Наскальная живопись в пещере альтамира

Достопримечательности Кантабрии

Приехав в аэропорт Кантабрии, туристы начинают выбирать, куда им отправиться, для того, чтобы увидеть большее количество достопримечательностей. Конечно, исторические здания интересны, но большим интересом пользуются пещеры. Кроме того, на территории Испании удивительные золотые пляжи, расположенные на Атлантическом побережье. При посещении испанского райского уголка, стоит составить для себя план посещений мест, которые останутся надолго в памяти не только благодаря природным составляющим, но еще и наскальным надписям.

Рейтинг мест для посещения распределился на официальном сайте страны следующим образом:

  • Пещера Эль Соплао была обнаружена в начале XX века при проведении разработок, связанных с обработкой свинцово-цинковых руд. Так как она не была известна человечеству, то с момента возникновения развивалась как закрытая капсула. Внутри нее образовался даже определенный микроклимат. Пещера достаточно длинная, ее протяженность составляет 3 километра. В ней можно увидеть много чего интересного: подземную реку, зал с приведениями, зал, где есть хрустальный потолок. В пещере есть даже пальмы, водопады и другие загадки природы, которые до сих пор не нашли научного объяснения;
  • Насимьенто-дель-рио-Асон (водопад). Особенно интересно его посетить в зимне-осенний период. С этого водопада начинается река Асон. Скала за водопадом известняковая, чисто белого цвета. А с самого верха срывается вода. Если спуститься чуть вниз на смотровую площадку, то взору откроется океан. По своей величине этот водопад является третьим на территории страны;
  • замок Сан-Висенте-де-ла-Баркера считается самым старинным на территории страны. Изначально он был построен испанским королем в качестве оборонительного сооружения для защиты земель, завоеванных у мусульман. Поднявшись на смотровую площадку замка, можно увидеть красивейший заповедник, расположенный вокруг;
  • Ла Арния – пляж. Считается самым живописным местом на территории страны. На пляже есть даже скалы, которые вырастают прямо из океана;
  • Кроме природных достопримечательностей, есть и исторические здания, построенные с любовью и желанием удивить окружающих. Это собор Успения Девы Марии, а также крепость Санта Анна. Обе постройки готические и они считаются одними из первых, которые были возведены на территории страны. Время строительства относится к XIII веку. Именно в это время в Европе стала зарождаться архитектура готического стиля. Крепость строилась в X веке, но, несмотря на это, она прекрасно сочетается с собором, как будто строительство производилось одним мастером в одно время. Поднявшись на крепость, взору открывается бесконечность океана;
  • Дворец Ла Магдалена был построен в 1912 году для пребывания испанского короля. Тут была, так называемая, летняя резиденция короля. Место интересно тем, что с трех сторон омывается океаном. На территории дворца есть сосновые рощи, прекрасный парк и даже мини зоопарк.

Это лишь несколько достопримечательностей, которые есть на территории Испании. Но если говорить о древней природной достопримечательности, то стоит отметить пещеру Альтамира (Испания).

Пещера Эль Соплао

Наскальные рисунки в пещере Альтамира и их фото

В скором времени люди узнали, что таит в себе пещера Альтамира. Археологом была издана брошюра о достопримечательностях города Сантандера, которая позже попала в редакцию одного из журналов.

Наскальные рисунки древних людей из пещеры Альтамира

Альтамира заинтересовала профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пиера. Благодаря этому человеку люди посетили лекции про наскальные рисунки. Испанский король Альфонс XII тоже приехал увидеть Альтамиру.

Но учёные сначала не могли признать это великим открытием. Они даже не приехали, чтобы увидеть пещеру. На протяжении многих лет над профессором доном Хуаном Виланова-и-Пиера только смеялись другие учёные. Марселино умер, ему так и не удалось дождаться того часа, когда его открытие признают великим.

пещера Альтамира внутри

И лишь в 1902 году, когда уже было сделано много похожих открытий, профессор Картальяк подтвердит, что петроглифы в Альтамире и других пещерах являются подлинными.

Интересно, что рисунки делались с помощью естественных, природных красок — угля, охры. Внутрь пещеры никогда не проникали лучи солнца, однако древним художникам удалось создать изображения таким образом, что выходит трёхмерный эффект. Когда смотришь на каждый рисунок при горящем огне — кажется, будто животные двигаются.

рисунки в пещере Альтамира при освещении

Но почему в то время было столь настороженное отношение к наскальным рисункам? Палеонтология является молодой наукой, для которой важны накопленные знания. В таком случае трудно принять что-то новое. Археологи не могли поверить в универсальный эволюционизм. Им казалось, что древние люди не могли быть столь развиты, талантливы для создания подобных шедевров в условиях полной темноты.

Как добраться до пещеры

Пещера располагается рядом с городом Сантандера, который относится к провинции Кантабрия. Для того чтобы добраться до города, лучше воспользоваться услугами авиаперевозчиков. Центральный аэропорт находится всего в нескольких километрах от пещеры. Далее можно воспользоваться услугами такси или рейсовым автобусом.

Обратите внимание! Оптимальным вариантом будет использование арендованного автомобиля. Двигаться нужно по магистрали 67, повернуть на Сантильяна-дель-Мар, а затем повернуть на шоссе № 6316. Адрес пещеры — Santillana del Mar (Cantabria)

Адрес пещеры — Santillana del Mar (Cantabria).

После того, как пещера была открыта, сюда потянулись толпы туристов. Так как людей по пещерам проходило много, микроклимат начал меняться, что грозило изменением влажности воздуха, из-за чего все надписи могли исчезнуть. Именно поэтому в 1977 году пещера была закрыта и учеными была проведена работа по восстановлению микроклимата. Спустя 5 лет, ее вновь открыли, но с условием посещения пещеры не более 20 человек в день. Но, так как туристов, желающих посмотреть на природную достопримечательность, было гораздо больше, власти решили создать рядом копию оригинала. И уже с 2001 года пещера стала работать как музей.

Время работы музея с 9:30 до 20:00 в будние дни с мая по октябрь, в остальные месяцы музей работает с 9:30 до 18:00.

Пещеру можно посетить самостоятельно или воспользоваться услугами профессиональных экскурсоводов. Для этого можно на официальном сайте забронировать дату и время посещения.

Стоимость входного билета в 2018 году составляет 3 евро. Кроме того предоставляется возможность приобрести годовой билет для посещения, цена которого составляет 25 евро.

Посещение пещеры может быть и полностью бесплатным. Это возможно в субботу с 14:00 и в течение всего воскресенья. Кроме того, бесплатный вход предоставляется детям до 18 лет.

Обратите внимание! Для того чтобы приобрести билет, нужно подойти к кассе не позднее, чем за 30 минут до ее закрытия

Рисунки в пещере

Пещера Альтамира — восхитительная природная достопримечательность. Благодаря удивительной полихромной каменной живописи, относящейся к эпохе палеолита, ученые прозвали ее «Сикстинской капеллой» первобытной культуры, поэтому Альтамиру обязательно стоит посетить, отправляясь на отдых в Испанию.

Пещера Коске, Франция

Эта пещера, известная своими древними рисунками, находится на побережье Средиземного моря недалеко от Марселя. Попасть сюда сможет только тот, кто умеет хорошо плавать: вход в пещеру находится на 37-метровой глубине. Причина тому – серьёзный подъём уровня воды в море в эпоху палеолита.

В пещеру ведёт тоннель длиной в 175 метров. При этом большая часть рисунков, которые когда-то были нанесены пещерными людьми, уже уничтожены водой. Оставшиеся изображения можно отнести к двум эпохам. Старейшим отпечаткам ладоней более 29 тысяч лет, а поздним изображениям животных около 21 тысяч лет. Среди рисунков животных можно встретить как бизонов и лошадей, так и тюленей, пингвинов и медуз.

Попасть в пещеру сейчас не получится даже опытному ныряльщику. Вход был ограничен из-за гибели в тоннелях Коске трёх дайверов в 1992 году.

Открытие

Пещера Альтамира была найдена в 1868 году охотником Модестом Кубильясом Перасом, который нашёл вход, когда пытался освободить своего пса, застрявшего в расколах скал во время преследования добычи. В то время, новость об открытии пещеры не имела абсолютно никакого значения для людей в этом районе, так как местность имеет карстовый рельеф.

В 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью Марией случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера была раскопана Саутуолой и Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета. В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах, но к этому времени Саутуола уже умер. Раскопки в пещере проводились в 1902—1904, 1924—1925 и 1981 гг.

В 1960—1970-х гг. пещеру посещало огромное количество туристов, до 1500 человек в день. Это привело к тому, что на рисунках была обнаружена плесень от сырости. Власти закрыли пещеру на реставрацию в 1977 году и вновь открыли в 1982 году, однако резко ограничив туда доступ до ~20 человек в день. Очередь на посещение приходилось ждать до трёх лет. В 2002 году, после обнаружения плесени на рисунках в главном зале, пещера была закрыта для посещений. В июне 2010 года министр культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде объявила, что в 2011 году пещера будет вновь открыта.

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии.

Ручные негативы

Негативы на руках в Куэва-де-лас-Манос в Аргентине

технология

Обычно руку кладут на стену в виде трафарета , и краску из угля , красного мела или охры, смешанных с водой, распыляют на стену, используя технику распыления, описанную выше . Негативы на руке, которые выглядят как отсутствие суставов пальцев, могут быть объяснены модификацией « руки- шаблона » путем сгибания соответствующих суставов пальцев , например, в смысле языка жестов , или состоянием после ритуала или с медицинской точки зрения показанного пальца (частичный ) ампутация — как во французской пещере Гаргас ( регион Южных Пиренеев ), так и в испанской пещере Мальтравьезо ( автономное сообщество Эстремадура ). Открытие из нескольких изолированных суставов пальцев в Gravettian слоев в польской Obłazowa пещере ( Западная Карпаты ) находится обсуждаются как признак ритуального членовредительства в этом месте.

Авторство

Долгое время наука предполагала, что мужчины художественно воплотили в картинах свой охотничий опыт, но никаких доказательств этому не было. Археолог Дин Сноу из Университета штата Пенсильвания проанализировал отпечатки ладоней из восьми французских и испанских пещер каменного века, включая пещеру Эль-Кастильо, и обнаружил, что около трех четвертей всех цветных рук принадлежат женщинам, а также есть многочисленные отпечатки ладоней детей и подростков. .

Знакомства

Все ручные негативы, датированные радиоуглеродным методом, происходят из Gravettia . Различная датировка негативов рук из пещеры Шове до предыдущей ориньякской эпохи была пересмотрена при последующем исследовании. Самые известные сайты являются Пещера Шове, в Pech Мерл пещеру , в Cosquer пещеру Генри и Gargas Cave .

Негативы кисти Куэва-де-лас-Манос в Аргентине намного моложе своих европейских собратьев (от 7000 до 1000 г. до н.э.).

Предметы, темы и узоры

Доисторическая наскальная живопись животных в Альбаррасине, Теруэль, Испания ( наскальное искусство Пиренейского Средиземноморского бассейна )

Картина с изображением лося (3000–2500 гг. До н.э.) на стоянке Астувансалми в Ристиине , Миккели , Финляндия.

Наиболее частыми объектами наскальных рисунков являются крупные дикие животные, такие как бизоны , лошади , зубры и олени , а также очертания человеческих рук, а также абстрактные узоры, называемые трепетанием пальцев . Наиболее часто встречаемые виды подходили для охоты людьми, но не обязательно являлись реальной типичной добычей, обнаруживаемой в связанных с ними отложениях костей; например, художники Ласко в основном оставили кости оленей, но этот вид вообще не появляется на наскальных рисунках, где лошади наиболее распространены. Рисунки людей были редкостью и обычно схематичны, в отличие от более подробных и натуралистических изображений животных. Геолог Киран Д. О’Хара в своей книге « Наскальное искусство и изменение климата» предполагает, что изображенные темы контролировались климатом. Используемые пигменты включают красную и желтую охру , гематит , оксид марганца и древесный уголь . Иногда силуэт животного был вырезан в скале первым, а в некоторых пещерах все или многие изображения выгравированы только таким способом, что несколько выходит за рамки строгого определения «наскальной живописи».

Точно так же крупные животные также являются наиболее частыми объектами на многих маленьких резных и выгравированных кусочках из кости или слоновой кости (реже камня), относящихся к тем же периодам. Но к ним относится группа фигурок Венеры , которым нет аналогов в наскальных рисунках.

Трафареты для рук, сформированные путем прижатия руки к стене и покрытия окружающей области пигментом, дают в результате характерное изображение примерно круглой области твердого пигмента с неокрашенной формой руки в центре, затем они могут быть украшены точками, тире и узоры. Часто они находятся в тех же пещерах, что и другие картины, или могут быть единственной формой живописи в определенном месте. На некоторых стенах много ручных трафаретов. Подобные руки тоже расписаны обычным способом. На нескольких руках показан полностью или частично отсутствующий палец, для чего был дан ряд объяснений. Изображения рук встречаются в аналогичных формах в Европе, Восточной Азии и Южной Америке.

Теории и интерпретации

Наскальные рисунки из Пещеры Зверей ( Гильф Кебир , Ливийская пустыня ) оценены в 7000 лет до н.э.

В начале 20 века, вслед за работами Уолтера Болдуина Спенсера и Фрэнсиса Джеймса Гиллена , такие ученые, как Саломон Рейнах , Анри Брей и граф Бегуэн   интерпретировали картины как «утилитарную» охотничью магию, чтобы увеличить изобилие добычи. Якоб Броновски заявляет: «Я думаю, что сила, которую мы видим здесь впервые, — это сила предвкушения: дальновидное воображение. На этих картинах охотник был знаком с опасностями, с которыми, как он знал, ему пришлось столкнуться. которого он еще не пришел «.

Другая теория, разработанная Дэвидом Льюисом-Уильямсом и в значительной степени основанная на этнографических исследованиях современных обществ охотников-собирателей , заключается в том, что картины были созданы шаманами палеолита . Шаман уходил в темноту пещер, входил в состояние транса, затем рисовал изображения своих видений, возможно, с некоторой идеей вытягивания силы из самих стен пещеры.

Р. Дейл Гатри, изучавший как высокохудожественное, так и низкокачественное искусство и фигурки, выделяет среди художников широкий диапазон навыков и возрастов. Он выдвигает гипотезу о том, что основные темы картин и других артефактов (могущественные звери, рискованные сцены охоты и изображение женщин на фигурках Венеры ) — это работа мужчин-подростков, которые в то время составляли значительную часть человеческого населения . Однако, анализируя отпечатки рук и трафареты во французских и испанских пещерах, декан Сноу из Университета штата Пенсильвания предположил, что часть из них, включая тех, что были вокруг пятнистых лошадей в Пеш-Мерле, принадлежали женщинам.

литература

  • Андре Леруа-Гуран : доисторическое искусство. Брайсгау, 1971 г.
  • Ансель Адамс: Камера. Литтл, Браун и компания, Бостон, 1980 год.
  • Норбер Аужулат: Ласко: движение, пространство и время . Абрамс, Нью-Йорк, 2005.
  • Эммануэль Анати: Искусство начала. В кн . : Диоген. Нет. 185, Том 47/1, 1999.
  • Эммануэль Анати: наскальная живопись. Альбатрос, Дюссельдорф 2002, ISBN 3-491-96060-6 .
  • Пол Г. Бан: доисторическое искусство. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1998.
  • Пол Г. Бан и Жан Вертю: Путешествие через ледниковый период. Калифорнийский университет Press, Беркли 1997.
  • Поль Г. Бан: Пиренейская предыстория: палеоэкономический обзор французских сайтов. Арис и Филлипс, Уорминстер, 1985.
  • Дитте Бандини-Кениг: Станция наскального искусства Hodar . (= Материалы по археологии северных районов Пакистана . Том 3). Филипп фон Заберн, Майнц 1999, ISBN 3-8053-2560-6 .
  • Джеффри Батчен: Сжигание желанием: концепция фотографии. MIT Press, Кембридж 1997.
  • Граф Анри Bégouën: Волшебное Происхождение Первобытное искусство. В: Античность. 1929 г.
  • Джон Бергер: Секреты камня. В: Guardian. 16 ноября 1996 г.
  • Герхард Босински : Гравюры на месте открытия Магдалины Андернах-Мартинсберг. В: Ежегодник Римско-германского центрального музея. 41, 1994, стр. 19-58.
  • Герхард Босински: Раскопки в Гённерсдорфе в 1968–1976 годах и находки поселения в результате раскопок в 1968 году (= место открытия Магдалины Гённерсдорф. Том 3). Штайнер, Висбаден, 1978.
  • Герхард Босински, Гизела Фишер: изображения мамонтов и лошадей из Гённерсдорфа. (= Магдаленское открытие Гённерсдорф. Том 5). Steiner, Wiesbaden 1980, ISBN 3-515-02823-4 .
  • Харальд Брем , Томас Шульте им Вальде: Библиография немецкоязычной литературы по международным исследованиям наскального искусства (Imago mundi Volume 7). Lollschied 1994, ISBN 3-929068-07-9 .
  • Жан Клотт: Искусство в утреннем свете человечества. В: Райнхард Брейер среди других: Современная археология. (= Spectrum of Science Special. Vol. 12, No. 2). Spectrum of Science VG, Гейдельберг, 2003 г., стр. 6-9.
  • Мишель Лорбланше, Герхард Босински: наскальная живопись. Руководство . Thorbecke, Штутгарт 2000, ISBN 3-7995-9025-0 .
  • Мартин Мейстер: наскальное искусство. В: ГЕО . 22-й год, июнь 1997 г.
  • Вольфганг Шюрле, Николас Дж. Конард (ред.): Две мировые эпохи. Искусство ледникового периода и образы Вилли Баумейстера . Остфильдерн-Руит 2005.
  • Рольф Шульте: Цвет и техника рисования. В: Герхард Ритшель и другие: Ласко. Пещера ледникового периода. Заберн, Майнц, 1982, ISBN 3-8053-0593-1 , стр. 60-63. (Каталог выставки Музея Ремера и Пелицея )

Рисунки в пещере

Что же увидела маленькая девочка, разглядывая невысокие потолки?

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

фото наскальной живописи пещеры Альтамира

Рассматривать нарисованных животных можно бесконечно. Каждая отдельная фигура не похожа на остальные.

Бизоны стоят, лежат, бегут, готовятся к броску. Они нарисованы с помощью угля, охры, гематита и других природных красок. Большая часть животных выкрашена в красный цвет.

Различные оттенки воссоздают фактуру шерсти и делают фигуры еще более достоверными. Мельчайшие детали прорисованы с любовью и удивительной точностью – копыта, глаза, высунутые языки быков удивляют и поражают своим совершенством.

Помимо зала с плафоном в пещере есть небольшая комнатка, которая до сих пор является загадкой для ученых. Низкий потолок позволяет находиться в ней только лежа, а вместить она может не больше трех человек.

И при этом стены и потолок этой комнаты украшены рисунками и орнаментами из охры. Для чего понадобилось древним людям это помещение? Зачем они вложили столько сил в его роспись? Ответа на эти вопросы пока нет.

Еще один зал примечателен тем, что находящиеся там изображения нельзя точно интерпретировать. На потолке нарисованы странные существа – полулюди-полуживотные. Являются ли они вымыслом художника или он стремился запечатлеть какой-то древний ритуал, об этом мы не узнаем никогда. Но эти изображения дают нам четкое представление о том, что внутренний мир древних людей был гораздо богаче, чем мы привыкли себе представлять.

Еще одна загадка пещеры, связанная с рисунками состоит в том, были ли они творением одного мастера или в росписи принимало участие несколько человек и может быть даже на протяжении долгого времени. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но ученые говорят о том, что общая композиция и замысел у всей этой работы, несомненно, присутствовали.

Первобытная «Сикстинская капелла»

Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.

А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»


Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)


Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)


Изображение бизона. (ethnomir.ru)

Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).

Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось

Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях

Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.

Археологические исследования пещеры Ласко

В ходе изучения, археологи надеялись найти следы захоронений, которые пролили бы свет на жизнь древних людей, но находили только новые и новые рисунки, а также примитивные предметы древнего мира.

На сегодняшний день зафиксировано более 1900 наскальных рисунков (по некоторым данным их количество порядка 6000).
В основном на рисунках вы увидите различных животных. Напомним, изображены они в движении.

Время появления этих наскальных рисунков неизвестно. Но ученые считают, что это примерно 18-15 век до н.э. Сначала их относили к мадленской культуре, но позже стали ассоциировать с ранней солютрейской культурой.

Археологи нашли в пещере древнейшие орудия. Более 400 каменных предметов, 28 костяных орудий, предметы, похожие на украшения, а также следы красящих веществ, которыми наносились картины.

Как увидеть? Где находится пещера Альтамира?

Сама пещера, расположенная на севере Тенерифе. Чтобы попасть туда, лучше всего арендовать автомобиль или присоединиться к какой-нибудь экскурсионной группе.

Из-за большого потока посетителей ее уже несколько раз закрывали на длительную реставрацию. До недавнего времени внутрь пускали не более 20 человек в день. В настоящее время пещера закрыта для посещения.

Но насладиться шедеврами наскальной живописи можно в расположенном неподалеку от пещеры музее. Он воссоздает саму пещеру и росписи стен и потолка. Посетить музей можно с 9.30 до 20.00 с мая по октябрь или с 9.30 до 18.00 в другие месяцы. В выходные и праздничные дни музей работает до 15.00. По понедельникам экспозиция закрыта, также ее невозможно увидеть 1 января, 1 мая, 27 июня, 16 сентября, 24, 25 и 31 декабря.

Стоимость входного билета 3 евро. Но вы можете побывать в музее и бесплатно. Свободный вход бывает каждую субботу после 14.00 и весь день воскресенья, 18 апреля в День всемирного наследия, 18 мая в Международный день музеев, 12 октября в День Колумба и 6 декабря в День испанской Конституции.

Полюбоваться копиями рисунков также можно в Мадриде, Барселоне, Мюнхене, Брно и нескольких других городах мира.

Пещера Альтамира

Сантандер, Испания

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что  пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ),  где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества  Марселино Санс де Саутуола  в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось  4 года назад, т.е. в 1876 году.

Мария де Саутуола

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

 Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Ещё у Альтамиры есть сайт.

Галерея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector