Под снегом белых лепестков: базилика санта мария маджоре

Экстерьер Санта-Мария-Маджоре

Значительные изменения в облик Санта-Мария-Маджоре начали вносить в IX в., и их было столь много, что перечислить все нет никакой возможности.

Кстати, почти всегда перечень проделанных работ увековечивали на стенах самой церкви. Если присмотреться, то на фасадах можно увидеть щиты с описанием реконструкции. Такие есть, например, на апсиде и прилегающих к ней стенах.

Главный фасад в том виде, который мы видим сегодня, спроектирован и отстроен архитектором Фердинандо Фугой в конце XVIII в. по заказу папы Бенедикта XIV.

Новый фасад скрыл более древний, украшенный прекрасной мозаикой XIII в. с изображением Христа Пантократора (правителя всего сущего) и сюжетами из легенды об основании базилики. Но ее можно рассмотреть, войдя внутрь.

Восточный фасад был создан архитектором Райнальди в 1673 году

Фуга решил переделать портик и надстроить над ним лоджию, которая получила название Лоджии Благословения, поскольку именно с нее понтифик благословляет мирян, когда проводит мессы.

Над центральным порталом лоджии возвышается статуя Девы Марии с Младенцем, а позади нее – четыре статуи пап (возможно, это Бенедикт XIV, Григорий Великий, Сикст III и Пасхалий I).

Каждого входящего над порталами встречают херувимы, восседающие по бокам на треугольных фронтонах, и две статуи в центре – аллегорические воплощения целомудрия и смирения.

Справа находится кирпичная колокольня в романском стиле, являющаяся самой высокой в городе – она поднимается на целых 75 м, что примерно соответствует высоте 25-этажного дома! Колокольню построили к 1378 г. на месте старой, сильно пострадавшей от землетрясения.

Однако на этом ее страдания не закончились: из-за своей высоты башня во время гроз частенько притягивала электрические разряды, а потому ее приходилось постоянно реставрировать, пока в начале XIX в. папа Пий VII не распорядился установить наконец молниеотвод.

Мозаичная фреска Коронация Девы Марии (XIII в.) на полукуполе апсиды

Кстати, вплоть до XX в. на этой кампаниле висел отлитый еще в XIII в. колокол, который называли La Sperduta (потерянная). С этим связана еще одна легенда.

Когда-то давно на Эсквилинском холме жила слепая пастушка. И вот однажды вечером она потерялась. Тогда, чтобы помочь найти ей дорогу домой, горожане решили звонить с колокольни. Но женщина так и не вернулась.

По второй версии легенды потерялась слепая паломница, и в ответ на ее молитвы Мадонна подала сигнал колоколом. Возвратившись домой, благодарная паломница пожертвовала храму деньги и попросила, чтобы и впредь колокол звонил в то же самое время.

С тех пор ежедневно в 9 часов вечера с кампанилы раздается колокольный звон. А тот старый колокол находится сейчас в Музеях Ватикана.

Противоположный главному восточный фасад создал архитектор Райнальди в 1673 г., и он, быть может, производит даже более сильное впечатление. В центре – полукруглый выступ – апсида, где находится алтарь. Два поднимающихся над крышей купола по правую и левую сторону венчают самые большие капеллы собора.

История базилики

Папская базилика Santa Maria Maggiore была образована в раннехристианскую эпоху. История ее сооружения за давностью лет преобразовалась в прекрасную легенду. Римскому епископу Либерию, небом был послан удивительный сон, в котором явилась ему Пресвятая дева и наказала построить храм на том месте, где на заре пойдет снег. С приходом нового дня папе римскому сообщили, что белоснежным одеялом был укрыт Эсквилинский холм (от латинского Mons Esquilinus) Рима.

  1. В 352 году нашей эры был положен первый камень базилики.
  2. В 5-м столетии храм был ощутимо расширен и реконструирован по рапоряжению папы Сикста III.
  3. Как раз тогда базилика была посвящена Божьей матери. Проходили столетия, встававшие у власти епископы прибавляли  церкви шика и живописности, завозили в храм новые реликвии.
  4. В 14-м столетии над трехнефной базиликой поднялась колокольня в высоту 75 м.
  5. Папа Григорий XI способствовал возведению колокольной башни вскоре по возвращения из Авиньона (Avignone). Один из 5-и колоколов звонит точно в 21.00 вечера, чтоб усилить веру возносящих молитвы.

Современный фасад здания – сочетание романского и барочного стилей. Завершающим важным элементом внешнего декора стала пристройка монументальной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) в течение 18-го века занимавшийся внутренним убранством храма, заключительным аккордом сделал облагораживание внешнего облика.

Базилика Санта Мария Маджоре в Риме и ее история

История этой церкви основывается на легенде, которая передается из поколения в поколение. Эта легенда гласит, что летом 352 года Папе Либерию и местному аристократу Патрицио приснился одинаковый сон: будто к ним явилась Дева Мария и сказала построить церковь на том месте, где завтра выпадет снег. Наутро 5 августа в летнюю пор

Спустя столетие Папа Сикст III на этом месте церковь перестроил в базилику и посвятил ее Богоматери. В 1377 году к базилике достроили колокольню, высота которой составляет 75 метров и она является самой высокой в городе. А через несколько веков в 1740-х годах здесь сделали лоджию и фасад.
С каждым годом новые папы все больше расстраивали и украшали Санту-Марию-Маджоре, и уже в 18 столетии она приобрела современный облик. Сегодня эта церковь – одна из самых старинных, которая почти целиком сохранила первичный облик.

С 352 года каждый год 5 августа существует традиция осыпать прихожан белыми лепестками цветов в память о сне или видении, которое стало стимулом для сооружения этого собора. Кроме того, его часто называют «Божья Матерь в снегах», поэтому не удивляйтесь, если услышите это название.

Интерьер

Интерьер церкви, несмотря на позднейшие переделки, даёт представление об огромной раннехристианской базилике, отличающейся совершенством пропорций, гармонией и торжественностью. Исключительный интерес представляют мозаики центрального нефа и триумфальной арки, выполненные при римском папе Сиксте III (432—440). Мозаики центрального нефа представляют сюжеты из Ветхого Завета, поражающие своей свежестью, яркостью красок и красотой. Сюжеты мозаик триумфальной арки — Благовещение и благовестие Иосифу, Сретение, поклонение волхвов, эти же волхвы у царя Ирода, избиение вифлеемских младенцев, бегство в Египет (апокрифическая сцена встречи Святого Семейства правителем египетского города Сотина). Внизу арки изображены два города: Вифлеем слева и Иерусалим справа. В мозаике апсиды изображена сцена Коронования Девы Марии и под ней по периметру апсиды изображены самые важные события Её жизни. Эта мозаика была создана Якопо Торрити в конце XIII века, когда он по указанию папы Николая IV перестраивал апсиду V века. В средокрестии над престолом возвышается огромный балдахин (киворий) на четырёх порфировых колоннах с деталями из позолоченной бронзы (проект Ф. Фуга, 1750—1825).

Внимание привлекает деревянный кессонированный потолок, считающийся работой Джулиано да Сангалло. Согласно традиции, для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Нового Света, которое папа Александр VI получил в дар от испанского королевского дома — Фердинанда и Изабеллы

Пол — работа Косматов XIII века — значительно изменен реставрацией, произведенной в XVIII столетии. В глубине правого нефа находится надгробие кардинала Консальво Родригеса конца XIII века.

В базилике имеется мемориальная доска святых Кирилла и Мефодия.

Фасад базилики Санта Мария Маджоре

Современный фасад базилики был возведен в 1741-43гг. Первый камень в его основание был заложен 4 марта 1741 года папой Бенедиктом XIV, который поручил архитектору Фердинандо Фуга перестроить предыдущий, предусмотрев в нем лоджию для благословения паломников, собиравшихся на площади. Портик из пяти аркад на нижнем этаже и три арки в верхней лоджии скрывают сегодня уникальную мозаику XIII века предыдущего фасада, выполненную Филиппо Русути между 1288 и 1297 годами.

Древнее мозаичное украшение иллюстрирует легенду о происхождении базилики Санта Мария Маджоре, описывая сцены явления Девы Марии, которые вдохновили Папу Либерия на строительство новой церкви. Эту единственную подписанную работу Филиппо Русути можно увидеть только во время специально проводимых экскурсий.

Возведение нового фасада было окончательно завершено к Юбилейному 1750 году. Его увенчала статуя Мадонны с ребенком на руках, как будто парящая в небесах, в окружении скульптурных изображений фигур святых понтификов, а также епископов Св. Чарльза (Карла Борромео) и Благословенного Николо Альбергати.

История

Папская базилика Санта-Мария-Маджоре была основана в раннехристианский период. История ее строительства за давностью времен превратилась в красивую легенду. Римскому епископу Либерию, приснился дивный сон, в котором явилась ему Пресвятая дева и повелела возвести храм на том месте, где наутро выпадет снег. С наступлением нового дня папу римского оповестили, что белоснежным одеялом был укутан Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus) Рима. Так, в 352 году н.э. заложили первый камень базилики.

В V веке храм был значительным образом расширен и перестроен по велению папы Сикста III. Именно тогда базилика была посвящена Божьей матери. Шли века, приходящие к власти епископы добавляли Санта-Мария-Маджоре блеска и красоты, привозили в церковь новые реликвии. В XIV веке над трехнефной базиликой выросла колокольня высотой в 75 метров. Папа Григорий XI инициировал строительство колокольной башни вскоре после возвращения из Авиньона (Avignone). Один из пяти колоколов звонит ровно в 9 вечера, чтобы укрепить веру молящихся.

Современный фасад здания – это смесь романского и барочного стилей. Последним значительным элементом внешнего декора стала пристройка величественной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) на протяжении XVIII столетия занимавшийся внутренним убранством храма, в качестве завершающего аккорда взялся за усовершенствование внешнего облика.

О месте Базилика Санта Мария Маджоре

Великолепным храмом Санта Мария Маджоре гордится всё католическое сообщество Рима, ведь это не простая церковь, которых великое множество в столице Италии, а папская базилика, которых насчитывается всего четыре. Такие храмы, особо отмеченные главой Римской церкви, окутаны легендами и тайной, что ежегодно привлекает к ним паломников и туристов со всего света. Необыкновенна и история возведения. Однажды архиепископу Либерию приснилась  Дева Мария, повелела построить в её часть церковь на том месте, где назавтра выпадет снег. Проснувшись, служитель начал спрашивать у изумленных горожан, не выпал ли снег, что очень удивляло римлян, учитывая, что летний снегопад в столице – редчайшее явление. Однако один зажиточный купец, Джованни Патрицио, сообщил епископу, что ему приснился такой же сон. Вместе они обнаружили, что снегом засыпан весь холм Эсквилия, и, в 352, заложили первый камень в основание здания. Благодаря этой истории, церковь получила второе имя «Божьей Матери на снегу». Интересно, что эта удивительная базилика не давала покоя ни одному папе. Каждый пытался внести нечто свое в её внешний вид. Со временем это стало доброй традицией. В 440 Сикст реконструировал здание, сделав его более укрепленным, а в 1377 здесь появилась высочайшая колокольня города, чья высота составляет 75 м. В 1740 достроили парадный фасад с балконом, где удалось сохранить фрески 14 века. Украшением экстерьера являются колонны, пилястры и мозаика, изображающая подробности сна Либерия. Войдя внутрь, путешественник окунется в атмосферу раннехристианской церкви: интерьер и фрески сохранились в отличном состоянии. Они датируются 5 веком, как и красочные мозаики, считающиеся самыми древними в Риме. На них изображены картины, иллюстрирующие жизнь Иисуса Христа и евангелистов, ветхозаветные сцены и апостолы. Здесь находятся почитаемые святыни: мощи святого Матфея и часть яслей Спасителя. А 15 августа сам папа проводит богослужение, приуроченное ко Дню Успения Богородицы.Как добраться? Собор расположен напротив вокзала «Термини», рядом с одноименной станцией метро и остановкой «Ковур».Сколько стоит? Базилика Санта Мария Маджоре открыта ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Её посещение бесплатно. Также все желающие могут посетить мессу, однако прибыть нужно заранее.

Как добраться до церкви Санта-Мария Формоза

Вид на церковь и площадь

Предлагаю пройти двумя путями.

Путь первый: от Моста Риальто. С Риальто нужно сойти на Кампо Сан-Бартоломео. Встаньте лицом к памятнику Карло Гольдони. По правую руку от вас будет здание, в дальнем конце которого вы увидите проход между домами, точнее, широкое и разветвлённое соттопортего. А перед ним проход между домами. Вам именно туда. Это Salizzada San Lio. Идите по ней смело и не сворачивая. Когда увидите вывеску «Ristorante da Sabrina», знайте, что скоро вам предстоит повернуть налево. Это будет Calle del Mondo Novo. Для ориентира — на этой улочке есть минимаркет «Coop» и супермаркет «Coop Aleanza». Пройдя по улочке прямо, вы упрётесь в мостик, перейдя который, вы окажетесь практически у самой церкви и практически у входа на Кампо Санта-Мария Формоза.

Путь второй: от Дворца Дожей. Для начала посмотрите статью о церкви Сан-Заккариа, тот раздел, где рассказано, как добраться до церкви. Именно от Сан-Заккариа и нужно будет продолжить маршрут до Санта-Мария Формоза. Слева от церкви Сан-Заккариа вы увидите выход на улицу Salizzada San Provolo. Выйдя по ней с Кампо Сан-Заккариа, поверните направо сразу, как только появится такой поворот (до поворота будет несколько метров буквально).вы окажетесь на Campo San Provolo. Идите прямо по ней, всё время чуть-чуть забирая вправо. Появится соттопортего, смело ныряйте в него, главное, сильно не сворачивайте. Буквально через минуту-другую окажетесь перед мостиком через канал, перейдя который, вы пройдёте по Salita Corte Rotta, которая изгибаясь доведёт вас до пересечения с Salizzada Zorzi (на неё вам не надо, это ориентир) и станет Ruga Giuffa. По этой улице всё время прямо (пешком это минут 5-6) вы дойдёте до следующего мостика, перейдёте через него и окажетесь на задворках искомой церкви.

Церковь Санта-Мария Формоза открыта

  • с понедельника по субботу с 10:00 до 17:00,
  • в воскресенье — с 13:00 до 17:00.

Вход — 3 евро.

Сайт церкви: santamariaformosa.it

Мы много пишем о путешествиях,

знаем интересные места,

ищем новые маршруты

Dorogi-ne-dorogi.ru – журнал о путешествиях без лишних слов

История постройки

Собор появился в XVII веке, в это время территория Италии была охвачена эпидемией чумы, во время которой погибла третья часть населения Венеции. По преданию, Совет города объявил, что будет возведена церковь в честь Святой Девы Марии, если она остановит болезнь. И эпидемия была остановлена горячими молитвами жителей города Деве Марии, а Совету пришлось сдержать сделанное прилюдно обещание, объявив конкурс среди архитекторов.

Торжественное открытие состоялось в 1681 году, церковь освятили в честь Святой Девы Марии, принесшей венецианцам избавление от смертельной болезни («Салюте» в названии церкви значит «исцеление»).

История церкви Санта Мария дель Пополо

Основание базилики восходит к началу XII века, когда по указу Папы Пасхалия II на склонах холма Пинчо был разрушен древний мавзолей Домиции Энобарби и на его месте построена небольшая часовня.

Это интересно!

Согласно свидетельствам древнеримского историка Светония Транквилла гробница содержала урну с прахом императора Нерона, обвинившего христианскую общину города в поджоге Рима в 64 г. На протяжении более тысячи лет среди римлян бытовало распространенное мнение, что когда-нибудь Нерон может вернуться из потустороннего мира в образе Антихриста. Подобное утверждение основывалось на причудливом силлогизме некоторых христианских авторов, которые связывали текстовый отрывок «Апокалипсиса» (из откровения 13-15 Иоанна) с тем фактом, что числовое значение букв, составляющих на иврите слова «Nerone Cesare», давало в сумме число 666 – число зверя. Папа Пасхалий II приказал построить молельню в знак окончательного изгнания дьявольского духа императора, а его прах развеять над Тибром. Однако по официальной исторической версии решение о строительстве часовни было принято понтификом 13 августа 1099 года, когда Рима достигла весть о победе Первого крестового похода и захвате Иерусалима.

Первоначально возведенная часовня была расширена папой Григорием IX, и в 1235 году, после переноса из Латеранской базилики образа Святой Марии, преобразована в церковь. Поскольку самая первая часовня была построена на пожертвования римского народа (populus romanus), церковь с тех пор обрела название «Санта Мария- или Мадонна дель Пополо», которая, в последующем, дала название Народной площади — Пьяцца дель Пополо.

В середине XIII века к церкви Санта Мария дель Пополо был присоединен женский монастырь, вверенный монахам-августинцам. Настоятели Ордена, по воле Папы Сикста IV делла Ровере, между 1472-1477 гг. предприняли кардинальную реконструкцию древнего здания, придавшую ему монументальные формы.

Санта Мария дель Пополо. Гравюра. (Израиль Сильвестр, 1640)

Однако свой нынешний внешний вид церковь Санта Мария дель Пополо обрела в 1650-е годы. По случаю триумфального приезда в Рим шведской королевы Кристины, отрекшейся от престола, по указанию Папы Александра VII Киджи скульптором Джованни Лоренцо Бернини были восстановлены северные городские ворота Порта дель Пополо и реконструирован примыкавший к ним церковный фасад.

Интерьер

Особое внимание посетителей привлекают элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, дошедшие до современности из V века н.э. Главный неф церкви и триумфальная арка были инкрустированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III

Яркие картины Ветхого завета смотрятся торжественно на фоне богато отделанного алтаря храма.

Вход в базилику украшен мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отсылает посетителей к легендарному прошлому храма. В XIII столетии на апсиду базилики была также нанесена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Впечатляющая картина была выполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.

Церковь Санта-Мария-Маджоре также сохранила потрясающие напольные орнаменты в стиле косматеско датированные XIII веком.

Геометрические узоры пола перекликаются с вычурным потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano Sangallo). Деревянные потолочные панели покрыты золотом, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.

Драгоценная хрустальная урна, расписанная серебром, скрывает в себе фрагменты деревянных яслей, в которых некогда лежал младенец Иисус.

Продолжает тематику Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).

Капеллы

Завершают убранство храма множество капелл, посвященные кардинала и папам, а еще старинный баптистерий. Все 3-и капеллы потрясают своим убранством.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

В 15-м столетии папа Сикст V наказал своему доверенному архитектору Доменико Фонтана (Domenico Fontana) сделать капеллу Самого Благословенного Таинства. В ней обязательно должны были иметь место сцены Рождества Христова. Увековечиванием триумфа Девы Марии, ее божественной миссии на стенах Сикстинской капеллы занялись 2-а художника: Цезарь Гуэрра (Cesare Guerra) и Джованни Неббиа (Giovanni Nebbia). Еще перед мастерами была заявлена задача увязать элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, находящейся на апсиде с росписью капеллы.

Немало усилий пришлось приложить скульпторам и художникам для воплощение цельного образа Сикстинской капеллы. Сикст V был изображен в камне, преклонившем колено пред колыбелью божьего сына. По центру капеллы находится алтарь, укращшенный 4-я золотыми ангелами. В этой капелле обрели свой покой папа Сикст V и Пий V. Невдалеке от входа в капеллу располагается скромная мраморная плита с памятной надписью о том, что в данном месте в 1680 году нашел вечный покой великий архитектор Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Капелла Боргезе (Cappella Borghese)

В начале 17-го века папа Павел V, в миру – Камилио Боргезе (Camilio Borghese), стал понтификом. Как раз благодаря ему появилась капелла Боргезе либо же Паолинская капелла (Pauline Cappella). Ее структура – зеркальное отображение Сикстинской, раполагающейся в противоположной стороне храма. Общие контуры помещения – латинский крест, над которым на массивных пилястрах высится купол.

Архитектор капеллы Боргезе – Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) имел внушительные средства рода на то, чтоб воплотить в жизнь грандиозное культурно-религиозное гениальное творение. Основное украшение капеллы – икона Маданна Солюс Попули Романи (лат. Madonna Salus Populi Romani). Декор капеллы выполнен из мрамора, бронзы, вычурных позолоченных карнизов. В центре всего данного неистовства роскоши – алтарь глубокого голубого цвета. Средь утонченного богатства и церковного великолепия покоятся гробницы Климента VIII и Павла V.

Капелла Сфорца (Cappella Sforza)

Капелла Сфорца отчасти теряется на фоне 2-х роскошнейших церковных усыпальниц. Но, бытует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), воплотивший ее в жизнь для влиятельного итальянского рода, в своей работе отталкивался от эскизов самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).

Фонтан

В центре площади – фонтан, составленный из двух чаш – небольшой круглой наверху и нижней, имеющей форму сложного многогранника. Нижнюю чашу украшают изображения гербов – это напоминание о том, что фонтан был создан знаменитым архитектором Джакомо-делла-Порта в 1589 г. на средства, пожертвованные жившей по соседству знатью.

Все римские фонтаны служили для снабжения города питьевой водой. Из нижней чаши этого фонтана окрестным извозчикам было удобно поить лошадей. Поэтому вокруг была постоянная толкотня, шум и перебранки. В результате фонтан был перенесён от входа церковь на это место.

фонтан

История церкви Санта-Мария Формоза

Церковь Санта-Мария Формоза возникла на этом месте в VII веке. По преданию, епископу Одерцо святому Маньо (Магнусу) во сне явилась Дева Мария и повелела основать церковь в том месте, где он увидит белое облако. Дева была, согласно легенде, статная и пышная.

В 864 году церковь подверглась перестройке, за которой последовали ещё несколько перестроек. А в 1492 году за дело взялся известный венецианский архитектор Мауро Кодуччи, который придал церкви барочные формы, оставив фундамент древней церкви, изменил основание с греческого креста на латинский и решил увенчать здание куполом, который возвели, но уже после смерти мастера.

Интересные факты

Многовековая история базилики Санта-Мария-Новелла содержит большое число занимательных фактов, в число которых входят:

  1. Одна из фамильных часовен храма, капелла мантуанских Строцци (Cappella Strozzi di Mantova), была построена на средства Томмазо Строцци. Заказчик пожертвовал огромные деньги в надежде искупить грех ростовщичества. Фресковые росписи «Страшный суд», «Ад» и «Рай», выполненные в соответствии со структурой «Божественной комедии» Данте, принадлежат кисти флорентийского художника Нардо ди Чоне (Nardo di Cione).
  2. Стены и своды самой большой часовни, капеллы Торнабуони (Cappella Tornabuoni), украшены циклом фресок, площадью 580 кв. м.
    Автором масштабного произведения был Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Вместе со своими учениками художник трудился в течение 5 лет (1485 – 1490 годы). Работа осуществлялась по заказу управляющего банком Медичи, известного покровителя искусств, Джованни Торнабуони (Giovanni Tornabuoni). Этот факт объясняет, почему помимо библейских образов на всех фресках присутствуют портреты членов семьи мецената и людей, приближенных к Лоренцо Великолепному (Lorenzo de Medici il Magnifico), правителю Флоренции.
  3. Базилика Санта-Мария-Новелла стала местом, где разворачивались события прославленного сборника новелл «Декамерон», написанного в 1352-1354 годах. По замыслу Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio), автора величайшего произведения эпохи раннего Возрождения, герои встретились в стенах капеллы Строцци (Cappella Strozzi) прежде чем покинуть Флоренцию, охваченную эпидемией смертоносной чумы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector