Храм рождества христова в вифлееме. чудеса храма рождества христова в вифлееме

история

Религиозные счета

В Ветхом Завете Вифлеем впервые упоминается в рассказе о смерти Рахили. По дороге из Вефиля на юг она умерла, родив второго сына Вениамина и «похоронили на пути к Ефрафу, который есть Вифлеем» (Бытие 35,19). Спустя столетия овдовевшая Руфь вернулась из Моава со своей тещей Наоми в свой родной город Вифлеем. Она собиралась на поле, принадлежавшем Воазу, когда он встретил ее. Затем он женился на ней, и она родила сына Оведа, «отца Иессея, отца Давида» (Руфь 4,17). Позднее он снова появляется как место рождения Иисуса Христа в евангелиях Нового Завета: «Иисус, из рода Давида, родился в Вифлееме, к которому его родители путешествовали из своего дома в Назарете для переписи в царствование Императора Август «(Луки 2,1-7).

Около 200 г. н.э. грот Рождества стал местом паломничества, а в 325 г. н.э. император Константин построил церковь над гротом (где с 100 г. н. Э. Был построен римский храм, построенный императором Адрианом). План этой первой церкви был реконструирован Р. В. Гамильтоном на основе современных описаний и раскопок в 1934 году. Окна колоннады (под нынешним двором церкви) привели к пятиэтажной базилике с мозаичными тротуарами и мраморной облицовкой стены, из которых три шага в восточном конце привели в восьмиугольник на более высоком уровне. Это стояло прямо над гротом, в который паломники могли смотреть вниз через отверстие в полу.

Через несколько десятилетий после строительства церкви, в 386 году нашей эры, святой Иероним, уроженец Далмации, пришел в Вифлеем; поселились в пещере, примыкающей к Гроту Рождества; и составил свой латинский перевод Библии, Вульгаты. После этого хозяева паломников отправились в Вифлеем со многих земель, и Джером записал, что «люди воспевали хвалу Богу на разных языках». Церковь Константина была разрушена в 529 г. н.э. мятежными самаритянами. Святой Сабас, живший в соседнем монастыре, отправился в Константинополь и попросил поддержки Императора Юстиниана для строительства новой церкви. Архитектор императора сохранил первоначальный план пятиходового нефа, но заменил восьмиугольник святилищем трилистника и опустил атриум.

Чудесно, эта церковь сохранилась до наших дней. Персы, продвигаясь в 614 году н.э. против Византии, пощадили его, потому что они взяли цифры трех царей с Востока, одетых в восточную одежду, в облегчение перед входом в соотечественников. Во времена крестоносцев, захвативших Вифлеем перед Иерусалимом, византийский император Мануэль восстановил церковь (1161-69). Раньше, на Рождество 1100 года, Болдуин, я был коронован здесь как первый царь Иерусалима. В XIII веке Мамелуки также оставили церковь невредимой, но впоследствии она все больше впала в негодность.

В 1479 году крыша должна была быть укреплена, и с 1516 года турки использовали мрамор, обращенный в своих зданиях на платформе храма в Иерусалиме. Однако в 1670 году Греческая Православная Церковь, с разрешения властей Османской империи, начала работу по восстановлению церкви.

В течение 18-го и 19-го веков между греческими православными, католиками и армянскими верующими часто возникали ожесточенные, а иногда и насильственные конфликты, которые еще больше усугублялись вмешательством защищающих держав, России и Франции. Возвышенный порт стремился урегулировать эти конфликты посредством закона о правах собственности, первоначально введенного в 1757 году и возобновленного в 1852 году, — закона, который пережил Османскую империю и остается в силе по сей день.

Карта Вифлеема — Достопримечательности

Число мучеников-младенцев

В предании указано, что младенцев было 14 000, а вот в Евангелии этого числа нет. Имеет ли это какое-нибудь значение? Понятное дело, в таком небольшом городе, как Вифлеем, и его округе вряд ли нашлось бы такое количество младенцев от двух лет и младше.

Отсюда становится понятно, что число 14 — символичное и говорит о массовости совершенного убийства. Вообще, число 14 очень часто встречается в библейской традиции: у Рахиль было 14 детей, в родословной Иисуса Христа встречается 14 родов от Давида до переселения в Вавилон и 14 после переселения из Вавилона до Христа и далее.

Память об избиении в Вифлееме младенцев христиане стали совершать уже во втором веке. Вот тогда, вероятнее всего, и было обозначено это число. Но с другой стороны, 14 — это дважды по 7. А эта цифра выражает идею святости и законченности.

Поэтому можно предположить, что число 14 000 скорее весьма условное, метафоричное. Оно указывает на двойную исключительность случившегося кровопролития, непередаваемые размеры страдания.

В день почитания избиенных младенцев — 11 января — православные молятся о предотвращении абортов. Женщины, которые этот грех когда-либо совершили, приносят покаяние. В этот день служба происходит под чтение молебна, акафиста, канона и молитвы Вифлеемским младенцам.

История храма

Очень сильно первый храм пострадал во времена самаритянского восстания. Восстановлен он был примерно в 550 веке императором Юлианом. В ходе реконструкции он был значительно расширен. Помимо этого, в нем был устроен так называемый Святой вертеп – спуск в саму пещеру.

В 1717 году то место, где родился Иисус, было отмечено 14-лучевой звездой, ставшей символом Вифлеемской. Сверху нанесли надпись: «Здесь Дева Мария родила Христа». Над ней в наши дни каждый день совершается божественная литургия. Специально для этого здесь собран мраморный престол. Рядом с ним расположен спуск в ясли, в которые Мария положила Спасителя после рождения.

Храм Рождества Христова (Вифлеем), фото которого вы можете видеть на странице – древнейшее строение с очень интересной историей. Согласно этой легенде, во время вторжения персов (в 12 веке) в стране уцелела только эта небольшая церковь. Завоеватели не стали уничтожать ее из-за того, что на ее стенах были нарисованы волхвы. Они приняли их за жрецов зороастрийского бога солнца. Это случайное спасение храма считается одним из чудес христианства. На настоящий момент базилика над пещерой Спасителя является старейшей в Палестине церковью.

7 Монастырь Мар Саба

Монастырь Мар Саба

Этот исторический древнегреческий православный монастырь — великолепное зрелище, сжатое между почти вертикальными скальными стенами Ущелье Кидрон, Святой Сабас (родился в 439 г. н.э.) был уроженцем Каппадокии. В 457 г. н.э. он вошел в Иерусалимский монастырь, но остался в 437 г. н.э., чтобы искать уединения в долине Кидрон. Монастырь Мар Саба был основан им в 492 г. н.э. на склонах ущелья напротив пещеры, где он жил.

Сабас получил отличную репутацию не только в Палестине, но и в столице империи Константинополе (современный Стамбул). В возрасте 90 лет он отправился в этот город и убедил императора Юстиниана восстановить Церковь Рождества Христова в Вифлееме. После его смерти в 532 г. н.э., в возрасте 93 лет, его могила стала местом паломничества. В VIII веке монастырь нашел новую славу, став домом для Джона Дамаска, считавшегося величайшим богослоем того времени.

Только мужчины могут войти в настоящий монастырь, но женщины могут подняться на холм справа от монастыря до башни, в которой раньше были размещены гостиницы. Отсюда открывается прекрасный вид на купола монастырского комплекса. Посетители мужского пола, которые входят в монастырь, могут увидеть гробницу святого Саваха в купольной крестообразной церкви, в которой также есть богатые иконы и настенные росписи. Они также могут видеть ужасные черепа монахов, убитых персами в 614 году нашей эры.

Местонахождение: 18 км от Вифлеема

1 Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Рождества Вифлеема является вершиной обзорного списка города и считается родиной Иисуса Христа. Церковь постоянно сидела здесь, так как Византийский Император Константин построил часовню на этом месте в 4 веке нашей эры. Это было заменено базиликой 6-го века по заказу императора Юстиниана, которая была вновь построена крестоносцами в 12 веке. центральный дверной проем показывает эту параллельную работу многих столетий, с оригинальной дверью и украшенным рельефом архитравием церкви Юстиниана все еще на месте. Крестоносцы уменьшили размер входа, вставив дверной проем с заостренной аркой и стеной в верхней части оригинальной. Позднее дверной проем был дополнительно уменьшен, чтобы не допустить, чтобы мамлюки вернулись в церковь верхом. Сейчас он всего лишь 1,2 метра, так что посетители должны сгибаться при входе.

Внутри интерьер по существу сохранил спокойные монументальные атрибуты 6-го века. В северном трансепте находятся армяне Алтарь Девы и Трех Королей; в южном трансепте Алтарь Обрезания, который принадлежит грекам. С южного трансепта тонко изрезанный дверной проем дает доступ к лестнице, ведущей к Грот Рождества; фактическое место, где, как говорят, родился Иисус, отмечено серебряной звездой. Для христианских паломников этот крошечный грот является местом глубокого религиозного значения и главной достопримечательностью визита здесь.

Священник церкви неф переносится на четыре ряда из одиннадцати монолитных колонн с коринфскими капителями. Два отверстия в полу позволяют посетителям видеть мозаика на полу церкви императора Константина 325 г. н.э., что на 60 сантиметров ниже нынешнего уровня. Картины периода крестоносцев сохранились на колоннах и на стенах клише. На южной стороне изображены предки Христа, а на колоннах изображены фигуры святых и шлем Болдуина I (первый король Иерусалима в эпоху крестоносцев).

Адрес: Manger Square, Вифлеем

Вифлеем — Церковь Рождества Христова

Грех аборта

Икона Вифлеемских младенцев является неким литургическим символом и знамением движения в защиту нерожденных детей. Православная церковь считает, что аборт не просто какое-то безнравственное действие. Это убийство, которое считается сознательным, а значит, смертельный грех, требующий длительного покаяния, даже если он совершен по незнанию. Человеческое существо было убито до его крещения, а за некрещеных молиться нельзя, и поэтому нерожденные младенцы лишены церковного поминовения и отпевания.

Аборт не может не отразиться на семейном благополучии, на физическом и психическом здоровье супругов, потому что существует духовный закон жизни построения семьи, которая не может быть построена на крови невинно убиенных малышей.

Перед иконой мучеников младенцев Вифлеемских замаливают грехи убийства детей. День памяти из малого престольного праздника стал днем покаяния матерей, совершивших когда-либо страшный грех против своих детей. В этот день проводятся акции в защиту нерожденных детей.

9 Иродион

Иродион

Яркая достопримечательность Херодиум-Хилла (как вулкан с его вершиной, выровненной) получила характерную форму, когда Ирод построил здесь укрепленный дворец. Ирод вырезал вершину и выкопал ее, создав круговое плато, окруженное двойным кольцом массивных стен и башен. Раскопки здесь выявили сад, выложенный в перистильном дворе, жилых квартирах, банях и синагоге.

С вершины холма — прекрасные панорамы, простирающиеся на восток до Мертвого моря и к северу до Масличной горы. Двойное кольцо укреплений все еще можно легко увидеть, а круглая область в стенах разделена на две равные половины: восточная сторона, заполненный колоннами сад и западная сторона, занятая жилыми зданиями. У подножия холма находятся раскопанные останки нижнего города, построенного Иродом для размещения придворных и слуг, площадь которых составляет 15 гектаров.

Расположение: в 11 км к юго-востоку от Вифлеема

Звезда Рождества

В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.

Чудотворная икона Богородицы

Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.

Евангельские события

Согласно Ветхому Завету, родился Христос в 5508 году от сотворения мира. Когда Мария носила Спасителя в своем чреве, они вместе с мужем Иосифом отправились из Назарета, в котором проживали, в город Вифлеем, расположенный неподалеку от Иерусалима. Сделали они это потому, что тогдашний римский император приказал провести перепись населения. Поэтому каждый гражданин страны должен был прибыть в тот город, где был рожден. Муж Марии же был из Вифлеема.

Прибыв в город, Богородица и Иосиф не нашли места в гостинице. Поэтому они были вынуждены остановиться в пещере на окраине, там, где пастухи укрывали от непогоды овец. Здесь и появился на свет Иисус Христос. Именно сюда пришли поклониться будущему спасителю сначала пастухи, а затем волхвы.

[править] Общие сведения

Город находится от 8 км до 500 м к югу от Иерусалима, и является столицей одноимённой провинции Палестинской автономии.

Название обозначает «дом хлеба». Город упоминается в Библии и под другими названиями: Эфрат, Эфрата, Бет-Лехем Иехуда. Название Эфрат, אפדת‎, или Эфрата, אפדתה‎ — означающее, собственно, «плодородная нива», относилось первоначально не к Вифлеему, а ко всей области, к которой он принадлежал. Это подтверждается библейским выражением: «Эфрати из Бет-Лехема иудейского». Возможно, что название Эфрат (-та) дано было Бет-Лехему в связи с преданием, что линия Калеба, на долю которого город достался при разделении ханаанских земель, имела своей родоначальницей некую Эфрат, или Эфрату; более вероятно, что это название Бет-Лехем получил за плодородие окрестностей, которое, действительно, делало его житницей Эрец-Исраэль.

В древняя время это был небольшой город: недаром пророк Михи считает его младшим среди других городов Иудеи. Правда Евангелие и отчасти Иосиф Флавий называют его просто «городом Давида», πόλις Δαυίδ; но Иоанн называет его также κώμη, то есть деревней.

Население составляет 25 266 жителей (по данным на 2007 году). Ныне в городе живут палестинцы, исповедующие ислам (80−85%) и христианство (15−20%).

История основания

За полторы тысячи лет существования храм Рождества Христова пережил множество событий. Но, несмотря ни на что, он практически не прерывал своей работы.


Церковь Рождества Христова в Вифлееме

Святая Елена — мать первого византийского императора Константина — много времени посвятила поискам реликвий, связанных с библейскими событиями. В 30-е годы IX века она приехала в Вифлеем и уговорила местного раввина показать ей место, где появился младенец Иисус. На указанном месте построили небольшую церковь. Первоначально постройка не предназначалась для проведения богослужений. Она защищала святое место и давала возможность всем христианам увидеть его увидеть. Но уже через несколько лет в церкви проводились службы.

Интересно: историки отмечают, что первое здание Рождественского храма было похоже на церковь Гроба Господня в Иерусалиме.

Появление современного здания

В начале VI века первоначальное здание сгорело в ходе восстания самаритян. В 531 году на месте сгоревшей постройки по приказу императора Юстиниана возвели новый храм. Это здание в практически неизменном виде существует по сегодняшний день.

В начале VII века Вифлеем был практически полностью уничтожен во время персидского нашествия. Базилику Рождества Христова завоеватели не разрушили, так как их поразила фреска, изображённая на фасаде здания. На ней были изображены персидские волхвы, пришедшие с дарами к святому младенцу. Базилику в XI веке сохранили и даже использовали её южную часть в качестве мечети исламские завоеватели.

Храм в раннем Средневековье

В период христианского Иерусалимского государства в базилике службу проводил епископ Вифлеема и Аскалона. В это время к церкви со всех сторон примыкали монастыри. Этот комплекс был обнесен мощными оборонительными сооружениями.

В начале XVII века Палестину завоевал египетский султан Салах-ад-Дин. Он выгнал из храма Рождества Господня католических священников. Через некоторое время храм был передан Сирийской православной церкви. При этом в нём разрешили проводить службы двум католическим священникам.


Интерьер церкви Рождества Христова, Вифлеем

На протяжении XIII века Вифлеем захватывали разные правители, исламского происхождения. Но храм устоял, и в нем продолжали возносить молитвы господу.

Интересно: в начале XII века произошло второе чудо церкви Рождества Господня. В неё ворвались арабские захватчики, желая разместить в ней конюшню. В ответ на усердную молитву прихожан из одной колонны вылетели осы и жалили арабов до тех пор, пока они не покинули храм. Сегодня на колонне, из которой вы летали осы, имеются углубления в виде креста.

Османский период

Турки-османы не только не разрушили базилику, но и разрешили представителям христианских церквей совершать в ней богослужения. Ремонтные работы в разное время проводились на средства правителей Англии, Греции и Российской империи. Российские императоры пожертвовали древней церкви паникадила, расположенные у главного алтаря, колокола для звонницы и почитаемую чудотворную икону Вифлеемской Божьей Матери.

Церковь Вифлеемской Божьей Матери на карте Барселоны

Наши советы по Барселоне:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Барселоны. и Парк Гуэль минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Барселоне с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Барселону.
  • Barcelona City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Барселоне и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • Отели Барселоны: наш выбор и рекомендации.
  • Bus Turistic – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Барселоны быстро, с ветерком и комфортом.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.

13.50€

35€

24€

7.90€

ПОСМОТРЕТЬ

История базилики

Византийский период

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 320-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:

Вид на греческий православный алтарь базилики

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелии, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм не пострадал во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилось устное предание, зафиксированное на Иерусалимском церковном соборе 836 года:

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала, так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

М. Н. Воробьев. «Пещера Рождества Христова в Вифлееме». 1835. Холст, масло. Национальный музей в Варшаве.

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам он был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Святыни и достопримечательности

Пещера Рождества

Главной святыней храма Рождества Господня в Вифлееме является Пещера Рождества. Вход в нее находится в православной части храма. Две ведущие в неё лестницы принадлежат православным и католикам. Пещера освещается лампадами, принадлежащими греческой, католической и армянской церквям.


Предполагаемое место рождения Иисуса Христа, храм Рождества Христова

Место рождения Спасителя отмечено серебряной звездой с семнадцатью лучами. Современная звезда была помещена в нишу в XIX веке. Она заменила украденную реликвию.

Напротив ниши со звездой находятся ясли, в которые Богородица положила своего сына после рождения. Их внутренняя поверхность вымощена белым мрамором. Внутри яслей лежит изображение младенца Христа, сделанное из воска.

Интересно: исследователи не могут точно определить, в правильном ли месте, был построен храм. В священных текстах содержатся сведения о других местах, в которых могло произойти великое событие. Но, несмотря на это, миллионы паломников и туристов стремятся оказаться в святом месте.

Икона Вифлеемской Божьей Матери

В Вифлеемском храме находится одна из самых почитаемых православных святынь — икона Вифлеемской Божьей Матери. Она была пожертвована церкви правящей российской династией.

Уникальность этого образа заключается в оригинальной иконографии, на которой Богородица изображена с улыбкой на устах. Икона расположена справа от входа в пещеру Рождества.


Чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери в храме Рождества ХристоваИнтересно: кроме храма, расположенного на месте рождения Христа, туристы, посетившие Вифлеем, могут увидеть церковь на Поле Пастушков, Подземелье Младенцев, Молочный грот.

Как добраться

Храм Рождества Господня, расположенный на западном береге реки Иордан в городе Вифлееме, на площади Яслей. Туристы могут попасть в храм с 10 до 18 часов. Престольный праздник отмечается 7 января.

В Вифлеем паломники и туристы, как правило, попадают с израильской территории. Сделать это можно двумя способами:

  1. Из Иерусалима выезжают по Хевронскому шоссе через КПП 300. Далее следуют прямо до развилки, на которой поворачивают налево.
  2. От Дамасских ворот Иерусалима в Вифлеем следует автобус 124, принадлежащий арабскому автопарку.

Следует знать: перед поездкой необходимо проверить наличие заграничного паспорта, так как граждане Израиля на территории автономии нежелательные гости.

Где остановиться

В городе расположено более 40 отелей, различного класса. Среди них можно выделить:

  • отели (Парадайз, Шеперд хаус);
  • хостелы (Свит дримс, Хаус оф Пис);
  • Дом паломника, открытый Русской православной церковью.

Позаботиться о жилье следует перед поездкой. Забронировать место в гостинице можно на специальных сайтах. По поводу жилья в Доме паломника необходимо связаться с Паломнической службой Русской Духовной Миссии.

Внутреннее убранство

Колонны и мозаики вдоль южной стены базилики

Мозаика на северной стене базилики

Напольная мозаика византийской эпохи в центральном нефе со словом греч. ΪΧΘΥΣ в центре.

Одной из наиболее выразительных и запоминающихся особенностей базилики являются её знаменитые колонны. Большинство из колонн в верхней своей части сохранили древние росписи. Более того, галерея святых, представленная в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Датированные надписи, сохранившиеся на двух колоннах (1130 и 1169 гг.) показывают, что они создавались в эпоху крестоносцев. Живопись по стилю чисто византийская, большинство имен написаны как по-гречески, так и по-латыни. Порядок изображений не обнаруживает какого-либо богословского замысла.

В мраморном полу храма в нескольких местах видны деревянные крышки люков, прикрывающие фрагменты древнейшего мозаичного пола, сохранившиеся от первоначальной базилики времён Константина и Елены. В одном из них, слева от ступенек, ведущих к алтарю, на цветной мозаике с типичным свастическим орнаментом и другими геометрическими фигурами в маленьком квадрате посередине видна греческая надпись: греч. ΪΧΘΥΣ. Это греческое слово, означающее в переводе «рыба», использовалось в раннехристианской символике как аббревиатура: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Система росписей боковых стен включала пять рядов, симметрично отражающих друг друга. В нижнем ряду изображалось родословие Христа: согласно Евангелию от Матфея на южной стене и согласно Луке — на северной. Над лентой орнамента вдоль южной стены располагались композиции семи Вселенских Соборов — с надписями о догматическом достоинстве каждого из них. Симметрично на северной стене были изображены шесть Поместных Соборов. Затем вновь шла лента орнаментов и над ней, в проёмах между окнами, — Ангелы, следующие в торжественной процессии лицом к алтарю и славословящие Рождество Христово. Полностью сохранилось лишь изображение Второго (Константинопольского) Вселенского Собора. Каждый из Соборов представлен символически сонмом святых отцов-епископов. Каждый из шести Поместных Соборов был представлен символически изображением церкви и городских башен с названием города над ними. В силуэт каждой церкви вписано соответствующее соборное постановление. Каждая из шести мозаик с Поместными Соборами совпадает по размерам с расстоянием между колоннами и отделена от другой декоративным панно тех же размеров. Мозаики в северном и южном трансепте сохранились ещё более фрагментарно. В северном трансепте можно видеть «Уверение апостола Фомы» и «Вознесение Господне», в южном — «Вход Господень в Иерусалим». В алтаре сохранились лишь небольшие фрагменты мозаик — геометрический орнамент на северной стороне и две надписи (на латинском и греческом языках) — на южной.

Внешние видеофайлы
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector