Илорский храм

Пицундский храм

Расположенный на территории заповедника «Великий Питиунт» в центре Пицунды собор Андрея Первозванного – ярчайший памятник христианства. Его возвели в 4 веке н. э. в честь святого апостола, проповедовавшего веру Христа в 1 столетии н. э. Он считается основателем Абхазской церкви наряду с Симоном Кананитом. Их мощи покоятся в соборной усыпальнице.

Современный вид Патриарший собор (другое его название) получил в 10 в. Великолепное сооружение поражает своей могучей архитектурой, напоминающей крепость. Толстые стены, сложенные из дикого камня и кирпича, впечатляют мощью. Внизу здания находится усыпальница, расписанная изумительными фресками.

В 1975 г. собор переоборудовали в концертный зал. Иконы, мозаику, кресты вывезли в музей Тбилиси. В помещении установили раритетный орган немецкого производства, с уникальным звучанием. Толпы людей приходят сюда, чтобы осмотреть собор, руины других древних строений и послушать органную музыку. Внутри святилища сохранились средневековые росписи, купол украшен фреской с ликом Христа.

Посетители поднимаются вверх, располагаясь на небольших балкончиках, с которых хорошо видна сцена с органом. Звучание настолько сильное, что от вибраций осыпается краска с фресок. Сейчас решается вопрос о переносе инструмента в другое место, чтобы сохранить ценные росписи.

Собор Влахернской иконы Божией Матери (Бедийский собор)

Собор был построен в 999 году абхазским царём Багратом III в честь Влахернской иконы Божьей Матери. В храме находится его усыпальница. В XIII веке Бедийский собор реставрировался, заново были сооружены фасад и купол. В плане собор по своей форме приближается к купольным. Стены сложены из тёсаного камня. В XVII веке церковные службы в храме прекратились, возобновлены в XIX веке.

Вопрос о возрождении Бедийского собора ставился в 1912 году епископом Сухумским Андреем (князем А. А. Ухтомским), организовавшим к нему массовое паломничество.

В 100 метрах к западу от Бедийского собора находятся развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа, где располагалась трапезная и зал для собраний. На недостроенном втором этаже находились жилые помещения бедийских епископов. С севера к дворцу примыкала колокольня, через первый этаж которой имелся проход на территорию собора.

Адрес:

Абхазия, Ткварчельский район, с. Агубедиа

Абаата

Популярный туристический объект расположен в Гагре, на территории приморского парка. Это древняя крепость Абаата (4-5 в), построенная абхазами как оборонительное сооружение. Неоднократно оно подвергалось значительным разрушениям и вновь восстанавливалось. Два века (14-15 в) крепостью владели генуэзцы, основавшие факторию Какара (Гагра).

В настоящее время памятник средневековья продолжает ветшать. Стена, обращённая к морю, практически полностью разрушена штормами. Территория сегодня используется бизнесменами для привлечения туристов. Здесь выстроены отель, магазины, ресторан.

Центром внимания туристов и местных жителей является хорошо сохранившаяся христианская церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Абаата). Она входит в число древнейших памятников страны и находится под патронажем неканонического православия. Здесь проходят все богослужения и обряды.

Внешне строение выглядит скромно и просто, его архитектура лишена всяких излишеств. На сложенном из известняковых плит западном фасаде вырезан Болнисский крест – символ грузинского стиля 5 века. Внутри нет богатых росписей и украшений, но это не умаляет достоинства аутентичного памятника.

Новоафонский монастырь

Этот монастырь является наиболее популярным объектом на картах туристических маршрутов. В 1875 году в Новый Афон прибыли русские монахи из греческого Свято-Пантелеймоновского монастыря и основали на склоне Афонской горы монастырь. С тех пор Новоафонский монастырь стал главным православным центром на Кавказе. Во время строительства монастырского комплекса были проделаны невероятные на первый взгляд работы. Место для монастыря тщательно подготавливалось, очищалось от зарослей и огромных валунов, выравнивалось и осушалось от некогда находившихся на месте стройки болот и топей. Помимо трудностей, связанных с большим объёмом работ, которые выполняли монахи, в регион пришло несчастье, русско-турецкая война. Она сильно тормозила строительство. Однако, как говорят, чем дольше путь к цели, тем дороже её достижение. На открытие Новоафонского монастыря в 1900 году собралось более двадцати тысяч паломников! Монахи этого монастыря активно участвовали в просветительских программах, способствовали развитию инфраструктуры региона и сельского хозяйства.

Вся деятельность обители была моментально прекращена после прихода на территорию страны советского режима. Все хозяйственные объекты монастыря оказались в чрезвычайно плачевном состоянии. Без крепких хозяйских рук сады пропали, пруды заилились. После Великой Отечественной войны в отстроенном доме игумена монастыря была обустроена дача для И.Сталина. Были периоды, когда строения монастыря выполняли функцию госпиталя.

Уже 20 лет в Новоафонском монастыре правят службы, в монастырь вернулись иноки. Первоначальная красота этого места была возрождена: огромный парк с прудами, водопадами и фруктовыми садами манят прохладой и ухоженностью, а в тихих залах обители, как и сто лет назад, висят старинные иконы и удивляют изысканностью фрески и роспись на стенах.

Обитель духа или бизнес?

В основе уже далеко зашедших разногласий между разными поколениями абхазских церковников оказалась борьба за владение наиболее доходным объектом епархии — Новоафонским монастырём. Ещё в апреле 2009 г. «молодые церковники» тайно обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с идеей о переходе Абхазской православной церкви в лоно Русской (формально Абхазская церковь находится под юрисдикцией Грузинской. — Ред.). Но эта идея лишь прикрывала просьбу о подчинении Ново­афонского монастыря Русской православной церкви — в обход абхазской епархии. Обращение подписали отцы Дорофей, Андрей, Давид, иереи Долмат Гопия, Матфей Тужба и Никита Адлейба. Иереи Гопия, Адлейба и Тужба позже написали покаянное письмо: они были введены в заблуждение, а отцу Андрею и отцу Дорофею вся затея была нужна лишь для получения архиерейского сана. Уже тогда речь шла, по сути, и о действиях на грани простой уголовщины: предлагалось лишить абхазскую епархию имущества, которое находится в её безвозмездном и бессрочном пользовании.

Не получив желаемого в Москве, отцы Дорофей, Давид и Андрей продолжили интригу. Перестав пускать в монастырь служителей абхазской епархии, в мае 2011 г. они провели сход, названный «Церковно-народным собранием». На нём была провозглашена «Священная митрополия Абхазии» (СМА). Свои действия, забыв о недавнем обращении в Москву, инициаторы объяснили нежеланием абхазской епархии… бороться за автокефалию — независимость. Кстати, к этому времени раскольники уже наладили контакты с Константинопольской и Элладской православными церквями. Начав переговоры с Константинопольским патриархом Варфоломеем, они распространяли слухи о его поддержке независимости для Абхазской церкви. Константинопольский патриархат на словах по-прежнему признаёт Абхазскую церковь канонической частью Грузинской. Но Варфоломей, не исключено, повёл двойную игру, а то и с самого начала вдохновлял абхазских раскольников. Те в свою очередь развили бурную деятельность.

Цандрипшский храм

Уникальный памятник древности (5-6 в) – одно из первых святилищ находится в пос. Цандрипш. В византийскую эпоху это селение было столицей Санигии, государства, позже присоединённого к Абхазии. Сооружение, спрятанное в густых зарослях, вызывает огромный интерес специалистов и любителей старины. Сложная архитектура базилики с множеством арок, боковыми нефами, апсидой не позволяет точно определить стиль и найти его аналог.

Густые заросли пальм, кипарисов, кустарников окружают седые руины. Несмотря на многочисленные разрушения, могучие стены с арками производят неизгладимое впечатление. Здесь хорошо сохранилась апсида, ниша алтаря, южная стена и придел. От полукруглого свода остались лишь фрагменты. Перед центральным входом видны остатки некогда мощных колонн.

Хорошо выглядит центральный элемент 3-частной апсиды. По фрагментам северного придела можно восстановить его полный вид. Остатки внутренних стен позволяют представить великолепие интерьеров. Сегодня алтарь для сохранности отделён деревянной перегородкой. Изредка здесь проводятся службы. Величественные останки раритетного сооружения просто кричат о восстановлении.

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь

Всемирно известная достопримечательность, религиозный комплекс и объект паломничества – мужской монастырь расположился на горе Афон. Он создан греческими иноками в 1875 г. и назван в честь апостола Симона Кананита. Его как проповедника христианства убили в 1 в. н. э. римские легионеры. Место, где обитал Симон в маленькой пещере, почитается святым.

Полностью строительство монастыря завершилось в начале 20 века. За эти годы был создан целый комплекс религиозных построек с обустроенной территорией. Появились вымощенные мостовые, пристань, парковые аллеи, оформлены подходы и подъезды к объекту.

Всего здесь выстроено 6 храмов, среди которых главенствует Пантелеймоновский собор. Это истинная архитектурная жемчужина среди других святилищ. Возведённый в 1900 г. в честь святого Пантелеймона он выполнен в неовизантийском стиле. Гордо высятся его 5 куполов, самый высокий из них (40 м) центральный.

К собору ведёт Тропа грешников, пройдя которую, освобождаешься от грехов. Внутреннее оформление необыкновенно красиво: фрески, иконы – настоящие произведения искусства. По периметру 4-угольника расположены другие 5 храмов: Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иеронима, преподобных отцов Афонских и Божьей Матери Избавительницы.

Необъяснимое

Каждому, кто с трепетом относится к вере и произведениям архитектурного искусства, наверняка понравятся Абхазия, Илорский храм. Отец Сергий, служащий здесь священник, прославился тем, что ему приписывают способность изгнать из человека беса. Это одна из многих причин, из-за которой люди так часто и массово приезжают сюда.

Порой люди, потерявшие всякую веру в исцеление родного человека, направляются именно в Илорский храм. Отец Сергий зачастую бывает единственным, на кого они могут возложить надежду, и он оправдывает ее. Бывали случаи, когда удавалось излечить душевные недуги самой тяжкой степени. Также это место любят навещать паломники, селящиеся неподалеку от церкви, в сельских домах. Они берут на себя всевозможные храмные работы.

Особенности

Внутренние правила храма довольно строги. Например, здесь запрещается делать фото и снимать видео. Женщины могут заходить только с покрытой головой и в юбке. Для мужчин не допускаются шорты и кепки.

Раньше здесь хранили искусно исполненные литургические сосуды, непрестольную золотую чашу, которую царь Баграт III пожертвовал церкви. Множество интересных и необычных вещей рассказывают про Илорский храм. Мироточащие иконы – одно из таких отличительных чудес, являющееся даром Левана Дадиани. Теперь их не очень часто выставляют на всеобщее обозрение. Считается, что лики святых таким образом плачут. Когда видишь подобное, впечатление создается поистине сильное.

Команский монастырь и грот Симона Кананита

В получасе езды от Сухума по дороге в Апру, в селе Коман, находится монастырь святителя Иоанна Златоуста, или Команский монастырь. Популярность его не так велика, как у Новоафонского монастыря, однако и его в течение года его посещают около 50 тысяч туристов и паломников. Монастырь был построен на руинах средневековой церкви в 1986 году. Название получил в честь святителя Иоанна Златоуста, похороненного на территории церкви (в 438 году его останки были перевезены в Константинополь). Как и предыдущий монастырь, обитель в селе Коман – действующая (принадлежит Абхазской Православной церкви). Рядом с монастырем, на горе Гумбиху, находится храм Святого мученика Василиска и могила этого святого, встретившего смерть в 308 году.

Грот Симона Кананита находится в Новом Афоне, на склоне горы в окрестностях реки Псырцхи. В этой тесной пещере, с узким входом под сводом, прожил свои последние дни один из двенадцати апостолов Христа – Симон Кананит (это на его свадьбе Иисус превратил воду в вино). Прибыв на Кавказ после долгих странствий, Симон начал проповедовать христианскую веру и крестил местных жителей. Когда об этом узнали римляне, они казнили проповедника. Грот, в котором он жил, и построенный на месте могилы проповедника храм, – одни из самых почитаемых религиозных мест Абхазии.

Изгнание бесов — история ритуала экзорцизма

Изгнание бесов, либо экзорцизм — немаловажная часть богословской науки. Любопытно, что и в наше время можно отучиться в католическом институте и получить диплом экзорциста. Ритуал изгнания бесов из человека очень старый, он отсылает интересующегося этой неувязкой к истокам появления христианства.

Первым экзорцистом, как обозначено в Библии — главном источнике инфы на данную тему, был сам Иисус Христос
. Самое известное библейское сказание посреди тех, которые касаются темы ритуала изгнания бесов. говорит о том, как Иисус Христос изгнал бесов из некоторого человека и вселил их в тела свиней. Одержимые свиньи кинулись в пропасть, что в очередной раз подчеркивает опасность одержимости.

Вначале даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос.
Потом его получили апостолы — после того, как на их сошел Святой Дух. Считается, что последователями апостолов являются священнослужители, которые получили таковой же дар. Но во все времена людей, которые были способны прогнать беса, было очень не много.

Отчитки от бесов были популярны в средневековье. Не считая этого, понятно несколько реальных случаев экзорцизма в прошедшем веке, большая часть которых имеют катастрофический конец — погибель священника либо одержимого. На Руси первым письменным источником стали датированные 14 веком наставления об изгнании бес, создателем которых стал Киевский митрополит Петр Могила. С течением веков востребованность экзорцистов не уменьшилась, а неувязка вселения нечистой силы в людей все еще существует.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Признанный шедевр архитектуры, воплотивший в себе христианскую религию. Единственный в стране сохранил свой аутентичный вид. Уникальное сооружение 10 века находится в пос. Лыхны, на поляне Лыхнашты. Прошедшее тысячелетие практически не отразилось на церкви, но во избежание повреждений религиозный памятник сейчас защитили от дождя навесом.

Он ценен как образец северокавказской церкви, которые строили абхазские архитекторы по указу епископов. В эпоху насаждения в стране язычества оставался православным, находясь под защитой князей Шервашидзе. Один из сыновей князя похоронен в церкви. После 10 лет забвения (1820-30 гг.), когда российская армия вошла в село, церковь опять стала функционировать.

Интересна архитектура церковного строения. По виду это крестово-купольный собор, но в отличие от других сооружений подобного типа, у него маленький диаметр купола, узкие нефт и трансепт. Так же необычны 2 пристройки, с запада и с юга, некий синтез притвора и портика. Сегодня этот объект активно посещается туристами и жителями республики.

Нельзя не изумляться тысячелетними стенами, выстоявшими 1000 лет. Они выложены из обтёсанного известняка и кирпича. Богатая роспись (14 в) покрывающая внутренние стены, поражает воображение. Выразителен облик Богоматери с младенцем на руках в окружении 2-х ангелов (в центре аспиды). Талантливо изображены ангелы и святители, Иисус Христос, Авраам, Иоанн Предтеча и т. д.

Храмовый комплекс и богослужение

Храмовый комплекс и богослужение в ста метрах к западу от Бедийского собора находятся руины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа. Здесь располагалась трапезная и зал для собраний, а на втором этаже были жилые помещения бедийских епископов. Дворец был построен в XVI веке. С севера ко дворцу примыкала колокольня, появившаяся здесь примерно в XIII-XIV веках. До наших дней она, к сожалению, не сохранилась.

Архитектурная деталь внутреннего убранства храма, Бедиа
Наала Авидзба

Архитектурная деталь внутреннего убранства храма, Бедиа
ВААК / Наала Авидзба

Богослужения в Бедийском соборе проводились до начала XVII века. Но после вторжения османов и установления их власти на территории Абхазии храм был заброшен.

Известно, что в конце XVIII века Бедийский собор реставрировали, тогда же заново были сооружены фасад и купол.


Архитектурная деталь фасада храма, Бедиа
Наала Авидзба

Архитектурная деталь фасада храма, Бедиа
Наала Авидзба

Архитектурная деталь фасада храма, Бедиа
Наала Авидзба

Архитектурная деталь фасада храма, Бедиа
Наала Авидзба

О том, что представлял из себя храм до реставрации, можно узнать, взглянув на фото из брошюры Ольги Ермолаевой 1912 года. На фото видно, что купол храма подвергся большому разрушению, зарос зеленью и деревьями, пробившимися из отверстий.

«Такою, вся в развалинах, как изображает фотография, стояла Бедия, всего несколько времени тому назад – и уже не такова теперь», — писала о храме Ермолаева, автор популярных статей на религиозные темы.

После реставрации в начале XIX века, спустя два столетия, службы в храме возобновились.

Бедийский храм, начало XX века
azur.ru

Бедийский храм, начало XX века
azur.ru

Второй раз Бедийский храм закрылся в 1924 году — по приказу советской власти. Из-за труднодоступности здание собора не стали превращать в помещение хозяйственного назначения. Новая власть объявила древний собор историческим памятником и поместила его под охрану государства.

Бедийский храм, начало XX века. Из книги «О Бедийском Храме» Ольги Ермолаевой, 1913 год
apsnyteka.org

Бедийский храм, начало XX века
azur.ru

Первая служба во вновь открывшемся – уже в третьем тысячелетии – Бедийском соборе, прошла в 2010 году, в поддержку воинов Абхазии.

Сегодня в храме ведутся реставрационные работы, но проходят они крайне медленно.

Действующие храмы Абхазской Епархии

Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Настоятель собора – священник Виссарион Аплиаа. Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г.Сухум, ул.Абазинская 75. Тел..

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра.

Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра

Храм-часовня Пицундских Святых в п.Пицунда.

Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п.Пицунда. Тел..

Храм Покрова Богородицы в г.Гудаута.

Настоятель – иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г.Гудаута, ул.Харазия 26.

Храм Успения Богородицы в с.Лыхны.

Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с.Лыхны. Тел..

Храм Покрова Богородицы в г.Новый Афон.

Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г.Новый Афон. Тел..

Храм Святого Апостола Симона Кананита в г.Новый Афон.

Служащий священник – иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Преображения Господня в с.Яштуха.

Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с.Яштуха.

Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены в с.Акапа.

Настоятель – иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с.Акапа. Тел..

Храм Пророка Илии в п.Агудзера.

Адрес: Гульрипшский район, п.Агудзера. Тел..

Драндский Успенский собор.

Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда. Тел..

Храм Архангела Гавриила в п.Дранда.

Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда.

Моквский Успенский собор.

Священнослужитель – иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел..

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Елыр.

Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с.Елыр.

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Чубурхинджи.

Служащий священник – иерей Никита Адлейба. Адрес: Галльский район, с.Чубурхинджи.

Благовещенский собор

Архитектурное украшение центра Сухума – Благовещенский собор привлекает внимание изяществом линий и красотой. Его сияющий купол с крестом хорошо виден со стороны моря

Он был возведён в 1909 г. греческими монахами в честь св. Николая. Позже стал именоваться Благовещенским, приобретя статус Кафедрального собора Сухумо-Абхазской епархии.

Здесь пребывают сегодня абхазские митрополиты, рукополагаются клирики. Построенное в неовизантийском стиле здание белого цвета выглядит великолепно после реконструкции 2010 г. Установлен новый купол, изготовленный по самым современным технологиям.

Ячейки купола сделаны из нержавеющей стали, покрытой нитротитановым слоем, имитирующим позолоту. Внутри хранятся уникальные православные святыни. Прихожане поклоняются иконописным образам святых, среди которых Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст и др.

Есть здесь истинный раритет – икона Пантелеймона с мощами святого целителя. До 1990 г. в соборе хранился прах Иоанна Златоуста, перенесённый позже в Каманский храм. Особо почитают прихожане иконописные лики святого Симона Кананита, Иверской Богородицы. В знак памяти о Николае Чудотворце в приделе его имени проходят службы. При соборе функционирует воскресная школа.

Достопримечательности западной Абхазии

В него входят Гагрский и Гудаутский районы. В этом регионе находятся самые популярные места, куда приезжают туристы во время отдыха в Абхазии.

Каньон реки Хашупсе

Каньон реки Хашупсе

  • Вход: свободный. Однако в некоторых местах местные предприятия требуют оплаты при входе в каньон.
  • Координаты: 43.41921, 40.17612.
  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.37933, 40.07091.

Цандрипшский храм

Живописные белые скалы у села Цандрипш

  • Вход: свободный.
  • Кординаты: 43.366178, 40.103946

Дача Сталина (Холодная речка) Абхазия

  • Первоначальный взнос: 250 руб.
  • Координаты: 43.36289, 40.11594.

Бзыбский храм-крепость (Абхазия)

  • Входная плата: бесплатно.
  • Координаты: 43.24081, 40.39596.

Крепость Хасан-Абаа

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.30245, 40.4056.

Водопад Джирхва

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.30539, 40.42398.

Водопад Девичьи слезы (Абхазия)

  • Вход: свободный.
  • Подробнее о водопаде Девичьи слёзы >>
  • Вход: взрослые 350 руб., Дети 8-12 лет 100 руб., Бесплатно.
  • Координаты: 43.3416, 40.41317 (вход).

Дача Сталина и Горбачева (Мюссера)

фото: Дача Сталина и Горбачева (Мюссера)

  • Стоимость входа: 250 руб.
  • Координаты: 43.15427, 40.45745 (дача Сталина), 43.15427, 40.45745 (дача Горбачева).

Руины храма-крепости Амбара

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.14352, 40.48959.

Отхарские дольмены

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.22405,40.59719

Дольмены села Хуап

  • Вход в частную собственность: бесплатный.
  • Координаты: 43.21893, 40.53172.

Храм Айлага-абыку (руины)

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.10384, 40.56339.

Село Лыхны

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.13977, 40.61801.

Грязелечебница в Приморском

Грязелечебница в Приморском

Примечание: серный термальный источник + лечебная грязь в селе Приморское.

  • Стоимость входа: 150 руб. Парковка: 50 руб.
  • Координаты: 43.10015, 40.75093.

Привратный «страж»

Уже упомянутая выше Ольга Ермолаева отмечала, что Бедиа – это «не только храм». Перед храмом раскинулась живописная зеленая поляна, на которой возвышалось когда-то одно из тех грандиозных вековых деревьев, которые в Абхазии почитаются как священные. Как писала Ермолаева, деревья точно стояли «на страже того дома, который из поколения в поколение хранит их неприкосновенность».

Исследовательница описывала липу с западной стороны храма. Ее ствол, по одной из версий, имел такую необыкновенно большую окружность, что в дупле дерева в течение долгого времени находили приют шесть священников, прибывших когда-то в Бедию с намерением основаться возле развалин храма.

В начале XIX века то дерево погибло. Однако сегодня у подхода к храму стоит его «потомок», новый «страж» Бедийского храма.

Общий вид на липу и храм, Бедиа
Наала Авидзба

Старая липа прогибается под собственным весом, Бедиа
Наала Авидзба

Современные история и состояние[ | ]

5 марта 2004 года иерей Виссарион Аплиа участвовал во встречах с представителями Грузинской Православной Церкви, в том числе с её предстоятелем Илией II.

5 сентября 2008 года временно управляющий епархией священник Виссарион Аплиаа заявил, что Абхазская церковь желает быть самоуправляемой в составе Русской православной церкви Московского Патриархата. Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицировали действия абхазского священства в целом как неправомочные.

15 сентября 2009 года на внеочередном Епархиальном собрании всего духовенства Абхазии были приняты следующие решения:

  • Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия.
  • Объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской православной церкви.
  • Внести соответствующие изменения в Устав Епархии.
  • Подготовить соответствующие обращения ко всем православным поместным церквям, наипаче же к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священному синоду Русской православной церкви — с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской православной церкви, прекратившей своё существование в 1795 году.
  • 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату православной церкви в Абхазии.

После этого обращения протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата сообщил, что «Решения об изменении статуса Православной церкви в том или ином регионе никогда не принимаются в одностороннем порядке, так же как и вопрос об изменении канонических церковных границ. Это вопрос для диалога между поместными церквами. Между Русской и Грузинской Церковью такой дружественный и братский диалог ведется, и мы надеемся общими усилиями достигнуть решения вопроса

». Католикос-Патриарх всея Грузии Илия ІІ заявил, что «Данное заявление мы не должны воспринимать всерьез, так как ни у кого нет права объявлять независимость от родной Церкви ».

24 октября 2009 года председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев) объявил о том, что в Абхазии нет раскола:

Председатель ОВЦС убежден, что если ситуация в Абхазии будет «пущена на самотек», то её жители останутся беззащитными перед религиозной экспансией чуждых вер и воинствующим секуляризмом.

Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви

». Первое послание было адресовано блаженнейшему Илии II, предстоятелю Грузинской Православной Церкви, второе, святейшему Кириллу, патриарху Московскому и всея Руси.

21 декабря 2010 года решением Священного Синода Грузинской православной церкви управление епархией было передано Католикосу-Патриарху всея Грузии Илие II. Это решение, согласно заявлению Синода, было принято «на основе исторических документов и с учетом сегодняшней обстановки». Патриарх Илия II выразил желание посетить епархию в ближайшее время.

В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова).

Назначение нового настоятеля вызвало волну возмущений среди части абхазского клира и паствы.

Несмотря на заверения митрополита Илариона, данные католикосу Илие II о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.

Прихожане Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема Виноградова «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».

15 мая состоялось «Церковно-народное собрание» в монастыре Нового Афона.

10 июля 2012 года ушедшие в раскол священники на заседании Совета «Священной Митрополии Абхазии» объявили о разрыве евхаристического общения с клириками Сухумо-Пицундской епархии.

Свято-Успенский собор (Дранда)

Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.

Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.

В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.

Адрес:

Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.

Телефон:

+7 940 772-69-42

Проезд:

Личным автотранспортом из Сухума в сторону Грузии по посёлка Дранда. На Центральной площади повернуть налево (висит указатель), далее около 800 метров и справа будет виден Драндский собор.

На рейсовом автобусе до Ткуарчала, Очамчыры, Гала до остановки «Дранда» (лучше заранее скажите водителю, куда Вы направляетесь), далее 800 метров в гору (есть указатель). 3. С экскурсией, которую можно заказать в любом курортном населенном пункте Абхазии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector