Мамаев курган в волгограде. мамаев курган — история

Мемориальный комплекс

Самым известным памятником, одним из всемирно известных символов России, является огромная скульптура «Родина-Мать зовет!» Ее высота составляет 85 метров. Это полый внутри монумент, отлитый за один раз без швов. Внутри его стягивают стальные канаты. Фигура Родины, расположенная на самой высокой точке – композиционный центр и домината всего огромного комплекса, к ней притягиваются все взгляды, ее запоминают и фотографируют.

Тополиная аллея спроектирована так, чтобы от неё открывался вид на «Родину-Мать». Аллея возвышается над окружением, потому что проведена по искусственной насыпи. Вокруг аллеи расположен парк, который также является мемориальным. Он был разбит еще до начала работ на самом кургане – в 1965 году. Здесь находился знаменитый Сад Вдов, где сажали деревья женщины, потерявшие мужей во время войны. Здесь высаживали мемориальные деревья известные политические и общественные деятели.

Но такой парк в условиях волгоградского климата требовал большого ухода, средств на него выделялось немного, а в годы перестройки их перестали выделять совсем. К сожалению, от мемориальных деревьев и табличек тех времен практически ничего не осталось. Постаревшие и не получавшие должного ухода деревья в последние годы были вырублены.

На данный момент парк значительно реконструирован. Появились благоустроенная парковка, выставка военной техники, велодорожки, кафе и туалеты. Главным парковым объектом стал огромный поющий фонтан в обрамлении шести арок с подсветкой. Здесь разбиты новые аллеи и высажено более трех тысяч новых деревьев и кустарников. Специально были выбраны породы устойчивые к южному климату. Главная аллея нового парка называется Аллея России.

Аллея упирается в расположенную у подножия Мамаева кургана «Площадь стоявших насмерть». Здесь находится круглый бассейн, а над ним возвышается скала со скульптурой «Стоять насмерть!» Изображенный воин является собирательным образом, но при этом внешне похож на маршала В. Чуйкова, который командовал 62-й армией, а после стал военным консультантом этого мемориала. Бассейн символизирует Волгу, которая стала главной естественной границей, по которой шла защита города.

К следующей площадке ведет лестница в 200 ступеней, по числу дней Сталинградской битвы, по бокам которой расположены «Стены-руины» — горельефы, рассказывающий об осаде Сталинграда и имеющие вид разрушенных бомбежками руин. На «Площади Героев» вокруг следующего бассейна установлено шесть скульптурных композиций, символизирующих разные этапы сражения. «Выстояв, мы победим», «Моряк», «Санитарка», «Знаменосец», «Командир» и «Крах фашизма». Все композиции основаны на одинаковом принципе — каждая состоит из двух фигур. Санитарка выносит на себе раненого бойца, знаменосец подхватывает знамя из рук убитого товарища, два воина, старый и молодой, уничтожают свастику и т. д.

Под самим курганом расположен вход в «Зал воинской славы». Это круговое здание диаметром более сорока метров. Спроектировано оно уникально – в центре расположен вечный огонь в виде руки, которая держит факел, а в проеме на месте купола видна фигура Родины. Стены украшены изображениями красных замен в траурных лентах – они выполнены из красной смальты. На них написаны 7200 имен погибших в Сталинградской битве воинов. Здесь всегда играет траурная музыка Шумана. Первоначально это здание строилось для панорамы Сталинградской битвы, но в итоге панорама разместилась в отдельном здании. Там тоже есть свой «Зал Славы», выполненный по этому же образцу, только без Вечного огня и проема в небо.

В «Зале Славы» всегда находится почетный караул, который несут солдаты специальной роты почетного караула. Он сменяется каждый час.

Выйдя из зала, зритель попадает на «Площадь скорби». Центральная скульптура – «Скорбящая мать», склонившаяся над убитым сыном. Высота скульптуры – одиннадцать метров. Именно под ней находится самая известная «Могила неизвестного солдата» с чеканной надписью: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Рядом с ней – надгробие маршала Виктора Чуйкова. Недалеко расположен почти пересохший и заброшенный «Родник жизни» – когда-то он был единственным источником воды для защитников «высоты 102». Планируется его благоустройство.

На сам курган ведет круговая дорожка, вдоль которой установлены плиты с именами героев, павших во время защиты города. Всего таких плит тридцать семь. Они ведут на площадку, на которой расположена статуя «Родина-Мать зовет!»

Здесь же находится основанное в 1995 году воинское кладбище. В 2006 году на нем появилась Владимирская часовня.

Зал Воинской Славы

Помещение цилиндрической формы, в середине которого расположена пятиметровая рука, поднимающая Вечный огонь, относится к наиболее растиражированным образам, которые характеризуют достопримечательности Волгограда. Фото и изображение данного архитектурного объекта можно найти во многих источниках. Зал посвящен вечной памяти павших в боях за Мамаев курган и Сталинград. На своде здания изображены государственные награды, на стенах — 34 красных знамени, каждое из которых содержит имена погибших бойцов. У Вечного огня всегда лежат цветы и венки, не забыты герои, оставшиеся на кургане навечно.

Площадь Скорби открывается перед теми, кто выходит из Зала Славы. Центром является скульптурная группа «Скорбящая мать». Словами невозможно выразить горе тысяч матерей, жен, детей тех солдат, которые не вернулись с войны. Озеро слез окружает памятник, который возвышается в неумолимой скорби над водной гладью. Мамаев курган в Волгограде — памятник великой Победе и великой беде народов Советского Союза.

Не будите уснувшую тайну

В определенном месте (которым, как решили немцы, являются Сталинград и Мамаев курган), требовалось вскрыть «естественный защитный слой Земли». Под ним, на глубине, найти «нервный узел» планеты, воздействуя на который можно добиться огромных, колоссальных результатов.

Для этого туда необходимо заложить «электрум» — материал, обладающий особыми, мистическими и энергетическими свойствами. Природа при этом начнет работать особенным образом, влияя на людей, живущих на огромных территориях и не готовых к этому влиянию.

Их можно будет подчинить себе, сделать слабыми, беззащитными либо же просто истребить, освободив для себя таким образом целый континент.

— Для этого, — считает Михаил Васильев, — и находилось в Сталинграде подразделение зондеркоманды СС «4 А», при котором пребывали специалисты «Аненербе», посвященные во все эти тайные дела.

Поэтому и был привезен сюда из секретного института «электрум», который, скорее всего, находится в тех самых цинковых ящиках, что гитлеровцы захоронили в Орловке, создав таким образом криокапсулу.

Извлекать их оттуда нельзя: электрум, заключенный в них, давно вступил в равновесие с окружающей природой и с самой Землей. Если нарушить это равновесие, начнутся катастрофы — природные. И не только.

Подобный эффект наблюдался, когда на Алтае, на плато Укок, в вечной мерзлоте новосибирскими учеными было вскрыто древнее захоронение так называемой «Алтайской принцессы».

Тогда там вскоре началась серия страшных землетрясений, напал мор на скот, наблюдалась череда беспричинных самоубийств среди местных жителей. Или же можно сопоставить это с тем, как в день вскрытия гробницы Тамерлана Германия напала на СССР и началась самая страшная в истории война.

Подтверждением этой версии Михаила Васильева может служить и такой факт: при раскопках возле Сталинграда, в числе прочих находок военного времени, поисковиками был найден военный жетон офицера СС и перстень с изображенным на нем черепом.

Такие перстни были знаками отличия заслуженных офицеров «Аненербе», награждал ими лично рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. «Кольцо „Мертвая голова“ нельзя купить или продать, — говорил первый эсэсовец Германии. — Это кольцо никогда не должно попасть в руки того, кто не имеет права держать его».

Что скрывает курган? Настало время сделать выводы.

Мамаев курган — место, где решилась некогда судьба сражения под Сталинградом, а вместе с ним и всей Европы. 22 раза во время боев он переходил из рук в руки.

И как только немцы овладевали им, сразу начинались масштабные земляные работы методом направленных взрывов на северо-восточном склоне с тем, чтобы осуществить закладку «электрума» на уровень нервного узла планеты, о чём ныне свидетельствует сохранившийся огромный котлован, заросший травой и кустарником.

Но возможно, что значение для человечества Мамаева кургана не исчерпывается только этим. В истории имеются свидетельства о том, что когда-то на вершине этого кургана древние племена ариев поклонялись своему богу и там, где сейчас возвышается «Родина-Мать», находилось святилище, в том числе и бога войны кочующих сарматов.

Не исключено, что эти народы первыми в истории человечества определили мощный поток энергии, исходящий от этого места Земли. Энергии, в которой заключается, быть может, главная тайна не только древнего волгоградского кургана, но и самой нашей планеты…

Почему животные не умеют разговаривать?

У животных иначе устроен речевой аппарат, а мозг не способен освоить речь / Фото: kolobok.ua

Безусловно, у животных есть свои способы общения, но разговаривать подобно людям они не могут физиологически. У животных иначе устроен речевой аппарат, а мозг не способен освоить речь. Ученые предполагают, что люди начали общаться звуками из-за появления орудий труда. Руки стали занятыми, поэтому общение жестами усложнилось и пришлось искать альтернативный вариант коммуникации.

Так у древних людей возникли первые звуки, которые затем трансформировались в слова. Животным же было важнее развивать зрение, обоняние и слух.

История возведения мемориального комплекса

Ровно 200 дней в городе, носящем имя великого вождя советского народа, проходили кровопролитные бои. Высота 102,0 имела важнейшее стратегическое, с точки зрения военных, значение. С возвышенности можно было вести обстрел центральной части Сталинграда, поэтому в течение 135 дней курган несколько раз занимали то солдаты вермахта, то части Советской армии. Весь курган постоянно находился под обстрелом, выжить на нем было практически невозможно. На каждый квадратный метр в день здесь падало более 1200 осколков от снарядов и около 600 пуль.

Скульптура «Стоять насмерть»

Спрятаться было негде: на кургане, как и в Сталинграде, вся земля была покрыта тысячами трупов. Почти 35 000 советских солдат были захоронены в братской могиле на кургане. Естественно, что сразу после ожесточенных боев, советское командование приняло решение увековечить здесь память о великой битве, о великом переломе во Второй Мировой войне.

Предложений о том, как должен выглядеть мемориальный комплекс, было много: кто-то решил оставить Сталинград в том же виде, в каком он пребывал после его освобождения. Такое конкурсное предложение вызвало у вождя негодование и, даже, по словам его приближенных, ярость.

«Разрушенный и опустошенный город, в котором еще слышны крики раненых и умирающих, носящий мое имя, не может быть памятником в честь победы Советского народа в Сталинградской битве», — сказал И.В. Сталин. Генералиссимус принял решение, назначить главным архитектором мемориального комплекса на Мамаевом кургане Евгения Вучетича. Стоит отметить, что грандиозное строительство комплекса началось на высоте 102,0 и прилегающей к ней территории только в 1959 году.

Символические руины

Центром всей мемориальной композиции стала огромнейшая скульптура, получившая название «Родина-мать зовет!». Ее вес составляет почти 8 000 тонн, к слову, в эту цифру не входит вес постамента, на котором стоит величественный памятник женщине с мечом в руке, символизирующий Родину, призывающую своих солдат-сыновей стать на ее защиту. Ее высота без меча 52 метра. Меч скульптуры, в отличие от самого памятника, выполнен не из железобетона, а из специальной фторированной стали, которая не подвержена коррозии. Длина меча 33 метра, а весит он 14 000 килограмм. Внутри него свободно можно поместить легковой автомобиль.

В свое время памятник считался самым высоким во всем мире. Как-то скульптору Вучетичу задали резонный вопрос: «Почему у статуи открыт рот, ведь это делает ее жестокой? Не лучше ли бы было сделать Родину-мать с закрытым ртом?». Евгений Викторович ответил: «Иначе проект было выполнить нельзя, ведь она кричит — За Родину!», — и, сделав небольшую паузу, добавил, — «мать вашу…». К постаменту «Родина-мать зовет!» ведут 200 ступеней, как нетрудно догадаться, их количество символизирует количество дней и ночей, в течение которых за Сталинград велись бои. Бои не на жизнь, а на смерть. Бои не за город, носящий имя Сталина, а за свободу всего человечества.

Бассейн на площади Героев

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

Основные композиции:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
  • Аллея пирамидальных тополей
  • Площадь Стоявших насмерть
  • Стены-руины
  • Площадь Героев
  • Монументальный рельеф
  • Зал Воинской славы
  • Площадь Скорби
  • Главный монумент «Родина-мать зовёт!»
  • Воинское мемориальное кладбище
  • Мемориальный парк у подножия Мамаева кургана

Танковая башня на постаменте, за Храмом «Всех Святых» — часть общего ансамбля линии обороны Сталинграда, состоящего из таких же башен в нескольких районах города.

Также на территории кургана до наших дней сохранились:

  • Немецкий дзот
  • Родник жизни
  • Половина шасси танка времён ВОВ

При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы» посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. Над озвучиванием «Мамаева кургана» работали: архитектор Вучетич Евгений Викторович, диктор Левитан Юрий Борисович, звукорежиссёр Гераськин Александр Иванович и режиссёр Магатаев Виктор Кадиевич.

Монумент «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане

От площади Скорби начинается подъём на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовёт!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.

«Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч длиной 30 метров (с рукояткой) и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.

На Мамаевом кургане ежедневно несёт службу почётный караул роты Почётного караула 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады Южного военного округа.

В память о подвиге

До 1959 года могучий холм оставался искалеченным. Но мысль о создании комплекса в Сталинграде уже зрела – она возникла еще в период войны. Стартовал конкурс на лучший проект. Чего только не предлагали, например, сохранить опустошенный Сталинград, который стал бы масштабным памятником под открытым небом. Все же остановились на возведении мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Автора определил Сталин – он посчитал лучшим Евгения Вучетича.

Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Автор фото Alexxx Malev

Строили комплекс с размахом – 18 лет. Фигуру «Родина-мать» возводили 8 лет

Когда проводили земляные работы перед монтажом памятника, действовали особо осторожно. В земле осталось много снарядов и мин

Рядом находились саперы. Но постарались на славу – это наибольший комплекс в мире, связанный со Второй мировой войной (26 га). Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане был торжественно открыт в 1967 году.

Теперь каждый турист может прочувствовать подвиг прошлого поколения. В единый ансамбль входят:

  • Фигура «Память поколений»;
  • Аллея с деревьями, посаженными в честь героев;
  • Площадь «Стоявших насмерть»;
  • Стены в виде руин со звуковым сопровождением;
  • Площадь Героев;
  • Грот с неугасающим огнем и списками погибших;
  • Площадь с монументом скорбящей матери и «озером слез»;
  • «Родина-мать».

Миссия комплекса – показать, что защитники Сталинграда погибли ради жизни грядущих поколений, сумели победить зло. Скульптор Вучетич считает, что именно в этом заключался смысл самопожертвования и подвига. Идея охватывает все детали памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. «Мы старались передать несокрушимый дух советской армии», – такую речь произнес Вучетич во время торжественного открытия. Масштаб дал возможность прочувствовать размах массового героизма.

Зал воинской славы и списки погибших на Мамаевом Кургане.

Площадь Героев упирается в подпорную стену кургана, украшенную барельефами, тематикой которых является победа советского народа над фашизмом. Через вход, проделанный в стене, посетители попадают в Зал Воинской Славы, служащий храмом скорби по погибшим в жестокой битве защитникам города Сталинграда. В центре сооружения, выполненного в виде цилиндра, из пола поднимается мраморная рука, держащая вечно пылающий факел. Это символизирует помощь павших бойцов в борьбе за безоблачное будущее Родины. На стенах этого пантеона прикреплены обрамленные траурными лентами плиты, на которых начертаны фамилии солдат и офицеров, павших в боях за освобождение и оборону города. Скорбное чувство усиливает звук равномерно стучащего сердца и негромкое исполнение «Грез» Шумана. На выходе из зала и возле пылающего вечного огня, как дань потомков погибшим, стоит почетный караул, сменяющийся каждый час.

Монумент с переделками

Всю ответственность за воплощение этого замысла советское правительство возложило на руководство РСФСР, которое после всех согласований и консультаций со скульпторами, инженерами, архитекторами и строителями выпустило 25 декабря 1958 года свое постановление. Этот документ устанавливал фантастические сроки: памятник должен быть готов к 9 мая 1961 года! Фактически на сооружение уникального монументально-архитектурного ансамбля отводилось чуть больше двух с половиной лет, что, конечно, было малореальным. И действительность полностью подтвердила это: сооружение мемориала началось в мае 1959 года и растянулось на восемь с лишним лет.

Причин тому было немало, но основной стало неоднократное изменение проекта строительства уже в процессе возведения монумента. Например, центральная скульптура Родины-матери первоначально была другой: стоящая прямо женщина со знаменем в левой руке, а перед нею — коленопреклоненный солдат. Но в 1962 году, когда стройка уже вовсю шла, Евгений Вучетич решил изменить памятник, говоря, что, мол, победа под Сталинградом была еще далеко не окончательной, впереди были еще два с лишним года войны, и памятник должен показывать именно это. Так и появилась та самая Родина-мать, воздевшая к небесам карающий меч и зовущая своих сыновей на новые битвы.

Во время строительства статуи Родины-матери — центрального элемента волгоградского памятника-ансамбля, середина 1960-х годов

Кроме того, уже после всех постановлений было принято решение изменить материалы, из которых должен был изготавливаться главный монумент всего памятника-ансамбля. Вместо бронзы и камня, использование которых делало бюджет строительства просто заоблачным, решено было отлить Родину-мать из железобетона на каркасе с напряженными тросами — таком же, как у Останкинской башни. Работа эта была уникальной: скульптура имеет гораздо более сложную форму, чем башня, и расчеты заняли существенное время. Да и само изготовление было непростым, ведь заливка бетона шла непрерывно, чтобы избежать появления швов и наплывов. Потом уже в ходе строительства Евгений Вучетич решил исключить панораму «Сталинградская битва» из состава ансамбля, а в уже построенном для нее здании на мозаичных знаменах поместили списки погибших защитников города. Хватало и других сложностей, обычных для всех всесоюзных строек — а возведение сталинградского монумента было именно ею. К работам привлекли военнослужащих, в них участвовали студенты и ветераны, не говоря уже о волгоградских строителях, на которых и легла основная нагрузка.

Другие достопримечательности

Фото с сайта — topmesta.ru

Кроме объектов,
входящих в состав памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», в
Волгограде есть ещё ряд исторических достопримечательностей, с которыми будет
интересно ознакомиться каждому гостю города.

Дом Павлова

Дом Павлова. Фото с сайта — world-photo.ru

«Дом Павлова» – дом солдатской славы, который располагается на улице Пензенской в центре Волгограда. Во время Сталинградской битвы в этом доме держала оборону группа советских солдат под командованием старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева и старшего сержанта Я. Ф. Павлова.

Целых 58 дней 25 солдат героически сдерживали натиск и волны атак фашистов. Все бойцы были удостоены наград, а сам Павлов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Здание начали восстанавливать уже в 1943 году, и сейчас его фасад украшает памятная стена, которая возведена в честь обороны города.

Музей-панорама «Сталинградская битва»

Музей-панорама «Сталинградская битва». Фото с сайта — twitter.com

Эта достопримечательность является одним из объектов, входящих в музей-заповедник «Сталинградская битва». Здесь можно ознакомиться с архивными документами, фотографиями и личными вещами участников Сталинградского сражения. В число экспонатов входит оружие, партийные билеты и даже личное имущество полководцев.      

Руины мельницы имени Грудинина (Гергардта)

Руины мельницы имени Грудинина (Гергардта). Фото с сайта — 2gis.ru

Здание мельницы
начала XX столетия было практически уничтожено во время Сталинградской битвы.
Во время войны здесь был наблюдательный опорный пункт обороны города. Было
принято решение не восстанавливать здание после войны и сейчас оно остаётся
живым напоминанием об ужасах войны и подвиге советских солдат.

Музей «Память»

Музей «Память». Фото с сайта — club-hotels.ru

Музей «Память» находится в подвале Центрального универмага недалеко от центральной площади Волгограда – площади Павших Борцов. Каждый турист и гость города может увидеть здесь реконструкцию пленения фельдмаршала Ф. Паулюса и его армии. Эта экспозиция является фирменной карточкой музея.

Музей
Сталина

Музей Сталина. Фото с сайта — m.123ru.net

Музей Сталина относится к числу современных достопримечательностей города и был открыт в мае 2006 года. Музей расположен в помещении культурного центра «Сталинград» на Мамаевом Кургане.

Вся коллекция музея состоит из трёх частей, каждая из которых посвящена конкретному периоду жизни Сталина. Главная гордость музея – восковая фигура Иосифа Сталина. Экспозиция же состоит из 400 различных экспонатов, в которые входят и личные вещи вождя.

Как добраться до Мамаева-Кургана

Мамаев курган находится в Центральном районе Волгограда. Город имеет налаженное регулярное воздушное и железнодорожное сообщение со всеми крупными городами России.  Удобное месторасположение позволяет туристу добраться до архитектурного памятника из любой точки города. В Волгограде присутствует широко развитая сеть наземного транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутки. Внутригородское сообщение осуществляется вплоть до полуночи, поэтому есть прекрасная возможность насладиться величием монумента даже ночью.

Точный адрес: пр. имени В.И. Ленина, Волгоград, Волгоградская обл., Россия, 400005.

Как добраться от аэропорта Гумрак:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом 7к ехать до поликлиники №28 около 30 минут.

    Пешком:перейти дорогу за одну минуту до остановки Роддом №1.

    Автобус:маршрутом 7к проехать около получаса до остановки Мамаев курган.

  • Вариант 2

    Автомобиль:весь путь составляет 20 километров. Вначале необходимо выехать на шоссе Авиаторов, затем повернуть на улицу Качинцев, далее по проспекту Маршала Жукова и далее по проспекту Ленина.

Как добраться от ж/д вокзала Волгоград 1:

  • Вариант 1

    Пешком:10 минут до станции скоростного трамвая Комсомольская.

    Трамвай:проехать 5 остановок до станции Мамаев курган за 11 минут.

    Пешком:перейти дорогу, чтобы добраться за 1 минуту до первых ступенек монумента.

  • Вариант 2

    Пешком:маршрут составляет 4,5 километра. Путь пролегает через улицы Центрального района: Коммунистическую, Пражскую и проспект им. Ленина. Маршрут живописный и интересный, однако лучше воспользоваться им в теплое время года.

Мамаев курган

По мнению многих ученых и людей, живущих в Волгограде, более странное место трудно себе представить. Почему на эту небольшую возвышенность претендовало так много завоевателей, что привлекало их в этой земле, что помогало ее защитникам и почему так велико число павших на этом кургане? Множество загадок и мифов окружает местность и сам памятник.

Откуда произошло название «Мамаев курган»? История на этот вопрос не дает однозначного ответа. Существует несколько версий, каждая из которых имеет своих сторонников. Наиболее часто это название связывают с ханом Золотой Орды Мамаем. Данная теория строится на том, что на возвышенности располагались укрепительные сооружения монголо-татар. Часто озвучивается лингвистическая версия названия, местные жители называли высоту «бугор», на языке волжских татар это слово произносилось как «мамай». Другая гипотеза трактует перевод слова «мамай» с древнетибетского как «мать мира».

Высота 102,0 — так это место называлось во время самых трагических событий ВОВ. Один из корреспондентов назвал возвышенность «курган», и эти слова стали пророческими. Сегодня он представляет собой братскую могилу. В любом случае Мамаев курган в Волгограде — место не только знаменитое на весь мир, но и значимое для многих поколений русских людей.

Памятник собакам-подрывникам, истребителям танков

Ну и, наконец, четвертым и на сегодня последним пунктом в списке военных достопримечательностей города-героя Волгограда станет памятник собакам-подрывникам. Он установлен на площади Чекистов 28 мая 2011 г. Автор скульптуры Н. Карпов.

Памятник собакам-подрывникам

Как ни странно это звучит, но собаки города Сталинграда тоже внесли вклад в победу. Самый известный – подвиг 28-го отряда собак-подрывников, подчиненный 10-й дивизии НКВД. На их счету: 2 уничтоженных бронемашины, около 42 танков, сотни солдат, а также вражеских офицеров. Однако из числившихся в отряде 202 солдат и 202 собак в период с августа по октябрь осталось в живых только 54 бойца со своими четвероногими напарниками. 148 человек и 148 собак погибли во время боев.

***

И еще, вам наверняка будет полезно почитать о том, как добраться до Волгограда.

Самая высокая в мире

Согласно первоначальному проекту, высота скульптуры должна была составлять 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение увеличить размер. «Родина-мать» должна была перегнать статую Свободы, высота которой без учета пьедестала составляла 46 метров. После того как работа над «Родиной-матерью» была закончена, женская фигура возвысилась над пьедесталом на 52 метра – и это без учета длины руки и меча. Вместе с ними высота памятника – восемьдесят пять метров!

Кстати, меч, который «Родина-мать» держит своих руках, был изготовлен по авиационной технологии. За основу взяли нержавеющую сталь, обшили оружие листами титана. Правда, такое решение было не самым лучшим для памятника: меч скрипел на ветру и сильно раскачивался. В 1972 году его заменили на стальной, с отверстиями.

Случайный попутчик

Удача приходит к тому, кто ее ищет. К Михаилу Васильеву, увлекшемуся тайнами сражения под Сталинградом, она пришла со временем в лице случайного попутчика, ехавшего с ним в поезде, следовавшем на Урал.

Попутчик этот оказался ветераном Сталинградской битвы, во время которой он был офицером разведки. Звали его Александр Агафонник. О том, что случилось с ним в годы войны, ветеран рассказывал неохотно.

Однако постепенно попутчики нашли общий язык, бывший разведчик, что называется, выговорился. От него-то Михаил и почерпнул многие захватывающие сведения по интересовавшему его вопросу.

Во время выполнения разведзадания Александр Владимирович был взят в плен недалеко от Дона. Однако немцы не отправили его в лагерь для военнопленных, поскольку он как личность заинтересовал командира зондеркоманды СС «4 А», и тот оставил его при себе. Этот немецкий офицер прекрасно владел русским языком.

— Ты мне интересен, — сказал он тогда Агафоннику. — Поэтому пока ты поживешь со мной, мы с тобой будем просто общаться, беседовать. Можешь относиться при этом ко мне как к врагу, но воспринимай меня сообразно моему интеллекту и относись как равный к равному.

Когда стало ясно, что группировка гитлеровцев, окруженная под Сталинградом, обречена на гибель, гитлеровский офицер отпустил Агафонника. Похоже, он проникся уважением к русскому офицеру и не желал ему смерти.

Явившись к своим и доложив о деятельности зондеркоманды СС «4 А», Александр был арестован контрразведкой и направлен в лагеря. Длительный срок заключения он отбывал на Колыме, реабилитирован был лишь в 1983 году.

«Родина-мать зовёт!» сегодня

Родина-мать стала первым памятником в СССР, созданным из железобетона. Железобетон был одним из самых доступных и дешевых материалов. Однако из-за его использования на статуе начали появляться трещинки уже через несколько лет.

Впоследствии проводились реставрационные работы в 1972 и 1986 годах. В 1972 году также заменили меч. Кроме того, чтобы сохранить Родину-мать ее ежегодно стали покрывать водоотталкивающим средством.

Внутри статуи натянуты специальные металлические канаты, способствующие дополнительной устойчивости. Они же отвечают за жесткость металлического каркаса. Не так давно на тросы установили современные датчики — сегодня состоянием конструкции специалисты следят с помощью компьютеров.

В ночное время скульптура освещается прожекторами.

Памятник «Родина-мать зовет!» на google-панораме

Интересные факты о скульптуре

На момент установки памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде был признан самым высоким в Европе и России. Он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса и носил свой статус в течение 22 лет.

Первоначальная версия монумента изображала двух людей — Родину-мать со знаменем Победы и коленопреклоненного солдата с автоматом. Но проект был слишком сложным в исполнении и на тот момент война еще не была закончена, поэтому от него отказались.

Скульптура является частью триптиха. В него также входит монумент «Тыл — фронту» и «Воин-освободитель», которые установлены в Магнитогорске и Берлине, соответственно.

Сначала проект предполагал, что высота статуи будет составлять 36 м, но по инициативе Хрущева Н. С. она была увеличена, чтобы «обогнать» статую Свободы в Америке.

Внутри монумента установлена лестница, по которой можно добраться до любой его части. Отдельный лаз есть даже в полости меча.

История памятника

Победа в Сталинградской битве стала ключевым и переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Именно в Сталинграде (нынешний Волгоград) велось сложнейшее и кровопролитное сражение Великой Отечественной войны. Оборона города заняла 200 дней. А победа над врагом в Сталинградской битве позволила Красной армии пойти в контрнаступление, когда казавшийся непобедимым враг начал постепенно сдавать позиции.

Конкурс на создание памятника героям и самому событию был объявлен еще до конца Второй мировой войны, в сентябре 1944 года. В нем приняли участие как известные архитекторы, так и простые солдаты и жители города. Люди присылали свои идеи и эскизы через военно-полевую почту. Также идеями делились и из других стран — например, из Китая и Марокко.

Igor Butyrskii

Например, архитектор Георгий Марцинкевич предложил установить здесь высокую колонну с фигурой Сталина, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков. Любопытно, что будущий создатель памятника Евгений Вучетич, участия в конкурсе не принимал.

Несмотря на то, что конкурс проходил в 1940-е годы, работы над памятником стартовали уже после смерти Сталина, в конце 1950-х. Приказ о строительстве был подписан Никитой Хрущевым в 1958 году. А открыли памятник лишь в октябре 1967 года, уже при Леониде Брежневе.

Изначально предполагалось, что рядом с женской фигурой будет установлена статуя солдата, стоящего на коленях и протягивающего Родине-матери меч. Однако Вучетич решил, что солдат не может никому передать свой меч. От плана двух статуй отказались.

А кем была прототип Родины-матери? Кто позировал создателю памятника, увы, доподлинно никто точно не знает. Лишь предполагают, что скульптор лепил ее с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе (есть также версии о том, что для скульптора позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова и Екатерина Гребнева), а лицо Вучетич «взял» у своей собственной жены Веры. Макет головы статуи можно увидеть в музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Любопытно, что монумент «Родина-мать зовет!» никак не закреплен: он устойчив за счет своего собственного огромного веса.

Историки также пишут, что скульптор вдохновлялся барельефом «Марсельезы» на парижской Триумфальной арке, а также античной скульптурой Ники Самофракийской.

Сам же образ Родины-матери родился гораздо раньше появления памятника; ее можно было увидеть на плакатах СССР агитационного характера еще в 1941 году. Автором стал советский художник Ираклий Тоидзе. Прототипом Родины-матери стала его жена, которая, узнав о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз, вбежала в мастерскую художника, закричав: «Война!». Тоидзе был настолько испуган и потрясен выражением лица жены, что тут же сделал несколько набросков.

Если за облик Родины-матери отвечал Евгений Вучетич, то инженерные расчеты велись под руководством Николая Никитина, построившего Останкинскую телебашню.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector