Киевская софия

Дата строительства

В одних источниках указывается, что возведение собора начал Владимир Великий, а его дело продолжил сын Ярослав, прозванный Мудрым. Другая версия гласит, что первый камень в фундамент Софии был заложен в 1037 г., когда Ярослав разбил печенегов.

Археологи опровергают эту летописную версию, поскольку нашли фундамент, старше XI в.

Официальной версией основания Софии Киевской является 1011 г., что подтверждается многочисленными граффити на стенах храмах. Их расшифровали исследовали и изучили историки, что позволило конкретизировать дату начала строительства собора. Тем не менее, споры относительно времени появления в Киеве храма святой Софии не прекращаются.

Как добраться до Софийского собора

Софийский собор можно посетить разными способами.

Есть несколько вариантов, как до него добраться:

  1. От станции метро «Золотые ворота» нужно подняться вверх по улице Владимирской (пешим шагом приблизительно за 10 мин.).
  2. До площади Б. Хмельницкого можно пройтись от станции метро «Майдан Независимости», двигаясь вверх по улице Софиевской (прогулка займет около 10 мин.).
  3. От станции метро «Майдан Независимости» можно проехать 1 остановку на троллейбусе №16, 18 или 3 до площади Б. Хмельницкого.
  4. Еще один вариант: со станции метро «Почтовая площадь» сесть на фуникулер (канатный трамвай), доехать до Михайловской площади, пройтись пешком по проспекту Владимирскому до собора (приблизительно 8 мин ходьбы.).

Архитектурные особенности

План собора в конце XIX века

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Интерьеры и архитектура собора

Корсунские, или Сигтунские ворота — это военный трофей, который привезли новгородцы из завоеванного шведского города Сигтуны. Ворота представляют собой редкий образчик художественного литья Западной Европы, который датируется 12 веком. Сделали их мастера немецкого Магдебурга, изобразив на бронзовых пластинах сцены из Ветхого и Нового Заветов. Над сюжетами размещены поясняющие надписи на латинице, а чуть ниже — перевод на русский язык. В самом низу размещены 3 фигурки литейщиков: двух авторов-немцев и новгородского мастера, который собрал и дополнил ворота перед установкой в церкви.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, — Васильевские ворота.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, — Васильевские ворота. Они также являются ярким образцом филигранного мастерства умельцев Средневековья. Название свое ворота получили по имени заказчика — архиепископа Василия Калики, чей портрет мастер увековечил на вратах. На изготовленных из меди и украшенных золотом Васильевских вратах изображены евангельские сюжеты. Не обошлось и без Китовраса (кентавра из легенд), которого так любили изображать мастера древнего Новгорода. Этот же персонаж увековечен и на Сигтунских воротах.

История создания

О времени строительства памятника практически ничего не известно. Однако в «Повести временных лет» упоминается 1037-й как год постройки собора Святой Софии. В это время правил Ярослав Мудрый. Некоторые источники утверждают, что фундамент храма был заложен еще в 1017 году во времена княжения Владимира I Святославовича. Большинство ученых все же склоняется к тому, что именно в 1037 году было начато строительство памятника. Удивительно, но фрески Софии Киевской сохранили свою первозданную ценность до нашего времени.

Летописи говорят, что 1036 год связан с нахождением Ярослава Мудрого в Новгороде Волынском. В это время до него дошло известие, что готовится наступление печенегов на Киев. Ярослав собрал союзников из жителей Новгорода. Вскоре состоялась битва, в которой царь одержал победу и заставил печенегов бежать. Во имя этой победы на месте битвы и был заложен храм.

С греческого языка София переводится как «мудрая». Поэтому храм Святой Софии считался символом христианской мудрости и ознаменовал победу православного народа над язычеством. София Киевская как памятник духовной культуры и сегодня представляет особую ценность.

Другие мозаики Софийского Собора

Аарон. Мозаика 11 ст. Главный алтарь:

Мозаика Христос-Иерей:

Мозаика Апостол Павел:

Мозаика Орнаменты. Главный алтарь Софийского собора

Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов.

При всём цветовом разнообразии мозаик преобладающими тонами являются синий и серо-белый в сочетании с пурпурным. Каждый цвет имеет много оттенков: синий — 21, зеленый — 34, красно-розовый — 19, золотой — 25 и др. Это свидетельствует о высоком развитии в Древней Руси стекловаренного дела и техники изготовления смальты. Всего палитра мозаик Софийского собора насчитывает 177 оттенков цветов. Смальта изготовлена из стекла, окрашенного в разные цвета добавлением солей и окислов металлов. Изображения выполнены непосредственно на стене путем вдавливания в сырую штукатурку кубиков смальты, размеры которых в среднем около 1 куб. см. В наборе лиц часто встречаются мелкие кубики — около 0,25 куб. см. Основа под мозаиками трехслойная, общая толщина ее 4 — 6 см. Кроме смальты, использованы кубики из природного камня.

Возле каждой мозаичной композиции есть надписи на греческом языке, объясняющие сюжет. Имена мозаистов неизвестны. Однако художественные особенности отдельных изображений и способы укладки смальты дают возможность определить состав бригады мастеров в количестве восьми человек (не считая подмастерьев).

Во время реставрационных работ в Софийском соборе мозаики очищены от грязи и укреплены в местах отслоения штукатурной основы. Мозаики главного купола и алтаря Софийского собора гармонично сочетаются с фресковой росписью.

Читайте далее:
— ФРЕСКИ >>>
— ГРАФФИТИ >>>
— другие детали интерьера Софийского Собора >>>

Мозаики Софии Киевской фото изображения описание Мозаика Софийского Собора в Киеве
Схема размещения мозаик Киевский Храм Святой Софии

Строительство собора

Специалисты говорят, что строительством Софии Киевской занимались около 40 мастеров с многочисленными помощниками. Строился памятник около 3 лет, и еще пару лет ушло на то, чтобы выполнить внутреннюю отделку. Возведением храма занимались мастера из Константинополя, которых специально пригласил Ярослав Мудрый. Изначально здание собора было прямоугольным и окружено двенадцатью столбами крестовидной формы. Его украшали тринадцать куполов (сегодня их уже 19), которые символизировали 12 апостолов и Иисуса Христа. Главный купол был возведен в центре храма, четыре находились над алтарем, остальные располагались в западных углах здания.

В то время собор имел только два ряда галерей в виде открытого балкона, окружающего здание с трех сторон. Второй этаж занимали так называемые палаты для княжеской семьи и знатных жителей города.

Для строительства собора использовали гранитные блоки и раствор известняка с добавлением дробленого кирпича. Фасады здания не штукатурили. Кровля была сделана из свинцовых листов, которыми покрывались купола и своды. Стены, столбы и своды Софийского собора украшали великолепные росписи, занимающие 5000 квадратных метров. Сегодня в первозданном виде сохранились только 2000 квадратных метров фресок.

Фрагменты Мозаики «Севастийские мученики» в Софийском Соборе

На северной и южной подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями мучеников.

На столбах предалтарной арки (над иконостасом) — мозаичная сцена «Благовещение»: слева — архангел Гавриил, справа — дева Мария.

Мозаика Софии Киевской «Благовещение». Архангел Гавриил. Столб предалтарной арки:

Фрагменты «Благовещение»:

Мозаика Софии Киевской «Благовещение». Дева Мария. Столб предалтарной арки:

Фрагменты «Благовещение»:

Обе части композиции очень красивые по колориту. Гавриил в белом наряде с зеленоватыми, пурпурными и черными оттенками. Звучание белого цвета усиливают красные сандалии, жезл и полосы (клавы) на руках. На Марии одежда глубокого синего цвета, оживленная золотом на рукавах и концах *. С синевой одежды контрастируют красные сапожки и пряжа в руках богоматери.

Измененный облик храма

За тысячелетнюю историю собор разрушали, восстанавливали и перестраивали. В 1240 году хан Батый, захватив Киев, разграбил собор и уничтожил библиотеку, созданную Ярославом Мудрым. Грандиозное сооружение грабили крымские ханы и литовские князья. С тех пор заброшенный собор постепенно разрушался. Большой пожар 1697 года положил начало восстановлению Софийского собора.

Митрополиты Варлаам и Рафаил перестроили здание в стиле украинского барокко, соорудив 6 новых куполов, придав им грушевидную форму. С тех пор Софийский собор – 19-купольный. Над одноэтажными галереями построили вторые этажи, над входом соорудили красивую арку. Фасады украсили фигурными фронтонами, орнаментом и живописью. Окна получили пышные наличники и лепной орнамент. Перестроенный собор оштукатурили и побелили.

Тогда же появилась колокольня, новый иконостас и серебряные царские врата. 76-метровая колокольня напоминает пирамиду, состоящую из четырех частей, каждая – меньше предыдущей. Верхние ярусы – без межэтажных перекрытий и просматриваются через арочные проемы. Фасад украшен лепниной: фигурами Владимира Великого, апостола Андрея Первозванного и архангела Рафаила.

Граффити Софии Киевской

Макет Софийского собора в Клагенфурте

В Софии Киевской были обнаружены надписи: о мире на Желяни, азбука из двадцати семи букв: 23 греческих и 4 славянских (б, ж, ш, щ), о кончине Ярослава Мудрого, о покупке вдовой князя Всеволода Ольговича земли, ранее принадлежавшей Бояну, за 700 гривен соболей, автограф Анны Ярославны, надписи, сообщающие о рождении и смерти князей, приходе и отъезде церковных владык, погодных явлениях, захоронениях и перезахоронениях. Надпись «Спаси, Господи, кагана нашего», как полагают, говорит о сыне Ярослава Мудрого — Святославе Ярославиче, княжившем в Киеве в 1073—1076 годах. Всего изучены 77 тысяч граффити. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Киевской эта граница приходится, в основном, на XV век с единичными экземплярами текстов до XVII века. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской. Архаичное отчество в надписи Домки Безуевича (записанное с пропуском у) в соотносится с именем автора граффито № 102 Софии Киевской, датируемого XI веком.

Некоторые украинские издания считают, что граффи́ти Софии Киевской присущи черты современного украинского языка.

История строительства

Первое упоминание о Софийской звоннице на этом месте датируется 1437 годом. Разлив реки Волхова был настолько сильным, что здание смыло весенними водами вместе с крепостной оградой. Об облике древней звонницы Новгорода, уничтоженной половодьем, легко получить представление по наброскам, обнаруженным на сохранившемся омофоре патриарха Никона. Древний рисунок свидетельствует о том, что она была трёхпролётная. В 1439 году архиепископ Великого Новгорода Евфимий II приказал восстановить сооружение. Место было выбрано прежнее: почти впритык к внутренней части крепостной стены с восточной стороны.

Некоторые ранние исследования отсылают начало строительство Софийской звонницы к 1455 году. Однако, при археологических раскопках 1995 года под фундаментом были найдены остатки первого сооружения. Методом дендрохронологии было установлено, что осколки действительно лежат там с 1437 года.

Некоторые историки считают, что до весеннего паводка Софийская звонница находилась прямо на крепостной стене и была значительно меньше. А звонница, упоминаемая в 1455 году, располагалась к юго-западу от Софийского собора. Об этом свидетельствует изображение на образе «Знамение Божьей Матери», на заднем плане которого виден кремль Великого Новгорода. Архитектор Д. Петров считает, что звонница строилась мастерами из Западной Европы, которые были приглашены в 1433 году для строительства Владычной палаты. Свидетельством этому являются готические детали и декоративные элементы на стенах здания.

В 30-40 годах 16 века были отлиты новые колокола большего размера, а само здание было реконструировано. Примерно в то же время с внутренней стороны детинца была пристроена одноэтажная пристройка. До этого строение имело три пролета, после сооружения пристройки их стало пять. Увеличилось и количество столбов: их стало 6. Крыша Софийской звонницы представляла собой пять восьмигранных шатров из кирпича. Одновременно увеличилась высота яруса звона. В 1940-х годах архитектор Ю. Э. Крушельницкий в ходе реставрационных работ проводил исследования и сделал вывод, что при строительстве в 1539 году между стеной и звонницей уже были построены камеры трех сводов. Но исследователь Д. А. Петров опровергает это мнение, считая, что строительство камер совпадает с постройкой новых стен крепости в конце XV века.

В XVII веке Софийская звонница была немного видоизменена. К западной пристройке пристроили каменное крыльцо и надстроили второй этаж. Шатры, венчающие звонницу, изменили, сделав в стиле щипцов-фронтонов. Со стороны Пречистенской башни пристроили «Домик при звоннице». Усилили опоры под колокола еще большего размера.

В середине XVIII века облик Софийской звонницы принял вид, дошедший до наших дней. Верхнюю часть видоизменили, а в центре установили цилиндрическую основу, завершающуюся башенкой.

В начале XX века, опасаясь обрушения здания, старые тяжелые перекрытия поменяли на облегченные, сделав два плоских свода из кирпича и уложив плоскую кровлю из асфальта.

В 1930-е годы начались большие ремонтные работы, так как состояние Софийской звонницы стало аварийным. Была переложена наибольшая часть западной стены пристройки, убран свод и крыша покрыта железом.

В 2007 году звонницу Софийского собора в преддверии празднования юбилея Великого Новгорода на пять месяцев закрыли на реставрацию.

Софийский собор в Киеве

В самом сердце Киева неподалеку от Майдана Независимости (по адресу ул. Владимирская, 24) располагается исторический древний памятник ХІ века – Софийский собор. Храм занесен в ряды реликвий, относящихся к Мировому достоянию ЮНЕСКО, в качестве национального музея-заповедника, который не передается религиозным структурам.

Собор Святой Софии воздвигнут на самом высоком месте Старого Киева, к которому вело 4 дороги от любых ворот столицы Древней Руси. В настоящее время это Шевченковский район, к которому можно добраться также с любой точки Киева.Располагается храм на Софийской площади (на сегодняшний день площади Б. Хмельницкого), ограниченной дорогами:

  • улицей Софиевской;
  • улицей Владимирской;
  • улицей А. Тарасовой;
  • проспектом Владимирским;
  • переулком Рыльского.

Фрески и мозаики

Описание Софийского собора в Киеве можно продолжать бесконечно. На стенах церкви можно увидеть более 500 изображений тысячелетней давности. Часто учёным сложно атрибутировать изображение, потому что вертикальные подписи на греческом языке мало где сохранились. Помогают в этом, настенные надписи — граффити. Несмотря на то что церковный устав запрещал портить стены, прихожане часто выцарапывали на них обращения к святым.

Наиболее известные фрески:

  • Сошествие Христа в ад.
  • Апостол Павел.
  • Воин.
  • Святая Варвара.
  • Пророк.
  • Святой Николай.
  • Явление архангела Валааму.
  • Крещение.

В центральной части храма в XI веке был написан княжеский семейный портрет. К сожалению, от этого портрета сохранилось только шесть фигур. Только две детские фигуры на северной стороне и четыре фигуры на южной. Атрибутировать их сложно. Поскольку все эти фрески были обновлены в XVIII—XIX вв. еках масляной живописью.

Центральная апсида и купол украшены мозаикой, стены расписаны фресками. Архитектура, мозаика и роспись образуют неповторимое единство. Все изображения выполнены в суровом стиле, рождённом в отдалённых монастырях Византии.

Фрески и мозаики храма Святой Софии в Киеве

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Адрес собора – Володимирська вулиця, 24. Часы работы – с 10 до 17 (в среду – до 16:30), кроме четверга.

Ближайшие к храму станции метро – «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.

Стоимость билетов: на территорию заповедника «София Киевская» – 3 UAH (гривны), в Софийский собор – 40 UAH (с экскурсионным обслуживанием). С 11 до 15 часов экскурсии, (в том числе на русском), проводятся ежечасно. Последние экскурсии в среду – в 15:30, в остальные дни – также в 16 и в 16:30.

Усыпальница

На северо-востоке святыни в углу галереи еще в древние времена была основана гробница для князей.

Известно про осуществление захоронений в храме:

  • правителя Ярослава Мудрого;
  • правителя Всеволода Ярославовича;
  • правителя Ростислава Всеволодовича;
  • Владимира Мономаха;
  • сына Мономаха Вячеслава.

С давнего до современного времени уцелела одна гробница Ярослава Мудрого, расположенная в северо-восточном участке арочной галереи. Саркофаг представляет собой четырехугольный ящик под двускатной крышей. Предмет украшен резьбой, изображающей христианские символы. Вес ящика 6 т, материал — мрамор.

В 1936 и 1939 гг. саркофаг скрывался. В нем были обнаружены останки мужчины и женщины. Согласно летописным описаниям мужчину идентифицировали с Ярославом Мудрым, по сказаниям правитель страдал от хромоты, получал ранения в ногу и голову.

Женские останки отождествили с женой князя Ириной. Известный антрополог-скульптор М. Герасимов, изучив череп князя, создал скульптуру бюста Ярослава, представленную в Софии.

Литература

  • Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. — Киев: Будівельник, 1982. — 160 с.
  • Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. — Київ: Наукова думка, 1989. — 216 с.
  • Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской. — Київ: Наукова думка, 1976.
  • Комеч А. И. Построение вертикальной композиции Софийского собора в Киеве // Советская археология. М. 1968. № 3. С. 232—238.
  • Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х — начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. — М.: Наука, 1987. — 320 с.
  • Корнієнко В. В. Корпус графіті Софії Київської (ХІ — початок XVIII ст.). Частини 1, 2, 3. — Київ: Горобець, 2010—2011.
  • Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. — М.: Искусство, 1960. — 213 с.
  • Лазарев В. Н. Фрески Софии Киевской // Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. — М.: Наука, 1978. — С. 65-115.
  • Логвин Г. Н. Собор Святої Софії в Києві: Книга-альбом. — К.: Мистецтво, 2001. — 352 с.
  • Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. — Київ: Наукова думка, 1984. — С.97.
  • Національний заповідник «Софія Київська». — Київ: Балтія-Друк, 2011. — 224 с.
  • Никитенко Н. Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Историческая проблематика. — Киев: Ин-т украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины, 1999. — 294 с.; 2-е изд. Киев, 2004. — 416 с.
  • Никитенко Н. Н. Собор Святой Софии в Киеве: История, архитектура, живопись, некрополь. — М.: Северный паломник, 2008. — 272 с.
  • Никитенко Н. Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев, 2001, 2007, 2009, 2011, 2015, 2018. — 96 с.
  • Никитенко Н. Н., Корниенко В. В., Рясная Т. Н. Новая датировка Софии Киевской: конструктивная критика или профанация концепции? — Киев: Ин.-т украинской археографии и источниковедения НАН Украины им. М. С. Грушевского; Национальный заповедник «София Киевская», 2012. — 48 с.
  • Никитенко Н. Н. Софии Киевской 1000 лет. Научно-популярное издание. Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2011. — 36 с.
  • Никитенко Н., Корниенко В. Собор святых Софии Киевской. — К., 2014. — 312 с.
  • Нікітенко Н. М. Софійський собор. Путівник. Укр., англ., рос. мовами — К., 2001; 2007; 2009; 2011; 2015; 2018. — 96 с.
  • Нікітенко Н. М. Бароко Софії Київської. — К., 2016. — 272 с.
  • Нікітенко Н. Світські фрески Софії Київської: таємничий код історії. — К., 2017. — 248 с.
  • Нікітенко Н. Мозаїки та фрески Софії Київської. — К., 2018. — 396 с.
  • Софія Київська у новітніх дослідженнях. Колективна монографія/ Науковий редактор Н. Нікітенко- К., 2018.
  • Нікітенко Н. Ангели Софії Київської. — К., 2019. — 304 с.
  • Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской. М.: Гамма-Пресс, 2017. — 504 с., 405 ил. ISBN 978-5-9612-0059-1
  • Час заснування Софії Київської: Пристрасті довкола мілленіума. — Київ: Ін.-т української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України; Національний заповідник «Софія Київська», 2010. — 128 с.
  • Мозаика и фрески Софии Киевской / Ирма Фантимовна Тоцкая. — 1. — Киев: Мистецтво, 1979. — 58 с. — 70 000 экз.

Настоятели, ключари

  • Гервасий (Линцевский) (? — 25 июня 1742)
  • Платон (Левицкий) (1742 — 1744)
  • Досифей (Далеховский) (упом. 1758)
  • Иларион (1764 — 1766)
  • Иосиф (1766 — 1767)
  • Виктор (Лодыженский) (1768)
  • Мелхиседек (1771 — 1774)
  • …..
  • Иоанн Леванда (1786 — 25 июня 1814)
  • Димитрий Сигиревич (1814 — 11 января 1824)
  • Стефан Семяновский (1824 — 1829)
  • Каллистрат Соколовский (1829 — 9 марта 1849)
  • Тимофей Сухобрусов (упом. 1843 )

Иоанн Скворцев (1849 — 22 июля 1863 )

Григорий Крамарев (1856 — 22 июля 1863)

Григорий Крамарев (5 августа 1863 — 12 июля 1868)

Николай Оглоблин (5 августа 1863 — 1877)

Пётр Лебединцев (18 июля 1868 — 3 декабря 1896)

  • Василий Каменский (июнь 1877 — 12 октября 1879)
  • Василий Розов (1886 — 1890 )
  • Александр Браиловский
  • Пётр Орловский (4 декабря 1894 — 1 августа 1908 )

Александр Браиловский
Павел Преображенский (11 июля 1900 — 26 октября 1908)
Михаил Златоверхников (1 ноября 1908 — 1929 )

Николай Браиловский (1 июня 1909 — 1919)

Александр Должанский
Николай Шпачинский (? — 16 января 1931 )

  • Александр Должанский
  • Иоанн Церерин

София Киевская: фрески

Фресками украшены все боковые части собора, также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками. Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок.

В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения.

Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.

Оригинальная постройка

Макет первоначального облика Софийского собора

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров. При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector