Храм казанской иконы божией матери в коломенском

Содержание:

Какие поминальные записки можно подать в нашем храме и чем они различаются?

В целом записки, подаваемые прихожанами за свечной ящик, делятся на две категории:

— разовые: к ним относятся записки «о здравии»(о живых) и «о упокоении»(о усопших). Их виды: простая записка, заказная записка (её ещё называют «обедня» или «заказная обедня») и

— длительные: поминовения на определённый срок: сорокоусты (на 40 дней) и поминовения на срок от месяца до года, также, разумеется, о здравии и о упокоении.

Простую записку читают в алтаре во время богослужения с молитвой о здравии или о упокоении поминаемых в ней людей. Поминовения на месяц, полгода и год отличаются от простых записок только сроком поминовения.

Заказная записка имеет принципиальное отличие. Священник поминает по именам людей, записанных в ней, на ПРОСКОМИДИИ. Проскомидией в данном случае называется поминовение людей с изыманием частиц из просфор в память о поминаемых крещёных членах Церкви, живых или мёртвых. Эти частицы изымаются с чтением поминальных слов,а затем на Литургии погружаются священником в Чашу со Святыми Дарами при произнесении молитвы: «отмый (т. е. очисть), Господи, грехи поминавшихся здесь», то есть священник просит Христа,чтобы Он Своей Кровью, пролитой за грехи мира, очистил от грехов всех тех, за кого и в память о ком вынуты из просфор частицы.

Проскомидия считается частью Литургии, однако читать заказные записки и изымать из просфор частицы в праздничные и воскресные дни священники начинают в алтаре накануне Литургии, за Всенощным Бдением, поэтому заказные записки лучше подавать накануне вечером.

Панихида служится в боковом приделе после каждой Литургии, кроме великих праздников. Панихидой называют особую усиленную молитву об усопших. На неё подаются отдельные записки, которые так и надписываются: «панихида». Эти записки в алтаре не читаются. Понятия «заказная» или «простая» панихида не существует.

Молебен с водоосвящением служится по субботним и воскресным дням в центральной части храма, кроме великих праздников. Совершение молебна всегда отражается в расписании (см. раздел «Расписание богослужений»). На молебен подаются отдельные записки с поминовением о здравии,которые надписываются: «молебен Господу благодарственный», «молебен перед такой-то иконой Божией Матери» или «молебен такому-то святому». Эти записки в алтаре также не читаются. Понятия «водосвятный молебен» и «заказной молебен» в нашем храме тождественны.

Храм на Красной площади

Чуть ранее начала строительства домовой церкви в Коломенском, был построен храм с таким же названием в Москве на Красной площади. Изначально он тоже был деревянным, но, в отличие от коломенского храма, был построен на сбережения Дмитрия Пожарского. Говорят, что простоял он всего десяток лет, после чего был сожжен. Новый кирпичная его версия была возведена по указу Алексея Михайловича, правящего страной в то время. Все обновления и пристройки появились благодаря щедрым пожертвованиям. В 1936 году правительство решило, что облик строения не соответствует улице, где он стоит, ведь по Красной площади проходили торжественные шествия и различные торжества. В отличие от храма в Коломенском, он занимал не свое место, поэтому общественность приняла решение о его уничтожении. На его месте был построен общественный туалет.

Достопримечательности Государева двора

Интересные исторические и архитектурные объекты музея-заповедника.

Комплекс Передних ворот

Главные ворота Государева двора имеют четыре яруса. В первом сделано две арки разных размеров. Во втором в прошлом располагался механизм, который издавал звук, похожий на львиный рык. Третий «отвечал» за часы. А четвёртый – восьмерик с колоколами, на крыше которого установлен двуглавый орёл. Рядом стоят Полковничьи и Приказные палаты, возведённые, как и ворота, в XVII веке. А Сытный двор появился чуть позже. Это главная из сохранившихся хозяйственных построек комплекса.

Храм Казанской иконы Божией Матери

Построен в честь столетия взятия Казани. Изначально был домовым и соединялся 50-метровым переходом с деревянным дворцом. Дворец разобрали за ненадобностью, а церковь стала приходской. Главные иконы – Державная икона Божией Матери, считающаяся чудотворной, и список Казанской иконы Божией Матери. В самом начале Великой отечественной службы прекратились, но их быстро вернули и проводят ежедневно по сей день.

Фундаменты Хлебного и Кормового двора

Располагаются вблизи Спасских ворот. В Хлебном и Кормовом дворах выпекали хлеб и готовили прочую еду для государя. Здания утеряны, но на их месте провели раскопки и нашли остатки фундаментов. Удалось частично восстановить планировку. А выкопанные ценности и предметы обихода отправились в Коломенские музейные коллекции. Архитектурно-археологический объект стал полноценным музеем под открытым небом.

Домик Петра I

Построен в 1702 году в устье Северной Двины. Пётр I прожил в нём два месяца, чтобы лично контролировать возведение крепости, призванной защитить Архангельск от шведского флота. В 1934 году домик перевезли в Коломенское. В нём расположился мемориальный музей Петра I. А рядом в 1998 году установили памятник, изображающий царя в полный рост. Это авторская копия скульптуры, которую можно найти в городе Антверпен.

«Половецкая баба»

Каменное изваяние найдено в южнорусских степях. Предположительно, это был надмогильный памятник на погребальном кургане. Относится к половецкой культуре. Возраст «бабы» – более 900 лет. Грубо вытесанный силуэт не имеет прочерченного лица. Руки сведены вместе, ноги только обозначены. В Коломенское столь ценный экспонат привезли в 30-х годах XX столетия. Его установили на Дубовой аллее.

Спасские (Задние) ворота

В ограду, окружающую Государев двор, встроено трое ворот. Спасские ворота также называют Задними. Над арками в киоте хранилась икона Спаса Нерукотворного, отсюда и оригинальное наименование. Эти ворота использовались преимущественно для хозяйственных нужд. Потом проезд стал главным. Его украсили петровскими вензелями и двуглавыми орлами. В начале 2000-х прошла большая реставрация.

Социальная работа, повседневная жизнь

В будни и по субботам в храме совершаются божественные литургии, служатся молебны и панихиды, проходят крестины и венчания.

Община опекает психиатрическую больницу №15, что расположена на Каширском шоссе. В одном из ее корпусов есть прекрасный больничный храм в честь царевича Алексея, во имя которого по пятницам проводятся богослужения. 8.00 – начало богослужений.

После реставрации храму возвращено его удивительное звучание, которое считается одним из лучших в Москве. Поэтому в церкви постоянно проходят концерты духовной музыки.

Прекрасная акустика связана с наличием в здании голосников – глиняных кувшинов, заложенных в стены. Они располагаются в 3 ряда в верхней части храма, по ряду в 8 голосников в боковых башнях, а также в поясе кокошников снаружи здания.

Общие сведения о поместье Коломенское

Летом москвичи съезжаются сюда, для того чтобы подышать свежим воздухом и позагорать; а зимой неповторимая церковь Вознесения вздымается словно из пустоты снега и тумана, а в лесу слышатся птичьи голоса. Если у вас получается сделать только одну экскурсию на окраину Москвы, это должна быть экскурсия в Коломенское. Самое раннее из известных историкам поселений близ Москвы существовало около 2500 лет назад, а история Коломенского начинается в XIII веке, когда эта деревня была основана беженцами из Коломны, города, разрушенного монголами.

Коломенский дворец

В XVI веке Коломенское стало царским летним поместьем, где Иван Грозный бывал сперва ребёнком, а потом приезжал сюда со своей первой женой Анастасией. Разрушенный почти полностью татарами в 1591 году, дворец был восстановлен Михаилом Романовым и заменён в 1667 году деревянным дворцом, который придворные царя Алексея называли «восьмым чудом света». В детстве будущий Пётр Великий скрывался там во время Стрелецкого бунта в 1682 году, а позже устраивал военные игры со своими потешными полками в этом имении.

Хотя Екатерина Великая и Александр I также строили дворцы, но Коломенское в конечном счёте вернулось к тому, чтобы вновь стать простой деревней, судьба которой была окончательно решена после революции. Кладбище было заброшено, а церкви закрыты; деревня была разрушена коллективизацией. Только благодаря архитектору Барановскому церкви были спасены от разрушения, и на территории Коломенского в 1925 году был устроен первый в России музей деревянной архитектуры под открытым небом, объявленный позже заповедником; здесь было сохранено от застройки 400 гектаров древних лесных угодий.

Сад Коломенского

Во время Второй мировой войны здесь размещалось воинское подразделение аэростатного заграждения. Позже церковь Вознесения в Коломенском была включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и усадьба достаточно финансировалась мэром Лужковым. Однако планы создания поблизости деревни-музея были отложены из-за необходимости проведения обширных дренажных работ, которые привели бы к тому, что часть территории заповедника была бы закрыта для посещения.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Уникальные особенности храма

Я вовсе не шучу насчёт единственной и неповторимой. Это действительно так. Во-первых, Вознесенская церковь — это самая древняя постройка на огромной территории парка-заповедника Коломенское. Ей около 500 лет!

Во-вторых, так было изначально задумано: храм Вознесения в Коломенском должен был символизировать собой Елеонскую гору, где произошло Вознесение Христа. Недаром все, увидевшие его, восхищены этим изящным белокаменным творением, устремлённым в небеса. Так, например, композитор Г. Берлиоз из Парижа назвал его «чудом из чудес».

В третьих, это самый первый каменный храм, при строительстве которого был использован шатровый стиль архитектуры. До этой постройки все храмы и другие религиозные строения на Руси венчал купол или свод — покрытие в виде полусферы, а храм Вознесения — первая шатровая церковь в России. Её крыша имеет вид конуса.

Сады в Коломенском

Неотъемлемой частью царской резиденции в Коломенском являлись фруктовые сады. На территории шести садов было высажено свыше тысячи яблонь, сотни груш, вишен, кусты малины, смородины, крыжовника и других плодовых культур. Помимо фруктов, государева загородная резиденция славилась заповедной дубовой рощей, где царь любил охотиться. Прекрасные сады есть и в современном Коломенском, во время весеннего цветения это место особо популярно у фотографов.

Помимо прогулки по садам Коломенского можно посетить усадьбу Пасечника, которая расположилась недалеко от Государева двора.

Коллекции и экспозиции

В фондах музея-заповедника Коломенское хранятся десятки тысяч экспонатов — нумизматическая коллекция, собрания предметов из металла, дерева, стекла, фарфора, керамики, ткани, кожи и пр., изразцы, старинные книги, графика, фото-, видео-, аудиоматериалы и многое другое.

Археологическая коллекция — одна из крупнейших в стране. В ней собраны экспонаты, найденные на раскопках Московского объединенного музея-заповедника. Они свидетельствуют об активной деятельности в Коломенском с эпохи неолита до Новейшего времени. Среди экспонатов остатки керамической посуды и каменных надгробий, украшения, орудия труда, антропоморфные статуэтки и другие артефакты.

Этнографическая коллекция дает наглядное представление о быте и культуре древних поселений. Многообразие земледельческих орудий, приспособлений для приготовления еды, пчеловодства, охоты, ткацких работ и пр. позволяет понять как тяжел был повседневный труд крестьян и как развивались технологии. Конечно, фонд этнографии не может быть полным без традиционных костюмов, головных уборов и украшений. Свадебные наряды, театральные бинокли, веера, сумочки и другие аксесcуары расскажут о вкусах и нравах наших предков.

Восстановление деревянных памятников, интерьеров и других объектов музейного комплекса было бы невозможным без экспонатов графического фонда. В нем собраны чертежи, гравюры, рисунки, созданные архитекторами, художниками, мастеровыми, трудившимися над строительством царской резиденции. В фонде также собраны масляные портреты членов царской семьи и других известных деятелей.

Но не только исторические артефакты хранятся в Коломенском. Музей активно собирает и работы современных художников — С. М. Харламова, Б. К. Шаповалова, И. А. Манухова и других мастеров.

Maksim Starostin

Большой интерес представляют элементы декора утраченных памятников архитектуры Москвы — в Коломенском хранятся фрагменты порталов, наличников, колонн от церквей, монастырей и башен, утраченных в 1930-е годы. Подробное описание фондов доступно на официальном сайте заповедника Коломенское.

Виртуальные туры по музею Коломенское

Сотрудники музея постоянно готовят новые выставки, чтобы познакомить широкую публику с самыми интересными экспонатами. Ведь лишь малая часть фондов демонстрируется во дворце, палатах и других сооружениях комплекса на постоянной основе.

Богатые интерьеры со старинной мебелью, предметами интерьера, картинами, скульптурами, люстрами и витражами ждут вас во Дворце царя Алексея Михайловича. Залы украшены иконами, графикой, резьбой и другими предметами, составляющими экспозицию «Сокровища русского искусства. XVII век».

Панорама дворца:

Историческая выставка, повествующая о судьбе Коломенского с момента основания до современности, размещена в комплексе Передних ворот Государева двора.

В Домике Петра I, где воссозданы кабинет, столовая и другие помещения, можно познакомится с обстановкой, в которой жил великий реформатор.

Не менее интересны экспозиции, рассказывающие о быте дворовых. В Этнографическом центре Коломенского музея-заповедника созданы выставки «Усадьба коломенского крестьянина», «Усадьба кузнеца» и «Конюшенный двор». Гости могут посетить жилые дома мастеров, амбары, кузницу и конюшню.

Усадьба пасечника и Аптекарский огород, образующие экспозиционный комплекс «Медовое Коломенское», раскроют секреты пчеловодства и покажут особенности быта. В программу входит посещение огорода, избы, пасеки, знакомство с инвентарем и техникой сбора меда.

Колокольня Вознесенской площади, Ирина Дементьева

Посмотреть фильм о соколиной охоте — любимой забаве Алексея Михайловича, можно в хозяйственном комплексе Соколиный двор. Здесь и сегодня содержатся ловчие птицы: соколы и ястребы.

Постоянные экспозиции действуют и в других строениях музея-заповедника Коломенское — о водоснабжении Государева двора повествуется на выставках Водяной мельницы и Водовзводной башни; о жизни Сумского острога расскажут экспонаты Моховой башни; иконы и предметы религиозного культа собраны в Церкви Святого великомученика Георгия Победоносца. Узнать больше об экспозициях Коломенского, режим работы объектов и темы выставок можно здесь.

Иконостас Вознесенской церкви, Ирина Дементьева

Современное состояние

При храме Кзанской иконы Божией Матери в Коломенском действует воскресная школа.

Описание

Художественное значение Казанской церкви, прежде непосредственно входившей в состав государева дворца, с которым она соединялась крытыми переходами, невелико. За то она рисует нам самую типичную, разработанную церковную постройку второй половины XVII в., примеров которой находим довольно большое количество как в Москве, так и в провинции. Здание представляет немного вытянутый куб, поставленный на высоком подклете с откинутыми на юг и север крыльцами. Решение стенной плоскости, сведенное к двум принципиальным приемам, проводится согласно выработавшемуся канону. Четыре, тесно соприкасающихся, окна с каждой стороны, исключая глухой восточной, занимают середину пространства стены, заключенной с углов обычными двойными пилястрами, несущими карниз.

Широкий пояс верхней части состоит из трех карнизов один над другим. Выше — линия кокошников, утерявших всякий конструктивный смысл при четырехскатном покрытии, перебиваемых двумя небольшими оконцами. Маленькие худосочные кокошники сверху покрыты еще карнизом так, что оказываются в зажиме. Наличники окон с тяжелыми колонками завершаются также кокошниками. Пятиглавие на тонких шейках есть декоративная надстройка, выражающая храмовую идею и не имеющая решительно никакого практического значения, благодаря глухим главам не освещающим внутренности. С двух сторон — северной и южной примыкают небольшие кубы двух приделов, увенчанные главками, схожими с боковыми главами центрального куба. На подклете из массивных столбов с перекинутыми арками устроена круговая галерея, охватывающая церковь со всех сторон. Она также имеет столбы и арочные соединения, отвечающие подклети.

Живописно раскинувшиеся крыльца с кувшинками, поддерживающими арки и несколькими рундуками сами по себе довольно обычны; но решение северного, в силу принципиального приема, пожалуй, единственно в древнерусском зодчестве. На это крыльцо воздвигнута колокольня, которая оказывается, кроме всего, и на неузаконенной стороне. Взятая в отдельности, колокольня опять-таки походит на хорошо известный и сохранившийся тип. На два простых четверика, из коих верхний прорезается окном в скромной рамке с сандриком, водружен восьмерик с арочными пролетами, подвышенными в центре, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой на тонкой шейке; один ряд слухов опоясывает нижнюю часть шатра. Несмотря на сравнительно позднее время, колокольня производит несколько архаичное впечатление своим сдержанным решением.

Внутреннее помещение церкви с двумя круглыми столбами совсем не сохранило древнего облика. Нынешняя роспись, возникшая лет пятнадцать назад, совсем изменила воздействие стен, лишенных первоначально какой бы то ни было живописи.

Пятиярусный иконостас также недавнего происхождения; в нем остались некоторые иконы XVII в., впрочем, записанные.

Музей деревянного зодчества в Коломенском

В 1923 году по инициативе известного российского архитектора Петра Дмитриевича Барановского появился музей «Коломенское», и именно этот ученый стал первым его директором. С 1923 по 1933 год он нашел и перевез сюда несколько памятников деревянного зодчества XVII–XVIII веков. Экспонаты этого музея можно увидеть и в наши дни. В 2006-2007 году деревянные строения были отреставрированы и перенесены из центральной части парка на его окраину, к реке Жужа.

Моховая башня Сумского острога

Моховая башня Сумского острога была разобрана и привезена Барановским в Коломенское в 1931 году. Части ее конструкции хранились в запасниках более 80 лет, а когда в 2003 году исследователи принялись за ее сборку, они долго не могли понять, как это правильно сделать. Была проделана огромная подготовительная работа, прежде чем Моховая башня была вновь воссоздана на территории этнографического музея в Коломенском.

Надвратная башня Николо-Корельского монастыря

Восточная Надвратная башня Николо-Корельского монастыря также стала одним из первых экспонатов музея Коломенского — она была привезена в Москву в 1932 году. Это единственный сохранившийся на сегодня памятник деревянной монастырской архитектуры XVII века. Датой строительства башни считается 1692 год, хотя сам Николо-Корельский монастырь был основан еще в конце XIV — начале XV веков на месте впадения реки Северная Двина в Белое море.

Башня Братского острога

Башня Братского острога является уникальным архитектурным памятником деревянного зодчества XVII века. Как правило, острог представлял собой большую четырехугольную деревянную крепость, по углам которой находились башни. От Братского острога до наших дней сохранилось лишь две из них. Датой их строительства принято считать 1654 год. При строительстве Братской ГЭС в 1957-1958 году обе башни оказались в зоне затопления, поэтому после тщательных исследований было принято решение перенести их на новое место, и так одна из них оказалась в Москве в парке Коломенское, а вторая — так и осталась в городе Братск и является экспонатом местного музея.

Храм святого Георгия Победоносца в Коломенском

Еще один памятник деревянного зодчества XVII века, который можно увидеть в Коломенском — церковь Святого Георгия Победоносца. Храм был построен в 1685 году на берегу реки Ёрги. За свою долгую жизнь церковь неоднократно перестраивалась, а в результате реставрация конца XIX века практически полностью изменила свой внешний облик.

В советские времена в стенах деревянного памятника размещался сельский клуб, а затем склад, и в результате ни иконостас, ни другое внутреннее убранство не сохранилось. В 2003 году было принято решение разобрать полуразрушенную церковь и перевезти ее для реставрации в Коломенское. Так в 2009-2011 году в музее деревянного зодчества появился еще один памятник архитектуры XVII века.

Домик Петра I в Коломенском

Но самым известным музейным экспонатом деревянного зодчества в Коломенском является дом Петра I, который в отличие от остальных древних строений, по-прежнему располагается рядом с Государевым двором. Сам дом был построен в 1702 году в устье Северной Двины специально для Петра I.

Царь жил в этом доме недолго, всего полтора месяца, когда находился в Архангельске и наблюдал за строительством военных кораблей и укреплений. В 1934-1936 годах директор музея-заповедника Коломенское Петр Дмитриевич Барановский, чтобы спасти памятник от разрушения, перевез его в Москву. Если внешне дом Петра I не изменился, то интерьеры внутри здания воссозданы и реконструированы в наши дни, а внутри располагается музей.

Перед домиком установлен памятник императору Петру I. Эта скульптура — авторская копия памятника, а оригинал был подарен бельгийскому городу Антверпен.

Копия Голландского домика царя Петра I

Но это не единственный дом российского императора в Коломенском. Рядом с рекой Жужей находится копия дома из города Заандама, в котором Петр I провел 8 дней, обучаясь корабельному делу. Все детали дома были полностью спроектированы и изготовлены в Голландии, а только затем привезены в Россию для сборки — это подарок от Вооруженных сил королевства Нидерланды Коломенскому музею-заповеднику. Внутри здания располагается одна из музейных экспозиций усадьбы.

Водяная мельница и Соколиный двор

Из современных построек в музее деревянного зодчества стоит также отметить водяную мельницу, плотину на реке Жужа и Соколиный двор. Оба экспоната являются воссозданными в 2007 году.

Из истории

По легенде, о строительстве храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Москве задумывался еще Михаил Федорович Романов. Тогда в селе Коломенском была возведена деревянная церковь.


Церковь Казанской иконы Божией матери в Коломенском

В середине XVII века возвели уже каменное здание с шатровой колокольней и семью куполами, два из которых венчают боковые приделы.

Интересно! Именно Казанскую икону широко почитают как заступницу земли Русской. Этим образом благословляют жениха и невесту на брак, ее же часто вешают у детской кроватки.

Версии историков относительно причин строительства этого храма различны:

  • одни считают, что царь Михаил Федорович сделал это в благодарность Богородице за избавление от польского нашествия;
  • другие утверждают, что царь Алексей Михайлович приурочил строительство каменной церкви к столетнему юбилею взятия Казани;
  • третьи говорят о том, что возведение здания из камня началось после рождения наследника (поскольку этот образ Божией Матери царь Алексей Михайлович почитал как охраняющий весь род Романовых).

Построенный в резиденции царя храм долгое время был домовым для семьи Алексея Михайловича. С основным ансамблем царских покоев его соединял переход длиной 50 метров. К XIX веку он обветшал настолько, что его пришлось разобрать.

Интересные и популярные места в «Коломенском»

Места и объекты музея заповедника, которые обязательно стоит увидеть.

Дворец царя Алексея Михайловича

Период строительства – вторая половина XVII века. Просуществовал около ста лет и был разобран за ненадобностью и по причине обветшания. В 2010 году в Коломенском решили воссоздать дворец в натуральную величину и повторяя планировку оригинала. Комплекс занимает площадь 7000 м², он имеет пять уровней и объединяет пять строений. И внешнее, и внутреннее убранство поражает детализацией и красотой.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Стоит на высоком берегу Москвы-реки. Появление памятника архитектуры связано с правлением Ивана Грозного. Внешне напоминает собор Василия Блаженного. Хотя храм выглядит единым целым, он состоит из пяти отдельный сооружений, плотно прилегающих друг к другу. У них отдельные входы и алтари. Несколько десятилетий церковь была в запустении. Повторное освещение пришлось на 1992 год. Службы проходят по выходным и праздникам.

Выставочный зал «Атриум»

Когда музейная коллекция только начала собираться, нужны были помещения для хранения фондов. Одним из таких и оказался «Атриум». Он стал первым зданием, специально построенным для этих целей. Название дано выставочному залу из-за внутреннего дворика. В 2006 году добавился второй этаж, расширивший возможности комплекса. Главная экспозиция – «Секреты русских мастеров» – пользуется спросом круглый год.

Ярморочная площадь

Эту территорию занимают аттракционы разной направленности и выставки-продажи. Много развлечений для детей, но они носят сезонный характер. Зимой поблизости заливают каток и устанавливают горки для катания на тюбингах. В период фольклорных праздников, также устраиваемых на ярмарочной площади, количество посетителей Коломенского увеличивается. Главное событие – ярмарка меда.

Луна-парк «Карусель»

Парк с аттракционами для всей семьи приглашает гостей в тёплое время года. На его территории установлены три вида батутов: от примитивных до экстремальных. Есть водные приключения: от лодочек, куда детей пускают только с родителем, до аттракциона «Каноэ», где малышам предстоит самим пройти нехитрую полосу препятствий. Детская комната, карусели, автодром – неполный список развлечений в луна-парке.

Музей-выставка песчаных фигур

Проходит в Коломенском в тёплое время года. Каждый год темы для скульптур разные. Создаются удивительные работы прямо на месте и сохраняются на протяжении нескольких месяцев, когда их может увидеть любой желающий. Высота скульптур от 3 до 6 метров. Рядом для детей ставят песочницы и периодически проводят миниатюрные конкурсы. В 2017 году музей-заповедник даже принимал импровизированный чемпионат мира по песчаным фигурам.

Набережная Москва-реки

Из-за близости расположения музея-заповедника эту часть набережной называют Коломенской. Она начинается от Коломенской улицы и тянется до шлюзового канала. Общая длина – менее 2 километров. В хорошую погоду тут традиционно людно. На одной из площадок набережной установлен шатёр и специальное оборудование, которое можно арендовать для проведения свадьбы или любого другого мероприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector