Раскрытие тайны культуры грузии: религия страны

Одежда

Грузинский мужской костюм известен далеко за пределами страны: его элементы встречаются в коллекциях современных дизайнеров всего мира. Традиционный вариант состоит из широких штанов, стянутых кисточками, ситцевой рубашки и короткого кафтана. Главный элемент наряда — чоха, которая представляет собой верхнюю одежду, наподобие кафтана с широкими, часто разрезными рукавами и глубоким клинообразным вырезом спереди.

Чоху должен был иметь каждый грузин, поскольку она считалась символом отваги и мужества. Обычно чоха была черного цвета, реже красная, а на свадьбу могли надевать бежевую или белую. Часто к ней прикрепляли куски материи с богатым шитьем, на которых были изображены родовые гербы. Обязательный элемент чохи — газыри, отделения для хранения патронов. Зимой облик дополняли бурка и папаха из овечьей шерсти. Женские традиционные костюмы различались в зависимости от региона, однако имели и общие черты. Нательная одежда состояла из рубашки и панталон, сверху надевали платье: облегающее в груди и широкое, спускающееся до пола, в нижней части. В роли головного убора выступала высокая бархатная шапочка, к задней части которой прикрепляли кусок легкой материи. Богатые грузинки дополняли образ бархатной накидкой и изящным кожаным ремнем.

В каком году страна приняла новую веру?

Впервые христианство проникло на территорию Грузии так давно, что даже конкретной даты не сохранилось. В той части страны, что именовалась некогда Колхидой, многие столетия проживало христианское население, но в официальных источниках зафиксирована цифра 523 – как год, когда страна приняла новую веру.

Древние легенды гласят, что первыми проповедниками христианства в Грузии были апостол Андрей и Симон Канаит.

Святая Нино обладала способностью исцелять больных именем Христа и поэтому снискала благорасположение царской четы. Мириан и его супруга Нана приняли христианскую веру, и после этого христианство стало распространяться по всей стране.

Впоследствии Нина стала основной грузинской святой, почитаемой верующими и по сей день.

Культура грузинского народа

И сегодня культура и традиции грузин напоминают обычаи их предков. Принципы гостеприимства являются нерушимыми в Грузии, а каждый гость – особый человек для принимающей стороны.

Грузины тепло встречают каждого путника, а хозяин не пожалеет для гостя ни угощения, ни места для отдыха в своём доме. Грузины обожают устраивать застолья, причём далеко не всегда хозяин знает имена всех гостей. Одна из старинных традиций – разрешение не разуваться в гостях.

По мнению грузин, прибывший гость должен чувствовать себя комфортно, а значит, не стоит требовать его оставить обувь у входа в дом. Несмотря на это, грузинские дома отличаются чистотой и уютом.

Грузинские женщины в праздничном наряде в парке Боржоми

Сегодня большинство грузин исповедуют православие, однако это не мешает им отмечать языческие праздники, что сохранились с древности. Один из них – Чиакоконоба, что мне напомнил славянский День Ивана Купала. В праздничный день семьи выезжают за город, разводят костры, прыгают через огонь, “приправляя” веселье зажигательными танцами, песнями, играми.

Интересно, что церковь выступает против подобных гуляний (вероятно, из-за их языческой основы), однако для грузин не существует запретов. Этот народ привык веселиться даже в самые обычные дни, а потому не может отказать себе в радости отметить праздник своих далёких предков.

Грузины – народ удивительной страны, яркая культура которой была создана людьми, что издавна жили на этих землях. Невольно подкупают преданность своим традициям, преклонение перед прошлым, что и сегодня можно заметить у грузин. Эти люди очень любят родной край, всё, что связано с прежними его жителями, их верой и ценностями. Возможно, именно поэтому, несмотря на череду завоеваний, Грузия осталась неповторимой и самобытной страной.

Жизнь

Традиционно горные грузины занимались скотоводством: чаще овцеводством, реже выращивали коней и крупный рогатый скот. На равнинах преобладало пашенное земледелие. Основными культурами были пшеница, рис, рожь, чечевица, овес, просо, кукуруза. Грузины занимались пчеловодством, огородничеством, собирали дикорастущие травы. Особую роль в жизни грузин всегда играло виноделие: часть исследователей полагает, что именно предки картвелеби первыми в мире научились делать вино. Без него не обходится ни оно застолье, им обязаны угощать гостей и делать для собственного использования. Существовала и культура винопития. Например, выпивать бокал всегда следовало до дна, для особых случаев в качестве стакана использовался полый козий или бараний рог. Существовала и поговорка: если от вина ты загрустил, значит ты не грузин.

В XX веке стали выращивать экзотические культуры: лавр, табак, цитрус, чай. Не зря в советские годы Грузию называли «главной по праздникам»: к Новому году она обеспечивала страну мандаринами и апельсинами, к другим праздникам — вином, табаком и чаем. Процветали ремесла: мужчины славились мастерством обработки металлов, дерева и рогов животных, производили великолепные ювелирные крашения. Женщины занимались ткачеством, производили шерстяные и шелковые материи, занимались художественной набойкой тканей. Во всех регионах ценилась роскошная вышивка золотой нитью.

Храм Метехи, Успенская церковь

Визитная карточка Тбилиси — каменный всадник на высоком берегу Куры в самом центре старого города и за ним — древний храм. Памятник основателю Тбилиси святому царю Вахтангу Горгасали, давшему Грузинской Церкви независимость от Антиохии, был открыт недавно, в 1967 году, а Метехская Успенская церковь основана ещё в XII веке. По преданию, в этом храме молилась царица Тамара.

В конце XIII века святыня пережила сильный пожар. В 1235 году храм пострадал от монголов, был отстроен, но во время персидского погрома в 1795 году опять горел, пропала храмовая икона. В разное время святыню восстанавливали. Нынешнее здание из красного кирпича XVI-XVII века в XIX веке служило казармами казачьего полка. Когда в середине ХХ века сносили остатки находящейся рядом древней крепости, церковь едва не обрушилась. Лишь в конце 80-х годов прошлого века Метехи отреставрировали и вернули Грузинской Православной Церкви.

На территории Церкви Метехи покоятся останки мученицы княгини Ранской Шушаники. Храм также связан с именем святого мученика Або Тбилисского, небесного покровителя столицы Грузии.

Религиозные меньшинства

Как и упоминалось немного выше, большая часть Грузии (от 65% населения) – это православные люди, тем не мене, здесь нашлось место и для других вероисповеданий, а именно:

  1. Порядка 3% населения ходят в Русскую православную церковь;
  2. До 5% населения посещают Армянскую Апостольскую церковь;
  3. И приблизительно 1,5% людей, ходят в Римско – католическую церковь.

Но при этом стоит отметить, что жители юго – запада страны, исповедуют мусульманство, это до 10% от общего количества живущих там людей (Суннитского толка). Азербайджанцы и абхазы – тоже мусульмане, а вот греки и армяне с русскими, даже имеют собственные церкви на территории Грузии. Само собой, нашлось здесь место и для католиков (2% населения) и для протестантов, но их очень мало. Иудаизм и атеизм имеет место быть, но в минимальном количестве.

Современное состояние Церкви в Грузии

По данным социальных опросов в 2009 году большинство граждан (91% опрошенных) доверяли Церкви. Верующие грузины не просто “верят в душе” или иногда заходят в храм “свечку поставить”, а активно участвуют в церковной жизни приходов. В храме на богослужениях присутствует много молодежи и молодых семей.

В настоящее время патриарший престол в Грузии занимает Католикос Илия II. Его активное служение привлекло в ряды священнослужителей и монашествующих молодую грузинскую интеллигенцию. Патриарх-Католикос Илия II пользуется большим авторитетом среди населения. Для поддержания демографии в стране он пообещал стать крестным каждого третьего ребенка в семье. Свое слово патриарх сдержал. И теперь крестным отцом более чем у 14 тысяч детей является предстоятель Грузинской Церкви.

Протоиерей Павел Великанов описывает свою поездку в Грузию:

Грузинская Православная Церковь ведет активную миссионерскую деятельность. Восстановлена духовная академия, финансируется за счет государства.

Но в последние десятилетия в Грузии ощущается влияние либерального Запада. Населению, как и во многих других странах, навязываются антихристианские ценности. Идет пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. В Тбилиси светская власть одобрила проведение гей-парада. Это вызвало негодование среди большинства населения, произошли столкновения между активистами ЛГБТ и их противниками. Патриарх-католикос Илий II выразил обеспокоенность происходящим. После столкновений 17 мая 2013 года патриарх объявил 17 мая Днем защиты святости семьи.

История становления главной религии Грузии

Христианство пришло в Грузию рано — в 337 (есть версия, что в 326) году. С тех пор это главная религия в государстве. Предвестником христианства здесь стал странник-апостол Андрей Первозванный, которого затем начали считать основателем и небесным заступником Константинопольской православной церкви. В становлении религии важную роль сыграли также апостолы Симон и Матфей. Могила апостола Матфея находится на территории Гонио-Апсаросской крепости (Батуми).


Ключевой фигурой для грузинского христианства была и Святая Нино. Будучи рабыней из Каппадоки, она проповедовала христианское учение на территории страны. Известен случай, когда она молитвой исцелила больного младенца. Весть о таком чуде дошла до царицы Наны, которая тоже болела. Она призвала к себе святую Нино, которая даровала выздоровление и ей. Тогда царица приняла решение принять христианство.

В VI веке в городах и районах Картли, Алаверди, Кахетии, Самтависи, Зедазени и Некреси был возведен ряд монастырей, основанных святыми отцами из Антиохии. Это положило основу тому, что христианство распространилось по всей Грузии и надежно укрепилось в ней.

История

Страница из редкой грузинской библии , датируемой 1030 годом нашей эры, на которой изображено воскресение Лазаря.

Согласно православной традиции, христианство впервые проповедовали в Грузии апостолы Симон и Андрей в I веке. Это стало государственной религией Картли (Иберия) в 319. Превращение Картли в христианство приписывают к греческой леди под названием Святая Нино из Каппадокии . Грузинская Православная Церковь , первоначально часть Антиохийской Церкви , получила свою автокефалию и разработала свое доктринальное специфику постепенно между 5 и 10 веками. Библия была также переведена на грузинский язык в 5 — м веке, как грузинский алфавит был разработан для этой цели. Как и везде, христианская церковь в Грузии имела решающее значение для развития письменного языка, и большинство самых ранних письменных произведений были религиозными текстами. Новая вера грузин, пришедшая на смену языческим верованиям и зороастризму , должна была навсегда поставить их на передовую линию конфликта между исламским и христианским миром. Грузины оставались в основном христианами, несмотря на неоднократные вторжения мусульманских держав и длительные периоды иностранного господства. После того, как Грузия была присоединена к Российской империи , то Русская Православная Церковь взяла на себя грузинскую церковь в 1811 году.

Грузинская церковь вернула себе автокефалию только после того, как в 1917 году закончилось правление России

Однако советский режим , правивший Грузией с 1921 года, не считал возрождение грузинской церкви важной целью. Советская власть принесла жестокие чистки грузинской церковной иерархии и частые репрессии в отношении православного богослужения

Как и везде в Советском Союзе, многие церкви были разрушены или превращены в светские постройки. Эта история репрессий способствовала включению религиозной идентичности в сильное националистическое движение и поискам грузин для религиозного выражения вне официальной, контролируемой государством церкви. В конце 1960-х — начале 1970-х годов лидеры оппозиции, особенно Звиад Гамсахурдиа , критиковали коррупцию в церковной иерархии. После того, как Илия II стал патриархом (католикосом) Грузинской православной церкви в конце 1970-х годов, грузинское православие пережило возрождение. В 1988 году Москва разрешила патриарху начать освящение и открытие закрытых церквей, и начался масштабный процесс реставрации. Грузинская православная церковь вновь обрела большую власть и полную независимость от государства после восстановления независимости Грузии в 1991 году.

Что общего у Грузинской и Русской церквей?

Как мы видим из вышеизложенной истории, было время, когда Грузинская церковь была частью Русской православной церкви. Было это, когда Грузия находилась «за гранью дружеских штыков», начиная с 1801 года до 1917-го. Тогда Грузинская церковь вновь стала автокефальной поместной православной церковью. Из этого можно заключить, что наши церкви не имеют догматических разногласий и различий в вероучении.

В настоящий момент Русская и Грузинская православные церкви являются «сестрами» и стоят рядом в диптихе (списке) 15 поместных церквей наряду с Константинопольской, Иерусалимской, Американской и другими. Все они имеют апостольское преемство. Что это значит? Первых епископов Вселенской православной церкви рукополагали для служения апостолы, ученики Иисуса Христа. Затем эти епископы рукополагали священников, так происходит и в наше время. Получается, что если взять любого действующего священника, то можно проследить цепочку рукоположения в глубь веков до одного из 12 апостолов. Это и называется апостольским преемством, которое всегда было главным иерархическим принципом единства Вселенской церкви. Получается, что и Русская, и Грузинская церковь, как и остальные 13 поместных церквей, не отличаются в главном – в вероучении и апостольском преемстве, и разъединены только организационно

Причем, что важно, порядковый номер в диптихе не имеет никакого значения: все поместные церкви равны. Лишь Константинопольская исторически считается «первой среди равных»

Другие религии

Ислам

Мусульманство проникло в страну в ходе многочисленных вторжений исламских и арабских войск (преимущественно в XV-XVIII веках). Если до этих набегов мусульманское население образовывало лишь незначительную прослойку, то после этих событий их число ощутимо выросло и теперь составляет около 10 %. Ислам исповедуют разные национальности, в том числе азербайджанцы, аджарцы и лезгины. В пределах государства функционируют 130 мечетей, абсолютное большинство которых расположены в Квемо Картли (50 объектов). Мусульманская община подразделяется на две ветви: шииты и сунниты.

В Тбилиси существует уникальная мечеть, сохранившаяся с советских времен, в которой представители обеих разновидностей молятся вместе

В целом здесь не так важно, какую веру вы исповедуете. Разные религии мирно сосуществуют, как сложилось при формировании истории и культуры

Здесь вера — это не просто слово, а образ жизни, и основные религиозные постулаты люди воплощают в свою жизнь и свои дела.

Во многом действующие конфессии вносят свой вклад в культурную и архитектурную жизнь государства: появляются церкви, мечети, костелы. Религиозная терпимость позволяет развивать любую религиозную культуру из существующих в мире. А религиозные святыни ежегодно становятся центром притяжения для сотен тысяч путешественников и паломников.

Протестантизм

Протестантство пришло в страну с немцами-лютеранами, которые начали селиться в стране с 1817 года. Спустя 50 лет после этого момента бывшего молоканина Никиту Воронина перекрестили в Тифлисе по обряду баптистов. Так он стал первым русским баптистом. С 1904 года в Грузии ведут деятельность адвентисты, а приблизительно в 1929 году возникла первая пятидесятническая церковь.

На данный момент разные источники оценивают количество протестантов и прихожан свободных не деноминационных церквей в цифру от 20 до 34 тысяч человек. Наиболее масштабные группы среди них —пятидесятники (12,3 тыс.) и баптисты (10 тыс.).

ислам

Мечеть в Тбилиси

Ботаническая улица и суннитская мечеть в Тбилиси. Середина 1880 г.

Ислам в Грузии был введен в 645 г. н.э. во время правления третьего халифа ислама , Усман . В этот период Тбилиси ( аль-Тефелис ) превратился в центр торговли между исламским миром и северной Европой . История ислама продолжалась в Грузии на протяжении конца 14 и начала 15 веков с вторжениями Тимура в Грузию, а в течение 16 и начала 19 веков иранцы ( Сефевиды , Афшариды , Каджары ) и османы контролировали влияние в регионе до его аннексии Россией в 1801 году. В 1703 году Вахтанг VI стал правителем Картлийского царства и принял ислам. Среди других известных грузинских мусульман той эпохи — Давид XI Картлийский , Иессей Кахетинский и Симон II Картлийский .

Мусульмане составляют 9,9%, или 463 062 человека от населения Грузии. В Грузии есть две основные мусульманские группы. Этнические грузинские мусульмане являются суннитами- ханафитами и сосредоточены в Грузинской Автономной Республике, граничащей с Турцией . Этнические азербайджанские мусульмане — это преимущественно шииты Итна Ашария, они сосредоточены вдоль границы с Азербайджаном и Арменией .

Какая вера у грузин: православные традиции Грузии

Несмотря на догматическое единство Православия, разные православные народы обладают своими самобытными религиозными традициями. На территории Западной Грузии до сих пор распространены обряды славословия Христу. Это священные песнопения, исполняемые молодыми людьми. Верующие встают лицом к востоку и поют духовные песни. Обычно такой обряд проходит на Рождество, в последнюю неделю перед Великим Постом, в Чистый понедельник, на Пасху и Вознесение.

В Чистый понедельник существует народная традиция просить у Бога хорошего урожая в летний сезон. При этом строят башни из снега (мурквами), вокруг снежных сооружений водят хороводы.

В праздник Пасхи традиционно принято закалывать ягненка или поросенка. Дети посещают окрестные дома, поют пасхальные песнопения и собирают в шапки яйца, угощения, деньги. Пасхальные гуляния длятся много дней подряд.

Особенное отношение у грузин веками формировалось и сохраняется к Пресвятой Деве Марии. Среди церковных праздников, посвященных Богородице, особое место занимает Успение. Множество храмов освящены в честь Успения Божьей Матери. Их также называют Сиони (от Сионской горницы – место земной жизни и Успения Богородицы).

Из святых грузины наиболее выделяют Георгия Победоносца. Его считают покровителем Грузии. Сложно найти хоть одну грузинскую семью, где не было бы родственника с именем Георгий.  

Какая вера у грузин: православные традиции Грузии

Несмотря на догматическое единство Православия, разные православные народы обладают своими самобытными религиозными традициями. На территории Западной Грузии до сих пор распространены обряды славословия Христу. Это священные песнопения, исполняемые молодыми людьми. Верующие встают лицом к востоку и поют духовные песни. Обычно такой обряд проходит на Рождество, в последнюю неделю перед Великим Постом, в Чистый понедельник, на Пасху и Вознесение.

В Чистый понедельник существует народная традиция просить у Бога хорошего урожая в летний сезон. При этом строят башни из снега (мурквами), вокруг снежных сооружений водят хороводы.

В праздник Пасхи традиционно принято закалывать ягненка или поросенка. Дети посещают окрестные дома, поют пасхальные песнопения и собирают в шапки яйца, угощения, деньги. Пасхальные гуляния длятся много дней подряд.

Особенное отношение у грузин веками формировалось и сохраняется к Пресвятой Деве Марии. Среди церковных праздников, посвященных Богородице, особое место занимает Успение. Множество храмов освящены в честь Успения Божьей Матери. Их также называют Сиони (от Сионской горницы – место земной жизни и Успения Богородицы).

Из святых грузины наиболее выделяют Георгия Победоносца. Его считают покровителем Грузии. Сложно найти хоть одну грузинскую семью, где не было бы родственника с именем Георгий.

Географическое распространение, язык и культура

Магазин в Ферейдуншехре с грузинскими вывесками

Грузинский язык по — прежнему используется меньшинством людей в Иране. Центром грузин в Иране является Ферейдуншахр , небольшой город, расположенный в 150 км к западу от Исфахана в районе, исторически известном как Ферейдан . В этом районе есть 10 грузинских городов и деревень вокруг Ферейдуншехра. В этом регионе старая грузинская идентичность сохраняется лучше всего по сравнению с другими местами в Иране, и большинство людей там говорят и понимают грузинский язык.

Были и другие компактные поселения в Хорасане в Аббас-Абаде (на полпути между Шахрудом и Сабзеваром, где осталась только одна старуха, помнившая грузин в 1934 году), Мазандаран в Бехшахре и Фарах-Абаде, Гилане , провинция Исфахан в Наджафабаде , Бадруде , Рахматабаде , Язданшахр и Амир Абад. Эти районы часто называют Горджи Махалле («грузинский квартал»). Многие грузины или иранцы частично грузинского происхождения также проживают в крупных иранских городах, таких как Тегеран , Исфахан , Рашт , Дезфул , Карадж и Шираз . Большинство этих сообществ больше не говорят на грузинском языке, но сохраняют аспекты грузинской культуры и сохраняют грузинское сознание. Некоторые утверждают, что иранские грузины сохраняют остатки христианских традиций, но этому нет никаких доказательств. Большинство грузин в Ферейдуншехре и Ферейдане говорят и понимают грузинский язык. Иранские грузины соблюдают шиитские традиции, а также нерелигиозные традиции, аналогичные другим людям в Иране. Они соблюдают традиции Новруза .

Местное самоназвание грузин в Иране, как и остальных грузин во всем мире, — Картвели ( грузинский : ქართველი , от Картвелеби, грузинский: ქართველები, а именно грузины ), хотя иногда этнонимы Гордж, Горджи или даже Гурджи (от персидского «Горджи», что означает грузинский). Они называют свой язык Картули (грузинский: ქართული). Как заявляет Резвани, это неудивительно, учитывая, что все другие грузинские диалекты в Иране вымерли.

Число грузин в Иране оценивается более чем в 100 000 человек. Согласно Энциклопедии Джорджиана (1986), в сельском Ферейдане проживало около 12 000–14 000 человек c. 1896 г., а более поздняя оценка, приведенная Резвани (опубликована в 2009 г., написана в 2008 г.), утверждает, что в Ферейдане может проживать более 61 000 грузин. По современным оценкам, количество иранских грузин составляет более 100 000 человек. Они также являются самой крупной группой выходцев с Кавказа в стране, опережая черкесов .

Известные грузины Ирана

Шах Сулейман I и его придворные, Исфахан, 1670 год. Художник Аликули Джаббадар хранится в Санкт-Петербургском институте востоковедения в России с тех пор, как он был приобретен царем Николаем II

Обратите внимание на грузинские буквы вверху слева

Многие иранские военачальники и администраторы были (исламизированными) грузинами. Многие представители династий и знати Сефевидов и Каджаров имели грузинскую кровь. Фактически, сильно смешанная династия Сефевидов (1501-1736 гг.) Имела частичное грузинское происхождение с самого начала .

Список иранских грузин

Военные: Аллахверди Хан , Отар Бег Орбелиани , Рустам Хан сипахсалар , Имам-Кули Хан , Юсеф Хан-э Горджи , Григор Микеладзе , Константин Микеладзе , Дауд Хан Ундиладзе , Рустам Хан куллар-акаси , Эскандар , Эскандар 11 . Бекташ Кахетинский , Кайхосро Картлийский , Шах-Кули-хан (Леван Картли), Эскандар Мирза (князь Александр Грузинский), князь Ростом Картлийский , Всеволод Старосельский

Искусство: Алигули Джаббадар , Антуан Севругин , Нима Йошидж , Сияваш , Ахмад Бег Горджи Актар (эт. 1819 г.) и его брат Мохаммад-Бакер-бег «Насати»,

Роялти / дворянство: Биджан Бег Саакадзе , Семаюн Хан (Симон II Картли), Отар Бег Орбелиани , Абд-ол-Гаффар Амилахори , Сохраб I, герцог Арагвский (Зураб), династия Пишкинидов , Хайдар Мирза Сафави , Сафлацкийский , Даулатс , Гургин Хан (Георгий XI Картлийский), Имам Кули Хан (Давид II Кахетинский), Баграт Хан (Баграт VII), Константин Хан (Константин I), Махмад Кули Хан (Константин II Кахети), Иван Александрович Багратион , Назар Али Хан (Ираклий I Кахетинский), Иса Хан Горджи (принц Джесси Кахети), Иса Хан (Джесси Кахети), принцесса Кетеван из Кахети , Шах-Кули Хан (Леван Картли), Манучар II Джакели , Эскандар Мирза (принц Александр из Грузии), Шах Наваз (Вахтанг V Картли), Мустафа, четвертый сын Тахмаспа I, Гейдар Али, третий сын Тахмаспа I.

Политики / официальные лица: Шахверди Хан (грузин) , Манучехр Хан Горджи ( Мотамед-од-даулех ), Амин ас-Султан , Бахрам Арьяна , Вахушти Хан Орбелиани , Ахмад ибн Низам аль-Мульк , Исхак Бег (Александр Картлийский, ум. 1773 ), Bijan бек (сын Рустам хан sipahsalar ) Иса Кхан Горджи , Отар Бега Орбелиани,

Другие: Ундиладзе , Махмуд Карими Сибаки

Имена актеров Сайруса Горжестани и Симы Горжестани , а также покойного Нематоллы Горджи предполагают, что они (по крайней мере по отцовской линии) грузинского происхождения. Мать Резы-шаха Пехлеви была грузинским мухаджиром , который, скорее всего, прибыл в материковую Персию после того, как Персия была вынуждена уступить все свои территории на Кавказе после русско-персидских войн за несколько десятилетий до рождения Реза-шаха.

Более подробное обсуждение грузин и Персии см. В.

Главные религиозные достопримечательности

Грузия – настоящая шкатулка с драгоценными храмами и монастырями. Все они аутентичны, самобытны, интересны и неповторимы. Многие религиозные объекты имеют вековую историю и находятся под охраной ЮНЕСКО. Некоторые храмы перестали быть лишь местом религиозного поклонения и стали также центром культурных, исторический исследований. 

Официальная религия Грузии — православие, поэтому большинство церковь находятся под охраной государства, всегда ухожены, красивы и, несмотря на возраст, находятся в хорошем состоянии.

Одной из главных достопримечательностей считается Мцхетский собор, в котором находятся величайшие христианские святыни. Считается, что именно здесь святая Нино нашла Хитон Господний. Сегодня – это центр паломничества и место, куда стремятся люди из разных православных стран. 

Огромной святыней является и Бодбийский монастырь. Именно здесь была похоронена покровительница Грузии святая Нино. Находится он в Кахетии. 

Бодбийский монастырь

Недалеко от Тбилиси размещен комплекс Давид Гареджи — огромные пещерные храмы и келии, которые тянуться до Азербайджана. Только в 90-х годах прошлого века в комплексе вновь появилась жизнь, угасшая со времен СССР.

Известным является и храм святого Креста. Это историческое место, где жила святая Нина. Расположен он возле слития Арагвы и Куры. 

Будучи в Тбилиси, не забудьте посетить церковь Метехи – именно в ней, по преданиям, молилась сама царица Тамара. Также обязательно пойдите в крепость Нарикала и найдите там Никольскую церковь. И, конечно же, вы не сможете не заметить великолепный Цминда Самеба, или Свято-Троицкий собор. Это чудо современной архитектуры раскинулось на многих гектарах и видно его с любой точки грузинской столицы. Храм, построенный совсем недавно на пожертвования простых людей. Является одной из визитных карточек Тбилиси: поражает богатством и современностью.

Грузия – это настоящая православная страна, но она приветствует все религии.  В ней каждый почувствует себя достаточно свободно и сможет ходить в тот храм, к которому тянется душа. 

Грузия как часть Российского Православия

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской Империи.  Так как Русская Церковь находилась в подвластном государству положении, то серьезные изменения в Грузинской Церкви были неизбежны. Сан Патриарха-Католикоса как верховного иерарха Грузинской Церкви был упразднен. Как и в остальной России, церковное управление стал осуществлять Священный Синод, действовавший от имени императора.

Также существенно сократилось количество грузинских епархий (вместо 13 осталось 2). Местная Церковь приобрела статус экзархата Русской Церкви. Изменения, произошедшие в религиозной сфере, нередко приводили к конфликтам между верующими, священнослужителями и светской властью. Многие не поддерживали русификацию национального Православия. Грузинская Церковь оказалась полностью подчиненной религиозной политике Империи. В это время из грузинского обихода начинают исчезать богатые древние традиции гимнографии, иконописи, церковного искусства. Сходит на нет почитание многих грузинских святых.

Февральская революция 1917 года и свержение монархии послужили толчком к серьезным изменениям. В марте 1917 году Грузинская Церковь провозгласила автокефалию. Патриарх Московский и всея Руси Тихон осудил данное самовольное отделение. Общение между Церквями на время было прервано и восстановлено только в 1943 году.

Во время Советской власти Православная Церковь Грузии подверглась репрессиям наряду с христианами всего Советского Союза. В 1921 году в Грузии насчитывалось 1450 действующих церквей и 25 монастырей, 1600 священнослужителей. За два последующих года было закрыто и разорено более 1200 приходов. Большая часть священников были расстреляны или репрессированы.

В 1990 году в Грузинской Православной Церкви осталось всего 296 приходов и 11 монастырей.

Отношение к ЛГБТ

Жители Тбилиси и Батуми чего только не насмотрелись в бесконечных потоках туристов, однако даже у них до сих пор не наблюдается толерантность к представителям нетрадиционных сексуальных отношений. Что уж говорить о других городах и глубинке?!

К тем, кто своим внешним видом и/или поведением демонстрирует нетрадиционную ориентацию большинство грузин проявляют пренебрежение, неуважение, агрессию и даже могут избить. И это при том, что страна старается держать курс на европейские ценности, и что с 2000 года гомосексуальные отношения в Грузии считаются легальными (до этого уголовно наказывались), а примерно с 2012 года в крупных городах проводились небольшие акции и шествия в защиту прав ЛГБТ (но ничем хорошим они не заканчивалось). Что интересно, наибольшее неприятие и агрессию по отношению к сексуальным меньшинствам проявляет духовенство и глубоко религиозные люди. Поэтому Грузия пока не относится к ЛГБТ-френдли странам.

Вероисповедание


Грузия стала православной страной в далеком 337 году

Грузины очень набожны, некоторые религиозные праздники имеют статус национальных.

Справка! На великие православные праздники распространена практика помилования заключенных.

Сколько раз страна меняла веру?

Выгодное географическое положение, богатство и красота природы Грузии привлекали многих завоевателей. Она подвергалась нападениям со стороны:

  • арабов;
  • персов;
  • османов;
  • монголов.

На протяжении многих веков страна вела кровопролитные войны с исламом.

В восьмом веке арабы во главе с беспощадным Мурваном напали на Грузию, подчинили множество земель и раздробили страну, что привело к исламизации некоторых территорий.


В десятом столетии в ряде мест Грузии был насажден ислам

Грузия самоотверженно защищала свою веру. Согласно летописи, в 1226 году сразу 100 тысяч человек приняли мученическую смерть за отказ пройтись по иконам, положенным на мост по приказу персидского шаха Хорезмшаха Джалалетдина.

Официально Грузия меняла свою религию лишь единожды, в четвертом веке, когда отказалась от язычества и приняла православие.

История

Нино из Каппадокии

Христианство имело преобладающее религиозное влияние на территории современной Грузии, по крайней мере, с четвертого века нашей эры, когда , как говорят , Нино Каппадокийская , дочь римского полководца, проповедовала в Картли (современная восточная и южная Грузия). ; также известный как Иберия ) и был ответственен за обращение короля и королевы и их семьи. Христианство в Картли первоначально было организовано под юрисдикцией Антиохийской церкви , но в конце 5-го века католикос (главный епископ) был назначен для города Мцхета , что дало церкви в королевстве степень местной автономии. Единое грузинское царство, включающее Картли и Колхиду (современная Западная Грузия), сформировалось к 1008 году при Баграте III . В 1010 году церковь в едином Грузинском царстве стала автокефальной (самоуправляющейся), а ее католикос ( Мелхиседек I ) был возведен в сан патриарха и получил официальный титул Католикоса-Патриарха всея Грузии .

Кетеван из Мухрани

С 13 по 18 века Грузия неоднократно подвергалась вторжению монголов , османов (турок) и Сефевидов (персов), а к концу 15 века Грузинское королевство стало раздробленным. Известной христианской мученицей этого периода была Кетеван из Мухрани , царица, замученная до смерти в 1624 году после отказа правителя Сефевидов ( Аббаса I ) отречься от христианства и принять ислам .

В 1801 году царства современной восточной и центральной Грузии были оккупированы и аннексированы Российской империей . Российские власти отменили независимый статус грузинской церкви и подчинили регион Русской православной церкви ; использование грузинского языка в литургии было запрещено, а многие церковные здания в Грузии были разрушены и пришли в упадок. ГПЦ (ГПЦ) восстановил свою автокефалию после свержения царя Николая II в 1917 году, но грузинская церковь была подвергнута возобновленными домогательства в 1920 — х и 1930 — х годах вновь созданный Советского Союз , во время правления грузинского происхождения советского лидер Иосиф Сталин .

Илия II

В рамках усилий Сталина по объединению советских граждан против нацистской угрозы во время Второй мировой войны государственное преследование религии было несколько ослаблено, а независимость ГПЦ от русской церкви была вновь официально признана в 1943 году. Возврат ограничений на религиозные организации после окончания войны и общая коррупция, охватившая руководство Грузинской ССР в начале 1970-х годов, затронула церковных чиновников в Грузии. Когда Илия II стал патриархом ГПЦ в 1977 году, он приступил к обновлению церкви, руководя ремонтом заброшенных церквей, а также строительством новых церквей. ГПЦ присоединилась к Всемирному совету церквей (ВСЦ) в 1962 году, а Илия II занимал пост президента ВСЦ с 1979 по 1983 год.

Власть и престиж ГПЦ в грузинском обществе значительно возросли после назначения Илии II патриархом в 1977 году. В 1990 году Константинопольский Патриархат («первый среди равных» восточно-православных прелатов) официально признал автокефалию ГПЦ и утвердил Илию II титул Католикоса-Патриарха всея Грузии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector