Кто такие уйгуры? происхождение, корни и родина

Религия уйгуров

Уйгуры были частью буддистами, частью несторианами и считались самыми ожесточенными врагами ислама. В половине 13 века один из идикутов был казнен за намерение перебить в один день всех мусульман в Бишбалыке.

Владение идикутов упоминается еще во второй половине 13 века, но в уменьшившихся пределах. Под властью идикута оставались только город Кара-ходжа и его округ. Восточная часть (Хами) отошла к Китаю, западная (Бишбалык) – к Джагатайскому государству, в состав которого потом вошел и Турфан. Ислам постепенно (с 15 века) вытеснил последние остатки буддизма и несторианства; уйгурский алфавит был вытеснен арабским.

В настоящее время название «уйгуры» существует у многих турецких народов, в качестве названия отдельного рода. Как народное название, оно употребляется только двумя народцами, на границе Тибета – кара-уйгуры и сарыг-уйгуры. Первые говорят по-монгольски, вторые сохранили турецкий язык. Выяснению истории уйгуров и их культуры будут способствовать сделанные в последние годы археологические открытия, научная разработка которых только начата. Кроме развалин построек, найден целый ряд уйгурских рукописей, частью буддийских религиозным текстов (иногда — санскритские тексты с уйгурской транскрипцией), частью деловых документов.

Личная жизнь

В биографии Садхгуру есть трагические моменты. Связаны они с его семьей. Йогин был женат на красивой и преданной женщине по имени Виджи. Супруга во всем поддерживала своего мужа, была верна и послушна. Их счастье оборвал один случай, который до сих пор вызывает споры и кривотолки.

Во время очередного сеанса медитации в 1996 году у Виджи внезапно остановилось сердце. Сам Садхгуру объяснял ее смерть переходом в более возвышенное и тонкое состояние. Факт кончины в момент единения с природой кажется мистическим и знаковым. Но с этим были согласны не все.

Отец Виджи заявил, что это подстроенное убийство. Он утверждал, что Джагги избавился от жены, так как выбрал себе новую спутницу, а супруга была досадной помехой. Каким способом произошло убийство, он не уточнял. Полиция, разобравшись во всем, закрыла дело за отсутствием улик.

Смерть жены и обвинение в убийстве стали темным пятном в светлой и во всех отношениях положительной биографии Садхгуру. Детей он хотел иметь много, но в браке с Виджи у него родилась только одна дочь.

У казахов и уйгуров почитаются семейные отношения, помощь близким родственникам, а дети считаются большим богатством

В Алматы немало культурных центров. Они все связаны между собой. У уйгуров есть традиция «мяшряп». Раньше юрты на таких мероприятиях решали различные вопросы, делились опытом, а сейчас это больше похоже на активный нэтворкинг

Центры бывают двух типов: традиционные, те, что имеют немаленькую историю и возглавляются руководителями в возрасте, и те, которые можно назвать молодежными, где большое внимание уделяется творчеству.

По некоторым данным, на территории Алматинской области проживает около 250 тысяч уйгуров, из них 100 тысяч — это молодежь. Однако на мероприятия приходит гораздо меньше людей

Становится сложно удержать внимание участников. Не все хотят изучать традиции

Ассоциации конкурируют между собой на конкурсах талантов. Он неофициальный, но там зажигаются новые звезды эстрады. Артисты помогают обмениваться нашим языком и культурой не только с теми, кто живет в Алматы, но и с теми уйгурами, кто живут за рубежом. Через их творчество они могут узнать о нашем быте.

Появилось много украшений, одежды с национальными элементами. Мне нравится видеть такой тренд.

То, что мы живем в Казахстане, сделало уйгуров интернациональными. Происходит активная ассимиляция. Уйгуры нейтрально относятся к интернационализму в браке. Это частое явление, и, я думаю, осталось мало чистокровных уйгуров.

По моим наблюдениям, большинство уйгуров занято предпринимательством. Они занимаются информационными технологиями, медиатехнологиями, ресторанным бизнесом. Много уйгуров занимается шоу-бизнесом.

Влияние на общество

Если говорить о творческой биографии Садхгуру, следует отметить, что его перу принадлежит множество книг, которые издаются миллионными тиражами и переводятся на десятки языков

В них Садхгуру призывает к согласию и миру, объясняет важность единства с природой и Вселенной. Джагги в своих книгах высказывается довольно резко в адрес всего человечества

Наша цивилизация достигла огромного технического прогресса. Мы считаем, что человек — это истинный творец и венец эволюции. Но при этом мы забыли о своем духовном мире, став от этого беднее. В результате наша жизнь теряет смысл. Об этом предупреждает Джагги в своих речах и книгах.

Фонд Иша — еще одно детище Садхгуру. Эта добровольная организация проводит огромную благотворительную работу, помогая голодающим, страдающим от засухи или наводнений. Фонд насчитывает миллионы добровольцев, которые преследуют две цели: помощь нуждающимся и просветление желающих.

Мы рассмотрели биографию Садхгуру. Этот человек ведет непростую жизнь. Но йогин гордится тем, что он делает для людей.

Происхождение

Согласно летописям, уже в 18-м веке здесь проживали гураны. Национальность (история свидетельствует об этом) никогда не была официально принятой. Это, скорее, этническая группа. Иногда слово “гуран” рассматривалось в качестве прозвища для людей, предки которых принадлежали к разным расам и народам, среди них были буряты, монголы, эвенки, маньчжуры и, конечно, русские. Но почему данная этническая группа стала называться именно так, а не иначе?

Казаки Забайкалья изготавливали для себя зимние шапки из меха самцов косули, которых коренные жители называли гуранами. При этом они оставляли рожки, чтобы, охотясь, вводить преследуемых животных в заблуждение. Как известно, в этих краях зимы бывают долгими, поэтому казаки носили эти шапки довольно длительное время. И их стали идентифицировать с косулями.

Кто они такие?

Уйгуры – тюркоязычный народ, основная часть которого проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Эту территорию, расположенную на западе КНР, также называют Восточным Туркестаном (Западным Туркестаном раньше именовали Среднюю Азию).

Согласно официальным данным, в Китае насчитывается около 11 миллионов уйгуров. Еще примерно 400 тысяч представителей этого народа населяют другие государства. Из них порядка 238 тысяч человек живут в Казахстане, еще 50 тысяч – в Киргизии. Есть они в Узбекистане, Туркмении, Турции, Саудовской Аравии и России.

Уйгуры являются национальными меньшинствами во всех вышеперечисленных странах. А ведь так было не всегда. Этот древний народ за свою долгую историю создал десять государств, одно из которых – Уйгурский каганат (VIII-IX века) – занимало огромную территорию, простиравшуюся от степей современного Казахстана до Кореи.

В различных исторических памятниках этноним «уйгур» встречается с начала нашей эры. Этот народ образовался в результате смешения и ассимиляции различных тюркских и монгольских племен, осевших в оазисах пустыни Такла-Макан.

Древняя история не могла не отразиться на культуре. Уже в VI веке уйгуры имели собственную письменность, которую заимствовали многие соседние тюркские племена, а также монголы и маньчжуры. Именно уйгурский алфавит использовали в Золотой Орде при составлении различных документов, так поступали и в государстве Тимуридов.

Первоначально религией уйгуров был шаманизм, затем среди них распространилось манихейство – синкретическое учение, которое сочетает в себе традиции раннего христианства и зороастризма. Некоторые представители этого народа переняли буддизм от соседей, но в X веке среди уйгуров началось распространение ислама, который быстро вытеснил все остальные религии.

История Кунгура

Город по праву может праздновать два дня рождения, т.к. имеет две официальные даты своего основания. В 1648 году появился острог на пустующих землях, где сливались воедино реки Кунгур и Ирень. Русские поселенцы купили эти территории у иренских татар и стали обустраиваться на новом месте. Но вскоре произошло башкирское восстание и поселок был полностью разрушен.

В 1663 году произошла повторная попытка основать город. На этот раз место, где находится город Кунгур, выбрали между реками Сылва и Ирень. Эта попытка оказалась более удачной. Теперь, чтобы защититься от вражеских нападений, на холме выросла настоящая крепость. Она не раз помогала местным жителям отбиваться от противника во время крестьянского бунта (1703) и восстания войска Пугачева (1774).

Удачный выбор места, где соединяются сразу три реки: Сылва, Шаква, Ирень, а также близость Сибирского тракта, способствовали развитию торговли. Плодородные земли вокруг создавали условия для занятий сельским хозяйством, а окружающие леса поддерживали интерес к лесному хозяйству и охоте.

И все-таки Кунгур стал известен, прежде всего, как купеческий город. Здесь процветала торговля продукцией местных крестьян и ремесленников. Это были товары из кожи, хлеб. Высоко ценились изделия камнерезного промысла. Но ничто так не прославило город, как торговля чаем.

Именно этот напиток сделал Кунгур «чайной столицей» России. Самые зажиточные торговцы занимались продажей чая в другие регионы, именно здесь чайные листья стали впервые фасовать в маленькие мешочки и коробки. Это сделало напиток доступным для всех слоев населения, а не только для богачей. Отсюда началась культура чаепития в России.

С приходом Советов Кунгур несколько потерял статус главного торгового центра пермской области. Особняки и фабрики перешли в руки государства. Церкви были перепрофилированы и отданы в распоряжение госорганизаций, а некоторые просто уничтожены.

Из промышленных предприятий в городе функционировал кожевенный завод. Во время ВОВ здесь выпускали продукцию для нужд фронта. Местные жители также работали на заводах, которые были эвакуированы в Кунгур из других городов.

И все-таки после войны город продолжал развиваться. При этом жители очень бережно относились к старине и старались сохранить тот дух древности, который еще в нем оставался. Теперь ставка делается на развитие туризма. В Кунгуре есть все для того, чтобы сюда приезжали туристы не только из разных уголков России, но и из-за рубежа. В городе делается все для того, чтобы там было на что посмотреть.

Численность население города Кунгура составляет ок. 65 тысяч человек. Из них более 90% – русские, остальные – татары, башкиры и другие национальности.

История

Наверняка никто не сможет точно сказать, когда в Забайкалье, в Алтайском крае, появились первые русские первопроходцы. Но одно точно: это было очень давно, и тогда не было народа, именуемого «гураны». Национальность эта появилась в результате различных кровосмешений. После того как первые русские обосновались в этих краях в начале семнадцатого века и стали жить среди коренного населения, то есть эвенков и бурятов, они постепенно ассимилировались с ними, старались следовать их обычаям и традициям — одним словом, перенимали элементы культуры и быта алтайцев. Вместе с этим они не забывали свой язык и не утрачивали славянское самосознание. Это значит, что их культура и быт со временем стали носить как русские, так и эвено-бурятские черты.

С другой стороны, русские переселенцы привнесли в жизнь жителей Забайкалья новые особенности, присущие славянскому быту и культуре, например, земледелие, строительство городов и т. д. Таким образом, в здешних краях стал формироваться новый тип людей смешанных кровей – гураны, национальность которых было сложно определить. Они представляли собой микс двух рас – монголоидной и европейской, причем в четвертом поколении.

Языковая группа и письменность

В Китае считается, что эта народность самая крупная среди представителей тюркского языка и вторая по мусульманскому верованию. Уйгуры разговаривают на уйгурском языке, а также на китайском. Родной язык народа относят к алтайской семье тюркской ветки и карлукской группы. Родственный народ, который больше всего имеет сходства — это узбеки. Среди диалектов делится на 3 группы: хотанская, центральная и лобнорская.

Уйгуры были грамотным народом и рано освоили письменность. В VI веке появилось древнеуйгурское письмо. Этой письменностью пользовались все близко расположенные древние страны и даже после введения в X веке арабского письма, некоторые этносы уйгуров продолжали использовать родную письменность. Арабский алфавит используется по сей день в Восточном Туркестане, а вот в Центральной Азии используют кириллицу. Даже латинский алфавит имеет 2 разновидности, которую активно используют сегодня.

Дыроверы – совесть Забайкалья!

Как уже говорилось, сами гураны считают себя больше русскими, нежели бурятами или тунгусами, однако интересно узнать, к какой вере они себя причисляют, во что или в кого верят. В Забайкалье последние несколько столетий существуют множество христианских вероисповеданий. При этом они были созданы не богословами, а возникли спонтанно. Однако некоторые из них могут показаться нам дикими. Так, например, многие гураны являются дыроверами. Они поклоняются не иконам, а дырам, считая, что, созерцая космос через эти отверстия, они получают энергию. Эти верующие живут обособленно от других, заключают браки исключительно между собой, ведут строгий, аскетический образ жизни. Они смогли сохранить свою кровь, традиции и обычаи.

Заложники «большой игры»

Практически вся история уйгуров – это противостояние грозным соседям, наиболее воинственными из которых были китайцы, маньчжуры и монголы. Еще две тысячи лет назад представители империи Хань захватили территорию Восточного Туркестана, чтобы обеспечить безопасность своих караванов, направлявшихся по Великому шелковому пути.

Китайские гарнизоны в оазисах Такла-Макана появились в I веке нашей эры. И в настоящее время уйгуры стремятся обрести государственную независимость, их не устраивает статус автономии в составе КНР.

Однако большинство государств, не желая ссориться с Китаем, предпочитают не упоминать об этой проблеме. Не исключено, что уйгурский вопрос специально поднимают западные СМИ, чтобы рассорить Россию с влиятельным восточным соседом. Это крайне навредит геополитическим интересам нашей страны в Азии, особенно если учесть то значение, которое придается Шанхайской организации сотрудничества, созданной в 2001 году.

В процессе борьбы уйгуры то обретали независимость, то снова ее теряли. В 1760 году территорию Восточного Туркестана захватили войска империи Цин. Они создали здесь провинцию Синьцзян, которую постоянно тревожили народные бунты и волнения. Официальный Пекин не только направил на земли мятежных уйгуров внушительные войска, но и активно поощрял переселение в Синьцзян китайцев, а также солонов и представителей народности сибо – родственных маньчжурам племен.

Тактика китайского правительства проста: власти КНР стремятся ассимилировать уйгуров, со временем превратив их в часть большого этноса Поднебесной, объединившего множество народов. Понимая это, коренные жители Восточного Туркестана отчаянно держатся за свою религию и традиции – все, что отличает их от китайцев. Поэтому браки с иноверцами среди уйгуров часто порицаются и в XXI веке.

Во внутренней Монголии

Первоначально около пятисот уйгуров переселились на территории племени шивэйна в районе среднего течения Амура во внутренней Монголии. В 847 году кыргызы отправились с походом на Амур, напав на племена шивей и уйгуров, китайцы в это же время атаковали племена хи. После этого нашествия уйгуры частично отправились в Восточный Туркестан.

В Караханидском государстве уйгуры стали ассимилировать местное население, которое было преимущественно иранским, передав ему собственную культуру и язык. В то же время от иранцев уйгуры приняли традиции оазисного земледелия, а также некоторые виды ремесел. Основной религией народа, которому посвящена наша статья, был буддизм, со временем активно начало распространяться христианство.

Начиная с X века среди уйгуров распространяется ислам, в XVI столетии он окончательно вытесняет все другие религии в Восточном Туркестане. Когда уйгурами был принят ислам, они лишились своего национального письма, которое было вытеснено арабской графикой.

История

Древний мир

В конце I века Бань Чао завоевал территорию современного Синьцзяна и присоединил его к китайской империи Хань. В империи были созданы административные структуры для управления регионом, которые продолжали функционировать и при государствах-правопреемниках после гибели империи Хань.

Средние века

Настенные росписи, «Тысяча будд», Безеклик, IX—XIII вв.

Возможно тохарский или согдийский монах (слева) с буддийским монахом (справа). Фреска из пещеры Тысячи Будд Безеклика, датируемая IX или X веком (Уйгурское Турфанское идыкутство).

В VI веке возник Тюркский каганат, который в 603 году распался на западную и восточную части (Восточно-тюркский каганат). Это событие и породило историческое имя региона — Восточный Туркестан.

В середине VII века территория Синьцзяна вновь вошла в состав китайской империи Тан, и оставалась под её контролем вплоть до середины VIII века, когда мятеж Ань Лушаня привёл к необходимости отзыва войск из отдалённых гарнизонов в центральный Китай.

В 745 году образовался Уйгурский каганат, центр которого находился на территории современной Монголии. К середине IX века он начал слабеть. В 840 году каганат подвергся нападению енисейских киргизов и был разгромлен. Уйгуры бежали на юг, юго-запад и запад. Именно после этого уйгуры и стали основным населением региона.

В восточной части Караханидского государства в государстве турфанских идыкутов Кочо в Турфане уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и псевдо-, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых были манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам.

Вошедшее в состав Монгольской империи Уйгурское государство идыкутов, в XIII веке, после разделения империи между наследниками Чингиз-хана, практически полностью попала в улус его второго сына — Чагатая. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам.

Новое время

Исламская религиозная борьба между сторонниками «белогорцев» и «черногорцев» (два течения ислама в Восточном Туркестане) создали благоприятные условия для захвата внешними врагами этого края джунгарским ханом Галданом, а затем маньжурской империей (Цинская династия), которая окончательно покорила Восточный Туркестан в  г. Под натиском маньчжурско-китайских войск уйгуры лишились своей государственности. Захваченные земли стали называться Синьцзяном (по-китайски «Новая граница»).

XIX—XXI века

Эмблема Восточного Туркестана.

Неофициальный флаг Восточного Туркестана.

Весь XIX век для Восточного Туркестана характеризуется многочисленными национально-освободительными восстаниями уйгуров за независимость (1825—1828, 1857, Йеттишар 1862—1872 гг.), продолжавшимися и в XX веке (1931—1937, с 1943—1949 гг. до нашего времени).

На территории Восточного Туркестана в XX веке дважды возникали государственные образования:

  • Восточно-Туркестанская Исламская республика (1933—1934);
  • Восточно-Туркестанская Революционная республика (1944—1949).

В данное время на территории Восточного Туркестана образован Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) КНР.

Кто такие гураны — национальность или этническая группа?

По поводу этого вопроса до сих пор идут споры. Согласно одной из теорий, в результате гибридизации или взаимопроникновения нескольких этносов может произойти не только исчезновение старого, но и возникновения нового этноса. Конечно, не везде это возможно, но Забайкалье идеально подходит для этого процесса. Так что в результате слияния таких народностей, как буряты, эвенки и русские, появился новый тип местного населения, который не похож ни на первых, ни на вторых, ни на третьих. А разве это не является доказательством того, что гураны – национальность (фото смотрите в статье)? Тем не менее в «Энциклопедии Забайкалья» информации о подобном народе нет. Гуран (национальность) обозначается как тип местного населения, основанный на трех этносах: бурятском, эвенкском и русском. Кстати, этот термин иногда заменяет слово забайкалец.

Уйгурский народ и его борьба за независимость

Основными философско-религиозными течениями в Китае являются даосизм, буддизм и конфуцианство. Однако в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) на северо-западе страны около половины жителей исповедуют ислам. Это связано с тем, что самой многочисленной национальностью там являются уйгуры — тюркский народ, этнически родственный нациям Средней Азии.

Первоначально среди уйгуров были широко распространены и шаманизм, и зороастризм, и манихейство. В процессе передела власти в улусах, образовавшихся после распада Великой Монголии, многие из них неизбежно обращались в мусульманство, пришедшее извне.

На протяжении всей истории насильственной ассимиляции в состав китайского общества уйгуры боролись за свою независимость и национальную идентичность. Этот период характеризуется восстаниями, антикитайскими погромами, попытками образования новых государств и даже переходом части земель в подданство Российской империи.

После подавления крупных очагов мятежей цинской армией и восстановления власти Пекина в конце XIX века Россия вернула территории Китаю.

После распада Цинской империи в результате Синьхайской революции 1911 года радикальные исламистские идеи вспыхнули с новой силой на фоне притеснений со стороны китайских властей.

При этом губернаторы Синьцзяна — этнические китайцы последовательно были лояльно настроены к советскому государству вплоть до 1942 года. После всплеска антисоветских настроений Москва приняла активное участие в формировании подполья и партизанской борьбе с правительством Чан Кайши.

К 1944 году была создана Восточно-Туркестанская республика. СССР, будучи союзником Китая во Второй мировой войне, обязался не вмешиваться в Синьцзянский вопрос. При этом в 1946 году первый президент ВТР был вывезен советскими спецслужбами в Ташкент и лишён возможности руководства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector