Кафедральный собор святых петра и павла

Комплекс зданий при соборе

Изображение Описание
Богадельня

Адрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 2 и 4

Капелла , изначальночасовня для отпевания умершихАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 6Архитектор: Ф. О. ШехтельДата постройки: 1892 год В советские годы она была закрыта вместе с собором. В мае 1992 года капелла была возвращена общине. Освобождение помещения от межэтажного перекрытия и восстановительные работы, начавшиеся в октябре того же года, проводила , которой помогали две бригады добровольцев из США. Капелла была освящена на Пасху 1993 года, строительные работы в ней были окончательно завершены в октябре того же года. Регулярные воскресные богослужения на русском и немецком языках в капелле совершались вплоть до осени 1998 года, а также во время строительных и реставрационных работ в соборе.

Ограда с воротамиАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 7Дата постройки: 1892 год

Сторожка-дворницкаяАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 7

Дом причтаАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 8Архитектор: А. Е. ВеберДата постройки: 1880-е гг. В здании также располагалась Московская консистория ЕЛЦ.

Покойницкая при часовнеАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 9

Петропавловское мужское училищеАдрес:

Петроверигский пер., 6-8-10, строение 3Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг. В настоящее время в здании располагается Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Жилой дом преподавателей мужского училищаАдрес:

Петроверигский пер., 6-8-10, строение 4Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг.

Петропавловское женское училище (красно-кирпичное здание)

Адрес:

Колпачный пер., 12 (10/7, строение 1) В советские годы здание было надстроено на два этажа.

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

Самая музыкальная церковь

Архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России Дитрих Брауэр часто видит экскурсионные группы, которые гиды
приводят к подножию собора. Причину, почему москвичей захватывает интерес к истории города, он объясняет так: «Люди заново открывают для себя Москву. Оказывается, есть столько сторон, которых ты
не знал, не ценил, – и вдруг перед тобой они впервые открываются или ты видишь хорошо знакомое совершенно иначе. Мне кажется, одной из таких сторон столицы является лютеранская церковь».

200 лет собор стоит на Ивановской горке, то есть в центре старой Москвы. Ивановская горка помнит многое: здесь столько культурных слоёв! До революции Москва почти
на 95 процентов была православным городом, на оставшиеся проценты приходилось многоконфессиональное разнообразие. И до сих пор рядом с православными храмами стоит синагога, и здесь же,
неподалёку, расположен центр лютеранского мира. «Москва принимала любого человека, она смотрела на его способности, помогала развить таланты», – уверен историк Павел Гнилорыбов.

В 1694 г. Пётр I заложил в Москве новую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которую освятили в его присутствии на следующий год. Новый храм
просуществовал до 1812 г. и сгорел во время большого московского пожара. В 1817 г. приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, в Старосадском переулке. На средства короля Пруссии
Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I началась перестройка купленного дома под церковь (возвели купол и поставили крест). 18 августа 1819 г. её освятили.

В 1837-м в кирхе впервые зазвучал орган. Спустя несколько лет за инструментом музицировал 32-летний Ференц Лист. «Музыка и сейчас многих приводит сюда, – отмечает
П. Гнилорыбов. – Лютеранская церковь – самая музыкальная церковь среди всех представленных на территории России. Иногда орган выполняет миссионерскую роль не меньше, чем талантливая
проповедь».

Петропавловский приход стал крупнейшим среди протестантских приходов города. Статус Кафедрального собора лютеранская церковь свв. Петра и Павла в Москве получила
лишь в 1924 г. после переноса столицы из Петрограда в Москву. Но в первые годы советской власти из богатейшего собора изъяли ценности, уменьшилось количество прихожан, здание передали студии
«Диафильм», которая разделила пространство на несколько этажей, а интерьер был полностью утрачен. В 1990-е гг. руководство «Диафильма» выделило небольшое помещение для совершения богослужений.
Потом Правительство Москвы передало здание лютеранам. После­дующая реставрация шла долго. Однако возникло нынешнее здание, где каждый может найти что-то для себя, будь то музыка, искусство или
духовная составляющая.

В начале 2000-х гг. прошла реконструкция собора. В ноябре 2008-го, в 1-е воскресенье Адвента, во время торжественного богослужения состоялось освящение. В январе
2010-го восстановили шпиль, высота которого 62 метра.

История собора

Приход храма является одним из старейших в россии. Само лютеранство появилось в стране во второй половине XVI века. Только во время Ливонской войны было захвачено около 3 тысяч пленных, с которыми прибыл и первый лютеранский проповедник Тиман Бракель. Через 2 года он стал пастором первой общины святого Михаила. От нее в 1626 году отделилась община пастора Якоба Нойенбурга, которая через несколько столетий стала собором апостолов Петра и Павла.

Однако общине несколько лет не везло с местом храма. Первая церковь была построена возле Чистых Прудов и снесена в 1632 году, вторая простояла около 10 лет. В 1647 году возле моста на реке Яузе по инициативе Баумана, генерала голштинского происхождения (провинция Пруссии), была построена «Офицерская церковь», но и она простояла недолго. А через 2 года иностранцам и вовсе запретили покупать земли в Москве.

Генерал Бауман вновь купил землю в Немецкой слободе (правый берег Яузы) и организовал там молитвенный дом. В 1664 году на этом месте возвели небольшую деревянную церковь. Через 3 года ее снесли и построили церковь побольше, а также дом пастора и школу. Освящение состоялось в конце XVII века, а на следующий год земля, купленная генералом, официально была подарена царем Алексеем Михайловичем общине.

При Петре I был заложен каменный фундамент для большого собора с колокольней. На следующий год прошло освящение, однако собор преследовали неудачи: он трижды горел, но восстанавливался. После войны с Наполеоном и пожара храм возродить не удалось. Прихожане временно разместились в молитвенном доме, который освятили через 2 года.

Последнее переселение произошло в 1817 году: приход окончательно переехал в Старосадский переулок (в то время Космодамианский переулок), выкупив усадьбу Лопухиных. Почти сразу же началось строительство, деньги на него были выделены прусским королем Фридрихом Вильгельмом III, а император Александр I предоставил ссуду.

В 1819 году храм был освящен и стал крупнейшим протестантским приходом: его посещали многие богатые промышленники и дворяне. К середине XIX века число прихожан достигло 6 тысяч человек, к концу столетия их насчитывалось уже 17 тысяч, большая часть (14 тысяч) были немцами. В то же время началась последняя перестройка и расширение собора. В 1905 году он был освящен; через 10 лет, во время антинемецких восстаний, здание серьезно пострадало.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Троицком соборе в Троицко-Сергиевом монастыре.

История создания собора

В 1732 году на территории Кадетского корпуса, который располагался во дворце, ранее принадлежавшему князю Меньшикову, была открыта небольшая лютеранская церковь. Ее первыми прихожанами были кадеты, учителя и офицеры, служившие в корпусе. Свободный вход в маленькую домовую церковь разрешили также жителям окрестных кварталов.

С позволения Николая I церковь получила имя Святого Архангела Михаила. Это произошло в 1834 году. Время шло — приход рос, и уже в 1841 году старое здание было решено снести, потому что оно уже не вмещало всех прихожан. Для преподавателей, офицеров и кадетов открыли церковь в здании корпуса. Остальные прихожане, а их было больше 2000 человек, должны были разойтись по другим общинам. Но они поступили по-другому: сняли для своей общины частный дом, принадлежащий архитектору Льву Яковлевичу Тиблену. Прихожане несколько лет собирали деньги на покупку места для новой церкви и на ее строительство.

Только в 1874 году городские власти дали разрешение на возведение нового храма. Закладка фундамента произошла 23 октября 1874 года. Новую вместительную церковь доверили спроектировать архитектору Карлу Бульмерингу.

Строительство было завершено в 1876 году. Новый собор освятил епископ Юлиус фон Рихтер. Немного позже, в 1886 году, было решено переделать фасад, сделать его более нарядным. Его проект был заказан академику архитектуры Рудольфу Бернгарду, который был прихожанином церкви. Так церковь приобрела знаменитый псевдоготический фасад.

Историки отмечают, что церковь в то время отличалась роскошным внутренним убранством и имела отменную акустику. В храме играл один из лучших в Санкт-Петербурге органов. При церкви был открыт приют для сирот, где они могли учиться, а также существовало общество попечения неимущих и вдовий приют.

Орган Кафедрального Собора

В настоящее время в Соборе звучит исторический романтический орган фирмы «Вильгельм Зауэр», который был передан возрожденной общине свв. Петра и Павла в конце прошлого века.
С 1898 года этот орган находился в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе Москвы. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году немецкой фирмой «Рейнхард Хюфкен» был произведен капитальный ремонт инструмента, после чего установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Во время концерта в Соборе

Исторический орган фирмы «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer, Frankfurt (Oder), opus 755) Евангелическо-лютеранского Кафедрального собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве, 5-м по количеству регистров в Москве (после органа Дома музыки, Концертного зала им. П. И. Чайковского, Католического собора и церкви евангельских христиан-баптистов), а также одним из самых старых органов в России.

Орган

См. также: Органы Москвы

В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый трехмануальный орган у известной немецкой из Людвигсбурга (нем. E.F. Walcker, Ludwigsburg), ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории. Будучи вдвое компактнее, немецкий инструмент «отставал» всего на 8 регистров. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации).

Орган «W. Sauer» на хорах собора

В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган . История этого органа начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, в которой в 1898 году он был изначально установлен. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году (нем. Reinhard Hüfken) из Хальберштадта был произведен капитальный ремонт органа, после чего 2 декабря того же года, установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Исторический орган лютеранского собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве и одним из старейших органов в России. По количеству регистров в настоящее время он занимает 6-е место в Москве, после органов, установленных в Доме музыки, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Католическом соборе, Большом зале Московской консерватории и Баптистской церкви (бывшей Реформатской).

Кафедральный собор всегда играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы — в нём выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники. В соборе регулярно проводятся концерты органной музыки, вокальные, инструментальные и хоровые концерты для взрослых и детей, а также международные музыкальные фестивали с участием российских и зарубежных исполнителей: Международный фестиваль искусств «Дорога в Рождество», «Музыка в изгнании», Международный Баховский фестиваль, музыкально-инсталляционный проект «Ночь в соборе», «Хоровые ассамблеи в Кафедральном» и др. Актуальная концертная программа представлена на официальном сайте Кафедрального cобора.

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр»

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer)», Франкфурт-на-Одере, Германия, Opus 755, 1898 год.

16’
Principal 8’
Gamba 8’
Flöte 8’
Gedackt 8’
Viola d’amour 8’
Octave 4’
Rohrflöte 4’
Cornett 3—5 f.
Trompete 8’
16’
G.Principal 8’
Concertflöte 8’
Quintatön 8’
Dolce 8’
Gemshorn 4’
Traversflöte 4’
Mixtur 4 f.
Clarinette 8’
16’
Spitzflöte 8’
L.Gedackt 8’
Salizional 8’
Aeoline 8’
Voix-céleste 8’
Flauto dolce 4’
16’
Subbass 16’
Gedacktbass 16’
Octave 8’
Violoncelle 8’
Flöte 4’
Posaune 16’

33 регистра, 3 мануала и педаль (33/III/P).

Cистема кегельладе с пневматической игровой и регистровой трактурами.
Вспомогательные устройства:

  • копулы мануалов: III/II, III/I, II/I;
  • копулы к педали: III/P, II/P, I/P;
  • 2 свободные комбинации;
  • готовые комбинации: p, mf, f, Tutti, Rohrwerk ;
  • швеллер на III мануале;
  • Walze;
  • Walze ab.;
  • HR ab.

Архитектура Сент-Пола

Разработкой проекта Кристофер Рен занимался несколько лет. Власти утвердили лишь третью его идею, и в 1675 году началась стройка. Вскоре после этого правящий Англией монарх Карл II настоял на том, чтобы у Собора был огромный купол, повторяющий купол базилики Святого Петра — главной церкви Ватикана и Римской католической церкви, что символично, учитывая все предшествующие попытки протестантов освободиться от власти Папы.

Здание собора имеет форму креста и вытянуто в длину на 175 метров. Оно состоит из двух этажей и подвала, в котором находится крипта. Стены сделаны из камня, местами используется ясень. Они имеют большую толщину, так как служат опорой для тяжелых конструкций — вес одного только свинцового купола составляет 65 тысяч тонн!

К слову, именно купол является наиболее примечательной деталью облика собора. Он держится на барабане, который отчетливо делится на два уровня, а венчает купол башенка, которая также состоит из 2 ярусов. На ее вершине установлен золотой крест. Вместе с ним высота собора составляет 111 метров или 365 футов. Цифра неслучайна — она отсылает к количеству дней в году и увлечению Кристофера Рена астрономией.

Издалека можно разглядеть непрерывную колоннаду, выстроившуюся вокруг нижнего уровня барабана. Эта деталь — главное отличие купола Сент-Пола от ватиканского «собрата». Прием называется перистиль, в конструкции Рена он выполняет не только декоративную, но и несущую функцию, являясь опорой для второго уровня и структур купола. Второй уровень представляет собой внешнюю галерею с балконом, которая обходит барабан по кругу. Ее называют «каменной галереей», чтобы подняться на нее, надо преодолеть 376 ступеней.

На вершине купола находится двухъярусная башня на квадратном основании. Нижний уровень окружен «Золотой галереей», знаменитой открывающимся с нее панорамным видом на город. Верхний уровень построен в форме маленького храма, поддерживающего небольшой купол, на котором закреплен золотой шар и поднимающийся из него крест.

Вид на Лондон с Золотой галереи Сент-Пола, Liubov Tukalo

Также примечательна западная сторона храма, облик которой решен в классическом стиле с использованием двухуровневого портика с опорами в виде парных колонн. Обрамляют эту композицию 2 башни, в одной из которых расположена звонница с 12 колоколами, а в другой находятся часовой циферблат и 4 колокола, включая «Большого Пола» и «Большого Тома».

Грандиозный и по сегодняшним меркам проект удалось реализовать за счет введения налога на уголь. Учитывая жестокость английских холодов, мера оказалась непопулярной, но эффективной. С тех времен пошла поговорка, что Сент-Пол построен на стуке зубов. Собор осветили в 1697 году, последний камень положили в 1708-м, а официально открыли в 1711-м, хотя еще несколько лет добавляли резьбу и статуи на фасад.

Современники восприняли неоднозначно: одних восхитила пышность, другие увидели лишь слепое подражание тяжеловесному стилю Ватикана. Судьба новой церкви сложилось счастливо. Даже во время бомбежек Второй мировой храм получил незначительные повреждения. С 1996 по 2011 год в соборе состоялась масштабная реставрация.

Примечания

  1. Чулков Н. П. Геринг, Фридрих-Христофор-Юстус // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  2. Концерт Шарля-Мари Видора в лютеранской церкви свв. Петра и Павла в Москве упоминается в статье об органе Большого зала Московской консерватории
  3. Лолейт Артур Фердинандович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. Том I. Лица Москвы: .
  4. Джунковский В. Ф. Глава 4. 1908 год. // Воспоминания / Под общей редакцией А. Л. Паниной. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1912. — Т. 1.
  5. Лиценбергер, 1999, с. 85.
  6. ЦИАМ, ф. 294, д. 10
  7. Die christliche Welt, № 9 (1939) // РГВА. Ф. 1363k, Оп. 5, Д. 64, Л. 49.
  8. Ключ от храма: собор Петра и Павла в центре Москвы передан в собственность лютеран
  9. Ломтев Д. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. — М.: Прест, 1999. — С. 21. — 208 с.
  10. Orgelbau Reinhard Hüfken.
  11. См. Список действующих духовых органов в Москве
  12. Органы России : Энциклопедия / авторы-составители: Е. Д. Кривицкая, П. Н. Кравчун, М. В. Воинова. — М.—СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 192 с. — ISBN 978-5-98712-097-2.
  13. Распоряжение Правительства Москвы от 08.10.2007 N 2229-РП
  14. Городской реестр культурного недвижимого наследия города Москвы: О. В. фон Дессин Архивировано 28 января 2012 года.
  15. Лиценбергер, 1999.
  16. Цветаев Д. В., 1886, с. 51.
  17. Геринг, Фридрих-Христофор-Юстус // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  18. Назначен органистом в 1872 году, среди источников Biografija.Ru: Бартц Иван Августович (недоступная ссылка). Упоминается в справочнике «Вся Москва» за 1914 год. В справочнике за 1917 год уже не упоминается. Предположительно был органистом до 1915—1916 годов.
  19. Томан, Инга. История в судьбах. — М.: Готика, 2008.
  20. Лиценбергер, 1999, с. 39.

Как доехать на общественном транспорте

Добраться до собора общественным транспортом также не составляет труда.

Неподалеку располагается сразу три остановки:

  • Армянский переулок (на расстоянии около 390 м).
  • Солянка (на расстоянии около 400 м).
  • «Китай город» (на расстоянии около 450 м).

От центра города можно пройти пешком, свернув с Красной площади в направлении улицы Варварки. Время в пути неспешным шагом составляет около 20 – 25 мин.

Наиболее подходящие автобусные маршруты — 158 («3 Павелецкий проспект — Политехнический музей») и М5 («Нагорный бульвар — Политехнический музей»). Ближайшая станция метро — «Китай-город». Если выйти на улице Забелина нужно двигаться в сторону церкви князя Владимира, а затем повернуть налево.

А если выйти на улице Маросейка, то двигаться в сторону Космодамианской церкви, а затем свернуть направо. Из отдаленных районов в нужном направлении следуют поезда Курского, Савеловского, Рижского и Белорусского направления: «Звенигород‎→Царицыно», «Усово‎→Икша», «Нахабино‎→Щербинка», «Нахабино‎→Львовская» и другие.

Литература

  • Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. — М.: Готика, 1999. — 432 с. — ISBN 5-7834-0034-3.
  • Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — 830 с. — ISBN 978-5-271-11122-8.
  • Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сизова А. И. «Вы в душах зажгли наших свет…»: Об основателе Московской школы для слепых детей Генрихе Дикгофе. — М., 1998.
  • Томан И. Б. Памятники истории и культуры московских немцев. — М., 2013.
  • Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга первая. Протестантские церкви и духовенство // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.
  • Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890.
  • Fechner A. Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau.. — M., 1876. — Т. 1—2.

Статьи

  • Бобылёв А. В. Московские евангелические благотворительные учреждения до революции // Наша Церковь. — 1996. — № 3-5. — С. 22—25.
  • Бобылёв А. В. Церковь святых Петра и Павла в Москве // Наша Церковь. — 1995. — № 1/2. — С. 49—52.
  • Бугров А. В. Бобылёв А. В. Первые лютеранские церкви: как они выглядели // Наша Церковь. — 1996. — № 1/2. — С. 35—39.
  • Бугров А. В. Пастор Иоганн Готфрид Грегори // Контакт. — 1995. — № 6. — С. 8.
  • Ломтев Д. Г. Россия органная: заказчики и производители инструментов. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология» // Вестник РГГУ. — 2010. — № 15 (58). — С. 211—223.
  • Томан И. Б. Немцы в Москве: опыт национального путеводителя // Московский журнал. — 1991. — № 10, 12.
  • Bobyljow A. V. Der deutsche Dom in Rußland (нем.) // Neues Leben. — 1994. — Nr. 41.

История Собора свв. Петра и Павла

Первыми лютеранами в Москве были приглашенные в шестнадцатом веке из Европы ремесленники, врачи и купцы. Тогда отношение к «иноверцам» было весьма неоднозначное.
В 1694 году Пётр Первый заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая была освящена при его личном присутствии.

Во время Большого Московского пожара 1812 года храм сгорел, а приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест.
18 августа 1819 года храм освятили. В феврале 1837 года в нём впервые зазвучал орган.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и приезжие исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

В 1862 году была произведена реконструкция Собора в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта, и уже в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.
Юридически Евангелическо-лютеранская церковь в России никогда не закрывалась, но вследствие репрессий фактически прекратила существование к концу 1938 года.

В 1928 году также была закрыта и разрушена лютеранская церковь св. Михаила в Немецкой слободе, от которой сохранились алтарная Библия 1665 года, алтарь в стиле барокко 1764 года, орган 1898 года, а также похищенный крест епископа Майера — все эти реликвии в настоящее время находятся в Петропавловском соборе.

Службы в Кафедральном соборе были прекращены ещё в 1936 году.

В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора в Москве.

В июле 1992 года здание было возвращено общине решением Правительства Москвы. В 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. 30 ноября 2008 года состоялось освящение возрождённого собора.

В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль. Высота собора со шпилем составляет 62 метра. С 2005 года ведётся восстановление деталей исторического интерьера.

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector