Свято-георгиевский монастырь

Тяжелые годы и период возрождения

Большие проблемы у Катерлезского женского монастыря начались с приходом власти советов. Церковный комплекс первым из крымских храмов прекратил свою деятельность. В 1921 г. уездный совет постановил создать на этой территории трудовую колонию. Часть монахинь уехала в находящуюся рядом обитель, других заставили подписать отказные документы.

На территории открыли детский дом, который ликвидировали вместе со всем церковным комплексом в 1924 г. Все здания были разобраны на строительные материалы. Уничтожили храмы, часовни и тот камень, на котором стоял Георгий Победоносец.

Какие еще храмы есть на Крымской земле:

Возрождение началось в 90-х годах, в двух малопригодных для жизни зданиях поселились послушницы под руководством настоятельницы Анилины. Монахини построили печи, запаслись материалами и стали расчищать место для восстановления обители. Вскоре возобновились крестные ходы с иконой святого Георгия, воздвигли часовню.

Христиане надеются, что вскоре восстанет из праха и главный храм обители.

Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь имеет красивейшую историю становления. Память о здешних событиях греет сердца праведных христиан, которые могут вдохновиться старинными достопримечательностями и духом святости. В настоящее время послушницы ведут упорные работы по восстановлению некогда грандиозного церковного комплекса.

Видео о Катерлезском Свято-Георгиевском женском монастыре

Монастырь сейчас

Одна из главных достопримечательностей монастыря – лестница, ведущая на Георгиевскую скалу. Она насчитывает около 800 ступеней и поднимается в высоту на 640 метров. На самой скале возвышается крест. При посещении стоит соблюдать аккуратность – лестница довольно крута, а перил у нее нет. Сверху открываются великолепные виды на море и монастырь.

В самом монастыре сохранилась старая монастырская трапезная 1838 года постройки и колокольня середины XIX века.

Здесь есть свой святой источник – Георгиевский. Ротонда над ним была поставлена в 1816 году и подновлялась в 1846, а потом в 2000. Это одно из самых старых сооружений монастыря. Вода считается святой и целебной, ее советовал пить еще известный монастырский старец Калинник, доживший до 116 лет. Сейчас источник восстанавливается – в советское время он был засорен и фактически пересох.

Стоит осмотреть также Рождественский храм 1893 г. Это каменное сооружение над древней пещерной церковью.

Главный храм обители – Свято-Георгиевский – довольно точно воссоздает исторический облик классицистского храма, строившегося здесь в начале XIX века. Это однокупольная церковь с колоннадами. Одна из главных ее святынь – копия той самой древней иконы св. Георгия, которая сейчас находится в музее.

Другая чтимая монастырская икона – список с Иверской. Она находится в специально для нее построенной Иверской часовне. Часовня была разрушена в советское время и восстановлена в 2000 г.

Частично сохранился монастырский некрополь с могилами настоятелей и старинными часовнями над ними.

В 1983 году на монастырской территории был поставлен памятник поэту А. С. Пушкину, который побывал в этих местах в 1820 г. Памятник представляет собой беседку-ротонду. Пушкина здесь помнят – например, в монастыре в 1996 году состоялись Международные Крымские Пушкинские чтения. Тогда же здесь служили панихиду по поэту.

Недалеко от пещерного храма находится поставленный уже в XXI веке памятник св. Андрею Первозванному, покровителю русского флота.

У монастыря есть два подворья: церковь Константина и Елены в с. Флотском и церковь Двенадцати апостолов в Балаклаве.

Как правило, из Севастополя сюда можно не только добраться самостоятельно, но и взять экскурсию. Поскольку монастырь действующий, то в нем действуют некоторые ограничения: нельзя появляться в открытой летней одежде, женщины должны быть в юбках и с покрытой головой, фотосъемка внутри храмов ограничена.

Информация для паломников

Попасть в монастырь можно как при индивидуальном посещении, так и в путешествии по Фиоленту, рассчитанном на несколько дней. Таким есть, например, экскурсия «Древнегреческий Севастополь», рассчитанная на путешествие по мысу длиной в 3 дня. Монастырь является действующим, поэтому в нем соблюдаются некоторые правила.

Посещающим монастырь нельзя входить на территорию в пляжной или открытой одежде, коротких штанах, женщинам необходим головной убор. При необходимости закрытую одежду можно взять на самой территории монастыря при входе. Посещение самого храма без соответствующего внешнего вида нежелательно.

В монастыре нет доступной гостиницы для паломников, но есть несколько отелей в относительной близости. Самым комфортным можно считать отель «Украина», расположенный в Севастополе, в самом центре города. Отель предлагает комфортные номера, оборудованные всем необходимым. Гостиница «Дельфин» находится ближе к заповеднику и предлагает современные номера с выходом на террасу.

Третий отель «Рейкарц Севастополь» принадлежит бельгийской сети отелей и находится на удалении от центра города и близко к пляжу. Отель представляет стандартные номера, а так же отличается высокой организацией различных деловых встреч и конференций.

В монастырском храме можно заказать церковные требы, такие как молебны, сорокоусты и чтение неусыпной псалтири. Также в церковных лавках можно приобрести иконы, свечи, лампадки, книги, домашние иконостасы, купить монастырскую выпечку, одежду. На территории монастыря работают несколько кафе, и есть источник питьевой воды, которую нельзя пить сырой.

Монастырь святого Георгия на мысе Фиолент это замечательное место для экскурсий, совмещающее в себе как посещение церковной архитектуры в Севастополе, так и прекрасные виды моря.

Оформление статьи: Лозинский Олег

История Балаклавского монастыря

Историки затрудняются с ответом, кому принадлежит православная постройка, но в хрониках генуэзцев есть запить о том, что Георгиевский монастырь уже стоял, увенчивая мыс в XIV веке. Окраинная часть Чембало частенько подвергалась набегам, однако никому из воинственных местных военачальников и иноземцев не приходило в голову разрушить Свято-Георгиевский монастырь, оставили его в покое и турки. В 1475 году святыня находилась под опекой Константинопольской патриархии, а в 1974 году перешла под руку Священного синода, позднее тут было место подвижнического подвига святого старца Калинника.

Расширение и расцвет Севастополя неразрывно связано с монастырской обителью. Именно сюда приходили горожане, почитая Балаклавский храм одним из главных на всей территории. В период Крымской войны Георгиевский монастырь Севастополя значительно увеличился в размерах и пережил Великую Отечественную, однако оказался почти полностью разрушенным. Кроме пещерных келий церкви Рождества Христова тут практически ничего не осталось.

Время и советская власть – жестокий разрушитель и прежде, чем предстать во всем великолепии, монастырю потребовались долгие годы забвения и заброшенности. Лишь в 2008 году его вновь открыли для путешественников, полностью восстановив наземную часть, и сегодня Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь снова принимает горожан, гостей города и всех, кому интересна история, а также мифы о православной святыне.

А мифами Свято-Георгиевский монастырь Севастополя, весьма богат. Старинные предания рассказывают, что еще в I веке, когда Византийское царство было могущественно и сильно, оказались на мысу рыбаки, потерпевшие кораблекрушение. Проголодав много дней, так как земли Партенита, как называли мыс тогда, скудны пищей, рыбаки взмолились святому Георгию Победоносцу. Услышал великий их мольбы и успокоил шторм, одарил голодных щедрым уловом. Чуден был улов, среди рыбы сверкала икона с изображением Святого.

И рыбаки отблагодарили заступника, вырубив в скале пещеру, где и основали первый маленький иконостас с подаренной им иконой. Многие до сих пор называют Фиолент Монастырь-бурун, именно в память о том событии.

Когда пришла помощь, не все рыбаки уехали с мыса, часть осталась вести отшельнический образ жизни, заложив по легенде, начало келейной обители, которая потом разрослась. Так и появился Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму.

Сегодня путешественникам не нужно ждать шторма или терпеть бедствие, чтобы увидеть Свято-Георгиевский монастырь в Севастополе. Полностью реконструированное строение по чертежам IX-XIV столетия снова приглашает на экскурсии. Возведенное в стиле русского классицизма, здание не украшено литографиями и росписями, как это было во времена расцвета, но, несмотря на обновленный интерьер, тут есть что посмотреть.

Восстановленный ансамбль из братских комплексов, Георгиевского фонтана, трапезной, ротонды-беседки, часовни располагается преимущественно на базе частей ЧФ, что также символично, ведь Святой Георгий считается победоносным святым, защитником Севастополя. Город за свою историю пережил немало осад, и потому морякам всегда нужна была только Победа, а кто как не Георгий Победоносец мог приблизить вожделенные минуты повержения врага.

В 1813 году монастырь даже носил звание флотского, иноки, прожившие в стенах, отправлялись на корабли капелланами и сражались во имя русской победы над всеми врагами, становясь зачастую примером истинных служителей как чести, так и Слову Божию.

Пределы Свято-Георгиевского Балаклавского монастыря в Севастополе включают в себя каменные остатки разрушенных зданий архива, место упокоения, где находятся могилы Хрисанфа Новопатрского, Агафангела Типальдо – настоятелей монастыря, есть небольшая площадка перед источником и, конечно, знаменитая скальная лестница, ведущая на Яшмовый пляж.

Длиннющая лестница покажет еще одно знаковое место – крохотный особняк адмирала Лазарева, к несчастью, полностью разрушенный, но от этого не менее почитаемый всеми моряками России и ЧФ. А кому хочется не просто посмотреть на объект православной культуры, но и помолиться, то церковь при монастыре действующая, расписание служений есть на ограде, потому нет никаких преград для верующих людей и просто тех, кому дорога память наших моряков.

Стоит помнить, что в церковь не следует приходить в пляжной одежде, а женщинам не помешает платок на голову.

Легенды о монастыре

Крымская земля хранит не только богатейшую историю, но также тайны и легенды. Первая из них связана с местностью, где стоит Георгиевский монастырь в Севастополе…. Гречанка Ифигения, жрица пропитанного кровью невинных таврского капища, сжалилась над двумя пленниками. Они были молодыми греками, ее земляками и соплеменниками, привезенными для жертвоприношения. Обманом она избавилась от прислужников-тавров и бежала с юношами на припрятанном у мыса корабле. Боги были поражены бесстрашием и великодушием женщины. С тех пор пара стоящих рядом скал носят имена друзей – Пилада и Ореста, а выступающая скала – Ифигения (Девичий мыс).Другая легенда повествует о чудесном спасении верующих моряков. Греческие рыболовы вышли в понт Эвксинский. Промысел был удачным. Трюмы ломились от добычи. Однако по подходу к берегу разыгралась сильная буря. Рыбаки долго сражались с волнами, не могли приблизиться, чтобы сойти на скалистый берег. (Ниже на фото шторм на Фиоленте)Постепенно силы иссякали, надежда на благополучный исход таяла. Вдруг один из моряков в отчаянии начал молиться. Остальные подключились. Люди обратились к Георгию Победоносцу за помощью. Сила веры была настолько мощной, что шторм быстро иссяк, а небо очистилось.  (Ниже фото спокойного моря, тоже Фиолент)Когда спасенные смогли сойти на берег с уловом, нашли на одиноком утесе икону Святого. В благодарность за чудо греки высекли в теле горы храм. Через столетия он стал главным для иеромонахов Российского Флота, а часть рыбаков превратились в постоянных жителей монастыря.Сведения из легенд могут разниться. Одна утверждает, что на Фиоленте спаслись рыбопромышленники. Другая повествует, что в шторм попало торговое судно. Однако факт один: близ мыса свершилось настоящее чудо, ставшее истоком появления Свято-Георгиевского мужского монастыря в Крыму.

Информация для посещения — советы как добраться

Попасть на богослужение в Свято-Георгиевский Фиолентовский Балаклавский мужской монастырь может каждый желающий. Они проходят каждый день в 8.30. Также проводятся праздничные и воскресные службы. Кроме того, желающие могут остаться здесь в качестве трудников или послушников.

У монастыря есть своя страничка в социальной сети. Узнать интересующую информацию можно по адресу: https://vk.com/georgiosmonastery

Добраться до обители можно на автобусе из Севастополя или Балаклавы. Конечной точкой их значится «Фиолент».

Также из Балаклавы до Яшмового пляжа в туристический сезон ходят катера.

Монастырь сегодня

В наши дни Свято-Георгиевский монастырь на Фиоленте являет собой популярную туристическую достопримечательность и значимое культовое место. Здесь почти всегда много и одиночных прихожан, и экскурсионных групп. Кроме обители, людей привлекают исторические объекты – руины адмиральского особняка Лазаревых, Пушкинская ротонда, Яшмовый пляж и прочие.Однако все, что можно увидеть сегодня, имеет малое отношение к первоначальному облику комплекса. Оно представляет собой тщетную попытку современников воссоздать исторические ландшафты, уничтоженные Советской властью. Реконструкция относится к 2008 г.На территории Георгиевского монастыря в Севастополе можно увидеть:

погребение митрополита Хрисанфа и часовню над ним;

Наземная часть Георгиевского монастыря в Севастополе в современном виде впервые открылась в 2008 г. Она представляет собой точную копию снесенного большевиками величественного здания. Сооружение исполнено в традициях русского классицизма.
Некогда интерьеры поражали литографиями европейских мастеров. Сегодня, к сожалению, ничего этого нет: разграбление начала XX в. было тотальным. Однако удалось восстановить братские корпуса, колокольню, источник, часовню, трапезную и ротонду.
Рядом с обителью до сих пор обнаруживают исторические артефакты и сооружения. Например, старинный погост, где нашли вечное упокоение знаменитые настоятели митрр. Агафангел (Типальдо) и митрр. Хрисанф. К особо интересным объектам следует отнести длиннейший в Крыму рукотворный спуск к морю. Близ Яшмового пляжа находятся руины Лазаревского особняка.

Композиция комплекса и месторасположение

Свято-Георгиевский монастырь в разное время посещали российские цари, деятели искусства и культуры. Обитель впечатлила Пушкина и Чехова, Бунина и Островского. Айвазовский во время непродолжительного визита успел запечатлеть образ монастыря в черно-белом наброске, где художник сумел захватить и кусочек любимого моря. Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь располагается между Севастополем и Балаклавой на мысе Фиолент. Монастырь состоит из нескольких площадок, которые образуют единую композицию:

  • Западная часть. Здесь расположены монастырская трапезная, часовня, святой источник, храм Рождества и храм Святого Георгия. Тот самый, который был разрушен во время землетрясения 1927 года, но позже реконструирован.
  • Плато. Отсюда открывается прекрасный вид на море и прибрежную полосу. Здесь располагается часовня, колокольня, военная библиотека, в здании которой раньше был храм. Неподалеку возведены два памятника (Андрею Первозванному и А.С. Пушкину).
  • Окружение монастыря. Не только сама обитель, но и живописные красоты вокруг заслуживают внимания путешественника. Здесь можно найти ту самую беседку, в которой когда-то отдыхал Пушкин, Георгиевскую скалу с памятным крестом, некрополь и Яшмовый пляж, по праву считающийся лучшим в Крыму. Кстати, к нему ведет та самая лестница, воздвигнутая в честь тысячелетия с момента основания монастыря.

Найти монастырь не так уж сложно. Для тех, кто собирается ехать из Симферополя, придется проложить маршрут через Севастополь. Из города необходимо поехать в сторону Ялты по Камышовому шоссе. Возле автовокзала нужно съехать на улицу Хрусталева и повернуть на Монастырское шоссе, которое ведет к побережью. В целом дорога займет примерно полтора часа.

История Свято-Георгиеского монастыря в Севастополе

В Древности вместо монастыря стояло святилище Артемиды, культовое для тавров и херсонеситов. Позднее его разрушили. В один из приездов на полуостров руины посещал А.С. Пушкин.Первые упоминания о монастыре, как о христианской святыне, относятся к 891 году. Основали его православные греки. Возникновение обители неразрывно связано с легендой о высадке на берег моряков. Оно действовало в течение нескольких столетий, но это никак не отражено в доступных исторических документах. Точная дата появления культового сооружения также до сих пор неизвестна.Генуэзские хроники гласят, что в XIV в. монастырь уже стоял на рубеже Чембало (консульство). На тот момент он относился к Константинопольскому патриархату. Позднее, в 1457-м, турки-захватчики по каким-то причинам пощадили комплекс, не стали разрушать и «переводить» в мечеть, как это случалось повсеместно в Крыму.Георгиевский монастырь в Севастополе в 1794 г. перешел под руку Святейшего Синода Русской Православной Церкви. В 1807-м на географических картах впервые появилось название «Фиолент» (прежде – мыс Георгия). К тому времени активно расширялся Севастополь. Тогда обитель называлась Балаклавской, а на богослужения приходил практически весь приморский город.В 1820 году здесь останавливался А.С. Пушкин, в память об этом установлен памятник поэту.В 1846 году Иван Константинович Айвазовский написал картину «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент».И еще одна работа художника посвящена этой теме:К началу Крымской войны территория монастыря стала довольно внушительной, на фото ниже его вид в востока.Однако в течение последующих десятилетий существенно уменьшилась. Несколько раз мужскую обитель посещал русский Царь Николай II, последний раз был в мае 1915 году, о чем свидетельствует памятная доска на территории.Главные потрясения случились после Революции. В 1922 г. новая власть закрыла комплекс. Абсолютно все имущество храма изъяли, помещения определили под склады. На церковном дворе (!) устроили танцевальную площадку.Позднее монастырь потерял верхние территории (на плато). Осталась только укрепленная террасная зона над самым морем. Была утрачена огромная часть исторических построек и парка, а также некрополь.В 1991 г. монастырю вернули и территории, и статус мужской обители. Спустя всего 2 года, в мае 1993-го, в комплексе было отправлено первое богослужение. В 1996-м стартовала масштабная перестройка с реставрацией.Были возведены дополнительные помещения. Сейчас Свято-Георгиевский монастырь на Фиоленте является действующим и принимает прихожан.

Монастырь в наши дни

Обитатели монастыря сегодня взяли на себя заботу о территории, окружающей их владения. Они заботятся о чистоте Яшмового пляжа, одного из красивейших в Крыму. Следят за состоянием 640-метровой лестницы, которая ведет со скал к морю. Ее построили к тысячелетию существования обители в 1891 году. Все, что они просят у отдыхающих взамен, так это только соблюдать порядок, не распивать алкогольные напитки в окрестностях монастыря, не сквернословить и с уважением относиться к этому месту.

К тысячелетнему юбилею монастыря на Георгиевской скале напротив Яшмового пляжа был установлен мраморный крест. Однако после революции он был разрушен. И лишь в 1991 г. На его месте установили новый, железный, высотой семь метров.

Об археологических раскопках и не только

Уже после публикации этой статьи мне на почту написал учитель химии и физкультуры школы №179 Анфиногенов Дмитрий Николаевич и дополнил материал многими интересными подробностями. С его разрешения я привожу выдержки из нашей переписки.

В 1911 г. в Георгиевской церкви отпевали Илью Саца. В письмах Наталии Сац говорится о кинохронике похорон отца. Найти этот фильм нам пока не удалось.

Под спортивной площадкой нет ходов. Там все перекопали археологи. На фото часть подвалов, которые находились в проезде между школой и банком (бывшие кельи). Работники банка не пустили меня в подвалы здания (17 в.), но рассказали о закрытом ходе. Под горкой за школой, за домами Камергерского, тоже подвалы. Все это вскрывали рабочие несколько лет назад. Подарили школе 2 копейки серебром.

Раньше в подвале протекал ручеек. Волшебная дверь (та, которая так нас волновала в подвалах раздевалки, — М.А.) — это склад спортинвентаря. Единственный найденный там раритет — часть фундамента из белого камня, но это со стороны выхода напротив столовой. Если посмотреть расположение кладовки для инвентаря, то это южная сторона трапезной, там были склепы Зотова и Ромодановского.

Андрей Жильцов (бывший ученик школы, — М.А.) рассказывал, что когда археологи что-то нашли, занятия в школе отменили. Думаю, что мальчишки больше интересовались событиями вокруг школы. Учитель математики Лилия Сергеевна вспоминала, как Лисенков катал по классу украденные из захоронений черепа. Михаил Юрьевич и Ованес Георгиевич (учителя) спасали открытые археологами склепы от разграбления школьниками. Учитель истории собирал материалы о раскопках и истории места, но с его уходом из школы все документы исчезли. Я начал работать в 1992 и ничего об этих событиях не знал, пока случайно не увидел гравюру «Церковь в Георгиевском переулке». С 1999 я стал сам собирать материалы.

Вам знаком археолог Векслер А.Г.? Я с ним познакомился по совету Валентины Дмитриевны Никитиной (директор школы до 2001). Александр Григорьевич встретил меня в своём офисе, рассказал, что раскопки были аварийными, т.е. планировалось большое строительство. Он возмутился шумихой вокруг якобы найденного большого золотого креста, которого не было. Аккуратно достал с полки работу Гиршберга и порекомендовал изучить. Также он сказал, что все найденные останки были перезахоронены в Свято-Даниловском монастыре. Пообещал помочь школьному музею экспонатами…

Я расскажу случай из жизни школьной спортплощадки. Весна 2010?. Вешние воды открыли в земле проем. В глубине белокаменное надгробие.

Таинственные двери в школьном подвале

Обычное типовое красное с белым четырехэтажное кирпичное школьное здание. Таких немало строили в Москве на рубеже 1950-х годов. Из окон наших классов был хорошо виден роскошный особняк XVII века – палаты Троекуровых, некогда один из самых больших дворцов Москвы. Рядом – Дом Союзов с его знаменитым Колонным залом (там проходил наш школьный выпускной вечер). Но все эти постройки терялись на фоне двух огромных зданий – новостройка из стекла и бетона, которую в то время занимал Госплан СССР и сталинское здание Совета Министров СССР.

Школа №179

Саму школу, её помещения отличал какой-то особый дух. Мне сейчас даже трудно точно сказать, в чем он конкретно заключался. Но почему-то в памяти нередко всплывали картинки из жизни старой Москвы, какой-то особенный её уют, гимназические традиции. Хотя старшие классы были математическими, но учителя по гуманитарным дисциплинам — русскому языку и литературе, истории и другим предметам, были очень сильными и сумели привить любовь к своим предметам.

Кто знает, может именно в этих стенах и зародился мой интерес к истории. Кстати, прогуливали занятия (случалось и такое) мы очень интеллигентно: исследовали старые московские улицы, переулки и проходные дворы. А уроки иногда зубрили, сидя на лавочках в Александровском саду у Кремлевской стены…

Сейчас уже трудно сказать, откуда я узнала о существовавшем здесь в прошлом монастыре: то ли кто-то из учителей рассказал, то ли в книжке прочитала. И уже не вспомню, как сложился пазл: школа на месте древнего монастыря, старинные палаты Троекуровых, Кремль… В школьном дворе вдобавок высилась будка — вентиляционный киоск №246 Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Думалось, что непременно здесь должен проходить подземный ход, а может и не один!

Наши раздевалки для уроков физкультуры располагались в подвальном помещении. В раздевалке для девочек была еще одна дверь, закрытая на большой замок. Я ни разу не видела, чтобы кто-нибудь её открывал. Кажется, подобная была и в раздевалке для ребят. Казалось, что это и есть вход в таинственные московские подземные ходы. И вместо того, чтобы переодеваться, мы, дрожа от страха, старались вскрыть замки. Безуспешно. А еще простукивали стены, и иногда слышался совсем другой, гулкий звук (а может, это мы себе тогда нафантазировали). Впрочем, думаю, здесь было больше желания пощекотать себе нервы страшными историями, нежели реального намерения открыть дверь и узнать, что же находится за ней.

Тем не менее, мы были весьма близки к истине. Когда в 90-х годах (уже после моего окончания школы) за школьным зданием стали делать спортивную площадку и срыли часть склона, обнажились подземные кельи. Кроме того, время от времени при проведении строительных и ремонтных работ здесь натыкаются на другие подземные помещения.

Что же это был за монастырь, чье имя теперь сохранилось только в названии переулка и о существовании которого ныне знают лишь любители старины?

История возникновения святыни

Никто не знает, когда впервые появилось это уникальное православное сооружение на Фиоленте.


Хроники Генуи говорят, что в XIV столетии монастырь уже стоял на мысе, ставшем окраиной консульства Чембало (сегодняшняя Балаклава). В 1475 г. турки не стали его разрушать – храмовый комплекс оказался в ведении Константинопольского патриархата. 1794 г. стал временем перехода мужской обители под опеку Священного Синода РПЦ. Уже при русских продолжал свое подвижничество местный старец Калинник.

К тому времени начал разрастаться Севастополь. Свято-Георгиевский монастырь почитало все население большого города, расположенного по соседству. Его тогда называли Балаклавским – крымская столица в конце XVIII веке не заходила так далеко на восток, а до Балаклавы, спрятанной в соседней бухте, было всего 4 км. К периоду Крымской войны обитель разрослась в несколько раз. Даже после этой и Великой Отечественной войны от нее кое-что осталось. Имеются в виду пещерные строения церкви Рождества Христова в два этажа.

История

Сельское селение Тополевка до советской топонимической реформы носило название Топлы, откуда и берет свое название монастырь. После Октябрьской революции поселение, сформированное вокруг монастыря, имел название Мичурино, но позже его переименовали в Учебное.

Официальное учреждение монастыря состоялось 25 августа 1864 года, а открыт он был через месяц — 25 сентября в том же году. Формально его закрыли 29 апреля в 1923 году и вновь открыли в 1993 году.

Марина Степанова

Основание

Находится монастырь у водного источника, бьющегося из-под земли, который носит имя Святой Параскевы Римской. По многим легендам, именно в этом месте состоялась её мученическая казнь, после которой лечебная вода ключом забила из-под земли на этом месте. В эту точку приходили многие паломники, верящие в чудодейственность святой воды и простые прихожане, пришедшие сюда, дабы наполнить емкости.

Еще до первых упоминаний о монастыре и его строительстве, отшельником здесь обитала Константина, которая была болгаркой родом из села Кишлав (сейчас село Курское), к которой примкнуло несколько женщин, благодаря чему образовалась некое подобие киновии. В XIX веке, после массовых переселений крымских христиан и приверженцев ислама в Османскую империю после присоединения Крыма к Российской Империи в 1783 году, это место пустовало, а множества христианских монастырей и храмов оказались заброшены.

Великая Российская императрица Екатерина II изначально преподнесла эту землю в подарок своему фавориту Захару Зотову. Затем, в XIX веке, эта территория была во владении родственником Зотова, а если быть точным, то землей владели две его сестры Ангелина Алексеевна Ламбири и Феодора Алексеевна. Через какое-то время земля была выкуплена Ангелиной, которая передала её в распоряжении монастыря. Перед открытием монастыря был возведен небольшой по размерам храм Святой Параскевы прямо около целебных источников. В день памяти Святой — 26 июля 1863 году, источник был официально освящен прислужниками церкви. В разработке и строительстве храма активное участие принимал игумен Парфений, которого убили в 1866 году крымские татары. А в 2000 году его причислили к лику святых. Первыми монахинями стали уже долгое время обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была подстрижена и взяла себе новое имя — Параскева.

Марина Степанова

Строительство

В следующие годы на территории монастыря было возведено и обновлено множество новых построек. Больничный пункт с церковью внутри. Монастырский комплекс был перестроен и обновлен, некоторые здания расширились. Была начата постройка собора Свято-Троицкого по специальному проекту В. А. Фельдмана. Внутри помещений были организованы мастерские и садовые хозяйства. Во многом, своему успеху монастырь был обязан качественному руководству игуменьи Параскевы (Родимцевой), которая была главной в этом месте до самой своей смерти. Она же, в 2009 году была причислена к лику святых. Канонизация была проведена в монастыре в 2010 году, которую провел митрополит Владимир. Свои центры монастырь имел в Симферополе и Феодосии.

Прекращение деятельности

После прихода к власти коммунистической партии, на всей территории Советского Союза начали происходить церковные гонения. Это выражалось в конфискации имущества, реквизиции, а из церковных служителей была сформирована садоводческая коммуна.

Марина Степанова

Возрождение

Повторное открытие состоялось только в 90-х годах. Первый богослуженческий обряд состоялся на центральной монастырской площади 8 августа 1992 года. В 1994 году монастырю от властей был передан большой участок земли, который некогда использовался под пионерский лагерь. В настоящее время на территории монастыря установлены действующие купальни, целебные источники, а здания некогда заброшенных церквей — восстановлены. Монастырь регулярно посещают паломники со всех уголков страны и Крыма. Проводятся экскурсии и наборы в монахини.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector