Храм казанской иконы божией матери в коломенском, москва
Содержание:
- Церковь Вознесения Господня в Коломенском
- Назад в прошлое
- Церковь Вознесения в селе Коломенском
- Галерея
- Сочетание двух архитектурных стилей
- Информация для посетителей
- Церковь Вознесения в наши дни
- Церковь Вознесения в Коломенском
- Рождение наследника
- Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
- Церковь Вознесения — краткое описание
- История Коломенского музея-усадьбы
- Церковь Вознесения Господня
- Музей и достопримечательности
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Смотреть все фото (21)
- Добавить фотографию
- Добавить статью
- Добавить комментарий
Церковь вознесения в Коломенском. Энциклопедия Москва, 1997 г.
Москва. Храмы Москвы. WWW.RUBRICON.COM / Энциклопедия «Москва» 1997г. / Церковь Вознесения в Коломенском
Видео: Сокровище Ивана Грозного
Все статьи об объекте (3)
27.06.06/Добавлено редакцией/
- Показать объект на карте
- Показать похожие объекты
- Дата постройки: 1528 -1532 гг.
- Архитектор, скульптор, реставратор: Возможно Петр Фрязин (Петрок Малый)
- Адрес: Андропова просп., 39, стр. 1
- Метро: Коломенская
- Координаты: 37°40′14.59″E; 55°40′2.41″N
Распечатать информацию об объекте
Существует несколько версий о постройке церкви Вознесения в Коломенском. По одной из них храм был возведен в честь появления на свет царского наследника. 25 августа 1530 г. (ст. ст.), в канун памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, в семье московского царя Василия III случилось долгожданное событие — родился наследник, будущий царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел выстроить в Москве несколько благодарственных церквей, главной из которых стала церковь Вознесения в Коломенском, освященная в 1532 г. По другой версии, храм был заложен как молельный, где царская чета молилась о появлении наследника.
Построенный на крутом берегу Москвы-реки, на протяжении многих лет Вознесенский храм в Коломенском был самым высоким сооружением Москвы, его высота составляла более 60 метров.
Главное и самое красивое здание дворцового села является первой каменной шатровой церковью в России. Предположительно, храм возводили итальянские зодчие, возможно Петрок Малый. Первоначальное внутренне убранство храма не сохранилось. В XVII веке был обновлен иконостас, стенная роспись оставалась в первоначальном виде до 1884 года.
Существенные изменения в храме произошли во время ремонта 1766-1767 гг. Через сто лет, в 1866-1867 годах проводился очередной ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда была развеяна легенда о якобы существовавшим в древности помещении с южной стороны верхнего восьмерика. В 1873 году под руководством архитектора Н.Ф. Кольбе были облицованы стены подклета, заменены полы и крыши на папертях. Следующая реставрация церкви проводилась в 1914 -1916 гг.
В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. Храм неоднократно реставрировался. В 1994 при храме организовано Патриаршее подворье. В 2007 году окончилась длительная реставрация храма-памятника, вызвавшая неоднозначные суждения на тему ее качества.
Богослужения в церкви Вознесения Господня в Коломенском проводятся по воскресениям и большим церковным праздникам.
Заказать экскурсию по этому объекту
Я здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объекта
Добавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений
Назад в прошлое
В XVI веке в Коломне обустраивается загородная резиденция русских самодержцев. В 1532 году Василий III пирует трое суток в новом дворце во время освящения Вознесенской церкви. Иван Грозный ежегодно 29 августа празднует здесь именины. Алексей Михайлович возводит новые палаты в 1649 году.
В праздник Казанской Божьей Матери 22 октября 1648 года родился царевич Дмитрий, первый сын царя Алексея. Через год издается царский указ о повсеместном почитании иконы в честь казанской Богородицы. Начинается строительство домовой церкви во славу Пречистой Девы.
Исторические хроники не указывают точную дату возведения церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском. Известно только, что в 1650 году староста плотников Иванов получил в награду ткань за обустройство коломенской Казанской церкви.
Когда Москву оккупировала наполеоновская армия, в Коломне квартировали полки маршала Мюрата. Солдаты приходили в церковь не молиться, а воровать. По молениям и мольбам отца Афанасия (Ипатьева) часть украденных ценностей французы все-таки вернули.
Во время разгула большевистского атеизма церковь Казанской Богоматери ненадолго прервала духовное окормление верующих прихожан. Власти закрыли храм перед началом Великой Отечественной войны. Богослужения возобновились в январе 1943 года.
Церковь Вознесения в селе Коломенском
Одним из шедевров русского зодчества этого ансамбля является Церковь Вознесения Господня, уникальный памятник архитектуры, построена в 1532 году.
Согласно преданию, церковь была возведена в честь рождения у великого князя московского Василия III долгожданного наследника престола, княжича Ивана, будущего первого русского царя Ивана IV Грозного. Церковь Вознесения в Коломенском – самое высокое архитектурное сооружение своего времени на Руси, высота храма – 62 метра, это первая русская каменная шатровая церковь, впервые появляется конусообразное завершение “шатер”; толщина стен достигает 2,5 – 3 метра для обеспечения прочности и долговечности.
Праздник Покрова у церкви Вознесения:
Храм расположен на высоком берегу Москвы-реки. Церковь Вознесения была домашней церковью семьи Василия III, здесь на галерее находится кресло Василия III, с которого он наблюдал за потешными боями на противоположном берегу реки, отсюда открывается прекрасный вид на реку.
Высокая, устремленная в небо церковь, стоящая на крутом берегу реки, всем своим возносящимся обликом напоминает о Вознесении Христа – событии, которому посвящен праздник Вознесения Господня.
Вид на Москву-реку с галереи церкви:
В 1994 г. церковь Вознесения Господня в Коломенском была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятник, имеющий мировое художественное значение.
Здесь же на Вознесенской площади расположено здание церкви Святого Георгия. Георгиевская колокольня XVI века с трапезной церкви Св. Георгия середины XIX века составляют единый комплекс Георгиевской церкви. Колокольня построена на месте древнейшего деревянного храма села Коломенского, служила звонницей церкви Вознесения Господня.
Рядом находится Водовзводная башня (1630 – 1640 г.) – уникальное сооружение русской средневековой архитектуры, построена по приказу царя Алексея Михайловича, она обеспечивала подачу воды для нужд Государева двора. Здесь размещена экспозиция с действующей моделью водоподъемного механизма.
Галерея
Церковь Вознесения со всех сторон окружает обходная галерея, куда ведут три крыльца с лестницами. Такая конструкция впервые встречается в русской архитектуре, поскольку до той поры никто не помещал какую-либо пристройку к востоку от алтаря. Подобное убранство можно найти в чертежах итальянских архитекторов, однако даже в Италии зданий с похожей галереей мы не найдем.
На восточном фасаде галереи стоит каменный трон. Считается, что на нем сидел царь Алексей Михайлович Романов, любовавшийся прекрасным видом на заречную пойму. Согласно легендам, государь, расположившись на троне, раздавал милостыню. Оформление трона выполнено в стиле, свойственном европейскому Ренессансу.
Сочетание двух архитектурных стилей
Давая характеристику церкви Вознесения в Коломенском, нельзя оставить без внимания двухъярусную «галерею-гульбище», к которой ведут три лестницы, придающие ей своеобразный вид. Они являются весьма характерным элементом русского средневекового зодчества. Кроме того, архитектор Анибале при составлении проекта использовал ряд элементов, характерных для эпохи Возрождения.
Это пилястры (вертикальные выступы стен), увенчанные капителями, и готические вымперги, представляющие собой остроконечные арки, более характерные для католических храмов. Однако у зрителя никакого ощущения чужеродности не возникает, так как все элементы удачно сочетаются с рядами килевых арок, выполненных в традиционном московском стиле.
Церковь Вознесения в Коломенском была построена с использованием элементов как русского, так и западно-европейского стилей. Объединив в себе эти два художественных направления, она явила миру неповторимый архитектурный шедевр.
Информация для посетителей
Посещение храма Вознесения в Коломенском, как и любого другого музея комплекса, платное. Билет в основное помещение стоит 150 руб. Для детей младше 6 лет и студентов-очников государственных институтов вход бесплатный. Для других льготных категорий граждан – учащихся школ и пенсионеров – цена билета составляет 50 руб.
Билеты на музейную экспозицию в подклете стоят 100 руб. для взрослых. Для остальных категорий сохраняются те же условия, что и при посещении основного объема церкви.
Благодаря своей уникальной архитектуре и большому историческому значению храм Вознесения был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он является одним из самых выдающихся объектов музейного комплекса в селе Коломенском.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Церковь Вознесения в наши дни
Внутренняя и внешняя красота
Сегодня церковь Вознесения в Коломенском — это грациозная белокаменная башня, увенчанная шатром. Её высота 62 метра. Если посмотреть на неё сверху, то план храма напоминает равноконечный крест. Так как церковь с самого начала была предназначена исключительно для царской семьи, то внутренняя площадь её совсем невелика, примерно сто квадратных метров.
Иконостас, как и первоначальная роспись Вознесенского храма, до наших дней, конечно же, не сохранились. Тот иконостас, который сейчас видят посетители, воссоздан в 17 веке из старинных, сохранившихся к тому времени икон.
Храм окружает двухъярусная галерея, её ещё называют гульбище, по которой можно обойти церковь вокруг.
На второй ярус ведут 3 высоких лестницы оригинальной формы. Кстати, такой интересный факт: эти восхитительные лестницы и часть храма поклонники фильма «Гардемарины, вперёд» могли видеть во 2 серии сериала как монастырь тёти Анастасии Ягужинской. А зрители постарше могли увидеть церковь Вознесения Господня в Коломенском в первом звуковом фильме «Путёвка в жизнь».
У восточной стены галереи сохранился каменный трон, даже не сам трон, а царское место, созданное для Ивана Грозного. Когда-то с двух сторон его окружали фрески, изображавшие святых. Но сегодня их уже нет.
Венчает храм шатёр с чётко выраженными гранями. Всё очень гармонично сочетается!
Это лишь краткое описание храма Вознесения, который является шедевром мировой архитектуры и с недавних пор внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО. Храм, действительно, прекрасен. Словами этого не передать. Лучше хотя бы один раз увидеть.
Нужна глобальная реставрация
В настоящее время памятник архитектуры мирового масштаба находится не в самом лучшем состоянии. В 70-е годы 20 века для развития судоходства нужно было повысить уровень воды в Москве реке. Для этого, чтобы укрепить берега, начали строить бетонную набережную.
Родники засыпали, и берег, спустя некоторое время, заболотился. Это привело к 2 сильным оползням под церковью. Весь объём храма, по оценкам архитекторов, расколот трещинами на 4 блока. Их залицевали кирпичом, но этого, конечно, недостаточно.
Экспозиция в подклете
После реставрации, прошедшей в 2007 году, нижний ярус церкви открыт для посетителей. Здесь работает выставка, рассказывающая долгую историю храма.
Здесь представлены редкие документы, раритеты и фотографии прошлых лет.
Среди экспонатов выставки находятся некоторые предметы, найденные на земле возле церкви: обломки старинной посуды, мелкие части бронзовых женских украшений, грузик, помогающий веретену вращаться и другие артефакты.
Тайны старинных подвалов: обретенная икона «Державная»
Храм Вознесения Господня в Коломенском знаменит еще и тем, что в подвале именно этой церкви в марте 1917 года случайно обнаружили одну из самых почитаемых икон Богородицы «Державная».
Храм изначально строился как летний, он не отапливается. Видимо, это стало одной из решающих причин того, что обретённая икона хранится сейчас в близлежащем Казанском храме.
Ведь постоянные перепады температуры могут отрицательно сказаться на состоянии святыни. В подклете же Вознесенского храма хранится список иконы «Державная»
По этой же причине, да и для сохранения этой непревзойдённой красоты, службы в храме не проводятся, несмотря даже на то, что церковь имеет высокий статус Патриаршего Подворья. Исключение составляют крупные церковные праздники.
Церковь Вознесения в Коломенском
Домовой церковью московских князей и царей на весь 16 век стал храм «Вознесения Господня в Коломенском», архитектором которого был, предположительно, выходец из Италии, прозванный на Руси Петроком Малым.
В сочетании с русскими традициями, всего на одно 16 столетие появилось на Руси совершенно уникальное явление – ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО! Самым известным примером которого является «Покровский Собор» на Красной Площади, прозванный в народе «Храмом Василия Блаженного».
А «Церковь Вознесения в Коломенском» является самым ПЕРВЫМ из сохранившихся и поныне архитектурным шедевром этого особенного, русского стиля!
Церковь Вознесения в Коломенском.
Заложен храм был в начале 16 века московским князем Василием III, отцом будущего Ивана Грозного, предположительно, как молельный о даровании сына — Наследника Престола, или через год, когда уже Наследник появился.
«… бе же церковь та вельми чюдна высотою красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси» — такую хвалу воздаёт храму летописец. И Вы взгляните на этот великолепный, украшенный строгой, перекрёстной, белокаменной резьбой, шатёр! Под ним несколько рядов длинных пилонов и русских кокошников, но не золотых, как во многих русских церквях, а серых, металлических, органично и строго вписывающихся в общую композицию белокаменного строения, которое опоясывает высокая подклеть церкви с галереей.
В наши дни, церковь поделена музеем и храмом на две части и обе можно посетить, поднявшись по высокой, опоясывающей храм широкой лестнице.
Ещё в эпоху глубокого Средневековья, в 13 веке, несколько семей из города Коломны, спасаясь от хана Батыя и нашествия его монгольских орд, по реке приплыли под тогдашнюю Москву и обосновались там. А сельцо своё назвали в честь родного города — Коломенским. «Они разложили здесь свои сады и огороды…»
За 150 лет село Коломенское обросло причудливыми теремками и церквями, и вот уже в 14 веке впервые оно упоминается в летописи московского князя Ивана Калиты. А с 15го становится так называемой Подмосковной всех московских князей.
В 16 же веке, в эпоху шатрового зодчества на Руси и появляется этот великолепный храм на живописнейшем склоне Москвы реки. Место сие на высоком склоне холма само по себе символизирует Вознесение Господне!
Здесь мы наконец-то отходим от традиционной византийской системы построения, когда купол зиждется на равностороннем греческом кресте. А уже в 17 столетии, при Церковном расколе и реформе патриарха Никона шатровые церкви строить на Руси запретят.
16 век так и останется эпохой шатрового зодчества на Руси, А Церковь Вознесения в Коломенском – первым и самым уникальным Шатровым храмом!
Сейчас же Коломенское – это часть Москвы, до которой несложно добраться в любой день и на любом транспорте, в любом составе семьи!
Тут растут и самые старые дубы Москвы, и огромный яблоневый сад, есть и «Аптекарский огород»! Сюда привезены и пушки, участвовавшие в сражении со шведами под Полтавой! Тут находятся Целебные родники, около одного из которых, по преданию, Георгий Победоносец бился со змием! Здесь же возведён и храм – звонница Георгия Победоносца. Несчесть здесь и храмов любых времен! Вокруг некоторых положена воссоздающая улочки тех времён брусчатка. А есть в глубине сада и небольшие деревянные церковки, где, прямо на траве, их издавна облюбовали одинокие студенты и школьники — художники, есть здесь и музеи!
Дорогие родители! Если Ваши дети устали в музее, то помните: любой человек за 20 «музейных» минут устаёт чисто физически и должен передохнуть сидя или же бегом, это уж по Вашему усмотрению на данный момент: погоду, место, возраст, пожелания, состав семьи (лучше, всё-таки, не больше 9 человек). А в Коломенском есть возможность любого из видов отдыха. Так что, отдохните через 20 минут и вы сами.
В подклети храма Вознесения до сих пор сохранена часть той древней кирпичной кладки. Ведь храм поначалу был кирпичным. Здесь, в подвале, в начале 20 века была найдена икона Богоматери «Державная», находящаяся ныне в соседней Церкви иконы Казанской Богоматери.
Коломенская верста
Так называют человека очень высокого роста, верзилу.
В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…
Фотографии автора.
Рождение наследника
Усердие строителей церкви и многомесячные паломничества княжеской четы не пропали даром. В начале 1530 года княгиня обрадовала мужа долгожданным известием. С этого времени начались приготовления к появлению на свет долгожданного наследника. Им стал будущий царь Иван III Васильевич, получивший за свои кровавые деяния титул Грозного. Похоже, что именно в нем воплотилось проклятие, посланное несчастной Соломонией из монастырской кельи, в которую ее насильно заточил бывший супруг.
Коснулись общие хлопоты и работ, производившихся в Коломенском. Церковь Вознесения на этом этапе вновь претерпела ряд изменений в своей планировке. По желанию князя в ней было оборудовано «царское место», не предусмотренное ранее. Оно представляло собой белокаменное овальное основание, вмонтированное в настил паперти. Для размещения примыкавшей к нему резной спинки пришлось сделать глубокую выемку в уже готовой к тому времени внутренней стене здания. Спустя почти три столетия, в 1836 году по проекту архитектора Е. Д. Турина над «царским местом» был установлен объемный герб России.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.
Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.
На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.
Совет
Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.
Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.
Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.
Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.
Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны
Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.
В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.
Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.
Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей
Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.
Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.
При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.
Обратите внимание
Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.
Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.
Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.
Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации
Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.
Церковь Вознесения — краткое описание
Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.
Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.
Архитектура
Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.
Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.
Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы — вимперги.
Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.
В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.
В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.
Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.
Внутреннее убранство
Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.
Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.
Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.
Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.
Церковь Вознесения Господня — это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.
История Коломенского музея-усадьбы
Застройка села Коломенское началась в XIV веке. Считается, что первым сооружением была церковь Вознесения Господня, заложенная в 1532 году князем Василием III. Другие постройки того периода не сохранились, но согласно историческим документам, кроме церкви в селе стояли жилые дома и дворец Ивана Грозного. В последующие столетия Коломенское часто использовалось в качестве стоянки для военных, армии которых нападали на Москву.
В XVII веке деревней заинтересовалась царская семья и началась фаза активной застройки. В Коломенском построили целый комплекс с дворцом, домовой церковью, хозяйственными сооружениями. В дальнейшем царь Алексей Михайлович Романов велел возвести здесь новый дворец. Грандиозное деревянное сооружение, вместе с прилегающими постройками — палатами, церквями, оградами и парком — составляло гармоничный архитектурный ансамбль. В царской резиденции часто устраивались праздники, члены семьи Романовых приезжали сюда отдыхать. Известно, что здесь прошло детство Петра I. Из скромного села Коломенское превратилось в крупный административный центр — к нему присоединились несколько населенных пунктов.
В XIX веке, при правлении Екатерины II, усадьба подверглась серьезным изменениям. Дворец Алексея Михайловича снесли и построили новый, состоящий наполовину из камня, наполовину из дерева. Позднее перестройка постигла и другие сооружения комплекса — например, ансамбль Передних ворот обзавелся вторым этажом. Но и дворец Екатерины не сохранился в первозданном виде. В 1825 году его разобрали и перенесли на берег Москвы-реки.
К XX веку в Коломенском находилось много церквей, все они закрылись после Октябрьской революции, но к счастью, не были уничтожены. Силами архитектора Петра Барановского в селе организовали музей деревянного зодчества, куда впоследствии перенесли сооружения из других населенных пунктов. В этот же период начала формироваться художественная коллекция музея. В XXI веке Коломенское несколько раз подвергалось глобальной реконструкции — были восстановлены дворец Алексея Романова и другие достопримечательности.
Maksim Starostin
Церковь Вознесения Господня
Церковь Вознесения Господня в Парке Коломенское — один из немногих дошедших до нас памятников времен Ивана Грозного. Православный храм провозглашен признанным достижением мировой архитектуры и находится под охраной ЮНЕСКО.
Строительство храма датируется 1528 — 1532 годами. Согласно преданию, инициатором строительства был князь Василий III. Строение расположили на правой стороне Москвы-реки в честь рождения долгожданного наследника правителя – Ивана IV, прозванного народом Грозный.
Создателем храма предположительно является итальянский архитектор Анибале. Летящая ввысь белокаменная башня символизирует восхождение Христа. Церковь Вознесения Господня считается одним из первых образцов шатровой храмовой архитектуры Руси. Высота сооружения 60 метров – это самое высокое здание своего времени. Долгое время храм исполнял функции дозорной башни.
Церковь Вознесения стоит свободным монументом отдельно от дворцовых построек усадьбы. Непривычная архитектурная форма характеризуется конструктивными особенностями здания: вытянутые пропорции, прилегающие пилоны, общий «летящий» силуэт строения. Отделка белокаменной башни, частично выполненная в стиле эпохи Возрождения, придает церкви легкий готический образ. Московские кокошники сочетаются с остроконечными вымпергами и карнизами в стиле готики. Формы строения имеют строгий законченный вид.
Несмотря на внушительный первозданный экстерьер, внутреннее убранство церкви довольно строгое. Считается, что храм был расписан изнутри, но до наших дней роспись не дошла.
В послереволюционное время церковь Вознесения была закрыта. В 2000 году состоялось повторное освящение храма, а в 2007 его окончательно отреставрировали и открыли для посещений.
В настоящее время под западным крыльцом храма размещена действующая историческая выставка. Посетив Парк Коломенское, гости могут ознакомиться с материалами археологических раскопок, фотографиями и документами, рассказывающими об истории церкви.
Музей и достопримечательности
На территории Коломенского сохранилось большое число архитектурных, природных и археологических памятников. Почти все они были отреставрированы и приведены в порядок. Некоторые постройки перевезены сюда из других мест. Есть действующие храмы, в исторических зданиях устроены музейные экспозиции. О самых интересных памятниках истории расскажем ниже.
Дворец царя Алексея Михайловича, заложенный в 1667 году и разобранный после 1767 года, построили заново в 2010 году. Деревянный дворец в свое время был шедевром деревянного зодчества и поражал всех, кто его видел, внешним видом и богатым внутренним убранством. Современный вариант полностью копирует облик дворца, но он не полностью деревянный — железобетонные конструкции сооружения покрыты снаружи бревнами. В концертном зале «Театральная хоромина» с сентября по июнь проводятся концерты и фестивали старинной, классической и джазовой музыки.
Церковь Вознесения Господня (1532) служила летней домовой церковью русских царей в XVI—XVII вв. Здесь находится Великая Чудотворная икона Державной Богоматери. Храм включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и находится в совместном ведении церкви и музея. В нижнем этаже развернута постоянная экспозиция.
Передние ворота, построенные в 1672-73 гг., встречали иностранных послов, прибывающих на прием к царю Алексею Михайловичу. Сейчас здесь открыта выставка «Вехи истории Коломенского».
На протяжении всего года в Коломенском проходит масса фестивалей и разного рода мероприятий, самые крупные из которых — конкурс-выставка песчаных скульптур, исторический фестиваль «Времена и эпохи», Пикник «Афиши».
Домик Петра I («Государевы светлицы») — единственный в Москве мемориальный музей, посвященный царю-реформатору. В нем на острове Маркове государь прожил 2 месяца, наблюдая за постройкой оборонительной крепости, которая должна была защитить от шведов Архангельск. В Коломенское строение, бывшее под угрозой разрушения, привез Барановский. В Домике воссозданы интерьеры эпохи Петра.
Музей деревянного зодчества был создан П. Д. Барановским. Для посетителей открыта Моховая башня Сумского острога; отреставрированы башня Братского острога (XVII в.), проездная башня Николо-Корельского монастыря (XVII в.), церковь Святого великомученика Георгия Победоносца (1685 г.).
Церковь Казанской иконы Божией матери (XVII в.), построенная на месте прежней деревянной церкви, соединялась с дворцом закрытой галереей-переходом. Действующий храм.
Церковь Святого Георгия (сер. XIX в.) с Колокольней (XVI в.) отреставрированы в 2006 г.
Водовзводная башня была построена в 70-е годы XVII в. для обеспечения водой царской резиденции, здание одновременно использовалось как проездные ворота. Сегодня здесь размещена экспозиция «Государево водовзводное дело».
Дворцовый павильон (1825) — единственное, что осталось от дворца императора Александра I начала XIX века. В павильоне размещаются выставки.
Фряжский погреб — памятник архитектуры XVII в. — предназначался для хранения вин и других продуктов, не требующих «ледяного» хранения.
Один летний день в Коломенском