Дворец нарышкиных-шуваловых

Музей Фаберже и интерьеры Шуваловского дворца

Посетив музей Фаберже, можно не только прикоснуться к уникальной коллекции, но также и прогуляться по отреставрированным помещениям бывшего Шуваловского дворца, интерьеры которого впечатляют уже сами по себе.

Парадная лестница

Парадная лестница была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовичем Ефимовым на месте главного проезда и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Позднее архитектор Рудольф Богданович Бернгард возвел над лестницей роскошный декорированный лепниной купол.

Рыцарский зал

В зале представлена военная тема в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая объединяет акварели Карла Карловича Пиратского и Петра Ивановича Балашова, с изделиями фарфора и предметами из серебра.

Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.

Красная гостиная

Красная гостиная отведена под коллекцию русского художественного серебра 18 — начала 20 веков. В отдельных витринах представлены выдающиеся произведения лучших столичных фирм (К. Фаберже, П. Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна), носивших высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.

Синяя гостиная

В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. Именно эти изделия, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир.

Золотая гостиная

В зале представлены царские подарки, objets de fantaisie фирмы Фаберже и презентационные коробки.

Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей.

Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров.

Аванзал

В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.

Белая и Голубая гостиные

В залах представлен русский фарфор 19 века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова.

Выставочный зал

В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом» и в котором находился домашний музей, сегодня экспонируются камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров 19 столетия.

Готический зал

В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон 16-20 веков, большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.

Верхняя буфетная

В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца 19 — начала 20 вков, имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом.

Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина.

В зале также представлены образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.

Бежевый зал

В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.

Как доехать до Шуваловского парка

Из Санкт-Петербурга можно доехать:

  1. На метро до станции «Озерки» и далее на 58 трамвае до пересечения Выборгского шоссе и Парковой улицы, остановка называется «Универсам»
  2. На метро до станции «Проспект Просвещения», далее на автобусах 75, 104, 109, 173, 397 опять же до перекрестка Выборгского шоссе и Парковой улицы, остановка так и называется «Шуваловский парк».

Ориентир – памятный камень «500 лет Парголово». На камне написано 1500-2000 годы. Окрестные деревни старше Петербурга.

Памятный камень 500 лет Парголово

Так выглядят современные кварталы Парголово. Проезжаете под путепроводом, ж/д мостом и линией высоковольтных передач и выходите.

Современный жилищный массив Шувалово-Озерки

Экспозиция

В фондах музея хранится св.4 тыс. артефактов. Большая часть реликвий являлась принадлежностью императорской семьи Романовых. В залах Шуваловского дворца на всеобщее обозрение представлены предметы царского быта, а также бесценное собрание пасхальных яиц, созданных в ювелирном доме Фаберже. Интерьер отлично дополняют живописные полотна прославленных российских художников – К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского, К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина и других.

Аванзал

Осмотр музея начинается с аванзала. В нем посетители могут увидеть аксессуары и галантерейные изделия, которыми пользовались аристократы в конце 19 – начале 20 вв. Неподдельный интерес вызывают ювелирные украшения с клеймом Фаберже. Цветная эмаль придает изделиям эффектный внешний вид. Это незначительная часть наследия, уцелевшая до нашего времени.

Белая и Голубая гостиная

Две большие комнаты объединены общей тематикой. В них собраны фарфоровые предметы, изготовленные российскими мастерами 19 в.: П. Овчинниковым, И.Хлебниковым, А.Кузьмичевым, Ф.Рюкертом. Артели, под их руководством выпускали эмали наивысшего качества. За свою безупречную работу ремесленники удостоились чести стать поставщиками императорского двора. Изделия эмальеров также по достоинству оценили ювелиры. Антип Кузьмичев заключил контракт с компанией Тиффани. А его коллега, Федор Рюкерт являлся соавтором многих аксессуаров, выпускаемых под знаком Фаберже.

Выставочный зал

Во времена Шуваловых помещение именовалось Большим кабинетом и использовалось для хранения личных коллекций хозяина дома. В наше время зал переоборудован для выставочных целей. Его экспозиция имеет 2 направления: живопись российских художников 19 в. и резные изделия, выполненные из камня.

Готический зал

Графский кабинет П.Шувалова преобразован в музейный зал, где вниманию экскурсантов предлагаются культовые предметы. В частности стены помещения занимают старинные иконы 16-20 вв. Многие из них вправлены в оклады из благородных металлов, украшенные самоцветами. Наиболее древний предмет коллекции – царские врата, датируемые 1600 г.

Золотая гостиная

Комната предназначалась для торжественных трапез. Ее стены покрыты штофом золотистого цвета, что придает обстановке праздничный вид. В помещении собраны подарки, которые презентовались членам императорской фамилии. Довольно часто Романовы дарили друг другу шкатулки или табакерки с портретами, а также ювелирные украшения. Среди изделий, выставленных в зале, фигуры из камня, миниатюрная мебель и посуда, канцелярские принадлежности. В 19 в. малозначимые вещи именовались «фантазийными». Они выполняли исключительно эстетическую функцию.

Красная гостиная

Комнату часто именую Нарышкинской. Своим прозвищем она обязана фамильному гербу на потолке. В гостиной собраны изделия из серебра 18-20 вв. Они были изготовлены в прославленных ювелирных мастерских Российской империи: Фаберже, братьев Грачевых, Сазикова, Тигельштейна, Никольса и Плинке. Каждая фабрика специализировалась на определенном стиле. Так, Фаберже выпускали серебряные изделия в стиле модерн, а у Сазиковых делали предметы в славянских традициях. Настоящим шедевром считается чайный сервиз в морском стиле, преподнесенный в качестве свадебного подарка Великому Князю Константину Николаевичу. Эскиз для него рисовал Ф.Солнцев, а отливкой предметов занимались на фабрике И.Сазикова. Коллекция художественно серебра в Шуваловском дворце является поистине уникальной.

Рыцарский зал

Зал заполнен экспонатами, связанными с военной тематикой. В нем представлены доски, которые устанавливались при закладке военных судов. В витринах посетители могут увидеть серебряные наборы для вина. Их преподносили в дар командирам по торжественным случаям. Стены помещения украшают полотна в батальном жанре, принадлежащие кисти К.Пиратского и П.Балашова. Характерной особенностью зала является фриз, на котором нарисован турнир рыцарей. Отсюда и название – Рыцарский зал.

Синяя гостиная

Главная комната в доме именуется Синей гостиной из-за шелковой обивки стен. В ней сосредоточена гордость музея Фаберже – пасхальные яйца с сюрпризами. Они создавались в качестве подарков супругам императоров Александра Третьего и Николая Второго. Посетители имеют возможность осмотреть 14 легендарных изделий. Среди них первое («Курочка») и последнее («Орден св. Георгия») яйцо из пасхального цикла. Каждое имеет неповторимый дизайн и обладает собственным секретом. Изготовление памятных сувениров для членов императорской фамилии принесло небывалую славу ювелирному дому Фаберже. На создание яйца-ларца с сюрпризом мастера тратили до одного года.

История возведения дворца

Участок, на котором сейчас возвышается дворец, в середине восемнадцатого века принадлежал Ивану Шувалову — одном из фаворитов императрицы Елизаветы Петровны, меценату, в числе заслуг которого — основание Московского Университета и Академии Художеств. Во время правления Елизаветы Шувалов занимал высокую должность при дворе, был в почете у императрицы, оказывал немалое влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Российской Империи. Однако после смерти Елизаветы, в годы правления Екатерины Второй, Шувалов оказался в опале, провел некоторое время за границей и в политической жизни России больше участия не принимал.

Интересно, что перед тем, как был выстроен дворец Шувалова, на этом месте стояла усадьба Прасковьи Иоанновны — племянницы великого государя Петра Великого. Царевна проживала в небольшом дворце, называвшемся «Парашиным», но занимать его слишком долго ей не пришлось: впав в немилость Петра Великого, она была вынуждена передать свою усадьбу лейб-гвардии Семеновского полка. Таким образом, вплоть до 1742 года усадьбой владели военные.

А далее настала очередь Шувалова… Возводить особняк «с нуля» для него не пришлось: здание решили просто основательно перестроить – таковым был особый знак внимания со стороны государыни Елизаветы.

Всем процессом руководил известный петербургский архитектор Савва Чевакинский. Работы продлились всего два года: уже к 1755 году особняк был полностью достроен — тогда там и поселился Шувалов вместе со своей супругой, графиней Маврой Егоровной.  

Усадьба стала настоящим средоточием пышной жизни Петербурга эпохи дворцовых переворотов: там постоянно проводились различные балы-маскарады. В 1754 г. именно во дворце Шувалова праздновался первый день рождения внука Елизаветы Петровны –  будущего императора Павла Первого. Здесь собирались видные государственные деятели и важные при дворе персоны.

Следует отметить, что Шувалов был человеком очень разносторонним. Он не только активно занимался политикой, но и очень любил искусство. Много лет,  в частности, занимался собиранием картин: в итоге образовалась целая галерея. 

После кончины отца Шувалов-сын, не особо заинтересованный владением особняка, решил продать его в императорскую казну.

В 1760-х гг. дворец пережил возведение надстройки и расширение. Работами руководил архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот. По его проекту парадный вход с набережной перенесли во внутренний двор, а центр главного фасада отделали портиками. Появился и третий этаж. Увы, практически ничего не сохранилось от грандиозной перестройки усадьбы Валлен-Деламотом, кроме высокой дворцовой ограды. В помещение вскоре въехал новый владелец — Александр Алексеевич Вяземский.

В конце восемнадцатого века здание переходит к государству, и до 1917 года в нем заседает Министерство юстиции Российской империи, а потом – и Временного правительства.

Шедевры коллекции – украшение музея

Шикарно отреставрированные залы дворца Шуваловых – достойное обрамление уникальной ювелирной коллекции работ фирмы Фаберже, которая здесь хранится.

Новый музей за свою непродолжительную историю приумножил экспонаты. В экспозиции – не только знаменитые яйца, но и ювелирные украшения, столовое серебро и предметы интерьера.

Здесь выставлены картины, рамки с редчайшими фото и драгоценная галантерея, памятные вещи и иконы, фарфор и сувениры. В коллекции представлены украшения русских ювелиров Овчинникова и Хлебникова: на фирме мастера трудилось много талантливых ювелиров.

Выставочные залы дворца Шувалова

В залах дворца воссоздана первозданная отделка: лепнина, обитые шелком стены, камины и зеркала, вазы и канделябры. Здесь же, во дворце, выстроен вестибюль с парадной лестницей, окруженной нишами с боков для демонстрации скульптур.

По ней посетители музея поднимаются на второй этаж в 10 демонстрационных залов:

  1. Рыцарский зал украшен барельефами, изображающими рыцарские поединки. Здесь – кубки и посуда, шкатулки из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний.
  2. Красная гостиная хранит в себе образцы русского художественного серебра, изготовленные ювелирами мастерской Фаберже и другими русскими мастерами.
  3. В Синей гостиной выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. За творческую жизнь ювелир создал 71 яйцо: каждое из них поражает продуманностью деталей и оригинальностью задумок. Над каждым шедевром ювелиры работали год.
  4. Золотая гостиная – хранилище императорских подарков: сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портреты русских императоров
  5. Аванзал – собрание ювелирных украшений, аксессуаров и предметов быта, покрытых эмалью-гиольше с богатейшей цветной палитрой, секрет производства которой утерян.
  6. Белая и Голубая гостиные, в которых представлены эмалированные изделия ювелирной фирмы Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.
  7. Выставочный зал – бывший домашний музей Шуваловых, демонстрирует резные каменные изделия XIX-XX веков и полотна русских художников XIX века.
  8. Верхняя буфетная хранит живопись русских и французских художников-импрессионистов XIX-XX веков. Здесь же – фарфоровые изделия и дворцовые вазы с росписью художника Красовского.
  9. Готический зал – кабинет графа Шувалова, хранит наследие русских иконописцев: иконы XVI –XX веков, обрамленные ювелирами столицы с серебряные оклады.
  10. Бежевый зал посвящен русской эмали, коллекция – из предметов Ф.Ю. Рюкертона, главного поставщика эмалей для фирмы Фаберже.

Картины в музее

Любители живописи в частном музее наслаждаются полотнами мастеров:

  • В. Поленова;
  • К. Маковского;
  • И. Айвазовского;
  • В. Аммона;
  • А. Харламова;
  • П. О. Ренуара;
  • К. Коровина;
  • Анри Мартена;
  • Г. Семирадского;
  • К. Брюллова;
  • Луи Вальта;
  • К. Горбатова.

Ювелирные яйца музея «Фаберже»

На витринах дворца-музея – 15 драгоценных яичек-сюрпризов, 11 – императорские:

  • Ренессанс;
  • Курочка;
  • Бутон розы;
  • Коронационное;
  • Ландыши;
  • Петушок;
  • Лавровое дерево;
  • 15-я годовщина царствования;
  • Орден Святого Георгия;
  • Воскресение;
  • Весенние цветы;
  • Курочка Кельха;
  • Шантеклер;
  • Скандинавское;
  • Яйцо герцогини Мальборо.

Первый период. Пруды, регулярный парк, Малый дворец.

Первый период обустройства усадьбы относится к 1746-1780 годам и протекал под руководством графов Петра Ивановича (1711-1762 г.г.) и Андрея Петровича Шуваловых (1742—1789 г.г.). О заслугах каждого из них перед отечеством есть по огромной статье в Википедии.

Петр Иванович Шувалов и Андрей Петрович, отец и сын, первые владельцы усадьбы

В это время разбивается регулярный парк с центром у пруда «Звезда». Пруд на самом деле имеет круглую форму, а от него в разные стороны лучами расходятся 10 аллей, именно благодаря зведообразной аллее, соединявшей эти лучи пруд и обрел свое имя. Уже на планах Парголовской мызы 1770 года можно увидеть эту часть парка.

Пруд «Звезда»

Во второй половине XVIII веке Шуваловский парк наряду с тогда еще не застроенным Елагиным островом был одним из центров масонства в Санкт-Петербурге.

Карьеры, где местные крестьяне в XVIII добывали глину для изготовления посуды углубили и образовали два разно уровневых пруда и насыпную гору «Новый Парнас», обиталище муз по аналогии с одноименной горой в Греции. Перепад высоты между верхним прудом «Шляпа Наполеона» и нижним «Рубаха Наполеона» составляет порядка 3 метров. Такие странные названия прудам дал граф Павел Андреевич Шувалов (1776-1823), сын Андрея Петровича (см портрет выше), герой Отечественной войны 1812 года. П.А.Шувалов состоял в карауле Наполеона и сопровождал его в ссылку на остров Эльбу.

Верхний пруд «Шляпа Наполеона» и нижний пруд «Рубаха Наполеона»

Насыпной горе «Новый Парнас» была придана треугольная форма, а вокруг нее было образовано 10 террас, засаженных кустами сирени. Треугольная форма – масонский символ, стороны треугольника – свет, тьма и время. Сейчас холм «Новый Парнас» находится в ужасном состоянии. Террасы еле угадываются среди леса.

Вид на новые кварталы Парголово с горы Новый Парнас

Во время Великой Отечественной войны в горе находился один из командных пунктов Ленинградского фронта, подземные ходы там сохранились еще с графских времен. В 1991 году двое мальчишек полезли в эти ходы и их там завалило, в связи с чем в парк загнали тяжелую технику, раскопали весь холм, да так и бросили, в результате холм «Новый Парнас» потеряла 15 метров высоты. Один из мальчиков погиб. Сейчас все подземные ходы завалили во избежание повторения несчастных случаев.

В 1770-е годы в парке возвели два кирпичных дворца, один из которых сохранился до настоящего времени. Этот дворец называют Малым дворцом.

Малый дворец Шуваловского парка

Все дворцы в наше время расположены на охраняемой территории НИИ Токов высокой частоты и подойти к ним не возможно. Можно только посмотреть на них через забор сквозь решетку. Фотографии дворцов я сделала, просовывая объектив между прутьями решетки.

Забор вокруг НИИ Токов высокой частоты

Состояние дворцов оставляет желать лучшего, в них сейчас находятся лаборатории НИИ.

Гора «Старый Парнас» имеет вид просто холма, поросшего лесом, о былом величии ничего не напоминает. Рядом со «Старым Парнасом» сохранились остатки каменной скамьи. В былые годы с нее, якобы открывался вид на Финский залив, но простое измерение по карте говорит о том что расстоянии по прямой до Финского залива порядка 12 км. Холм, где стоит скамья достаточно низкий, а окрестные деревья высокие. Вид мог открываться только если деревьев по прямой почти не было, что само по себе странно. Сейчас видимость до ближайшего препятствия порядка 300 метров.

Останки каменной скамьи в Шуваловском парке

Второй период. Церковь Петра и Павла, склеп Полье.

Второй период обустройства Шуваловского парка относится к периоду 1820-1845 годов и связан с именем графини Варвары Петровны Шуваловой-Полье-Бутера (1796-1870 г.г.). Варвару Петровну, в девичестве Шаховскую, выдали замуж за героя войны 1812 года Павла Андреевича Шувалова, я его упоминала ранее в связи со странными названиями прудов Нижнего парка. Его портрет висит в галерее героев войны 1812 года в Эрмитаже.

Павел Андреевич Шувалов (1776-1823) с супругой Варварой Петровной

Муж был старше Варвары Петровны на два десятилетия, но в те времена это считалось нормальным. Варвара Петровна родила в этом браке двоих сыновей, будущих наследников имения. Было решено построить новый дворец, не сохранившийся до наших дней, облагородить заросший парк.

Но в 1823 году граф Павел Петрович скоропостижно скончался, а графиня на несколько лет покинула Россию. Соответственно стройка дворца не была завершена, стены возвести успели, а отделку нет.

В 1826 году Варвара Петровна вновь выходит замуж за своего ровесника уроженца Лозанны Адольфа Полье по большой любви. Молодые возвращаются в Парголово и продолжают обустраивать усадьбу. К северу от старого регулярного парка по новой моде разбивают ландшафтный парк, получивший название Верхнего. Работами руководил П.Эрлер, он же участвовал и в планировке парка в Петергофе.

Судьба была жестока к Варваре Петровне, горячо любимый супруг Адольф Полье умер от туберкулеза, спустя всего 4 года после свадьбы. Варвара Петровна погрузилась в глубокий траур.

По желанию скорбящей вдовы в парке возвели склеп и церковь в неоготическом стиле в честь Святых апостолов Петра и Павла. Адольф Полье был кальвинистского вероисповедания и церковь выглядит не по-русски, но на самом деле сейчас она православная. Это единственное строение в парке, которое пребывает в хорошем состоянии.

Церковь Петра и Павла, архитектор А.П.Брюллов, брат живописца Карла Брюллова

Церковь в таком отличном состоянии вовсе не потому что она хорошо сохранилась, в годы советской власти там был кабинет физиотерапии, потом лаборатория НИИ Токов высокой частоты, шпиль был утерян, просто строение в 1990-е годы передали церкви и отреставрировали. Восстановлен готический резной иконостас, в церкви проводятся богослужения, работает церковная лавка.

Варвара Петровна проводила ночи напролет в склепе над гробом супруга. Окружила церковь и склеп цветами и покупала у своих же крепостных мальчишек светлячков для ночных бдений в склепе. Так продолжалось несколько лет.

Вход в склеп Адольфа Полье

В это время была проложена Адольфова аллея, через ручей на аллее построили мостик Полье. Аллея ведет на Чухонское озеро. Сейчас вокруг озера стоят современные дачи, а на горе Полье жарят шашлыки на запрещенном мангале.

Мостик Полье

Проскорбев несколько лет по безвременно ушедшему супругу, Варвара Петровна покидает имение, выходит еще раз замуж за англичанина Георга Вильдинга. Но и третий супруг безвременно скончался спустя 5 лет после свадьбы. Варвара Петровна больше не возвращалась в Парголово, остаток жизни провела за границей, была похоронена в Винсбадене, туда же по ее желанию перевезли и прах Адольфа Полье, так что сейчас склеп пуст.

В официальных документах отмечают третий период строительства усадьбы 1850-1865 годы (при сыне Варвары Петровны графе Андрее Павловиче Шувалове), но никаких материальных свидетельств от этого времени не сохранилось, поэтому я его пропускаю.

Тайны «Желтой дачи»

Мы заглянули на «Желтую дачу». Деревянная, с резными деталями, она напоминает то ли готический дворец, то ли сказочный русский терем. Находится она прямо напротив дворцового комплекса. Ее современный адрес — Шуваловский парк, 13-15. 

Постройка эта — след «дачной лихорадки», охватившей Парголовское имение Шуваловых во второй половине XIX века. Построил «Желтую дачу» известный петербургский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер для своего брата Георга. Первый проект дачи датирован 1870-ми годами, однако год завершения строительства – 1902 – указан на флюгере, вместе с инициалами владельца «GM».

В архиве музея ВНИИТВЧ хранятся уникальные архивные документы по этому зданию, переданные туда историком архитектуры Татьяной Евгеньевной Тыжненко, автором книги о Максимилиане Месмахере. Сопроводительная записка гласит: «Приношу в дар 2 документа на землевладение Г. Месмахера и постройку дачи 1899 и 1909 г. Желаю удачи музею и хочу быть полезна ему. С почтением».

Первый документ, от 25 января 1899 года: «отставной статский советник Георг Георгиевич Месмахер и поверенный Высочайше учрежденного Опекунского Управления над имениями и делами Князя Михаила Андреевича Воронцова, графа Шувалова, Великобританский подданный Николай Егорович Кларк заключили этот контракт в следующем: Я, Месмахер, взял в арендное содержание принадлежащее князю Воронцову графу Шувалову и находящиеся 2-го стана, С-Петербургского уезда, в Парголовском имении его, у «Вторых» или «Красных» ворот Шуваловского парка, напротив дач г.г. Буренина и Рейна…».

Второй документ, от 16 сентября 1909 года: «Мы, нижеподписавшиеся: доверенности Статс-Дамы, Графини Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой, артиллерии Подполковник (в отставке) Алексей Петрович Акинин и отставной Статский Советник Георг Георгиевич Месмахер заключили настоящий контракт…»

 Дача Георга Месмахера, или «Желтая дача»

(источник — spbhi.ru)

Что же касается нынешней жизни дома Месмахера, то на протяжении последних лет сторож и фактически хранитель дома Месмахера – заядлый рыбак по имени Марат. Как бы то ни было, но он уже тоже стал персонажем из истории шуваловской усадьбы.

— Раньше работал в охране ВНИИТВЧ, — рассказал Марат. — Потом мне дали возможность – сказали: хочешь – живи в этом доме, только стереги его, как зеницу ока, и ни в коем случае никого сюда не пускай.

По словам Марата, отпугивать непрошенных гостей ему приходится постоянно. То бомжей, то любителей пофотографировать старину, то какие-то киношники с треногой пытались забраться…

— Однажды внутрь хотели попасть – говорят, снимали дипломную работу про Гарри Поттера. Все равно не пустил. Бывают просто «тихие» любители старины – просят им показать дом внутри. И все равно никого не пускаю, — говорит Марат.

— Несмотря на сегодняшнее неприглядное состояние дачи Георга Месмахера, есть люди, которые заинтересованы в ее приобретении, — отметила советник гендиректора по строительству и реставрации ВНИИТВЧ Инна Пухальская. – Они понимают архитектурную и историческую ценность этого здания, готовы его восстановить и приспособить под современное использование. Это может быть ведомственный дом отдыха, штаб-квартира какого-нибудь творческого или спортивного союза, мини-отель или просто дача для отдыха на природе.

Дорогое удовольствие

Последние годы в институте серьезно думают о том, чтобы в перспективе покинуть здания в Шуваловском парке, поскольку содержать эти дворцы ему просто-напросто не по средствам.

— Да, есть планы переехать на более подходящую площадку, — подтвердил генеральный директор ВНИИТВЧ Петр Яременко. — Дворец с охранными обязательствами – не самое лучшее место для производственной и научно-исследовательской деятельности, и скорее всего, мы покинем эти стены, но не ранее 2020-2021 годов. Институт за эти здания не держится, более того, очень хотелось бы переехать на производственную площадку, соответствующую требованиям современного производства. Акции ВНИИТВЧ принадлежат государственной корпорации «Ростех», и именно ей принимать решение по этому вопросу. Выезжая отсюда, мы эти здания продадим либо передадим тем, кто будет использовать их не как производственную площадку, а в соответствии с их историческим статусом. Что здесь может быть в идеале? Например, загородная резиденция любой процветающей компании или правительственной структуры.

— Для ВНИИТВЧ находиться во дворцах – дорогое удовольствие, — считает и Инна Пухальская, советник гендиректора по строительству и реставрации. – Раньше институт являлся пользователем всей территории парка – 136 гектар. Теперь, после того как ВНИИТВЧ акционировался, он стал собственником пяти земельных участков общей площадью 8,4 га. Это территория внутри ограды института, где находятся федеральные  памятники архитектуры, а также четыре участка в парке, из них самый большой — это транспортный цех, а остальные — по срезу фундаментов построек: Зеленая дача, Желтая дача (дача Г. Месмахера) и оранжерея. Теперь, кроме шести памятников архитектуры,  мы несем ответственность за сохранность только этих земельных участков, что, в общем-то, весьма облегчило нашу работу.

Как рассказала Инна Пухальская, разработан план мероприятий по сохранению этих зданий и территории парка. Первый пункт — комплексная программа исследований памятников — уже разработана и согласована с КГИОП. В ближайшее время будет объявлен конкурс на проведение комплексных научно-исследовательских работ: и в архивах, и непосредственно на памятниках. Сметы уже составлены, деньги планируется выделить из бюджета института. В следующем году предполагается приступить к проектированию, а затем и непосредственно к проведению ремонтно-реставрационных работ. 

— Дело в том, что институт много лет пытался выполнить реставрацию своих объектов-памятников за счет федеральной программы «Культура России», — поясняет Инна Пухальская. – И, пока был ФГУПом, имел возможность это сделать. Шесть раз на протяжении десяти лет подавались заявки, и ни разу они не попали в федеральную программу. Почему всякий раз получали отказ? Считаю, что здесь субъективная причина. В институте до 2016 года не было специалиста по реставрации, поэтому не были выявлены и устранены причины отказов…  Какой мы видим судьбу усадьбы после реставрации? Мы хотели бы открыть ее людям. Например, выставку к 70-летию института планируем сделать доступной для всех желающих. Это будет важным шагом на пути открытия «закрытой» прежде территории ВНИИТВЧ.

 Так сегодня выглядит замурованная Туфовая арка. Фото Всеволода Пежемского.

 Туфовая арка на открытках начала ХХ века

Что касается Туфовой арки, которая в давние времена служила одной из визитных карточек Шуваловского парка, то возможна ее реставрация. А вот стоит ли ее раскрывать, будучи закрытым учреждением, как это было ранее: она ведь находилась на аллее, соединявшей Нижний и Верхний парки, пока вопрос открытый… Часть объектов, принадлежащих ВНИИТВЧ, институт планирует признать непрофильными активами и выставить на продажу. Речь идет о трех постройках в Шуваловском парке: Зеленой даче (нет охранного статуса), Желтой даче (даче Месмахера) – памятнике регионального значения, оранжерее, а также – транспортном цехе (в составе: земельный участок 0,75 га и четыре постройки).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector