Центральный музей железнодорожного транспорта в санкт-петербурге

Экспозиция

Выставку можно назвать одной из самых больших в России: площадь ее составляет около 57 тысяч квадратных метров. Осмотреть такую экспозицию без отдыха невозможно, поэтому в музее имеются. Для детей предусмотрена специальная площадка, где малыши под присмотром смогут поиграть в паровозики, пока родители осматривают экспонаты.

На выставке можно увидеть предметы, которые связаны с историей и развитием российской железнодорожной сети. В помещении и на рельсах стоят старинные паровозы и локомотивы последних моделей. Интересно, что именно по этой причине музей обычно называют музеем паровозов. Однако увидеть посетители могут не только технику, но и документы, инструменты, которыми пользовались (и пользуются до сих пор) железнодорожники. Собрана в музее и коллекция рельсов, по которой можно проследить эволюцию железнодорожного полотна в стране.

В историческом зале посетители могут узнать, как возникла идея транспортировки грузов посредством железнодорожного транспорта. Здесь находится небольшой макет, на котором можно увидеть старинную железную дорогу, воспроизведенную в миниатюре.

В музее имеется искусственный перрон, где на путях стоят около десятка поездов, отличающихся друг от друга техническими характеристиками.

Имеется и зал о будущем железной дороги. Здесь можно увидеть фильм о том, какими станут железнодорожные перевозки через несколько десятков лет.

В музее собрана коллекция паровозов времен Второй мировой войны. Здесь можно не только увидеть, как выглядела железнодорожная техника, но и узнать о ее устройстве. При желании посетители могут даже спуститься под паровоз или взглянуть на него сверху со специальной платформы. В одном из поездов можно посетить кабину машиниста.

Дополнительные услуги на территории музея

При посещении музея каждый посетитель может воспользоваться услугами камеры хранения для сумок и сдать верхнюю одежду в гардероб.

Обратите внимание! Нельзя сдавать багаж больших размеров, велосипеды, самокаты, коляски и иные транспортные средства. Также придется оставить у себя документы и ценности. Не принимаются еда, напитки и техническая аппаратура

Если что-то было потеряно на территории музея, следует обращаться на стойку гардероба.

На территории есть кафе, где можно выпить чашечку чая или кофе, а также перекусить. Цены* достаточно демократичные:

  • чашечка «Американо» обойдется в 100 рублей;
  • ароматный чай, приготовленный и поданный в чайнике, — 180 рублей;
  • пончик обойдется в 140 рублей, а круассан — в 90.

Рассчитаться за заказ можно как наличными деньгами, так и банковской картой.

Ретропоезда из ж/д музея

В Санкт-Петербурге много замечательных мест, где можно погулять. Туристов привлекает непревзойденная архитектура и белые ночи, но, составляя список мест, обязательных к посещению, не следует забывать о музее железной дороги, ведь здесь можно получить ряд позитивных эмоций и значительно пополнить багаж знаний. Для сомневающихся на сайте представлен виртуальный тур.

Не стоит волноваться при посещении экспозиций с людьми с ограниченными возможностями, поскольку здесь нет перепадов или ям, везде установлены пандусы, а двери достаточной ширины. При необходимости можно воспользоваться лифтом.

Иностранцы не будут чувствовать себя неуютно благодаря наличию аудиогида, который работает на нескольких языках (по состоянию на 4 августа 2018 г. услуга недоступна), а стоит всего 200 рублей. В конце обзора можно купить сувениры.

*Информация и цены актуальны на август 2018 г.

Как добраться

Адрес: наб. Обводного Канала д. 118 Музей находится сразу за зданием торгово-развлекательного комплекса «Варшавский Экспресс». Сюда можно дойти либо от станции метро Балтийская или с другой стороны от станции метро Фрунзенская.

История музея

Музей здесь создали в 2006 году. А до этого здесь располагался Варшавский вокзал.

В 2001 году вокзал закрыли на реконструкцию, а поезда пригородного и дальнего следования перевели на другие вокзалы. Например, сейчас поезда в направлении Варшавы отходят от Витебского вокзала. А в 2006 году здесь разместили экспозицию музея железнодорожной техники им. В.В. Чубарова. А здание вокзала перестроили и внутри разместился торгово-развлекательный комплекс «Варшавский Экспресс»

Все экспонаты музея стоят на путях бывшего Варшавского вокзала возле перронов. Длина перронов около 600 метров. Если вы хотите получше познакомиться с железнодорожными памятниками, то лучше приходите пораньше, а не перед самым закрытием. Сам музей работает до 18:00, а вот кассы закрываются в 16:00. Так, что приходите вовремя.

Скоростной поезд ЭР-200

АВТОМОТРИСА 4Х-ОСНАЯ АВ 758. Вес без пассажиров — 41.4 т, конструкционная скорость 110 кмч, мощность дизеля — 220 л.с., тип передачи — механическая. Количество мест для пассажиров: мягких — 24, жестких — 28. Изготовлена в Румынии на заводе Малакса в 1939 г. На советские ж.д. поступила во время войны 1941-1945 гг. Использовалась руководством Октябрьской Ж.Д. до 1989 г.

СЛУЖЕБНЫЙ ВАГОН Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Построен Русско-Балтийским вагоностроительным заводом в г.Рига для Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в 1902 г. Имеет конструкцию кузова типа Полонсо с несущими нижними полустенками из толстых железных листов, в связи с чем вагоны данного типа иногда назывались «бронированными». С 1935 по 1945 гг. КВЖД эксплуатировалась под японским надзором, с большой вероятностью можно утверждать, что в этот период император Манчжоу-Го Пу И использовал вагон для служебных и частных поездок. В конце 1940-х гг. возвращен в СССР, где использовался партийными и железнодорожными руководителями.

Бронеплатформа двухосная №911-045. Изготовлена на базе двухосной платформы, построенной Харьковским заводом в 1935 г. Во время Великой Отечественной войны бронеплатформы, оснащенные зенитными пушками или пулеметами использовались для защиты поездов от нападений вражеской авиации.

Промышленный тепловоз ТГМЗ-021. Построен Людиновским тепловозостроительном заводе в 1960 г.

ВАГОН ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА. Вагон построен в 1986 г. на Калининском заводе. Длина — 23.6 м, ширина — 3.2 м, высота — 5 м, масса — 200 т. Сконструирована на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн, оборудованного открывающейся крышей с гидравлическим приводом. Головная часть ракеты разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0.43 Мт и комплексом средств преодоления ПРО. Дальность стрельбы — 10100 км, длина ракеты — 23 м, длина пускового контейнера 21.9 м, максимальный диаметр корпуса ракеты — 2.4 м, стартовый вес ракеты — 104.80 т, масса ракеты с пусковым контейнером — 126 т.

От Красноярских паровозостроителей

Пассажирский вагон II класса начала ХХ века

Пусковая установка «Молодец»

Партнеры

Банк ВТБВторой по величине активов банк страны и первый по размеру уставного капитала. Головной офис банка находится в Москве, зарегистрирован банк в Санкт-Петербурге. 1 января 2018 года присоединил к себе дочерний банк ВТБ24.

www.vtb.ru

АО «Транстелеком» Компания ТТК — один из ведущих российских операторов связи. Компания является одним из основных поставщиков магистральных услуг связи для операторов и крупнейших корпораций России, а также входит в число лидеров среди провайдеров услуг широкополосного доступа в Интернет, телевидения и телефонии для конечных пользователей в регионах.

company.ttk.ru/

Технические партнеры

UnitellerВедущая процессинговая компания. Предоставляет комплексные услуги эквайринга для коммерческих и государственных организаций во всех сферах деятельности, где применимы современные электронные методы оплаты.

www.uniteller.ru/

Институт «Ленгипротранспуть» Филиал АО «Росжелдорпроект» — одна из старейших в Санкт-Петербурге организаций, выполняющая проектно-изыскательские работы для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также объектов производственного и непроизводственного назначения.

www.rzdp.ru/lengtp/

Информационные партнеры

Газета «Гудок» Российская общефедеральная газета железнодорожников. Издаётся ОАО «Издательский дом „Гудок“». Издаётся в Москве с 10 декабря (23 декабря) 1917 года. С 2007 года владельцем газеты является компания ОАО «РЖД».

www.gudok.ru/

АО «ЛАЙСА» Один из крупнейших рекламных операторов out-of-home. Компания была основана в 1993 году. С 2006 года является официальным рекламным оператором ОАО РЖД. Головной офис находится в Москве, компания имеет разветвленную федеральную сеть филиалов.

www.laysa.ru/

Газета «Metro International» Самая крупная международная газета по данным Книги рекордов Гиннеса.
В России газета с зеленым логотипом Metro International стала выходить с 2005 года. В ноябре 2010 газета Metro (синдикат Metro-Москва и Metro-Петербург) стала самой крупной ежедневной информационной газетой.

www.metronews.ru/

Структура и экспонаты Музея

Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге был создан в 1978 году. Сейчас он входит в Союз творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, преобразованный в 2001 году в Союз музеев России, в Европейскую федерацию музеев и туристических железных дорог «Fedecrail» (Фэдеркрейл), во Всероссийское общество любителей железных дорог, в Российский комитет ИКОМ.

Музей представляет собой музейный комплекс, который расположился в Библиотечном переулке и занимает площадь свыше 57 тысяч м2. В него входит 2 корпуса — историческое здание бывшего локомотивного депо Балтийской железной дороги и недавно выстроенное для этих целей — новое современное эффектное пространство. В единое целое их объединяет стеклянная галерея с подвесным мостом.

Сегодня в Музее представлено самое масштабное в стране собрание железнодорожной техники — 28 тысяч экспонатов, из них 100 редких поездов, локомотивов и паровозов. Сотня единиц подвижного состава была тщательно отреставрирована. Старинные экземпляры выглядят точно так же, как и в те годы, когда они только начали свой путь по железным дорогам России.

Раритетами являются — единственный уцелевший в мире паровоз серии С — паровоз С-68; артиллерийская установка ТМ-3-12 — уникальная сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария», первый в истории России разрезной макет, построенный на базе действовавшего паровоза Эр-791-81; служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги — дореволюционный вагон с полностью подлинным уникальным интерьером и уникальный мобильный «Ядерный щит», не имеющих аналогов в мире, боевой железнодорожный ракетный комплекс с макетом баллистической ракеты.

Находятся экспонаты — некоторые прямо под открытым небом, большая часть — под крышей огромного многофункционального музейного комплекса. Музей интересен как взрослым, так и детям, как подросткам, так и людям старшего поколения. Он оснащен всеми современными мультимедийными средствами подачи информации. Экспозицию дополняют 38 интерактивных и мультимедийных инсталляций.

История Музея железных дорог

Музей железных дорог России нельзя назвать старейшим. Первенство в этом плане заслужил Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации, расположенный на Садовой улице, 50 в Санкт-Петербурге. Он был основан в 1813 году, его экспозиция посвящена железным дорогам, подвижному составу и всему, что с этим связано.

Новый Музей железных дорог в Библиотечном переулке является крупнейшим на сегодняшний день музеем в России, который посвящён железнодорожному транспорту и истории зарождения железнодорожной связи в нашей стране. Всё началось в 1974 году с Постановления Президиума Дорпрофсожа и руководства дороги от 22 марта «О создании музея революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников Октябрьской железной дороги». Так было решено создать на железной дороге центральный производственный музей.

В 1977 году по Приказу начальника Октябрьской железной дороги Владимира Васильевича ЧубАрова «Об организации музея Октябрьской железной дороги» началась работа по сбору материалов и предметов для создания коллекции. В 1978 году 25 июля был открыт для посетителей Центральный музей Октябрьской железной дороги по адресу: Ленинград, Литейный проспект, 62. В экспозицию входил мемориал, посвященный истории строительства и эксплуатации дороги до 1917 года, участию железнодорожников в годы революции, гражданской войны и Великой Отечественной войны, а также восстановлению транспорта в 1920-1925 годах, первым пятилеткам 1926-1940 годов, научно-техническому прогрессу и т.д.

В 1980-е годы было решено сохранять объекты железнодорожной техники для создания музея на специально выделенном участке, близ станции ШушАры, недалеко от города и в месте, доступном по транспортному обслуживанию. Так как этот участок был заболоченным и заросшим кустарниками, были проведены колоссальные работы по осушению и расчистке. И в 1991 году 1 августа уже открыли там первый в России Музей железнодорожной техники как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги. Музей, построенный на заболоченной местности у станции Шушары в 1991 году, сегодня получил мировую известность.

Тогда площадь Музея составляла 7500 м², суммарная длина экспозиционных путей — 1000 м, количество экспонатов — 40, из них 9 паровозов, 8 тепловозов, 1 электровоз, по 8 пассажирских и товарных вагонов и другой техники. Все последующие годы велась очень активная деятельность по сбору и реставрации железнодорожной техники. Коллекция музея постоянно пополнялась и качественно преображалась. Сюда свозились экспонаты не только с Октябрьской железной дороги и не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. В итоге, к концу прошлого столетия и тысячелетия образовалась представительная и уникальная коллекция, состоящая из 180 единиц хранения, раритетных и необыкновенных экспонатов.

В 2001 году самые ценные экспонаты доставили на перронные пути Варшавского вокзала Санкт-Петербурга. Тогда он был закрыт для движения дальних и пригородных поездов. И тут 2 августа 2001 года открыли Музей железнодорожной техники им. В. В. Чубарова — филиал Центрального музея Октябрьской железной дороги. Расположение музея по адресу: набережная Обводного канала, 114 — в центре города, близость к станциям Петербургского метрополитена, а также фонд натурной техники, насчитывающий более 180 уникальных экспонатов, сделали музейное пространство местом доступным и притягательной силы для горожан и гостей города. Для туристов Музей площадью 20 тысяч м2, который занимал 4 экспозиционных пути — общей протяженностью более 1,5 километров и один путь для отправления ретропоездов на паровой тяге, вошёл в число значимых городских достопримечательностей и рекомендуемых для посещения.

В 2007 году по распоряжение президента ОАО «РЖД» от 13 апреля 2007 года, в рамках проекта переноса объектов железнодорожной инфраструктуры с территории станции Санкт-Петербург-Варшавский, в связи с необходимостью освобождения подъездных путей бывшего Варшавского вокзала, осуществился переезд Музея Октябрьской дороги. В 2012 году началось строительство Музея Октябрьской железной дороги на станции Санкт-Петербург-Балтийский. Новый музей у Балтийского вокзала открылся 30 октября 2017 года под названием «Музей железных дорог России». До конца 2017 года вход в музей бесплатный.

Экскурсии

На всех площадках посетителей ждут шесть специальных маршрутов экскурсий. Причём каждый посетитель имеет возможность самостоятельно выбрать маршрут, по которому пойти за экскурсоводом. Можно посетить дореволюционный Петербург. Или ощутить ужас блокадного Ленинграда, просто войдя в грузовой вагон, в котором незаметно установлены экраны с хроникой тех событий.

Можно узнать всё о работе паровой машины, паровозов, локомотивов и другой техники, получив ответ на вопрос в наглядном виде. Здесь имеется разрезной макет паровоза, на котором виден принцип работы. А ещё около поездов расположены электронные рамки, передвигающиеся вдоль экспоната и показывающие внутреннее строение.

Кто-то захочет побывать в рабочем кабинете министра путей сообщения. А кому-то интересно узнать, как вода попадает в паровоз.

Особо увлечённым посетителям предложат попробовать управлять электричкой. Можно сидеть в настоящей кабине и с помощью симулятора путешествовать по любому направлению железной дороги. Специалисты придумали шесть сценариев, по которым может развиваться поездка. Один из них – подростки – зацеперы, пугающие всех машинистов страны.

Что можно увидеть в залах

Государственный музей предлагает своим посетителям изучить историю строительства железной дороги и средств передвижения по ней. Модели транспорта установлены в том порядке, в котором они производились.

Большой популярностью среди моделей, находящихся в крытом помещении, пользуется настоящий состав паровоза в разрезе.

Состав паровоза в разрезе

Интерес представляет и тренировочная модель тепловоза. С её помощью каждый может примерить на себя роль машиниста и оценить степень сложности управления железнодорожным транспортом.

Туристы могут увидеть бесчисленное количество интересных макетов. Один из них — внешний вид железнодорожной станции Владивосток в 1880-х годах.

В одном из выставочных залов находится множество труб, где можно услышать звуки, связанных с железной дорогой — шум колёс, свистки, шум пара, и т.д.

В другом зале макет наглядно демонстрирует принцип функционирования паровоза во время движения по железной дороге.

Одна из достопримечательностей открытой площадки — военный ракетный состав.

Постоянная экспозиция и временные выставки

Музей железнодорожного транспорта на Садовой имеет 9 залов, где выставлены экспонаты, позволяющие проследить историю развития железных дорог и вагоностроения в нашей стране.

Постоянные экспозиции

Зал № 1. Зарождение железных дорог России. Здесь представлены модели, фотографии и другие документы о создании первого паровоза Черепановых, построенного в 1834 году для уральского завода. Также выставка рассказывает о возникновении первой железной дороги, которая связала между собой Санкт-Петербург и Павловск в 1837 году.

Зал № 2. Мостостроение. Строительство мостов было и остается важнейшей отраслью региона, так как Северная столица располагается на островах. На экспозиции демонстрируются десятки моделей мостов: некоторые из них остались на этапе проекта, а часть была реализована. Выставка особенно интересна тем, кто увлекается строительством, архитектурой и инженерными работами.

Зал № 3. Подвижной состав. После строительства дороги между Санкт-Петербургом и Москвой начался период активного развития отечественного паровозо- и вагоностроения. Модели и макеты вагонов, паровозов, станций, приборы связи того времени — это все можно увидеть в данном зале.

Экспозиция «Строительные и дорожные машины», Центральный музей железнодорожного транспорта

Зал № 4. Железные дороги в годы ВОВ. Конечно, этот трагический период в мировой истории оставил свой след и в развитии железнодорожного транспорта. Кроме макета бронепоезда, большой интерес представляют документы, рассказывающие о демонтаже ж/д инфраструктуры фашистами в годы войны. За этот период в нашей стране было уничтожено 65000 км ж/д дорог и более 4000 станций.

Зал № 5. Строительные и дорожные машины. Этот зал будет интересен тем, кто увлекается машиностроением. Посетители познакомятся с особенностями технологии строительства ж/д путей.

Зал № 6. Макет механизированной сортировочной горки. Экспозиция представляет собой действующий макет железнодорожной станции с механизированной горкой. Часто на вагонах можно увидеть надпись «с горки не спускать» — в этом зале музея наглядно объясняется смысл этой надписи, а также назначение подобных станций.

Экспозиция «Строительные и дорожные машины», Центральный музей железнодорожного транспорта

Зал № 7. Локомотивостроение. Эту выставку очень любят дети, здесь представлена большая коллекция электровозов, паровозов, тепловозов. Среди экспонатов: модели, чертежи, фотоснимки, документы и пр.

Зал № 8. Вагоностроение. В ходе осмотра экспозиции гости музея узнают как выглядели первые вагоны и проследят их эволюцию до современных, привычных нам, моделей. Кроме того, на выставке собраны макеты и фотографии специализированных вагонов — для перевозки живой рыбы и жидкостей, вагоны-ледники, вагона-самосвалы и др.

Зал № 9. Организация движения поездов. В зале представлен макет карты России с обозначенными ж/д дорогами. Также здесь можно увидеть как выглядит диспетчерский пульт и узнать подробности процесса управления станцией.

Информация о залах на официальном сайте музей ж/д транспорта Санкт-Петербурга

Экспозиция «Подвижной состав», Центральный музей железнодорожного транспорта

Текущие выставки

Посещение временных выставок возможно при наличии входного билета в музей. Учреждение регулярно проводит в своих залах тематические выставки, приуроченные к праздникам или памятным датам — «Гений инженерного дела», «Усердие все превозмогает», «Иберийский экспресс», «Война, блокада, я и другие».

Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге также участвует в Международной акции «Ночь Музеев» и устраивает музыкальные фестивали. За новостями следите на официальном сайте или в группе музея .

Фондовая площадка «Пионерский парк»

Кроме залов на Садовой улице Музей ж/д транспорта располагает открытой площадкой на станции Лебяжье. Здесь все желающие могут осмотреть настоящую технику. Коллекция состоит из разных типов локомотивов, в том числе старейшего паровоза 1913 года.

Чтобы посетить площадку «Пионерский парк» нужно оставить заявку в музее. Это лучше сделать по телефону +7 (812) 570-22-51. По мере формирования группы сотрудники музея готовят экскурсию.

Стоимость для организованных групп до 20 человек — 5000 рублей (оплата в здании музея на Садовой). Сборные группы: взрослые — 400 рублей, дети от 3 лет — 200 рублей (оплата на месте). Подробности по телефону или в группе фондовой площадки .

Экспозиция «Вагоностроение», Центральный музей железнодорожного транспорта

Интересные экспонаты

Одним из самых популярных экспонатов является паровоз П36. Именно такими моделями комплектовался железнодорожный парк СССР с 1954 года. По бокам на паровозах были изображены две ярко-красные полосы, из-за чего они получили прозвище «Генерал». С 1956 года железная дорога перешла на электровозы и тепловозы. Но П36 продолжали курсировать по Забайкальской дороге до 1974 года. Именно в таких вагонах снимались эпизоды советских фильмов. Паровозы этой модели все еще можно увидеть «в движении»: некоторые образцы включены в ретро-составы.


паровоз П36

В музее имеется множество уникальных экспонатов. Самый своеобразный из них — рельсовая артиллерийская установка ТМ-3-12, орудия на которой были созданы еще до Великой Октябрьской Революции. В 1931 году удалось поднять орудия, располагавшиеся на утонувшем линкоре «Императрица Мария». Орудия и стали основой для создания необычной боевой машины. Всего было создано три образца. Изготавливались они на Николаевском заводе. До 1950-го года ТМ-3-12 стояла на вооружении советской армии.

В 2007 году в экспозиции появился ракетный комплекс «Молодец», разработанный в 1987-1991 годах. Комплекс предназначен для транспортировки и запуска баллистических ракет по железной дороге. Ракеты расположены на вагонах, которые предназначаются для пассажирских перевозок. Для придания максимальной устойчивости в вагонах предусмотрены восемь пар колес (в обычных вагонах колесных пар в два раза меньше).

Около каждого экспоната имеется интерактивная доска, с помощью которой посетители могут получить исчерпывающую информацию о предмете.

Посетив выставку, непременно стоит найти симулятор кабины машиниста, чтобы ощущить себя в роли человека, несущего ответственность за пассажиров. В симуляторе заложено несколько реальных маршрутов. Причем дорога может оказаться труднее, чем кажется: посетители могут попытаться найти выход из различных непредвиденных ситуаций, которые могут возникнуть в пути. Например, им предстоит решить, что делать, если на путях внезапно появляются люди. Правда, за то, чтобы побыть машинистом всего 5 минут, придется заплатить дополнительно 200 рублей. Однако впечатления это позволяет получить поистине незабываемые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector