Карта эрмитажа

Интересные факты о котах Эрмитажа

Поговорим подробнее о котах Эрмитажа и расскажем несколько интересных фактах о наших пушистых четвероногих друзьях.

Факт #1. История хвостатых охраников Эрмитажа датируется 18 веком, когда Петр I поселил в Зимнем дворце большого кота Василия, привезенного им из Голландии. По другой версии Василий был подарен Петру голландскими купцами, которые жили тогда в Вологде.

Факт #2. В 18 веке в стенах будущего Эрмитажа появились целая партия котов и кошек из Казани по указу императрицы Елизаветы Петровны.

Факт #3. Статус охранников картинных галлерей котам присвоила Екатерина II. С того времени они несут свою службу. Так, кошки, живущие в Эрмитаже, охранают шедевры мирового искусства от грызунов.

Факт #4. Как вы думайте сколько котов в Эрмитаже? На сегодняшний день в стенах Эрмитажа обитают более 50 кошек и котов. Все они находятся на финансировании государства. Их кормят, стерелизуют, осущестляют медицинский уход. У каждого есть свой кошачий паспорт.

Факт #5. Существет традиция давать котам Эрмитажа имена великих художников. Она началась после одного случая, когда некий кот застрял в вентиляции зала Ван Дейка, после чего получила имя Вандейк.

Факт #6. Интересно, что котов Эрмитажа есть особое название. Их называют: эрмики.

Факт #7. Самый известный кот Эрмитажа — Ахилл. Белоснежный, голубогразый, с коротким хвостом, завернутым крючком и глухой от рождения кот Ахилл умеет предсказывать победителей матчей по футболу, за что его прозвали оракулом. Ахилл сыскал мировую славу, благодаря своему таланту предсказателя.

Кот Эрмитажа Ахилл

Факт #7. У котов Эрмитажа есть свой праздник: «День Эрмитажного кота» или «День котов Эрмитажа», который празднуется в ежегодно 28 марта в Зимнем дворце. У праздника также есть еще одно название: «День мартовского кота» ведь не зря его празднуют в марте

Факт #8. Сегодня коты Эрмитажа являются символом северной столицы России Санкт-Петербурга равна как вороны Тауэра — символ Британии.

Павильонный зал Малого Эрмитажа

Помещение устроено в 19 веке Андреем Ивановичем Штакеншнейдером, который соединил мотивы античности, Ренессанса и Востока. Из него открывается вид на висячий сад Екатерины. Зал украшают бахчисарайские мраморные фонтаны, расположенные симметрично друг против друга. Также славятся здешние мозаичные произведения и изящные столы, инкрустированные полудрагоценными камнями.

Но самым примечательным экспонатом являются знаменитые часы «Павлин». Дивной красоты павлин создал востребованный в то время английский мастер Джеймс Кокс. Эту “павлинную” прелесть приобрел князь Григорий Потемкин в подарок Екатерине Великой. Часы доставили в Петербург в разобранном виде. На месте композицию собрал Иван Кулибин. 

В Эрмитаже каждый зал по-своему уникален, всё — словами не опишешь. Разумеется, можно узнать на любом ресурсе поподробнее об интересующем зале. Но лучше 1 раз посмотреть его, чем 100 раз про него прочитать. Эрмитаж открывает свои покои и гостеприимно принимает всех!

Как правильно посетить Эрмитаж

Как только вы минуете кассы, сможете оставить вещи в гардеробе, верхнюю одежду сдавать обязательно. Там посетителей ждет еще одна очередь, но, как правило, она не занимает много времени. Помните, что в Эрмитаж нельзя проносить жидкости. В холле есть автоматические камеры хранения, но их слишком мало – свободными они бывают только утром, для самых первых посетителей.

Затем вас ожидает контроллер, который проверит ваши билеты. После проверки посетители могут взять для себя схему и аудиогид. Схема бесплатная, мы рекомендуем обязательно ее захватить, ведь в Эрмитаже очень просто потеряться.

Стоимость аудиогида – 350 рублей на русском языке, и 500 рублей на других. Если вы захотите воспользоваться этой услугой нужно будет оставить залог – документ или 2000 рублей.

В каждом зале есть смотрители – если вы потерялись, они обязательно вас сориентируют и подскажут дорогу.

Коллекция Эрмитажа – огромна, обойти ее всю и уделить достаточно времени каждому экспонату почти невозможно. В музее более 300 залов – их точно число меняется в зависимости от наличия временных выставок.

В Эрмитаже для посетителей доступно несколько вариантов экскурсий. Обзорная экскурсия по Главному музейному комплексу стоит 250 рублей, в Главном штабе – 250 рублей, во Дворце Меншикова, Музее Императорского фарфорового завода – по 150 рублей. Забронировать экскурсию можно по номеру +7 (812) 571-84-46 .

Мы рекомендуем заранее ознакомиться с планом Эрмитажа и отметить, какие залы вы хотите посетить в обязательном порядке. Если вы не можете определиться, предлагаем осмотреть самые красивые и известные места музея.

Лоджии Рафаэля

Галерея, включающая в себя 13 корпусов. Композиция состоит из 52 полотен, на которых изображены библейские сюжеты. Они скопированы с ватиканских фресок.

Гербовый зал Зимнего дворца

Парадное помещение, площадь которого – 1 квадратный километр. Здесь проводились балы и приемы, а также прощания с умершими императорами.

Александровский зал

Просторный зал, где выставлена коллекция западноевропейского серебра XVII—XVIII веков, однако главная ценность – само оформление помещения.

Малахитовая гостиная

Покои Александры Федоровны – жены императора Николая I. Это единственный образец оформления малахитом целого жилого интерьера, который сохранился до наших дней.

Золотая гостиная Марии Александровны

В зале вы можете увидеть ювелирные камни, на которых вырезаны портреты. Самый древний из них датируется IV веком до нашей эры, вся коллекция относится к времени до середины XVIII века.

Залы Древнего Египта

Здесь представлены экспонаты, относящиеся к цивилизации Древнего мира. Посетители смогут увидеть мумии, саркофаги, амулеты и скульптуры.

Выставки этих залов посвящены античности.

Павильонный зал

Интерьер частично сохранился от бывшего здесь когда-то кабинета Екатерины II, но самая главная ценность зала – механические часы «Павлин», изготовленные в Лондоне в 1770-е годы, они до сих пор исправно работают.

Зал Рембрандта

Эрмитаж является место, где хранится одна из самых больших коллекций картин Рембрандта. Самая ценная картина этого зала – полотно «Возвращение блудного сына», написанное мастером в конце XVII века.

Как добраться в Эрмитаж

Все основные здания Эрмитажа находятся на Дворцовой площади. Доехать сюда можно всем видами транспорта разной степени удобства

На метро

Станции метро расположены довольно далеко от музея:

  • Адмиралтейская — в семистах метрах,
  • Невский проспект — почти в километре.

Но если у вас есть время — прогуляйтесь по Невскому, это отличная прелюдия к шедеврам, спрятанным на Дворцовой площади.

На автобусе и троллейбусе

Остановка общественного транспорта «Дворцовая площадь» находится всего в трехстах метрах от входа на площадь, поэтому если не хотите себя перегружать ходьбой — вперед на  маршруты № 7, 10, 24, 191 автобуса и № 1, 7, 10, 11 троллейбуса.

 Русский музей. Шедевры, билеты, лайфхаки
 Михайловский замок  Автовокзал на Обводном канале. Как добраться

Интересные факты об Эрмитаже

Факт #1. В Египетском Зале Эрмитажа находится коллекция мумий и саркофагов. Самая знаменитая – это мумия жреца Древнего Египта Па-ди-иста десятого века до нашей эры. Вторая знаменитая древнеегипетская мумия певицы после проведенных исследований оказалась жрецом по имени Па-кеш, привратника фараона. Возраст ее примерно 2,5 тысячи лет.

Факт #2. Висячий сад Эрмитажа – это гордость его и краса. Он находится между галереями, которые соединяют Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Сад был построен в 1764–1773 годах архитекторами Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном и перестроен в 1841 году В.П. Стасовым. А с 2004 года по 2011 год сад был закрыт на инженерно-техническую реконструкцию. Этот сад под открытым небом обладает уникальным микроклиматом из-за своего местоположения.

Факт #3. Главное здание Эрмитажа – Зимний дворец, неповторимый по своей красоте, как внешней, так и внутренней.

Факт #4. Главный зал Эрмитажа – самый величественный и просторный Гербовый зал Зимнего Дворца. Но надо отметить, что в Эрмитаже все залы поражают своей уникальностью и великолепием.

Факт #5. Главная лестница Эрмитажа – Посольская или Иорданская лестница в Зимнем Дворце. Иностранные послы поднимались по ней для аудиенций, а в Крещение царская семья спускалась к Иордани.

Факт #6. Сравним два знаменитых музея, Лувр и Эрмитаж. В Лувре выставочных экспонатов около 380 000, общая выставочная площадь 60 600 кв.м., а в Эрмитаже, количество выставочных экспонатов более 3 000 000 и общая выставочная площадь 127 480 кв.м. Государственный Эрмитаж существенно больше Лувра.

Факт #7. В Большом дворе Зимнего дворца стоит черная чугунная скульптура — голова красивой и изящной девушки. Подойдя ближе эта скульптура оказывается плоской. Девушку зовут Карлота. По словам ее создателя, Жауме Пленсы, испанского мастера иллюзий, она символизирует мечты человека.

Факт #8. Задавались ли вы вопросом: почему в Эрмитаже картины темные? Дело в том, что реставраторы Эрмитажа боятся исказить кисть художника и превратить старое полотно в яркую репродукцию. Не нарушить авторскую живопись – это основной принцип реставраторов Эрмитажа.

Факт #9. Эрмитажные коты – это тоже достопримечательность музея. Первый кот появился в 1724 году, благодаря Петру I, «для мышей и крыс устрашения». В 1745 году императрица Елизавета Петровна выписала из Казани несколько десятков котов, так как очень боялась разных грузунов. Сейчас в штате на постоянной основе состоят 50 котиков.

Коты Эрмитажа

Залы Эрмитажа.

Самым посещаемым местом является Павильонный зал в Малом Эрмитаже. Его убранство состоит хрустальных люстр, фонтанов, мозаичных полов и статуй из белоснежного мрамора. В центре зала находятся знаменитые часы «Павлин», изготовленные из золота. Один раз в час птица распускает хвост и курлыкает.

Посетители музея Эрмитаж любят прогуливаться по галерее, называемой «Лоджии Рафаэля». На потолке находятся 52 копии фресок знаменитого мастера, на которых изображены библейские сюжеты.

В парадные залы Зимнего дворца, на стенах которых висят полотна Леонардо да Винчи («Мадонна с младенцем» и «Мадонна с цветком») и Рембрандта («Даная» и «Возвращение блудного сына»), ведет Иорданская (Посольская) лестница. Ее ступени и балюстрада изготовлены из белого мрамора.

Любители античной культуры с удовольствием посещают в Новом Эрмитаже Двадцатиколонный зал, который расписан в греческо-египетском стиле и хранит коллекцию древних амфор, ваз, античных камей и гемм, в том числе и «Камею Гонзага» – самую большую в мире.

Здесь же находится огромная Колыванская ваза, изготовленная из яшмы. Ее вес – 19 тонн, а высота 5 метров. Примечательно, что Новый Эрмитаж был выстроен специально для этой вазы.

В этом же здании расположились залы Диониса, Юпитера, Геракла с древнеримскими скульптурами.

Знаменит среди посетителей Государственного Эрмитажа Египетский зал, в котором находятся предметы из гробниц египетских придворных. Кроме саркофагов и мумий здесь можно увидеть древние амулеты и выдержки из Книги мертвых.

В старом Эрмитаже существуют две экспозиции, которые можно посетить только в составе экскурсионной группы. Это «Бриллиантовая» и «Золотая» кладовые, в которых хранятся золотые изделия древних сарматов и скифов, а также драгоценные камни и ювелирные украшения работы мастеров XVI-XIX столетий.

В Рыцарском зале хранится более 15 000 экземпляров холодного оружия и защитных доспехов XV—XVII столетий.

Жемчужиной Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге по праву считается скульптура «Скорчившийся мальчик», принадлежащая резцу Микеланджело Буонаротти. Кстати, это единственная его работа в РФ.

В одном из залов музея Эрмитаж внимание туристов привлекает фарфоровый сервиз, состоящий из 700 предметов и рассчитанный на 60 человек. Вся посуда украшена великолепными камеями

Нельзя пройти мимо Малахитовой гостиной с двумя каминами, созданной в 1837 году, вместо сгоревшей Яшмовой комнаты.

В здании бывшего Главного штаба сегодня вниманию зрителей представлены полотна Кандинского, знаменитый «Черный квадрат» Малевича и картины французских художников XIX-XX столетий.

В отделе нумизматики, являющемся самым крупным в стране, представлено более миллиона монет различных эпох и государств. Также здесь можно ознакомиться с наградными и памятными медалями, орденами и значками.

Этажи

Не знаете, что посмотреть в Эрмитаже? Условно музей можно поделить на 3 этажа. Так удобнее ориентироваться. Что посмотреть в Эрмитаже за один день в первый раз?

1 этаж

Первый этаж понравится тем, кто любит народный этнос и мифы древней Греции. Здесь находятся различные предметы быта, скульптуры, античные статуи, которые тесно связаны с мифологией, Востоком и Азией.

Если вам интересно разглядеть пантеон Богов, оружие Алтая, сокровища Сибири, то вам сюда. Здесь можно познакомиться с Дионисом и медузой Горгоной, постичь дзен в залах Тибета и насладиться пряностями контрастной Индии.

2 этаж

Это место для тех, кто считает себя Эстетом с большой буквы. Поднимаясь по главной Иорданской лестнице, представьте себя знатной особой или великим царем. На втором этаже расположены роскошные дворцовые интерьеры.

Высокие стены, обитые дорогой тканью, деревянные и мозаичные полы, расписные потолки, колонны, висячие люстры и декоративная лепнина – все мини-чудеса света собраны в одном месте.

Интерьеры наполнены раритетной и подлинной мебелью, изящными статуями, уникальными картинами, фресками, старинными предметами быта, коврами и многими другими аксессуарами.

3 этаж

Посмотреть картины в коллекции Эрмитажа можно на третьем этаже. Чаще всего до 3 этажа добираются только самые преданные искусствоведы и любители живописи. Здесь представлены произведения знаменитых художников испанской, фламандской, голландской, итальянской и многих других школ живописи.

«Апостолы Петр и Павел»

Испанский художник Эль Греко жил в XVI в., когда в изобразительном искусстве были популярны библейские сюжеты. В творчестве мастера есть несколько работ с таким названием, одна из них находится в Эрмитаже.

Написана картина в 1587-1592 гг. Эль Греко новаторски подошел к изображению апостолов. Он сделал их противоположностями. Павел, решительный и беспощадный, указывает пальцем на текст Священного Писания, явно соглашаясь с ним и что-то доказывая Петру.

Петр же, стоящий по правую руку от Павла, показан сомневающимся. Искусствоведы до сих пор работают над разгадкой символизма этого шедевра.

Зимний дворец

Эрмитаж располагается в Зимнем дворце, который когда-то являлся главным императорским дворцом России. Построен в 1754-1762 гг архитектором Б.Ф.Растрелли.  Конечно же, его оформление превыше всех похвал. Если фасад здания очаровывает взгляд, то что же внутри?

Спросив в кассе билет на посещение ВСЕХ залов и помещений музея, уплатив 400р с предъявлением паспорта гражданки России, я вошла внутрь…

И предстала предо мной красота неописуемая! Все дворцы, доселе виденные, померкли, по сравнению с роскошью убранств залов Эрмитажа. Каждая комната, зал, коридор – произведение архитектурного искусства. Каждый предмет быта – удивительное сокровище. Наверное, именно архитектурные решения произвели наибольшее впечатление, заставляя сердце замирать от восхищения.

Первоначально, обилие залов, расположенных на трех этажах, вводят в тупик – куда идти? Потому идешь наугад, куда глаза глядят, наслаждаясь искусством. Потом начинаешь более-менее ориентироваться, тем более на входе можно взять бесплатную карту с планом залов. У каждого зала есть номер, потому, когда понимаешь, что заблудился, начинаешь идти соответственно номерам.

Серебряная утварь дворца

Картины и экспонаты выставлены тематически. Имеется зал французского искусства, Италии, Испании, Англии, Голландии и других стран. Есть залы, посвященные древностям, античному миру, восточному искусству. Некоторые помещения отданы определенным авторам. Есть временные выставки, где фотографировать запрещено. В основном же, везде можно делать снимки, но без вспышки.

Петровский зал

Личная гостиная Марии Александровны («Золотая гостиная»)

Будуар императрицы Марии Александровны

Библиотека Никоkая II

Лохань из серебра

Заяц Пипус приобщается к прекрасному  

Часы «Павлин»

Оказавшись в Эрмитаже впервые, я не имела конкретной цели что-то посмотреть, хотелось увидеть все! И всего там было ой, как много.  Потому, после обхода только лишь второго этажа, ноги еле-еле передвигались вперед.

Из известных мне мастеров на глаза попался только Тициан и Рубенс, что уже сильно порадовало.

Картина «Даная», Тициан

Искала картины Леонардо Да Винчи, и вроде бы внимательно искала, но так и не нашла. И только лишь вернувшись в гостиничный номер, решила спросить у Гугла, а есть ли в Эрмитаже Да Винчи? И Гугл ответил: «Конечно же, есть!». И тут я расстроилась – как же так, почему я его не увидела? Посмотрела фото зала с работами маэстро в интернете и с удивлением поняла, что я там, оказывается, была, только фотографировала в этом зале… дверь!  А что, красивая дверь, какое тут может быть сравнение с картинами Леонардо. Дверь – наше все)))

Зал Леонардо да Винчи

Та самая дверь 🙂

Малый Итальянский просвет

Храм Зимнего дворца

Повозка IV-III века до н.э.

Через четыре часа блуждания по залам Эрмитажа, я, с сожалением, констатировала факт, что сил на посещение Зимнего дворца Петра I и Главного штаба уже нет. И зря я покупала полный билет. Одно радовало – следующий день, 7 декабря, объявлен Днем Эрмитажа. На афишах значилось, что вход будет бесплатный. Потому в Главный Штаб я вернулась уже днем позже.

Часы работы

Эрмитаж открылся для посетителей с 15 июля 2020 года после продолжительного закрытия на карантин. После открытия изменились правила посещения и график работы музея.

Посещение музея организовано по сеансам продолжительностью не более двух часов, работает несколько точек для входа и выхода. Для посетителей доступны только определенные маршруты, разработанные работниками Эрмитажа.

Вход в эрмитаж только в гигиенических масках, перчатках и с соблюдением социальной дистанции.В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции вход в Эрмитаж осуществляется по электронным билетам, которые можно приобрести онлайн без очередей:

Вы также можете заказать онлайн билеты с аудиоэкскурсией от профессиональных гидов:

Вторник, четверг, воскресенье с 11:00 до 19:00;

Среда, пятница, суббота с 11.00 до 20.00;

Понедельник – выходной;

Продолжительность одного сеанса — 2 часа.

Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса. Проход в музей может быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, если Вы опоздаете билет аннулируется и не будет подлежать возврату.

Режим работы Главного штаба такой же, как и всего музея.

1 января и 9 мая Эрмитаж закрыт.

Посещение Эрмитажа

Эрмитаж можно посетить в любое время года. Самый большой приток людей в музей происходит летом, когда к российским туристам присоединяются иностранцы, многие из которых с круизных лайнеров, пришвартованных в порту.

Если вы хотите максимально осмотреть музей, мы рекомендуем вам сделать это в среду или пятницу, так как в эти дни Эрмитаж открыт по более широкому графику (с 10:30 до 21:00).

В остальные дни (вторник, четверг, суббота и воскресенье) график работы короче (с 10:30 до 18:00). Музей закрыт по понедельникам (а также 1 января и 9 Мая).

Наплыв людей всегда больше в выходные и во время школьных каникул, поэтому лучше всего избегать этих дней.

Большинство людей приходят в музей по утрам. С 16:00 наплыв людей идет на спад. Поэтому, если вы хотите совершить быстрый визит на несколько часов, среда или пятница после обеда (15:00 или 16:00) – это подходящее время, у вас будет около 5 часов, чтобы посетить музей и увидеть самые важные экспонаты.

Сакральное пространство

Перечислять все экспонаты можно много и долго. К счастью, в Эрмитаже их несметное количество! Но мне хотелось бы остановиться именно на тех, которые могут вас заинтересовать. Все они находятся на 2 этаже.

Что нужно обязательно посмотреть в Эрмитаже? Библиотеку Николая II. Она искусно стилизована под английскую готику. Особое настроение создается с помощью резной мебели темного дерева и тесненной кожи книжных переплетов. В центре стоит огромный камин, украшенный резными гербами царской семьи.

Но рисунок орнамента будуара Марии Александровны (супруга Александра II) сложен и прихотлив. В нем царят хрупкие извивающиеся ветви растений и завитки раковин, а также вплетенные в узор вензеля, статуи, фигурки амуров и букеты цветов. Убранство будуара изобилует резным деревом и дорогим литьем, которое образует дорогие орнаменты.

Какой зал в Эрмитаже нужно посмотреть в первую очередь? Самое холодное место в музее – это павильонный зал. В его убранстве тесно переплелись античные мавританские и ренессансные мотивы.

Легкие белоснежные колонны, ажурные белоснежные решетки и двухъярусные аркады напоминают интерьеры восточных дворцов. Знаменательная особенность зала – это старинные часы в виде огромного павлина, которые до сих пор идут. Поглядеть, как павлин машет крыльями и головой, собираются сотни народы.

Еще немного

А что посмотреть с ребенком в Эрмитаже? Конечно же, Рыцарский зал. В небольшом пространстве стоят железные статуи отважных рыцарей, которые сидят на железных конях. Здесь же на стеллажах разложены кольчуги, предметы охоты, оружие и другие интересные вещи.

А что посмотреть в Эрмитаже самостоятельно? Можете найти там небольшую часовню, которая прямо вписана в общий генштаб Эрмитажа. Как только увидите большой купол с позолотой, знайте, что вы на верном пути. Говорят, что именно в этом месте происходило венчание Николая II и Александры Федоровны.

Экспонаты музея

Сколько экспонатов в Эрмитаже? Их количество превышает 3 миллиона! Это, безусловно, огромная цифра. Что есть в Эрмитаже? Среди самых уникальных экспонатов с интересной историей можно выделить следующие:

  • часы «Павлин» в Эрмитаже. Они были привезены по заказу Потемкина. Мастером является Д. Кокс из Англии. Чтобы доставить часы в сохранности, их пришлось разобрать. Но вот последующая сборка оказалась довольно трудной из-за утери или поломки деталей. И только к концу 18 века часы снова заработали, благодаря стараниям умелого русского мастера. Этот экспонат поражает своей красотой и роскошью: клетка с совой вращается, а павлин даже распускает хвост;
  • Феодосийские серьги. Техника, которая была применена для их изготовления, – зернь. Это небольшие золотые или серебряные шарики, которые напаивают на ювелирное украшение. На этих серьгах изображена композиция, показывающая состязания в Афинах. Хотя многие ювелиры пытались повторить этот шедевр, им это не удалось, так как способ создания феодосийских серег неизвестен;
  • фигура Петра 1, выполненная из воска. Для её создания пригласили иностранных мастеров. Фигура в красном облачении величественно восседает на троне.

В качестве отдельного экспоната, ради которого тоже стоит посетить этот музей, можно назвать его интерьеры. Внутри Эрмитажа можно увидеть довольно величественные, где-то утончённые, украшенные самыми разными элементами залы. Гулять по ним одно удовольствие.

Часы «Павлин»

Кладовые Эрмитажа

На схеме залов Эрмитажа можно увидеть такие названия, как Галерея драгоценностей №1 и №2. Они называются Золотой и Бриллиантовой. Говорящие наименования! Разумеется, в них можно осмотреть ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота.

Посещение этих галерей не входит в стоимость входного билета. Их нужно оплачивать отдельно. Посещение возможно только с экскурсией по расписанию. Фото- и видеосъемка там запрещены, но впечатления от увиденной красоты творений древних мастеров хватит надолго.

О знаменитом золоте скифов известно практически всем, но ничем не уступает по мастерству и выразительности коллекция сибирского золота, сформированная еще Петром Великим. Она состоит из предметов, собранных на территории Западной Сибири в начале XVIII века. Эту подборку экспонатов по праву можно назвать самой ранней археологической коллекцией России.

Некоторые произведения древних ювелиров датируют еще седьмым веком до нашей эры. Оттого и потрясает мастерство и точность исполнения шедевров.

Для ценителей красоты и блеска натуральных камней познавательным станет посещение Бриллиантовой кладовой. В ней расположены драгоценности российских самодержцев. Это табакерки и шкатулки всех форм и размеров, часы и веера, украшенные россыпью бриллиантов.

Также можно увидеть уникальные творения ювелирного искусства работы Карла Фаберже — уменьшенные в десять раз копии императорской короны, скипетра и державы.

История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию  знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова  продолжались до 1840 года.

До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.

Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.

Интересные факты о история Эрмитажа

Факт #1. Интересно ли вам узнать: почему 1764 год считается годом основания Эрмитажа? Ответ на этот вопрос прост. В 1764 году Екатерина II приобрела в Берлине у немецкого коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 картин. Это было в основном произведения фламандской и голландской школ.

Факт #2. Апартаменты Зимнего Дворца, где была размещена личная коллекция картин императрицы, Екатерина II стала называть Эрмитажем, так как любила рассматривать произведения искусства в полном уединении. (Сейчас этот флигель называется Малый Эрмитаж). Позднее этим красивым французским словом назвали весь музейный комплекс.

Вот почему история Эрмитажа началась с Зимнего Дворца и с Екатерины II.

Зимний дворец

Факт #3. Интересно, что экспонаты из частного собрания предшественника Екатерины II, Петра I, тоже сегодня находятся в Эрмитаже. Это, например, «скифское золото» – драгоценные украшения в виде фигур зверей, которые хранятся в Золотой кладовой. Они были приобретены для Сибирской коллекции Петра I.

Скифское золото в Эрмитаже

«Женщина, держащая плод»

Дата создания  1893 г. Вдохновленный визитом на Таити, Поль Гоген нарисовал картину, которую сначала назвал «Куда ты идешь». Из частной коллекции И.А. Морозова, полотно перешло во владение Эрмитажа.

На картине показана полуобнаженная женщина, которая держит в руках большой экзотический плод. Она куда-то направляется, так как изображена в движении. Взгляд напряжен, в нем отражается подозрительность.

Нет единого мнения, рисовал ли Гоген ее с реального образа, или придумал. Некоторые исследователи полагают, что женщина существовала на самом деле. Погода, как и положено южному острову, очень жаркая, поэтому героиня оголена. На заднем плане видно нескольких женщин, которые рассматривают автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector