По следам «тартарии»: орда в европейской картографии

Происхождение «Золотой Орды»

Прежде чем говорить о названии «Золотой Орды», напомним, что то что называют «Золотой Ордой» — это государство, возникшее после того, как основатель Монгольской империи Чингисхан разделил свои империю еще при жизни между сыновьями. Земли в Поволжье, «поскольку они находились в наибольшем отдалении от центра его империи — в Монголии, Чингисхан, действуя согласно монгольскому закону о наследовании, отписал своему старшему сыну Джучи. Но Джучи так и не успел вступить в наследство, поскольку в начале 1227 года за несколько месяцев до смерти своего отца умер», напоминает немецкий монголовед Бертольд Шпулер (годы жизни: 1911-1990) в своей книге «Золотая Орда. Монголы в России 1223-1502» (Bertold Spuler Die Goldene Horde. Die Mongolen in Rußland 1223–1502, 1943 г., переработанное издание 1965 г.). Поэтому первым фактическим правителем улуса Джучи, которая теперь больше известна в русскоязычном пространстве как «Золотая Орда»  был сын Джучи и, соответственно внук, Чингисхана Бату (в русском написании Батый)».

Длительный период золотоордынские ханы считались подчиненными по отношению к великим ханам в Монголии. Улус Джучи. А распалась «Золотая Орда» к первой половине XV века, когда на его месте образовались Большая Орда, Ногайская Орда, Казанское, Крымское, Сибирское, а впоследствии частично на его территории расположилось и Казахское ханство. Правопреемниками золотоордынских ханов после падения Большой Орды стали считаться крымские ханы.

«Золотая Орда» была государством, основанным монгольскими завоевателями, но основным населением в ней были не монголы, а тюрки, а также финно-угорский элемент. Население «Золотой орды» также именовали татарами. Как пишет Бертольд Шпулер «под татарами в данном случае следует понимать народ, состоявший из монголов и тюрков, продвинувшийся при Чингисхане на Запад, смешавшийся с проживавшими там тюркоязычными и финно-угорскими народами и образовавший новую тюркоговорящую общность. Татарами ныне называет себя и народ, столица которого расположена в Казани. Верхние слои его сначала составляли монголы». Также заметную роль в «Золотой орды» играли кипчаки (в древнерусских летописях — половцы, в европейских источниках — куманы) — еще один тюркоязычный народ, занимавшийся преимущественно кочевым скотоводством и ремеслами; войдя в «Золотую Орду», они смешались там с татарами Чингисхана.

Бертольд Шпулер напоминает: правом на наследство власти в «Золотой Орде обладали только потомки Чингисхана по линии Джучи… (При этом) народы, пришедшие в Кыпчак (в русских источниках эта местность была известна как «Поле Половецкое», также именовали впоследствии и регион, где расположилась Золотая Орда), разговаривали на двух языках — монгольском и тюркском. Поэтому можно сказать, что явный количественный перевес тюркоговорящих людей над монголами вызвал процесс постепенного растворения монгольского языка в тюркском. Собственно только первые ханы Золотой Орды, родившиеся еще в Монголии, владели этим языком в совершенстве, поскольку он был их родным языком».

Издание «История Казахстана» Аманжола Кузембайулы и Еркина Абиля, вышедшее в Казахстане и рекомендованное для студентов вузов этой страны, пишет (2006 г.) про улус Джучи (т.е. про то, что именуют «Золотой Ордой»): «Население Улуса было полиэтничным. Собственно монголов было незначительно, основная их масса оставалась в Монголии, на родине. Оказавшиеся в Казахстане были полностью ассимилированы тюркоязычным населением. В оседлых областях обитали камские булгары (предки современных казанских татар), мордва, русские, греки, хазары, аланы, городские кыпчаки. Большую часть кочевого населения составляли кыпчаки, в составе которых возникли новые объединения — найманы, кереи, уаки, конраты, аргыны, канглы, мангыты, кияты и др.». Упомянутая «История Казахстана» вообще называет улус Джучи — кыпчакским государством. Издание указывает: «Улуг Улус («Великий Улус») — первое в истории централизованное кыпчакское (древнеказахское) государство.

Титулы ханов «Золотой Орды»

Саму государственность «Золотой Орды» олицетворяя ее владетель. Напомним, возникла она под названием улус Джучи, а затем обычно именовалась улусом, или Улуг улусом (великом улусом) с добавлением имени правящего на тот момент там хана

Поэтому важно сказать несколько слов о титуле владетелей — ханов «Золотой Орды».

Бертольд Шпулер пишет в своей цитируемой здесь книге: «Истинным титулом всех владык «Золотой Орды» является обозначение «хан», и оно имеется на любой, в том числе и самой мелкой, монете, даже если на ней отчеканено имя не правителя Кыпчака, а великого хана, т.е. владетеля не «Золотой орды», а всей Монгольской империи. Титул владыки всей объединенной империи монголов обозначался как «ка ан» («хаган», «великий хан»), а правитель «Золотой Орды» имел титул, как уже отмечалось выше, просто «хан».

Однако очень скоро к нему стали добавлять эпитет «законный» («аль-адил», аль-адил — в переводе с арабского «законный» или «справедливый». Отсюда происходит мужское имя Адил (от «адала» — «справедливое действие»), которое считается одним из наиболее почитаемых мусульманских имен, поскольку оно являлось лакабом («эпитетом») пророка Мухаммеда). В частности, ханы «Золотой Орды» Менгу-Тимур, Тохта, Хизр и Орду-Мелек1 именовались именно так — «хан аль-адил». Многие золотоордынские правители ограничивались в своем титуле просто эпитетом «аль-адил» (Менгу-Тимур и Тохта) или «аль-азам», то есть «самый могущественный», как, например, Менгу-Тимур. Но обычно эти эпитеты следовали друг за другом, обозначая, что этот хан является самым законным, справедливым и могущественным.

Начиная с 1310–1311 годов (710 года хиджры) в титуле ханов «Золотой Орды» (в том числе и на монетах) появляется такое обозначение правителя, как «султан». Оно имеется в титуле ханов «Золотой Орды» Тохты, Узбека, Джамбека и Булата (Пулада) обычно с эпитетом «аль-адил» и реже «аль-азам».

В 1342–1343 годах (743 году хиджры) появляется также титул «хаган», видимо вместо слова «султан», с добавлением «аль-адил» («аль-хаган аль-адил»), которое имели только Джамбек и позже Тохтамыш. Наконец, в период с 1389 по 1391 год на закавказских монетах Тохтамыша после его победы в этом регионе появляется титул «бахадур» -, который, однако, больше нигде не встречается (бахадур — форма тюрко-монгольского почетного титула «ба-гатур». Означает то же самое, что и батыр у тюркских народов — лихой наездник, храбрец, богатырь).

Титул «аль-малик аль-адил» вместо «ас-султан аль-адил» применялся только ханом «Золотой Орды» Джамбеком и наряду с ним в 1371 — 1372 годах (773 году хиджры) Тулук-беком.

Первым, кто при чеканке монет в титуле (лакабе) использовал приставку «Дин», был умерший в 1313 году хан «Золотой Орды» Тохта, что послужило примером для многих последующих правителей. Указание имени отца (отчества) на монетах появилось лишь в XV столетии. Так, в 1424 году хан «Золотой Орды» Кучук-Магомед именовал себя Магомед ибн Тимур ас-султан аль-арам хан, то есть Магомед, сын Тимура. Титул «падишах» на монетах едва ли можно найти. Он встречается лишь на монетах без указания конкретного времени, отчеканенных в 1310–311 годах (710 году хид-ры), а также в 1315–1316 годах (715 году хиджры), и употребляется почти только в письменных источниках как общее обозначение правителя. Здесь можно найти титул «падишах нику» («хороший владыка»), что является дословным переводом старинного монгольского титула», пишет Бертольд Шпулер.

Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по следующим основным источникам: современному изданию «История Казахстана» Аманжола Кузембайулы и Еркина Абиля, вышедшему в Казахстане и рекомендованному там для студентов вузов этой страны (2006 г.); книге немецкого монголоведа Бертольда Шпулера (годы жизни: 1911-1990) «Золотая Орда. Монголы в России 1223-1502» (Bertold Spuler Die Goldene Horde. Die Mongolen in Rußland 1223–1502, 1943 г., переработанное издание 1965 г.); другим материалам.

Больше о «Золотой орде» на нашем сайте:

Опубликовано
13
12
2017

 

Portalostranah

Путь к трону Золотой Орды

С 1246 года Берке стал доверенным лицом Бату на всех важных мероприятиях Чингизидов: на выборах Гуюка он ещё играет второстепенную роль, но на курултае 1250−1251 гг. Берке уже главный организатор. Тогда на трон великого хана был выдвинут Мунке, сын Тулуя, которого поддерживал Бату. Многочисленные родственники совершенно не желали участвовать в подобном запланированном мероприятии и даже не прибыли в назначенный день на курултай. Делегация под началом Берке откровенно некомфортно чувствовала себя в Монголии, хотя в неё входил тридцатитысячный воинский контингент из Золотой Орды. Берке направил письмо Бату с описанием ситуации и получил вполне ясный ответ. «Ты его (Мунке) посади на трон, всякий, кто отвратится от ясы, лишится головы» — старший брат резко дал понять, что промедление может стоить им очень дорого.

В итоге собрание монгольской знати прошло без сучка и задоринки: Берке хоть и нарушил ряд обычаев, но не допустил смут во время избрания нового великого хана. Воины, верные Берке и Бату, обеспечили спокойное проведение курултая.

Был один любопытный эпизод в этой истории, который никак не вписывался в традиции собрания монгольской знати: Берке заставил избранного великого хана произнести клятву на Коране, дабы оказывать поддержку мусульманам по всей Монгольской империи.

Вернувшись из дальней поездки, Берке стал стремительно набирать политический вес в Орде. Старшие братья Орду и Шибан отправились в лучший из миров: так Берке оказался вторым лицом в Улусе Джучи. Головокружение от успехов у царевича наступило достаточно быстро: уже в начале 1250-х гг., имея земли на Северном Кавказе, младший брат Батыя стал самостоятельно принимать посольства мусульманских правителей от имени хана Золотой Орды. Вскоре у Берке был отобран надел земли: далее он перекочевал на Волгу. Казалось, стремительной карьере конец, но до Сарая дошло известие о том, что Мунке дал добро на завоевательный поход Хулагу на Иран, а также велел расправиться с багдадским халифом, с которым Золотая Орда установила довольно теплые отношения.

Александр Невский и Сартак. (Pinterest)

В 1256 году не стало Бату: это событие сильно изменило расстановку сил в Монгольской империи. В Золотой Орде борьба за трон началась почти сразу: сын Бату Сартак перед смертью отца отправился в Каракорум к Мунке и был назначен преемником. Сартак (несторианин по вероисповеданию) не выступал против похода на Иран. Берке же подобный расклад совсем не устраивал: он фактически задействовал все силы влиятельных мусульман в Золотой Орде, чтобы не дать сыну Бату стать правителем Улуса Джучи. Купцы, золотоордынские Чингизиды и племенные вожди поддержали Берке, вероятнее всего, из-за денег и нарушения старинного обычая: Сартак должен был предложить титул хана сначала своим старшим родственникам — дядям.

До последнего Берке пытался уговорить Сартака решить вопрос мирным путём, но неприязнь последнего к исламу и к самому дяде заставила пойти младшего брата Батыя на крайние меры: во время визита к родному брату Берке Беркечару Сартак был отравлен на пиру. Но такое вероломное убийство в Орде не осудили. Правда, Мунке назначил сына убитого Сартака Углачи ханом Золотой Орды, но и тот не удержался: в 1257 году его не стало. Боркачин-хатун, вдова Бату, также участвовала в дворцовых интригах и вела тайную переписку с Хулагу. Об этом быстро узнали сторонники Берке из числа нойонов и обвинили вдову в предательстве — она была убита.

Берке фактически провозгласил себя правителем Золотой Орды, пока Мунке участвовал в походе против империи Сун. Безусловно, Великий хан мог расправиться с узурпатором, но в 1259 году Мунке умер в Южном Китае во время осады города Хэ-чжоу. Пока в Монголии делили власть братья покойного Мунке, Берке сохранял нейтралитет.

Хулагу. (Pinterest)

Великолепный Сарай-Бату: столица Золотой Орды

По большому счету, ничего более и предпринимать не требовалось, захваченные сонмами татаро-монгольского войска нарды исправно платили дань, обеспечивая благосостояние и процветание как самому хану, так и его державе. Решено было строит и столицу, поближе к покоренным народам, чтобы было удобнее заниматься грабежами и снимать сливки. На вопрос, какой город являлся столицей Золотой Орды существует два ответа, и оба они верные, так как варианта на самом деле было два, но об этом чуть позже.

Стоит рассказать также о том устройстве, каким и отличалась Золотая Орда. Поделенная изначально мелкие ханства, то есть улусы, границы которых были совершенно не стабильны и постоянно менялись, это также была своего рода крупная империя, подчиненная единственному правителю, который и обосновался неподалеку от Астрахани.

  1. Первая столица Золотой Орды называлась Сарай-Бату и существовала она в то время, пока был жив Батый. В дословном переводе это можно перевести, как Старый Дворец, но у города было и иное название. К примеру, его называли Сарай ал-Махруса, то есть Дворец, Харнимый Богом, или же просто Сарай I. Причем столица золотой орды г. Сарай находилась всего в каких-то восьми десятках километров к северу от Астрахани, в районе современного села, под названием Селитренного, что в Харабалинском районе. Первое упоминание об этом великолепном городе относиться к рукописям знаменитого францисканского монаха, по имени Рубрук, датируемых 1254 годом, хотя по всей видимости, основан он был где-то лет за пять до этого момента. Нужно сказать, что разрушили город войска Ивана Грозного, уже в далеком 1556 году, когда упадок и деградация уже сожрали некогда великую Орду.

Занимательно

Стоит обязательно учесть, что население Сарай Бату было чрезвычайно разношерстным. Тут жили успешно трудились византийцы и русские, монголы и булгары, аланы, кыпчаки, черкесы и множество других национальностей. Причем жили они обособленными общинами, и в частную жизнь друг друга не мешались. В выстроенном из кирпича городе полностью функционировал водопровод и канализация, тут дули стекло, резали по кости, ограняли бриллианты, плавили и обрабатывали металлы, ковали знатные мечи, в общем, жизнь била ключом.

  1. Второй столицей пресловутой Золотой Орды стал город, под названием Новый Дворец, или же Сарай-Берке. Имелось и у него несколько иных имен, к примеру, Сарай аль-Джедид, что собственно и обозначало Новый Сарай. Сведения об этом городе уже достаточно разрозненные и есть несколько самостоятельных версий о том, где точно он мог находиться, а также в какое время существовал, так как он был разрушен до основания. По одной из версий, вернее, гипотез, располагался древний город над левым рукавом великой русской реки Волги, под название Ахтуба, что в Волгоградской области. Считается, что город стоял всего шестьдесят три года, после чего след его затерялся. Однако другие историки, к примеру, В. Л. Егоров, считают, что подобного города не существовало вовсе, а свидетельства указывают, что это просто иное название для Сарай-Бату.

Великое стояние при Угре: конец монголо-татарского ига и падение Большой Орды

Как уже и говорилось, политиком Иван был достаточно продвинутым, он прекрасно понимал, что падение монголо-татарского ига неразрывно связанно с воссоединением русских земель, а для этого нужны союзники. Менгли-Гирей мог спокойно помочь Ахмед-хану установить новую Орду, и вернуть выплаты дани

Потому чрезвычайно важно было заручиться поддержкой Крыма, особенно, ввиду союза ордынцев с литовцами и поляками. Именно Менгли-Гирей ударил по войскам Казимира, предотвратив их помощь ордынцам, но лучше будет, если сохранить хронологию, происходивших тогда, событий

Тихим и жарким майским деньком 1480 года, Ахмет поднял свое войско и выступил в поход на Русь, русичи стали занимать позиции при реке Ока. Причем ордынцы двинулись вверх по Дону, разорив по дороге достаточно большие территории, что расположились меж Серпуховым и Калугой. Сын Ивана Третьего повел свое войско навстречу Орде, а сам царь отправился к Коломне с довольно большим отрядом. В то же время Ливонский орден осаждал Псков.

Ахмад добрался до литовских угодий, что с южной сторны реки Угры и остановился, ожидая что к его войскам присоединиться и союзническое подразделение Казимира. Ждать пришлось долго, потому что в как раз тогда, им пришлось отражать яростные атаки Менгли-Гирея на Подолье. То есть, им было совершенно не до какого-то там Ахмата, который всеми фибрами своей души желал только одного – возобновление былой славы и богатства собственного народа, а может государства. Спустя некоторое время основные силы обеих армий встали по разным берега Угры, выжидая, когда кто-то нападет первым.

Прошло вовсе не много времени, и ордынцы начали голодать, и недостаток продовольственных запасов сыграл ключевую роль в сражении. Так что, на вопрос, кто победил монголо-татарское иго, есть и еще один ответ – голод, и он совершенно верный, правда, несколько косвенный, и тем не менее. Тогда же Иван III решил пойти на уступки собственным братьям, и те с дружинами также подтянулись на Угру. Стояли довольно долго, да так, что речушку полностью сковал лед. Ахмату нездоровилось, он был в полной растерянности, а для полноты счастья, еще и пришли вовсе не хорошие новости – в Сарае намечался заговор и началось в народе брожение умов. Глубокой осенью, в ноябре того же года, бедолага Ахмат решил объявить отступление. От бессильной злости он жег и грабил все, что попадалось на его пути, и вскоре после Нового года был убит еще одним врагом – Ибаком, ханом тюменским.

После того, как Русь освободилась от ордынского ига, выплаты дани по вассальной зависимости, все же были возобновлены Иваном. Он был очень занят войной с Литвой и Польшей, чтобы спорить, потому легко признал право Ахмеда, сына Ахмата. На протяжении двух лет, 1501 и 1502, дань исправно взималась и доставлялась в казну Орды, чем та и поддерживала свою жизнедеятельность. Падение Золотой Орды привело к тому, что российские владения стали граничить с Крымским ханством, из-за чего начались настоящие разногласия меж правителями, но это уже история вовсе не опадении монголо-татарского ига.

Культура

Особых культурных достижений эпоха Золотой Орды человечеству не оставила. Все же зарождалось это государство как захват кочевниками оседлых народов. Собственные культурные ценности любого кочевого народа относительно просты и прагматичны, так как нет возможности строить школы, творить живописные полотна, изобретать способ изготовления фарфора или возводить величественные строения. Но перейдя в значительной части к оседлому образу жизни, завоеватели переняли многие изобретения цивилизации, включая архитектуру, богословие, письменность (в частности, уйгурскую письменность для документов), более тонкое развитие многих ремесел.

Литература

Саблуков Г.С. Очерк внутреннего состояния Кыпчакского царства. Казань, 1895.

Насонов А.Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси). М.–Л., 1940.

Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.–Л., 1950.

Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.

Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII–XIV вв.). М., 1966.

Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.

Фёдоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973.

Фёдоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994.

Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV–XV вв.). М., 1975.

Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV–XVI вв. Казань, 1979.

Григорьев А.П. Золотоордынские ханы 60–70-х годов XIV в.: хронология правлений // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1983. Т. 7.

Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII–XV вв. М., 1983.

Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в 13–14 вв. М., 1985.

Из истории Золотой Орды. Казань, 1993.

Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. Проблема исторической преемственности. М., 1993.

Губайдуллин Г.С. История татар. М., 1994.

Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.

Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. Казань, 1996.

Кульпин Э.С. Золотая Орда. Проблемы генезиса Российского государства. М., 1998.

Малов Н.М., Малышев А.Б., Ракушин А.И. Религии в Золотой Орде. Саратов, 1998.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.М. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000.

Измайлов И.Л. Ислам в Золотой Орде // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. История и современность. Казань, 2001.

Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды. СПб., 2001.

Источниковедение истории Улуса Джучи. Казань, 2003.

История татар: в 7 т. Казань: Институт истории АН РТ, 2009. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в.

Золотая Орда: библиографический указатель / автор-составитель И.М. Миргалеев; отв. ред. Э.Г. Сайфетдинова. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2013. 412 с.

Spuler B. Die Goldene Horde. Die Mongolen in Russland. Lpz., 1943.

Schamiloglu U. The Qaraci byes of the later Golden Horde: Notes on the Organization of the Mongol World Empire // Archivum Eurasiae medii aevi. 1984. Vol.4.

Halperin Ch. J. Russia and the Golden Horde. The Mongol Impact on Medieval Russian History. Bloomington, 1985.

Автор – И.Л.Измайлов

Монгольские племена в конце XII в.

При определении историко-географических и этнических начал Золотой Орды важно уточнить терминологию, бытующую в исторической литературе. Словосочетание «монголо-татары» возникло в российской исторической науке в XIX в

Первоначально «татары» – одно из монголо-язычных племен, объединенных на рубеже XII– XIII вв. Темучином (Тэмуджином, впоследствии Чингисханом). После серии завоевательных походов Чингисхана «татарами» стали называть в китайских, арабских, персидских, русских и западно-европейских источниках XIII–XIV вв. все кочевые племена (в том числе немонгольские), объединенные и покоренные им. В этот период в Евразии возникло несколько государств, в которых монголы составляли организующую и руководящую основу. Они сохраняли свое самоназвание – монголы, но окружающие народы продолжали именовать их татарами. В период существования Золотой Орды ее этническая основа – ассимилированные тюркоязычными половцами монголы – в русских летописях именовалась только татарами. Кроме того, на ее территории сформировалось еще несколько новых тюркоязычных народов, которые со временем приняли этноним «татары» в качестве самоназвания: поволжские татары, крымские татары, сибирские татары.

Монгольские племена в XII в. занимали территорию, ограниченную Алтаем, пустыней Гоби, хребтом Большой Хинган и озером Байкал. Татары жили в районе озер Буир-нор и Далай-Нор, урянхаты заселяли северо-восточные области Монголии и Забайкалье, хунгираты занимали юго-восточную часть Монголии, тайчиуды (тайчжиуды) располагались по реке Онон, меркиты кочевали по Селенге, а кереиты и найманы – далее к западу. Между Ангарой и Енисеем в таежной зоне обитали ойраты, «люди лесов».

Население Монголии в XII в. подразделялось по образу жизни на лесное и степное. Лесные народы жили в таежной и притаежной зоне и занимались преимущественно охотой и рыболовством. Большая часть племен вела кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы жили в юртах, разборных или установленных на телегах. Повозку с юртой перевозили быки, на стоянках такие повозки располагались кольцом. Разводили коней, коров, овец и коз, в меньшем количестве – верблюдов. Монголы-кочевники охотились и в ограниченной степени занимались земледелием, сеяли в основном просо.

Система власти

Формально ханы являлись единовластными монархами, их имя упоминалось в пятничных и праздничных молитвах (хутбе), они скрепляли своей печатью законы и исполняли другие государственные функции.

Роль центрального исполнительного органа власти в Золотой Орде выполнял диван, состоявший из представителей высшей знати четырех правящих родов – Ширин, Барын, Аргын, Кипчак, которым подчинялись другие тюрко-татарские кланы. Главой дивана являлся везир, который руководил фискальной системой в стране.

В государственной иерархии выделялся олуг карачибек (великий карачибек, беклярибек), который ведал судопроизводством, внутренними и внешнеполитическими делами, а также являлся главнокомандующим войсками страны.

Основной формой участия аристократии в государственном управлении был традиционный тюрко-монгольский сословно-представительный орган – курултай, на котором решались важнейшие государственные вопросы (в том числе выборы и низложение ханов, объявление войны, выдача замуж представительниц ханского рода).

На курултае обычно представительствовали около 70 наиболее знатных эмиров – правители кланов и улусов. В разные периоды истории Золотой Орды роль и влияние курултая на государственные дела были различными.

Социальная организация знати в Золотой Орде имела иерархическую систему, связанную с правами на землевладение (или взимание определенного налога), как условное (суйургал), так и безусловное (тархан).

Начало Золотой Орды

Впервые Европа познакомилась с монгольскими кочевыми племенами в первой четверти тринадцатого века. Войска Чингисхана дошли до Адриатики и могли успешно продвигаться и дальше — на Италию и в Западную Европу. Но мечта великого завоевателя свершилась – монголы смогли зачерпнуть шлемом воду из Западного моря. А потому многотысячная армия вернулась в свои степи. Еще двадцать лет монгольская империя и феодальная Европа существовали, никак не сталкиваясь, как бы в параллельных мирах. В 1224 году Чингисхан разделил свое королевство между сыновьями. Так появился Улус (провинция) Джучи – самый западный в империи. Если мы зададимся вопросом, что такое Золотая Орда, то точкой отсчета этого государственного образования можно считать 1236 год. Именно тогда амбициозный хан Бату (сын Джучи и внук Чингизхана) начал свой Западный поход.

Орда и Русь

В отечественной историографии долгое время основным понятием, характеризующим отношения Руси и Золотой Орды, было «иго». Нам рисовали страшные картины монгольской колонизации русских земель, когда дикие орды кочевников уничтожали на своем пути всех и вся, а оставшихся в живых обращали в рабство.

Однако в русских летописях термина «иго» не было. Впервые он появляется у польского историка Яна Длугоша во второй половине XV века. Более того, русские князья и монгольские ханы, по мнению исследователей, предпочитали договариваться нежели подвергать земли разорению.

Л. Н. Гумилев, к слову, считал взаимоотношения Руси и Орды выгодным военно-политическим союзом, а Н. М. Карамзин отмечал важнейшую роль Орды в возвышении Московского княжества.

Известно, что Александр Невский, заручившись поддержкой монголов и застраховав свои тылы, смог выдворить с северо-западной Руси шведов и немцев. А в 1269 году, когда крестоносцы осаждала стены Новгорода, монгольский отряд помог русским отбить их нападение. Орда встала на сторону Невского в его конфликте с русской знатью, а тот в свою очередь помогал решать ей междинастические споры.
Безусловно, значительная часть русских земель монголами была завоевана и обложена данью, однако масштабы разорения вероятно сильно преувеличены.

Князья, желавшие сотрудничать, получали от ханов так называемые «ярлыки», становясь, по сути, ордынскими наместниками. Бремя повинности для подконтрольных князьям земель существенно снижалось. Какой бы унизительной ни была вассальная зависимость, она все-таки сохраняла автономию русских княжеств и предотвращала кровопролитные войны.

Церковь и вовсе была освобождена Ордой от выплаты дани. Первый ярлык был выдан именно духовенству – митрополиту Кириллу ханом Менгу-Темиром. История нам сохранила слова хана: «Мы жаловали, попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас, да не клянут нас». Ярлык обеспечивал свободу вероисповедания и неприкосновенность церковного имущества.

Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко в «Новой хронологии» выдвигают весьма смелую гипотезу: Русь и Орда одно и то же государство. Батыя они легко превращают в Ярослава Мудрого, Тохтамыша в Дмитрия Донского, а столицу Орды Сарай переносят в Великий Новгород. Впрочем, официальная история к такой версии настроена более чем категорично.

Индивидуальные доказательства

  1. И монгольское Алтан Орд, и татарское Алтын Урда означают «Золотая армия». Сравните слово орду , которое также означает «армия», в различных тюркских языках .

  2. JJ Saunders: Мэтью Пэрис и монголы. Торонто, 1968, с. 124.
  3. Карстен Гёрке и др.: Россия , с. 79.
  4. Чарльз Дж. Гальперин: Россия и Золотая Орда: влияние монголов на средневековую русскую историю. Издательство Индианского университета, Блумингтон, 1987 г .; Дональд Островский, Московия и монголы: межкультурные влияния на степной границе, 1304–1589. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1998.
  5. Рене Груссе: Генгисханидские монголы. Магнус Верлаг, Эссен, 1975, стр. 540-545.
  6. Джек Уэтерфорд: Чингисхан и создание современного мира. Миннесота, 2004 г., стр. 241-265.
  7. Дэвид Морган: Монголы. Второе издание, Wiley-Blackwell, Oxford 2007, ISBN 1-4051-3539-5 , стр. 74-98.
  8. Так прочего. Герхард Фуке , Габриэль Цайлингер: Катастрофы в позднем средневековье. WBG (Общество научной книги), Дармштадт 2011, ISBN 978-3-534-24699-1 , стр. 107 и далее.
  9. О. Бенедиктоу: Черная смерть 1346-1353: Полная история. Вудбридж 2006.
  10. Й. Гиссауф и Й. Штайнер: Владыки над народами в палатках из войлочной стены. Грац 2009, с. 100.
  11. Ховорт: История монголов. С. 226; Сафаргалиев: Распад Золотой Орды, прилагается.
  12. Spuler, Goldene Орда, стр. 151.
  13. см. Шильтбергера и Абдула Гаффара.
  14. П.А. Садыков: Очки по истории опричнины. АН СССР, Москва 1950 (репринт де Грюйтера, 1969, ISBN 978-3-11-198369-1 ).
  15. Б. Спулер: Золотая Орда: монголы на Руси 1223–1502 гг. 2-е издание. Висбаден, 1965, с. 265.
  16. Дж. Гиссауф: Монголия. Грац 2001, ISBN 978-3-901921-12-4 , стр. 68.
  17. Б. Спулер: Золотая Орда. Монголы на Руси 1223–1502 гг. 2-е издание, Висбаден, 1965, с. 277.
  18. Рене Груссе, Die Dschingiskhaniden-Mongolen (Magnus Verlag Essen, 1975) с. 545.
  19. Б. Спулер: Золотая Орда: монголы на Руси 1223–1502 гг. 2-е издание. Висбаден, 1965, с. 279.
  20. Б. Спулер: Золотая Орда: монголы на Руси 1223–1502 гг. 2-е издание. Висбаден, 1965, с. 278 и далее.
  21. Б. Спулер: Золотая Орда: Монголы на Руси 1223–1502 гг. 2-е издание. Висбаден, 1965, с. 281 и далее.
  22. Дж. Гиссауф: Монголия. Грац 2001, ISBN 978-3-901921-12-4 , стр.58.
  23. Р. Мичелл / Н. Форбс: Летопись Новгорода 1016-1471. Лондон, 1914, стр.88.
  24. Й. Гиссауф и Й. Штайнер: Владыки над народами в палатках из войлочной стены. Грац 2009, стр. 94 ф.
  25. Б. Спулер: Золотая Орда: Монголы на Руси 1223–1502 гг. 2-е издание. Висбаден, 1965, стр. 388 и далее.
  26. Джек Уэтерфорд: Чингисхан и создание современного мира. Миннесота 2004, стр. XXIV, ISBN 0-609-80964-4 .
  27. Хартмут Рюсс: Древнерусские княжества под властью Золотой Орды. Грац 2009, с. 110.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector