Вознесенский печерский мужской монастырь
Содержание:
- История
- Храмы и постройки монастыря
- Основание монастыря и первые подвижники
- История Печерского монастыря
- Архитектурные сооружения Печерского монастыря
- Описание с фото
- Создание новой Печерской обители
- Интересные факты и легенды
- Внутренне убранство
- Оползень 1597 года и перенос монастыря
- Оползень разрушил монастырь, и его пришлось возвести выше по реке
История
Основание монастыря
Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился.
Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня: «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь».
Монастырь был устроен по принципу строгого общежительства — «общего жития», киновии: монахи не имели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата.
Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись. Среди духовных чад Святителя Дионисия два уроженца Нижнего Новгорода, впоследствии прославленых в лике святых: Св. Евфимий Суздальский и Св. Макарий Унженский и Желтоводский. По преданию они родились в соседних домах на площади перед церковью Свв. Жен Мироносиц. В разное время они приходят в Печерский монастырь и становятся его иноками. Впоследствии эти ученики Св. Дионисия станут основателями новых обителей (Св. Евфимий — в Суздале, а Св. Макарий в ещё неосвоенном тогда Заволжье).
Другой инок Печерского монастыря, философ Павел Высокий, становится учителем будущей супруги Дмитрия Донского, Евдокии (Св. Евфросинии) Московской. В Печерском монастыре жил Авраамий Галичский, ученик Сергия Радонежского.
Перенос монастыря
В XVI веке монастырь достиг своего расцвета. Однако в 1597 году Печерский монастырь постигло величайшее несчастие: 18 июня, в третьем часу ночи он был разрушен обвалом горы: «…И милостию Божиею, заступлением Пресвятыя Богородицы, прошла оная гора под монастырь землею и вышла в Волгу реку оказалась буграми, а которые струги под монастырем были на Волге реке, те стали на сухом берегу от воды в дальнем разстоянии; а в монастыре же означенною от горы оползиною, храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания, только остался над жертвенником верх один, колокольня разсыпаласъ, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю, близ окошек олтарных; святыя ворота, и в монастыре кельи, поварни и погреба обвалило и ограду переломало, а на берегу стоящий храм деревянный Николая Чудотворца сдвинуло с места, и паперти обломило, и слободе многия дворы пошатало».
В этом обвале никто не погиб. Но почти весь монастырский комплекс был разрушен. Кроме того, склон над монастырём был признан оползне-опасным. Поэтому в том же 1597 году монастырь был перенесён на версту вверх по течению Волги, а на старом месте была поставлена церковь Преображения Господня. Считается, что отец национального героя Кузьмы Минина вносил вклады на строительство монастыря после его разрушения.
Многие посчитали произошедший обвал знамением, предвестием некоторого бедствия. И бедствие произошло в самом деле: через несколько лет началось Смутное время.
…В 1640—1650х гг. нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 году.
В разное время монастырь имел свои больницы, богадельни, где получали помощь престарелые и нищие; оказывал большие услуги не только частным лицам, но и целому государству: снабжал войска деньгами, хлебом и различной провизией, а также посылал за свой счёт сформированных ратников в царские войска.
В 1924 году решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт. В разное время на его территории располагались жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская.
Храмы и постройки монастыря
Центральную часть монастырской территории занимает величественный Вознесенский собор. Изначально здесь стоял шатровый деревянный храм. К 1640 году на его месте построили каменный собор с трапезной и приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм возведен на высоком подклете, а в стенах трапезной для лучшей акустики устроены глиняные голосники. Кровлю собора первоначально сделали под закомары из осинового теса. Но во второй половине XVIII века деревянную кровлю заменили на железную и придали ей более практичную четырехскатную форму.
К собору пристроена высокая трехярусная колокольня – редкий образец сохранившихся русских звонниц допетровского зодчества. В 1701 году по распоряжению царя Петра I отсюда были сняты 11 колоколов, которые отправили на переплавку, чтобы изготовить пушки.
В XVII веке на месте, где стоит эта колокольня, насыпной грунт частично сполз вниз по склону, и высокое строение накренилось в северную сторону. Но смекалистые нижегородские каменщики нашли необычное решение — в 1751 году они переложили верхнюю часть колокольни строго по вертикали, оставив нижние ярусы без изменений. То, что колокольня остается устойчивой уже более чем два с половиной века, говорит о правильности проведенных расчетов и мастерстве строителей.
Общий вид на постройки монастыря
Рядом с Вознесенским собор стоит трапезная Успенская церковь, которую возвели в конце 40-х годов XVII века. Этот одноглавый храм, как и собор, имеет высокий подклет, где в прежние времена располагались кухни и хлебня. Для обогрева церкви использовалось тепло, которое получалось при приготовлении пищи, а также от трех изразцовых печей. Поэтому помещения были приспособлены для проведения церковных служб в холодное время года.
Одно из архитектурных украшений монастырского ансамбля — надвратная церковь, посвященная преподобному Евфимию Суздальскому, ученику святого Дионисия. Она была возведена в 1645 году, а в качестве образца для этого красивого храма нижегородские зодчие использовали Архангельский собор в городском кремле. Несмотря на явное сходство, монастырский храм имеет характерные особенности. Его алтарь не полукруглый, а прямоугольный, и, кроме того, у этой церкви нет колокольни и притворов.
Вся монастырская территория обнесена белокаменной стеной, в которой существуют живописные Святые ворота и несколько башен. Кроме того, в обители расположены двухэтажные братский и игуменский корпуса, Архиерейские палаты с домовым храмом, посвященным Сергию Радонежскому, а также небольшой Петропавловский храм. Красивейший монастырский ансамбль сегодня признан архитектурным памятником федерального значения.
Собор Вознесения Господня с колокольней
Основание монастыря и первые подвижники
Святитель Дионисий
Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:
С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.
Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.
Лаврентьевская летопись
Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по 20 марта 6885 (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».
Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий
В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви читайте в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе» (ссылка в разработке)).
Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).
Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др.
История Печерского монастыря
Основателем одной из древнейших христианских обителей на Нижегородской земле считают святого Дионисия Суздальского. Он прибыл в город из Киевско-Печерского монастыря в 1320-х годах. С тех далеких времен сохранилось очень мало исторических сведений, но считается, что новый монастырь был создан по благословению Дионисия и появился в 1328-1330 гг.
Обитель началась с нескольких пещер, выкопанных иноками в крутом известняковом берегу Волги. Молва о Дионисии быстро распространялась, и в небольшой монастырь приходили новые монахи. Вскоре места в пещерах стало не хватать, на береговом уступе принялись возводить деревянные кельи и храмы.
Дионисий пользовался большим авторитетом у верующих. Для церковных приходов Нижнего Новгорода и Суздаля этот христианский проповедник играл такую же роль, как Сергий Радонежский в землях Московии. Не меньшим почтением стали пользоваться и ученики Дионисия – монахи Евфимий и Макарий, за подвижнические подвиги причисленные Церковью к лику святых.
Печерская монастырская братия жила по строгому уставу. Монахи не имели личной собственности, а все имущество, принадлежащее обители, считалось общим. Каждый, кто находился в стенах монастыря, включая его настоятеля, ежедневно работал для своего пропитания, стараясь следовать принципам трудолюбия, милосердия и нестяжательства. Выйти из обители можно было только с разрешения игумена.
Общий вид на Печерский монастырь со стороны улицы Печерский съезд
Созданный из пещер монастырь постоянно укреплялся и развивался, несмотря на набеги, которые временно лишали его материальных ценностей. В 1378 и 1379 гг. татаро-монголы сожгли монастырь дотла, и практически ничего не осталось от Печерской обители и в 1550 году.
Восстанавливаться монастырю помогали князья или состоятельные нижегородцы, которые вносили богатые вклады в казну Печерской обители. Монастырь получал не только деньги на новое строительство или ремонт обветшавшего хозяйства. Ему отписывали целые селения, охотничьи угодья, пахотные земли и пасеки. В середине XV века обитель получила право беспошлинной торговли и провоза рыбы по реке. А к концу XVI века в монастыре выстроили шесть храмов из камня. Это говорит о большом богатстве обители, так как в это время в центральной части Нижнего Новгорода стояли всего три каменных церкви.
Летом 1597 года в Печерский монастырь пришла большая беда. И причиной ее были ни неприятели, а сама природа — гигантский оползень уничтожил практически все монастырские постройки. Частичные подвижки грунта, произошедшие за неделю до оползня, стали для настоятеля обители явным признаком грозящей беды. Поэтому он заранее вывел в безопасное место всех насельников, а также распорядился, чтобы из монастырских построек вынесли все самое ценное – иконы, церковную утварь и хозяйственный инвентарь. На глазах у изумленных монахов, кусок горы сошел вниз к реке, полностью разрушив все храмы и кельи.
Западные ворота монастыря
После природной катастрофы монастырь пришлось отстраивать заново. Но сделали это уже на выровненной площадке выше по реке. До 40-х годов XVII века здесь возводили только деревянные церкви и хозяйственные постройки. Каменные храмы, башни и стены появились в монастыре позже. Они составили удивительный по красоте архитектурный ансамбль, отличный обзор на который открывался и с горы, и от Волги.
Печерская обитель славилась своей благотворительностью. Много раз монастырь выделял деньги и провиант для русской армии. Во время войн в его стенах жили беженцы. Кроме того, монахи помогали раненым и убогим.
После прихода новой власти в 1917 году старый монастырь, как и большинство христианских обителей, ждало осквернение и запустение. Спустя год после революции настоятеля монастыря епископа Лаврентия (Князева) арестовали и расстреляли. Монастырскую ризницу разграбили, а древние колокола, металлические части ограды и кресты отдали на переплавку.
Реставрационные работы здесь начались только в 1970-е годы. А Церковь получила монастырскую территорию в 1994 году. С этого времени началось возрождение старинной Печерской обители, как духовного центра и места, где хранится история Нижегородской епархии.
Вид на церковь Евфимия Суздальского (справа), собор Вознесения Господня (слева)
Архитектурные сооружения Печерского монастыря
Ограда монастыря с башенками
Ограда монастыря с башенками
Храмы монастыря:
- Собор Вознесения Господня
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы
- Церковь Евфимия Суздальского
- Церковь Петра и Павла
- Церковь Сергия Радонежского в Архиерейском корпусе
- Колокольня
Другие постройки и сооружения:
- Братский корпус (XVII-XVIII вв.)
- Игуменский корпус (XVIII в.)
- Хозяйственная постройка
- Гаражи
- Галерея-переход
- Некрополь
- Памятник Александру II (2013 г.)
- Ограда (XVIII в.)
- Башни ограды (XVIII в.)
- Восточные (хозяйственные) ворота(XVIII в.)
- Внутренние (бывш. западные) ворота (XVIII в.)
- Новые западные ворота (кон. XIX в.)
- Монастырская чайная
- Внутренняя ограда
Описание с фото
Основное фото выше. Ниже по статье можно посмотреть целое слайд-шоу (фото-тур) из фотографий, сделанных летним днем на территории монастыря.
Монастырь очень красив в солнечном свете. Если спускаться к нему пешком, вид открывается прекрасный. Первыми встречают ворота, которые сами по себе достопримечательность. Справа от входа располагается исторический парк, на данный момент представленный аллеей Романовых, на которой расположены бюсты династии с годами правления и описанием (на обратной стороне, на старо-русском языке, похоже). Чуть дальше помещен колокол. Он не сравнится, конечно, по размеру с тем, который близ храма Александра Невского, но все таки экспонат интересный.
Дальше надвратная церковь, непосредственно здания монастыря. Проход разрешен не везде. Церковная лавка с литературой и свечками, музей, храмы, маленькое кладбище. Благолепие и умиротворенность. Ухоженные газоны.
Для меня (и для семьи) монастырь воспринимается как парк и исторические красивые здания. Прогулялись, полюбовались, потратили минут 30 на все. Потом, правда, обошли вдоль внешней стены сверху, посмотрели на башни. Но там мусор и грязь…
Вознесенский монастырь отлично, почти по современному, представлен в интернете. Хороший путеводитель по монастырю. Клик по наименованию объекта рядом с картой открывает под картой описание
Обратите внимание, если щелкнуть по цифре рядом с маленьким красным фотоаппаратом, то раскроется поле с фотографиями. Имеются виртуальные туры по Евфимиевской церкви, по Успенской церкви и по монастырскому музею
Нужен установленный Adobe Flash Player.
Основные здания-достопримечательности:
- Успенская церковь
- Вознесенский собор с колокольней
- Святые Ворота
Колокольня, по идее, изначально имеет наклон по типу Пизанской, но мы этого не заметили. То ли наклон маленький совсем, то ли мы не внимательные.
Святыни, хранящиеся в монастыре:
- Икона Божией Матери Оранская
- Печерская икона Божией Матери
- Икона св. Дионисия Суздальского
- Икона св. великомученика Пантелеимона
- Феодоровская икона Божией Матери
- Ковчег с мощами св. бл. Матроны Московской
- Ковчег с мощами св. преп. Симеона Верхотурского и икона
- Рака с мощами Киево-Печерских Чудотворцев
- Рака с мощами разных святых
Создание новой Печерской обители
Обустройство обители на новом месте опять началось с деревянных строений, со сборов пожертвований, и с обращений о помощи к царю Федору Иоанновичу. Наконец, дело сдвинулось, мастера-строители были присланы из Москвы, пришла помощь в виде сорока каменщиков и из Ипатьевского монастыря Костромы.
Новый монастырский архитектурный ансамбль, в том виде, в котором он существует сегодня, сформировался к середине 17 века при непосредственном участии нижегородского архитектора А.Возоулина. Этот известный зодчий – автор Собора Архангела Михаила в Нижегородском Кремле, участник возведения московского Теремного дворца и один из реставраторов московского Успенского храма.
Постепенно территория Печерского монастыря украсилась пятиглавым Вознесенским храмом с открытой галереей, шатровой Колокольней, Успенской церковью, надвратной церковью Пр.Евфимия Суздальского и келейными корпусами, заканчивающимися Храмом Пр.Макария. Имелись покои настоятеля и служебные помещения, больницы и богадельни.
Вознесенский собор в 19 веке
Строения обители на фоне живописной природы стали архитектурным украшением нижегородской окрестности, и их вид на века запечатлен на известной картине художника А.Саврасова, которая, кстати, находится в Художественном нижегородском музее. Каменная ограда с надвратным Покровским храмом с восточной стороны монастыря появилась значительно позже, только во второй половине 18 века.
Печерский монастырь на картине П.Саврасова
Монастырское существование было настолько столь успешным, что обитель помогала не только нищим, немощным и престарелым, но и частенько снабжала государственные воинские части продовольствием и деньгами во времена различных войн. Петру Первому монастырь частично спонсировал создание флота и отдал несколько своих колоколов на переплавку их в пушки.
Печерский монастырь в 19 веке
В период Первой мировой войны на территории обители находилось около сотни беженцев, функционировал военно-инвалидный госпиталь, а в казну на нужды военного времени монастырь перевел более четырех тысяч рублей.
После революционных событий в 1924 году обитель закрывается, но не уничтожается. Ее строения очень интенсивно используются в основном в виде гражданского жилья. Вознесенский собор подошел в качестве столярной мастерской, причем подвалы были заняты под овощехранилище. Архимандритский корпус стал кинотеатром со звучным названием «Колхозник». Успенскую церковь заняли под архив. К 1971 году началось осознание исторической и архитектурной ценности данного монастырского комплекса и в нем начала работать реставрационная мастерская.
На территории Печерского монастыря
Время возрождения началось в монастырской Печерской обители в 1994 году. Сегодня этот — все еще восстанавливающийся действующий мужской монастырь -очень приятно посещать. Небольшая ухоженная территория и древние храмы в очень живописном месте располагают к приятному, спокойному созерцанию и неспешной прогулке, а старинные росписи стен мысленно переносят нас в далекий 17 век.
Интересные факты и легенды
Есть неподтвержденные сведения, что основанием монастырь обязан Святому Благоверному Великому князю Георгию Всеволодовичу в начале XIII столетия. Святой Дионисий, будучи возведенным в сан Патриарха, по возвращению из Константинополя был взят в плен литовским князем, где после годового заточения он скончался.
В обители некоторое время подвизался будущий патриарх и реформатор русской церкви Никон. Печерская обитель была запечатлена в своем историческом виде на картине великого русского художника-пейзажиста А.К. Саврасова. На территории монастыря имеется старинный некрополь с захоронениями насельников обители и архимандритов.
Кроме того здесь нашли последний приют знатные горожане, князья и бояре разного времени: Трубецкие, Приклонские, Шаховские, губернатор Руновский и многие другие. В советские годы кладбище подверглось серьезному разорению, в настоящее время могилы и надгробия по мере сил восстанавливаются.
На территории обители оформлена аллея в честь 400-летия дома Романовых с бюстами большинства представителей царской династии, выполненных скульптором Аполлоновым А.А. Планируется также создание памятной аллеи в честь Рюриковичей и Патриархов русской православной церкви.
Внутренне убранство
До настоящего времени уцелели уникальные фрагменты росписи XVII столетия, сохранившиеся на сводах центрального барабана Вознесенского собора. Все росписи храма обновлены, иконы украшены богатыми окладами. Резной 4-ярусный иконостас отделяет алтарную часть от просторной трапезной. В трапезной Успенской церкви устроено 2 алтаря, ризница с монастырской библиотекой.
Печи храма декорированы искусными изразцами. Интерьер храма с крестовыми сводами и распалубками над окнами и дверями очень просторный. В подклети находилась кухня и хлебопекарня, которые сообщаются лестницами с западными комнатами на 2-м этаже. Позднее в нижнем ярусе была устроена церковь-усыпальница для погребения братии и поминовения усопших.
Оползень 1597 года и перенос монастыря
18 июня 1597 года, в три часа ночи Вознесенский печерский монастырь был разрушен гигантским оползнем. Благодаря заблаговременным действиям архимандрита Трифона (признаки оползня появились еще за неделю до катастрофы), удалось избежать жертв и спасти церковное имущество. В «Нижегородском летописце» (составлен в Нижнем Новгороде в XVII веке и повествует о ранней истории города) так описывается обвал:
Поскольку оползни могли еще повториться, было принято решение перенести монастырь вверх по течению на одну версту. На старом месте в память об обители была поставлена церковь Преображения Господня. А оползень тот многие посчитали предвестием несчастья — так оно и случилось: 1598 год знаменует собой начало Смутного времени.
Оползень разрушил монастырь, и его пришлось возвести выше по реке
К 1597 году мужской монастырь оказался на пике славы и благоустройства, но летом он пострадал от обвала горы. Так об том повествует летопись:
К счастью, с Божьей помощью, обошлось без жертв. Но вот монастырские сооружения пострадали непоправимо. Да и за реставрацию было бы неправильно браться, так как имелся риск дальнейших оползней.
Старый монастырь был разрушен оползнем, но обошлось без жертв.
Чтобы обезопасить себя от капризов природы, монахи решили не восстанавливать старые здания, а основать обитель выше по реке Волге.
Церковь Преображения Господня на месте старого монастыря
В память о прежнем месте обители возвели лишь одну единственную церковь — Преображения Господня.
В середине XVII века архитектор Антипа возвёл те самые монастырские сооружения, которые существуют и поныне. В том числе:
- Вознесенский собор;
- колокольню;
- Успенскую церковь;
- надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского;
- жилые помещения;
- храм преподобного Макария.
Разве что ограда из камня построена позже — в XVIII веке.