Храм христа спасителя в москве

Возвращение храма на Волхонке

После празднования 1000-летия Крещения Руси идея инициативной группы, ратующей за воссоздание собора, нашла отклик у государственных структур. Созданный фонд приступил к сбору средств и пожертвований. Гранитный закладной камень появился на Волхонке в конце 1990 года, а строительные работы стартовали весной 1994 года. Реализацию проекта начали архитекторы М. Посохин и А. Денисов, а закончил работы Зураб Церетели.

Идеи Церетели за время строительства не раз подвергались критике. Изменения, внесенные им в проект храма, вызвали множество споров и нареканий, так как детали внешнего оформления не соответствовали оригиналу XIX в. В результате, новый собор воссоздан как «условная внешняя копия» разрушенного в 1931 г. храма.

Святыни и иконы храма Христа Спасителя

Храм очень значим для православных христиан и является объектом паломничества.

Его внутреннее убранство, изобилующее сусальным золотом, мрамором, порфиром и лабрадором, гармонирует с величием экстерьера. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, представлена военная история русского могущества: на мраморных досках сохранены для потомков значительные сражения, в которых принимала участие наша армия, имена полководцев, офицеров и простых солдат, воевавших во славу Родины.

По высоте внутренние помещения храма достигают 79 метров, а удивительный иконостас, расположенный на одной оси с главным входом, представляет собой восьмигранную часовню из белого мрамора. Ее вершину венчает золотой шатер.

Время от времени в храме Христа Спасителя выставляются православные реликвии из различных святых мест (Пояс Пресвятой, Богородицы, крест апостола Андрея, Дары волхвов, мощи святителя Николая).

Мария Пенина

Постоянно в храме находятся:

Мощи святителя Филарета Московского. Святой, прославившийся благодаря деятельности пастыря и богословским трудам, запомнился современникам христианским благородством. Его речи и помыслы были искренними, а отношение к миру — смиренным. Митрополит Филарет, стоявший во главе Русской Православной церкви в течение 46 лет, был одним из наиболее образованных иерархов. Благодаря ему Ветхий и Новый завет были переведены на русский язык, а при Московской епархии появилось несколько новых женских монастырей. Святитель милостив и щедр и сейчас, после смерти. У его чудотворных мощей, помещенных в Храм Христа Спасителя в 2004 году, просят помощи и получают ее.

Частица ризы Иисуса Христа. Ключарь Храма Христа Спасителя уверен, что небольшой фрагмент хитона, полученного одним из воинов — свидетелей распятия Сына Божьего, является главной святыней обители. Он хранится в особом аналое, расположенном отдельно от других реликвий. 23 июля, во время Праздника положения Ризы Господней, сокровище, обнаруженное среди экспонатов Ярославского музея-заповедника в 2002 году и переданное Храму Христа Спасителя в 2007 году, выносят к прихожанам.

Частица ризы Богородицы. Хитон Девы Марии, завещанный ею перед Успением ее прислужницам-вдовицам, долгое время хранился на Святой земле. В V веке реликвия была хитростью похищена и перевезена в Константинополь, где не раз творила чудеса. Фрагмент, ставший одной из наиболее значимых святынь Храма Христа Спасителя, был подарен РПЦ Кремлевским музеем в 2008 году. Для ризы также создан отдельный аналой, дающий верующим возможность помолиться и попросить о помощи.

Гвоздь Христа-Спасителя. Подлинный кусок железа, пригвоздивший Иисуса к кресту, попал в Россию в XVII веке. Наряду с другими святынями, он долго хранился в Кремлевском музее и лишь недавно стал достоянием церкви. Его длина составляет 14,5 см, а вес — чуть больше 80 граммов.

Также в храме хранятся чудотворные иконы, многие другие святыни и лики, творящие чудеса. Среди них пять старинных икон, изображающих Святителей Московских, образ защитницы от бедствий, злых людей и катастроф — Смоленской Божьей Матери, чтимый лик Николая-Чудотворца и древний Спас Нерукотворный. В Храме периодически «гостят» и святыни Афона.

Владимир Олейник

Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов

Храм Христа Спасителя.

Вопросы

Ответы

1. Название храма?

Храм Христа Спасителя.

2.Где находится?

Москва.

3.Каков тип здания?

Стиль: русско-византийский.

4.В каком веке и году построен?

Основание: 1812 г.(по проекту Александра Витберга), строительство приостановлено в 1825 г.

1839 — закладка нового собора (К. Тон). Здание строилось 44 года, до 1881 года, освещено в 1883 году.

5 декабря 1931 г.- здание разрушено ( на его месте -бассейн «Москва»)

 1994-1997 – восстановление храма.

5.При каком правителе?

Александр I (1801-1825).

Николай I (1825-1855).

Александр II ( 1855-1881)

6.В честь какого события построен храм?

В честь победы в Отечественной войне 1812 года.

7.Кто строил храм?

Архитектор: Константин Тон.

8.Внутреннее убранство?

Высота иконостаса храма составляет вместе с шатром 26,6 метра. Помещение храма отделано семью видами мрамора: темно-зеленым с серебристым блеском, темно-красным, итальянским голубым, желтым, черным и красным. Много бронзовых деталей: оконные рамы, перила, водостоки, люстры, канделябры, двери и кресты.

9.Каковы особенности постройки храма?

Храм по форме представляет собой наложенный на крест квадрат. Центральная башня окружена 4 небольшими выступами. На них установлены 14 колоколов общим весом более 64 тонн. Внизу можно увидеть 20 заостренных к верху арок — 3 на фасадах здания и 2 на углах в выступах.

Его высота 105 м., а вместимость — 10 000 человек.

10.Судьба храма сегодня.

Храм Христа Спасителя сегодня — это Кафедральный собор, главный храм России. Здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси, заседают Архиерейские соборы и другие церковные форумы.

Интересные факты.

  • Место постройки храма менялось. Первоначально храм планировали возводить на Воробьевых горах, заложили фундамент, но архитектор был обвинен в завышении сметных расходов и сослан в Вятку. Новое место было выбрано недалеко от Кремля.
  • На стенах храма начертаны имена офицеров, павших в войне и в Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов.
  • Во время революции с января 1918 года большевики прекратили финансирование церквей..
  • Здание храма было разрушено 5 декабря 1931 года в результате сталинской реконструкции Москвы. Площадку планировалось отдать под строительство Дворца Советов, в итоге на этом месте был создан бассейн «Москва.
  • Храм заново отстроили в 1994—1997 годах
  • Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и другими. Закончил строительство храма Зураб Церетели, решивший выполнить наружную отделку стен в бронзе. Храм был достроен, но это уже не тот храм, что стоял здесь сто лет назад, несмотря на внешнее сходство.

ФАСАДЫ ХРАМА.

  • Главным фасадом христианского храма всегда считался западный. Скульптуры наверху в медальонах изображали святых, благословляющих входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились изображения покровителей императоров. На арке нарисованы ангелы.
  • На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву, разместились изображения, посвящённые Отечественной войне 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада изображаются события и персонажи из Ветхого Завета.
  • Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём обращён к Кремлю. В центре восточного фасада, наверху в медальоне помещается образ Владимирской Божьей Матери.
  • На северном фасаде находились рельефы с изображением национальных святых — распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Архитектура и интерьеры


Любой видевший постройку человек скажет, что она самобытна. Это естественно: архитекторы не просто рисовали эскизы, а потом готовили чертежи. В своих проектах они воплощали идеи, которые виделись им в победе над Наполеоном. Победе, которую одержало не только русское оружие, но и весь народ.

Первоначальный храм


Создатель первоначального проекта, Витберг, был масоном. Но идеи братьев-каменщиков не исказили создаваемый им образ. Витберг считал, что храм должен быть триединым и состоять из трех связанных и дополняющих друг друга частей:

  1. Подземной, имеющей форму гроба. Эта часть посвящена Рождеству Христову. Здесь должны были совершаться постоянные заупокойные службы по погибшим героям.
  2. Наземной. Эта часть посвящена Преображению Господню и имела крестообразную форму. Здесь символично отражено смешение света и тьмы в душе человека. Предполагалось, что в этой части будет много статуй.
  3. Верхней, посвященной Рождеству Христову. Она должна была быть круглой.

Храм должен был стоять фасадом к Москве-реке. Проект Тона тоже предполагал подобное расположение. Но масштабы были совсем другие. В те времена самой высокой постройкой была колокольня Ивана Великого. Современники отмечали, что она вся целиком могла войти внутрь строящегося собора.

Тону удалось органично вписать храм в ансамбль Кремля и московских церквей. Это стало возможным из-за удачного места постройки. Здание находилось в отдалении от Кремля, в то же время гармонично с ним сочеталось.

Характерными чертами храма того периода являются:

  • закомары, имеющие форму киля
  • главки в форме луковок
  • крытая галерея, идущая по всему периметру

Эти элементы были заимствованы у храмов, построенных русскими зодчими в 15-16 веках. В проекте Тон отошел от классики, отдал предпочтение народным традициям. Архитектору удалось удачно совместить элементы древнерусского зодчества и Византии. Автор тем самым показал преемственность форм и одновременно новые веяния моды.

Современный храм


Современное здание воздвигнуто на мощном стилобате. Сооружение этой части потребовалось для того, чтобы восстановить холм, на котором располагался первоначальный собор. Естественное возвышение было уничтожено после взрыва в 30-е годы.

Собственно, собор – комплекс из нескольких зданий, которые связаны архитектурным решением:

  • Преображенской церкви
  • шатровой часовни иконы Божьей Матери
  • самого храма

Церковь Преображения Господня расположена в стилобатной части. Здесь же находятся служебные помещения, музей, трапезные, залы Советов и Соборов. Над стилобатом возведен кафедральный собор. Часовня – отдельно стоящее здание. Здание имеет 4 крыльца. Чтобы подняться на них, придется преодолеть 15 ступеней. Крылечки облицованы темно-красным гранитом. Для освещения на верхних площадках смонтированы светильники.

Внутреннее помещение отлично освещается дневным светом. Для этого предусмотрены 60 окон. Фасад украшен арками-кокошниками. Их поддерживают 36 колонн. Архитектурная подсветка здания заслуживает отдельного описания. Мощные фонари посылают на фасад лучи мягкого, приближенного к дневному, света. Купола освещают лампы, установленные на мачтах длиной 30 м каждая.

Разрушение храма

После Русской революции 1917 года, которая включала в себя религиозные гонения, закрытие и снос храмов, в период прихода Сталина к власти, было приказано снести храм Христа Спасителя с помощью взрывчатки. Это событие произошло в 1931 году и остались наглядные свидетельства этого взрыва:

На этом же месте Сталиным был спроектирован во славу СССР  Дворец Советов, роскошное мега-здание, должно было стать самым высоким зданием в мире высотой 415 метров. Статуя Ленина высотой 100 метров должна была быть установлена на вершине этой сталинской высотки.

Позже, между 40-ми и 50-ми годами, в Москве были построены “Семь сестер”, семь больших небоскребов, которые были частью сталинской архитектуры.

После разрушения собора в 1931 году потребовалось почти полтора года, чтобы разобрать остатки после взрыва. Только в 1937 году начались работы по строительству Дворца Советов, прерванные немецким вторжением в 1941 году во время Второй мировой войны.

Колоссальное здание так и не увидело свет, в основном из-за нехватки средств. Часть мрамора собора впоследствии была использована для ближайших станций Московского метрополитена.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Храм Христа Спасителя в царской России

История храма Христа Спасителя начинается 25 декабря 1812 года, когда из России были изгнаны последние солдаты 600-тысячной армии Наполеона. Император Александр I приказал построить величественный собор, посвященный Христу Спасителю, чтобы возблагодарить Бога и почтить победоносный русский народ и его веру в Господа и Отечество.

Царь Александр I организовал конкурс на разработку проекта собора, в котором приняли участие самые выдающиеся архитекторы эпохи. В их число входили: Джакомо Кваренги, Константин Тон и Василий Стасов. В конце концов, царь выбрал неоклассический дизайн Карла Витберга. Довольно необычный выбор, надо сказать, поскольку Витберг был художником, а не архитектором, и масоном, а не православным верующим. Первый камень заложили на Воробьевых горах в октябре 1817 года, но неустойчивая почва и подземные потоки сделали Воробьевы горы неподходящим местом для такого монументального проекта.

После восшествия на престол консервативного и православного царя Николая I в 1825 году замысел Витберга отвергли. Сам он был предан суду за растрату денежных средств и сослан в Сибирь. Константина Тона назначили главным архитектором, так как его русско-византийский проект собора больше соответствовал пожеланиям Николая. Краеугольный камень для нового собора был заложен 10 сентября 1839 года на берегу Москвы-реки.

Через 70 лет с момента основания и после прохождения через руки 4 царей Храм Христа Спасителя, наконец, достроили. Он стал даже выше Кремлевской колокольни Ивана Великого, которая до этого момента была самым высоким зданием в Москве. Храм Христа Спасителя освятили на Вознесение Господне 26 мая 1883 года, что совпало с коронацией Александра III. С этого времени в соборе регулярно проводились богослужения и отмечались такие важные события, как коронации, юбилеи и церковные праздники.

Смотровая площадка


Видовая площадка расположена на высоте 40 м. Это отличный способ рассмотреть Москву с неожиданной точки. Вход сюда платный, и подниматься придется пешком. (Иногда туристам удается подняться на служебном лифте. Как повезет.) Зато потраченные усилия окажутся с лихвой вознаграждены изумительной панорамой.

На площадках лестницы расположены автоматы. В них продаются монеты с изображением собора. Покупка сувениров скрасит скучный подъем. Площадка опоясывает здание по периметру. Территория закрыта от осадков и яркого солнца. Передвигаясь по площадке, можно рассматривать столицу с разных ракурсов. Везде стоят камеры наблюдения, перила достаточно высоки, имеются дополнительные ограждения. Поэтому рассматривать город совершенно не страшно.

На видовой площадке разрешается проводить фото и видео съемку. В некоторых местах для удобства наблюдений установлены бинокуляры. Для того, чтобы воспользоваться ими, придется заплатить. Время, проведенное на смотровой площадке, ограничено. Оно составляет полчаса.

Важно помнить: поскольку проход на площадку идет через храм, придется соблюдать определенный дресс-код

Колокола

  


Конечно, лучше было бы возвратить в храм прежние колокола. Но из всех, находящихся в звоннице, сохранился один. И находится он в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных остались лишь неясные изображения и примерные описания в краеведческой литературе. Поэтому на создание колоколов объявили конкурс. В нем приняли участие литейные производства России и зарубежья.

Условия определили довольно строгие. Надо было в короткий срок представить комиссии изготовленные колокола. Масса должна быть от 8 кг до 3,5 т. Количество экземпляров – 10 и более

И что важно: работать предстояло со своим материалом и на свои средства. 13 предприятий представили свои варианты

Но в финал вышли только 2 компании: ЗИЛ и ЛИТЭКС.

К сожалению, комиссия не смогла сделать однозначный вывод. Поэтому конкурс продлили, и к работе привлекли историков и акустиков. Только во второй раз комиссия в расширенном составе смогла определить победителя. Им оказался ЗИЛ. Пробный колокол занял почетное место в музее. Для того, чтобы выполнить заказ, опытный образец протестировали и устранили погрешность в звучании.

За 10 месяцев на ЗИЛе изготовили:

  • Большой колокол (его масса около 30 т)
  • Праздничный
  • Полиелейный (массой чуть больше 9 т)

Будничный (массой 5 т)

Такой срок выполнения сложного заказа – рекорд. Подрядчики из Италии заявили, что для изготовления колоколов потребуется минимум 3 года.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в Москве является самым главным собором в Москве, даже по сравнению с собором Василия Блаженного, с его уникальной и причудливой историей, которая восходит к девятнадцатому веку. Кроме того, это самый высокий православный храм в мире.

Храм расположен в центре Москвы рядом с Кремлем и Москвой-рекой. Это место обязательно нужно посетить, если вы находитесь в Москве, как снаружи, так и внутри. Его стиль – это так называемая Неорусская и Византийская архитектура.

Многие более поздние церкви были построены под влиянием архитектуры этого Собора, как своего рода главного храма среди храмов.

Архитектура

Лицевая сторона храма делитс четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних и ведет к трем выходным дверям храма: южной, северной и западной. Всего настенных столбов (колонн) 36. Они поддерживают карниз храма, на котором помещены 20 полуциркулярных заостренных арок (кокошников): по три арки на передних сторонах выступов и по две — на углах здания. Все здание увенчано пятью шлемовидными главами, из которых средн значительно крупнее других. Это придает всему зданию единство и красоту. Круглая стена средней главы лежит на 8-гранном основании. Прочие главы находятся на выходящих между выступами углах и имеют форму восьмиугольных башен. Стиль куполов соответствует общему характеру здания: они вверху сужаются, подобно главам всех русских церквей. Четыре колоссальных столба внутри храма поддерживают здание. От расположения этих столбов и выступов образуются две стены — внутренняя и наружная, а между ними коридор, идущий, по обычаю древних христианских церквей, вокруг всего храма. Верхнюю часть этого коридора составляют украшенные живописью хоры с двум устроенными в них придельными храмами: во им Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского. Главный алтарь посвящен Рождеству Христову, иконостас его выполнен в виде беломраморной часовни с бронзовым позолоченным навершием. Все здание освещается 60 окнами: из них 16 устроено в главном куполе, 36 — над хорами и 8 — в коридоре.

Скажем теперь несколько слов о куполах и крыше Храма. Колоссальный свод большого купола представляет своим устройством одно из замечательнейших явлений в области архитектуры. Купола изготовлены из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, на который ионным напылением нанесен тонкий слой золота. Для лучшей защиты от атмосферных влияний купола покрыты тончайшим слоем алмазной пыли (технические алмазы).

Внизу, с каждой из четырех сторон, сделано крыльцо с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. Эти крыльца, состоящие из 15 ступеней во всю длину выступов, с большими площадками, приводят нас к входным дверям. Всех наружных дверей в Храме 12, по три на каждой лицевой стороне четырех выступов. Они отлиты из бронзы, причем средняя больше крайних. В арках и нишах больших и в арках малых дверей помещены изображения Святых с надписями. Общее значение и смысл этих фигур часто тот же, что и настенных изображений.

Святыни

Паломники из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья приезжают в храм, чтобы поклониться святыням, хранящимся в нем:

  • частицы риз Спасителя; и Богоматери
  • глава Иоанна Златоуста

Для доступа верующих представлены частицы мощей:

  • Андрея Первозванного
  • Марии Египетской
  • князей Александра Невского и Михаила Тверского
  • святителей Петра и Ионы

Веряне имеют возможность увидеть чудотворные иконы:

  • Владимирской Божией Матери
  • Смоленской-Устюженской Божией Матери
  • список с образа «Мадонна ди Сан Лука» (оригинал в г.Болонья)

Кроме того, на всеобщее обозрение выставлены:

  • икона новомучеников и исповедников, признанных в 2000 г.
  • икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
  • 6 картин кисти В. П. Верещагина, посвященные земной жизни Иисуса Христа

В главном алтаре размещен трон Патриарха Московского, святителя Тихона. Одной из главных святынь храма являются мощи митрополита Московского, святителя Филарета. Периодически в Собор привозят известные в православном мире реликвии, которые становятся доступными для поклонения в течение нескольких дней.

Скульптуры

 

Собор ориентирован по сторонам горизонта. Каждый фасад оформлен особенными скульптурами:

Западный фасад легко узнать по фигуре Иисуса Христа, благословляющего народ. Горельеф расположен в большой центральной арке. По бокам от центральной расположены 4 малых арки. В них скульптор поместил изображения Александра Невского, Николая Святителя, Святой Елизаветы, Николая Новгородского.

Внизу над средними воротами изображены 4 ангела. Их крылья раскрыты, в руках – полотнище, на котором написано: Господь с нами. Над малыми воротами изображены фигуры 4 ангелов. Это посвящение павшим воинам 1812 года.

В оконных арках расположены архангелы Иегудиил, Варахиил, Гавриил, Уриил. Иегудиил держит венок, остальные – цветы. По углам символическая композиция – венчание Соломона на царство и Давид, передающий Соломону чертежи. Это иносказательное изображение обещания Александра 1, исполненное преемником.

Восточный фасад смотрит на Кремль. Здесь изображены заступников России и тех, кто за нее молился. В центральной арке скульптура иконы Владимирской Божьей Матери. По бокам, в малых арках, образы Святой царицы Александры, Великомученицы Екатерины, Марии Магдалины, Анны Пророчицы.

В арке больших ворот скульптуры Святителя Пермского Стефана, Преподобный Сергий Радонежский, Митрополиты Московские Иона и Филипп. В оконных арках – Иосиф Волоколамский, Никон Радонежский, Михаил и Феодор Черниговские. По углам композиции Воскресение Христово и Рождество Христово.

Северный фасад смотрит на Пречистенку. Здесь расположены скульптурные группы просветителей, святых, в дни которых были сражения во время похода русских войск за границу. В центре изображен образ Иверской Божьей Матери. По краям – скульптуры Лавра, Григория, Хрисанфа, Сергия. Внизу 4 евангелиста и Апостолы Петр и Павел. По углам скульптура Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву, и Дионисий, благословляющий Минина и Пожарского.

Южный фасад смотрит на Москву-реку. Здесь изображены святые, в дни которых проходили сражения 1812 года. В центре изображен образ Смоленской Божьей Матери. По бокам – Иоанн Креститель, апостол Фома, Роман Рязанский, Иона Новгородский.

В нижней части – явление Архистратига Михаила Иисусу Навину. Над малыми вратами изображены Деворра, Варак, Моисей и Мириам. По углам изображены композиции: возвращение Давида после победы над Голиафом и Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector