Святыни и достопримечательности усть-медведицкого монастыря
Содержание:
- Свято-Серафимовский мужской монастырь во Владивостоке
- Каменная плита
- Кухня и рестораны
- Свято-Тихоновский Преображенский монастырь
- Архитектурная композиция
- Заступничество архиепископа Игнатия
- История обители
- Святыня монастыря — чудотворный камень Девы Марии
- суббота, 23 марта 2013 г.
- Православный календарь
- Восстановление
- История обители
- История основания обители
- Преобразование мужского монастыря в женский
- Достопримечательности
- Гостиницы Серафимовича
- Пещеры
Свято-Серафимовский мужской монастырь во Владивостоке
Свято-Серафимовский мужской монастырь образован на острове Русском близ Владивостока по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского в 2002 г. На Дальнем Востоке — это единственный островной монастырь. Как отмечают сами насельники обители, остров — это особое благоприятное место, располагающее к молитвенному настроению. Более века здесь располагались важнейшие фортификационные укрепления России. В результате реформирования военной структуры уходят с пограничных рубежей воины-защитники. Но свято место пусто не бывает, и на их место приходят духовные воины — монахи. Они несут свой нелегкий молитвенный подвиг за всех нас.
История Свято-Серафимовского монастыря началась совсем недавно. Осенью 2000 года на руинах единственной уцелевшей на острове православной приполковой церкви был создан приход в честь Преподобного Серафима Саровского. С этого времени, как и более века назад, православная жизнь на острове начала свое возрождение. Население острова сразу стали проявлять большую заинтересованность в воссоздании храма. Они старались помогать в решении хозяйственных проблем прихода. Около двух лет продолжалось восстановление полуразрушенного здания бывшего воинского храма.
До революции на острове было около двенадцати воинских православных храмов. От большинства из них сейчас остались только фундаменты. Восстановленный храм, при котором создан монастырь, находился в ведении 34-го Сибирского стрелкового полка и был учрежден в 1904 году как походная приполковая церковь. Она вмещала 800 человек. В советское время, с 1930 года, использовалась как клуб. В 80-е годы случился пожар. Здание сильно пострадало, и было брошено. После пожара уцелел только остов здания да 20 процентов крыши.
Свято-Серафимовский мужской монастырьБогослужения в монастырском храме стали совершаться с момента возникновения прихода в маленьком тесном помещении, которое расположилось под восстановленной крышей. Почти сразу здесь начала образовываться монашеская община. Немногим позже, постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года приход преобразован в Свято-Серафимовский мужской монастырь. Наместником обители является игумен Никон (Анненков).
В декабре 2001 года монастырь прошел государственную регистрацию. Здание церкви и чуть больше 0,30 га земли, на которой расположен храм, было передано администрацией острова Владивостокской епархии.
В монастырском храме совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. Начало всенощного бдения в 16.00 час. Начало божественной литургии в 10.00 час. Каждый день служится молебен Преподобному Серафиму Саровскому (в 17.00 часов). В пятницу служится акафист Чудотворцу. В течение дня храм открыт.
Адрес Свято-Серафимовского монастыря: г. Владивосток, о. Русский, ул.Подножье, д. 9/1, тел. 51-01-92.
В мужскую обитель можно добраться на пароме, который отправляется ежедневно с 36-го причала на Корабельной набережной г.Владивостока в 6.30 и 9.10 утра до остановки Подножье.
Каменная плита
Это главная святыня ходов, содержащая следы ладоней и коленей. По преданиям, на ней посылала молитвы Богу игуменья Арсения по ночам, в одну из которых ей было ниспослано явление Богородицы.
Святой камень Пресвятой Богородицы.
По официальной версии отпечатки на глыбе оставила сама монахиня, но обитательницы считают, что это сделала Богородица. Согласно рассказам священнослужителей святой камень сам «путешествует» по подземельям, но всегда возвращается на место.
Также, по поверьям, молитвы на святой плите помогают женщинам избавится от бесплодия и калекам снова встать на ноги. С надеждой на исцеление к глыбе ежегодно приходят тысячи паломников.
Грот
Одно из природных сокровищ – грот, посвященный святой грузинской царице Шушанике или Сусанне, которая даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру.
Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещения. В дальнейшем планируется реконструкция памятника природы и проведение экскурсий по нему.
Арка-звонница
Арка-звонница – это остатки постройки XVII века, когда обитель была мужской. В 1934 году это сооружение взорвали и от него осталась только небольшая арка.
При возрождении монастыря она была приспособлена под звонницу. На перекладине, установленной поперек портала, подвешены 7 небольших колоколов, которые издают чудесные звуки во время больших церковных праздников.
Верхушку арки украшают 2 небольших, окрашенных в лазоревый цвет, купола со шпилем. Для того чтобы монахиням было удобно звонить, под порталом сооружен небольшой деревянный помост и лестница.
Источник
Источник известен уже более 200 лет.
Первые письменные свидетельства о нем датируются временем, когда игуменьей была Августа (конец XVIII века). В 1830 году от к роднику была построена каменная лестница.
Некоторые ее фрагменты можно сохранились до наших дней.
Могила семи монахинь
Игуменья Арсения
Могила семи монахинь – относительно новый памятник в Усть-Медведицкой обители.
Он был образован в 2014 году, когда на территорию перенесли останки семи его обитательниц, живших в монастыре до 1928 года. После закрытия они образовали коммуну и трудились в ней и постройках комплекса.
Пережили несколько волн репрессий и расстрелов. После смерти монахинь похоронили на городском кладбище Серафимовича и только недавно положили в землю обители.
Кухня и рестораны
В любом, даже самом маленьком городе туристы без еды не останутся. Вопрос только в том, где ее купить. А второй вопрос — где можно поесть в приятной, спокойной обстановке. Серафимович в этом плане — типичный российский городок, в котором можно насчитать от силы 3-4 хороших заведения. Ну а к чему больше?
Это обычные кафе с разнообразной, но такой знакомой каждому туристу кухней, где можно найти все — от яичницы до пасты, от жареного мяса до блинов со сметаной. Отдельно стоит отметить рыбные блюда — в Серафимовиче здорово развита рыбалка, поэтому нужно попробовать местные деликатесы.
Усть-Медведицкий природный парк
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь
Основные моменты
Сегодня хорошо отреставрированный комплекс Свято-Тихоновского Преображенского монастыря привлекает немало верующих и туристов. Его сердцем считают величественный Троицкий храм, построенный в 1883 году по типовому проекту известного российского архитектора Константина Андреевича Тона. Живописная пятиглавая церковь имеет два храма – верхний и нижний. В 2007 году она была полностью отреставрирована и расписана. Рядом с ней возвышается надвратная четырехъярусная колокольня и Преображенский храм.
В память о чудотворце Тихоне в восточной башне обители обустроена мемориальная келья. Кроме того, о святителе напоминает источник, за водой к которому приходит много верующих и туристов.
В наши на монастырской территории разбиты цветочные клумбы, посажены декоративные кустарники. Сегодня в монастыре живет 115 насельниц. Свято-Тихоновский Преображенский монастырь владеет 200 га земли и сельхозтехникой. Монахини обслуживают коровник и курятник, трудятся на огородах, а также работают в швейной и иконописной мастерских. Здесь регулярно идут церковные службы и три раза в год проводят крестный ход к святому источнику.
Приезжающие в обитель путешественники могут поесть в монастырской трапезной и остановиться на ночлег в гостинице для паломников. Для туристических групп по территории монастыря проводятся экскурсии.
История Свято-Тихоновского Преображенского монастыря
История Свято-Тихоновского Преображенского монастыря началась в 1865 году с возведения уединенного скита Богородицкой обители. По преданию, скит для монахов начали строить в том месте, которое очень нравилось Тихону Задонскому, почитаемому верующими.
Святитель жил в Богородицкой мужской обители и любил приходить в один из уголков близлежащего леса, говоря о нем, как о земном рае. Своими руками он выкопал в лесу глубокий колодец. Когда в 1783 году Тихона не стало, жители окрестных сел и деревень стали приходить к лесному колодцу за водой. Вода из него считалась целебной, ее пили и набирали впрок, чтобы вылечить различные недуги.
Возведением монашеского скита занимался архимандрит Дмитрий с благословения местной епархии. Сначала в лесу построили деревянный трехпрестольный храм и освятили его в честь Тихона Задонского. А потом возле церкви появился двухэтажный келейный корпус.
В начале прошлого века в монастыре жило около ста монахов и послушников. После прихода советской власти Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, как и большинство обителей на территории страны, закрыли. Церковные книги и богослужебная утварь из него пропали. В разные годы в старых зданиях находились психоневрологический интернат, школа для трудных подростков, воинская часть, госпиталь и разведшкола.
Территорию монастыря вернули верующим в 1991 году. Тогда же на территории бывшей мужской обители создали женский монастырь. После этого началось восстановление монастырских построек и храмов.
Святой источник
Сотни паломников и туристов приезжают в Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, чтобы посетить святой источник, носящий имя Тихона Задонского. Возле него стоит небольшая красивая часовня. Одноэтажная кирпичная постройка имеет форму куба и покрыта четырехскатной кровлей, на верху которой возвышается аккуратная позолоченная главка.
Для удобства верующих в 1994 году рядом с источником построили маленькую купальню. Перед ней часто выстраивается очередь из желающих окунуться в прохладную воду и исцелиться от недугов.
Как добраться
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь расположен в 7 км к северу от Задонска и в 62 км к юго-западу от Липецка. Добираются сюда на рейсовых автобусах, курсирующих из Липецка в Задонск. Дважды в день, в 7.10 и 14.00, автобусы из Липецка идут через село Бутырки и проходят мимо монастыря. Остальные рейсы следуют через Камышевку, объезжая обитель стороной. В этом случае, паломники и туристы добираются до Задонска, а потом подъезжают к Свято-Тихоновскому Преображенскому монастырю на такси. Следует иметь в виду, что стоянка такси расположена рядом с автостанцией Задонска.
Архитектурная композиция
Женский монастырь привлекателен для туристов за счет строений, выполненных в стилистике неповторимого зодчества.
- Главное здание — Казанский собор, созданный по русско-византийским канонам. Храм имеет крестообразную форму, разделен на два яруса. В нижней части расположена построенная в 1888 г. церковь святителя Арсения. Казанский собор привлекателен не только внешним видом, но и интерьером. Внутри стоят изящные колонны, декорированные капителями. Мрамор для их создания привозили из Италии, изготовление проходило в петербуржской мастерского знаменитого русского скульптора А. Баринова. Центральное сооружение имеет просторную площадь и может вместить до 5 тысяч прихожан.
- Преображенский храм создавали в стилистике барокко, уникальной особенностью церкви являются установленные в четыре яруса 33 купола, которые символизируют прожитые Христом годы на земле. Внутренняя часть сводов расписана живописными фресками.33-главый Спасо-Преображенский Храм
- На территории также находятся: колокольня, звонница, часовня С. Саровского, дом игумена, гостиница для паломников. Монастырский надвратный храм освятили в честь Николая Угодника в середине лета 2015 г.
- Большой интерес вызывают местные пещеры. Одна из версий гласит, что к их созданию лично причастна игуменья Арсения, которой помогали несколько монахинь. Работы длились целых 13 лет, настоятельница желала благоустроить подземную церковь, но кончина не позволила довести задуманное до завершения. Общая протяженность катакомб составляет примерно 165 м. Посетителям разрешено продвигаться только до помещения, где храниться камень Богородицы (50 метров). Здесь круглый год одна и та же температура воздуха +8°, вход расположен в церковном притворе нижней части главного собора.
- В монастыре находится грот, который посвящен святой матушке Сусанне, перенесшей страдания ради христианского учения. Вход в этот памятник отчасти засыпан, монахини желают в скором времени восстановить доступ, чтобы проводить экскурсии.
- В 1934 г. советские власти взрывом уничтожили каменную церковь, построенную в XVIII столетии. От разрушения осталась только каменная часть в форме дуги, в новое время этот памятник решили модифицировать под звонницу. Строение оснастили перекладиной и установили здесь семь колоколов.
Интересно! На территории расположен святой источник, которому 200 лет, рядом сохранился фрагмент каменной лестницы 1830 г. Большим почетом также пользуется захоронение семи монахинь, пребывавших в обители до 1928 г.
Заступничество архиепископа Игнатия
Дело в том, что в тот год Святейший синод пересмотрел положение о монастыре, изданное им в 1798 году, и в новую редакцию не вошли пункты, дававшие ему право на получение государственного пособия. Это было настоящим ударом для сестёр. Отныне они не только лишались возможности заниматься благотворительностью (в том числе и воспитанием казацких дочерей), но и обрекались на голодное существование.
Выручил монахинь возглавлявший в те годы епархию архиепископ Игнатий. Он лично обратился с прошением на высочайшее имя, и благодаря распоряжению, отданному государем Николаем Павловичем, насельницы монастыря были восстановлены в своих правах и могли впредь не опасаться за будущее.
История обители
В 1752, из-за размытия и обрушения берегов реки, сооружение перенесли на нынешнее место, в устье балки. По легенде на комплекс хотел напасть бунтовщик Стенька Разин, но внезапно отказался от своих намерений и послал богатые подарки.
В 1785 г., по просьбе атамана Войска Донского А. И. Иловайского, монастырь из мужского преобразован в женский.
В нем разместились 40 монахинь из Сиротского девичьего собрания. В 1871-1885 г. на территории был построен собор в честь Казанской иконы, оформленный в византийском стиле.
Всем будет полезно узнать, где в России находятся Святые места, исцеляющие людей.
Святыня монастыря — чудотворный камень Девы Марии
Большинство паломников приезжают сюда, чтобы лицезреть чудотворный камень Пречистой Девы. Он представляет собой твердую монолитную плиту прямоугольной формы, на которой отпечатались следы женских коленей и ладоней.
Одна из легенд гласит, что отпечатки на камне принадлежать игуменьи Арсении, получившей реликвию с небес после горячей молитвы к Деве Марии.
Мироточащий камень Богородицы
В 70-е годы XX столетия отечественные ученые проводили исследования этой монолитной глыбы. Выяснилось, что каменная порода под следами будто бы запеклась, минералы здесь находятся более плотно, чем на краях плиты. К тому же ученые не смогли определить породу камня, они утверждали: наука не знает подобных минералов на нашей планете.
После того как в окрестностях распространился слух о чудотворных эффектах камня Богородицы, монахини несколько раз пытались вынести эту монолитную плиту из пещеры на поверхность. Однако реликвия не желала покидать своего укромного места, и у инокинь не получалась вытащить его на свет.
Интересно, что его находили в разных местах подземелья, будто бы он самолично разгуливал по катакомбам.
На заметку! Камень часто выделяет чудотворное миро, на нем проводят ритуалы освящения православной атрибутики. Монолитная плита избавляет от бесплодия и множества различных недугов.
суббота, 23 марта 2013 г.
Монастырь, г.Серафимович, Волгоградской области
13:40
Ольга
На правом холмистом берегу р.Дон (ныне г.Серафимович Волгоградской области) близ слияния р. Медведицы и р.Дон (6 км.) в 1665г. был возведен 1-й монастырь донских казаков.
сохранившаяся часть 1-го храма |
Основным
промыслом казаков были походы за «зипунами». В XVII в. уже на Дону появляются три группы
монастырей: 1) Черкасские, 2) Полковых казаков, и 3)Донских казаков. Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, был основан
по собственному желанию казаков, для престарелых от военной брани. Первоначально
монастырь был не большим, окопан рвом и обнесен валом для защиты от набегов. В 1775г. внешние отношения казаков были непростые, а с 1781г. монастырь стал женским.
казанский храм,под кот.пещеры |
нижний Казанский храм |
Выше по склону им пришлось строить новый храм,т.к. прежний от подвижки и намокания грунта из-за разлива реки стал разваливаться. Большую роль в истории монастыря сыграла монахоня Арсения (Анна), дочь
знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова, которая не пожелала жить в миру. Генерал, любя свою дочь не стал противиться ее воли и направил в монастырь. Будучи образованной, она организовала при монастыре обучение монашек грамоте, живописи (иконописные мастерские). Кстати в наше время в верхнем храме Казанского монастыря висит ее одна из сохранившихся икон.Написана неплохо, она действительно была талантлива. Тогда она совершала много паломнических поездок. Ее сильно впечатлили пещеры Киево-Печерской лавры. С 1874г. под Казанским храмом она втайне по ночам начинает рыть пещеры. Пещеры
ориентированны на юг в гору, протяженность их составляет 77 сотен, стены и
потолок грунтовые, цементированы, пол кирпичный залит цементом.
так выглядел 1-й монастырь |
Температура в
пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов. В 30-х гг. пещеры были
засыпаны, в 70-х гг. местные жители раскопали заваленные входы. Сейчас не все ходы очищены от завалов. Меня лично поразило целеполагание Арсентии: днем нести монашеское послушание,а по ночам рыть подземные ходы. Грунт там тырсово- глинястый и копать твердую породу — великого труда стоит, по сравнению с трудом строительства меловых храмов Костомарово, Дивногорья и Святогорья. «Прогулка» по коридорам подземелья в Серафимовиче мне дала пищу для размышления.
Сейчас он отстраивается.
Восстановленный Казанский храм, который в военные годы остался без куполов, зато стены, мраморные колонны верхнего храма и своды нижнего — все сохранилось и помнит свою иегуменю Арсению.
Вот так сейчас выглядит основная его территория.
Необычно для средней полосы России смотрится новый Иессусов храм ха территории монастыря. Он имеет 33 главки по числу прожитых лет И.Х. на Земле. Такой северо-русский архитектурный стиль нам не свойственен.
Территория монастыря граничит с побережьем Дона.
А за холмом находиться сам городок Серафимович.
Снег 16 марта, когда я там была, только сошел. Однако его следы еже просматриваются в ложбинах. Но безрадостная старая растительность позволяет увидеть интересный рельеф холмов.Они, по-своему колоритны.
Вот так встретил меня Дон, когда я спустилась на его еще не высохшие берега после зимней спячки.
Река не освободилась еще ото льда. Второе открытие, которое я обрела, стоя на берегу — я услышала, как стонет река, ломая лед. Звук неописуемый : скрежет, хруст, скрип, стон, словно душа реки стонет, вырываясь на свободу от оков. Монашки тоже говорят, что бывают ночи, когда они просыпаются от душераздирающих непривычных звуков.
А на территории монастыря оживает растительность.
В то время, как с холмов звонко журчат бегущие ручьи в Дон.
Вот такой он, этот монастырь.
Живет своей жизнью и находиться в очень красивом природном месте.
Posted in: Места силы,Православие,путешествия,храмы
Православный календарь
25 мая, Вторник(12 мая по ст.ст.)
Свт. Епифания, еп. Кипрского (403). Свт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913).
Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обре́тение мощей прав. Симеона Верхотурского (1989). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V), и Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Румын.).
Сщмч. Петра Попова пресвитера (1937); мц. Евдокии Мартишкиной (1938).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–933.Лит. –Деян., 25 зач., X, 21–33.Ин., 25 зач., VII, 1–13.Свтт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Мф., 11 зач., V, 14–19,или сщмч.:Евр., 335 зач., XIII, 17–21.Ин., 36 зач., X, 9–16.
подробнее
Восстановление
В начале 90-х г.г. XX столетия Священный Синод учредил отдельную епархию Волгоградской области поставив главой её архиепископа Германа. По его прошению Русская Православная Церковь постановила открыть мужскую обитель в 1991 г.
1992 г. стал началом возрождения духовного комплекса. Первыми обитателями были три иеромонаха, старший из них Савин (Аганин), а также иеродьякон, монах, несколько послушников. Они отремонтировали крышу, восстановили перекрытия между верхней и нижней частями здания.
Были убраны остатки оборудования электростанции, осуществлены хозяйственные мероприятия, реконструированы пещеры, а также благоустроена домовая церковь, возведён дом игумена, где обустроили трапезную.
Женский монастырь города Серафимович в августе 2001 г. принял женскую общину под руководством матушки Георгии (Боровик). Эта довольно большая группа прибыла в Волгоградскую область из Украины. Мужской монастырь обратно стал женским в июле следующего года.
Состоялось освящение, а также открытие собора Казанской Божьей Матери 9 сентября 2012 г. Его реставрировали больше 20 лет. В 2002 г. восстановили нижнюю церковь преподобного Арсения Великого. С 2004 по 2014 г. возвели храм Преображения Господня, выстроили часовню в честь преподобного Серафима Саровского.
История обители
Своё название монастырский комплекс получил от Усть-Медведицкой казачьей станицы, расположенной рядом с обителью. В 1933 г. её переименовали в г. Серафимович в честь известного советского писателя, жившего и работавшего здесь.
Священнослужители смогли освятить монастырский храм Преображения Господня лишь спустя 5 лет (1670 г.). Строил первый святой комплекс игумен Исайя с тремя старцами. Их имена – Кирилл, Иосиф, Корнилий. Сохранилось предание о С. Разине угрожавшем разорить мужскую обитель. Поднялась буря, он не смог перебраться через реку. Утром атаман раскаялся, одарив монастырь украшениями и деньгами.
Пасхальной ночью 1752 г. разлитый Дон размыл берег. Половодье значительно разрушило храм, он полностью «сполз» в реку. Монахи приняли решение перенести комплекс на более высокое место. К началу 1759 г. его отстроили вновь. Мужской монастырь стал женским в 1785 г. благодаря помощи казачьего атамана Алексея Ивановича Иловайского.
Епископ Воронежский Тихон III назначил дьякона Михайлова В. управлять духовной жизнью монахинь. Монастырь просуществовал всего три года. Императрица Екатерина II своим указом от 1788 г. закрыла несколько обителей относящихся к Воронежской епархии. Среди них оказалась Усть-Медведицкая.
Её открыли вновь как женский монастырь спустя десять лет (1 октября 1798 г.) для приема вдов и осиротевших девочек. Им руководила всё та же М. А. Карпова. В 1827 году после того как она скончалась, женскую обитель возглавила игуменья Августа.
Под её началом обитель находилась восемь лет, и было отмечено весьма важным новшеством: монастырь стал принимать на воспитание маленьких дочерей местных казаков. 1835 год стал печальным для обители. Умерла настоятельница Августа. Игуменство приняла Афанасия. Именно в это время Святейший синод решил обновить положение об Усть-Медведицком монастыре (оно выпущено в 1798).
Новое издание не включало некоторые позиции обеспечивающие монастырю государственное содержание. Заступился за сестёр архиепископ Игнатий, руководивший в те годы епархией. Он лично составил и передал прошение на имя царя. Николай I распорядился восстановить насельниц в их правах.
После кончины наставницы Афанасии в 1847 г. игуменствовала казначея Версавия. Во время её управления была построена двухэтажная трапезная, увеличилось число монахинь (от 17 до 32 сестёр). 21 ноября 1863 г. она умерла.
Монастырь достиг своей лучшей поры в период правления пятой настоятельницы матушки Арсении (в мире – Анны). Она происходила из богатого, знатного рода донского помещика Себрякова Михаила Васильевича, получила хорошее образование.
Серафимович — женский монастырь в Волгоградской области. Он имеет богатую историю.
Когда дочери исполнилось 17 лет, по желанию Анны отец привёз её в тогда ещё бедную обитель 30 декабря 1850 г. Девушка отличалась красотой, умом, добрым нравом, трудолюбием. Спустя 4 года она приняла постриг. Нарекли её именем Арсения.
За время руководства матери Арсении монастырь превратился в настоящий духовный центр. Открыта школа для обучения девочек и монахинь грамоте. Устроена библиотека, студия живописи. Отстроены дома для священнослужителей, новые корпуса в два этажа для монахинь, хозяйственные строения. Обновлено подворье монастыря. За территорией комплекса построена гостиница для паломников.
В 1867 г создано женское училище, где могли получить четырёхлетнее образование девочки разных социальных сословий. Оно было бесплатное. В нём преподавали Закон Божий, русский, церковнославянский язык, арифметику, историю Руси, географию. Работало образовательное заведение до 1918 г.
Игуменья Арсения написала несколько больших икон. До сегодняшних дней сохранилась одна из них – «Плащаница Спасителя». По ходатайству игуменьи Арсении в 1871 г. архиепископ Платон дал разрешение на постройку Казанского храма.
Здание собора проектировал известный столичный архитектор Горностаев Иван Иванович. Строительные работы начались в 1874 г. Возведение верхней части храма закончено летом 1885 г. Собор освящён 8 сентября этого же года, а на 15-й день придел святых апостолов Петра и Павла.
История основания обители
Новейшая история святой обители началась в 1991 году, когда территорию бывшего мужского тихоновского монастыря возвратили Православной Церкви. В прошлом этого красивого, благодатного места были и периоды расцвета, и времена тяжёлых испытаний.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, Задонск
Скит святителя Тихона
Уйдя на покой и обосновавшись в Богородицкой мужской монашеской общине города Задонск, Божий угодник Тихон Задонский часто приезжал на берег небольшой реки Проходня, протекающей среди холмов, чтобы уединиться для молитвы. У подножия одной из возвышенности святитель вырыл колодец, а на лесистой вершине любил погружаться в раздумья, итогом которых стал труд «Сокровище духовное от мира собираемое».
Другие православные храмы Липецка:
- Христо-Рождественский кафедральный собор Липецка
- Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
После окончания земного пути задонского старца, люди не забыли об этом намоленном месте и часто приходили к тихоновскому колодцу за водой, проявляющей чудесные свойства.
Лесной скит
В 1861 году Тихона Задонского причислили к лику святых. Настоятель Задонского Богородицком монастыря — архимандрит Димитрий — решает организовать у лесного колодца святого старца скит для братьев, желающих совершать молитвы вдалеке от городской суеты.
Святой источник Тихона Задонского
В 1865 году на вершине лесистого холма поставили первый храм — деревянную церковь во имя святителя Тихона, освященную святым мужем в середине XVIII века в селе Гнилуши. Её поставили на каменную постройку, в которой размещались хозяйственные помещения. К постройке примыкал келейный корпус, сложенный из дерева. Жизнь братьев, переселившихся в скит, регламентировалась строгими правилами, примером для которых служили традиции монашеского послушания, сложившиеся в Оптиной пустыни.
Интересно! Установление строгого оптинского устава для насельников Тихоновского скита связано с тесной связью его основателя с оптинскими старцами. Архимандрит Димитрий почитал своего учителя старца Леонида и святителя Феофана Затворника.
Основание монастыря
Получением статуса самостоятельного монастыря Тихоновский скит обязан своему основателю и помещику В. П. Воейкову, на средства которого обустроили территорию Задонского Тихоновского мужского монастыря, официально учрежденного в 1873 году.
К началу XX века монастырский комплекс состоял из следующих построек:
- Троицкий собор;
- трёхъярусная колокольня с надвратной Преображенской церковью;
- ограда из камня, ограниченная по углам шатровыми башнями;
- настоятельский корпус с больницей для братьев и домовой церковью;
- братский корпус;
- трапезная.
Троицкий собор Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря
В обители постоянно проживали более 100 монахов.
Интересно! Архитектором, работавший над проектом Троицкого собора являлся К. А. Тон, создавший храм Христа Спасителя в Москве.
Время испытаний
Задонскую Свято-Тихоновскую мужскую монашескую общину закрыли в 1920 году. Монастырские ценности и иконы разграбили. Уничтожили часть ограды, купола главного храма, колокольни и угловых башен. В уцелевших зданиях обители размещались следующие советские учреждения:
- концентрационный лагерь для врагов советской власти;
- детская колония «Уют»;
- военный госпиталь;
- интернат для душевнобольных.
В годы Великой Отечественной войны в здесь располагался госпиталь, все пациенты которого погибли во время немецкой атаки. Их останки обнаружили в новое время при расчистке храма.
Возрождение
Возвращение монастырской территории во владение Русской православной церкви произошло в апреле 1991 года. Лесная обитель стала пристанищем для женской монашеской общины. Сестры возвели над святым источником часовню, а рядом соорудили купальню.
Преобразование мужского монастыря в женский
Новая страница в жизни монастыря открылась, когда десятилетие спустя распоряжением Святейшего синода он был преобразован в женскую обитель. Произошло это событие в июне 1785 года. Принято считать, что подвигло синодальных чиновников к такому решению ходатайство, направленное в Санкт-Петербург войсковым старшиной А. И. Иловайским, имевшим там немалые связи.
Так оно было или нет – доподлинно не известно, но только вскоре в кельях, оставленных прежними насельниками, разместились сорок девиц из находившейся неподалёку Сиротинской станицы, составлявших там женскую православную общину. Все они пожелали отказаться от образа жизни, приличествующего их полу, и навсегда затвориться от мира в стенах обители. Первой их настоятельницей стала родная сестра войскового старшины Мария Карпова, а духовником — семидесятилетний дьякон отец Василий (Михайлов).
Достопримечательности
Пещеры
По официальной версии пещеры были открыты с 1874 по 1890 г., когда настоятельницей обители была игуменья Арсения.
Пещера которую выкопала Игуменья Арсения.
Но, по свидетельствам археологов и историков, несколько монахинь выполнить огромный объем земляных работ самостоятельно не могли физически, и скорее всего Серафимовичский подземный городок начал существование гораздо раньше.
В 30-е годы прошлого века пещеры были засыпаны, а в 70-е годы вновь откопаны. Общая длина подземных ходов – 165 метров. Для посещения открыты только первые 50 из них.
Это интересно: в пещерах всегда холодно, даже в жаркие летние дни. Выше +8°C воздух не прогревается.
Попасть внутрь подземного городка можно, спустившись в подвал.
Гостиницы Серафимовича
В Серафимовиче несколько гостиниц приличного уровня, где можно провести пару-тройку ночей. Им можно дать максимум полторы «звезды», потому что по дизайну и уровню сервиса они до сих пор остались в Советском Союзе.
Куда более привлекательны базы отдыха, расположенные на берегу Дона. Стоимость проживания здесь начинается от 1000 RUB в сутки. Цены зависят от обустроенности домиков и услуг, которые предлагают владельцы базы. Цены на странице указаны на апрель 2021 г.
Обычно дома рассчитаны на 2 или 4 человек. Здесь душевые кабины, телевизор, холодильник, сплит-система. Рядом с домами — летние террасы и площадки, где можно пожарить шашлыки. В качестве развлечений базы предлагают пейнтбол, теннис, конные прогулки и походы на байдарках.
Пещеры
Происхождение пещер имеет две версии. По одной из них 10 июля 1874 года (день памяти Антона Печёрского) настоятельница Арсения собственноручно приступила к копке пещер. Помогали ей три инокини (Агния, Викторина, Никодима). Работа длилась 13 лет.
В них игуменья хотела устроить подземный храм. К сожалению не успела. Она назвала основной ход пещер «Крёстный путь Спасителя». Второму проходу дала наименование «Страстной путь Божьей Матери». В 30-х годах прошлого столетия несколько человек захотели обследовать пещеры. Обратно они не вернулись. Власти приняли решение засыпать их. Спустя 40 лет заваленные входы снова откопали.
Общая протяжённость подземных коридоров составляет где-то 165 метров. В настоящий момент посетителям можно продвигаться по ним не дальше 50 м (до комнаты, где находится каменная глыба). В пещерах температура воздуха круглый год всегда одинаковая – +8°. Начинается вход из церковного притвора Арсения Великого (в нижней части Казанского собора).
По мнению многих археологов, историков появились пещеры намного раньше. Потому не случайно выбрано место строительства Казанского храма. Он находится прямо над входом в подземелье. Матушка Арсения лишь усовершенствовала подземные галереи: укрепила своды, стены, полы.