Как легко добраться до новодевичьего кладбища и монастыря

История обители

Инициатором создания Новодевичьего монастыря была императрица Елизавета I, которая в 1748 г. пожертвовала Смольный дворец для обустройства женской лавры. Однако из-за Семилетней войны пришлось отложить заселение – первые пять сестер заняли бывшую царскую резиденцию только в 1764 г. С приходом к власти Екатерины II насельниц стали выселять, а за стенами пустыни организовали институт для благородных девиц. Таким образом, к 1822 г. обитель полностью расформировали.

Лавра получила шанс на возрождение только при Николае I. Благодаря его дочери, княгине Ольге, Священный синод принял положительное решение по вопросу реорганизации обители. Так в Санкт-Петербурге появился первый женский монастырь. Изначально он должен был располагаться на Васильевском острове, однако сестры выбрали здание, стоящее в самом центре Северной столицы – бывшую Униатскую коллегию.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Начало строительства

Когда с бюрократическими процедурами было покончено, первым возвели Казанский собор Пресвятой Богородицы, который освятили в 1849 г. Тогда же заложили фундамент Воскресенского храма, строящегося по проекту архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Все расходы на себя взяла царская семья, а также купцы Громовы.

Монахини заселились в пустынь только к 1854 г., когда территория обители стремительно расширялась. К концу XIX столетия за монастырскими стенами уже было несколько храмов, трапезная, мастерские. Велось активно хозяйство – на территории занимались животноводством, пчеловодством, разводили птицу, выращивали фрукты и овощи. Вскоре открыли детский приют, а чуть позже – воскресную школу.

Советское время

Упадок Воскресенского монастыря начался со свержения царского режима. С приходом большевиков пустынь закрыли, а все церковные реликвии изъяли. Какое-то время монахини еще пытались остаться за родными стенами, однако после судебного процесса все 126 насельниц были отправлены в Башкирию.

К концу 30-х годов ХХ столетия практически все монастырские постройки были полностью или частично разрушены. Церкви лишили позолоченных куполов, звонницу сровняли с землей, а монашеские кельи подвергли жесткой перепланировке. В 1935 г. на территории уже бывшей женской обители открыли НИИ электромашиностроения.

История начала строительства обители

Современное состояние

Вторую жизнь Новодевичий монастырь получил только после передачи собора Казанской Божьей Матери под управление РПЦ. Случилось это в 1989 г., а спустя шесть лет пустынь официально получила обратно свой юридический статус.

Несмотря на то что научно-исследовательский институт продолжал свою деятельность, начались активные реставрационные работы. Были восстановлены монашеские кельи, библиотека, трапезная и мастерские. В 2001 г. женской лавре вернули воскресную школу, а также все изъятые советской властью реликвии.

На сегодняшний день полностью отреставрирована только Афонская церковь, где регулярно проходят богослужения.

Новодевичий женский монастырь

Монастырь невозможно воспринимать отдельно от окружающего его парка и кладбища, поэтому речь пойдет и об одном, и о другом и о третьем. Ансамбль Новодевичьего монастыря включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Новодевичьего монастыря началась с того, что Великий князь Московский Василий III дал обещание, что построит монастырь в честь иконы Богоматери Смоленской, если отвоюет у литовцев Смоленские земли. В 1514 году Смоленск вошел в состав Московского княжества, а через десять лет, в 1524 году по приказу Василия III началось строительство монастыря.

Инокинями монастыря были в основном женщины знатных родов. При Иване Грозном в монастырь были сосланы многие дамы двора, попавшие в немилость. В конце XVI века в монастыре был избран на царство Борис Годунов.

Таким монастырь сохранился по сей день.

Новодевичий монастырь становился местом ссылки некоторых знатных и царственных особ. Так, после стрелецкого бунта Петр I заточил в монастырь свою родную сестру Софью. Также здесь доживала свои дни первая супруга Петра – Евдокия Лопухина. С именем Софьи, кстати, связано одно из современных суеверий монастыря.

Согласно этому поверью, если загадать желание, прислонившись к Напрудной башне монастыря или обняв ее, то желание непременно сбудется. На деле, паломничество к башне, которую в народе прозвали Софьиной, превратилось в вандализм.

Люди пишут прямо на стене башни маркерами, из-за чего башню каждые несколько месяцев приходится заново белить.

Самое древнее сооружение на территории монастыря – Собор Смоленской иконы Божьей матери. Изначально это была единственная постройка из камня на территории монастыря.

В подклете собора находится усыпальница, в которой похоронены сестры Петра I и его первая супруга. Также есть на территории монастыря палаты Ирины Годуновой и Евдокии Лопухиной.

В основном все постройки монастыря сохранились с XVII века.

История Новодевичьего кладбища берет свое начало в монастырских захоронениях. Изначально тут хоронили послушниц, в том числе из числа знатных и царских особ. В XIX появились первые могилы известных людей, в том числе мужчин. К сожалению, некрополь Новодевичьего монастыря сильно пострадал в советское время, из 2000 захоронений осталось не больше сотни.

В том числе сохранились мавзолей Волконских, усыпальница с часовней владельцев Трехгорной мануфактуры, могила Дениса Давыдова. К началу XX века места для захоронений на территории монастыря не осталось, поэтому решено было расширить территорию. Так появилось сначала старая территория кладбища, затем в 40-50-х годах ХХ века – новая, а в конце 70-х годов и новейшая территория.

Судите сами: Чехов, Гоголь, Булгаков, Маяковский, Шаляпин, Евстигнеев, Гурченко, Никулин, Ельцин – вот лишь несколько имен тех, кто нашел тут вечное пристанище. Помимо писателей, поэтов, актеров, режиссеров, политических деятелей, тут похоронены выдающиеся академики, ученые, инженеры, философы.

А какие тут памятники! Их авторы, как правило, известнейшие скульпторы, например автор памятника Н.С.Хрущеву – Эрнст Неизвестный. У каждого памятника своя история, их можно воспринимать как самостоятельные произведения искусства.

Скульптурная композиция «Мама утка и утята» — подарок Лоры Буш

И, наконец, довершает ансамбль парк, раскинувшийся вдоль западной стены монастыря. Парк сложился вокруг Большого и Малого Новодевичьих прудов, которые представляют собой старое русло Москвы-реки.

К тому же тут много лавочек — можно насладиться видом пруда и монастыря

И что немаловажно – в парке всегда очень чисто

Архитектура Новодевичьего монастыря

Сначала основой для стен служило дерево. Ворота к обители вели всего одни — с юга, позже были сделаны северные. Вместе с тем, уже к XVII веку Новодевичий монастырь окружала кирпичная ограда, на всём протяжении которой в стратегических местах высились двенадцать башен, сделанных на манер кремлёвских — округлые по углам и «квадратные» — непосредственно в стенах, и каждая тоже со своим именем: Чеботарная, Иоасафовская, Предтеченская и т.д. Нашлось в ограде место и для бойниц.

До сего дня в монастыре полностью сохранились здания, относящиеся к концу XVII века и созданные в духе «московского барокко».

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Главный храм монастыря, который имеет сходство с Успенским собором Кремля, тоже пережил смену столетий, хотя он и был построен значительно раньше — в 1524-1925 годах. До сих пор точно неизвестно, кто являлся его главным зодчим. Историки называют два возможных имени: Алевиз Новый и Нестор (его судьба сложилась трагично — погиб при строительстве). Храм поражает масштабностью — высота от подклета до креста, который венчает главный купол, составляет 42,5 метра.

Необычайной красоты резной позолоченный иконостас Смоленского храма создан умельцами Оружейной палаты по распоряжению царевны Софьи. Росписям собора уже исполнилось пять веков. Одно время фрески были закрашены, но в годы власти Советов, когда собор превратился в музей, их отреставрировали. В храме имеются иконы, подаренные святой обители непосредственно русскими царями.

Успенская церковь с трапезной

Сводчатый потолок трапезной площадью около 400 кв. метров сделан без единой (!) опоры. В церкви Успения в настоящее время размещён чудотворный образ Иверской Богоматери, доставленный из Афона в середине XVII века.

Колокольня

Строительство 72-метровой архитектурной и духовной вертикали монастыря (следующей по высоте после церкви-колокольни Ивана Великого на то время) предположительно зодчим Яковом Бухвостовым тоже относится к XVII веку. Колокольня состоит из нескольких ярусов — в первом имеются два этажа, в нижнем расположена Церковь Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, а в верхнем раньше находилась печь. Средний же ярус был отдан под храм апостола Иоанна Богослова.

Надвратная церковь Преображения Господня

Была сооружена над северными воротами, по её периметру сделан балкон-гульбище. До сегодняшнего дня является действующей, однако недоступна для посещения, поскольку это домовой храм митрополита Коломенского и Крутицкого.

Лопухинские палаты

Возведены для дочери царя Алексея Михайловича — Екатерины. Но своё название получили по имени первой супруги Петра Великого — Евдокии Лопухиной, жившей здесь несколько лет. Это постройка монастыря уникальна тем, что на её фасаде можно увидеть самые древние в Москве солнечные часы. Также в интерьере палат представлены изразцовые печи.

Мариинские палаты

Палаты из кирпича с фрагментами из белого камня своё название получили в честь другой дочери Алексея Михайловича — Марии, которая здесь находилась какое-то время. Изначально сооружение задумывалось как двухэтажное, однако позже у него появился ещё один этаж-терем. Историки связывают это строительство с тем, что некоторое время в этих палатах располагалась царевна Софья.

Певческие палаты

Самое масштабное жилое здание в монастыре. Поначалу здесь размещались монашеские кельи, после в этом месте жила и сама настоятельница. В XIX веке сооружение было перестроено для певчих.

Казначейские палаты

Одноэтажные палаты возводились с тем расчётом, что это будет игуменская келья. В XIX веке у сооружения появилась надстройка.

Стрелецкая караульня при Напрудной башне

Из неказистых окошек этого здания царевну Софью обязали смотреть на вздёрнутых у монастыря стрельцов, которых уличили в измене.

С монастырём связано одно поверье. Говорят, если приложиться рукой к Напрудной башне, где в заточении сидела царевна Софья, и загадать желание, оно должно сбыться. Те же, кто хочет 100%-го исполнения, пишут свои просьбы на самой стене. Чаяния у просящих, в основном, одни и те же — любовь, здоровье, денежное благополучие.

Также в ансамбль обители входят Амвросиевская церковь, Филатьевское училище для девочек-сирот, палаты: Больничные, Погребовые.

Донской монастырь

Недалеко от Свято-Данилова находится ещё один мужской монастырь – Донской. Основан в 1591 году. Был закрыт с установлением Советской власти и возрождён вновь в 1991 году.

Донской монастырь

В монастыре хранятся мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. На территории монастыря находится некрополь, где похоронены видные деятели культуры, учёные, архитекторы.

Богослужения. Ежедневно в Донском монастыре богослужения проводятся в 6:40, в 7:40, в 8:00, в 16:40. По средам в 16:00. По субботам в 8:00, в 9:00, в 16:20, в 17:00. По воскресеньям в 7:00, в 8:30, в 9:00, в 10:00, в 16:40.

Адрес: Донская площадь, д. 1.

Как добраться. От станции метро «Шаболовская» Калужско-Рижской (Оранжевой) линии необходимо пройти пешком по улице Шаболовка до Донской площади или проехать это расстояние на 14 трамвае.

Также до монастыря можно добраться на 39 трамвае (остановка «Университет дружбы народов»). Кроме того, в 5 минутах ходьбы до обители имеется остановка «Улица Стасовой», где останавливаются автобусы №111, 196, М1, Н1 и троллейбусы №4, 7, М4, М4К.

История

Существует несколько версий, почему местность в Москве, где расположен Новодевичий монастырь, названа Девичьим полем. Возможно, это связано с угоном в полон русских девушек татаро-монгольскими воинами. Новодевичьим монастырь стал именоваться из-за того, что в Кремле уже существовал в то время Стародевичий Вознесенский монастырь.

Отец Ивана Грозного великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь в честь значительного военно-политического события — возвращения Смоленской земли, завоеванного литовцами.

Несколько сотен килограммов серебра ушло на строительство деревянной обители, чье возведение началось в 1524 году. Имена архитекторов до сих пор точно не установлены. Первой игуменьей стала суздальская монахиня Елена Девочкина, ее могила сохранилась у стен Смоленского собора и является местом паломничества.

Oleg N.

При Иване Грозном обитель приобрела статус придворной, туда отправлялись на проживание царские родственницы. Ирина Годунова, жена почившего царя Федора Иоанновича, добровольно постриглась в монахини и некоторое время продолжала государственную деятельность в стенах монастыря.

Борис Годунов, брат Ирины и новый русский царь, кардинально перестроил монастырь, превратив его из деревянного в настоящую твердыню из камня с крепостной стеной длиной около километра. Это оказалось очень своевременно, так монастырь стал оборонительным сооружением на юге Москвы в Смутное время.

При новой династии Романовых Новодевичий монастырь восстановили после разрушительных битв во время интервенции. Царевна Софья Алексеевна применила все свои организаторские таланты для реорганизации обители в новом стиле московского барокко. Появилось обилие декора зданий, многоярусная колокольня, две надвратные церкви, трапезная, новый Успенский храм и другие строения.

Там же, в Новодевичьем монастыре, Софья была насильно пострижена под духовным именем Сусанны, когда к власти пришел ее брат Петр I Алексеевич. К тому же в эту обитель позднее отправили его первую жену Евдокию Лопухину. Вместе с именитыми инокинями в монастырь поступали драгоценности в качестве пожертвования. Напрудная башня, в которой обитала Софья Алексеевна, в народе до сих пор считается исполняющей желания. На ее стенах можно встретить разнообразные надписи с просьбами от мирян, которые обращаются к святой Софье, хотя царевну не канонизировали.

В начале XVIII века в стенах Новодевичьего монастыря обрели дом девочки-сироты, которые обучались рукоделию и, в частности, плетению брабантских кружев.

При советской власти монастырь был закрыт и преобразован в «Музей раскрепощения женщины», затем в филиал Исторического музея, а часть здания была отдана под социальные нужды.

Сергей Архипкин

Новодевичий монастырь

Он расположен на юго-западе столицы, рядом с Москвой-рекой. Это одно из любимых мест в Москве среди туристов. Его ценят за спокойную атмосферу и богатую историю.

Рядом с ним находится самое известное в Москве Новодевичье кладбище, посещение которого еще интереснее, чем посещение самого монастыря, так как здесь похоронены известные деятели русской истории, а гробницы и мавзолеи являются подлинными произведениями искусства.

Весь комплекс оформлен в стиле русского барокко, однако он претерпел значительные изменения с момента своего основания и является архитектурным примером истории России, Российской Империи и Советского Союза. Новодевичий монастырь в Москве объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году.

Кроме того, за высокими каменными стенами находится парк, Москва-река и небольшое озеро, которое Чайковский увековечил в своем произведении “Лебединое озеро”. Также вдалеке виднеется финансовый район Москва-Сити с его современными небоскребами.

Посещение монастыря, включая кладбище, может занять у вас пару часов. Рядом с Новодевичьим монастырем находится современный, отремонтированный большой спортивный стадион Олимпийского Комплекса “Лужники”, который был главным местом проведения московской Олимпиады 1980 года и Чемпионата мира по футболу 2020 года. Его можно посетить сразу после осмотра достопримечательностей Новодевичьего монастырского комплекса.

Новодевичий монастырь: где остановиться

К сожалению, дома паломника при монастыре нет, так что тем, кто хочет задержаться подле монастырских святынь подольше, придется искать себе ночлег самостоятельно.

  • Всего лишь в трехстах метрах от монастыря расположились апартаменты «Экспресс-Комфорт на Малой Пироговской» (улица Малая Пироговская, д. 27, к. 1). Правда, остановиться здесь – удовольствие достаточно дорогое: номер обойдется от 3500 рублей за ночь.
  • Те, кто хочет хоть немного сэкономить на жилье, могут отдать предпочтение одному из московских хостелов. Хостелы «Penthouse» (1-я Фрунзенская улица, 6, кв.111), «Город Отель на Киевском» (площадь Киевского вокзала, д. 1), «Сова» (Второй Неопалимовский переулок, д. 3) предоставляют ночлег по недорогой цене (от 700 рублей с человека за ночь), но до Новодевичьего монастыря придется немного пройтись или воспользоваться общественным транспортом: ближайший хостел находится на расстоянии 2 км.

Происхождение кладбища

Новодевичье кладбище появилось в 1898 году, хотя его официальное открытие состоялось в 1904 году. Ранее захоронения производились внутри стен монастыря (с 16 века), в старом историческом некрополе, обычно предназначенном для царских семей, знати и богатых людей, но первоначально для монахинь и послушниц.

В 1904 году здесь был похоронен Антон Чехов – это были первые официальные похороны и Чехов стал одной из первых знаменитостей, похороненных на новом кладбище. Этот писатель и драматург был одним из величайших представителей русского реализма XIX века.

Во времена Советского Союза на Новодевичьем кладбище в основном хоронили людей с высоким социальным статусом.

В настоящее время на кладбище насчитывается около 27 000 захоронений на 7,5 гектарах земли. У входа на территорию кладбища есть карта на русском языке, на которой указаны захоронения самых известных исторических личностей.

Несмотря на свою погребальную функцию, Новодевичье кладбище является зеленой зоной с памятниками и мавзолеями, которые являются подлинными произведениями искусства и уникальными скульптурными произведениями, которые связаны с жизнью умерших, такие как бюсты, рельефы, животные, самолеты, и прочее.

Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения

Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.

Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.

Караульня у Напрудной башни

Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.

Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.

Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня

Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.

Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители, ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.

Церковь Спаса Преображения

Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.

Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.

Колокольня

Сегодня Новодевичий монастырь остается одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы и с каждым годом привлекает все большее количество паломников. Главным праздником для насельников обители является день Смоленской иконы Богоматери.

Отрывок, характеризующий Новодевичий проезд

– Всё очень просто, Изидора, Радомиром нарекли его когда-то отец и мать, и оно являлось его настоящим, Родовым именем, которое и впрямь отражало его истинную суть. Это имя имело двойное значение – Радость мира (Радо – мир) и Несущий миру Свет Знания, Свет Ра (Ра – до – мир). А Иисусом Христом его назвали уже Думающие Тёмные, когда полностью изменили историю его жизни. И как видишь, оно накрепко «прижилось» к нему на века. У иудеев всегда было много Иисусов. Это самое что ни на есть обычное и весьма распространённое еврейское имя. Хотя, как ни забавно, пришло оно к ним из Греции… Ну, а Христос (Хristos) – это вообще не имя, и значит оно по-гречески – «мессия» или «просвещённый»… Спрашивается только, если в библии говорится, что Христос – христианин, то как же тогда объяснить эти языческие греческие имена, которые дали ему сами Думающие Тёмные?.. Не правда ли, интересно? И это лишь самая малая из тех многих ошибок, Изидора, которых не хочет (или не может!..) видеть человек. – Но как же он может их видеть, если слепо верит в то, что ему преподносят?.. Мы должны показать это людям! Они обязаны всё это знать, Север! – опять не выдержала я. – Мы ничего людям не должны, Изидора… – резко ответил Север. – Они вполне довольны тем, во что они верят. И не хотят ничего менять. Желаешь ли, чтобы я продолжил? Он снова наглухо отгородился от меня стеной «железной» уверенности в своей правоте, и мне не оставалось ничего более, как лишь кивнуть в ответ, не скрывая проступивших слёз разочарования… Бессмысленно было даже пытаться что-либо доказывать – он жил в своём «правильном» мире, не отвлекаясь на мелкие «земные неполадки»… – После жестокой смерти Радомира Магдалина решила вернуться туда, где был её настоящий Дом, где когда-то давно она родилась на свет. Наверное, всем нам присуща тяга к нашим «корням», особенно когда по той или иной причине становится плохо… Вот и она, убитая своим глубоким горем, раненая и одинокая, решила наконец-то вернуться ДОМОЙ… Это место находилось в загадочной Окситании (сегодняшняя Франция, Лангедок) и называлось оно Долиной Магов (или также – Долиной Богов), славившейся своей суровой, мистической величавостью и красотой. И не было человека, который однажды побывав там, не полюбил бы Долину Магов на всю свою оставшуюся жизнь… – Прости, Север, что прерываю тебя, но имя Магдалины… не от Долины Магов ли пришло оно?.. – не в состоянии удержаться от потрясшего меня открытия, воскликнула я. – Ты совершенно права, Изидора. – улыбнулся Север. – Вот видишь – ты мыслишь!.. Настоящая Магдалина родилась около пятисот лет назад в Окситанской Долине Магов, и поэтому называли её Марией – Магом Долины (Маг-долины). – Что же это за долина – Долина Магов, Север?.. И почему я никогда не слышала о подобном? Отец никогда не упоминал такое название, и об этом не говорил ни один из моих учителей? – О, это очень древнее и очень мощное по своей силе место, Изидора! Земля там дарила когда-то необычайную силу… Её называли «Землёю Солнца», или «Чистой землёй». Она была создана рукотворно, много тысячелетий назад… И там когда-то жили двое из тех, кого люди называли Богами. Они берегли эту Чистую Землю от «чёрных сил», так как хранила она в себе Врата Междумирья, которых уже не существует сегодня. Но когда-то, очень давно, это было место прихода иномирных людей и иномирных вестей. Это был один из семи «мостов» Земли… Уничтоженный, к сожалению, глупой ошибкою Человека. Позже, много веков спустя, в этой долине начали рождаться одарённые дети. И для них, сильных, но несмышлёных, мы создали там новую «мэтэору»… Которую назвали – Раведой (Ра-ведать). Это была как бы младшая сестра нашей Мэтэоры, в которой так же учили Знанию, только намного более простому, чем учили этому мы, так как Раведа была открыта без исключения для всех одарённых. Там не давались Сокровенные Знания, а давалось лишь то, что могло помочь им жить со своей ношей, что могло научить их познать и контролировать свой удивительный Дар. Постепенно, в Раведу начали стекаться разные-преразные одарённые люди с самых дальних краёв Земли, жаждущие учиться. И потому, что Раведа была открытой именно для всех, иногда туда приходили так же и «серые» одарённые, которых так же учили Знанию, надеясь, что в один прекрасный день к ним обязательно вернётся их затерявшаяся Светлая Душа.

История основания Новодевичьего поля

Новодевичий музей с уникальным собранием старинных икон, предметов монастырского быта составляет список всемирного наследия Юнеско. Сквер и пруды Новодевичьего поля — любимое место отдыха у жителей Москвы, гостей российской столицы. Храмы открыты для богослужения и экскурсий, одновременно в монастыре совершаются службы, соблюдаются посты, отмечаются православные праздники. Аналогичная ситуация происходила 5 веков назад, с началом истории развития знаменитой обители.

Основателем Новодевичьего монастыря, ставшего популярным объектом для исторических экскурсий, является князь Василий Иванович, отец Ивана Грозного. В мае 1524 году Василий III в память присоединения Смоленска (1514), начал строительство первого храма под Москвой и поставил чудотворную икону Божьей Матери, полученную в городе, более века находившегося под властью Литвы.

Новодевичий монастырь стал стратегическим объектом, пересекая несколько дорог из Москвы к западным границам государства. До ближайшего жилого квартала простиралось пустое поле. Подобные монастыри в старину называли сторожами, в случае нападения врагов на Москву, стенам Новодевичьей обители предстояло принять на себя первый удар. Форпост был в полной боевой готовности на рубеже 16-17 веков. Неоднократные набеги и разрушения заставили царя вместо деревянного острога возвести мощные каменные стены. Участников экскурсий встречают крепости длиной около 1 км, толщиной 3 м, высотой 11 м. Территория Новодевичьего поля располагает десятками исторических сооружений: храмы, колокольни, палаты, трапезные, Новодевичье кладбище — живые свидетели минувших эпох. Многие храмы остаются действующими, открыты для гостей.

Особенности архитектуры

В составе церковного комплекса расположено 14 зданий: 8 храмов, 1 собор, 4 церкви, колокольня, две небольшие часовни и хозяйственные сооружения.

Некоторые исследователи называют обитель «Кремлем в миниатюре». В конце XVIII зодчий С. Родионов проводил реставрационные работы. Он изменил форму покрытия Смоленского собора, возвратил прежний объем окнам, переделал галерею и крыльцо, а фрески освободил от старого масла.

  • В самом центре расположен грандиозный Смоленский собор, выделяющийся фресковой интерьерной живописью XVI столетия. Картины повествуют о святых старцах и русских князьях, а также чудесах главной иконы. Прообразом этого сооружения стал кремлевский Успенский храм. Во время правления Софьи Смоленский собор стал центром архитектурной композиции. Эти работы возлагались на плечи зодчего по имени Петр Потапов.
  • Вторыми по значимости идут Храм Успения Пречистой Девы (с трапезной) и праздничного вида Храм Спаса Преображения, который открыт для свободного посещения прихожан.
  • В церкви святого Амвросия проживала и правила царица Ирина Годунова. Эта постройка выглядела как отдельная усадьба с трапезной и богатыми палатами. Сооружение потеряло свой первичный облик после пожара 1796 г.
  • Преображенская церковь, отличающаяся собственным резным иконостасом, возведена над святыми вратами, при взгляде на этот архитектурный памятник создается ощущение, что она парит в воздухе. К ней примыкают Лопухинские палаты, получившие свое название от Евдокии, первой супруги Петра Великого. На фасаде красуются изящные солнечные часы, а интерьер отличается изразцовыми печами. К Покровскому храму примыкают Мариинские палаты, сооруженные из кирпича с применением белого камня.
  • Здешняя колокольня имеет высоту 72 м, в ее структуре чередуются ажурные и простые ярусы. Архитектором здания являлся Я. Бухвостов.
  • Обитель окружает кирпичная стена, модифицированная 12 стрелковыми башнями, вооруженными в XVII столетии.
  • Со времен образования Новодевичий монастырь стал местом успокоения монахинь, знатных инокинь и прославленных людей. Некрополь стал формировать с 1771 г, после особого указа, запрещающего хоронить тела близко к городской черте. В XX столетии на территории обители практически не осталось погребальной земли для усопших. Только в 1898 г. правительство выделило землю за южной стеной комплекса. В 1930 г. Некрополь подвергся поруганию со стороны большевиков, в результате чего уцелела только десятая часть надгробий.

На заметку! До церковного комплекса можно дойти по улице 10-летия Октября за 10 минут от станции «Спортивная». Прихожане посещают достопримечательность, чтобы насладиться архитектурой и навестить могилы знаменитых людей (военачальников, ученых, политиков).

Новодевичий монастырь в Москве является одной из крупнейших обителей Московской области. История церковного комплекса насыщена яркими поворотами: от мирного существования до борьбы с вражескими силами.

Монастырь принимал множество женщин дворянского рода и считался самым богатым. Архитектура обители близка к построениям московского Кремля и привлекает взоры исследователей и мирских прихожан.

Богородице Смоленский Новодевичий монастырь в Москве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector