолеты» (колесики).

Происхождение комедии

Этимологически слово комедия происходит от komoidía и происходит от греческого komos (процессия comparsas, которая пела и танцевала). Эти comparsas бродили по улицам, делясь песнями и шутками со зрителями во время Дениз.

Само по себе точное происхождение комедийных пьес в греческом театре точно не известно. Тем не менее, есть подозрение, что он прошел долгий путь до письменных записей. Считается, что это связано с обычаем людей, которые маскировались подражать другим.

Теперь первые признаки такой активности в греческом мире были обнаружены с помощью керамики. Украшение в 6 веке до нашей эры С. часто изображал актеров в костюмах лошадей, сатиров и танцоров в преувеличенных костюмах.

С другой стороны, еще одно возможное происхождение — стихи Архилоха (седьмое столетие до н.э.) и Гиппонакса (шестое столетие до н.э.). Они содержали грубый и откровенный сексуальный юмор. Третье происхождение, защищенное Аристотелем, было найдено в фаллических песнях, которые пели во время Дионисийских фестивалей. Эти песни были похожи на дифирамбическую и номическую поэзию.

история

Что касается трагедии, то ученики греческого театра начинают свое дело с греческого поэта Тесписа (Афины, 6 век до н.э.). Согласно древней традиции, Тэспис был первым актером в греческой драме.

Его часто называли изобретателем трагедии, и его имя было названо первым, кто организовал трагедию в Великой Дионисии (534 г. до н. Э.).

Согласно Аристотелю, трагедия была полностью хоровой, пока этот греческий драматург не представил пролог и внутренние дискурсы. Это было первым, чтобы переплетать хоровую песню с речами актера. Кроме того, трагический диалог начался, когда Thespis обменялись диалогами с руководителем хора.

Что касается комедии, исторические источники указывают, что сначала они были импровизированы. Впоследствии они были организованы и структурированы. Как и трагедия, ее появление как жанра греческого театра было связано с празднествами в честь бога Диониса, которые отмечались с 442 года до нашей эры..

В этом смысле Аристофан (446 до н.э.-386 до н.э.) считается «отцом комедии». Ему также присвоено звание «Принц старой комедии». Говорят, что Аристофан воссоздал жизнь древних Афин более убедительно, чем любой другой автор..

Их умение высмеивать боялись и признавали влиятельные современники. Одна из его работ, «Облака» (считающаяся клеветой), внесла свой вклад в суд и последующий смертный приговор философа Сократа.  

Актёры и хор

Трагическая маска на лекифе работы вазописца Примато, Британский музей

Драматические пьесы — трагедии и комедии — исполнялись актёрами и хором. Число главных актёров не превышало трёх, поэтому одному и тому же актёру иногда приходилось играть несколько ролей. Женские роли исполнялись мужчинами. Драматические представления были состязаниями, составлявшими обычную принадлежность греческих празднеств. Государство предоставляло в распоряжение авторов пьес актёров и хореографов, стараясь поставить состязающихся авторов в одинаковые условия успеха.

По важности ролей, принимаемых на себя актёрами, и по степени совершенства в игре актёры делились на протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Наблюдение за представлениями лежало в Афинах на высших должностных лицах — архонтах

Распределение актёров между авторами производилось архонтом с помощью жребия. Архонт выбирал поэтов для состязания, одобрял или не одобрял пьесы. Из государственной казны шло вознаграждение актёров; выбор судей по жребию был также под наблюдением архонта; доставление и содержание хоров составляло государственную повинность (хорегия); записи о составе драматических состязаний и о победителях имели официальный характер; на счет государства чествовались победители.

Представления давались под открытым небом при дневном свете в течение 3 или 4 дней. В состязании участвовали три поэта; каждый из трагиков выступал с трилогией или тетралогией, то есть группой пьес, состоявшей из трёх трагедий и одной сатирской драмы; в IV веке до н. э. давались по две и по три трагедии, с сатирской драмой впереди. Участвовавший в состязании поэт был вместе и режиссёром, и учителем, а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. На великих Дионисиях, главном из трёх театральных празднеств, были состязания трагиков и комиков; в состав представлений входили 15 пьес: 9 трагедий (по три от каждого автора), три сатирские драмы и три комедии (по одной пьесе от автора).

Альтернативная версия происхождения

Многие ученые, изучающие эллинскую историю и конкретно мифологию, высказывают мнение, что в отличие от других богов Дионис был придуман родился не в Элладе, а был занесен с востока — возможно из Персии или других стран Ближнего Востока.

Такая точка зрения не случайна. Для большинства богов Олимпа характерно наличие определенных рамок, все они стремились отстраниться от хаоса, разрушения и безумия. Даже если среди них далеко не все были поборниками строгой морали (одни только любовные похождения Зевса чего стоят!), но сознательно впадать в безумие и буйство не стремился ни один из них.

Совсем иначе обстоит дело с Бахусом — он регулярно сознательно напивается и ведет себя подобно животному, что совершенно не поощрялось в среде эллинов — людей довольно сдержанных, а местами и откровенно чопорных. Так что, теория о том, что Дионис является пришельцем имеет определенные основания.

Драматические и комедийные представления

В ходе дионисийских торжеств люди наряжались сатирами — так назывались божества, похожие на козлов (с рогами, бородой, хвостом и копытами). Ряженые исполняли песни, прославляющие бога Диониса.

В 5 в до н.э. в Греции появились профессиональные драматурги — они и сочиняли театральные пьесы. Ими создавались как комические, так и трагические произведения.

Трагедия считалась высоким жанром, и было принято смотреть именно трагические пьесы, которые как правило заканчивались не очень хорошо. Во время дионисий часто ставились пьесы, написанные “отцом греческого театра”, Эсхилом. 

Комедии в древней Греции считались относительно низкопробными произведениями: целевой аудиторией был простой народ. Наверное, только произведения Аристофана дошли до наших дней. По мнению культурологов, его комедии были близки древним грекам (и нам) по причине своей актуальности: иносказательно Аристофан обличал и высмеивал невежество, коррупцию, алчность и прочные пороки.

Греческий театр состоял из трех частей:

  • орхестра. Это была круглая площадка, на которой выступали актеры. Она находилась в центральной части). Немногим позже на такой же площадке садились музыканты. Отсюда появилось современное слово “оркестр”. В древнегреческом театре музыкантов на орхестре не было;
  • скене. Это небольшое здание, которое находилось за спиной у актеров, позади орхестры. В скене хранился реквизит. Также там переодевались и отдыхали. Позже, когда на орхестру посадили музыкантов, актерам пришлось отодвинуться назад, и слово “скене” превратилось в слово “сцена”;
  • театрум (места для зрителей). Дословно с древнегреческого это слово переводится как “смотреть на что-либо”. Когда слова “орхестра” и “скене” поменяли свои значения, весь этот комплекс (все, что было связано с игрой актеров и со зрителями, пришедшими посмотреть пьесу) стали называть театром.

В драматических и комедийных представлениях во время дионисий участвовали только мужчины. Для обозначения определенных (в том числе и женских) ролей греческие актеры надевали маски.

Таких греческих масок до нас дошло немало. Они были самыми разными. За все время исполнения своей роли в пьесе актер мог сменить десяток таких масок.

Маски могли изображать женщину/ребенка/старика — кого угодно: актер мог играть, просто сменив маску.

Во время дионисий стали использоваться и первые “спецэффекты”. Например, для изображения божества актеры надевали высокие сандалии — котурны. С их помощью создавалась иллюзия очень высокого роста: такой рост мог быть только у божества.

Немногим позже котурны использовались и вне дионисий — во время “обычных” театральных представлений.

Театрализованные представления характеризовались реалистичностью. Существовало так называемое “правило трех единств”:

  • действа;
  • времени;
  • места.

Действие в представлении проходило в одно и то же время, что оно проходило бы и в жизни. Если герои пьесы проживали 5-12 часов, это означало, что и зрителям придется смотреть спектакль такое же время. Поэтому представления во время дионисий часто начинались рано утром, а заканчивались — с заходом солнца.

В представлении участвовали не только актеры, но также и хор. В обязанности хористов входило разъяснение зрителям смысл происходящего. Также хор мог спорить с актерами, выражать собственное мнение. Поэтому такое представление было как бы состязательным: у актеров была своя партия, а у хора — своя. Было в этом и что-то назидательное — особенно когда в пьесе обыгрывались события из жизни небожителей.

Нет бесспорных сведений о распределении пьес по отдельным дням. Согласно традиционной точке зрения, до 5 в до н.э драматические представления на больших дионисиях продолжались 3 дня. По некоторым данным, они продолжались до 4 дней.

В первый день показывались 3 комедии. В следующие дни давалось по одной тетралогии.

Начиная с 2 половины 4 века порядок состязаний был такой:

  • старая трагедия и сатировская драма — первый день;
  • новые трагедии (до 5 трагедий) — второй-третий день.

Также в эти дни показывались комедии (до 5 комедий).

Рождение Диониса

Разобравшись кратко, бог чего в греческой мифологии Дионис (Вакх), следует рассказать и о его биографии. Тем более, что далеко не каждый бог Эллады может похвастать столь необычным происхождением.

Итак, история Диониса, бога вина и веселья, началась в славном городе Фивы. Именно там жила Семела — дочь местного правителя. Она была так красива, что Зевс в очередной раз не удержался перед искусом, влюбился в неё и нередко заглядывал в гости.

Гера, супруга неверного Зевса, долгое время терпела и смотрела на происходящее сквозь пальцы. Только когда Семела забеременела, она решила отомстить смертной, посмевшей занимать место в помыслах главы Олимпа. Проникнув к ней в покои, Гера приняла облик кормилицы Семелы и подговорила несчастную попросить Зевса предстать перед нею в истинном облике. А заодно научила, как заставить бога выполнить просьбу.

И когда герой-любовник навестил беременную возлюбленную в очередной раз, она упросила Зевса, выполнить его желание. А когда тот пообещал сделать это, потребовала, чтобы он поклялся водами Стикса — такую клятву не под силу нарушить даже богам. И уже после этого бедная Семела высказала желание — чтобы тот приял свой истинный, божественный вид. Зевс, связанный клятвой, не смог отказать ей и исполнил просьбу. Однако истинная мощь громовержца не предназначена для дворцов, построенных простыми смертными. В результате покои загорелись, а перепуганная Селена разродилась ранними родами (по некоторым данным сгорела живьем, но Зевс успел спасти младенца).

Дионис родился настолько слабым, что наверняка не выжил бы. Но Зевс не хотел потерять сына и зашил его в свое бедро. Лишь спустя несколько месяцев, когда ребенок подрос и окреп, бог извлек сына из бедра. Таким образом Дионис родился во второй раз — отсюда и одна из ипостасей греческого бога Диониса (Бахуса), называемая Дигон или рожденный дважды.

Как проходили театральные действа

Представления в театре были особенными:

  1. Во всех спектаклях было не более 3-х актеров, а первые постановки разыгрывал один человек.
  2. Главные и второстепенные роли определялись по жребию.
  3. Во время спектакля актеры надевали на лицо маски, соответствующие эпизоду. Для смены маски требовалось затратить минимум времени: отвернуться или присесть, а затем быстро вернуться в исходное положение.
  4. Все роли, даже женские, исполняли мужчины.
  5. Все реплики актеров для усиления звука повторяли хористы.

Постановки проходили в течение длительного времени: до 10 часов, и актеры должны были исполнять роли безупречно. При этом от них требовалось не только выразительно декламировать стихи, но и петь.

Гимн

Каждый более-менее влиятельный бог Эллады имел определенный гимн, который пели жрецы и простые люди в праздничные дни. И Вакх вовсе не был исключением.

На греческом языке гимн звучит следующим образом:

Κικλήσκω Διόνυσον ἐρίβρομον, εὐαστῆρα,

πρωτόγονον, διφυῆ, τρίγονον, Βακχεῖον ἄνακτα,

ἄγριον, ἄρρητον, κρύφιον, δικέρωτα, δίμορφον,

κισσόβρυον, ταυρωπόν, Ἀρήιον, εὔιον, ἁγνόν,

ὠμάδιον, τριετῆ, βοτρυηφόρον, ἐρνεσίπεπλον.

Εὐβουλεῦ, πολύβουλε, Διὸς καὶ Περσεφονείης

ἀρρήτοις λέκτροισι τεκνωθείς, ἄμβροτε δαῖμον·

κλῦθι, μάκαρ φωνῆς, ἡδὺς δ’ ἐπίπνευσον ἀμεμφής

εὐμενὲς ἦτορ ἔχων, σὺν ἐυζώνοισι τιθήναις.

Если же перевести его на русский язык, то он будет звучать так:

Я зову Диониса, неистовым «эвоэ!» чтимого,

Перворожденного, дважды и трижды рожденного, дикого

Вакха-царя, несказанного, тайного, с видом изменчивым,

С оком быка, плющеносца, рогатого, чистого, доброго,

Рвущего мясо сырое, Арею подобного, винного,

В ризе из трав, Эвбулея, трехлетнего, мудростью щедрого,

Бога бессмертного, Зевсом рожденного и Персефоною.

Голос услышь мой, блаженный, и будь ко мне ласков и милостив –

Ты, и твои восприемницы, чьи подпоясаны пеплосы.

В гимне озвучивается альтернативная версия появления Диониса — по ней родителями были не привычные Зевс и Семела, а Зевс и Персефона.

Архитектура

Маркированный рисунок старинного театра. Термины на греческом языке и латинскими буквами .

Художественная визуализация Театра Диониса

Древнегреческий театр на Делосе

Большинство древнегреческих городов располагались на холмах или рядом с ними, поэтому места для сидения обычно встраивались на склоне холма, создавая естественную смотровую площадку, известную как театрон (буквально «место наблюдения»). В городах без подходящих холмов насыпали насыпи земли. У подножия холма находилось плоское, обычно круглое пространство для выступлений со средним диаметром 78 футов, известное как оркестр (буквально «танцевальное место»), где хор обычно из 12-15 человек исполнял пьесы в стихах в сопровождении музыки. . Часто были высокие арочные входы, называемые parodoi или eisodoi , через которые актеры и члены хора входили в оркестр и выходили из него. В некоторых театрах позади оркестра находился задний фон или живописная стена, известная как skené . Термин «театр» со временем стал обозначать всю область театра, оркестра и скене.

Античный театр в Дельфах .

Театрон

Театрон был зоной отдыха, встроенной в холм, чтобы создать естественное пространство для просмотра. Первые сиденья в греческих театрах (кроме сидячих на земле) были деревянными, но примерно в 499 году до нашей эры практика инкрустации каменных блоков на склоне холма для создания постоянных, устойчивых сидений стала более распространенной. Они назывались «проэдриями» и предназначались для священников и нескольких наиболее уважаемых граждан.

Скене

После 465 г. до н.э. драматурги начали использовать фон или живописную стену, названную skênê (от которой происходит слово « сцена »), которая висела или стояла за оркестром, а также служила местом, где актеры могли менять свои костюмы. После 425 г. до н.э. каменная стена для сцен, называемая параскенией , стала обычным дополнением к скене . Paraskenia была длинная стена с выступающими сторонами, которые , возможно, были дверные проемы для входов и выходов. Сразу за параскенией находился проскенион («перед сценой»), который похож на современную авансцену . Верхний этаж назывался эпискенион . В некоторых театрах также есть возвышенное место для выступления в оркестре, называемое логейоном . К концу V века до нашей эры, примерно во время Пелопоннесской войны, скенэ был двухэтажным.

Смерть персонажа всегда звучала за сценой , поскольку считалось неуместным показывать убийство на виду у публики. И наоборот, есть научные аргументы в пользу того, что смерть в греческой трагедии изображалась за сценой в первую очередь из-за драматических соображений, а не из ханжества или чувствительности публики.

Храм поблизости, особенно в правой части сцены, почти всегда является частью греческого театрального комплекса. Это могло оправдать, как транспозицию, повторение фронтона с более поздней каменной сценой.

Оркестр

Оркестр представлял собой круглую площадку в нижней части театра, где выступали хор и актеры. Первоначально греческий театр не был поднят, но позже для удобства просмотра был оборудован приподнятой сценой. Эта практика стала обычным явлением после появления «Новой комедии», в которой драматически изображались отдельные персонажи. Корифеем был членом хора руководитель, который мог бы войти в историю как символ , способный взаимодействовать с персонажами игры. Спектакли часто начинались утром и продолжались до вечера.

Акустика

Театры были построены в больших масштабах, чтобы вместить на сцене большое количество людей и зрителей — до четырнадцати тысяч. Физико-математические науки сыграли значительную роль в строительстве этих театров, поскольку их проектировщики должны были создать в них такую акустику , чтобы голоса актеров были слышны по всему театру, включая самый верхний ряд сидений. Понимание греков акустики очень выгодно отличается от современного уровня техники.

Сценические элементы

В греческом театре обычно использовались несколько сценических элементов:

  • mechane , журавль , производивший впечатление летающего актера (таким образом, deus ex machina )
  • ekkyklêma , колесная платформа, часто используемая для демонстрации мертвых персонажей зрителям.
  • пинаки , картинки, развешанные для создания декораций
  • тироматы , более сложные изображения, встроенные в сцену второго уровня (3-й уровень от земли)
  • фаллический реквизит использовался для сатирских пьес , символизирующих плодородие в честь Диониса .

Театр Диониса — V век до н.э.

К концу V столетия до н.э. деревянные конструкции были заменены на каменные. Однако полностью тот вид, в котором сооружение предстает перед зрителем сегодня, сформировался в следующем столетии, ориентировочно в 390-325 годах, во время правления афинского лидера Ликурга. Будучи ответственным за финансы и архитектуру города, он распорядился отреставрировать театр полностью в камне. Монументальное сооружение получило постоянную сцену с выступающими крыльями (параскениями), а также трехъярусную зону отдыха (собственно, «театр»), поднимающуюся вверх по склону на 78 рядов.

Следующие изменения в конструкции сцены были осуществлены уже в эллинистический период. По периферии оркестра были растравлены 67 мраморных кресел, каждый из которых занимал определенный сановник (о чем говорили нанесенные на камень надписи). В центре этого ряда располагался большой трон, предназначенный для Диониса. Кстати, те «кресла», что сохранились в театре, являются более поздними копиями, созданными уже во время римского господства.

Театр Диониса — достопримечательности АфинТеатр Диониса — Афины, Акрополь

История театра

Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Архитектурные особенности театрального здания

Классическая Греция

В архитектурном отношении афинский театр послужил образцом для прочих греческих городов. В Греции театры строились обыкновенно на склонах холмов для сокращения издержек. Театр имел следующие части: пространство для зрителей, поднимавшееся ярусами из центра здания к краям в виде полукружия — четырёхугольная удлиненная площадь за орхестрой, занятая особым зданием, которое называлось скеной, и орхестра, ровная утрамбованная площадка для хора и актёров, которые разыгрывали пьесу на одном уровне с хором поближе к зданию сцены (ἐπί σκηνῆς — «у сцены»).

Эллинистическая Греция

В архитектурной истории афинского театра можно различить несколько периодов. В VI—V веков до н. э. важнейшую часть его составляет круглое пространство для хоровых плясок — орхестра; в середине алтарь, а по окружности с трёх сторон ряды деревянных сидений для зрителей. Приблизительно с половины V века до н. э. на четвёртой стороне круга воздвигается деревянное здание для актёров, «сцена»; передняя стена его служит задним фоном драматического действия. Между пространством для зрителей и зданием «сцены» устроены проходы (др.-греч. πάροδος) в орхестру, с обеих сторон. Только в IV веке до н. э. сооружён мраморный театр по сложившемуся исторически плану; постройка была начата Эвбулом и закончена при Ликурге, знаменитом финансовом деятеле и ораторе (—326 годы до н. э.); сиденья были каменные, в первом ряду стояли кресла художественной работы для почётных зрителей; передняя стена «сцены» была украшена колонами. Перед этим зданием для каждого представления возводилась временная деревянная стена — просцений.

Около I века до н. э. в эпоху так называемой средней и новой комедии, временный просцений заменён постоянным, образовавшим каменную колоннаду, с тремя дверьми; остальные промежутки между колоннами были заложены досками (др.-греч. πίνακες) с соответствующими представлению изображениями. По самому характеру преобладавших в то время пьес перемена декораций требовалась редко; для таких случаев могли ставить временные декорации. Колоннада с передней стеной «сцены» соединялась помостом, так что перед зданием сцены получалось как бы другое узкое здание, в целом также называвшееся просцением. В этом виде театр и признан Витрувием типическим для Греции.

При Нероне орхестра и здание сцены были перестроены по римскому образцу приспособительно к гладиаторским боям и сценическим представлениям; только с этого времени актёры играли на упомянутом выше помосте на высоте 10—12 футов над орхестрою. Между зданием просцения и орхестрою находилось ещё свободное узкое четырёхугольное пространство, с боков огражденное параскениями; открытое в орхестру, оно служило вместе с задним сегментом последней, ареною исполнения пьес совместно хором и актёрами. Боковые пристройки (др.-греч. παρασκήνια, параскении) в позднейших греческих и в римских театрах служили, как и здание сцены, сборным местом для хоревтов и актёров, а также местом хранения костюмов, машин и иных театральных принадлежностей. Орхестра и места для зрителей не имели кровли. В орхестре и на прилегающей к ней со стороны просцения площадки помещалось не более 25—30 лиц (хор из 12 или 15 хоревтов для трагедий и из 24 для комедий, затем 2—3 актёра). Количество мест для зрителей доходило в наибольшем из театров, мегалопольском, до 44 тыс., в афинском — до 17 тыс.. На свои места публика проходила через орхестру по лестницам, а в орхестру снаружи вели боковые проходы. Ярусы мест для зрителей, если их было несколько, отделялись один от другого просторными проходами, по которым могла свободно двигаться публика. Обычными принадлежностями театра были декорации, машины, костюмы и маски для актёров.

Акустика

В 2017 году исследователи из Нидерландов изучили акустические характеристики трёх сохранившихся театров (Одеон Герода Аттика, театры в Аргосе и Эпидавре) и пришли к выводу, что громкий голос актёра был слышен даже в задних рядах, а шёпот — только в передних.

Безумие Диониса

Но мифология бога Древней Греции Диониса (Вакхоса) была бы не полной без упоминания без такого важного и неприятного аспекта, как его безумие. К сожалению, оно является неотъемной чертой чрезмерного употребления вина

А Дионис редко ограничивал себя в нем. Поэтому сам бог часто становился очень раздражительным, агрессивным, жестоким. Причины этого разные. Одни эксперты считают, что именно безудержное пьянство Диониса сделало его таким. Другие же полагают, что это месть Геры — в свое время она наслала такое же безумие на Геракла (ещё одного внебрачного сына Зевса), из-за чего тот перебил всю свою семью

К сожалению, оно является неотъемной чертой чрезмерного употребления вина. А Дионис редко ограничивал себя в нем. Поэтому сам бог часто становился очень раздражительным, агрессивным, жестоким. Причины этого разные. Одни эксперты считают, что именно безудержное пьянство Диониса сделало его таким. Другие же полагают, что это месть Геры — в свое время она наслала такое же безумие на Геракла (ещё одного внебрачного сына Зевса), из-за чего тот перебил всю свою семью.

Факт! Однажды Дионис спустился в подземное царство мёртвых и вывел оттуда свою мать Семелу, которая позже обрела бессмертие, став богиней.

Как бы там ни было, безумие всегда сопровождало бога виноделия. Он путешествовал по разным землям, как и говорилось выше, и повсюду сажал виноградную лозу. Но вместе с этим он сеял также безумие, наказывая им всех, кто смел ослушаться его или засомневаться в божественном происхождении.

Вот лишь краткий список его жертв:

  • Царь Ликург зарубил своего сына топором, считая, что срубает лозу винограда.
  • Царь Пенфей был разорван толпой, обезумевшую от воздействия Диониса.
  • В Аргосе женщины съели своих детей.

Кстати, сам Дионис также часто впадал в ярость и убивал окружающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector