35 батарея в севастополе
Содержание:
- История бронебашенной береговой батареи № 35 в Севастополе
- Практическая информация
- Экскурсии по 35-й батарее
- Лов осетра
- Впечатления от экскурсии
- История создания Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35–я береговая батарея»
- Севастополь
- Музейному комплексу «35-я береговая батарея» в Севастополе исполняется 10 лет
- История создания 30-й береговой батареи
- История появления музея
- История создания
- Как добраться
История бронебашенной береговой батареи № 35 в Севастополе
Решение о возведении в Крыму сооружений береговой обороны было принято в начале XX века императором Николаем II в. связи с необходимостью укрепления Севастополя как базы Черноморского флота.
Строительство
На реализацию проекта была выделена сумма в 8 миллионов рублей, и в 1912 началось возведение фортификационных сооружений. Однако в 1918, вследствие серьезных политических изменений в государстве, работы были приостановлены.
В 1924 году советские власти возобновили строительство батареи, руководить которым назначили двух военных инженеров — Б. К. Соколова и В. В. Выставкина. В 1927 году основные работы были завершены, началось оснащение батареи боезапасом, а в 1929 году объект посетила делегация, состоящая из членов советского правительства во главе со Сталиным.
За счет удачного расположения, стрельба с батареи могла вестись на расстояние до 42 километров в круговом секторе (0–360), т. е. по наземным целям, бронетехнике и полевой артиллерии противника. Поэтому батарея № 35, как и батарея № 30, расположенная севернее, недалеко от устья реки Бельбек, стала впоследствии основной артиллерийской силой в героической обороне Севастополя.
dasha ivd
Участие в обороне Севастополя
Первые боевые выстрелы 35-я бронебашенная береговая батарея осуществила 7 ноября 1941 года по немецкой 132-й пехотной дивизии, осуществлявшей наступление в направлении хутора Мекензи. Вскоре, в связи с большим количеством выстрелов, орудийные стволы батареи были полностью изношены, а 17 декабря 1941 года взрывом из-за преждевременного выстрела была выведена из строя 2-я бронебашня. В течение нескольких месяцев параллельно с боевыми действиями шли работы по восстановлению башен и замене стволов.
В 1942 году давление войск противника на обе батареи лишь возросло — как с воздуха, так и с земли за счет обстрелов из тяжелых и сверхтяжелых орудий. Перелом в битве произошел 17 июня — после того, как была окружена 30-я батарея, а 20—21 июня обе ее башни были подорваны. 23 июня 1942 года вследствие прямого попадания бомбы была выведена из строя и 1-я башня 35-й батареи.
1 июля после эвакуации командного состава Приморской армии и СОР, дислоцировавшегося последнюю неделю в 35-й батарее, Севастополь был сдан. Орудия батареи и погреб с боеприпасами были взорваны для того, чтобы не оставлять их противнику. Однако еще в течение более чем 10 дней самые отчаянные защитники города продолжали вести оборонительные действия, которые шли не только на поверхности, но и в казематах батареи.
Приказом Народного комиссара ВМФ от 4 декабря 1943 года башенная батарея № 35 была исключена из состава Военно-морского флота, как погибшая при выполнении боевых заданий.
Бетонный блок орудийной башни, nordicos
Жизнь 35-й батареи после войны
После окончания участия в военных действиях по обороне Севастополя, 35-я береговая батарея не восстанавливалась, однако часть её сооружений (правое крыло блока 2-й башни и правый командный пост) с 1945 по 1960 год использовались 130-мм береговой батареей № 723, расположившейся неподалеку.
В 1988 году в правом командном пункте 35-й батареи и его потерне была оборудована сейсмологическая лаборатория Симферопольского государственного университета им. М. В. Фрунзе, которая действует до сих пор.
На рубеже 80-90-х гг. в связи с возросшим интересом к героическим событиям, происходившим в годы войны в Севастополе, территорию батареи исследовали поисковые отряды и историки. Здесь стали проводиться встречи ветеранов, приуроченные к 3 июля — дате официального окончания обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны.
Вместе с тем, заметный ущерб историческому объекту нанесли действия «предприимчивых» людей, срезающих металлоконструкции, а также «черных копателей». Но основной проблемой стало все расширяющееся частное строительство коттеджей, частных гостиниц в непосредственной близости от территории 35-й батареи.
26 апреля 2006 года, благодаря многочисленным призывам общественности Севастополя, решение о создании на базе этого исторического фортификационного сооружения мемориального комплекса в честь защитников города-героя было утверждено на официальном уровне.
Мемориальная арка, Группа 35-й береговой батареи ВКонтакте
Практическая информация
Минимальный состав экскурсионной группы — пять человек, поэтому мы рекомендуем посещать комплекс с друзьями, заранее договорившись о том, что вы будете спускаться в глубину. Тематический осмотр длится час, при этом экскурсоводы показывают гостям Пантеон. А вот режим работы зависит от сезона. Расклад такой:
- Туристический сезон (май-октябрь). Музей закрыт в понедельник, билеты выдаются в 9.45. Территтория доступна для посещения с восьми утра до восьми вечера, но экскурсии проводятся в промежутке 10.00-18.00. Интервал между экскурсиями не превышает 20 минут.
- Мертвый сезон (ноябрь-апрель). Выходных два — понедельник и вторник. Экскурсионные программы завершаются к 16.00. Посещать комплекс можно в промежутке 9.00-18.00. Интервал между экскурсиями увеличивается до 30 минут.
Итак, вы решили посетить в Севастополе «35 батарею», как добраться до объекта без приключений? Самый простой способ — воспользоваться общественным транспортом, следующим в направлении остановочного пункта «35-я батарея». Для этого вам потребуется сесть на маршрутку (номера 7, 77 и 11) либо автобус № 105. Дальше идите на юг по асфвльтовой дорожке — она приведет вас к братской могиле и парадному входу в мемориальный ансамбль.
Если вы решили отправиться в Севастополь на машине и едете со стороны ЮБК, то непременно окажетесь в пределах Ялтинского кольца. Двигайтесь по Балаклавскому шоссе пять километров, сверните на Камышовое шоссе, после чего вас ожидает поворот в направлении Казачьей бухты. От Симферопольской магистрали нужно двигаться через триумфальную арку, железнодорожный вокзал и Камышовую бухту. Приятного путешествия!
Экскурсии по 35-й батарее
Все экскурсии по комплексу проводятся абсолютно бесплатно. В их программу включено посещение Пантеона памяти, а также казематов батареи, расположенных на глубине около 25–30 метров, поэтому посетителям рекомендуем брать с собой теплую одежду и надевать удобную обувь.
Музейная экспозиция поделена на три маршрута (посетители проходят их, как правило, в комбинации 1+2 или 1+3). В связи с длительностью экскурсии (в течение дня — 1,5 часа, последняя — 1 час) и некомфортными условиями внутри помещений (холод, сырость) маршруты не рекомендованы детям до 12 лет (до 7 лет запрещены), посетителям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также тем, кто страдает клаустрофобией.
Маршрут № 1. Локация — правое крыло казематов. Гид рассказывает об обороне Севастополя и защитниках 35-й батареи. Продолжительность — 50 минут. Все экскурсии начинаются с этого места.
Маршрут № 2. Предполагается спуск на глубину до 17 метров, а также выход на смотровую площадку. Продолжительность — 20–25 минут.
Маршрут № 3. Предполагается спуск по винтовой лестнице на глубину до 25 метров, а также выход на смотровую площадку. Продолжительность — 25–30 минут.
Расписание экскурсия
График проведения экскурсий зависит от сезона. С мая по октябрь, то есть в туристический сезон, они проводятся каждые 20 минут, в несезон, с ноября по апрель, — каждые 30 минут. Последняя экскурсия начинается за 1 час до закрытия музейного комплекс. Осмотреть внешнюю экспозицию можно в любое время, причем с 8–9 утра.
За бесплатными билетами стоит приходить в первой половине дня. Еще лучше заказать их на официальном сайте 35-й батареи.
Sergey Ovsyannikov
Лов осетра
Личный состав батареи состоял из 300 человек, из которых 120 пехотинцев осуществляли круговую оборону. Этой небольшой группе людей предстоял тяжелый неравный бой с фашистским легионом. Командир батареи — капитан А. Я. Лещенко, был уверен в силе и мощности артиллерийской системы. Однако она предназначалась для ведения боевых действий против морского агрессора. Боеприпасы, рассчитанные на кратковременный период, быстро израсходовали. Противник перекрыл путь с суши, и снабжение осуществлялось только с моря, что значительно усложняло ситуацию.
Первый огневой удар со стороны 35-й батареи был нанесен по району Мекензивых гор 7 ноября 1941 года. В результате было уничтожено одно дальнобойное орудие и три минометных батареи противника. Гитлеровцы не ожидали такого приема. Месть последовала незамедлительно — форту было нанесено несколько ударов, что привело к повреждению одного из орудий. Это было только начало большой битвы. Гарнизон форта стоически осуществлял не только поддержку сухопутных войск, но и вел героическую дуэль с фашистскими артиллеристами. Немецкое командование, руководствуясь видимо черным юмором, присвоило операции по взятию крепости кодовое наименование «Лов осетра», а саму батарею на штабных картах обозначали как форт «Максим Горький II». По словам командующего германской армии генерал-полковника Эриха фон Манштейна, штурмовавшего Севастополь, никогда вермахт не достигал такой плотности артиллерии на 1 квадратный километр. Немцы использовали более 2000 стволов различных артиллерийских систем. Десятки бомбардировщиков регулярно наносили удары по 35-й батарее. Но заставить «замолчать» ее было не так-то просто.
Тяжелые бои у стен крепости окончательно истощили силы русских солдат к концу июня 1942 года. Немецкие бомбардировщики, словно коршуны, налетали вновь и вновь, ежедневно сбрасывая смертоносный груз на отчаянно сопротивлявшийся форт. На Севастополь падало около 4000 бомб в сутки! «Потери личного состава на 30 июня не поддались учету, — отчитывался руководитель Береговой обороны генерал-майор Моргунов, — была нарушена вся организация управления, связь, и командиры соединений не всегда имели данные о действиях своих частей. Отдельные дивизии и бригады потеряли убитыми и раненными до 50-60% личного состава от имевшегося на утро 30 июня, т. е. практически перестали существовать…».
После сложного совещания командованием было решено уничтожить батарею. 1 июля 1942 года командир 35-й батареи оставил последние шесть снарядов на картечь. Был отдан приказ открыть кинжальный огонь по противнику, который нанес фашистам страшный урон. В ночь с 1 на 2 июля была взорвана первая, а потом и вторая башня 35-й батареи. Подрыв осуществляла группа подрывников, во главе с капитаном Лещенко и старшим сержантом А. Побыванцевым. Ранним утром группа краснофлотцев и командир 35-й батареи успели уйти в Новороссийск на одном из катеров. На этом героическая страничка жизни форта «Максим Горький II» заканчивается.
Впечатления от экскурсии
Впечатления от экскурсии очень сильные, и вряд ли я смогу их описать. Поэтому настоятельно рекомендую посетить музей самостоятельно.
План — схема 35 береговой батареи:
- Место сбора экскурсий;
- Мемориальная арка;
- Площадь;
- Цитадель 35 береговой батареи;
- Пантеон памяти;
- Некрополь;
- 1 башня;
- 2 башня;
- Памятник карта СОР;
- Часовня;
- Бруствер с перечнем воинских частей
- Командно-дальномерный пост;
- Братская могила;
- Административный корпус.
Для посещения экскурсии необходимо получить билетик на месте сбора экскурсий. Затем дождаться своего экскурсовода и отправиться в казематы 35 батареи. А ожидая экскурсовода, можно осмотреть парк военной техники, который расположен недалеко от места сбора
Моё внимание привлёк немецкий трофейный автомобиль марки «Audi»
Вскоре подошёл наш экскурсовод и мы отправились в подземные казематы к башне №2.
Войдя в подземный бункер, попадаешь в другую реальность. У меня было такое чувство, что вот мы завернём за угол и нам навстречу выйдут бойцы батареи. Но этого не происходило…
Экскурсовод рассказывала о героической обороне города, о тех тяжёлых испытаниях, которые легли на плечи молодых ребят — героических защитников Севастополя.
Мы ходили по бетонным коридорам, и по казематам, а экскурсовод рассказывала о раненных бойцах, которые лежали в этих коридорах, о том, как немцы запускали ядовитый газ в эти казематы, о том, как жажда мучила наших бойцов и как дорога была каждая капля воды. Как здоровые бойцы отдавали свою воду раненным, а сами спускались к морю и черпали касками солёную воду.
Но даже для того, чтобы зачерпнуть солёной воды из моря, приходилось рисковать своей жизнью, ведь немцы простреливали береговую линию. А тем кому посчастливилось выжить, рассказывали, что для того чтоб зачерпнуть воды из моря, необходимо было расчистить воду от трупов. Погибших бойцов было так много, что толщина этого «покрова» составляла 7-8 человеческих тел…
Вот немного видео подземных тоннелей батареи:
Мы ходили по казематам, на стенах которых висели фотографии тех трагических событий, также воспоминания выживших бойцов и простых жителей города, которых к освобождению города осталось всего около 3000 человек.
После мы вышли к башне №2 и увидели вместо бетонных сводов голубое мирное небо. Также меня поразил размер гильз от снарядов, которые стоят в качестве музейных экспонатов.
Осмотрев площадку, где во время обороны находились орудия батареи мы вновь отправились в подземелье. Затем мы вышли к морю:
После экскурсовод отвела нас в пантеон памяти, который выполнен в виде кровоточащей раны, и который виден издалека. Ночью пантеон подсвечивается, и это очень красиво выглядит.
В пантеоне запрещено фотографировать и снимать на камеру, поэтому я не снимал. Но именно в пантеоне памяти пришлось пережить самые сильные эмоции. При входе в пантеон, вы увидите тысячи табличек с фамилиями погибших бойцов, защищавших город. Возможно, среди имён отыщите и своих родственников…
После, мы зашли в зал, стали кругом, погас свет и на своде пантеона, стали появляться фотографии бойцов. А голос из динамиков рассказывал, какой великий и бессмертный подвиг совершили молодые ребята — защитники города… Слёзы сами наворачивались на глаза.
Когда голос из динамиков закончил свой рассказ, то в зале ещё долго стояла тишина…
На этом экскурсия по 35 батареи заканчивается, но вы можете самостоятельно прогуляться по территории мемориала, и осмотреть батарею снаружи. Взору открываются красивые виды на море и на обрывистые берега мыса Херсонес. И с трудом верится, что в таком красивом и живописном месте проходили, такие суровые, кровопролитные и трагические бои.
Несмотря на то, что на дворе было 26 декабря, я не смог удержаться чтоб не искупаться в море. Море своим бирюзовым цветом так и манило. Компанию мне составил майор Андрей, с которым мы познакомились во время экскурсии. Мы с ним вместе решили искупаться, заодно и сфотографироваться на память.
А по пути к морю нам встречались вот такие картины. И всё это увиденное и услышанное, вызывало очень странные чувства, горечь от событий тех трагических дней, но в то же время и радость, что наш народ всё таки смог одержать победу в смертельной схватке с врагом. И эта Победа далась невероятной ценой, благодаря самопожертвованию и небывалой отваге наших советских людей, простых ребят, которые тоже очень хотели жить…
И я не понимаю и никогда не пойму тех людей, которые смеют осквернять светлую память погибших в той ужасной войне.
История создания Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35–я береговая батарея»
В 40-е —60-е годы ХХ века в казематах бывшей 35–й ББ размещалась береговая батарея № 723.
В 1963 году, после того, как военные оставили эту территорию, Исполком Севастопольского городского совета принял решение, в соответствии с которым территория 35–й береговой батареи была взята под охрану государством. Однако конкретные меры по сохранности исторического объекта приняты не были. Батарея разрушалась, в ее казематах и на прилегающей территории скапливался строительный и бытовой мусор.
В 1988 году в правом командном пункте 35–й ББ и его потерне была оборудована сейсмологическая лаборатория Симферопольского государственного университета им. М.В. Фрунзе.
На рубеже 80–х—90–х гг. возрос интерес к ранее «закрытым» страницам обороны Севастополя. Территорию батареи исследовали поисковые отряды, историки. Здесь проводились встречи ветеранов, приуроченные к 3 июля—дате официального окончания обороны Севастополя 1941— 1942 гг.
Вместе с тем, непоправимый ущерб историческому объекту нанесли действия «предприимчивых» людей, срезающих металлоконструкции, а также «черных копателей». Но самой большой бедой стало все расширяющееся строительство коттеджей, частных гостиниц в непосредственной близости от территории 35-й батареи.
В сентябре 2003 года члены комиссии по топонимике при городской администрации разместили в средствах массовой информации обращение к общественности Севастополя с призывом защитить исторический памятник. Благодаря действиям неравнодушных севастопольцев, вопрос о сохранении 35-й ББ был вынесен на рассмотрение Севастопольского городского совета. 26 апреля 2006 года было принято решение «О создании музейного историко-мемориального комплекса Героическим защитникам Севастополя на территории 35-й береговой батареи». Чуть позднее утверждены еще два нормативных документа, послуживших основанием для начала проектирования и строительства мемориального комплекса. Это решение Севастопольского городского Совета от 4 июля 2006 года № 411 «Об отнесении участка музейного историко-мемориального комплекса Героическим защитникам Севастополя на территории 35-й береговой батареи к землям историко-культурного назначения и изменении границ землепользования дачно-строительного кооператива «Феникс» и решение общественного совета от 24 июня 2006 года об организации общественных слушаний по вопросу проведения конкурса проектов строительства музейного историко-мемориального комплекса.
В 2007 году начинается создание Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35–я береговая батарея». В его строительстве приняли участие тысячи людей —специалистов различных профессий. Мемориальный комплекс создавался на негосударственные средства. Основную часть расходов по проектированию, строительству, содержанию и развитию комплекса взяли на себя предприятия промышленной группы «Таврида–электрик»(генеральный директор А.М.Чалый). Архитектурная концепция и проект разработаны архитектором А.И.Хомяковым (Москва). Проект и рабочая документация выполнены ЗАО «Севастопольский Стройпроект» (директор В.И.Лошанюк)
Создание музейного комплекса такого масштаба (площадь мемориала— около 8 га, подземные сооружения— около 5 000 кв.м.)—событие беспрецедентное не только для Севастополя, но и для всего постсоветского пространства. Это пример бережного отношения к нашей общей истории, к памяти тех, кто победил фашизм в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Севастополь
- Все новости
- Севастополь
- Крым
- Россия
- Новороссия
- В мире
- Политика
- Реклама на ForPost
Музейному комплексу «35-я береговая батарея» в Севастополе исполняется 10 лет
Народный музей, созданный севастопольцами за счёт пожертвований, стал не только одной из «визитных карточек» города, но и символически важным местом.
3 июля 2018 г. исполняется ровно десять лет со дня проведения первой экскурсии в Музейном комплексе «35-я береговая батарея». За это время народный музей, созданный севастопольцами за счёт пожертвований, стал не только одной из «визитных карточек» города, но и знаковым, символически важным местом для тех, кому дорога память второй обороны Севастополя, кому важна особая севастопольская идентичность.
Осуществление проекта начиналось в реалиях «ющенковской» Украины и было связано с большими трудностями. Значительная часть территории батареи была уже отдана под застройку: забор кооператива «Феникс» проходил прямо по бетонному массиву блока первой бронебашни.
Кроме юридических, финансовых и судебных перипетий, создатели музея поначалу столкнулись с настороженным отношением горожан к начавшейся стройке. Многие опасались, что на месте легендарной батареи возникнут «гостиницы, стоянки и шалманы».
Сомнения развеялись, когда 3 июля 2008 г. комплекс принял первых посетителей. В следующие три года экскурсионная работа шла одновременно с расчисткой казематов, соз-данием новых экскурсионных маршрутов и объектов на территории музея.
Сфера деятельности «35-й батареи» постоянно расширялась. С 2012 г. в административном здании ежегодно сменяются временные выставки, а на центральной площади музея проходят церемонии принятия воинской присяги.
В 2013 г. на сайте музея начала работать база данных участников обороны Севастополя 1941–1942 гг. В том же году стартовал лекторий для школьников в стилизованном учебном классе. В 2014 г. музей стал одним из организационных центров «Русской весны» в Севастополе.
Именно общественная организация «35-я батарея» подавала заявку на судьбоносный «Митинг народной воли» 23 февраля и отвечала за его проведение
В последние годы музей пользуется вниманием представителей высших органов власти России. Его посетили Министр обороны, Министр культуры, Председатель Совета Федерации, Председатель Правительства и Президент
В 2018 г. на конкурсе Российского Военно-исторического общества Музейный ком-плекс «35-я береговая батарея» занял первое место в народном голосовании за лучший региональный военно-исторический музей. В рейтинге известного сайта tripadvisor.com «35-я батарея» занимает первое место по популярности и положительным отзывам среди музеев города.
Принципы работы комплекса остаются неизменными: содержание только за счёт пожертвований;; особое внимание работе с молодёжью
С 2011 г. смысловой доминантой музейного комплекса стал Пантеон памяти, в котором размещены более 41 тысячи табличек с именами последних защитников Севастополя. Стоит отметить, что каждая из них установлена вручную. При ежегодном добавлении фамилий таблички необходимо полностью снимать и затем вновь размещать на стенах, на что уходит более месяца.
За прошедшие годы по батарее были проведены более 31 тысячи экскурсий, на которых побывал почти миллион человек.
Сотрудники музея создали 10 временных выставок, провели более 100 занятий «батарейной школы», множество мероприятий, в том числе наиболее массовые, ежегодные – в памятные дни 9 мая, 3 июля и 30 октября. Эту объёмную работу выполняет небольшой коллектив из 22 человек, а также внештатные экскурсоводы, чей благородный труд сложно переоценить.
Мы искренне благодарим всех, кто был с нами эти годы.
Дорогие друзья, только с вашей поддержкой и участием стало возможным вдохнуть новую жизнь в казематы старой батареи.
Мы приглашаем севастопольцев и гостей города на памятные мероприятия, которые традиционно пройдут на 35-й батарее 3 июля.В этот же день в административном здании музея состоится открытие «камерной» выставки, посвящённой 10-летию комплекса.
35batery.ru
История создания 30-й береговой батареи
Годом строительства сооружения считается 1913. В те времена эта местность называлась Алькадар. Известно, что разработкой проекта занимался инженер Буйницкий. В расчёт принимались и рекомендации известного фортификатора Цезаря Кюи.
Спустя год работы по строительству батареи приостановились. Возобновились они лишь в 1928 году. В планах разработчиков значилось создание полностью электрифицированного сооружения. Для выполнения операций по наведению и заряжанию орудия батарею снабдили 17 электродвигателями. Причём все они находились под землёй, в специально отведённых для этих целей помещениях. Над земной поверхностью выступали лишь 305-миллиметровые орудийные башни.
В 1934 году сооружение протестировали. После артиллерийских стрельб фортификации был присвоен 30-й номер. Первым, кто командовал «тридцаткой», был капитан Ермил Донец.
В последующие годы сооружение модернизировалось и достраивалось. К началу Второй Мировой войны на территории города было две ББ (бронебашенная батарея), одна из которых называлась 35-ая.
Олег Крицкий
История появления музея
В самом начале ВОВ севастопольская оборона не производила особого впечатления. На побережье были установлены бронированные батареи с 12-дюймовыми орудиями, кое-где располагались грамотно спланированные укрепления (десятки укомплектованных позиций). Котлованы для башен были выкопаны еще в 1912 году, но Гражданская война приостановила масштабное строительство. Проект был успешно завершен в 1930-е годы под руководством инженеров Выставкина и Соколова. Вот несколько интересных фактов о 35 батарее в Севастополе, историю которой мы здесь излагаем:
- Очевидцы уверяли, что размах бетонных работ многократно превышал усилия, вложенные советской властью в Днепрогэс.
- Основу сооружения составляла пара железобетонных массивов, оборудованных укрепленными орудийными башнями.
- Первый блок сделался пристанищем для складских помещений (там хранились боеприпасы), казарм и служебных секций.
- Силовая станция и пост корректировки были вынесены во второй блок.
- Подземные залы соединялись посредством длинных коридоров, также комплекс был оснащен запасными выходами, через которые можно было попасть к морю.
- Основу вооружения составляли башенные установки с 305-миллиметровыми пушками, а вес снарядов превышал 450 килограммов. Дальность поражения составляла порядка 40 километров.
- Круговой обстрел обеспечивался благодаря разворотам башен на 360 градусов.
Боевое крещение орудийные установки прошли осенью 1941 года, когда фашисты решили молниеносным броском захватить Севастополь. Внезапно на немцев обрушился мощный удар, к которому они не были подготовлены, в результате чего атака захлебнулась. Вторая попытка уничтожить батареи состоялась в декабре после массированной артподготовки (основные усилия немцев были сосредоточены на 30-й батарее). Пять вражеских дивизий за день не смогли справиться с укреплениями, но утром началось масштабное наступление по всему фронту, сопровождаемое бомбардировками, минометным и артиллерийским огнем. Немцы подтянули к театру боевых действий стационарную гаубицу «Дора» и самоходные мортиры «Карл», но вновь потерпели поражение.
Летом 1942 года наступил перелом — у советских защитников закончились боеприпасы. В июне оккупантами была окружена тридцатая батарея, после чего локальные бои закипели на подступах к городу. В конце июня 35 батарея в Севастополе, фото которой здесь представлены, начала принимать отступающих горожан и обессилевших советских солдат. Гитлеровское кольцо сжималось, на Херсонес обрушилась вражеская артиллерия, танки и самолеты. После того, как у защитников кончились снаряды, герои начали использовать картечь и старинные пушечные ядра.
Оборона, начавшаяся столь героически, закончилась позором. Штабные офицеры, спрятавшиеся в помещениях запасного командного пункта, отправили донесение, смысл которого сводился к невозможности дальнейшей обороны Севастополя. Представители штаба запросили срочную эвакуацию, и вскоре за начальством прилетели самолеты. Таким образом, на произвол судьбы было оставлено порядка 80 000 защитников Севастополя и обычных горожан. Погреба боезапаса были уничтожены глубинными бомбами.
Послевоенный период
Почему-то наибольшим разрушениям подверглась именно 35 береговая батарея Севастополя — долгое время ее не могли восстановить. В отличие от «тридцатки», которую реконструировали сразу после завершения войны. В 60-е годы казематы фортификационного объекта стали пристанищем для 723-ей береговой батареи. В 1963 году достопримечательность утратила военный статус, и Севастопольский горсовет задумался о сохранении исторического наследия. Территория комплекса формально стала охраняться государственными органами, но реальных мер по реконструкции никто не предпринимал.
Стены достопримечательности постепенно разрушались, на территории скапливались бытовые отходы и строительный мусор. Загрязнялись и казематы — местные жители использовали их в качестве свалки. Очередное нецелевое использование объекта датировано 1988 годом — один из командных пунктов был отдан под сейсмологическую лабораторию, принадлежавшую Симферопольскому государственному университету. Перед распадом СССР происходили следующие события, связанные с будущим музеем:
- вырос интерес граждан к засекреченным страницам истории;
- появились отряды исследователей, занятых изучением территории комплекса;
- 3 июля в комплексе начали организовываться встречи ветеранов;
- авторитетные историки изучали архивные документы, связанные с обороной Севастополя.
История создания
После катастрофической войны с Японией в 1904-1905 годах российское императорское правительство решило модернизировать береговую оборону Севастопольской военно-морской базы в Крыму огромными бронированными батареями. Хотя саму концепцию подобных огневых точек считали устаревшей, проект был одобрен, и в 1912 году началось строительство. Как показал опыт Второй мировой, мощные артиллерийские орудия рано было списывать со счетов.
К 1917 году были возведены фундамент, стены, крыши, поставлено 40 % стальных дверей. Железная дорога протяженностью 6,5 км соединяла батарею со станцией Мекензиевы горы. Воду обеспечивали 2 артезианские скважины и три водохранилища, которые были построены под полом артиллерийского уровня.
После бурных лет революции и гражданской войны строительство объекта было возобновлено только в 1924-м и в основном завершено к 1927 году. По иронии судьбы в 1929-м батарею посетила российско-германская делегация во главе со Сталиным. Немцы изучали опыт строительства фортификационных объектов, а заодно узнали о характеристиках бастиона.
С размахом: Анна Калашникова уже знает, какой будет её свадьба с миллионером
Почему нельзя воспитать щедрость требованием делиться: притча о жадности
Выпал снег? Самое время чистить ковры от пыли и клещей: 2 способа
Как добраться
От центра города закрытый объект отделён Севастопольской бухтой, преодолеть которую можно только на плавательном средстве. Такой фактор создаёт незначительные неудобства, которые легко решаются благодаря развитой транспортной системе города.
Комбинированный вариант: на железнодорожном вокзале Севастополя садитесь на маршрутное такси № 109, № 120. Выходите на остановке «Площадь Нахимова». Дальше около шести минут идёте пешком до Графской пристани. Там ждёте катер, который доставит вас на противоположный берег. Интервал движения транспорта — 10–17 минут. На площади Захарова нужно будет сесть на маршрутку № 36. Она доставит вас до остановки «Совхоз «Перовской». Потом ещё немного пройтись, следуя на север, пока перед вами наконец-таки не появится бронебашенная батарея. От автостанции «Северная» до «Совхоз «Перовской» также можно добраться на маршрутке или автобусе № 45.
Расписание общественного транспорта Севастополя
На автомобиле: от городского аэропорта до «тридцатки» можно быстро, в течение 11 минут, доехать на машине. Направляйтесь на юго-запад по Т2707. Батарея будет справа.
На такси: значительно сократить путь вам поможет такси. Пассажирскими перевозками в Севастополе занимаются «СЕВТАКСИ», Pickup, Maxim, «Такси Метро».
Видео-экскурсия по 30-й батарее в Любимовке