Храм христа спасителя: история строительства

Внутри храма Христа Спасителя

Московский Храм Христа Спасителя внутри разделен столпами, подпирающими свод, на 3 части:

  1. Коридор помещен между главами (куполами) и сводами арок. Данный участок собора украшен в честь победы русского народа в сражениях Отечественной Войны 1812 г. На центральной опоре описан императорский Манифест, объявляющий о вторжении наполеоновских войск и призывающий русских воинов сплотиться против иноземных захватчиков. По всему пространству коридора находятся: описание русско-французских сражений; перечисление участников войны с перечислением фамилий, инициалов погибших русских офицеров; численность павших солдат; подробная характеристика Заграничных походов императора Александра I. Завершает коридор Манифест императора о возведении собора как знак благодарности Богу за победу над французами, и с целью увековечить подвиг павших русских солдат.
  2. Верхний храм – центральная часть комплекса. Основной участок собора украшен сюжетами из Библии. Над входной частью в помещение (воротами) помещен образ Иисуса Христа, благословляющего посетителей церкви. В центре храма расположена алтарная перегородка (иконостас), представляющая собой сплошную восьмигранную часть из белого мрамора, увенчанную пирамидой из 4-х частей, в каждой из которых размещены образы, олицетворяющие Господа, Спасителя, учеников Христа. С центральной стороны находится полотно, используемое для главных ворот иконостаса, заалтарные картины, повествующие о появлении Христа, его земном пути. Северное крыло посвящено подвигам князя А. Невского. Картины в этой части собора повествуют о жизни и деятельности русских князей и воевод, победах великого святого. Южный престол освящен в знак памяти о Николае Чудотворце. Роспись на стенах рассказывает о жизни Русской земли до принятия Христианского учения.
  3. В нижнем участке комплекса, простирающемся между коридором и местом для хора, расположены помещение музея, залы Церковного собора и Высшего церковного совета, где проводятся концерты и выступления, заседания деятелей православной культуры и патриархии, детские праздники. Обрамлен промежуток 4-мя лестницами, ведущими в подсобные комнаты обслуживающего персонала.

Посетители могут увидеть и приложиться к христианским реликвиям, находящимся в стенах соборного комплекса:

  • останкам патриарха Филарета;
  • отрезам бесшовного хитона, принадлежавшим Христу и Богоматери;
  • частям канонизированных тел русских князей А. Невского и М. Тверского, заступницы кающихся Марии Египетской;
  • нетленным останкам Андрея Первозванного, Московских Митрополитов Петра и Иоанна;
  • иконописным изображениям Владимирской, Свято-Устюжской Богоматери;
  • нетленным частям главы Иоанна Хризоста;
  • иконе Рождения Христова, доставленной в РФ из Вифлеема;
  • алтарному патриаршему трону Тихона, Митрополита Московского;
  • списку из Санктуария Девы Марии, в Болоньи;
  • церковному образу русских новомучеников и духовников.

Помимо перечисленных частей экспозиции, в верхней части храма выставляются привезенные христианские реликвии, среди которых:

  • часть креста апостола Андрея Первозванного;
  • подвески и мирра из Афонского монастыря;
  • останки Николая Мирликийского;
  • пояс из верблюжьей шерсти, сплетенный Пресвятой Богородицей.

В дни показа привезенных святых для верующих христиан предметов, организовывается проход паломников.

Популярное за 7 дней

5 фраз апостола Иоанна Богослова, открывающие глаза слепым, уши неслышащим, исцеляющие больных
21.05.21 09:00

Митр. Антоний (Паканич): Псалом, который следует читать в болезнях и страданиях
18.05.21 14:46

В чем опасность длинной исповеди?
24.05.21 10:27

Митр. Антоний (Паканич): Если мысленно желаешь страшной смерти ближнему, ты уже убил его в своем сердце
22.05.21 16:47

22 мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
22.05.21 08:05

Цветы Яна Брейгеля
18.05.21 15:06

Что такое филиокве?
19.05.21 11:22

Нежная красота сирени
25.05.21 11:45

Патриарх Сербский Порфирий обратился к православным Украины
21.05.21 09:38

Праведный Иов: поддержка и утешение отчаявшимся
19.05.21 09:35

История первого храма

Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала подъем патриотических настроений в русской армии. Один из генералов, участвовавших в войне, предложил построить храм, который стал бы памятником всем погибшим на полях сражений с наполеоновской армией. Идея генерала Петра Кикина о возрождении традиции возведения обетного храма была принята с воодушевлением, ведь подобная практика существовала на Руси еще в домонгольский период. Церкви и соборы в честь одержанной победы над захватчиками уже были построены и в Киеве, и в Москве.

25 декабря 1812 года император Александр I высочайше повелел своим манифестом возвести храм во имя Христа Спасителя, потому что именно провидение Божие, по мнению народа, спасло русскую землю от французов. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие десятки художников и архитекторов из России и зарубежья. В их числе были весьма известные к тому времени Андрей Воронихин и Василий Стасов. В результате победу одержал художник Карл Витберг, которому на момент планирования строительства не исполнилось и тридцати лет. Величие и грандиозность его замысла сравнивали с Соломоновым храмом.

Для строительства выбрали Воробьевы горы, называемые императором Александром I «короной Москвы». 12 октября 1817 года исполнилось пять лет со дня освобождения столицы от французов. В этот символичный день первый храм на Воробьевых горах был торжественно заложен в присутствии членов императорской семьи и иностранных монарших особ.

Земляные работы, улучшение водоотводного канала, доставка на Воробьевы горы каменных материалов – все эти этапы реализации проекта требовали значительных денежных вложений и людских ресурсов. Для строительства привлекли около 20 тысяч крепостных и потратили более 16 миллионов рублей, но за семь лет не был закончен даже нулевой цикл. Кроме того, выяснилось, что почва на выбранном месте не имеет должной надежности. Проект остановили, а причастных к ущербу, нанесенному казне, оштрафовали на миллион рублей. Архитектор Витберг уехал в ссылку в Вятку.

Частица Ризы Божией Матери

Частицу Ризы Божией Матери привез на Русь Дионисий Суздальский в XIV веке из Константинополя. Вместе с другими святынями она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей.

После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В 2008 году, по просьбе покойного Патриарха Алексия II, была передана Русской Православной Церкви вместе с другими святынями, которые также хранились в кремлевских музеях.

Частица Ризы Пресвятой Богородицы некоторое время находилась в Храме Христа Спасителя и была доступна для поклонения. Но, поскольку верующие не проявляли к ней большого интереса, было принято решение на время убрать святыню в алтарь и выносить ее в некоторые богородичные праздники, например, в Праздник Ризоположения во Влахернах, на Покров Пресвятой Богородицы, в Субботу акафиста Великим постом и в другие праздники.

Начало строительства первого Храма

Боевые действия перетекли в Европу, взяли Париж, Москва немного отстроилась, инвалидам, вдовам и сиротам назначено денежное содержание. Пора приступить к сооружению памятника в честь великой победы над европейскими душегубами.

ХVIII век принес немало побед русскому оружию и много памятников стоит по странам европы в честь наших побед, но это были все светские памятники, колонны, колоннады стелы и обелиски. 

А в войне 1812 года победил народ, “цивилизаторов”  давили всем мiром. Войну выиграл Русский Православный Народ и таким памятником мог стать только Православный Храм. Государь Император Александр I, понимал это.

Храм Христа Спасителя в Москве история

Император Александр I

В 1814 году, еще в Париже Александр I, объявил международный конкурс проектов, выиграл самый грандиозный  проект зодчего Карла Магнуса Витберга или, как стали его звать у нас на русский манер  Александра Витберга.

 В 1817 году, в год пятилетия с начала войны, приступили к сооружению памятника в честь Великой Победы над европейскими просветителями.

Первоначально храм планировали построить в Лужнецкой завади , на Воробьевых гора, там где сегодня находится смотровая площадка, самое высокое место Столицы.

Зал Церковных Соборов

12 октября 1817 года состоялась закладка, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от банд европейских гопников. В 1821 году начались земляные работы. Были выделены огромные средства, камень для строительства планировалось подвозить на баржах. Но баржи с глубокой осадкой не могли подойти к берегу, пришлось углублять фарватер. 

По первоначальному плану высота храма должна была быть порядка двухсот сорока метров, то есть  в два с половиной  раза выше сегодняшнего. Грунт оказались не подходящими, для такого масштабного проекта, слишком много плавунов.

В 1827 году от строительства пришлось отказаться, в добавок ко всему были выявлены огромные хищения на сумму более миллиона рублей, было возбуждено уголовное дело в результате которого ваятель Витберг  надолго сел, с конфискацией наворованного имущества. Строительство прекратилось.

Храм Христа

Константин Тон

Повторная закладка Храма

Идея создания Храма памятника не покидала умы Романовых. Следующий Император Николай I, вернулся к этой идее, сам выбрал другой проект, зодчего Константина Тона.

Император сам выбрал место где Храм будет построен, на берегу Москвы-реки, рядом со стенами Кремля, на Волхонке были выкуплены все земли, но был некоторая проблема. На этом месте размещался женский Алексеевский монастырь.

Когда осенью 1832 года монастырь был переведен в Красное село, сегодня станция метро Красносельская,  была отслужена последняя литургия, монахини вышли, стали грузится в коляски, последней на соборное крыльцо вышла игуменья и сказала, я никуда не поеду и приказала приковать себя цепями к огромному дубу, во дворе обители.

Москва Храм Христа Спасителя

Император Николай I

Ее, конечно, впоследствии отковали и насильно увезли и по преданию уезжая она сказала, что по слову моему никакой Храм здесь стоять не будет и долго не простоит.

Строительство началось и длилось сорок четыре года, при Государях Императорах Николае I, Александре II и  только 26 мая на Вознесение Господне 1883 года при Государе Императоре Александре III храм был освящен и открыт.

Собор Христа Спасителя в Москве

Новейшая история Храма Христа Спасителя

 В 1931 году сатанисты — коммунисты Храм взорвали, хотели построить трехсотметровый дом советов увенчанной сто метровой статуей упыря ульянова -ленина, но не зашло. Ломать не строить, ничего у кранозадых не вышло. То, как крушили Храм построенный всем мiром пропущу.

После войны, ничего умнее Хрущев не придумал, как построить на месте Храма открытый, плавательный бассейн, других мест в Москве не нашлось. Я в него ходил в юности.

Храм на Кропоткинской

И наконец в 1995 году начали возводить по старым проекта Храм Христа Спасителя и 31 декабря 1999 года были распахнуты Царские Врата возрожденного Храма Христа Спасителя.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов

Храм Христа Спасителя.

Вопросы

Ответы

1. Название храма?

Храм Христа Спасителя.

2.Где находится?

Москва.

3.Каков тип здания?

Стиль: русско-византийский.

4.В каком веке и году построен?

Основание: 1812 г.(по проекту Александра Витберга), строительство приостановлено в 1825 г.

1839 — закладка нового собора (К. Тон). Здание строилось 44 года, до 1881 года, освещено в 1883 году.

5 декабря 1931 г.- здание разрушено ( на его месте -бассейн «Москва»)

 1994-1997 – восстановление храма.

5.При каком правителе?

Александр I (1801-1825).

Николай I (1825-1855).

Александр II ( 1855-1881)

6.В честь какого события построен храм?

В честь победы в Отечественной войне 1812 года.

7.Кто строил храм?

Архитектор: Константин Тон.

8.Внутреннее убранство?

Высота иконостаса храма составляет вместе с шатром 26,6 метра. Помещение храма отделано семью видами мрамора: темно-зеленым с серебристым блеском, темно-красным, итальянским голубым, желтым, черным и красным. Много бронзовых деталей: оконные рамы, перила, водостоки, люстры, канделябры, двери и кресты.

9.Каковы особенности постройки храма?

Храм по форме представляет собой наложенный на крест квадрат. Центральная башня окружена 4 небольшими выступами. На них установлены 14 колоколов общим весом более 64 тонн. Внизу можно увидеть 20 заостренных к верху арок — 3 на фасадах здания и 2 на углах в выступах.

Его высота 105 м., а вместимость — 10 000 человек.

10.Судьба храма сегодня.

Храм Христа Спасителя сегодня — это Кафедральный собор, главный храм России. Здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси, заседают Архиерейские соборы и другие церковные форумы.

Интересные факты.

  • Место постройки храма менялось. Первоначально храм планировали возводить на Воробьевых горах, заложили фундамент, но архитектор был обвинен в завышении сметных расходов и сослан в Вятку. Новое место было выбрано недалеко от Кремля.
  • На стенах храма начертаны имена офицеров, павших в войне и в Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов.
  • Во время революции с января 1918 года большевики прекратили финансирование церквей..
  • Здание храма было разрушено 5 декабря 1931 года в результате сталинской реконструкции Москвы. Площадку планировалось отдать под строительство Дворца Советов, в итоге на этом месте был создан бассейн «Москва.
  • Храм заново отстроили в 1994—1997 годах
  • Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и другими. Закончил строительство храма Зураб Церетели, решивший выполнить наружную отделку стен в бронзе. Храм был достроен, но это уже не тот храм, что стоял здесь сто лет назад, несмотря на внешнее сходство.

ФАСАДЫ ХРАМА.

  • Главным фасадом христианского храма всегда считался западный. Скульптуры наверху в медальонах изображали святых, благословляющих входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились изображения покровителей императоров. На арке нарисованы ангелы.
  • На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву, разместились изображения, посвящённые Отечественной войне 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада изображаются события и персонажи из Ветхого Завета.
  • Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём обращён к Кремлю. В центре восточного фасада, наверху в медальоне помещается образ Владимирской Божьей Матери.
  • На северном фасаде находились рельефы с изображением национальных святых — распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Бассейн-рекордсмен на месте Храма Христа Спасителя

Никита Хрущёв, озабоченный внешним обликом столицы, не хотел, чтобы в её центре находился котлован, быстро превратившийся в болото. Поэтому в 1958 году он поручил построить на его месте бассейн. Автором проекта бассейна «Москва» был архитектор Дмитрий Чечулин, сумевший в кратчайшие сроки реализовать свой амбициозный проект.

Всего за два года вместо безобразной огромной ямы на Волхонке построили уникальный круглогодичный и круглый бассейн «Москва». В СССР в то время было два открытых бассейна такого плана, но они были небольшими. А размеры «Москвы» были поистине исполинскими. Посудите сами — диаметр бассейна равнялся 130 метрам, а вмещал он в себя 25 кубических метров воды. За первые десять лет работы в открытом бассейне «Москва» побывало около 24 миллионов граждан СССР и гостей Москвы. Побывали в нём даже и Эрнесто Че Гевара, и Модибо Кейта — президент Мали. Они, как и простые обыватели, остались в восторге. И было от чего.

Че Гевара во время визита у бассейна «Москва»

В центре самого большого бассейна в Москве (и во всём СССР, кстати) построили десятиметровую вышку. Ныряли с неё в специальном секторе для спортивного плавания, который был разделён на дорожки. На всей остальной территории «Москвы» дорожек не было, и пловцы могли перемещаться как им вздумается. По периметру бассейна были расположены душевые, гардероб, буфет и пункты проката плавательного оборудования. Там же располагались детские бассейны малой глубины и банный комплекс. Купить билет на единоразовый сеанс за полтора рубля или же абонемент мог любой житель и гость Москвы. Для этого не нужны были справки. Но ни одного случая заболевания у людей, плававших в бассейне, не зафиксировали.

Всё дело в том, что воду в бассейне «Москва» тщательно очищали и хлорировали. Каждые три часа местная санстанция брала пробы воды, а санэпидемстанция проверяла воду раз в три дня. Условия для плавания в «Москве» были невероятно комфортными. Летом температура воды поддерживалась на 18 градусах, а зимой её с помощью бойлеров нагревали до 22 градусов. В детских бассейнах температура воды была выше. Кстати, в бассейне «Москва» детей учили плавать специально обученные тренеры. Они же отбирали самых одарённых для участия в Олимпиадах. Также в самом большом бассейне Москвы проводили свои тренировки группы по водному поло и синхронному плаванию. Но, к сожалению, в 1991 году бассейн был закрыт.

Чуть ли не с момента открытия бассейна «Москва» жильцы соседних зданий стали жаловаться на неудобства. На фасадах домов появлялась ржавчина, а в Пушкинском музее и вовсе из-за повышенной влажности испортилось несколько экспонатов. А после распада СССР содержать бассейн стало невозможно из-за повышения тарифов на электричество и воду. В 1994 году прилегающие к бассейну постройки и сам резервуар разобрали. А всего спустя год на месте бассейна «Москва» появился фундамент для новой постройки.

Святыни и реликвии храма

В соборе хранятся многие православные святыни, к которым совершают паломничество верующие. Вы можете видеть несколько образов, считающихся чудотворными: Владимирской Божией Матери, Смоленской-Устюженской Божией Матери, икону Рождества Христова, которая была привезена из церкви в Вифлееме.

Частицы ризы Христа и ризы Богородицы – особо почитаемые православные реликвии, находящиеся в храме, как и мощи апостола Андрея Первозванного и глава святителя Иоанна Златоуста. В главном алтаре можно увидеть трон святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В раке, установленной к югу от Царских врат, почивают мощи святителя Филарета, епископа православной российской церкви.

В соборе временно выставляются православные святыни из других церквей и монастырей, к которым совершаются массовые паломничества.

Смотровая площадка


Видовая площадка расположена на высоте 40 м. Это отличный способ рассмотреть Москву с неожиданной точки. Вход сюда платный, и подниматься придется пешком. (Иногда туристам удается подняться на служебном лифте. Как повезет.) Зато потраченные усилия окажутся с лихвой вознаграждены изумительной панорамой.

На площадках лестницы расположены автоматы. В них продаются монеты с изображением собора. Покупка сувениров скрасит скучный подъем. Площадка опоясывает здание по периметру. Территория закрыта от осадков и яркого солнца. Передвигаясь по площадке, можно рассматривать столицу с разных ракурсов. Везде стоят камеры наблюдения, перила достаточно высоки, имеются дополнительные ограждения. Поэтому рассматривать город совершенно не страшно.

На видовой площадке разрешается проводить фото и видео съемку. В некоторых местах для удобства наблюдений установлены бинокуляры. Для того, чтобы воспользоваться ими, придется заплатить. Время, проведенное на смотровой площадке, ограничено. Оно составляет полчаса.

Важно помнить: поскольку проход на площадку идет через храм, придется соблюдать определенный дресс-код

Что посмотреть в храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя выделяется своим каменным фасадом из белого мрамора, четырьмя колоннами, а также пятью золотыми куполами, самый высокий из которых достигает 103 метров. Они видны и заметны из многих точек города. Храм вмещает около 10 000 человек.

Осмотреть храм изнутри можно менее чем за час, это будет зависеть от вашего интереса к истории и религиозным памятникам. Внутреннее убранство этого величественного храма сделано из гранитных каменных плит всех цветов и возможных тонов. Акцент в храме сделан на иконах, хорах и колокольнях. Также внутри находится великолепный иконостас.

Кроме того, храм разделен на несколько часовен и галерей, и имеет порталы различной величины. Пространства собора напоминают в своих образах и скульптурах подвиг русских солдат в Отечественной войне 1812 года, а также тех, кто отдал свою жизнь за Россию.

Храм Христа Спасителя в Москве — убранство

Внутреннее убранство славилось своими росписями. Над ними работали прославленные русские живописцы Российской Академии художеств В. Верещагин и В. Суриков, барон Т. Нефф и И. Крамской. Площадь росписи святыни составляет более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров — это золочения сусальным золотом. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, были установлены мраморные доски с  перечнем всех сражений русской армии, имен военачальников и отличившихся офицеров и солдат. Для украшения использовались украшения из камней — лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Скульптура и живопись изображают все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство. Изображены и пути, которые Господь избрал для спасения. На всех стенах помещены фигуры святых заступников за Русскую землю и русских князей,  отдавших свою жизнь за Россию. В нижней галерее на мраморных досках были начертаны имена героев войны 1812 года. Восстановление живописи в Святыне выполняла группа художников под руководством академика, заслуженного художника России Н.А. Мухина.

Архитектура и интерьеры


Любой видевший постройку человек скажет, что она самобытна. Это естественно: архитекторы не просто рисовали эскизы, а потом готовили чертежи. В своих проектах они воплощали идеи, которые виделись им в победе над Наполеоном. Победе, которую одержало не только русское оружие, но и весь народ.

Первоначальный храм


Создатель первоначального проекта, Витберг, был масоном. Но идеи братьев-каменщиков не исказили создаваемый им образ. Витберг считал, что храм должен быть триединым и состоять из трех связанных и дополняющих друг друга частей:

  1. Подземной, имеющей форму гроба. Эта часть посвящена Рождеству Христову. Здесь должны были совершаться постоянные заупокойные службы по погибшим героям.
  2. Наземной. Эта часть посвящена Преображению Господню и имела крестообразную форму. Здесь символично отражено смешение света и тьмы в душе человека. Предполагалось, что в этой части будет много статуй.
  3. Верхней, посвященной Рождеству Христову. Она должна была быть круглой.

Храм должен был стоять фасадом к Москве-реке. Проект Тона тоже предполагал подобное расположение. Но масштабы были совсем другие. В те времена самой высокой постройкой была колокольня Ивана Великого. Современники отмечали, что она вся целиком могла войти внутрь строящегося собора.

Тону удалось органично вписать храм в ансамбль Кремля и московских церквей. Это стало возможным из-за удачного места постройки. Здание находилось в отдалении от Кремля, в то же время гармонично с ним сочеталось.

Характерными чертами храма того периода являются:

  • закомары, имеющие форму киля
  • главки в форме луковок
  • крытая галерея, идущая по всему периметру

Эти элементы были заимствованы у храмов, построенных русскими зодчими в 15-16 веках. В проекте Тон отошел от классики, отдал предпочтение народным традициям. Архитектору удалось удачно совместить элементы древнерусского зодчества и Византии. Автор тем самым показал преемственность форм и одновременно новые веяния моды.

Современный храм


Современное здание воздвигнуто на мощном стилобате. Сооружение этой части потребовалось для того, чтобы восстановить холм, на котором располагался первоначальный собор. Естественное возвышение было уничтожено после взрыва в 30-е годы.

Собственно, собор – комплекс из нескольких зданий, которые связаны архитектурным решением:

  • Преображенской церкви
  • шатровой часовни иконы Божьей Матери
  • самого храма

Церковь Преображения Господня расположена в стилобатной части. Здесь же находятся служебные помещения, музей, трапезные, залы Советов и Соборов. Над стилобатом возведен кафедральный собор. Часовня – отдельно стоящее здание. Здание имеет 4 крыльца. Чтобы подняться на них, придется преодолеть 15 ступеней. Крылечки облицованы темно-красным гранитом. Для освещения на верхних площадках смонтированы светильники.

Внутреннее помещение отлично освещается дневным светом. Для этого предусмотрены 60 окон. Фасад украшен арками-кокошниками. Их поддерживают 36 колонн. Архитектурная подсветка здания заслуживает отдельного описания. Мощные фонари посылают на фасад лучи мягкого, приближенного к дневному, света. Купола освещают лампы, установленные на мачтах длиной 30 м каждая.

Как можно добраться пешком

Добраться до собора можно за 10 мин. Пешком, двигаясь от Московского Кремля в сторону Патриаршего моста.

Туристу, следующему по этому маршруту, следует:

  1. Миновав Кремль, пересечь Красную Площадь, двигаясь по направлению к Александровскому саду.
  2. Осмотрев сад, необходимо сойти вниз к кремлевской набережной, а затем, свернув в правую сторону, добраться пешим шагом до Пречистенской, Берсеневской, Якиманской набережных. Храм расположен в промежутке между ул. Волхонка и Пречистенская набережная.
  3. Пересечь реку Москва по Патриаршему мосту.

Схема движения от ст. м. «Полянка» (Серпуховско-Тимирязевская линия):

  1. Достигнув нужной остановки, следует подняться на поверхность и пройти прямо по улицам, находящимся в районе Якиманка (Малая Полянка, Малая Якиманка до Акимовского проезда);
  2. Далее (никуда не сворачивая) требуется пересечь ул. Большая Якиманка до начала пешеходного Патриаршего моста;
  3. Перейдя навес, соединяющий Якиманскую, Берсеневскую и Пречистенскую набережные, турист окажется прямо перед мемориалом.

Проекты

Два года спустя уточнили требования к проекту: было решено провести открытый конкурс на проектирование и строительство кафедрального собора в течение 10-12 лет. В первом международном конкурсе приняли участие проекты А. Витберга, Д. Кварнеги, А. Стасова, а во втором — Ф. Шестакова, А. Татищева, А. Кутепова, а также многих других известных в то время архитекторов. По результатам первого конкурса был выбран проект Карла Виберга (А.Л. Витберга), но процесс возведения затянулся, а денежные средства частично ушли на сторону, к недобросовестным подрядчикам, за что лично поплатился сам автор проекта. По второму этапу конкурса Николай Первый самолично утвердил архитектором К. Тона.

Мощи святителя Филарета Московского

Митрополит Филарет (Дроздов) был канонизирован Церковью в 1994 году. Его мощи находились под спудом в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры, а в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II их передали в Храм Христа Спасителя, поскольку святитель участвовал в разработке проекта будущего кафедрального собора Москвы.

Рака с мощами святителя Филарета Московского стоит справа от алтаря верхнего храма. Приложиться к ней можно ежедневно, доступ прекращается только во время богослужений, как и к Главе святителя Иоанна Златоуста. В праздник святителя, 2 декабря, стеклянную крышку раки открывают, и у верующих есть возможность приложиться непосредственно к мощам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector