Религия в молдавии

История

Христианство пришло на территорию, позднее ставшую Молдавией, в IX—XII веках из Византии. Миссионерской деятельностью византийской церкви на этих землях руководил патриарх Константинопольский. Он же в течение нескольких веков управлял и деятельностью молдавской церкви, священнослужителями которой были в основном выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией. В XIV веке было основано Молдавское княжество, господари которого стремились избавиться от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в году возникла католическая епископия в городе Сирет. Господарь, однако, скоро осознал, что население страны противится католицизму, который посягал и на его политические интересы.

В году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу молдавской церкви. В ответ на это патриарх Константинопольский предал анафеме всё Молдавское княжество. В том же году Антоний, Патриарх Константинопольский, посылает в Молдавию двух своих экзархов. Об одном источники молчат. Другой, Феодосий «не был принят народом молдавским и он вернулся без всякого успеха». Как пишет Н. Йорга, «господарь хорошо понял, что Феодосий был всего лишь митрополитом греческого происхождения и он не хотел, чтобы его Молдова имела предстоятелем чужого пастыря». В году Патриарх Антоний «назначил в Молдову своего особого митрополита» Иеремию, тем самым признавая существование Молдавской Митрополии, не им созданной. Молдаване выгнали этого присланного митрополита. Примирение было достигнуто только в году, когда константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церкви. Молдавские господари с тех пор назначали митрополитами лояльных к себе иерархов, которые утверждались на этом посту Константинополем.

До XVII века церковнославянский язык был в Молдавии языком православной церкви и официальных документов. Только с середины XVII века начал распространяться греческий язык, вытесняя церковнославянский сначала из делопроизводства, а потом и из церкви.

Отношения с Румынской церковью

После распада СССР решением Священного синода Румынской церкви от 14 сентября 1992 года была восстановлена Бессарабская митрополия. В результате возникли трения в отношениях между поместными православными церквами в связи со взаимными юрисдикционными притязаниями на территорию Молдавии.

В конце октября 2007 года конфликт обострился после принятия 24 октября Священным синодом Румынской церкви решения о создании в составе Румынского патриархата семи новых епископатов: в частности, в Бессарабской митрополии решено возродить Бельцкий епископат (бывший Хотинский), епископат Южной Бессарабии с центром в Кантемире и православный епископат Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. Как заявили в Румынском патриархате, означенные епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года и сейчас было принято решение об их восстановлении по требованию румынских православных верующих. Тираспольская и Дубоссарская епархия Православной церкви Молдовы (РПЦ) назвала решение Синода Румынской православной церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три собственные епархии, центром одной из которых станет город Дубоссары (Приднестровье), незаконным. Митрополит Кирилл (Гундяев) расценил решение Румынского синода как «шаг, который разрушает православное единство и не останется без последствий».

Бывшая русская Никольская церковь в Бухаресте

6 ноября 2007 года СМИ распространили заявление митрополита Петра (Пэдурару), главы Бессарабской митрополии, о том, что «Румынский патриархат намерен расширять своё влияние в Молдавии и на Украине, в частности, увеличивая здесь количество приходов и епархий».

7 ноября 2007 года Священный синод РПЦ «в связи с решением Румынской Православной Церкви об учреждении её епархий на территории Молдавии и Украины» выразил «глубокую озабоченность и скорбь», расценив такой шаг как «попрание самих основ церковного строя»; выразил «решительный протест против нового вторжения в свои канонические пределы».

14 ноября 2007 года Священный синод Украинской православной церкви (Московского патриархата) признал неправомерными действия РумПЦ по созданию своих епархий на территории Украины и выступил с заявлением.

22 ноября 2007 года в Троянском монастыре (Болгария) состоялась встреча представителей РумПЦ с представителями РПЦ, на которой последние потребовали упразднить три румынские епархии в составе «Бессарабской митрополии». По сообщениям румынской печати, РумПЦ высказалась за создание в Молдавии автокефальной Церкви как способа решения «проблемы Бессарабской митрополии».

В январе 2008 года в конфликт вмешались власти Молдавии, потребовав от четырёх священнослужителей и монахини Бессарабской митрополии покинуть территорию страны; Румынский патриархат усмотрел в этом попытку запугивания клириков митрополии и обратился в Совет Европы с жалобой на президента Молдавии Владимира Воронина.

21 января 2008 года Владимир Воронин и Алексий II совместно осудили политику Румынского патриархата на территории Молдавии; в частности, Воронин заявил, что «создание так называемой „Бессарабской митрополии“ и её структур — это часть агрессивной политики Румынии против суверенного молдавского государства». В тот же день Воронин получил от патриарха Алексия II премию Международного общественного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов».

Столица цыган

Многие путешественники при посещении Молдавии отмечают большие количество цыган, чья культура в значительной мере повлияла на нравы самих молдаван. Но не всем известно, что в этой стране есть непризнанная столица цыган. Это — небольшой город с забавным названием Сороки. Основным населением города являются молдаване, чьи дома располагаются в низине.

А вот высоко над ними, на холме, располагается цыганское селение. Как утверждают местные жители, здесь живут самые цивилизованные цыгане мира. Именно Сороки часто называют цыганской столицей Молдавии, ведь в этом городке цыганский колорит приобретает особенно яркий оттенок.

Ансамбль народного танца Унгень (Молдова) / Ion Chibzii

Напоследок хочу привести ещё один факт о молдаванах — теперь уже немного печальный. Согласно данным, Молдавия занимает последнее место среди европейских туристических направлений. Многие жители Европы даже не знают о существовании этой страны. Но это не значит, что молдаванам нечем удивить гостей своего края, а на их землях нет ничего интересного. Мы просто очень мало знаем о Молдове, а значит, стоит восполнять эти пробелы.

Церковь и государство [ править ]

Хотя Конституция провозглашает отделение церкви от государства, Молдавская православная церковь (Кишиневская и всея Молдовы в составе Русской православной церкви) иногда принимает активное участие в политических дебатах.

В июне 2010 года митрополит Владимир фигурировал в предвыборной рекламе Валериу Пасата, очевидно, поддерживая его кандидатуру.

В октябре 2015 года та же Православная церковь использовала свой авторитет в неудачной попытке повлиять на суд над бывшим премьер-министром Влада Филатом , обвинявшимся в пассивной коррупции и торговле влиянием.

В декабре 2015 года Кишиневская и всея Молдовы подали иск в Государственную налоговую службу Республики Молдова, отказавшись предоставлять отчеты о доходах, хотя религиозные организации потеряли свой статус освобожденных от налогов в 2013 году.

В 2016 году, накануне первого тура президентских выборов , митрополит епископ Владимир призвал прихожан отдать свои голоса за пророссийского лидера Партии социалистов Республики Молдова Игоря Додона . Группа молдавского духовенства той же церкви во главе с епископом Марчелом позже призвала граждан голосовать за Игоря Додона во втором туре выборов в ноябре, заявив, что кандидат от социалистов поддерживает Православную церковь, а его конкурент Майя Санду будет бороться против нее.

Молдова: история возникновения

Валахи – древнее название молдаван, появившееся на исторической арене сороковых годов XIII века. Этот мужественный народ был приглашен королем Венгрии из Трансильвании для отражения татаро-монгольского нашествия. Иностранцы называют молдаван «валахами». Но в современной Румынии непостижимым образом осуществляется передел понятий. Теперь слово переводится как «румын».

Что говорят по этому поводу авторитетные исторические источники эпохи Возрождения? Они единогласно утверждают: молдаване – потомки вольсков. Этот народ занимал центральную часть Апеннинского полуострова. Воевал с римлянами. Неудачные сражения побудили покинуть предков валахов свою Родину – Влохию – как ее называли славяне.

Они переселились в новый край, который уже носил название Muldaue. Эту землю так назвали готы. Таким образом, вольски (валахи), переселившись, стали молдаванами.

Национальный костюм

Вам будет интересно:Искусство на Дальнем Востоке: художественный музей в Хабаровске

Если искать в сети фото молдаван, то в большинстве случаев это будут изображения в национальной одежде. Она действительно довольно колоритна.

Обычно ее надевают во время государственных праздников и фестивалей. До сих пор существуют мастера, которые занимаются пошивом именно такой одежды с соблюдением всех традиций.

Национальный мужской костюм молдаван состоит из темных штанов, белой рубашки, меховой безрукавки или суконного жилета, бараньей шапки или колпака и кожаной обуви ручной работы. Обязательный элемент – шерстяной пояс синего, красного или зеленого цвета длиной до трех метров. Примечательно, что традиция носить бараньи шапки и меховые безрукавки сохраняется в некоторых селениях и по сей день.

В ансамбль женского костюма входят: многоклиновая юбка с полотняным фартуком, белая рубашка с орнаментом, платок-басма или покрывало, часто тяжелое ожерелье марджели. Рубашка подвязывалась шерстяным поясом, сверху набрасывалось покрывало, частично закрывавшее голову. Также носили жилеты (пептар).

Ткань для одежды традиционно пряли женщины, опыт передавался в семье из поколения в поколение. Обычно это были лен и шерсть. Современные аналоги изготавливают из хлопчатобумажной ткани.

История

Христианство пришло на территорию, позднее ставшую Молдавией, в IX—XII вв. из Византии. Миссионерской деятельностью византийской церкви на этих землях руководил патриарх Константинопольский. Он же в течение нескольких веков управлял и деятельностью молдавской церкви, священнослужителями которой были в основном выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией. В XIV веке было основано Молдавское княжество, господари которого стремились избавиться от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в году возникла католическая епископия в городе Сирет. Господарь, однако, скоро осознал, что население страны противится католицизму, который посягал и на его политические интересы.

В году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу молдавской церкви. В ответ на это патриарх Константинопольский предал анафеме всё Молдавское княжество. В том же году Антоний, Патриарх Константинопольский, посылает в Молдавию двух своих экзархов. Об одном источники молчат. Другой, Феодосий «не был принят народом молдавским и он вернулся без всякого успеха». Как пишет Н. Йорга, «господарь хорошо понял, что Феодосий был всего лишь митрополитом греческого происхождения и он не хотел, чтобы его Молдова имела предстоятелем чужого пастыря». В году Патриарх Антоний «назначил в Молдову своего особого митрополита» Иеремию, тем самым признавая существование Молдавской Митрополии, не им созданной. Молдаване выгнали этого присланного митрополита. Примирение было достигнуто только в году, когда константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церкви. Молдавские господари с тех пор назначали митрополитами лояльных к себе иерархов, которые утверждались на этом посту Константинополем.

До XVII века церковнославянский язык был в Молдавии языком православной церкви и официальных документов. Только с середины XVII века начал распространяться греческий язык, вытесняя церковнославянский сначала из делопроизводства, а потом и из церкви.

Церковь и государство [ править ]

Хотя Конституция провозглашает отделение церкви от государства, Молдавская православная церковь (Кишиневская и всея Молдовы в составе Русской православной церкви) иногда принимает активное участие в политических дебатах.

В июне 2010 года митрополит Владимир фигурировал в предвыборной рекламе Валериу Пасата, очевидно, поддерживая его кандидатуру.

В октябре 2015 года та же Православная церковь использовала свой авторитет в неудачной попытке повлиять на суд над бывшим премьер-министром Влада Филатом , обвинявшимся в пассивной коррупции и торговле влиянием.

В декабре 2015 года Кишиневская и всея Молдовы подали иск в Государственную налоговую службу Республики Молдова, отказавшись предоставлять отчеты о доходах, хотя религиозные организации потеряли свой статус освобожденных от налогов в 2013 году.

В 2016 году, накануне первого тура президентских выборов , митрополит епископ Владимир призвал прихожан отдать свои голоса за пророссийского лидера Партии социалистов Республики Молдова Игоря Додона . Группа молдавского духовенства той же церкви во главе с епископом Марчелом позже призвала граждан голосовать за Игоря Додона во втором туре выборов в ноябре, заявив, что кандидат от социалистов поддерживает Православную церковь, а его конкурент Майя Санду будет бороться против нее.

Молдавские монастыри и святыни

Религии в Молдавии уделяется большое внимание. В каждом селе обязательно функционирует один (а то и больше) храм

Еще одна отличительная особенность молдавских сел – так называемые «троицы». Это поклонные кресты под круглой крышей (чаще всего деревянные), щедро украшенные скульптурами и металлической чеканкой. У ног Христа, как правило, изображены «страстные орудия» (столярный инструмент, лестница и тридцать сребреников).

На территории крошечной Молдовы насчитывается не менее 50 монастырей. Крупнейшие и самые известные среди них – Куркь, Кэприяна, Хынку, Фрумоаса, Кэлэрашеука, Рудь, Жапка, Сахарна и Цыпово.

Важнейшим памятником молдавской сакральной архитектуры является монастырь Куркь. Это комплекс сооружений в классическом и неовизантийском стиле, построенном в конце XVIII века. Сегодня это одна из главных туристических достопримечательностей в Молдавии.

Не менее интересен пещерный монастырь в Старом Орхее. По одной из версий, он был основан еще в XII веке. Сегодня монастырь в скалах над Реутом обитаем: здесь живет монах Ефим. В подземной церкви постоянно горят свечи и почти всегда есть верующие и туристы.

http://hranitel.club/2440-kakaya-vera-u-moldavanhttp://fb.ru/article/392201/osnovnaya-religiya-v-moldavii-monastyiri-i-svyatyini-stranyi

В Молдавии активно развивается протестантизм

Протестантизм в Молдавии — второе по численности верующих (после православия) направление христианства в стране.

Под протестантами, при этом, в стране понимают верующих традиционных протестантских конфессий, евангельских христиан и прихожан свободных не-деноминационных церквей.

Первые протестанты на границах Молдовы появились ещё при жизни Мартина Лютера. Активную же деятельность они начали вести в 18-м веке, когда на территорию Молдавского княжества прибыли немцы-лютеране.

Государь-протестант Иоан Якоб Гераклид (1511—1563) попытался произвести в Молдавии «Реформацию сверху». Попытка ввести протестантизм в Молдавии, предпринятая Иоаном Якобом Гераклидом провалилась. Фото: upload.wikimedia.org

В 1883 году еврейский публицист и общественный деятель Иосиф Рабинович основал в Кишинёве иудео-христианскую общину «Собрание израильтян Нового Завета». Это была иудео-христинская община, и она достаточно быстро распалась.

С середины 80-х годов XIX века среди немецких колонистов Аккерманского и Измаильского уездов начали распространяться идеи адвентизма. В 1906 году молоканский проповедник А. Ф. Иванов пришёл к осознанию необходимости водного крещения, отсутствовавшего у молокан. В результате в Молдавии появилась первая община баптистов.

100 тыс
такова численность протестантов в Молдавии

Молдавские пятидесятники возникли в 1925 году. Это было община Ивана Воронаева. В начале XXI века в Молдавии появились ряд неопятидесятнических движений, таких как Всемирная церковь «Царство Божие», «Часовня победы» и др.

С 1991 года в Молдавии действует Новоапостольская церковь. Армия Спасения начала служение в стране в 1993 году. В 1994 году миссионерскую деятельность в Кишинёве начали пресвитериане, создав пресвитерианскую «Церковь Мира».

Храм израильтян Нового Завета Иосифа Рабиновича. Иудео-христианская община Иосифа Рабиновича была необычным явлением для Молдавии конца 18 века. Фото: upload.wikimedia.org

В настоящее время в стране проживает около 100 000 протестантов. По этническому происхождению большинство прихожан протестантских общин в стране являются молдаванами; немалую долю среди протестантов составляют также украинцы, гагаузы и русские.

Протестантские церкви распространены по всей территории Молдавии, однако наибольшего присутствия они добились на севере и юге страны. Самые крупные общины расположены в Кишинёве (более 10 тысяч протестантов), Бельцах, Гагаузии, Бричанском, Кагульском, Сынжерейском и Хынчештском районах (более 5 тысяч в каждом).

Семейные традиции молдаван

С ходом времени многие обычаи претерпевают изменения, однако молдавская свадьба стала одним из тех праздников, где свято хранятся даже старинные ритуалы. Накануне торжества жених и невеста выбирают семейную пары, что станет их добрыми наставниками. 

Впоследствии молодая семья должна прислушиваться к советам своих “посажёных родителей”. Не менее интересный свадебный обряд называется Маса Маре (Большой Стол). 

Он подразумевает процесс дарения подарков молодожёнам. Каждый гость должен рассказать о своём подарке и произнести пожелание молодой паре. Чаще всего наиболее значимым оказывается подарок родителей, что первыми начинают Маса Маре.

Когда же в семье происходит пополнение, молдаване устраивают обряд кумэтрия. Это – крещение младенца. У малыша может быть большое количество крёстных, до 50 человек. Каждому из них родители дарят калачи, а те в ответ приносят подарки маленькому крестнику.

Строители-“оборотни”

Ещё один распространённый стереотип о молдаванах — мнение, будто большая часть населения Молдовы занята в сфере строительства. Конечно, это совсем не так, однако молдавские строители ценятся в самых разных странах мира. Поговаривают, что даже Меланья Трамп для ремонта Белого дома в Вашингтоне наняла молдаван. Причём президент был обрадован быстрыми сроками работы и крайне скромной стоимостью услуг

Молдаване действительно заняты на многих стройках в различных уголках земли, однако на родине к отечественным строителям относятся настороженно. Нет, никто не сомневается в качестве работ, однако происходит нечто удивительное.

Владельцы недвижимости в Кишинёве не перестают жаловаться, что соотечественники, возвратившись домой, заламывают невероятные суммы за ремонт, причём работа может тянуться крайне долго. Именно поэтому строительством в Молдавии часто занимаются наёмные рабочие из Турции.

Молдаванин из Кишинева

Вино – главный символ Молдавии

Если вы решите побывать в Молдавии, то, без сомнения, встретитесь там с гостеприимными и открытыми людьми. Такие черты заложены в менталитете молдаван. Они свято хранят наследие предков, но всегда с интересом узнают о культуре других стран. Своему гостю хозяин дома подносит хлеб, соль и стакан превосходного вина.

Именно вино стало негласным символом Молдавии, а её виноделы и виноградники прославили свой край во всём мире. Интересно, что напитку этому даже посвящён особый день, Праздник вина. Проводится он в октябре, когда урожай винограда уже собран, а вина нового года уже готовы. 

Молдаване отмечают, что главная цель праздника – приобщение к культуре потребления вина, что очень важно. На Празднике вина все желающие могут бесплатно дегустировать вина и, что примечательно, даже посетить винодельни, приобщиться к процессу изготовления

Основные религиозные праздники

В Молдавии религия невероятно прочно вплетена в повседневную жизнь и культуру ее жителей. Даже те молдаване, которые считают себя атеистами, все равно продолжают ходить в церковь. К самым крупным православным праздникам в стране можно отнести следующие даты:

  • Рождество Христово (7 января);
  • Крещение Господне (19 января);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля);
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа);
  • Пасха;
  • Вербное Воскресенье (за неделю до Пасхи);
  • День Святой Троицы (на 50-й день после Пасхи).

Главный религиозный праздник в Молдавии – это Пасха. Традиционно он начинается в полночь. Каждый год в пасхальную ночь в Кишинев привозят Благодатный огонь из Иерусалима, который затем распространяется по всем церквям и монастырям страны. В каждом храме проводится служба, в конце которой священник освящает принесенные прихожанами блюда. По традиции в пасхальной корзине должны быть крашеные яйца, куличи, «бабки» (сладкие запеканки из лапши), соль и сахар.

Примечания

  1. 12 Конституция Молдавии — www.cahul.net/kmoldova.htm
  2. People // Moldova CIA Factbook
  3. И.о.президента Молдавии не нравится, что Молдавская митрополия пребывает в юрисдикции Русской Церкви — www.sedmitza.ru/news/1253212.html 18 июня 2010.
  4. И.о. главы Молдавии не нравится, что молдавская церковь является «филиалом русской» — www.regnum.ru/news/polit/1295169.html REGNUM 17 июня 2010.
  5. В Московском патриархате не согласны с заявлением и.о. президента Молдавии о несамостоятельности Молдавской церкви — www.interfax-religion.ru/?act=news&div=36143 Интерфакс, 22 июня 2010.

Подлоги бывают историческими

– Совершенно новые для меня и, думаю, для большинства читателей исторический эпизод и это название народности или народа – вольски. Разъясни, каково его происхождение?

– Начнем с того, что предков молдаван западные источники именуют волохами, – факт общеизвестный. Но откуда пошло это слово и как устоялось? Другая форма этнонима вольски – это волоски, а этноним волоски – это одна из славянских форм (например, в польском языке) слов волохи или валахи. Еще раз отмечу, что иностранцы молдаван также называли волохами или валахами, а Молдавию – Великой Валахией. Однако в румынской историографии этноним валах, который упоминается в многочисленных источниках, принято переводить как румын, что является явным подлогом. Сожалею, но эта тема слишком обширная для нашего интервью. Подробнее о значении топонима Romania и этнонима romani в Средние века можно узнать из моей книги.

– Мы отвлеклись. Ты упомянул интересный факт: вольски были вынуждены переселиться в Венецию. Но как же они очутились на современных землях Молдовы? Расстояние-то немалое…

– Древняя молдавская летопись «Сказание вкратце о молдавских господарех отколе начася Молдавскаа Земля» сохранила драгоценные сведения об истории предков молдаван – как раз начиная с момента их исхода из Венеции. Нескромно прозвучит, но до написания и выхода моей книги, в которой исследуется этот период, историки признавались, что не могут понять древнейшей части этой известной летописи.

С моей точки зрения, непонимание одной её части привело к заблуждениям и неудовлетворительному объяснению части другой. Эта летопись начинается с сообщения о том, что князья предков молдаван, братья Роман и Влахата, вышли из «града Виницеи» (т. е. из города Венеции) со своим народом и отправились в земли «Старого Рима» (современные Сербия и Болгария), где основали свою столицу – город Роман. И только в XIII веке предки молдаван – волохи (валахи) массово переселились на левый берег Дуная, в древнюю Дакию-Готию.

Такой поворот событий в истории древних предков молдаван никак не вписывается в «римско-дакийскую» теорию происхождения румын. Поэтому настоящую древнюю историю молдаван и объявили досужей выдумкой.

Молдавский язык

Создание единой языковой общности непосредственно связано с формированием национальности молдаван, политическим и государственным статусом региона их проживания. Первые упоминания именно о молдавском языке появляются в источниках XVII века. Хронист Григорий Урек пишет о том, что на этом языке разговаривают валахи, молдаване и трансильванцы.

В этот же период появляются первые письменные издания на кириллице. Ранее для церковной, административной документации и в литературе использовался церковнославянский. Причем он являлся именно языком официальных документов и не использовался в устной речи.

Литературный молдавский язык, начавший активно развиваться с 17 века, окончательно сформировался во второй половине девятнадцатого столетия. В это же время проявились различия между молдавским и румынским языками. Они сохраняются и сегодня.

Поэтому государственным языком республики считается, несмотря на свою языковую идентичность с румынским, именно молдавский, славянский компонент которого выражен сильнее. Характерной особенностью современных молдаван является также владение или близкое знакомство с русским языком. В зависимости от ситуации и контекста беседы многие довольно легко переключаются с одного языка на другой.

Ссылки [ править ]

  1. . RadioFreeEurope / RadioLiberty .
  2. . Мормонский отдел новостей . Проверено 13 апреля 2018 года .
  3. Статистика, Национальное бюро (2009-09-30). . www.statistica.md . Проверено 6 августа 2018 .
  4. . recnsamant.statistica.md . Проверено 6 августа 2018 .
  5. . fpc.org.uk . Центр внешней политики . Проверено 13 апреля 2018 года .
  6. . Jurnal.MD — Ca să ştii total! .
  7. . Mitropolia Chişinăului şi a ntregii Moldove . Архивировано из 20 октября 2015 года.
  8. . Deschide.md .
  9. ȘTIRILE, PUBLIKA.MD — AICI SUNT (4 ноября 2016 г.). . publika.md . Проверено 13 апреля 2018 года .

Статья основана на общедоступной веб-странице USDoS 2004 года . Иерархический след : USDOS Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда > Релизы> международной религиозной свободы> 2004> Европы и Евразии> Молдова

«Помни имя своё…»

– Получается, что народ получил свое имя от земли, на которой расселился, а не наоборот? А откуда произошло это название – Молдавия?

– Вопрос о названии – исключительно интересная тема! Топоним Молдавия – готского происхождения. На первых картах слово Молдавия встречается в форме Muldauia. Стоит запомнить, что это имя было дано Карпато-Днестровскому региону готами, и Молдавия была частью страны Ойум, которую заселили готы в I–III веках н. э. Столица готов, вероятнее всего, находилась на территории Молдавии – в современном Старом Орхее. В древнем скандинавском эпосе Археймар – Старый Орхей – был столицей готов. К готским топонимам на территории Молдавии относятся собственно название Молдавия, а также Орхей (Археймар), Яссы (Ассгард), Хотин (Готин/Отин/Один) и другие. Также отметим, что в современной Норвегии – части древней Готии – сохранилось название города Молде. Название это происходит, скорее всего, от одного из расположенных к северу подворий Молдар, что значит «плодородные почвы». Как мы видим, следы топонима Молдавия в форме молде/молда/мулде и т. п. россыпью тянуться от современной Норвегии через Германию, Чехию, Словакию до Молдавии и Румынии. Эти следы явно указывают на «готский путь» по Европе… Но тут я опять вынужден сказать, что все остальные подробности – в книге «Неизвестная Молдавия». Их слишком много.

– Выходит, что у народов Молдовы должны быть ещё и готские корни?

– Какие-то готы, конечно, остались в Молдавии до прихода волохов. Поэтому у некоторых наших земляков, предки которых породнились с готами, сохранился скандинавский генетический код. До прихода волохов в Молдавии также жили славяне – русские (современные русины), которых западные источники называли рутенами (ruthenorum), а их страну – Rossia (Россия), Ruthenia (Рутения) или Russia Rubea (Красная Русь), или Russia Minorem (Малая Русь – Малороссия).

– Можно пожелать твоей книге успеха! А в том, что она вызовет неоднозначную реакцию у части историков, сомневаться не приходится. И поскольку ты разрешил задавать вопросы автору в письменном виде, пользуясь случаем, сошлюсь на твой электронный адрес: moldavia.history@gmail.com.

Ссылки [ править ]

  1. . RadioFreeEurope / RadioLiberty .
  2. . Мормонский отдел новостей . Проверено 13 апреля 2018 года .
  3. Статистика, Национальное бюро (2009-09-30). . www.statistica.md . Проверено 6 августа 2018 .
  4. . recnsamant.statistica.md . Проверено 6 августа 2018 .
  5. . fpc.org.uk . Центр внешней политики . Проверено 13 апреля 2018 года .
  6. . Jurnal.MD — Ca să ştii total! .
  7. . Mitropolia Chişinăului şi a ntregii Moldove . Архивировано из 20 октября 2015 года.
  8. . Deschide.md .
  9. ȘTIRILE, PUBLIKA.MD — AICI SUNT (4 ноября 2016 г.). . publika.md . Проверено 13 апреля 2018 года .

Статья основана на общедоступной веб-странице USDoS 2004 года . Иерархический след : USDOS Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда > Релизы> международной религиозной свободы> 2004> Европы и Евразии> Молдова

Мэрцишор – волшебный праздник весны

Один из самых необычных молдавских праздников называется Мэрцишор. Отмечают его в первый весенний день уже несколько столетий. С появлением этого дня в праздничном календаре молдаван связана одна чудесная легенда. 

Она рассказывает о том, что в незапамятные времена на земле вырос хрупкий белый цветок Гиочел (подснежник). Его доброй защитницей, что спасала нежные лепестки от холода, стала сама Весна. Но однажды о хрупком создании узнал холодный ночной вихрь. 

Свирепый ветер примчался к цветку, но в тот же миг Гиочела заслонила собой Весна. Разъярённый вихрь вырвал из земли ветку шиповника и бросил её в покровительницу цветов. 

Острый шип уколол руку Весны, и алая кровь, капля за каплей, стала падать на цветок. Гиочел стал согреваться, оживая от тёплой весенней крови. С тех пор он стал маленьким вестником прихода весны на землю.

Главный символ Мэрцишора – сочетание красного и белого цветов, именно поэтому молдаване дарят друг другу красно-белые украшения с кистями и цветочками ручной работы. 

Такие “мэрцишоры” они носят на протяжении всего марта. Чтобы талисман принёс удачу, его следует прикрепить к одежде, к левой стороне. Когда же первый весенний месяц проходит, “мэрцишор” снимают и, загадав желание, вешают на дерево.

Праздник Мэрцишор в Молдавии

В традициях молдаван можно заметить и весёлый нрав этого народа, и его верность своим национальным обычаям, и радушие, и лирические нотки, что буквально пронизывают весь фольклор Молдавии. Неспроста молдавский народ так гордится своей культурой – она хранит память о прошлом и помогает выбирать правильный путь в будущее.

Самая пьющая нация?

Долгое время бытовал стереотип, что молдаване крайне невоздержанны в употреблении спиртного. О любви жителей Молдавии к вину известно всем, но действительно ли они не в силах контролировать эту страсть? Периодически в СМИ появляются новые исследования врачей, где в рейтинге самых пьющих стран мира неизменно на первых местах фигурирует Молдова.

Согласно статистике, количество алкоголя на душу населения здесь составляет 15 литров в год. Но давайте взглянем на ситуацию объективно. Если бы так оно и было, то на улицах Молдавии невозможно было бы пройти через бесчисленное количество “отдыхающих” после весёлых попоек.

На самом же деле ситуация совсем иная. Даже если вам придётся побывать на Фестивале вина, что ежегодно устраивают молдаване, вы наверняка отметите, что праздник даже отдалённо не напоминает пьяную вакханалию. Напротив, молдаване славятся как ценители вина, а потому и подобного рода торжество проходит весьма церемониально, напоминая дегустацию дорогих вин.

Сбор винограда в молдавском селе, 1982 / Ю. Лизунов / Sputnik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector