«родина-мать зовет» в волгограде: вечная память и слава
Содержание:
- Факты и события, связанные с памятником
- Дом Павлова
- История монумента
- Технические данные
- Интересные факты
- Почему статую установили на Мамаевом Кургане?
- Общая информация
- Построить всей страной
- Звездный час Евгения Вучетича
- Второй меч – «Родина-Мать» в Волгограде
- Концепция памятника
- Старая мельница Гергардта
- Прототип
- Вероятность разрушения
- Особенности
- Технические характеристики
- История монумента
Факты и события, связанные с памятником
С памятником связано много различных интересных фактов и событий:
- Для укрепления фундамента по приказу Н. Хрущёва на курган привезли более 150 тысяч тонн земли, так что на сегодняшний день вершина кургана – привозная (на природной вершине кургана сейчас располагается Храм Всех Святых).
- Для изготовления станции использовались только качественные материалы и наполнители (например, бетон был перевезен со строительства Волжской ГЭС).
- Маршал Чуйков не попросил денежную награду за консультационную работу; он попросил похоронить себя на Мамаевом кургане, рядом со своими солдатами. В 1982 году, после смерти маршала, его просьба была исполнена. Теперь он лежит рядом со своими солдатами, среди которых 35 Героев Советского Союза (их могилы отмечены особыми гранитными плитами).
- В ГДР когда-то была выпущена марка с изображением Родины-матери.
- На сегодняшний момент статуя медленно, но уверенно «сползает» к Волге (сместилась уже 214 мм при максимально допустимом отклонении в 272 мм), хотя учёные утверждают, что запас прочности у неё очень большой и эти показания не критичны.
- Скульптура является финалистом конкурса «7 чудес России», прошедшего в 2010 году.
Дом Павлова
Продолжая прогулку по военным местам города-героя, стоит упомянуть четырехэтажный дом возле площади Ленина, получивший свое название по фамилии сержанта Павлова.
До войны этот дом был в числе самых престижных в городе. Благодаря удобному местоположению, жильцы с легкостью могли дойти до берега Волги по вымощенной до самого порога дорожке.
Дом Павлова
Во времена Сталинградской битвы дом стал опорным пунктом советской армии. 58 дней осенью 1942 г. военные группы сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева держали оборону здания, спасая жизни мирных сталинградцев, укрывшихся в подвале дома. Примечательно, что за время боев потери с нашей стороны в доме Павлова были минимальны (всего 3 убитых), в то время как вражеских фашистов при обороне дома погибло больше, чем при взятии Парижа.
После войны дом Павлова восстановили одним из первых. Современное здание украшает стена-руина и мемориальная табличка.
Мемориальная табличка на доме Павлова
История монумента
Автором памятника является архитектор Е. В. Вучетич (он является автором множество скульптурных композиций). По его проекту эта скульптура строилась с 1959 по 1967 гг.
Всеми расчётами занимался доктор технических наук Н. В. Никитин (он также проектировал и рассчитывал Останкинскую башню в Москве и здание МГУ там же).
Военным консультантом был маршал В. Чуйков. Именно он командовал 62-й армией, во время обороны Сталинграда и именно он отдал приказ до последнего солдата оборонять Мамаев курган.
Место для монумента было выбрано не случайно. Недалеко от памятника находится легендарная 102 высота, которую советские солдаты обороняли более 140 дней (здесь погибло 34 505 солдат). Вся земля рядом с памятником пропитана кровью защитников Отечества. Именно поэтому, все приходящие сюда люди испытывают чувство гордости за совершенный их предками подвиг и чувство горечи от невосполнимой утраты.
Монумент отливали прямо на Мамаевом кургане согласно макету, уменьшенному в 10 раз (отливка статуи шла согласно макету, каждой его части). Только голова и меч создавались в другом месте и были привезены к кургану на вертолете и с помощью него же установлены.
С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводятся работы по укреплению и реконструкции памятника. В 2010 году здесь также начали проводить работы по обеспечению безопасности монумента. На кончике меча и внутри статуи установлены специальные датчики, которые постоянно отслеживают показатели устойчивости статуи.
Внутрь статуи могут попасть только учёные, отслеживающие её состояние; лифтов внутри нет, так что на самый верх учёным приходится подниматься пешком.
Технические данные
Строительство
Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура) — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.
Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.
Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 металлических тросов (с учётом двух шлейфов — по 4 троса в каждом, и камеры натяжения — 10 металлических тросов), постоянно находящихся в натянутом состоянии.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году клинок заменили на другой — целиком состоящий из стали,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.
Расчёты устойчивости конструкции выполнены Н. В. Никитиным.
«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил[когда?] директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Александр Величкин[источник не указан 61 день].
В марте 1965 года Госстрой СССР выдал рекомендацию усилить стоящий на обводнённой толще майкопских глин фундамент скульптуры для предотвращения «сползания» в сторону Волги. В 2013 году архитектор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с опасениями об сползании фундамента и возможном обрушении скульптуры. Директор музейного комплекса Александр Васин отверг эти опасения.
Интересные факты
От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней. Ступеней 200, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести огненных дней и ночей
Самое интересное, что полезно знать:
- Скульптура относится к триптиху, является его второй основой. Остальные скульптуры: «Воин-освободитель», находящийся в Трептов-парке города Берлина, и«Тыл – фронту» — в г. Магнитогорске.
- За основу символов Волгограда взят контур самой скульптуры.
- Несколько десятков метров отделяют памятник от места, где сейчас стоит Храм Всех Святых. На этом месте изначально планировалось установить «Родину-мать».
- Стабильность поставки строительного бетона осуществляли грузовики, помеченные ленточками одного цвета. Работники автомобильной инспекции в то время получили разрешение пропускать водителей, даже несмотря на светофор.
Примите к сведению: монумент занесён в книгу рекордов Гиннеса и занимает там 11 место по параметрам высочайшей мировой скульптуры.
Почему статую установили на Мамаевом Кургане?
Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не случайно. В 200 метрах от статуи Родины Матери в Волгограде находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои во время Второй Мировой войны. Мамаев курган вызывает у приезжих туристов чувство гордости и боли, заставляя вспомнить жертвы, принесенные во имя Великой Победы, и все подвиги, совершенные простыми советскими людьми, которых нелегкое время заставило взять в руки оружие и встать на защиту родной земли. Атмосфера у ног величественной статуи Родины Матери неизменно заставляет окунуться в воспоминания, ведь каждый сантиметр этой земли пропитан кровью, пролитой доблестными солдатами, Защитниками Отечества. Именно поэтому местом для памятника советским солдатам был выбран Мамаев курган. Мемориал Родина-мать был отлит прямо здесь, лишь голова и меч были созданы отдельно и устанавливались с помощью вертолетов. Работа велась согласно уменьшенному в десятки раз макету, установленному рядом с будущим монументом. Строительство кипело и днем, и ночью: советские власти стремились как можно быстрее закончить постройку. В те времена Родина-мать была самой высокой в мире статуей и даже была занесена в книгу рекордов Гиннеса. С годами ее высоту обогнали другие статуи, на сегодняшний день она занимает лишь одиннадцатое место в списке.
Мало кому удалось побывать внутри статуи Родина Мать в Волгограде, лишь изредка здесь проводятся экскурсии для высокопоставленных особ. Здесь нет никаких смотровых площадок: лишь ученым, которым поручено следить за состоянием статуи «Родина Мать зовет», удается побывать на кончике меча, где они следят за показаниями установленных датчиков. Для выполнения этой работы ученым приходится подниматься пешком на самый верх скульптуры, ведь никаких лифтов здесь нет.
С недавних пор появились слухи о том, что статуя «Родина Мать зовет!» может упасть, но местные рабочие и ученые уверяют, что падение статуе не грозит. Во избежание этого по сей день у ее подножия существуют специальные ниши, предназначенные для установки домкратов, с помощью которых статуя будет вовремя закреплена и установлена на прежнее место. Эти ниши были спроектированы одновременно с постройкой самой статуи Родины Матери, и на сегодняшний день еще ни разу не были использованы по предназначению. Как известно, для строительства статуи использовались самые лучшие материалы, а изнутри статуя Родины Матери укреплена натянутыми металлическими тросами, которые по-прежнему надежно удерживают Родину Мать на ее исконном месте.
Статуя «Родина-Мать зовет» на Мамаевом Кургане остается главной достопримечательностью и гордостью города Волгограда и всей России в целом. Несмотря на то, что она уже не является самой высокой статуей в мире, для народа она не утратила своего величия. Еще не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к статуе Родины Матери в Волгограде, чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает свой меч к небесам.
Общая информация
Скульптурная группа «Марсельеза» на триумфальной арке в Париже
Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Скульптура Родина — мать зовёт! выше Статуи Свободы в Нью-Йорке в 2,5 раза.
В 1959—1967 годах по проекту и под непосредственным руководством скульптора был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами М. С. Алешенко, В. Е. Матросовым, В. С. Зайковым, Л. М. Майстренко, А. Н. Мельником, В. А. Маруновым, В. С. Новиковым, А. А. Тюренковым; архитекторами Я. Б. Белопольским, В. А. Дёминым, Ф. М. Лысовым и др.; руководитель группы инженеров — Н. В. Никитин).
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.
Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова или Екатерина Гребнева. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.
В ночное время скульптура освещается прожекторами.
Построить всей страной
Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.
Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.
Установка монумента
Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.
Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.
Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе
Звездный час Евгения Вучетича
Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.
Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»
На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.
Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».
Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане
Второй меч – «Родина-Мать» в Волгограде
Четыре меча скульптора Вучетича
Мы продолжаем нашу серию материалов, посвященную квадриптиху скульптора Евгения Вучетича – четырем монументам с мечами, расположенным в разных частях России и мира. Расскажем о статуе «Родина-Мать» в городе-герое Волгограде.
Аллегорическая фигура Родины, поднявшей меч против врага и увлекающая за собой народ на великую битву. Монумент недаром установлен в Волгограде: именно Сталинградская битва в начале 1943 года стала переломным моментом Великой Отечественной войны.
Мамаев курган, где установлен памятник (высота 102) был местом ожесточенных боёв.
«Родина-Мать» — самый сложный и грандиозный памятник скульптора Вучетича. Монумент возводился в течение 8 лет: с 1959 по 1967 год.
На момент постройки памятник являлся крупнейшей нерелигиозной скульптурой в мире! Для постройки памятника использовано свыше 8 000 тонн железобетона высочайшего качества.
Высота статуи – 85 метров (для сравнения – Статуя Свободы в Нью-Йорке – 46 метров, статуя Христа-Спасителя в Рио-де-Жанейро – 38 метров).
Статуя занесена в Книгу рекордов Гиннеса за свои колоссальные размеры. Только представьте: длина меча статуи – 33 метра, это высота девятиэтажного дома! Очень необычна технология постройки памятника: он внутри полый, состоит из соединенных между собой бетонных комнат-камер. Жесткость каркаса памятника обеспечивают толстые металлические тросы, постоянно находящиеся в натянутом состоянии.
Из таких камер состоит монументНатянутые тросы поддерживают жесткость каркаса
Любопытная история связана с мечом, который держит в руках статуя. Первоначально он был изготовлен из нержавеющей стали и обшит цельными листами титана. Однако через несколько лет выяснилось, что такой меч обладает огромной парусностью – проще говоря, раскачивается от ветра.
По словам наблюдателей, порою даже было заметно, что статуя будто бы «размахивает» мечом. Конечно, такая парусность снижала прочность крепления меча в руке и грозила поломкой. В ходе реконструкции монумента в 1972 году листы титана сняли, а в стальном мече проделали технологические отверстия – жалюзи, благодаря чему парусность конструкции уменьшилась.
Однако поэтому при внимательном взгляде на меч отверстия стали заметны.
Отверстия на мече
Изображение монумента «Родина-Мать» — одно из самых известных в России, оно находится на гербе и флаге Волгограда и Волгоградской области, неоднократно помещалось на юбилейные медали и памятные монеты.
Советская памятная монета 1975 года
Концепция памятника
Центральный образ монумента — решительная женщина-мать, которая готова пожертвовать собой ради семьи и Родины. Волевые черты лица выдают в фигуре целеустремлённость и желание трудиться во благо советского коммунизма. В левой руке женщина держит герб РСФСР. За её плечами развевается шаль, которая придаёт памятнику некую лёгкость и одухотворённость.
Жители Калининграда в шутку называют монумент «Родиной-отцом». Если взглянуть на памятник со стороны, женская фигура приобретает забавные сходства с мужской. На фоне платья с декольте, в которое «облачён» монумент, это выглядит весьма экстравагантно.
Существует и другое объяснение. В XX веке на постаменте был установлен бронзовый Иосиф Сталин. Так что калининградцы отдают дань уважения городскому прошлому, в шутку называя памятник отцом.
Sergey
Старая мельница Гергардта
«Помнит» раны жестоких боев в Сталинграде и старая паровая мельница. Здание было построено в начале XX в. предпринимателем Гергардтом. Позже она стала носить имя К. Грудинина.
Паровая мельница функционировала вплоть до начала боевых действий, пока 14 сентября 1942 г. две фугасные бомбы не причинили ей значительные разрушения.
Мельница Гергардта
Во время войны мельница, расположенная в непосредственной близости от Волги, стала важным опорным пунктом. Владение зданием позволило советским солдатам контролировать большую территорию и отвоевать дом Павлова.
Сейчас мельница закрыта для туристов, рассмотреть ее можно только снаружи. Здание мельницы входит в экспозицию музея-панорамы «Сталинградская битва».
Прототип
Многих посетителей комплекса интересует вопрос – кто же позировал для автора монумента? Увы, ответа на этот вопрос нет, есть только догадки и предположения. По одной из версий тело фигуры взято с советской спортсменки Нины Думбадзе, другие утверждают, что это была Екатерина Гребнева или Анастасия Пешкова. Предполагается, что лицо статуи Вучетич «позаимствовал» у своей жены.
Другие историки уверены, что облик женщины взят из барельефа на Триумфальной арке – «Марсельеза» или сделана по образу Ники Самофракийской.
С другой стороны, прообраз «Родина-мать» присутствует во многих агитационных плакатах, которые были изданы до возведения монумента. Больше всего схожести с изображением на плакате Ираклия Тоидзе, который изобразил на нем свою жену, в тот момент, когда она узнала о начале войны.
Вероятность разрушения
Проект монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение
К сожалению, описываемому объекту может грозить разрушение, так говорят исследователи:
- Членами комиссии Госстроя СССР в 1965 году были выявлены первые подозрения по поводу обрушения монумента. Было выдано распоряжение по усилению конструкций сооружения. Причиной тревоги стало место расположения монумента. Нахождение памятника на обводнённой толще, могло в будущем перенести скульптуру в реку Волгу;
- В 2013 году московским скульптором и архитектором В. Церковниковым было направлено министру культуры Мединскому обращение об исследовании фундамента. В письме были указаны ошибки архитектора Никитина, которые были допущены при проектировании скульптуры.
Возьмите на заметку: в настоящее время монумент имеет многочисленные трещины. Ежегодно проводятся укрепительные работы фундамента, устанавливается стяжка.
Особенности
Высота женской фигуры без меча и постамента составляет 52 метра. Общий вес конструкции – 8000 тонн. Меч из стали весит 14 тонн и в длину составляет 33 метра. Сам меч возвышается над фигурой на 20 метров. Итого общая высота памятника – 85 метров. Реалистичности статуи придаёт невысокий постамент, всего 2 метра высотой.
Первыми проектными разработками предполагалось возвести статую высотой в 36 метров. Однако Хрущевские амбиции заставили проектантов увеличить высоту. Генсек пожелал, чтобы советский памятник с женской фигурой был выше американской статуи Свободы, а её высота без учёта постамент – 46 метров. Пожелания Хрущева были полностью выполнены и на тот момент – это была самая высокая статуя нерелигиозного назначения.
Памятник сооружен в виде женщины-матери, шагающей вперёд. У неё в руках меч, который она подняла над головой. Она призывает своих сыновей стать на защиту Родины.
Фигура имеет резкие очертания, волосы женщины развиваются на ветру. У неё широко раскрыт рот и глаза. Все это только усиливает восприятие огромной статуи.
Технические характеристики
Скульптура изготовлена из бетона и установлена на фундамент, уходящий вглубь земли на 16 метров. Холм, где находится памятник, сформировали искусственно, из земли, на что ушло около 150 тыс. тонн.
Толщина стенок не превышает 30 см, а сама фигура полностью полая. Вся конструкция держится на металлическом каркасе, вес которого 2400 тонн.
Внутри конструкция стянута 99 тросами, которые не позволяют статуи прогнуться. Степень натяжения тросов находится под постоянным контролем. Для этого используют специальные датчики.
В 1966 году было установлено, что монумент отклоняется, но после расчётов установили, что все сдвиги в пределах нормы.
Самое большое постепенное отклонение от собственной оси на 16 мм зарегистрировали в период с 2000 по 2008 год.
История монумента
Прошлое памятника косвенно относится к середине XX века. В 1953 году на площади Победы установили памятник Иосифу Сталину. Он представлял собой точную копию монумента, который возвышался у входа в Волго-Донской канал. Авторство принадлежит советскому скульптору Евгению Вучетичу.
Спустя три года по инициативе Никиты Хрущёва в СССР развернулась борьба с культом личности Сталина. В её рамках решили демонтировать калининградского вождя народов. В 1958 году постамент заняла фигура Владимира Ленина. Над её созданием трудился Валентин Топуридзе.
По решению городских властей монумент Иосифа Сталина перенесли в уютный сквер возле улицы Театральной. Постамент привезли из курортного Светлогорска. Поскольку его размеры не соответствовали габаритам памятника, по бокам были установлены дополнительные блоки из гранита.
lgmus
В 1961 году культ личности Сталина вновь попал под удар. Монумент опять демонтировали, на этот раз — окончательно. Около 5,5 тонн бронзы переплавили и использовали для производства трамвайных запчастей.
Постамент пустовал до ноября 1974 года, пока на него не установили новый памятник — «Мать-Россию» (он же «Родина-мать»). Авторство принадлежало Борису Едунову. По просьбе своего зятя, занимавшего пост главы облисполкома, московский скульптор взялся за создание монумента. В дальнейшем шедевры Едунова украсили не одну улицу Калининграда.
Скульптор выдвинул свой вариант названия — «Земля-матушка», — но он не приглянулся городскому руководству. Хотя до сих пор некоторые старожилы Калининграда называют монумент Деметрой в честь древнегреческой покровительницы земледелия.
Монумент на панораме гугл-карт
Создание памятника «Родина-мать» приурочили к 30-летию Великой Победы и образованию Калиниградской области в составе РСФСР. Этим руководство планировало подчеркнуть величие и силу СССР в борьбе с фашистскими захватчиками. Церемония торжественного открытия монумента состоялась 5 ноября 1974 года.
Сейчас территория вокруг «Родины-матери» облагорожена. Возле памятника установлены скамейки и разбиты клумбы. Дорожки вымощены тротуарной плиткой. Сам монумент возвышается на искусственном холме, к которому ведут гранитные ступени. В этом сквере часто проходят массовые городские мероприятия или митинги.
Анна Кудрявцева