Оптина пустынь: история святого места

Красная Пасха

Оптина пустынь: часовня Воскресения Христова./ Фото: hram-predtecha.ru

Но и после полной реконструкции обитель не обрела спокойствие. 18 апреля 1993 года было совершено страшное преступление: прямо в Пасхальную ночь убили трех монахов, когда те несли послушания. Преступника нашли, им оказался Николай Аверин – рецидивист с шизофренической патологией, который даже не думал скрываться и был задержан у себя дома.

https://youtube.com/watch?v=YxETy8CibMg

С этим преступлением связывают много мистического, ведь все свидетели преступления (а их было немало) ясно видели падающих монахов, но не разглядели самого нападавшего, а некоторые и вовсе не заметили убийцу. Сам же Аверин назвал преступление ритуальным, которое он совершил по приказу некого мистического голоса.

Могилы иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта./ Фото: palomnik.by

На месте погребения убиенных иноков Трофима и Феропонта и иеромонаха Василия была заложена часовня в память о страшном преступлении. Каждую субботу в ней происходит заупокойная молитва. Часовня открыта для посещений паломниками.

Чем славится Оптина пустынь

Часто монастыри становятся известными благодаря чудотворным иконам и мощам святых, однако на протяжении XIX-XX веков верующие знали Оптину пустынь благодаря старцам: преподобным Льву и Макарию, Моисею и Антонию, Амвросию и их последователям.

Цветник в Оптиной пустыни (источник https://www.optina.ru)

Возрождение древних традиций старчества в Оптиной пустыни относится к первой половине XIX века. До этого братия больше обращала больше внимания на внешнюю сторону монашества, соблюдая посты, ведя аскетическую жизнь. В 1829 году в монастырь переселяется преподобный Лев, и ему поручают руководство иноками. Старец Лев старался следовать тому, что проповедовал Паисий Величковский: для монахов прежде всего должна быть важна духовная жизнь, следует читать творения святых отцов и применять их принципы в монашеской жизни.

В середине XIX века преподобный Макарий и его помощники начинают не только изучать, но и переводить, и издавать греческие и славянские святоотеческие труды. Все свободное от богослужений время монахи посвящали чтению. Из восточной патристики (работ святых отцов церкви) они получали советы и руководства о жизни и начали осуществлять духовное наставничество. Так в Оптиной возникло старчество, окончательно утвердившееся в обители в 1840-х годах.

К старцам в Оптину пустынь приезжали Н. В. Гоголь и В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев и И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и П. И. Чайковский и многие другие известные представители русской культуры. В издании книг старцу Макарию помогал его духовный сын славянофил Иван Киреевский (он похоронен на территории монастыря). Несколько раз бывал в монастыре и беседовал со старцем Амвросием Л. Н. Толстой.

В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви. 26-27 июля 1996 года были причислены к лику местночтимых святых остальные тринадцать преподобных оптинских старцев. В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания, и сейчас верующие могут обратиться к ним в молитве.

История Оптиной пустыни

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь – именно так официально сейчас называется эта обитель – один из древнейших в России. Кто решил его основать – доподлинно неизвестно. В источниках упоминается только, что Романовы пожертвовали уже существующему монастырю земли, а при Петре I некоторые малочисленные пустыни, в том числе пустынь близ Козельска, были упразднены. Всего в тот период по всей Руси закрылось около 500 монастырей. Оптинских монахов перевели в Преображенский монастырь городка Белева, но через пару лет пустынь вновь открыли, однако средств для существования у братии почти не было.

Настоящее возрождение обители началось в конце XVIII столетия, когда на Оптину пустынь обратил внимание митрополит Московский и Калужский Платон, а через три десятилетия местный Калужский епископ (который впоследствии станет митрополитом Киевским Филаретом) повелел обустроить в ней скит. Оптина стала одним из духовных центров России

Святые врата Оптиной пустыни

В начале XX века Оптина пустынь была большим процветающим монастырем. Богослужения совершались в 6 храмах обители и двух храмах Иоанна-Предтеченского скита. В библиотеке хранилось около 60 тысяч книг и рукописей.

После революции в 1918 году монастырь был закрыт. Сразу начались аресты руководителей монастыря и обыски в братских кельях. Сначала из трудоспособных монахов организовали артель «Оптина пустынь», но в 1923 году закрыли и ее. Около 300 иноков были изгнаны, некоторых их них арестовали и отправили в лагеря. Земли и скотный двор, стадо коров, ранее принадлежавшие монастырю, отошли к «Семхозу». На некоторое время на территории обители открыли в музей, но уже в 1927 году его деятельность прекратилась. Имущество обители был разобрано местными жителями, часть вещей распродали на аукционе, устроенном прямо на папертях собора. В это же время было разорено кладбище: чугунные памятники и ограды отправили на переплавку, мраморные и гранитные надгробия сложили грудами, могильные холмы сравняли с землей. Редкие книги из собрания отправили в Москву в библиотеку имени Ленина, остальные за бесценок разобрали местные жители для хозяйственных нужд.

Здания обители много раз меняли хозяев: в них располагались коммунальные квартиры, лесопилка, дом отдыха, концлагерь для поляков, воинская часть. После войны строения, в том числе и монастырскую стену, начали разбирать на кирпичи.

Последний оптинский монах из живших в обители до революции скончался в 1981 году, не дожив всего 6 лет до момента, когда Оптину пустынь вернули церкви. С 1987 года начинается восстановление обители.

Братство святых

Отец Мелхиседек, почему именно здесь, в Оптиной пустыни возник феномен старчества? В чем уникальность этой обители?

Об Оптиной пустыни историк Г.П. Федотов однажды сказал, что Саров и Оптина пустынь – два самых жарких костра, вокруг которых грелась вся Россия. Старец Варсонофий Оптинский, в прошлом полковник штаба императорской армии, служил в Казани, и ему оставалось несколько месяцев до производства в генералы – и вдруг он все бросил, чтобы стать монахом. Пожив в Оптиной пустыни, он в духовном озарении написал такие строки:

Такая вот в Оптиной пустыни сложилась духовная обстановка.

О том, чем удивительна Оптина, один из наших историков сказал так: многие монастыри имели своих подвижников – это и преподобный Сергий, и преподобный Никон, и старец Серафим Саровский, но в Оптиной были не только святые – там было святое братство. Это было уникальное средоточие духовности – целый монастырь!

Епископ Игнатий (Брянчанинов), наш величайший архипастырь, бывший учеником старца Льва, написал о настоятеле Оптиной пустыни архимандрите Моисее такие слова: «Отец Моисей терпеливым ношением немощей братии сумел собрать в Оптиной пустыни такое святое братство, которого не было и, думаю, не будет в России». Это оценка выдающегося архипастыря.

Однажды зажегшаяся свеча разгорелась многими светильниками. Старцы Лев и Макарий были в одно время. Единовременно – два старца! Преподобный Амвросий был духовным чадом старцев Льва и Макария. Учениками старца Амвросия Оптинского были старцы Иосиф, Варсонофий и Нектарий. И дальше-дальше-дальше… И закончилось в 1938 году расстрелом последнего настоятеля, архимандрита Исаакия (Бобракова). Получается, что около 100 лет – не прерывающаяся цепь святых людей. И уникальность Оптиной пустыни состоит в том, что она прославилась не отдельными личностями, а тут создалось целое святое монастырское братство.

Да, были проблемы, искушения, не все так гладко шло, но самое главное – что на протяжении 100 лет светильники эти не прекращались.

О том, что над обителью был особый Промысл Божий, говорит то, что в ней не было ни чудотворных икон, ни чудотворных мощей, ни особых святынь, которые бы привлекали паломников. В Оптину пустынь потянулись за старчеством и богомудрым советом. Именно старцы стали славой обители, животворным духовным родником. Старец Варсонофий Оптинский однажды сказал:

А как бы вы истолковали эти слова об Оптиной пустыни: «страна живых»?

Почему живых? Смерть может наступить гораздо раньше, чем остановится сердце, чем откажут почки, прекратит свою деятельность головной мозг, – смерть может наступить, когда из жизни уйдет вера, любовь. И наоборот, когда человек живет верой и духом, даже если он лежит как бревно, парализованный, но у него работает голова, работает сердце, – такой человек живее всех живых.

В Оптиной пустыни был слепой и парализованный монах Карп. Братия за ним ухаживали. И был в монастыре такой обычай: в великие праздники приходили братия петь церковные песнопения, и однажды один из них увидел его такое вот несчастное состояние и в духовном сострадании сказал: «Отец Карп, какой же ты несчастный человек! Все лежишь и лежишь!» – «Я несчастный?! Я не несчастный. Я хоть и лежу, да на Бога гляжу». Однажды этот инок сказал старцу Амвросию: «Вот, так жалко отца Карпа… Переживаю о нем: несчастный человек, лежит, да еще слепой. Нужно бы уход за ним организовать потщательней». Старец Амвросий ему отвечал: «Карп хоть слеп, да видит свет» – то есть тут такое мощное состояние человеческой души, которая преодолевает страдание и несет крест с благодарностью. Вот таких людей была целая страна. Страна живых, страна обетования.

Архитектура

Сегодня на территории комплекса действует восемь соборов, главные из которых открыты для посещения в течение всего дня. Прихожане имеют свободные доступ к высокочтимым иконам и мощам святителей.

  • Самая большая церковь здесь — Казанский собор, где хранятся мощи оптинских старцев. Первый камень строения заложили при настоятеле Авраамии. Перед ритуалом произошло чудесное знамение: больному монаху приснился сон, в котором он оказался в доме знатной помещицы, читающей молитву перед образом Казанской Богородицы. После выздоровления инок отслужил молебен в этой квартире, а хозяйка поделилась планами о строительстве храма. Помещица внесла большую часть средств на возведение и передала обители свою икону Казанской Богоматери.
  • Собор Введения Пречистой Девы считает главным и старейшим на территории Оптиной пустыни. Здесь хранятся останки преподобного Амвросия и святителя Нектария. В летописях говорится, что до конца XVII столетия собор был деревянный, но после того, как его снесли, на этом месте воздвигли первый каменный храм, освященный в честь Введения Богородицы.
  • В 2005 г. в обители построили собор Преображения по благословению патриарха Алексия II. Работы длились два года, а росписью занимались оптинские мастера. В 2007 г. сюда перенесли мощи святителя Рафаила.


Храм в честь Преображения Господня. Оптина Пустынь

  • На восточной стороне монастырского комплекса выделяется церковь Владимирской иконы Девы Марии. Строительство велось в начале XIX столетия, вокруг здания изначально располагались монашеские кельи и госпитали для страждущих. Летописи гласят, что именно здесь жил старец Анатолий, дававший мудрые советы паломникам.
  • Снаружи стен обители располагается храм Иллариона Великого, составляющий единое строение с больницей и трапезной. Старец, в честь которого освятили собор, завещал возведение этого здания в предсмертном состоянии. Илларион думал о страждущих и передал большую сумму денег, собранную благодаря пожертвованиям насельников и прихожан. Церковь воздвигли в 1874 г, но милосердный старец не дожил до этого события.
  • Храм Иоанна Предтечи начали строить в 1821 г., а через один год её торжественно освятили. Однако через 40 лет потребовалась замена прогнивших составляющих, в то же время собор дополнился новым приделом. Сегодня здесь совершаются строгие и продолжительные богослужения, мирянам разрешено присутствовать здесь только в определенные дни.
  • Идея передвижного храма появилась в 2006 г., подобное строение предназначалось для проведения молебна на месте полевых работ. Это небольшое здание из металлического каркаса с обшивкой из дерева перемещается благодаря трактору.
  • В 1825 г. богатая помещица перед кончиной пожертвовала Оптиной обители денежные средства. Финансирования хватило только на возведение братской трапезной. Через три десятка лет здание переформировали в церковь, освященную в честь Марии Египетской и матушки Анны Праведной. Сегодня собор находится в состоянии реставрации.

Как целуются рыбы

Река Жиздра, на берегу которой стоит монастырь, отличается коварным нравом. Летом – омуты, весной – высокие разливы. Когда-то паромная переправа была возле самых нижних ворот монастыря, и река регулярно подтапливала монастырские огороды. В наше время, чтобы защитить эти территории, пришлось строить дамбу. Так была отвоёвана земля под подсобное хозяйство, да слегка изменились очертания прудов, которые, если верить старым литографиям, были у монастыря и в начале XX столетия.

На берегу пруда стена камышей, узенький мосток, на котором мы едва умещаемся втроём, дальше блестит вода.

– А теперь я вам вот что покажу, – говорит провожающий нас инок. – Держите кусок хлеба и опустите руку в воду.

Дальше началось такое, что и не знаю – было бы лучше, если б предупредили, или нет.

К поверхности моментально поднялись десятки маленьких рыбок и начали ощутимо прихватывать губами намокающий кусок и мои пальцы. Когда в эту толпу малявок вклинилась из глубины тёмная спина длиной в полторы ладони, я опасливо выпустила хлеб и вцепилась руками в доски мостка.

– Да не бойтесь, у них же зубов нет!

С трёх зарыбленных небольших прудов монастырь получает за лето две с половиной тонны карпа, карася и толстолобика. Теоретически при нынешней технологии можно довести до трёх тонн. Если технологию сменить, возможно было бы выращивать больше, но рыба будет жирная и не такая вкусная.

Ответственный за прудовое хозяйство с энтузиазмом показывает систему фонтанных аэраторов. Со стороны кажется, что фонтан на пруду – причуда сумасшедшего ландшафтного дизайнера, а это просто технология: выбрасываясь вверх, вода насыщается кислородом. Зимой тот же аэратор способен пробить лед в полынье

Это важно – на зиму пруды до конца не спускают – в них остаётся часть молодняка

секреты монастырского хозяйства

Потом мы долго рассматриваем разные разности – то прежний аэратор, который, наоборот, закачивал воздух на глубину, но уж больно много жрал электричества, то какую-то хитрую современную машину, которая позволяет чистить пруды, не спуская воду.

Но вообще-то нужды монастыря – это тонн тридцать, так что рыбу докупают со стороны.

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена

Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет

Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Монастырь в духовной жизни России

Оценить огромную значимость в жизни России можно на примере влияния посещения обители на мировоззрение и творчество трех великих писателей – Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского:

  • Н.В. Гоголь трижды посещал монастырь. Время первого визита совпало с глубоким духовным кризисом, усугубленным болезнью. Писателя, уже написавшего свои лучшие произведения, мучают сомнения в правильности выбранного поприща. Гоголь чувствовал в себе призвание монаха, мечтал жить в Оптиной Пустыне, молиться за грехи людей. Гениальный дар писателя противоречил его религиозным убеждениям. В этом заключалась его трагедия. Но старцы, многие из которых были людьми очень образованными, и, конечно, читали его произведения, сделали все возможное, чтобы литературный мир не потерял писателя. Долгие беседы с о. Макарием, о. Порфирием и монахами монастыря благотворно повлияли на Николая Васильевича. Отец Порфирий впоследствии вёл продолжительную переписку с писателем, был его другом и наставником;
  • Лев Толстой посещал обитель несколько раз. Однажды он со спутниками пришел сюда пешком. Взаимоотношения великого писателя с церковью были сложными. Даже неоднократные беседы со старцем Амвросием не вернули его в лоно православия. Но вот странность: не соглашаясь со старцами в религиозных вопросах, писатель считал посещение обители очень важным событием своей жизни;
  • В 1878 году здесь проживал некоторое время великий Фёдор Михайлович Достоевский. У писателя от эпилепсии умер младший, горячо любимый отцом, сын Алёша. В монастыре писатель познакомился и пообщался с о. Амвросием, ставший прототипом старца Зосимы в последнем романе писателя «Братья Карамазовы».

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Путеводитель по монастырю.

Подъезжая к монастырю личный и общественный транспорт оставляем на бесплатной охраняемой автостоянке.

Выходим с автостоянки и идем к монастырю.

Еще с древних времен свято соблюдается заповедь и повеление Божие о том, что­бы человек приходил в дом Божий в благоприличном виде, в одежде, не вызывающей соблазна. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф, 18,7) — строго предупреждает нас Господь. Поэтому должно знать, что всякий человек, входящий в монастырь и прикасающийся к святыне в одежде неприличной и не прикрывающей должным образом наготы его тела, за соблазн окружающих навлекает на себя Божие осуждение.

Запрещается вход на территорию монастыря женщинам без платка, в брюках, в короткой юбке, в юбке с большим разрезом, в прозрачном платье, в платье без рукавов, с глубоким декольте; а также мужчинам в шортах, майке. Кто забыл соответствующую одежду, должен попросить на вахте во временное пользование. На вахте можно позвонить в монастырь по местному телефону.

Идем к монастырю. Маршрутное такси из Козельска останавливается здесь.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Святые врата обители.

Справа от святых врат монастыря находится паломническая трапезная (2 –х этажное здание белого цвета).

Вдоль монастырской стены проходит дорога в скит.

Паломническая трапезная.

При входе в монастырь располагаются информационные стенды, где Вы можете найти нужную информацию.

Экскурсионная служба располагается при входе в монастырь в Святых вратах на центральной вахте.

Виды монастыря.

При входе в монастырь располагается иконная и церковная лавка.

Иконная лавка внутри.

Церковная лавка.

Церковная лавка внутри.

Первым при входе в монастырь располагается Казанский храм.

В подвальном помещении храма находится монастырская книжная лавка.

Книжная лавка внутри.

Казанский храм. Внутренний вид.

В храме находятся мощи Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия.

Напротив Казанского находится Преображенский храм. Ежедневно в 14.00 в храме совершается водосвятный молебен. Здесь можно набрать святой воды.

Преображенский храм внутри.

Введенский собор – главный храм обители.

Здесь находятся мощи святых Амвросия и Нектария Оптинских.

Ежедневно в соборе совершается полунощница (начало в 5.30) и ранняя литургия (начало часов в 6.30).

Рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского.

Ежедневно в 10.00 и 13.00 у мощей преп. Амвросия совершается молебен с акафистом.

Владимирский храм.

Здесь находятся мощи святых Оптинских старцев Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова), Иллариона, Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова).

Ежедневно с 6.00 до 12.00 в храме совершается таинство исповеди. Ежедневно в 15.00 служится молебен с акафистом Оптинским старцам.

Владимирский храм внутри.

Мощи преп. Льва и Макария Оптинских.

Рядом с Владимирским храмом располагается Воскресенская часовня, в которой находятся могилы убиенных на пасху 1993 г. иеромонаха Василия, инока Ферапонта и Трофима.

Каждую субботу в 13.00 в часовне совершается лития.

Любой православный священник может отслужить в часовне панихиду или литию по убиенным братиям, в часовне для этого имеется все необходимое.

Рядом с часовней находится братский некрополь.

Вход на братскую территорию паломникам запрещен, поэтому если вы хотите встретиться с кем- либо из братии монастыря, можете обратиться к дежурному на средней вахте, которая находится перед Введенским собором.

Ежедневно в обители совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало хода из Введенского храма после окончания ужина.

Крестный ход совершается против часовой стрелки снаружи, вокруг монастырской ограды.

По воскресным и праздничным дням (когда накануне совершалось всенощное бдение) после окончания поздней литургии совершается чин «О Панагии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector