Спасо-преображенский монастырь в муроме
Содержание:
- Свято-Троицкий женский монастырь
- Пекарня
- История мужского монастыря от начала основания
- Надвратный храм Кирилла Белозерского
- НЕОБХОДИМО РАЗДЕЛЯТЬ НА ПРАВОВОМ УРОВНЕ ПОНЯТИЯ «ПАЛОМНИЧЕСТВО» И «ТУРИЗМ»
- Территория монастыря
- Главные исторические вехи жизни обители
- История Спасо-Преображенского монастыря
- Чудеса сквозь столетия
- Монастырские захоронения
- Описание и архитектурные особенности
- Собор Спаса Преображения
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
- Церковь Кирилла Белозерского
- Церковь Сергия Радонежского
- Часовня на месте бывшего кладбища
- Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»
- Часовня Георгия Победоносца
- Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви
- Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка
- Архитектура
- Посещение Спасо-Преображенского мужского монастыря в Муроме
- Молитва
Свято-Троицкий женский монастырь
В XI-XIII веках на месте нынешнего монастыря, на «старом городище» стоял деревянный собор Бориса и Глеба, позднее — деревянный Свято-Троицкий храм. Монастырь был основан уже упоминавшимся выше купцом Тарасием Цветновым в 1642-1643 годах. В 1643 году был возведен в камне Свято-Троицкий собор. Собор украшен поливными изразцами XVII века и кованными золочеными крестами работы муромских мастеров. Колокольня и надвратная шатровая церковь Казанской иконы Божией Матери были построены в 1648-1652 годах.
В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря из села Красное Меленковского уезда была перевезена деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского, 1715 года постройки. В 1991 году монастырь был вновь открыт. Главные святыни монастыря — Виленский крест-мощевик и мощи святых благоверных Петра и Февронии.
Свято-Троицкий женский монастырь
Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре
Строения на территории Свято-Троицкого женского монастыря
Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря
Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре
Вид на Благовещенский собор Свято-Благовещенского мужского монастыря
Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря
Строения на территории Свято-Троицкого женского монастыря
Тюльпаны в Свято-Троицком женском монастыре
Деревянная модель церкви в Свято-Троицком женском монастыре
Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря
Первое, что бросается в глаза на территории Свято-Троицкого монастыря — ухоженность территории: красивые цветники, украшения. В целом, и Благовещенский, и Троицкий монастырь выглядят сказочными — их соборы являются образцами стиля «русское узорочье».
Продолжение: Часовня и источник Ильи Муромца в Карачарово
Адрес Свято-Благовещенского мужского монастыря: Владимирская область, г. Муром, ул. Красноармейская, 16.
Адрес Свято-Троицкого женского монастыря: Владимирская область, г. Муром, пл. Крестьянина, 3А.
Сайт «Дорогами Срединного пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
- Дешевые авиабилеты: Aviasales
- Гостиницы и базы отдыха: Booking
- Туристическая страховка: Cherehapa
- Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Посмотреть все
Пекарня
Тут расположена икона Богоматери «Спорительница хлебов», при ней размещены монастырские пекарни. Посетители могут поклониться иконе, поставить свечу и помолиться о достатке в семье и попросить помощи в работе. Тут же можно купить особый освященный хлеб и другие изделия, например, куличи на Пасху.
Многие отмечают, что местный хлеб не только вкуснее обычного, но и практически не портится и не черствеет. Рассказывают, что одна семья забыла в хлебнице кусочек кулича вместе с обычным магазинным хлебом. Когда через 2 месяца открыли хлебницу, то обнаружили, что кулич остался мягким и свежим, а простой хлеб покрылся плесенью.
История мужского монастыря от начала основания
Годом «рождения» комплекса принято считать 1015 год, но это не абсолютно точная дата: ее принято выделять из рукописи «Повесть о водворении христианства в Муроме». В тексте упоминается, что обитель основал местный князь Глеб Владимирович, сын киевского Владимира-Крестителя. Поскольку князь Глеб умер в 1015 году, эта дата считается самой крайней, хотя у многих ученых существует свое мнение об этом.
Предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем не позднее 1015 года
Впервые о строении упомянуто в «Повести временных лет» (конец XI века): у стен города умер князь Изяслав, сын Владимира, похороненный в стенах обители. Еще раз его упомянули после смерти князя Юрия во второй половине XII века.
Когда Иваном Грозным была захвачена Казань, обитель получила каменный собор Спаса Преображения – первую каменную постройку. Произошел его расцвет: обитателям были выделены значительные земельные владения, царская семья начала активно помогать. В начале XVII века из-за нашествия литовцев здания пострадали, но быстро восстановились.
Знаете ли Вы, что: при проведении реформ патриархом Никоном обитель временно стала оплотом старообрядчества.
При Петре Первом на земле обители открыли учебное заведение для детей священников – первое в городе. Территорию отнести к Архиерейскому дому в Рязани, потом сюда переведи монахов из Борисоглебского монастыря. Но, несмотря на активное участие частных и государственных лиц, в конце XIX века обитель находилась в ужасном состоянии: его реставрация заняла несколько лет.
Примите к сведению: в мужской монастырь привезли точную копию афонской иконы Богоматери «Скоропослушница». Постепенно Преображенская обитель стала местом паломничества.
Надвратный храм Кирилла Белозерского
Церковь преподобного Кирилла Белозерского существовала в Спасо-Преображенском монастыре с 17 столетия. До 19 века она находилась в другом месте: на северном участке ограды (тогда — деревянной), где располагались в то время ворота.
На рубеже 18-19 столетий церковь была упразднена за ветхостью — ее престол перенесли в нижний этаж теплого Покровского храма, а на месте ее алтаря поставили памятную часовню.
В 1807 году в монастыре начали строить каменную ограду. При этом Святые врата было решено устроить на западном ее участке (на нынешнем месте). Они появились в 1810 году, но дело с возведением новой надвратной церкви преподобного Кирилла Белозерского затянулось на десятилетия.
Средств не хватало (равно как, судя по всему, и достойных мотивировок этих трудов), и его так и не окончили до 1917 года, когда грянула революция и всякое монастырское строительство вообще надолго прекратилось. Памятную часовню, стоящую на месте алтаря первого храма, разрушили в 1930-е годы.
В новейшие времена храм преподобного Кирилла Белозерского восстановили. 22 июня 2005 года, в день памяти преподобного Кирилла, он был освящен.
НЕОБХОДИМО РАЗДЕЛЯТЬ НА ПРАВОВОМ УРОВНЕ ПОНЯТИЯ «ПАЛОМНИЧЕСТВО» И «ТУРИЗМ»
Москва,
27 октября 2004 г.
Необходимо
разделить понятия «паломничество» и «туризм» на правовом уровне, заявил
председатель Отдела внешних церковных связи Московского Патриархата митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл сегодня в Москве на первой общецерковной
конференции «Православное паломничество: традиции и современность», передает
РИА «Новости».
«Цель
паломничества состоит в поклонении святыням. Оно должно быть связано с
живым литургическим опытом. Его нельзя смешивать просто с туризмом», —
процитировал митрополит Кирилл слова Патриарха Московского и всея Руси
Алексия.
Он подчеркнул,
что позицию Русской Православной Церкви в этом вопросе поддерживают и лидеры
других традиционных конфессий России. По его словам, еще весной 2003 года
Межрелигиозный совет России пришел к единому мнению, что паломничество
не относится к туристической деятельности и внес соответствующее предложение
о разграничении этих понятий в Госдуму РФ. Созданы рабочие группы по законодательному
закреплению этого решения.
Руководитель
Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Вячеслав
Фетисов в своем приветствии участникам конференции заявил, что «Федеральное
агентство разделяет позицию Русской Православной Церкви и Межконфессионального
совета России в вопросе, что паломничество не является туризмом и считает
необходимым законодательно отделить паломничество от туризма».
Участники
конференции убеждены, что законодательство должно относить паломничество
не к коммерческой, а к религиозной деятельности, что с церковных паломнический
организаций не следует требовать дорогостоящих лицензий на осуществление
туристической деятельности и взимать с них налоги как за турбизнес.
«Это
дело менее всего имеет отношение к коммерции и более всего имеет отношение
к церковной проповеди. Необходимо создать такую паломническую сеть, которая
могла бы обеспечить возможность посетить святые места для людей и с низким
достатком», — особо отметил митрополит Кирилл.
27 /
10 / 04
Территория монастыря
До 10 часов утра все многие часовни и храмы на территории монастыря еще закрыты. Просто гуляем по пустынной территории.
Восхищаемся возле пруда шикарными бутонами лотосов.
Прогуливаемся мимо местного огорода с красивыми кочанами капусты, удивляемся воздушным мокрым паутинкам.
Монастырская колокольня
После окончания службы открывается часовня св.Сергия Радонежского с колокольней. Здесь (как написано на табличке) всякий желающий может позвонить в колокола-била. Аккуратно начинаем пробовать бить молоточками по металлическим пластинам.
Затем смелеем, переходим на более тяжелые ноты.
Из колокольни часовни преп. Сергия Радонежского открывается очень красивый вид на Оку и пристань, а также на храмы монастыря.
Монастырская пекарня
Ознакомившись с территорией монастыря, побывав во всех его храмах, решаем что-нибудь перекусить. Эту задачу в Спасо-Преображенском монастыре решить легко. Конечно же, калачи и прочая сдобная выпечка! Ведь запахи из местной пекарни сопровождали нас все утро.
Покупаем возле часовни Божьей Матери «Спорительница хлебов» ароматный калач (60 руб.) и булочки с разными начинками (по 10 руб.). Как же хорошо выпить с утра чая вприкуску с монастырским хлебом!
Живоносный источник и купальня
С новыми силами отправляемся в часовню «Живоносный Источник», чтобы окунуться в купели. Но по дороге снова задерживаемся у монастырского пруда. Какое чудо! Бутоны лотосов, которые мы наблюдали утром раскрылись! И вот перед нами цветы самой разнообразной окраски.
Ну а теперь можно и продолжить путь в купальню. На двери висит расписание работы: каждый день (кроме вторника) с 10 до 17 часов. Женщинам благословляется окунаться в рубашках. Заходим внутрь.
Купальня сделана в виде небольшого бассейна. Удобные ступеньки, поручень. Если опуститься на самое дно, то достаточно глубоко. Водичка артезианская, холодная и очень бодрящая.
В этой купальне в стене вмонтирован камень, привезенный из реки Иордан (Израиль). Но мы так увлеклись окунанием в ледяную воду, что все вчетвером совершенно забыли об этом и не прикоснулись к нему.
В самой часовне можно набрать освященной воды. Есть много краников, откуда очень удобно заполнять бутылки.
Что ж, солнышко уже высоко, планов на сегодня очень много, поэтому решаем пообедать и отправляться в путь.
Трапезная
На территории Спасо-Преображенского монастыря есть паломническая трапезная, где можно пообедать и поужинать. Заказываем себе обед: первое (постные щи), второе (рыба с рисом или гречкой), салат (капустный) и компот. Стоит этот комплекс 95 руб. Все съесть не получается, поэтому остатки забираем с собой в номер, чтобы доесть их вечером.
Паломническая гостиница
Ну и еще хочется немного рассказать про наши номера, где мы жили. Паломническая гостиница предоставляет номера разного уровня:
1. В общей комнате. Номер на 12-14 человек, удобства на этаже. Стоимость 300 руб. с человека.
2. Отдельные номера 2-х, 3-х и 4-х местные с удобствами, евроремонтом. Стоимость 1000 руб. с человека.
3. VIP-размещение (правительственный уровень). Мы не «пробовали», даже не видели, что это такое. Пока это был не наш уровень.
Мы же себе позволили 2-й вариант: отдельные номера с удобствами. В целом, номер неплохой (по российским меркам): пластиковые окна с сеткой от комаров, шторы, ковер на полу, деревянные кровати, ванна с туалетом. Но… Матрасы на кроватях и подушки очень неудобные. В номере нет ни полочки, ни шкафчика. Сантехника «отечественная»: расшатанная, облупленная.
На унитаз в нашем номере можно было сесть только бочком, иначе коленки упирались в стену. Но это еще ничего, т.к. в другом номере сесть вообще было нельзя, т.к. при вставании унитаз поднимался вместе с тобой, а потом с грохотом возвращался на свое первоначальное место, т.к. просто не был прикручен к полу. Но мы старались не обращать внимания на эти мелочи. Ведь мы в России… а значит у себя дома.
Опять же, если сравнивать с ценами по городу Муром, то самые дешевые номера в гостиницах города были от 2500 руб. (на двоих), да и то на ночь с субботы на воскресенье их не было в наличии. Были только от 3000 руб. Но эти номера (судя по описанию проживавших там) были тоже «отечественные». Мы выбирали недорогой номер, чтобы можно было принять душ и переночевать. Минусы же есть всегда, но плюсов в нашей ситуации было гораздо больше. Пожить хоть пару дней на территории такого удивительного монастыря — это просто счастье!
Главные исторические вехи жизни обители
Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский
Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом
(первый
русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского
князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться
в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на
крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый
храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения
Муромской земли светом Христовой веры.
В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается
под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали
многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые
благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители
семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим
Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители
Антония
Грошовника.
Еще одна страница истории связана с царем Иваном
Грозным.
В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань.
И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того
года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми
флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук
топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что
в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он
наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско
пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская
дружина.
В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет
Казань – поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу
в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый
храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
Во второй половине XVII века в монастыре был
построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой
церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да
палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни монастыря
период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри
лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период
обнищали…
Но Спасо-Преображенский выстоял
Способствовало
этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон
в 1878г.
настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь
была привезена
икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она
стала главной Святыней обители. Чудотворный образ
хранит и возрождает обитель
Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы
перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь
страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных
и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.
Воины и их сродники почитают образ св. вмч.
Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.
Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский
собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского,
писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители
и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест
на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.
Древняя обитель, претерпевшая многое разорение
(в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. – от поляков, в ХХ в. – от советской
власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин
по молитвам и трудам иноков и благодетелей.
Посещение и молитва в Муромской Спасской обители
оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только
с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.
История Спасо-Преображенского монастыря
Монастырь был основан в XI столетии на базе деревянной церкви Спаса Всемилостивого, возведенной князем Муромским, Глебом Владимировичем. На тот момент это была первая православная постройка среди языческих храмов. Само слово «Спас» указывает на то, что церковь освятили во имя Господа нашего Бога, Иисуса Христа.
Спасо-Преображенский монастырь в Муроме
Начало основания
Когда великий князь Глеб стал править Муромским уделом, он начал активно проповедовать учение Христа. Однако люди не спешили изменять языческой вере, а потому ему пришлось переселиться за черту города, на окраину густого леса. Там он воздвиг церковь Спаса Всемилостивого, которая стала началом основания знаменитой ныне пустыни.
Древняя история мужской обители покрыта тайной. Известно только, что она сильно пострадала от нашествия татаро-монгольского ига 1238 года и была восстановлена только в 1351 г. князем Туровским, Юрием Ярославовичем. Именно он возродил лавру из пепла, отстроив заново все монастырские здания, а также даровав монахам церковную утварь.
Период расцвета Мурома пришелся на середину XVI столетия, когда Русью правил царь Иван Грозный. При его поддержке был построен Спасо-Преображенский храм, а монастырь пополнился новыми реликвиями, настенными росписями и праздничными облачениями для богослужений. Также пустыни были выделены дополнительные земли.
В 1616 г. мужская лавра пострадала от литовских набегов, однако очень быстро была восстановлена, а ее территория пополнилась собором Покрова Богородицы. Тогда же к архитектурному ансамблю присоединилась новая церковь Кирилла Белозерского.
В конце XIX века Спасо-Преображенская лавра обрела чудотворный богородичный образ «Скоропослушница». Икона была создана иконописцами Свято-Пантелеймоновского монастыря на горе Афон и очень быстро привлекла к Мурому тысячи паломников. В 1891 г. на территории пустыни появилось еще одно здание – жилой корпус для монашеской братии.
Реставрация святой обители
Революция и советский период
Первый год после революции монастырь еще функционировал и проводил богослужения, однако в 1918 г. большевистские власти все же закрыли обитель. Причиной этому послужило обвинение епископа Митрофана, управляющего Муромской епархией, в сговоре с Н. П. Сахаровым, организовавшим летнее восстание.
До 20-х годов ХХ столетия действовала только Спасо-Преображенская церковь, выполняя роль приходской, а в монастырском некрополе хоронили обычных городских жителей. Вскоре церковные помещения занял местный краеведческий музей, однако уже к 30-м годам сюда вселились военные и сотрудники НКВД. Тогда же было полностью уничтожено кладбище для монахов.
В конце XIX века Спасо-Преображенская лавра обрела образ «Скоропослушница»
Современный статус
В конце 1990 г. монастырь был передан под управление Русской православной церкви, а спустя пять лет территорию пустыни покинула единственно оставшаяся там воинская часть. Настоятелем назначили иеромонаха Кирилла, и уже через несколько лет лавра начала постепенно возрождаться.
Сюда вернули чудотворную богородичную икону «Скорополушница», монашеская братия стала активно расширяться, появились богатые спонсоры. Значительный вклад в восстановление обители внесла государственная Счетная палата. Именно благодаря ей к 2009 г. удалось полностью отреставрировать Спасо-Преображенский монастырь.
Чудеса сквозь столетия
Однако совершить кощунство им помешало чудо. Обретение мощей решили отметить молебном, на который собрались все жители Мурома. В числе прочих была и глухонемая женщина — Феодосия. Она хотела приложиться к мощам, но, продвигаясь к святыне, споткнулась, чтобы не упасть, облокотилась о стоявшую рядом плиту и… тут же обрела голос и слух. Старица поведала, что исцелило её исходившее из камня благодатное тепло, после чего мощи князей и их плита-хранительница были помещены в храм, построенный московскими зодчими. Надо сказать, что и по сей день камень, покрытый загадочными волнами, не перестаёт удивлять посетителей Благовещенской обители. Он даже не пытается «соперничать» с именитыми и широко известными святынями монастыря (коих здесь немало), а по-прежнему скромно стоит у стены в притворе у входа в придел Иоанна Богослова. Однако же к плите ежегодно приезжает множество паломников. Считается, что если искренне верующий человек, страдающий болями в спине, прислонится к камню на несколько минут, то он непременно получит исцеление. Кроме того, плита прекрасно снимает усталость, прибавляет сил и убирает тяжесть в ногах. Известно немало случаев, когда она излечивала от артритов и артрозов. Хотя в основном плита помогает людям, страдающим болезнями ног и спины, но иногда она выручает и тех, кто долгие годы мучается от иных недугов. Главное, чтобы у человека в сердце была горячая вера. О чудесных свойствах плиты из Благовещенской обители хорошо известно как в Муроме, так и далеко за его пределами. Вот только загадка происхождения этого «волнистого» камушка до сих пор не раскрыта.
Метки: камень, плита, Тайны 20 века, храм, могила, монастырь, Муром
Монастырские захоронения
Обходим вокруг Благовещенского собора. Здесь сохранились древние захоронения. Среди них могила одного из настоятелей монастыря, архимандрита Алексия (1814-1877), в миру Андрея Полисадова, прапрадеда поэта Андрея Вознесенского, посвятившему ему поэму «Андрей Полисадов».
И еще одна святыня находится на территории Свято-Благовещенского мужского монастыря — это могилка старца иеромонаха Аполлония. В настоящее время на месте его погребения возведена часовня,
в которой можно помолиться об упокоении старца и попросить его молитв. Говорят, что Аполлоний Муромский очень хорошо их слышит и быстро исполняет.
Прикоснувшись ко всем святыням, выходим за ворота монастыря. Еще раз оглядываем восхитительную панораму двух монастырей: мужского и женского. Фотографируем памятник святым Петру и Февронии, возведенный рядом на площади.
Николы МокрогоИулиании Муромской
Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.
Наша самостоятельная поездка во Владимирскую область состоялась 2-4 августа 2013 года. О других достопримечательностях Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой на карте. Подробное описание каждой из них смотрите здесь.
Описание и архитектурные особенности
Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов, жилые корпусы, вспомогательные здания, гостиный двор, а также пекарню. Несмотря на сложную судьбу и практически полное уничтожение, обитель удалось восстановить в первозданном виде.
Собор Спаса Преображения
Храм занимает центральное место в монастырском комплексе. Построен он был при царе Иване Грозном в знак благодарения за взятие Казани. После последней реставрации Спасо-Преображенская церковь стала сочетать в себе стили нескольких веков. Сегодня это пятиглавое здание, отделанное белой штукатуркой и украшенное зеленой крышей. Строгие черные купола венчают золотые кресты, а фасад декорирован арочными оконными проемами.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
По архитектурному стилю Покровский храм гармонично дополняет Спасо-Преображенский собор. Это двухъярусная белоснежная постройка с трехэтажной шатровой звонницей. Возведена церковь была в конце XVII столетия на средства преподобного Варсонофия, при помощи муромского помещика. Отличается она тем, что именно здесь хранится чудотворная богородичная икона «Скоропослушница».
Церковь Кирилла Белозерского
Надвратный храм также датируется XVII веком. Сегодня он находится в западной части комплекса, однако изначально его расположение было северным. Церковь имеет четырехугольную форму, облицована белоснежной штукатуркой, а крыша покрыта зеленым настилом. Единственный небольшой купол венчает позолоченный крест, фасад украшен фреской святителя.
Собор Спаса Преображения
Церковь Кирилла Белозерского
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь Сергия Радонежского
Относительно новое здание, которое возвели только в 2005 г. фасадом к Оке. Несмотря на довольно молодой возраст постройки, зодчим удалось придать ей древнерусский колорит и увязать с общим ансамблем. Это невзрачная, небольшая церквушка с белыми стенами, крыша покрыта зеленой краской, а черный маленький купол оканчивается простым православным крестом.
Часовня на месте бывшего кладбища
Еще одно недавнее строение, появившееся на территории пустыни в конце 90-х годов ХХ столетия. Ранее на его месте располагался монастырский некрополь, а позже там хоронили гражданских лиц. Миниатюрная восьмиугольная часовенка облицована белой краской, отличается высокими арочными панорамными окнами, имеет зеленую крышу и такого же цвета купол с крестом.
Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»
Небольшая часовня из красного кирпича с белоснежными элементами декора находится неподалеку от монашеских келий. Аналогично другим постройкам, ее крыша выполнена из зеленого настила, а темный купол венчает позолоченный крест. Из церквушки имеется выход к купели, где можно окунуться или просто набрать святой воды.
Часовня Георгия Победоносца
Эту часовню открыли в начале 2000-х годов в память всем погибшим солдатам. Найти ее можно рядом с настоятельским корпусом. Это прямоугольное, одноглавое здание с белоснежными стенами и зеленой крышей. Фасад украшает фреска Георгия Победоносца, его же икона расположена внутри церквушки.
Часовня Георгия Победоносца
Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви
Дом настоятеля был возведен в конце XVII столетия вместе с домовой церковью, освященной во имя св. Василия Рязанского. Постройка имеет два этажа, стены отделаны белой штукатуркой, крыша зеленая. До начала ХХ века первый ярус занимали кладовые помещения, а вот второй был полностью отдан под жилые кельи.
Братский корпус, как и часовня «Живоносный источник», выполнен из красного кирпича, поверх которого нанесен белоснежный декор. Здание трехъярусное, вмещает не более 30 человек. Здесь же находится библиотека, где хранятся древние рукописи, а также духовное училище. Возведена постройка была в 1891 г., а спустя ровно двадцать лет рядом построили домовую церковь «Семи страстотерпцев Херсонесских».
Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка
Николо-Ильинская часовня датируется концом XIX столетия и находится справа от надвратной церкви. Она представляет собой двухэтажную постройку, стоящую на восьмигранном основании. Венчает ее черный шатровый купол, а фасад украшен фресками святых. Выполнено здание из красного кирпича, элементы декора оформлены в белом цвете.
Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка
Архитектура
Главные здания выполнены в традициях пятиглавых церквей, внешне напоминающих Успенский храм московского Кремля. Постройки создавались с использованием белого и красного камней, без лишних изысканий, но привлекательно. Храмы и часовни обители охраняются государством как уникальные памятники архитектуры.
Надвратная церковь Кирилла Белоезерского
Центральным строением считается Преображенский собор, возведенный при Иоанне IV. Внешний облик здания формировался на протяжении нескольких исторических периодов. Изначально собор представлял собой строение на четырех столпах с пятью шлемовидными главами, имел узкие окна и широкие порталы. Стены разделялись на сегменты благодаря плоским пилястрам. Барабанные карнизы украшались зубчиками в два ряда, основание центра — кокошниками. К боковому фасаду была пристроена каменная колокольня.
В середине 1839 г. Преображенская церковь утратила первоначальный вид. Архитектору Я. Петрову поставили задачу пристроить с западной стороны здания широкую трапезную. К тому же свою форму изменили главы, отныне они стали луковичными, а не шлемовидными. В этот же период расширили оконные проемы, а широкие порталы сузили до обычных дверных проемов. В конце XIX столетия заменили деревянные внутристенные связи металлическими, трещины закрыли кирпичом и положили новую штукатурку.
В середине XX века в Преображенском соборе прошли реставрационные работы, цель которых было восстановление первоначального облика. Однако решить эту задачу мастера не смогли.
Остальные строения
Вторым по значимости религиозным зданием монастыря является двухэтажный храм Покрова Богородицы. В середине XVIII столетия он имел пять престолов, три из которых располагались на втором ярусе.
- Западный фасад строения обладает некоторой асимметрией, происходящей от смещения основного восьмигранного столба на северную сторону. Покровский собор потерял первоначальный облик и важные архитектурные элементы из-за постоянных перестроек. Храм отчасти выполняет функции хозяйственного корпуса. В отличие от центрального собора, выделяющегося монументальностью и строгостью, он отличается простотой и хрупкостью.
- В середине XIX столетия Покровскую церковь из холодной переделали в отапливаемую. В 1881 г. на втором ярусе здания соорудили два иконостаса, куда поместили новосозданные лики святителей. Вскоре завершили отделку нижнего этажа. Сегодня в соборе Покрова хранится ковчег с чудотворными останками И. Муромца.
Фрагмент мощей Ильи Муромца в Спасо-Преображенском мужском монастыре
- Со времен создания Преображенской обители на западной стороне Покровского собора стояла колокольня, которую заменили новой в середине XVIII столетия. В 1885 г. обветшалую пристройку исправили и отштукатурили, процессом руководил епархиальный зодчий.
- В конце XVII столетия на территории монастыря воздвигли настоятельские палаты — двухъярусный дом с каменными сводами. В 1885 г. строение было отреставрировано полностью: заменили потрескавшиеся своды, грозившие обрушением и пропускающие холод в зимнее время; переделали печи, оконные проемы, полы, а стены оштукатурили. Таким же образом восстановлению подвергся и нижний ярус.
- В 1885 г. братия пыталась восстановить монастырскую ограду, совершенно обветшалую и разваливающуюся. Однако денег хватило только на реставрацию западной стороны. К концу XVIII в. в обители появились несколько каменных строений: каморка для привратника, помещения для конюха и простых рабочих.
- Часовня-костница использовалась в качестве некрополя, где более 900 лет хоронили русских князей, представителей духовенства и богатых помещиков. После закрытия обители на месте монастырского кладбища поместили воинскую часть с двумя казармами и платцем. В период с 1998 по 2005 гг. при восстановлении территории обнаружили множество останков, поруганных во времена советской власти. Чтобы похоронить эти мощи и была построена часовня-костница, внутри которой можно разглядеть черепа и другие фрагменты скелетов.
Посещение Спасо-Преображенского мужского монастыря в Муроме
Туристы могут посетить эту обитель со вторника по пятницу. Монастырь открыт для посетителей с 10.00 до 17.00. Если вы хотите побывать здесь с паломничеством в период праздников, заранее свяжитесь с обителью по телефону.
Остановиться в Братском корпусе или паломнической гостинице можно ежедневно, в период с 9.00 до 20.00. Знаете ли вы? На территории монастыря расположена пекарня, где выпекают чудесный хлеб. Приобрести его можно здесь же.
После окончания литургии гости обители могут подняться на колокольню, которая располагается в часовне Сергия Радонежского. Здесь желающие могут попробовать позвонить в колокола, а также полюбоваться прекрасным видом на монастырский архитектурный ансамбль.
В часовне «Живоносный источник», которая открыта с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме вторников, можно окунуться в купель с артезианской водой. Здесь же установлен камень, привезенный с берега израильской речки Иордан
Важно! Женщинам нужно окунаться в купель в сорочках.В часовне можно набрать освященной воды – для этого имеются краны.
Тем, кто приезжает в обитель, можно записаться на экскурсию по Спасо-Преображенскому музею. Побывать в монастыре можно и отдельно, и посетить его в составе туристических групп.
Паломнический центр предлагает такие экскурсионные программы:
- обзорная по городу Мурому;
- поездка в Карачарово – село, откуда, согласно преданиям, родом Илья Муромец;
- посещение села Лазарево, где родилась и жила праведная Иулиания, чьи мощи хранятся в обители;
- поездка по четырем муромским монастырям.
Помните, что монастырь является действующим, поэтому при его посещении стоит следить:
- за внешним видом (женщины должны покрыть голову и надеть юбки или платья, мужчинам нельзя быть в шортах или спортивной одежде);
- отключать телефоны или переводить их в беззвучный режим;
- фотографировать в храме со вспышкой;
- шуметь на территории монастыря;
- здесь нельзя употреблять спиртные напитки, курить, фотографировать иноков без разрешения.
Молитва
Есть много текстов со словами молитвы, но все они действуют при соблюдении определенных правил.
Просить здоровья следует только перед святым образом с зажженной свечой. Лучше всего в этом случае читать акафист.
Во время чтения молитвы нужно мысленно представлять свою беду, каяться, просить помощи
Важно постараться переложить со своих плеч груз горя на святой образ, избавиться от тяжести безвыходности, полностью уверовать в силу лика
Самым коротким текстом молитвы является следующий текст:
Пресвятая Богородица, Тебе и Твоему чудотворному лику с молитвой припадаю. Принеси рабу твоему здоровья, избави от недугов в скорейшем исполнении. Прости раба твоего от всех грехов тяжких, помоги встать на путь раскаянья и даруй помощи в тяжелом мне деле. Аминь!
Можно читать молитву своими словами. Часто священники говорят, что такая молитва от чистого сердца обладает большей силой, чем заученные слова без должного к ним отношения.