Достопримечательности флоренции

Посетить Дуомо во Флоренции:

Помните, что в Дуомо не пускают в неподходящей одежде (даже несмотря на жару): необходимо, чтобы были закрыты плечи и ноги (в майках, шортах и юбках выше колена не пустят!), запрещены сандалии, шляпы и солнечные очки.

  • www.duomofi renze.it
  • Piazza Duomo, 17 — 50122 Florence
  • +39(055)294514

Время работы Дуомо:

  • пн–пт 10:00–17:00,
  • сб 10:00-16:45
  • вск 13:30-16:00
  • Закрыто во время мессы
  • Закрыто в первый вторник каждого месяца

Купол Дуомо:

  • Подъем на купол Дуомо — отдельный вход Porta della Mandorla — слева, если стоять лицом к собору),
  • Время работы:
  • по будням 08:30-18:20
  • сб 08:30-17:00
  • вск 13:00-16:00
  • Закрыто в первый вторник каждого месяца
  • Вход на купол может быть ограничен в связи с избытком туристов.
  • Нет билетных касс на входе.
  • Нужно будет подняться по 463 ступеням, лифта нет.
  • Желательно резервировать билет.

Крипта Санта-Репарата:

  • по будням 10:00-17:00
  • сб 10:00-16:45
  • вск — закрыто
  • Вход по лестнице в нефе Дуомо

Вход: в собор вход бесплатно

Войти можно через дверь справа с западной стороны (главный фасад Дуомо)

Билет Il Grande Museo del Firenze — 15 €

  • дети 6 — 11 лет — 3€, до 6 лет — бесплатно.
  • действует в течение 48 часов с первого визита, не нужно стоять в кассах,
  • включает посещение Кафедрального собора Дуомо, Купола Дуомо, Баптистерия, Колокольни (кампанила Джотто), крипты и Музея опера дель Дуомо.
  • Купить билет онлайн

Время работы всех этих музеев:

  • Дуомо 10:00-17:00
  • Купол дуомо 08:30-18:20
  • Баптистерий 08:15-10:15 / 11:15-18:30
  • Кампанила Джотто 08:15-18:50
  • Крипта 10:00-17:00
  • Музей Опера-дель-Дуомо 09:00-19:00

Баптистерий Сан-Джованни

До XIX века всех жителей Флоренции, в том числе Данте и представителей семейства Медичи, крестили здесь — во Флорентийском баптистерии.

Баптистерий — одно из многих зданий во Флоренции, оспаривающих звание старейшего в городе.

В античные времена здесь был храм бога войны Марса, переделанный в христианский храм в IV веке и перестроенный в том виде, в каком мы его знаем сегодня, в XI веке.

С IX по XII век баптистерий исполнял роль кафедрального собора Флоренции.

Здесь крестили всех жителей Флоренции вплоть до XIX века

Восьмигранная форма здания призвана напомнить о семи днях творения и дне крещения, когда происходит рождение заново. Поражает воображение потолочная византийская мозаика, в центральной части которой представлена картина Страшного суда.

Знамениты позолоченные панели Пизано и Гиберти, украшающие ворота. Восточные ворота работы Лоренцо Гиберти в своё время получили высокую оценку Микеланджело.

Копию этих ворот можно увидеть на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге. Помещения баптистерия также украшают скульптуры Донателло, Микелоццо и других авторов.

  • Часы работы: Пн-пт:  8:15-10:15, 11:15-18:30, Сб: 8:15-18:30, Вс: 8:15-13:30
  • Билеты: Взрослый – € 5

Церковь Санта-Мария Новелла

Архитектурная форма строения, украшенного геометрическим узором из полированных мраморных плиток, напоминает ажурную шкатулку. Открыть её, заглянуть внутрь обязательно захочется при первом взгляде на старинную постройку. Её первоначальная роль формировалась могущественным, богатым орденом доминиканцев, строившим для себя очередной монастырь, церковь. Возводилась она на месте старинной молельни Санта-Мария-делле – Винье. Закончилось строительство в 1420 году. Интересный фасад церкви выполнен по заказу рода Руччелаи. Их символ в виде кораблика с надутыми парусами украшает портал здания.

Оригинальным элементом церкви считаются пилоны (в виде колонн, на которых находятся стрельчатые окна). Внутренний интерьер церкви несколько раз менялся, дополнялся новыми элементами. Сейчас его формируют произведения искусств IVX-XVI столетий. Среди них можно увидеть памятник блаженной Виллане, гробницы епископа Фьезоле, Филиппа Строцци, бюст святого Антонина. Алтарь с интересным распятием из бронзы построен в капелле Маджоре. В капелле Строции можно увидеть знаменитые фрески с изображением Страшного суда и другие старейшие фрески Флоренции.

Церковь находится по адресу Piazza Santa Maria Novella, принимает посетителей с 9 утра до 19 часов вечера. Цена входного билета составляет 5 €.

Базилика Святого Миниато аль Монте

На одном из высоких холмов Флоренции приютилась старинная базилика, сохранившая архитектурные элементы лучших образцов строений Италии, выполненных в традициях древнего романского стиля. Согласно древней легенде на этом месте находилась часовня (пещера), где умирал первый мученик Флоренции Миниато (Минас, имеющий армянское происхождение и появившийся в Италии в250 году). Постепенно рядом с церковью возвели монастырь по проекту Микеланджело, переданный Ордену Бенедиктинцев. В дальнейшем он перестраивался, появились крепостные стены. Местные монахи и сейчас предлагают свои знаменитые ликеры, настои трав, мёд.

Образцом старинного стиля Тосканы считается фасад церкви, украшенный плитками из редкого разноцветного мрамора. Современная система подсветки церкви заставляет её фасад переливаться, сверкать, подчеркивая красоту инкрустированного узора фронтона и старинную мозаику «Христос между Мадонной и Святым Миниато», созданную в XII столетии. Внутренне помещение церкви сохранило романско – флорентийский стиль: центральная часть пола украшена красивой мраморной мозаикой со знаками Зодиака, фигурами символических животных. На стенах храма сохранились древние фрески. Интерес представляют крипта базилики, кафедра Пресвитерия, капеллы Святого Иакова, Распятия. Рядом с церковью сохранилось кладбище с могилой знаменитого писателя Карло Коллоди, создавшего Пинокко.

Находится церковь по адресу Via delle Porte Sante, 34, 50125 Firenze. Начинает работу базилика в 7.00 часов утра проведением службы. Вход туристам разрешается с 9.30 часов утра до 19. 00 вечера с понедельника до субботы. Вход свободный, приветствуются пожертвования 1, 2 €.

Адрес

Флорентийскую жемчужину можно увидеть, вбив в навигатор или просто найдя на карте следующий адрес: Piazza del Duomo, 17. Добраться до площади, где расположен собор, можно на автобусе, главное, уточнить, идет ли он через Соборную площадь. Это автобусы 6, 17, 37. Кроме того, до собора можно дойти пешком. Прогулка займет около 15 минут от железнодорожного вокзала.

Тем, кто решил путешествовать на автомобиле, придется не так просто. Парковки есть на соседних с площадью улицах, но они платные. Также нужно учитывать, что итальянские улицы достаточно узкие и туристов может быть много, так что есть большая вероятность потратить слишком много времени на поиски свободного места для своего авто.

Беспрецедентным секретом успешного строительства купола был кирпичный узор из елочки и, по иронии судьбы, цветок, используемый для их руководства

Раньше это никогда не пробовали. У Брунеллески не было ничего, кроме критиков, и ему пришлось убедить даже его команду в том, что он ему доверял, которые в своих руках работали на высоте 51 метр (170 футов) в воздухе, казалось бы, обречены на пещеру. его методы, один человек из Университета Флоренции, наконец, нашел секрет, скрытый в чрезвычайно подробном чертеже критика, предназначенном для дискредитации Брунеллески. Секрет был образцом веревки, который он использовал во время строительства, чтобы направлять кирпичную структуру структуры. Помните, что за это время не было никаких лазеров или уровней, так что гениальная система канатов была тем, что у них было. В основе интерьера купола была форма цветка, который был основой для руководства канатами, заставляя кирпичи создавать серию перевернутых арки, когда стены росли выше. Перевернутые арки были основной причиной того, что структура продолжалась все эти годы. Вместо того, чтобы гравитация вытягивала тяжелые кирпичи, заставляя их загибаться сверху, как предполагали все, расположение кромок кирпичей и перевернутых арков на самом деле использует силу тяжести, чтобы укрепить структуру. Совершенно гениальный. Название собора переводится как святая Мария из цветка, которая по иронии судьбы не имеет никакого отношения к цвету, используемому Брунеллески в его дизайне, но совершенно сердитична. Собор получил свое название от цветка лилии, символа Флоренции.

История и этапы строительства

Собор был возведен на месте церкви Санта Репарта. К концу 13-го века старый собор обветшал и стал слишком мал для стремительно развивающегося города. Влиятельные купцы города приняли решение построить на месте старого собора новый, величественный храм, который бы превосходил в своем великолепии храмы в Сиене и Пизе, — соперничающих с Флоренцией городах. В результате собор стал самым крупным в Европе, на момент завершения он мог вместить всех жителей города.

Для строительства был приглашен видный архитектор Арнольфо ди Камбио. Постройка собора продолжалось в целом около шести веков. Арнольфо ди Камбио создал проект собора, после него строительство продолжилось под руководством Джотто, Франческо Таленти, Джованни д’Амброджо, Орканья и других архитекторов. Джотто стал автором проекта колокольни.

Возведение купола, самой примечательной части собора было доверено выдающемуся мастеру эпохи Ренессанса Филиппо Брунеллески, он спроектировал и предложил наиболее дешевый и эффективный способ возведения купола. Технология, которая была использована в строительстве, держалась в секрете до самого воплощения замысла.

Для мастеров раннего Возрождения большое значение имели знания по астрономии, их учитывали и применяли в строительстве. Так проект Дуомо предполагал, чтобы 21-го июня, в самый долгий день в году ровно в 12 часов дня луч солнца проходил через купол храма и падал на вписанный в пол собора мраморный медальон. Если луч не попадал на медальон, то это означало, что центр тяжести постройки сместился и требуется срочный ремонт.

В конце 16-го века был разрушен фасад собора. Завершение его постройки относится к 1887 году. Автор существующего ныне фасада, определяющего весь облик собора — Эмилио де Фабрис. Его оригинальным решением стал полихромный облицовочный мрамор, из-за которого собор «играет» цветами итальянского флага.

Именно здесь, в этом соборе, читал свои проповеди легендарный Савонарола, здесь же состоялось покушение папы Сикста IV на братьев Медичи.

Брунеллески выиграл конкурс, используя простое яйцо

Флоренция так отчаянно нуждалась в решении, что Брунеллески выиграл конкурс, даже не показав своих планов. Хотя его дальновидное мышление потеряло его конкуренцию несколько лет назад с дверями баптистерия, это было именно то, что Флоренс нуждался в это время паники. Разумеется, он должен был убедить судей, и сделал это после того, как он так долго скрывал свои планы, что простое яйцо было тем, что окончательно убедило судей. Он сказал им, что он раскроет свои планы, если кто-нибудь из них может заставить яйцо стоять прямо на столе. После того, как все они потерпели неудачу, он взял яйцо и разбил его дно на поверхности стола, заставив яйцо встать вертикально. Хотя судьи протестовали против того, что они сами могли бы сделать то же самое, он лукаво ответил, сказав, что, если они знают, что он знает, они могут также построить купол. По сути, они наняли парня с секретным планом и никакого опыта. Используя его остроумие и секретный дизайн купола, который он сам не знал, поскольку он должен был построить его, чтобы быть уверенным, что несколько потенциальных недостатков могут работать, он выиграл соревнование и ему было позволено двигаться вперед, назначив двух других дизайнеров, включая его бывшего соперника Гиберти. Они начались в апреле 1420 года.

Санта-Мария-Новелла

Санта-Мария-Новелла — это первая церковь, которую видят туристы, прибывающие во Флоренцию на поезде. Именно в этой церкви встречаются герои романа «Декамерон» Джованни Боккаччо и принимают решение покинуть город, объятый эпидемией чумы.

С привокзальной площади базилика Санта-Мария-Новелла производит довольно суровое впечатление. Тем разительнее контраст между романско-готическим стилем этой стороны базилики и ажурным главным фасадом.

Базилика была заложена в середине XIII века

Фасад из белого и тёмно-зелёного мрамора был закончен Леоном-Баттистой Альберти по заказу семейства Руччелаи в 1478 году: архитектор увековечил память о благодетелях церкви, поместив символ их рода  — корабли с надутыми парусам — над порталом.

Ещё одна реконструкция базилики, заложенной в середине XIII века, прошла под управлением Джорджио Вазари в середине XVI века.

С художественной точки зрения практически все капеллы церкви достойны внимания: «Мадонна с чётками» кисти того же Джорджио Вазари, «Троица» Мазаччо, «Распятие» Бруннелески — лишь малая доля тех сокровищ, которые хранятся в её недрах.

Здесь множество произведений искусства 14-16 веков

К сожалению, обычным посетителям закрыт вход в «клуатр мертвых», где погребены самые влиятельные семьи средневековой Флоренции.

Зато всегда можно заглянуть в расположенную по соседству с храмом «мастерскую парфюмерии и фармакологии» – аптеку, открытую в XVII веке на базе парфюмерной мастерской XIV века.

  • Часы работы: Пн-чт: 09:00-17:30; Пт: 11:00-17:30 Сб: 09:00-17:00
  • Вс и дни религиозных праздников: 13:00-17:00 (с июля по сентябрь 12:00-17:00)
  • Билеты:  Взрослый – € 5

Баптистерий Сан-Джованни

Неотъемлемой частью соборного комплекса является и восьмиугольный баптистерий (крестильня) Сан-Джованни, хотя это старинное здание появилось на Соборной площади задолго до самого храма. Он был возведен в начале XII ст. на месте древнеримского языческого храма.

В этом приземистом восьмиугольном здании, выполненном в романском стиле, особый интерес вызывает:

  • «золотой» купол – расписан ликами святых и библейскими сценами (византийская мозаика);
  • южные врата – самые старые ворота баптистерия, украшенные барельефами с изображением Основных добродетелей, а также Иоанна Крестителя (XIII-XV ст.);
  • Врата рая – удивительные восточные двери, оформлением которых занимался молодой скульптор Лоренцо Гиберти, бережно воспроизводя истории из библии на каждой из десяти позолоченных табличек (именно на столько частей было разделено позолоченное полотно врат).

Кроме того, в нем вплоть до XIX столетия совершалось таинство крещения. Именно здесь были приобщены к католичеству многие исторические личности, среди которых можно смело назвать Данте и Медичи.

Значение решений собора в истории

Уния между католической и православной церквами 1439 года как попытка объединения христианских церквей Востока и Запада потерпела полную неудачу, еще более глубоко разделив христиан на православных и католиков. Тем не менее, в одной локальной области — на территории Украины и Белоруссии, тогда принадлежащих Великому Княжеству Литовскому, — это соглашение на много лет определило развитие христианской церкви.

Для России главное последствие унии — обретение автокефалии. Руководствуясь тем, что «Царьград», то есть Константинополь, пошел на поводу у «латинян», «схизматиков», «еретиков», Москва решила отринуть духовное окормление Византии, тем более, что это государство вскоре прекратило свое существование, а престол ее Патриарха утратил влияние. В результате московский митрополит был поставлен без благословения Константинополя, а православная церковь Руси разделилась на две митрополии с центрами в Москве и Киеве.

В случае с Киевской митрополией все было сложнее. Вплоть до начала XVI века римские понтифики принимали прямое участие в ее делах, назначая в соответствии с Флорентийскими соглашениями митрополитов. В условиях, когда и Константинопольский униатский патриарх жил в Риме, статус Киевской епархии пребывал в подвешенном состоянии.

Митрополиты несколько десятилетий не признавали обстоятельства, что документы, на основании которых достигнуто примирение церквей, уже не действуют ни в глазах Рима, ни в глазах Константинополя, ставшего Стамбулом. И лишь более чем через полвека после Собора, ставшего началом унии, они убедились, что высшие католические иерархи Польши и Великого Княжества Литовского считают ее утратившей всякое значение.

Только через полтора столетия Брестская уния 1596 года возродила дух и принципы своей предшественницы, но уже на локальном, а не общецерковном уровне.

Архитектура собора

  1. Символ Флоренции. Грандиозный купол собора, покрытый темно-красной черепицей и связанный мощными белыми ребрами, будто царит над городом. Творение Брунеллески утвердило превосходство Флоренции над городами-соперниками – Пизовй, Сиеной и Луккой.
  2. Фонарь. Спроектированный Брунеллески беломраморный фонарь был завершен после смерти архитектора. Фонарь закрывает окулюс – круглое отверстие в вершине купола – и перераспределяет действие силы тяжести, уменьшая распор на стены барабана.
  3. Высокий купол. Впечатляющая высота купола, еще более увеличенная барабаном, потребовала профиля, который направил бы давление вертикально на опорную конструкцию. Барабан купола был дополнительно укреплен железными скобами.
  4. Ребра. В дополнении к 8 мощным ребрам, выступающим над поверхностью сегментов на 4 метра, в конструкции купола скрыты еще 16 ребер, лучами расходящиеся от центра.
  5. Многогранный купол. Проект отличали оригинальное конструктивное решение и продуманная строительная технология. Брунеллески соединил свободно опирающийся купол с многогранным куполом из 8 сегментов, уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. Древнеримская кирпичная кладка «в елку» и концентрическое расположение каменных блоков позволили впервые отказаться от кружал (временных деревянных помостов), которые невозможно было поставить при такой высоте и огромной ширине пролета.
  6. Укрепленный купол. Жесткость конструкции внутренней оболочки из камня и кирпича обеспечивают ребра, связанные рядами опоясывающих каменных колец. Внешняя оболочка купола выполняла роль защитного слоя.
  7. Каменные блоки. в основании купола размещены каменные блоки – перемычки между внешней и внутренней оболочками. На выступающих шипах крепился деревянный помост, на котором работали строители.
  8. Кампанила. Строительство кампанилы, или колокольни (1334-59 гг.), было начато Джотто и закончено уже после его смерти А. Пизано и Ф. Таленти. Стройная 4-ярусная квадратная башня высотой 84 метра украшена готическими окнами и лишена опорных столбов.
  9. Апсиды. В 1421 году площадь здания, крестообразного в плане, как все готические соборы, была увеличена за счет пристройки апсиды в форме полувосьмигранника. В апсидах разместились капеллы.
  10. Мраморные инкрустация. Разноцветные полосы мраморной облицовки и линии выступающих карнизов подчеркивают в облике собора горизонтальные членения – в противовес вертикальным, преобладающим в готической архитектуре Северной Европы.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

Колокольня Джотто

В храмовый комплекс входит и отдельно стоящее здание, именуемое кампанилой Джотто (яркий представитель флорентийской готики треченто).

Достаточно подняться на эту колокольню, чтобы подняться над Флоренцией, словно птице. Но, далеко не каждый сумеет преодолеть все 414 ступени, ведущие на смотровую площадку, находящуюся более чем в 80 метрах над землей. Ведь здесь нет лифта.

Хотя  колокольня и носит имя Джотто, при нем возвели лишь первый ее ярус (1334-1337 гг.). Строительством последующих ярусов  занимались уже другие именитые тосканские зодчие – Андреа Пизано и Франческо Таленти продолжили дело рук великого архитектора, но завершил его Нери ди Фиораванти.

Так, кампанила обзавелась:

  • мраморными композициями;
  • изящными арочными окнами, придающими 85-метровому сооружению визуальную легкость;
  • чудесными барельефами;
  • статуями пророков, размещенных в нишах первого яруса;
  • шестигранными «медальонами», расписанными на библейский лад;
  • семью колоколами, символизирующими человеческое совершенство (установлены на вершине башни).

Богатое убранство прямоугольной колокольни не позволяет пройти мимо…

Следует отметить, что первоначальное предназначение колокольни Джотто было скорее декоративным – не предполагалось ее ежедневное использование. При этом само строительство было поставлено под угрозу, как и все тосканское население, в результате разбушевавшейся чумы (1348…1350 гг.).

Флоренция площадь Республики.

Улицы Флоренции созданы для пеших прогулок. Прогуляйтесь до площади Республики. В древности территория площади была занята римским Форумом, в средние века она превратилась в оживленный центр Старого рынка. Свой современный облик площадь приобрела после реконструкции в 1887. Появились новые здания, кафе, ставшие излюбленным местом встреч поэтов и художников. Кроме того, была воздвигнута арка, посвященная первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II. В 1956 году в центре площади была установлена «Колонна Изобилия», а Карусель перед аркой всегда была одним из любимых детских развлечений.

Фото и описание

Собор Санта Мария дель Фьоре поднимается в самом центре древнего города. Резное мраморное здание собора венчает огромный купол ржаво-красного цвета. В Италии своими размерами Флорентийский собор уступает лишь собору Св.Петра в Риме.

К концу XIII века благодаря деятельности флорентийских торговцев шерстью и банкиров город разбогател и небольшой собор Санта Репарата уже не отражал нового статуса города. Влиятельные купцы Флоренции решили построить новый собор и пригласили для составления проекта архитектора Арнольфо ди Камбио в 1296 году. Ди Камбио использовал в своем проекте элементы как норманнской, так и готической архитектуры.

Первыми были построены широкий центральный неф, боковые нефы и восьмиугольный барабан в восточной части собора. Но в 1310 году работы были приостановлены из-за смерти ди Камбио. Строительство возобновилось лишь в 1330-х годах, когда для возведения колокольни был приглашен Джотто ди Бондоне. Он скончался в 1337 году, так и не завершив строительство колокольни, вошедшей в историю под названием Кампанила Джотто. Высотой 84 метра, она имеет квадратную форму и со всех сторон украшена шестигранными и ромбовидными медальонами работы Андреа Пизано, Луки делла Роббиа, Альберто Арнольди и других мастеров этой школы, а также нишами со статуями и глухими нишами. Кампаниллу достроили только лишь к 1359 году.

Несколько позже возобновилось строительство и остальных частей здания. Последние штрихи к работе над нефом и алтарной частью относятся к 1420 году, когда верхний ярус огромного восьмигранника барабана из зеленого и белого мрамора наконец достроили.

При проектировании купола, венчающего восьмигранник, возникла техническая проблема, так как власти не хотели оплачивать строительство высоких лесов. После жарких дискуссий был приглашен великий скульптор, архитектор и золотых дел мастер эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески, обещавший обойтись при возведении купола без дорогостоящих подмостков. Мастер не раскрывал деталей своего замысла вплоть до его полного воплощения..

Работа по возведению купола началась в 1420 году. Брунеллески сконструировал купол (из положенного «в елку» кирпича), имеющий арочный каркас, состоящий из восьми угловых дуг с наклоном в 60 градусов и соединяющих их горизонтальных перемычек. Купол облицован кирпично-красными изразцами, контрастирующими с зеленым, красным и белым цветом облицованных мрамором стен. Вся эта громоздкая конструкция купола диаметром около 43 метров завершалась крошечной беломраморной ротондой фонаря со шпилем и медным шаром (после 1446 года).

По окончании великолепного купола Брунеллески убедили остаться и возглавить работу по строительству до ее полного завершения, и к моменту его смерти в 1446 году собор Санта Мария дель Фьоре был почти достроен.

В 1587 году был разрушен фасад собора, строительство которого было начато по проекту Арнольфо ди Камбио, но так и не было доведено до конца. С этого момента в течение почти трех веков предлагались различные проекты и проводились конкурсы на осуществление нового фасада собора. И, наконец, в 1871 году был одобрен проект архитектора Эмилио де Фабрис, завершившего работы в 1887 году. Фасад, который мы видим сегодня, разительно отличается от всех предыдущих вариантов. Он выполнен с применением одного и того же типа мрамора, но разных цветов: белого — из карьеров Каррары, зеленого — из Прато и розового — из Мареммы.

Над порталами в тимпанах представлены сюжеты из жизни Девы Марии. Фронтон центрального портала представляет Мадонну во славе. Соединительным звеном между боковыми и центральным окнами-розетками является фриз со статуями Апостолов и Девы Марии. Вверху над серией бюстов художников возвышается тимпан с барельефом, изображающим Отца Небесного.

Интерьер собора, выполненный в соответствии с архитектурными канонами итальянской готики, поражает протяженностью вертикального и горизонтального пространства. По своим размерам (длина — 153 метра; ширина в районе нефов — 38 метров и в районе трансепта — 90 метров) собор занимает четвертое место в мире. Пилоны, украшенные пилястрами, поддерживают огромные арки и перекрещивающиеся стрельчатые своды нефов. Вверху идет галерея, опирающаяся на консоли. В глубине открывается главный алтарь, работы Баччио Бандинелли, в окружении трех апсид, или кафедр, разделенных, в свою очередь, на пять отсеков. Пол выполнен в 1526-1660 годах из цветного мрамора архитекторами Баччио и Джулиано д’Аньоло, Франческо да Сангалло и другими мастерами.

Время работы и стоимость

C понедельника по пятницу — с 10:00 до 17:00, в субботу — с 10:00 до 16:35, в воскресенье — с 13:30 до 16:45.

Купол собора открыт с 8:30 до 19:00 во все дни, кроме субботы. В субботу — с 8:30 до 16:40.

Музей Дуомо, расположенный на территории комплекса, работает с 9:00 до 19:30 во все дни, кроме воскресенья. В воскресенье — с 9:00 до 13:45

Вход в собор — бесплатный. Возможны длинные очереди на входе. Подъем к куполу стоит 6 евро, посещение Музея Дуомо также стоит 6 евро. Также за плату в 3 евро возможен осмотр раскопок старого собора Санта Репарта.

Предусмотрен комплексный билет на посещение всех достопримечательностей соборного комплекса стоимостью 10 евро.

Итоги и последствия

История показала, что Собором не достигнуто тех целей, которые ставили перед ним участники.

Отношение европейских государств

Католики Западной Европы восприняли известие о заключении унии довольно равнодушно

Во всяком случае, исторические источники не свидетельствуют о каких-то особенных торжествах, состоявшихся в честь, казалось бы, столь важного события, как объединение христиан всего мира

Православные Европы, за исключением Московской Руси, отнеслись к этому событию более тепло. Митрополит Исидор, пользуясь высоким духовным званием в Православной церкви и тем, что его наделили кардинальским саном, возвращаясь с Собора через земли Речи Посполитой в 1440—1441 годах, предпринял ряд действий, чтобы ввести унию в Польше и Великом Княжестве Литовском. Здесь, на западных рубежах Руси, часть христиан, в том числе и знать, до сих пор исповедала православие и доброжелательно отнеслась к воззваниям Исидора. Но правители Польши и ВКЛ оказывать государственную поддержку унии не спешили.

Причинами такого равнодушия, если не вражды, послужило, в первую очередь, противостояние двух пап: Евгения IV, по инициативе которого было подписано соглашение, и Феликса V, избранного Базельским собором и поддержанного Польшей.

Так что внутренних проблем хватало у самой Католической церкви, и принимать на себя проблемы восточных христиан не желал никто — ни иерархи, ни светская власть. Кроме того, значительную роль в задержке признания унии сыграла позиция князя Юрия Лугвеновича, который, добившись в 1440 году на небольшой срок независимости от ВКЛ Смоленского княжества, в расчете на поддержку Рима ввел ее на своих землях. Поэтому отношение к этому союзу и решениям Собора вообще было неоднозначным.

Отношение России

Заключение Флорентийской унии на Руси было воспринято враждебно. Митрополит Исидор, стремясь доказать, что не зря был одним из корифеев Ферраро-Флорентийского собора, принялся насаждать его решения такими темпами и с таким размахом, что изумил даже всего повидавших князя Василия и его бояр.

Если учесть, что епископа Иону Рязанского митрополит посадил в темницу, чтобы заставить того подписать униатские акты, а простой русский монах, бывший в свите митрополита, в своем отчете католиков зовет «еретиками», а не «братьями во Христе», при этом объявляя византийских иерархов отступниками и взяточниками, легко представить себе общественное мнение православной Руси.

По возвращении с Собора, Исидор принялся «ломать» православные обычаи.

К примеру:

  • привычный восточным христианам восьмиконечный крест был заменен на четырехконечный;
  • Папу в молитвах указано было поминать перед Патриархом.

Великий князь Василий II Темный и его окружение уже через неделю приняли решение прекратить такое поругание православия, отстранили митрополита Исидора от должности и отправили его в Чудов монастырь.

В конце 1448 года Собор духовенства России помимо воли Константинополя избрал духовным владыкой всея Руси епископа Иону. Это был первый предстоятель, избранный из числа русского, а не греческого клира, и можно было ожидать соответствующей реакции, даже анафемы, но Константинополь, руки которого были связаны, предпочел промолчать. Таким образом, Московская церковь обрела автокефалию, и, хотя отношение к унии в Константинополе часто менялось, это уже ни на что не влияло. С уничтожением Византийской империи, «колыбели православия», Москва фактически приобрела статус «Третьего Рима», со временем глава русской церкви стал называться Патриархом, а московские князья — царями.

Отказ от унии

Почти все византийские епископы, вернувшиеся домой, также дезавуировали свои подписи под документами Собора на том основании, что их заставили сделать это под принуждением. Мощнейший удар по унии нанесла позиция очень влиятельного священника Марка Эфесского — единственного, во весь голос выступившего против нее на Соборе. Он и объединил вокруг себя православных.

В 1443 году в Иерусалиме, а в 1450 году в Константинополе состоялись соборы с участием восточных патриархов, на которых униаты были отлучены от церкви. На Константинопольском соборе патриарх Григорий Мамма, сторонник унии, вынужден был уступить место ортодоксальному православному Афанасию.

Стоит заметить, что Папа Евгений IV не нарушил своих клятв и послал армию крестоносцев против турок. Правда, в 1448 году в битве под Никеей христиане были разбиты, а через 5 лет турки взяли столицу Византии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector