Религия в таджикистане: важные факты и цифры

Недавние улучшения

Культурное возрождение

Эмомали Рахмон с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым в 2009 году.

Распад Советского Союза и гражданская война в Афганистане привели к возрождению таджикского национализма во всем регионе, включая попытку вернуться к персидско-арабской письменности в Таджикистане. Более того, Таджикистан, в частности, был центром этого движения, и правительство там предприняло сознательные усилия по возрождению наследия империи Саманидов , первого государства в регионе с преобладанием таджиков после наступления арабов . Например, президент Таджикистана , Эмомали Рахмон , упал российский суффикс «-ov» от его фамилии и направляли другим принять имена таджиков при регистрации рождений. Согласно заявлению правительства, сделанному в октябре 2009 года, с начала года около 4000 граждан Таджикистана отказались от слов «ов» и «ев» в своих фамилиях.

В интервью иранским СМИ в мае 2008 года заместитель министра культуры Таджикистана сказал, что Таджикистан изучит вопрос о переводе таджикского алфавита с кириллицы на персидский алфавит, используемый в Иране и Афганистане, когда правительство почувствует, что «таджикский народ ознакомился с персидский алфавит ». В последнее время Партия исламского возрождения Таджикистана стремится к тому, чтобы национальный язык назывался «таджики-фарси», а не «таджикский». Предложение вызвало критику со стороны российских СМИ, поскольку законопроект направлен на исключение русского языка как средства межнационального общения. В 1989 году к его официальному названию в скобках было добавлено оригинальное название языка (фарси). Однако в 1994 году правительство Рахмона переименовало этот язык в «таджики». В октябре 2009 года в Таджикистане был принят закон, отменяющий русский язык как «язык межнационального общения».

Расцвет и перемены

Положительные перемены происходят при власти Саманидов. В этот период ведущую роль начинают играть два города — Самарканд и Бухара, ставшие величайшими экономическими, культурными и научными центрами.

Западноиранский таджикский диалект вытесняет прочие, занимая господствующее положение. Это позволяет сформировать литературный язык, развивая культуру, разнообразные науки, создавая произведения письменности.

В последующие века таджиков ожидало немало испытаний. Их земли становились частью разных государств, становившихся завоевателями и властителями на новых территориях. Из-за постоянной череды войн в этнос таджиков проникают тюркские и монгольские особенности, из-за чего начинается постепенный процесс тюркизации, что почти не коснулся горных племён.

Таджикские ремесленные обряды. Обет. Ритуал кормления хлебом во время посвящения

Исламские фундаменталисты притесняют христиан в Таджикистане

Кроме трех мировых религий, в Таджикистане присутствуют представители и других религиозных общин, например бахаистов и зороастрийцев. Они немногочисленны, так как их члены подвергаются преследованиям со стороны исламских фундаменталистов.

Например, зороастрийцев в республике осталась одна семья. Большинство из них проживает в столице Республики Таджикистан Душанбе.

Община Бахаи в Таджикистане во время всеобщей конференции в Душанбе. Обычно бахаи в Таджикистане скрывают свою веру, опасаясь преследований. Фото: reporting.cabar.asia

Так, например, бахаи появились в Таджикистане из Ирана и одно время имели достаточно серьёзное влияние в приграничных с этим государством областях.

После установления в стране советской власти и до 1992 года община бахаи находилась под юрисдикцией Регионального Духовного Собрания Содружества Независимых Государств.

Позже — под юрисдикцией Регионального Духовного Собрания Средней Азии до 1994 года. Тогда было создано Национальное Духовное Собрание Таджикистана, офис которого находится в Душанбе. В 1997 г. это Собрание получило официальное признание у правительства страны.

900
столько бахаи официально проживают в Таджикистане

В настоящее время в стране живет примерно 900 бахаи. Местные Духовные Собрания сформированы в 18 населенных пунктах Таджикистана.

Несмотря на угрозы со стороны исламистов община имеет возможность работать без особых препятствий, организует встречи и курсы и поддерживает связи с общественностью и властями Таджикистана.

При этом периодически совершаются покушения на религиозных лидеров бахаи. Связанно это, в том числе и с тем, что иранские власти, считая бахаи политической организацией, враждебной Ирану, преследуют их по всему миру.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. Власти Таджикистана жестко борятся с проявлениями религиозного экстремизма в стране, поэтому все религиозные общины в республике поставлены под жесткий контроль. Фото: today.tj

Власти страны борются с мракобесием и экстремизмом. Так многие исламисткие экстремистские организации в Таджикистане запрещены.

Кроме того, некоторые таджикистанские мусульманские священнослужители иногда практикуют магические обряды (например, с целью лечения бесплодия).

С этим явлением ведется борьба: в 2015 году за колдовство и чародейство в республике было установлено наказание до 7 лет лишения свободы.

Знаменитые таджики

  • Абу Абдаллах Рудаки (тадж. Абу Абдуллохи Рудаки) — основоположник таджико-персидской литературы (IX век)
  • Авиценна (Абу Али ибн Сина) (тадж. Абу Али ибни Сино) — учёный, литератор, медик, (X век)
  • Исмаил Самани (тадж. Исмоили Сомони) — основоположник первого независимого Таджикского государства (IX—X век)
  • Абулькасим Фирдоуси — автор Шахнаме (X век)
  • Ал Беруни (Ученый)
  • Саади (тадж. Саъдии Шерози)
  • Хафиз (тадж. Хофизи Шерози)
  • Омар Хаям (тадж. Умари Хайём)
  • Мирзо Турсунзода
  • Джаббар Расулов
  • Лоик Шерали
  • Нурулло Хувайдуллоев
  • Бедил
  • Абулкосим Лохути
  • Мирсаид Али Хамадони
  • Туйчи Эрджигитов
  • Джура Зокир
  • Камоли Худжанди
  • Абдурахман Джами
  • Ахмади Дониш
  • Бободжон Гафуров
  • Садриддин Айни
  • Шириншо Шотемур
  • Эмомали Рахмон — президент Таджикистана

Популярные новости

14:2619.05
«Северный ветер» получил добро. Более 1000 застрявших в аэропортах Душанбе и Худжанда пассажиров смогли улететь в Россию

09:4222.05
Что стало с делом о медвежатах, спасенных волонтерами? Яркий пример, как в Таджикистане относятся к животным

17:3018.05
«Влюбила в себя всю Европу». Как можно проголосовать за Манижу на «Евровидение-2021»

12:2422.05
7 возможностей для детей провести каникулы познавательно и весело

12:0322.05
Китайский аппарат «Чжужун» сошел с платформы на поверхность Марса

08:5821.05
«Не забывайте, что народ не прощает измен и предателей». Эмомали Рахмон встретился с молодежью страны

11:0218.05
Глава ВОЗ: Мир вступил в стадию вакцинного апартеида

Вероисповедание узбеков

Ислам в Узбекистане является основной религией в стране. При этом здесь распространены несколько течений. Мусульмане – сунниты по некоторым данным составляют более 90% населения. В Бухаре и Самарканде активно действуют общины шиитов. Суфизм также имеет сторонников среди местного населения. Исторические памятники различных направлений суфизма сохранились до наших дней и впечатляют великолепием. Например, мечеть Ходжи Ахрара, мавзолей Рухабад в Самарканде и прочие.

Мавзолей Рухабад

Почему узбеками принят ислам

До VIII века тюркские народы, населявшие территорию современного узбекского государства, придерживались зороастризма. Но с приходом арабских завоевателей в регионе силой насаждалась новая религия. И хотя местные жители поначалу пытались оказывать яростное сопротивление, вплоть до кровопролитных восстаний, правление различных мусульманских династий брало верх над взглядами народа.

Знаменитый узбек Тамерлан сам исповедовал мусульманство и активно выступал за принятие религии на завоеванных территориях. При правлении Тимура в Ташкенте, в Самарканде и других городах были построены одни из самых значительных культовых сооружений мусульман: мечети, мавзолеи, медресе и т.п.

Когда в 1994 году провели опрос, какую религию исповедуют узбеки, многие причислили себя к мусульманам. Так называемый светский ислам стал популярен с того времени. Его приверженцы формально называют себя мусульманами, но мало знакомы с историей, традициями и верованиями.

Исламское движение Узбекистана

На протяжении длительного периода в СССР насаждался атеизм, большинство религиозных течений находились под запретом и вели подпольную деятельность. После распада СССР и обретения политической независимости в Узбекистане, как и во всех республиках началось стремительное развитие религии. Признание обретали те направления, издавна господствовавшие в стране.

В начале 1990-х годов стали появляться многочисленные исламские группировки, становившиеся все более военизированными. В 1996 году было официально создано исламское движение Узбекистана, как оппозиция действующему правительству государства. Лидером стал Тахир Юлдашев, бывший участник войны в Афганистане.

Исламское движение Узбекистана считается движением исламистского характера. Т.е. в нем преобладает крайне радикальная трактовка учений ислама и стремление утвердить власть с помощью силы (джихада). По сути ИДУ – террористическая организация, представляющая серьезную угрозу безопасности не только в Узбекистане, но и в Средней Азии. Например, организация участвовала в гражданских конфликтах в Таджикистане, Киргизии, Афганистане. В 2002 году стала организатором теракта в Бишкеке, а в 2003 году – в городе Ош. В 2014 году лидеры ИДУ заявили о присоединении к Исламскому Государству.

Представители большинства мусульманских общин высказывали осуждение действиям ИДУ. Ведь они очерняют религию мусульман в глазах мирового сообщества. В Узбекистане деятельность исламского движения запрещена и преследуется законом.

Физические особенности

Антропологически таджики (в особенности горные) относятся к памиро-ферганской расе большой европеоидной расы. У равнинных таджиков отмечается примесь монголоидных элементов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, давал следующее описание таджиков:

В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, чёрные ресницы, густые тёмно-русые волосы, густая борода.

Таджика характеризуют тёмные волосы и глаза, и от среднего по смуглости до светлого цвета кожи. Светлые волосы и глаза встречаются у «горных таджиков» Бадахшана. Часть таджиков Центральной Азии с примесью этнических черт тюрков, тогда как в отдалённых горных областях таджики несколько лучше сохранили черты восточных иранцев дотюркского и домонгольского периодов. Небольшой группе таджиков Афганистана также присущи черты тюрко-монгольских этносов (вероятно, влияние хазарейцев и/или узбеков). Кроме того, несмотря на общие этнические корни, таджиков-суннитов часто отличают от других иранцев-шиитов по религиозному направлению. На этом фоне таджики в целом выглядят как эклектичный этнос с широким диапазоном фенотипов.

Тохары

Наследники Александра, к сожалению, не обладали его военным гением, а потому полноценно удержать его империю попросту не смогли. Генералы царя разорвали ее по частям. Отделено было и Греко-Бактрийское царство. Однако власть македонян была полностью убрана из государства после того, как сам народ страны восстал против завоевателей. Немалое влияние здесь оказало племя тохары, которые не только оказали огромное влияние на культуру таджикского народа, но и на его политическую жизнь. Со временем тохары настолько органично влились в обычный народ, что стали существенной частью начавшей процесс своего формирования таджикской народности. Новое государство поменяло имя — вместо Бактрии оно стало называться Тохаристаном. Произошло это уже в 4 веке нашей эры, так что процесс развития занял достаточно долгий срок.

Сегодняшний день

Несмотря на то, что Таджикская ССР признавалась одной из самых маленьких и неразвитых, сейчас республика считается вполне самостоятельным государством. К сожалению, территория страны отделена горами, что во многом препятствует международной торговле. Однако, несмотря на это, таджики имеют богатую историю, считая себя потомками персов, что в целом не противоречит истории, поскольку заселение территории страны началось именно с территории Древней Персии.

Таджики являются доминирующей нацией в стране, практически 85% всех жителей относятся к этой этнической группе. На самом деле страна, столь долго находившаяся под властью иных народов, даже сейчас находится на первых ступенях своего развития. Малая степень урбанизации, постоянные проблемы с водоснабжением и электричеством, постоянная миграция — все это существенно подрывает страну. Коренное население практически не может найти работу, что ведет к тому, что молодые и здоровые люди покидают свой край и едут на заработки, часто совершенно нелегально. Однако, если учитывать то, что Республика Таджикистан появилась на политической карте только в 1991 году, то она достигла весьма больших успехов при малом количестве ресурсов.

Города[править]

Душанбестолица и крупнейший город Таджикистана. Является городом республиканского значения, крупнейшим научно-культурным, политическим, экономическим и промышленным центром страны. По состоянию на 2015 год численность населения города составляла 793 000 человек, а с агломерацией вокруг него около 1 475 000 человек. Площадь города составляет 126,6 км². Первое письменное упоминание о Душанбе встречается в конце 1676 года. В 1826—1923 годах город назывался Душанбе-Курган, в 1924—1929 годах Дюшамбе, в 1929—1961 годах Сталинабад, а с ноября 1961 года Душанбе.

Худжанд — второй крупнейший город Таджикистана, расположенный на севере страны. Административный центр Согдийской области. По состоянию на 2015 год численность населения города составляла 172 700 человек, а с агломерацией вокруг него около 700 000 человек. Площадь города составляет более 50 км². Худжанд является одним из древнейших городов Центральной Азии.

Курган-Тюбе — третий крупнейший город Таджикистана, расположенный на юго-западе страны. Административный центр Хатлонской области. По состоянию на 2015 год численность населения города составляла 102 900 человек, а с агломерацией вокруг него около 120 000 человек. Площадь города составляет 26 км².

Куляб — четвёртый крупнейший город Таджикистана, расположенный на юге страны. Входит в состав Хатлонской области. По состоянию на 2015 год численность населения города составляла 101 200 человек, а с агломерацией вокруг него около 116 000 человек. Площадь города составляет около 20 км².

Истаравшан (бывший Ура-Тюбе) в Согдийской области — единственный город Таджикистана, где в центре сохранилась средневековая структура городской среды с узкими улицами, домами, выходящими на них глухими стенами и заборами, а также несколькими средневековыми памятниками, включая мечеть Кок-Гумбаз XV века.

Хорог — административный центр Горно-Бадахшанской автономной области и единственный её населённый пункт, похожий на город. Как город он не особенно интересен, но, если вы собираетесь в Горный Бадахшан, без Хорога вам не обойтись.

Литература

  1. Андреев М. С. По этнографии таджиков // Таджикистан. Таш., 1925;
  2. Бартольд В. В. Таджики. Исторический очерк // Соч., Т. 2, ч. 1, М., 1963;
  3. Богоутдинов А.М. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе, 1961.
  4. Гафуров Б. Г. История таджикского народа. М., 1952.
  5. Гафуров Б. Г. Таджики. М., 1972;
  6. История таджикского народа. Т. 1—3, М., 1963—65;
  7. Кисляков Н. А. К вопросу об этногенезе таджиков // Советская этнография. Т. 6—7, М., 1947;
  8. Литвинский Б. А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972;
  9. Мандельштам А. М. О некоторых вопросах сложения таджикской народности в среднеазиатском междуречье // в сборнике: Советская археология. Т. 20, М., 1954;
  10. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 1, М., 1962;
  11. Таджикская ССР. Душ., 1974.

Кухня.

Кухня богата и разнообразна, что обусловлено прохождением через территорию проживания таджиков, нескольких климатических поясов: континентального и внутриконтинентального субтропических, а также горного.
Настоящий рубин таджикской кулинарии, конечно же, плов. Горячий и рассыпчатый, он подаётся к столу на традиционном общем блюде

Его запивают зелёным чаем, поднося ко рту руками, или кусочком сухой лепёшки.
Сегодня, таджики — народ, имеющий своё независимое государство и язык, и что самое важное, ощущение исторической и культурной идентичности со всеми своими соплеменниками, вне зависимости от их места проживания

Древнейшая история

История религии в Таджикистане уходит в далекую древность, связанную с удивительным периодом завоеваний Александра Македонского, который принес в эти далекие от Европы земли греческую цивилизацию и, соответственно, греческую религию, которая причудливо соединилась с местными культами.

Древнейшие культы, существовавшие на территории нынешнего Таджикистана, были связаны с присвоением различных качеств природным явлениям, стихиям и небесным телам, таким как Луна, звезды, и в первую очередь — Солнце. Впоследствии эти примитивные верования в сильно переработанном виде послужили благоприятным субстратом для распространения в регионе зороастризма.

Христиане в Таджикистане — это религиозное меньшинство

Христиане в Таджикистане составляют религиозное меньшинство. Дело в том, что в этой стране любая миссионерская деятельность представителей не ислама запрещена. Среди таджикских христиан больше всего православных.

В основном это русские, проживающие в центральных районах страны. По состоянию на 2010 в Таджикистане насчитывается около 80 тыс. православных, что составляет около 1,2 % населения страны.

80 тыс
или 1,2% населения Таджикистана — православные христиане

Территория Таджикистана входит в состав канонической территории Русской православной церкви. Из-за этого обстоятельства большинство таджикских православных являются членами Душанбинской епархии Русской православной церкви с епархиальным управлением в Душанбе (кафедральный храм — Собор Николая Чудотворца (Душанбе)).

Святоникольсая Церковь в Душанбе Православная церковь в Душанбе Таджикистан. Большинство православных в Таджикистане являются прихожанами Душанбинской епархии

Протестантизм является вторым по числу верующих направлением христианства в стране. Социологи насчитывают в современном Таджикистане от 9 до 12 тыс. протестантов.

В это число входят пятидесятники (4,7 тыс., включая корейское движение «Сонмин Сунбогым»), пресвитериане из миссии «Сонмин Грейс» (1,5 тыс.), адвентисты, баптисты, лютеране и др.

Протестанты шире всего представлены в крупных городах страны: в Душанбе и Худжанде, а также на севере республики, в Согдийской области. Обычно протестантизм в стране исповедуют корейцы, русские, украинцы, немцы, армяне, осетины. Растёт количество новообращенных таджиков.

В Таджикистане в наши дни живет не более двухсот католиков.

В Таджикистане неоднократно отмечаются случаи дискриминации, преследования и террора против протестантов. Кроме того, преследованиям со стороны родственников и соседей подвергаются протестанты, обращённые из ислама.

Принятый в 2009 году закон о религии существенно усложнил процедуру регистрации религиозных общин; правительство отказывается регистрировать некоторые протестантские организации, как правило, посылаясь на административные причины.

Духовный центр церкви адвентистов седьмого дня в Душанбе. Последователи протестантизма указывают на случаи гонений протестантов в Таджикистане

Католицизм в Таджикистан принесли немцы в 1944 году, когда сюда была переселена большая часть советских немцев. Современная католическая община страны немногочисленна и не превышает 200 человек.

Таджикские католики объединены в три прихода (в Душанбе, Курган-Тюбе и Бустоне), которых окормляют 5 священников. Необходимо отметить также то обстоятельство, что в 1997 году в стране появилась община Свидетелей Иеговы. В настоящее время она находиться на нелегальном положении.

Советское время

Традиционной вуалью в Таджикистане, которую носили до современности, была фаранджи, но во время Худжума советские коммунисты предоставили женщинам гражданские права наравне с мужчинами и запретили ношение «деспотической одежды», такой как вуаль.

В течение семи десятилетий политического контроля советские политики не смогли искоренить исламскую традицию. Самая жестокая из советских антиисламских кампаний происходила с конца 1920-х до конца 1930-х годов в рамках общесоюзной кампании против религии в целом. В этот период многие мусульманские функционеры были убиты, а религиозное воспитание и соблюдение религиозных обрядов были резко ограничены. После нападения Германии на Советский Союз в 1941 году официальная политика в отношении ислама уменьшилась. Одним из последовавших изменений стало учреждение в 1943 году официально санкционированной исламской иерархии для Центральной Азии — Управления мусульман Центральной Азии . Вместе с тремя аналогичными организациями из других регионов Советского Союза с большим мусульманским населением эта администрация контролировалась Кремлем , что требовало лояльности со стороны религиозных деятелей. Хотя ее административный персонал и структура не соответствовали потребностям мусульманского населения региона, администрация сделала возможным легальное существование некоторых исламских институтов, а также деятельность религиозных деятелей, небольшое количество мечетей и религиозное обучение. в двух семинариях в Узбекистане .

В начале 1960-х годов правление Никиты Хрущева усилило антиисламскую пропаганду. Затем, в 1970-х и 1980-х годах, кремлевское руководство несколько раз призывало к возобновлению усилий по борьбе с религией, в том числе с исламом. Обычно такие кампании включали перевод мечетей в светское использование; попытки заново отождествить традиционные связанные с исламом обычаи с национализмом, а не с религией; и пропаганда, связывающая ислам с отсталостью, суевериями и фанатизмом. Официальная враждебность к исламу выросла в 1979 году с участием советских военных в соседнем Афганистане и растущей напористостью сторонников исламского возрождения в нескольких странах. С того времени и до начала постсоветской эпохи некоторые официальные лица в Москве и Таджикистане предупреждали об экстремистской исламской угрозе, часто на основе ограниченных или искаженных доказательств

Несмотря на все эти усилия, ислам оставался важной частью идентичности таджиков и других мусульманских народов Таджикистана до конца советской эпохи и в первые годы независимости.

Заключение

Как можно увидеть, таджикский народ ведет историю с древних времен, а потому невозможно полностью проследить его движения. Отвечая на вопрос о том, сколько в мире таджиков сейчас проживает — ученые минимальную цифру называют в 20 миллионов человек, причисляя к ним иранский народ, который разговаривает на различных диалектах, относящихся к персо-таджикским. Они не только населяют непосредственно Таджикистан, но и небольшую часть Афганистана. Они имеют самостоятельную культуру, кулинарные традиции и множество иных атрибутов. На данный момент в России проживает и работает около полумиллиона таджиков, которые находятся в стране нелегально, хотя постепенно эта цифра уменьшается.

Но, несмотря на сложившуюся в настоящее время политическую и миграционную ситуацию, невозможно не признавать, что этот народ обладает яркой самобытностью. Пусть долгие годы он находился в подчинении других государств, его постоянно перебрасывали от империи к империи, но население выжило, сохранило культурные памятники и по праву считается одной из самых древних народностей в мире, ведя свою историю еще с первобытных племен

Сейчас таджики являются многочисленной народностью, достаточно яркой, чтобы привлекать к себе внимание, но пока не развитой достаточно, чтобы занять весомое место в политике и межгосударственной торговле

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector