Особенности архитектуры древней греции

Канон Поликлета: искусство эпохи Классики

В Классическую эпоху (V-IV вв. до н. э.) растет мастерство скульпторов. Они учатся создавать динамичные образы. Более широкое распространение, как материал, получает бронза. Мастера учатся создавать скульптурные группы. Например, Критий и Несиот создали скульптурную группу, изображающую борцов с тиранами Гармодия и Аристогитона.

На барельефе Трона Людовизи изображена выходящая из моря Афродита. Одежда изображенной на барельефе богини плотно облегает тело — скульптор освоил еще один прием сочетания одежды и тела.

В V веке до н. э. творили несколько мастеров, определивших направления греческой скульптуры. Во второй четверти столетия творил скульптор Мирон из Элевтер. Самая известная его работа — «Дискобол». Она изображает атлета, готовящегося метнуть диск. Статуя изображает фигура во время перехода от одного движения к другому. Мирон зафиксировал мгновение.


Дискобол. (Wikimedia.Commons)

Мирон создал статую аргосского атлета Лада. Этот человек одержал победу в беге, но умер от перенапряжения сразу после финиша. Хотя статуя Лада утрачена, эпиграмма неизвестного поэта описывает ее облик. Скульптурная группа «Афина и Марсий» изображает мифологический сюжет. Богиня Афина бросила флейту, на которой пыталась играть, а силен Марсий подобрал ее.

В середине V века до н. э. начал творить другой скульптор — Поликлет. В отличие от Мирона, он не создавал динамичных фигур. Он попытался разработать канон — математические отношения, опираясь на которые можно было бы изобразить идеальное человеческое тело. Уже в Античности писали, что работы Поликлета были по одному образцу.

Самая известная скульптура Поликлета — «Дорифор» (копьеносец). Также он написал трактат «Канон». В нем он изложил правила идеальной симметрии тела.

Строительная техника Древней Греции

Основным строительным материалом в греческой архитектуре был камень, при этом в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке; широко применялся известняк, а в некоторых случаях и мрамор. При строительстве афинского Акрополя в VI в. до н. э. использовался известняк. Новый Акрополь, построенный Периклом, известен уже сооружениями из пентелийского мрамора.

Из камня возводились прежде всего общественные здания. Жилые дома строились чаще всего из сырцового кирпича, но применялся также и обожженный, в основном, для украшения зданий. Кирпич использовался и при кладке стен, которые, например, в культовых сооружениях затем облицовывались каменными плитами.

Для сооружения галерей и портиков, при строительстве кровлей и перекрытий широко применяли дерево. В ранний период деревянными были и колонны храмов, о чем свидетельствует храм Геры в Олимпии, где их со временем заменяли на каменные. В стоечно-балочных конструкциях несущие деревянные балки и бруски дополнялись изделиями из досок в виде сплошных или решетчатых настилов, прокладок, облицовочных плит и т. п.

Из камня возводились и стены, и стоечно-балочная конструкция портиков и галерей. Каменные квадры, балки, плиты, монолитные своды и отдельные барабаны колонн подвергались первоначальной обработке в карьерах.

Процесс передвигания камней и установки на место был очень трудоемким. Для этого греки имели в своем распоряжении блоки, вороты и прочие подъемные приспособления. Для подъема блоков в них оставлялись выступы или делались гнезда для специальных якорей и крючьев. Часто в боковых гранях камней вырезались пазы, в которые при подъеме и транспортировке вкладывался канат.

Только некоторые из сложных архитектурных элементов, например капители и плиты со скульптурным рельефом, изготовлялись заранее. Остальные части окончательно обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка проводилась в направлении сверху вниз по мере того, как постепенно снимались строительные подмости.

Каменную кладку стен и стоечно-балочных конструкций из камня возводили сухим способом без раствора, усиление конструкции осуществлялось с помощью шипов или деревянных шпонок. Каменная постройка должна была быть устойчива при землетрясениях, и поэтому каменные блоки сцеплялись в горизонтальной и в вертикальной плоскостях — множеством металлических скоб и штырей, а также пиронами, вставленными в специальные гнезда и залитыми свинцом. Однако фундаменты строений обычно выводились не сплошными, а только под стенами и отдельными опорами. Цокольную часть снаружи выкладывалась большими каменными плитами, поставленными на ребро. Колонны складывали из цилиндрических блоков-барабанов, их соприкасающиеся грани тщательно обрабатывались. Особенно ровными были горизонтальные грани — постели, через которые передавались вертикальные нагрузки.

Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Эта система состояла из несущей (стены, колонны) и несомой частей (перемычки, балки, плиты). В стоечно-балочной конструкции особенно важным элементом являлась основная балка — архитрав, опирающаяся на колонны и воспринимающая вышележащую нагрузку от конструкции кровли. Работая на изгиб, она ограничивала расстояние между колоннами — интерколумний. В небольших галереях балка делалась из монолитного блока; в крупных зданиях, начиная с VI в. до н. э., она составлялась из двух или трех поставленных на ребро блоков, и позволяла перекрывать пролеты до 4-4,5 м. (9, т. 2. стр. 52-55, 140-142; 11, стр. 21-22; 16, стр. 33).

Декоративные облицовки

Облицовки из глазури. – Обычай покрывать камень обшивкой из терракотовых плит ведет свое происхождение от тех времен, когда правильная обтеска камня была затруднительной вследствие несовершенства строительных инструментов. Этот прием достигает своего полного развития в конце VII – начале VI вв. до н.э. Он находит наиболее частое применение в архитектуре Южной Италии и Сицилии, особенно в храмах Метапонта и Селинунта. Характерно, что олимпийские сокровищницы архаической эпохи, на которых мы находим следы применения облицовки, принадлежали сицилийским городам – Геле и Гимере.

В V в. главным местом производства этих терракотовых архитектурных украшений был город Коринф. Мы находим их применение в Афинах, где они были расположены в виде бордюра вдоль крыши, защищавшей крепостные стены. В архитектуре Этрурии можно видеть последние следы применения терракотовых облицовок.

Рисунок 154, G воспроизводит часть облицовки сокровищницы в Геле. Она представляет собой настоящий чехол, прикрепленный к камню гвоздями. C показывает увенчание одного из самых больших храмов акрополя в Селинунте; глазированные плиты образуют как бы щит над верхним рядом камней, обрамляющих карниз, а самое увенчание карниза представляет собой гребень покрытый орнаментом, воспроизводящим мотив ассирийской пальметты. Асимметрические прорезы в этом гребне служат для стока воды с крыши.

Рис. 154

Терракотовые карнизы того же стиля, что и в Олимпии, употреблялись и в Метапонте. На некоторых фрагментах сохранились медные стержни (прутики), посредством которых терракотовые плиты прикреплялись к камню.

Хрупким известняком Метапонта нельзя было пользоваться при устройстве потолков. Поэтому в храме, который носит название «храм Самсона», при перекрытии потолков известняк был заменен деревянными балками, облицованными плитами из раскрашенной терракоты, профили которых показывает M. Деревянные балки, обшитые раскрашенными терракотовыми плитками, упоминаются в некоторых ассирийских письменах. Возможно, что мы имеем в данном случае дело с усвоением древневосточной традиции.

Штукатурка. – Согласно обычаю, восходящему к тем временам, когда обтеска камня была затруднительной, камни, составляющие кладку стены, даже в лучшие периоды греческого искусства покрывались раскрашенной штукатуркой. Обнаженным оставляли только мрамор. Прекрасный травертин пестумских храмов был так же покрыт слоем штукатурки, как и грубые известняки Акраганта.

Обшивка деревянных конструкций. – Пила, представляющая собой зубчатую металлическую пластинку, была инструментом, известным уже в микенскую эпоху, а распиливание брусьев на тонкие доски считалось, начиная с древнейших времен, более легкой операцией, чем правильная обтеска больших каменных глыб при помощи бронзового топора. Таким образом, можно предположить, что деревянные сооружения, конструктивный принцип которых был принесен в Грецию дорянами, были выполнены из грубо обтесанных брусьев, обшитых тонкими досками, служившими декоративным украшением.

Изучение приемов конструкции деревянных сооружений дало нам ключ к пониманию соотношения масс в дорийском ордере и приблизило к общему пониманию его форм. Для того, чтобы объяснить детали, необходимо остановиться на этом деревянном щите, служившем как бы чехлом для данной конструкции.

Рисунок 155 сопоставляет для сравнения обшитую досками деревянную конструкцию и греческий антаблемент, который, видимо, воспроизводит ее в камне. Напомним элементы этой конструкции, описанной нами выше.

 Рис. 155

На столбах лежит балка A, состоящая из двух равных брусьев, скрепленных между собой, по принципу лидийской архитектуры, сжимами M.

На этом архитраве лежат балки портика P, горизонтальные балки (прогоны) S и стропильные ноги C. Таков остов этой конструкции. Попытаемся теперь восстановить декоративную облицовку: пространство, занимаемое торцовыми концами балок P, зашивается досками V, которые сдерживаются вертикальными брусками t, одним концом входящими в горизонтальную балку (прогон) S, а на другом конце укрепленными штырями C. Пространство, перекрытое досками V, образует таким образом как бы щит, укрепленный стойками t, зажатыми в свою очередь штырями C.

Что касается брусьев C, то они также обшиты тонкими досками, которые там, где они подшиты снизу (R), удерживаются планками, покрывающими швы, и штырями. Выполнение этой обшивки, как нельзя лучше отвечающей духу греческой архитектуры, в которой господствует идея накладной орнаментации, не представляет ни малейших затруднений.

Последовательный ход работ

Постройка храма в Сегесте (оставшегося незаконченным) была приостановлена после того, как была сделана внешняя колоннада. Колонны были уже все возведены тогда, когда стену и целлу храма еще не начинали строить. Этот факт позволяет сделать некоторые выводы относительно последовательности хода работ. На Эгине применялись различные способы подъема камней для портика и целлы. Этот факт указывает на то, что строительные работы были прерваны и возобновлены через известный промежуток времени. Есть основание думать, что здесь, как и в Сегесте, портик был выстроен раньше целлы.

В большом храме в Селинунте различие стилей отдельны частей здания дает указание на последовательность хода строительных работ, – прежде всего был построен главный фасад храма. Из приведенных нами фактов легко сделать следующий вывод: в первую очередь выполнялись наиболее видные части здания, чтобы произвести желаемый эффект как можно скорее.

Для изучения последовательности хода работ представляет большой интерес одна деталь, касающаяся окончательной отделки здания. Эту отделку производили всегда начиная с верхних частей постройки, так что над постепенно опускающимися книзу лесами поднимались уже готовые и даже раскрашенные части. Таким путем избегалась всякая возможность порчи уже законченных частей архитектурной декорации. У некоторых храмов вполне обработаны только антаблемент и капители колонн, а стволы колонн и основания остались совершенно неотделанными. У других неотделанными остались одни основания.

Остров Санторини

Сказочный белый остров, который называют жемчужиной Ионического моря. Помимо главного острова к Санторини относят четыре небольших островка, лежащих неподалеку. Это настоящая жемчужина Эгейского моря. Прозвали его жемчужиной не зря – целый ряд ослепительно белых домов, расположившихся очень тесно, буквально друг на друге, создает невероятный контраст с бирюзовым морем и горами вдалеке. Пляжный отдых здесь ничем не хуже, чем на знаменитом Лазурном берегу. Кроме того, для любителей старины здесь точно будет чем заняться – первые поселения на Санторини появились еще в III веке до н.э. Сохранились остатки первобытных поселений в деревне Пиргос, в которой древняя культура причудливо сочетается с достижениями современной науки.

Что такое древнегреческий храм

Для древних греков религия была непременной составляющей жизни. Живя в довольно непривлекательных домах, для богов они возводили потрясающие по красоте храмы. Каждый храм строился для поклонения определенному богу.

Руины храма Аполлона в Дельфах. VI–IV вв. до н. э.

Древнегреческий храм представлял собой прямоугольное белокаменное сооружение без окон, со всех сторон окруженное колоннами в один или несколько рядов, с величественной статуей божества внутри. Колонны поддерживали двускатную крышу. К главному входу вела мраморная лестница. Еще в эпоху архаики греки предпочитали дереву белый мрамор и желтоватый известняк. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался прочностью.

Обычным людям не позволялось заходить внутрь храма. Здесь могли находиться только жрецы. Поэтому простые смертные любовались красотой сооружения снаружи. Все праздники, которые древние греки устраивали в честь богов, проходили в окрестностях мраморных исполинов.

Греческие храмы очень отличаются друг от друга — в плане сооружения, в количестве колонн и многих других деталях. Самым популярным типом этого здания стал периптер — прямоугольный храм, который колонны окружают со всех сторон. Количество мраморных столбов не могло быть произвольным, а вычислялось определенным образом — древние греки очень ценили точные науки!

Любой среднестатистический древний грек мог рассчитать количество колонн. Для этого он решал простую задачу. На обоих фасадах (переднем и заднем) располагалось по шесть колонн, а число колонн по бокам здания определялось по формуле 2p + 1, где p — число колонн на переднем фасаде. Совсем не сложно!

Другим популярным типом постройки был диптер — прямоугольный храм, на боковых фасадах которого размещались по два или более рядов колонн. Таков, например, храм Артемиды в Эфесе.

Греческая архитектура.

Древние греки очень заботились о красоте тех общественных мест, где они проводили большую часть своего свободного времени.

Для бесед и отдыха греки любили собираться в тени портиков.  Портик — один или несколько рядов колонн, поддерживающих крышу. Он укрывал от лучей палящего южного солнца, но не мешал ветерку освежать собравшихся.Портики украшали храмы и другие здания. Первоначально греки строили храмы из дерева. Крышу храма поддерживали простые деревянные столбы. В V веке до н. э. храмы были из камня, часто из мрамора.

Греческий храм стоял на высоком фундаменте. Его окружали портики. В одних храмах колонны были мощные, с простой отделкой, в других -более стройные, с изящными украшениями. Стены храмов украшались рельефами. В центре здания находилось помещение со статуей того бога, которому был посвящен храм. Вокруг статуи обычно находились ценные и редкие вещи, подаренные храму городами и отдельными богатыми гражданами.

На агоре и около неё стояли наиболее красивые здания города. Олимпию украшали своими постройками и статуями самые выдающиеся архитекторы и скульпторы Греции (см. храм Зевса в Олимпии на рис. 78).

Виды искусств Древней Греции

История древнегреческого искусства насчитывает тысячу лет. За этот огромный промежуток времени было создано множество великих шедевров, которыми и сегодня восхищаются миллионы жителей Земли. Греческие мастера искусств умели чеканить монеты и расписывать стены, обрабатывать стекло и создавать живописные картины на деревянных панелях, шить прекрасные костюмы и делать удобную мебель. И все же, к наиболее важным видам искусств Древней Греции относятся:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Декоративно-прикладное искусство.
  • Музыка.
  • Литература.
  • Театр.

Архитектура Древней Греции не идет ни в какое сравнение с достижениями в этой сфере предыдущей Эгейской цивилизации. Древнегреческие мастера не только подарили миру классические архитектурные стили: дорический, ионический и коринфский, но и создали поистине уникальные шедевры зодчества.

К самым знаменитым архитектурным древнегреческим памятникам можно по праву отнести:

  • Храм Геры в Олимпии.
  • Храм Зевса в Афинах.
  • Храм Аполлона в Дельфах.
  • Храм Артемиды в Эфесе.
  • Парфенон в Афинах.
  • Храм Деметры в Элевсине.
  • Мавзолей в Галикарнасе.
  • Алтарь Зевса в Пергаме.

Кроме того, до наших дней сохранилось множество развалин общественных зданий и строений (стадионов, театров, дворцов, гробниц и ворот). К сожалению, большинство из них находятся в плачевном состоянии и требуют серьезной реставрации.

Самых величественных эпитетов заслуживает и скульптура Древней Греции, которая по праву относится к высочайшим достижениям античной культуры. Прекрасные статуи, рельефы и сегодня вызывают восхищение, хотя большинство из них известны нам по мастерски изготовленным римским копиям.

Среди самых известных древнегреческих скульпторов особо выделяются:

  • Мирон (Μύρων).
  • Поликлет (Πολύκλειτος).
  • Пеоний (Παιώνιος).
  • Фидий (Φειδίας).
  • Скопас (Σκόπας).
  • Лисипп (Λύσιππος).

Каждый из них навеки вписал свое имя в историю мировой культуры и создал собственный уникальный стиль в скульптурном искусстве.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции наиболее известно потомкам по уникальным расписным вазам, мозаикам и ювелирным изделиям. Сохранившиеся образцы керамической посуды дают современным людям представление не только о высоком уровне развития гончарного дела, но и мастерстве живописцев той эпохи.

Уникальными произведениями искусства можно также назвать мозаичные панно из смальты, созданные греческими мастерами. Изображения людей и животных, обрамленные характерным орнаментом, часто встречаются в убранстве старинных храмов и дворцов. В ювелирном искусстве, помимо украшений из золота и серебра, особого внимания заслуживают геммы (инталии и камеи). Из драгоценных и полудрагоценных камней древние мастера делали броши, перстни-печати, застежки, медальоны и амулеты.

Литература, музыка и театр также играли важную роль в жизни древних греков, хотя до наших дней сохранилось лишь ничтожно малое количество произведений этих видов искусств. Но поэмы Гомера (Ὅμηρος), трагедии Эсхила (Αἰσχύλος), Софокла (Σοφοκλῆς) и Еврипида (Εὐριπίδης), комедии Аристофана (Ἀριστοφάνης) до сих пор читают люди, хотя со времени их написания прошло более 2 000 лет.

4Триумфальные арки

Мало кто из правителей римской Империи лишал себя удовольствия увековечить собственные заслуги в борьбе за ее могущество и расширение. Как результат – появление связанных с этим памятников в виде триумфальных арок. Такого рода памятники Рима в честь императора прославляли его, одновременно увековечивая память о завоеваниях, победах. Это своеобразный символ политического доминирования и воинской мощи.

Устанавливались триумфальные арки на территории всей Империи. При этом были своеобразной демонстрацией сочетания художественных вкусов жителей Рима и инженерно-технического прогресса. Такая тенденция распространилась на территории от Германии и Испании до Малой Азии и Северной Америки. Что касается самого Рима, то здесь сегодня можно увидеть одновременно несколько вариаций памятников славы, которые, кстати, сохранились в идеальном своем состоянии. В частности это следующие памятники итальянской столицы:

  • Арка Тита;
  • Арка Константина;
  • Триумфальная Арка Севера.

Также в Вечном городе на территории Римского форума находятся постаменты от триумфальных арок, возведенных при правителях Августе и Траяне.

Архитектурный ордер — опора европейской архитектуры

Словом «ордер» принято обозначать величайшее изобретение древних греков, на которое, в буквальном смысле этого слова, опирается вся европейская архитектура. Сам термин впервые ввел в обиход древнеримский архитектор Витрувий. Слово это произошло от латинского ordo и означает собственно «строй, порядок». В архитектуре этим термином стали обозначать особый тип композиции, где используются необходимые элементы, строго подчиненные архитектурному стилю.

Любой древнегреческий ордер состоит из трех главных частей. Первая часть — основание, которое располагается на фундаменте чуть выше уровня земли. Вторая часть — колонна, несущий элемент архитектурной конструкции. Она совершенно необходима, поскольку держит на себе крышу и все ее составляющие. Третья часть ордера — несомый элемент, который был назван очень красиво: антаблемент.

Поскольку древние греки любили научную точность и постоянно что-то умножали и делили, то они поделили и антаблемент. Вот его элементы: архитрав — перекладина, находящаяся прямо на колоннах; фриз — декоративная полоса с изображениями греческих героев и различных мифологических существ; карниз — верхняя часть антаблемента, он резко выступает вперед и защищает от дождя архитрав и фриз. Кстати сказать, роль карниза до сих пор осталась неизменной. Древние греки изобретали и строили на века!

Капители классических ордеров — тосканского, дорического, ионического, коринфского, а также композитного ордера. Иллюстрация XVIII века

Известны три вида классического ордера: дорический, ионический и коринфский. Римляне, завоевав Грецию и переняв абсолютно все достижения греков в архитектуре, сами все же придумали еще два — тосканский и композитный.

Свои названия ордеры получили от географических областей, где был распространен тот или иной ордер. Раз появившись, ордер использовался во всех типах сооружений. Правда, менее всего в амфитеатрах. Почему? Давайте разберемся.

Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы

  • Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
  • великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.

Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является (фото кликабельно).

Афинский Акрополь

Как богиня Афина стала владычицей Аттики

Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении  был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города — богини мудрости Афины.

Реконструкции афинского Акрополя (фото увеличивается) Ссылка

Далее виднелся своеобразный и сложный храм Эрехтейон. Его отличает выступающий портик, где перекрытия поддерживают мраморные изваяния в виде женских фигур — кариатиды.

Хоромы богини Афины

В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.

Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.

Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция

  • Строгие спокойные формы,
  • золотая пропорция,
  • сверкающий на солнце белый мрамор колонн,
  • яркие краски —

всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.

На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи — это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Шик храма богини победы Ники

Обратите внимание на маленький  Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности  к юго-западу от входа. Он был построен в ок

420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.

Реконструкция Акрополя. Храм Ники справа.

Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен.  На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв.

Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны —  сцены битвы.

Реконструкция фриза храма Ники (фото увеличивается).Ссылка

Кариатиды Эрехтейона

Другой пример, где встречается ионический ордер  — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.

На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада.

Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона)

Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства

  • светских зданий,
  • торговых комплексов и
  • зрелищных арен.

Стадионы находились в естественных долинах.  Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Легенда о возникновении Коринфского ордера

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки.

Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии

В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.

18. Собор Святого Спиридона

Важное место среди достопримечательностей острова Корфу занимает собор Святого Спиридона, который является его покровителем. Внутри храма находятся мощи Спиридона Тримифунтского, в чудодейственной силе которых уверены как жители острова, так и всей Греции

К тому же, многие из туристов так же в это верят. Чтобы воочию увидеть мощи, посетителям собора предстоит отстоять многочасовую очередь. Считается, что те, кому удалось приложиться к мощам Спиридона, могут рассчитывать на его помощь в делах, особенно в финансовой сфере. Также ходит множество легенд об их чудодейственной силе.

стили

Архитектурные стили греческой цивилизации делятся на три определенных типа. Эти стили упоминаются как «заказы», ​​и каждый представляет конкретное происхождение каждого греческого архитектурного стиля. Этими порядками являются ионные, дорические и коринфские. Архитектурный порядок определяет каждый стиль строительства в древней Греции.

Дорический ордер

Дорический орден был создан, когда греки осуществили переход от непостоянных материалов, таких как грязь и дерево, к другим материалам, которые с течением времени оставались в хорошем состоянии, как камень..

Дорический стиль характеризуется использованием колонн с довольно плоским дизайном, которые опираются непосредственно на храм, не имея основания, которое соединяет их.

В архитектуре других орденов у колонн раньше было превосходное основание и более низкое основание, но дорический не имел этой особой характеристики.

Колонны, которые использовались в дорическом порядке, определенно определяли здания этого периода. Колонны, хотя они были плоскими, были довольно толстыми и были элементом, который выделялся больше всего в зданиях этого периода.

Некоторыми элементами этого ордена, которые оставались в хорошем состоянии с течением времени, были опоры Храма Аполлона, но самым известным зданием, которое было построено в этот период, был Афинский Парфенон. Последний является одной из наиболее символических структур греческой цивилизации и человеческой цивилизации до Христа.

Ионный порядок

Ионный орден был сформирован в районе нынешней Турции, где несколько греческих поселений были созданы более двух тысячелетий назад. В отличие от дорического ордена, в ионической архитектуре есть опоры в колоннах храмов и зданий.

Кроме того, было принято украшать основания художественной резьбой, имитирующей форму пергамента. Эта архитектура возникла в середине 6-го века до нашей эры, но достигла великих эллинских городов в середине следующего века.

Первым великим сооружением этого ордена был Храм Геры, расположенный на острове Самос. Однако это здание не эксплуатировалось долгое время после землетрясения.

Этот архитектурный стиль можно увидеть во многих самых важных зданиях в Греции. У Парфенона есть выдающиеся ионные элементы, такие как фриз, которым структура покрыта его внутренней частью. Афинский Акрополь и Эрехтейон также имеют особые элементы ионного порядка.

Коринфский орден

Коринфский орден был не только последним из греческих архитектурных орденов, но и самым сложным архитектурным стилем, использованным в эллинском мире. Фактически, этот орден использовался как в греческой архитектуре, так и в римской архитектуре, после завоевания Греции Римской империей..

Первой структурой, которая представила элементы этого ордена, был Храм Аполлона, который датируется 430 годом. С.

Основной характеристикой этого порядка является использование форм, которые кажутся естественными. Формы очень похожи на листья дерева. Говорят, что известный скульптор из Коринфа первоначально разработал этот метод, и оттуда был назван новый архитектурный заказ, который быстро стал популярным..

Листья, которые были вырезаны в структурах, имели довольно стилизованный срез, и это создавало ощущение роста вокруг колонн..

Тонкие свойства этой архитектуры сделали ее любимым методом римлян. Они использовали его при строительстве различных сооружений, в том числе Пантеона в Риме.

Умирающий галл: эллинистическое искусство

После походов Александра началась новая эпоха, когда основывались новые города, а греческие колонисты селились в новых землях. В новых условиях скульпторы меньше создают статуй божеств и мифических героев. Чаще они обращаются к образам обычных людей. Скульптурные портреты передают характеры и эмоции героев. Среди скульптур можно найти изображения жанровых сцен, увидеть людей разных возрастов. Например, статуя старого рыбака безжалостно показывает его дряблое, но некогда сильное тело.

Геракл Фарнезе. (Wikimedia.Commons)

Одновременно с ними продолжает жить официальное искусство — статуи царей и богов, создаваемые в честь побед. Например, знаменитая Ника Самофракийская была создана скульптором в честь победы Деметрия Полиоркета над Птолемеем I.

Мастерами официального искусства были скульпторы Пергамского царства. Их работы увековечивали победы царей из династии Атталидов. Величайший из них, Эвмен II, приказал построить в честь своих побед Алтарь Зевса. На его фризе была изображена сцена гигантомахии — битвы богов против гигантов. Другой фриз Алтаря Зевса содержал сцены из жизни героя Телефа, по легенде правившего в Малой Азии.

Скульпторы чаще изображают иноземцев. Они стараются передать особенности национальных костюмов людей, которых они изображают. В Египте сохранилась статуэтка нубийского уличного певца, которая отражает его негроидные черты лица.

Скульпторы Пергама, цари которого воевали с галлами, оставили изображения умирающих врагов. Знаменитая скульптура «Умирающий галл» запечатлела последние минуты жизни варвара. На скульптуре можно увидеть детали, указывающие на его происхождение, — тип лица, прическа, гривна на шее. Другая скульптурная группа изображает галла, поддерживающего убитую им же жену и поражающего себя мечом. Он убил жену и себя, чтобы не попасть в рабство.

До Эллинистической эпохи греческие скульпторы редко изображали детей. И никогда дети не имели самостоятельного значения. Отныне мастера уделяют много внимания грамотной передаче детской анатомии. Скульптуры детей изображают во время игр — девочка играет в кости или мальчик борется с гусем. Маленькие терракотовые статуэтки того же времени изображают играющих детей, женщин за бытовыми занятиями и ремесленников за работой.


Умирающий галл. (Wikimedia.Commons)

В I веке до н. э. оригинальное искусство эпохи Эллинизма угасает. К этому времени относятся последние шедевры — родосская скульптурная группа Лаокоона и Бельведерский торс. Последний подписан именем скульптора Аполлония. Обладатель торса, бог или герой, неизвестен.

Ретимнон

Живописный город, второй по величине на острове Крит, может похвастаться историческим центром, который ежегодно привлекает сотни туристов. Кроме того, здесь регулярно проводятся музыкальные фестивали, куда съезжаются известные коллективы и группы со всего мира. Самое известное здание города – построенная венецианцами крепость Фортецца, которой уже более 600 лет. Сооружение было настолько внушительным для своего времени, что на постройке одновременно было занято более 100 тыс. человек. Внутри находится экспозиция, посвященная влиянию итальянской культуры на Грецию тех времен. Заслуживает внимания и монастырь Превели, расположенный неподалеку от города. Его библиотека насчитывает несколько тысяч старинных манускриптов, начиная с времен Венецианской республики. Монастырь открыт для туристов круглый год.

Кносский дворец, или визит к минотавру

Города и письменность в Европе зародились на средиземноморском острове Крит. Самым могущественным городом острова стал легендарный Кносс. Именно здесь было заложено основание знаменитого Лабиринта, к которому вели все дороги острова. В древнегреческой мифологии Кносс связан с именем печально известного критского царя Миноса.

Кносский дворец был, пожалуй, самым сложным многоэтажным строением тех времен. Четкого, регулярного плана его постройки не было. Вполне возможно, что расположенные на разных уровнях помещения достраивались по мере надобности.

Во дворце было легко заблудиться: множество коридоров, залов, потайных лестниц и переходов сбивали с толку любого попавшего внутрь гигантской архитектурной паутины. Разные по назначению помещения располагались вокруг прямоугольного двора в центре дворца.

Кносский дворец, фрагмент. XVI–XV вв. до н. э. Реконструкция

Сложно представить архитектора, сотворившего это инженерное чудо. Потому и родилась история о том, что строителем был знаменитый греческий зодчий Дедал — художник и инженер, прославившийся изобретением инструментов.

При всей своей хаотичности Кносский дворец был буквально наполнен передовыми изобретениями того времени. Лабиринт был снабжен водопроводом и канализацией. Роль окон играли световые колодцы — большие проемы в потолке. Они же обеспечивали и естественную вентиляцию комнат, то есть были своего рода кондиционерами.

Особенностью Кносского дворца являются колонны кроваво-красного цвета. Их называют иррациональными. В противоположность привычной нам колонне, расширяющейся книзу, эти колонны, наоборот, книзу сужаются. Есть предположение, что такая необычная форма колонн была создана для того, чтобы не препятствовать прохождению света из световых шахт, окружавших эти колонны. Во всяком случае, больше пока нигде такие колонны не встречались.

Несмотря на грандиозность Кносского дворца, греки впоследствии отказались от столь сложных архитектурных решений в пользу изящества, благородства и красоты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector