Троицкий собор троице-сергиева монастыря
Содержание:
- Начало ХХ века – судьба во время революции
- Монастырь в наши дни
- «Советская» обитель: от танцевальной площадки — к музею
- Мощи Сергия Радонежского в Москве
- История Сергиевой Лавры после революции
- Краткая история монастыря
- Строительство оборонительных сооружений
- Свято-Троицкий монастырь, Рязань
- Возведение каменных храмов Троице-Сергиевой лавры в XV веке
- Храмы и колокольня
- Колокольня
- Интересные факты и легенды
- Начало пешего обхода территории обители
- Как доехать до Сергиева Посада на автобусе
- Внутреннее убранство
Начало ХХ века – судьба во время революции
В 1919 году, после революционных событий, обитель закрывается, ее имущество национализируется. Монахи изгоняются вместе с наместником лавры. Вместе с тем новая власть осознает историко-культурную ценность монастыря.
Для сохранения наследия и спасения его от мародеров создается комиссия, которая призвана оценить имущество лавры с точки зрения его художественной и исторической ценности. В состав комиссии вошли глубоко верующие люди, которые не только описали и оценили, но и сделали все возможное, чтобы сохранить духовное наследие.
Важно знать: после национализации имущества лавры, новыми смотрителями и сторожами стали монахи. Была предпринята огромная работа по сохранению наследия и особенно мощей преподобного Сергия
Многие годы часть мощей были спрятаны, было сделано все, чтобы они не подверглись поруганию и гибели.
В 20-е годы здесь был открыт музей, приобретший позже статус антирелигиозного. Основная борьба развертывалась вокруг мощей Преподобного Сергия, которые на протяжении нескольких десятилетий были выставлены в качестве главного экспоната музея. Загорский историко-краеведческий музей – так теперь называлось место, постепенно ветшал, здания разрушались и теряли свой первоначальный облик, многие здания были перестроены в жилые помещения, школы и склады.
Монастырь в наши дни
Сейчас большинство построек остались в хорошем состоянии, многие росписи можно увидеть в первозданном виде. В монастыре живет две сотни монахов, а колокольня лавры считается самой высокой в мире. Правда, в звоннице стало меньше колоколов чем было до революции. В храмах лавры регулярно совершаются богослужения, монахи ведут послушания и заняты многими полезными делами. У лавры есть свой сайт, на территории проводятся праздники.
Троице-Сергиева лавра
Те, кто приехал в монастырь, могут остановиться в гостиницах, которые находятся в непосредственной близости от монастыря, в историческом центре Сергиево Посада. На территории лавры функционируют трапезные, в которых можно поесть очень вкусной еды. Монахи выпекают хлеб сдобную выпечку, всегда можно отведать монастырского кваса.
«Советская» обитель: от танцевальной площадки — к музею
В 1919 году Ипатьевский монастырь закрыли. Епископа Филарета (Никольского) и монахов изгнали, имущество национализировали. Ценности вывезли в Москву, часть отдали в губернский музей, под который выделили некоторые монастырские помещения. Одни монастырские постройки уничтожили, другие отдали Советскому поселку, поселив в них рабочих костромских мануфактур. Служба в соборах, получивших приходской статус, продолжалась до 1922 года, потом прекратилась. На территории обители разместили военные казармы, организовали детский дом, позже — стадион, танцевальную площадку… В церкви Рождества Богородицы выставлялись экспонаты антирелигиозного музея, а в начале 30-х годов ее и вовсе разрушили. Собирались разрушить и монастырские стены, но, к счастью, не успели…
В середине 50-х годов на территорию бывшего Ипатьевского монастыря из зоны затопления Горьковского водохранилища перевезли деревянный Спасо-Преображенский храм из села Спас-Вежи — уникальное творение русских зодчих, собранное без единого гвоздя.
У стен монастыря, 1958 год
В 1958 году «монастырские» квартиры начинают расселять, Ипатьевскую обитель отдают под Костромской государственный историко-архитектурный заповедник. Сотрудники нового музея, понимая значимость и ценность памятника для истории всего государства, невосполнимость утрат, берутся за реставрацию, начинают кампанию в защиту того, что еще осталось, — исторических построек, документов, экспонатов…
8
Мощи Сергия Радонежского в Москве
Нет смысла пересказывать житие игумена земли Русской — оно и так прекрасно известно. Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Если вы хотите поклониться любимому святому, но в середине недели выехать из Москвы не можете — не огорчайтесь. В нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.
Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
На подворье Троице-Сергиевой Лавры, в храме Троицы Живоначальной (2-й Троицкий пер. 6а — от станции метро «Цветной бульвар» пешком) находится икона преподобного с частицей его мощей. Подворье представляет собой фактически небольшой монастырь, и службы здесь совершаются по монастырскому уставу.
Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве
В храме святителя Николая в Кленниках (метро «Китай-Город»), где служил святой праведный Алексий (Мечев) — также есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.
Храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке
Кажется символичным, что частица мощей Радонежского чудотворца находится в храме, бывшем в смутные революционные годы настоящим светом миру — именно здесь святой Алексий (Мечев) создал свою знаменитую общину. Напомним, что в начале века в Москве был создан и другой подобный «светильник» — Марфо-Мариинская обитель, и ее основательница — Великая Княгиня Елисавета Феодоровна — вспоминается Церковью в один день с преподобным Сергием, небесным покровителем ее супруга, Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом.
Храм Илии Обыденного
В другой московской церкви — храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся — среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей.
В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов.
В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 — район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.
Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному — а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.
Храм преподобного Сергия в Бибирево
Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.
Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове
В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».
История Сергиевой Лавры после революции
Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.
В 90-х 20 века в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры. А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.
Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Краткая история монастыря
Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад. Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта
Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.
Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.
Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.
Красная надвратная башня со Святыми ворота
Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.
Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.
Строительство оборонительных сооружений
В XIV–XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.
Троице-Сергиев монастырь, расположенный на подступах к Москве, стал важной крепостью, призванной защитить столицу. Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах
Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд
Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.
В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.
Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен — шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.
- Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
- Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
- На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
- Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.
Свято-Троицкий монастырь, Рязань
Одной из миссий Сергия была своего рода «дипломатия общего авторитета» – он ходил по Руси, примиряя враждующих князей и убеждая их в единстве русского дела. Самым непокорным был Олег Рязанский: с одной стороны, Рязань соперничала с Москвой за лидерство, с другой – была открыта ударам Орды, и потому Олег вёл двойную игру на грани предательства.
В 1382 году он пособил Тохтамышу, отхватил у Дмитрия Коломну… Дело шло к новому распаду Руси, но в 1386-ом в Рязань пришёл Сергий и каким-то чудом предотвратил войну, а в знак мира основал малый Троицкий монастырь. Ныне это скромная городская обитель с декоративной оградой и церквями XVII(Троицкая), XVIII(Сергиевская) и XIX(иконы Божьей Матери «Знамения-Кочемная») веков.
Возведение каменных храмов Троице-Сергиевой лавры в XV веке
В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, монастырь был украшен новыми каменными постройками.
Троицкий собор
На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.
Троицкий собор — это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422–1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.
Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.
Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее, где и находится в настоящее время.
Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5–7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.
В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.
Храмы и колокольня
Надвратная церковь в честь мучеников Хрисанфа и Дарии возведена в 1841 году на месте входа в монастырь. Хрисанф и Дария пострадали за христианскую церковь в 283 году в Риме. Церковь Ипатьевского монастыря – единственная на территории России церковь, посвященная этим мученикам.
Престол церкви святых мучеников, поминаемых 1 апреля, освящен в память того, что в этот день в 1613 году Михаил Федорович Романов выехал из Ипатьевского монастыря в Москву на царство. В этот же день в 1814 году император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.
Церковь представляет собой бесстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, увенчанный 12-гранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре храма – сочетание элементов классицизма и древнерусского зодчества. Церковь, в которой ежедневно проходят вечерние и утренние службы, заново расписана артелью палехских художников.
Троицкий собор построен при царе Алексее Михайловиче в 1650-1652 годах на месте «годуновского» храма. Четырехстолпный трехаспидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи – придел преподобного Михаила Малеина, тезоименитого святого царя Михаила Романова.
Северная, богато оформленная сторона храма – фасад здания, оконные проемы которого включены в композицию колончатого пояса. Здесь же – парадное крыльцо с восьмигранным шатром, поднятое на четыре декоративных столба с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.
Троицкий собор украшает великолепный иконостас середины XVIII века: объемные виноградные ветви фламандской резьбы, покрытые тонкими листками сусального золота, выполнены костромскими резчиками в стиле барокко. Иконы для иконостаса выполнены царскими иконописцами. Настенная роспись XVII века с изящным орнаментальным декором благородно выделяет искусно выполненные иконы.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – каменная просторная церковь с пятью главами в русско-византийском стиле с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Украшает церковь позолоченный иконостас с иконами, выполненными палехскими иконописцами.
Колокольня состоит из двух разновременных частей. Древняя часть возведена в 1604 году на средства Годуновых в стиле многопролетной аркады. В 1645 году к ней пристроили высокую колокольню с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой черепицей по заказу Алексея Никитича Годунова, последнего представителя знаменитого рода.
Колокольня украшена сплошь каменными резными поясами, сдвоенными полуколоннами и оконными проемами с килевидным завершением. Западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней, деревянной, пристроена в XIX веке. На звоннице находилось 18 колоколов. Крупнейший весом 600 пудов – вклад матери царя Бориса Годунова Стефаниды.
В 2006 году в монастырь вложен новый 500-пудовый колокол «Царь Михаил» принцем кентским Майклом – пра-пра-правнуком императора Николая II, отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.
Рядом с колокольней на пьедестале установлен снятый часовой колокол, вклад дяди Бориса Годунова, Дмитрия. Недалеко от колокольни – мемориальная колонна в память знаменательных событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.
Достопримечательность монастыря – палаты бояр Романовых. Здесь жил молодой Михаил Романов, когда в 1613 году сюда прибыло посольство Земского Собора с известием об избрании 16-летнего Михаила на российский престол.
Колокольня
Значительным и известнейшим сооружением заповедника стала колокольня. Изысканная и стройная, она возведена по распоряжению Елизаветы I в 1740-1770 гг. по проекту И.Я. Шумахера и Д.В. Ухтомского в стиле русское барокко.
Высота пятиярусной колокольни – 88,04 метра, она одна из самых высоких на территории России. Украшена изящными колоннами и пилястрами, богато декорирована вазами, часами и увенчана позолоченным куполом. Ярусы колокольни имеют колокола, самый древний из которых отлит еще при игумене Никоне в XV веке.
В 20-30-е годы ХХ века почти все колокола были сняты, многие разбиты и перелиты. Сегодня здесь расположены колокола, снятые в начале ХХ века с храма Христа Спасителя. Все они составляют часть звонницы. Кроме этого, здесь висит самый большой колокол современной России, поднятый на колокольню в 2004 году. Его вес составляет 72 тонны.
Интересные факты и легенды
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря окружён интереснейшими мифами и легендами.
История, подлинность которой достоверно установить нельзя, по апокрифическим источникам произошла после того, как несколько священнослужителей и членов прихода, под руководством служителя лавры отца Павла Флоренского, а также искусствоведа-мирянина Юрия Олсуфьева, узнав о грядущем надругательстве над святыней и опасаясь страшного исхода, по благословенью патриарха Тихона, решили проникнуть в собор и похитить голову Сергия Радонежского, подменив её черепом из семейного склепа семьи Трубецких, который располагался на территории монастыря…
По другой версии, план по выкрадыванию головы пр. Сергия заговорщики осуществили в 1920-м году, уже после того, как мощи были выставлены на всеобщее обозрение.
Голова основателя монастыря была перевезена в ризницу, после чего, Юрий Олсуфьев, проживавший в Сергиевом Посаде, оставил святыню на сохранение у себя дома, где она находилась до 1928 г, пока не была закопана им в саду.
Преследование властей заставило его бежать, однако то, что знал только сам Олсуфьев — адрес и расположение священной реликвии, он успел передать новгородцу Павлу Огурцову (в будущем — новгородскому епископу Сергию), ставшему членом священной миссии.
Павел Огурцов не отрёкся от своей миссии и приехал в указанное место, в поместье Олсуфьева в Сергиевом Посаде, где отыскал назначенное место в саду и откопал великий клад — дубовый ларец, в котором хранилась голова преподобного Сергия.
Нужно понимать, что всех активных участников сопротивления рано или поздно вылавливали и наказывали. Первым был отец Павел Флоренский, осуждённый в 1933-м году, а в 1938-м году был отправлен в тюрьму и Олсуфьев.
Главным хранителем священного предмета остался П.Огурцов, который накануне своего отправления на фронт перевёз главу под село Виноградово, что в городском округе Мытыщи.
Тем не менее, ещё до начала ВОВ мощи вернулись в раку и были переданы Троицкому собору, однако сам собор на тот момент являлся просто частью экспозиции Загорского исторического музея. Однако по окончанию войны советская власть заметно смягчила отношение к лавре и уже в 1946 году монастырь был вновь открыт, а позже туда были возвращены и мощи преподобного Сергия.
Тогда, в праздник пасхи, тяжёлую раку с мощами, которая весила до шесятидесяти пудов, на одних руках дотащили до Успенского собора и провели первую за долгое время службу. Таким образом Троице-Сергиевская Лавра окончательно вернулась в лоно Русской Православной Церкви.
Начало пешего обхода территории обители
Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.
Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского
Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски
Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.
Расписное житие Сергия Радонежского
Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.
Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.
Взгляд на надвратную церковь
Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.
Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.
Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию
Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.
По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.
Как доехать до Сергиева Посада на автобусе
Своим ходом очень удобно, добраться на междугороднем автобусе № 388. На метро доезжаете до станции ВДНХ, выходите по указателю к гостинице “Космос”. Указателей — стрелок много, следуете строго по ним.
Выйдя из перехода смотрите в сторону движения автомобилей, видите гостиницу “Космос”, идете к ней, через сто метров перед вами перекресток со светофором, поворачиваете голову направо и видите Автостанция ВДНХ, садитесь на автобус 388 до Сергиева Посада, они отходят каждые двадцать минут, поэтому по поводу расписания не заморачивайтесь.
Автобус 388 расписание
Цена проезда 240 рублей, время в пути зависит от пробок, чем раньше выезжаете тем их меньше. Выезжая на первом автобусе в 06-40 будете на месте ровно через один час пятнадцать минут.
Подъезжая к городу Сергиев Посад предупредите водителя остановиться напротив Троице-Сергиевой Лавры. Автобус остановится напротив Пятницкой башни монастыря.
По переходу переходите на противоположную сторону, вы на месте. Кстати рядом с переходом есть общественный туалет, очень чистый, далее следуете к центральному входу в Лавру, Красной Воротной башне.
Внутреннее убранство
Иконостас
Согласно Пахомию Логофету, Никон Радонежский незадолго до смерти обратился к иконописцам Андрею Рублеву и Даниилу Черному с просьбой выполнить роспись Троицкого собора. Особенностью иконостаса является то, что он является сплошным — иконы в нем не разделены алтарными столпами.
Роспись стен
Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425—1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 года и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи.
Мощи преподобного Сергия Радонежского
5 июля 1422 года, во время строительства собора, были обретены нетленными мощи Сергия Радонежского, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет.