Как выглядят дома жителей крайнего севера россии: разноцветные фасады, муралы, масштабный стрит-арт

Где проходит черта между стрит-артом и вандализмом

Сначала стрит-арт стер границу между профессиональным и непрофессиональным искусством, а затем между искусством и реальностью. Однако, где проходит граница между стрит-артом и вандализмом до сих пор не очень ясно.

ТокиоSpace Invader

Настоящий стрит-арт вдохновляет, заставляет думать и размышлять, просто радует глаз. Качественное искусство не оскорбляет чувств, не вызывает отвращения или возмущения. Оно дает надежду, побуждает к действию.

Человек проходящий стеныBlek le Rat

Вандализм напротив не несет большой смысловой нагрузки. Это нецензурные выражения, несуразная реклама, работы, которые портят фасад здания, а не украшают его. Сюда же можно отнести искусство, которое совершенно не вписывается в контекст города или его архитектурный образ.

РабатSpace Invader

Настоящий стрит-артер должен не только хорошо рисовать, но и обязан думать, как его работа повлияет на жителей и город в целом.

СкрипачBlek le Rat

«Уличное искусство – это оружие массового поражения по сравнению с любой пропиаренной в интернете выставкой».

Роман Минин (уличный художник)

Примечания

  1. . Грамота.ру. Дата обращения: 19 декабря 2018.
  2. . Литпричал. Дата обращения: 21 декабря 2018.
  3. Если живопись относится к композициям, рассчитанным на автономное восприятие, относительно изолированно от окружающей среды (станковая картина), то роспись, как и мозаика, витраж, является частью более широкого целого: архитектурного ансамбля. Близкий смысл имеет роспись поверхности керамического изделия или изображение на шпалере. В последних случаях мы говорим просто о декоративной росписи. В. Г. Власов. Роспись // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, 2004—2010. Т. 8. 2008. C. 287-288

Красотка с Яблоками

Ночью художники с помощью проектора переносят контур будущего мурала на стену. Этот процесс чем‑то схож с переводом изображения с помощью кальки. А к основной трудоёмкой работе приступают уже днём.

В Короче мурал с изображением купца и мецената Дмитрия Кромского украшает фасад трёхэтажки по адресу Красная площадь, 34. На работу ушло 40 баллонов краски.

Работали над картиной художники из студии MadFamPaint. Они же – авторы мурала с Шуриком и Лидочкой из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» возле НИУ «БелГУ».

На кирпичном трёх-этажном доме в корочанском селе Бехтеевка красавица с лукошком фруктов ест красное яблоко. Это тоже работа MadFamPaint.

Девушку прозвали «Бехтеяночка». Увидеть её можно на улице Дорошенко, 9.

Муралы и стрит-арт

Граффити появились на стенах не вчера и даже не позавчера. Эта традиция зародилась еще во времена СССР, когда любую хорошо просматриваемую поверхность норовили украсить жизнеутверждающим лозунгом. Конечно, покорителям Севера не помешает мотивация.

Сегодня на фасадах изображают огромные картины во всю высоту здания. Сюжеты не случайны: на любом мурале изображено то, что особенно дорого жителям, что вызывает у них гордость за родной край. К примеру, в Салехарде есть чудесный мурал с белым медведем — одним из символов Севера.

Якутский мурал «Счастливая семья» выполнен в своеобразной манере.

Один из домов Салехарда украшает масштабное изображение, на котором мы видим одного из покорителей Севера на фоне уникальной природы.

В Салехарде есть еще один объект, который привлекает туристов, — знаменитая статуя мамонта. Это тоже символ региона — в вечной мерзлоте найдено немало останков доисторических животных.

Во время пандемии мамонт тоже носит маску. И это еще раз подчеркивает креативность северян.

История мурала

История мурала как самостоятельного вида монументального искусства насчитывает около 100 лет. Хотя художественной росписью вертикальных стен грандиозными сценами на тематику охоты и жертвоприношений люди увлекались еще в доисторическую эпоху. До наших дней сохранились многочисленные образцы такого творчества в пещерах разных уголков Земли.

Родиной современного мурала по праву считается Мексика. Именно в этой латиноамериканской стране возник новый вид монументального искусства в ходе революционных событий 20-х годов прошлого века. Местные художники буквально восприняли призыв авангардистов выйти за пределы мастерской на улицу, нести революционное искусство в массы и безжалостно ломать классические традиции.

Одним из первых к написанию муралов подключился выдающийся мексиканский живописец Хосе Клементе Ороско (José Clemente Orozco). В 1923 году он создал огромное художественное изображение на стене Национальной подготовительной школы в Мехико.

Новый подход к монументальному искусству был благосклонно воспринят властями Мексики. Министр просвещения даже заказал группе молодых революционных художников целый ряд росписей стен общественных зданий. К выполнению этой задачи подключились многие впоследствии широко известные мастера живописи:

  • Диего Ривера (Diego Rivera);
  • Давид Альфаро Сикейрос (David Alfaro Siqueiros);
  • Руфино Тамайо (Rufino Tamayo);
  • Мигель Коваррубиас (Miguel Covarrubias);
  • Жан Шарло (Jean Charlot).

Многие из перечисленных выше художников были коммунистами по убеждениям. Они привезли революционные творческие идеи в Советский Союз в 1930-х годах, где власти впоследствии широко использовали масштабные росписи стен для пропаганды социалистических идей.

В странах Западной Европы и США искусство мурала начало пользоваться популярностью гораздо позже — в середине 1980-х. В те времена настоящим бедствием больших городов было граффити. Уличные художники безжалостно разрисовывали стены домов, заборы и даже вагоны метро красками из аэрозольных баллончиков. Местные власти безуспешно боролись с художественным произволом на протяжении десятков лет.

Одним из способов решения острой проблемы стала компания по популяризации муралов, постепенно принятая в большинстве крупных мегаполисов. Ее реализация позволила не только заметно снизить количество граффити, но и предоставила широкие возможности для самореализации молодых художников.

Сегодня муралы занимают достойное место в мировой культуре. Они играют важную роль в формировании комфортного для проживания людей городского пространства, привлекают туристов и служат прекрасным средством для самовыражения талантливых живописцев.

Эстетика – это важно

1

В Miro и Mural можно создавать свои шаблоны для совместной работы. Мы всегда стараемся дополнить те шаблоны, которые уже есть на платформах, своим креативом. В Miro можно подбирать шаблоны не только под задачу, но и под условное функциональное подразделение (agile-команда, HR, маркетинг и т. п.). Такая опция характерна далеко не для всех виртуальных досок.

2

В Miro есть опция Google Images, которая приводит новичков в восторг, так как позволяет участникам самостоятельно создавать тематические коллажи. Google Images дает возможность искать и подбирать изображения по цвету.

3

Мы добавляем слайды презентации с теоретической информацией для сессии прямо на рабочее поле. Часто клиенты просят нас оформить доски в фирменном стиле и в фирменных цветах. Тогда мы сами создаем дизайн на основе их брендбука и всё пространство выдерживаем в едином стиле.

4

Среди интересных опций Miro – возможность добавлять иконки и картинки прямо из приложений. Мы рекомендуем пользоваться этой возможностью при отсутствии в брендбуке компании своих заготовок. Если пространство будет стилистически неоднородным, то у участников начнут «разбегаться глаза» и они могут потерять фокус на работе. Однако в Mural такого изобилия приложений нет.

5

Если в программу сессии или в задание для группы заложена метафора – мы оформляем поле для работы в соответствии с ней. Например, если в качестве темы мы взяли «Айсберг дистанционной работы», то льдины и снежные вершины в нашем рабочем поле будут напоминать участникам о ключевой цели – продвинуться в развитии навыков дистанционного взаимодействия.

6

Miro и Mural могут распознавать вставленную ссылку и превращать ее в карточку или виджет. Mural добавляет видео с YouTube как карточку, на которую потом можно кликнуть для запуска ролика. Miro тоже создает карточки из ссылок, но может идентифицировать некоторые ссылки как мультимедийные и вставлять их напрямую (Google Maps, YouTube, Soundcloud, Google Calendar и т. д.).

История

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 год.

Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известный с эпохи палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные её образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.

Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных (Древний Рим) сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хрисоэлефантинной скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества.

В Древнем Риме, в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе — в оформлении частных жилищ. Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства.

В искусстве европейского Средневековья особого внимания заслуживает беспрецедентное развитие витражной техники. Ведущими мастерами эпохи Возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

Выдающиеся произведения монументальной живописи остались от доколумбовых цивилизаций Американского континента (в частности Майя).
В искусстве дальневосточных цивилизаций монументальная живопись занимает особое место, вплотную соприкасаясь с декоративной живописью (искусство Японии).

В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.

Север для смелых

Однако сами северяне, которые, кстати, с радостью принимают самое активное участие в преображении родных улиц, рассказывают и другую версию. По их словам, на Севере не приживаются те, в ком нет любви к приключениям и всему необычному. Нужен особый характер, особый склад ума. Издавна повелось так, что Север покоряли самые смелые, творческие, деятельные. Человек, которому чужд дух авантюризма, занесенный судьбою в этот суровый край, вероятно, не приживется здесь и вскоре его покинет. А останутся те, кто привык менять мир, делать его лучше и ярче. Именно поэтому и появилась традиция красить стены собственных жилищ в яркие оттенки, которые кажутся еще более яркими на фоне сверкающих снегов, а со временем это распространилось и на многоквартирные дома. Пример — панельные пятиэтажки в Норильске.

Кстати, яркими красками пестрят не только крупные города Севера. Небольшой Кайеркан, что в получасе езды от Норильска, не менее эффектен.

Что такое мурал-арт

В современном мире создание таких изображений становится предметом усилий художников различных специализаций, но чаще всего привлекаются мастера уличного искусства. Конечно, те из них, кто имеет соответствующий опыт. Умения работать в стиле обычного граффити тут может быть недостаточно. Нужно обладать способность создавать очень большие произведения, а обрести соответствующие навыки не так уж и просто. Во-первых, нужно отыскать огромную стену, на которой можно было бы потренироваться. Во-вторых, не все могут достать специальное снаряжение и арендовать технику. И отметим, что работать придётся на высоте. Если заказ будет официальным, то потребуются соответствующие допуски, поэтому здоровье художника должно быть не хуже, чем у монтажников-высотников. В-третьих, муралы на домах должны быть по-настоящему красивыми и выразительными. Уровня «бомбинга», когда уличный художник пишет что-то второпях, тут явно недостаточно.

Все виды, на которые делится мурал-арт, можно классифицировать таким образом:

  • эстетические, создаваемые исключительно для улучшения визуального восприятия участка городской среды;
  • с претензией на шедевральность, что-то великое, монументальное, философское;
  • более политические, такие иногда заказывают представители муниципалитетов различных городов;
  • религиозной тематики.

Последнее обычно требуется представителям духовенства. Однако, учитывая то, что религиозная тема в современном мире слишком часто тянет за собой политические мотивы, такое происходит всё реже и реже. Примером использования таланта уличного художника в создании муралов на темы темы, близкие к религиозным, является роспись стены церкви Сан-Антонио в Италии американским художником Китом Харингом.

VK

Instagram

Анатолий Букреев

Этот мурал посвящен известному альпинисту Анатолию Букрееву. Рисунок появился в конце октября 2019 года на пересечении улицы Толе би и проспекта Достык на стене жилого дома. На создание стрит-арта ушло 4 дня. Автор мурала Гафура Каирбекова рассказала, что идея принадлежит магазину экипировки, который расположен в этом доме. Акимат Медеуского района в кратчайшие сроки дал разрешение, и художники приступили к работе.

«Это мой первый портретный мурал на высоте. Очень много прохожих узнавали Букреева, в основном старшее поколение. Некоторые из них были знакомы с альпинистом лично и описывали его личность, помогая мне лучше донести образ этого великого человека. Я довольна результатом», — рассказала художник-монументалист.

Анатолий Букреев — известный во всём мире альпинист. Спортсмену принадлежит мировой рекорд. Он взошел на 11 из 14 так называемых восьмитысячников — самых высоких вершин мира. Родился Анатолий Николаевич 16 января 1958 года в Челябинской области. Отучился на педагогическом факультете, на учителя физики. После окончания университета Букреев переехал в Казахстан.

Анатолий Букреев, кадр из фильма «Эверест»

Букреев был участником одной из самых трагических экспедиций в истории горного спорта. 10 мая 1996 года случилась катастрофа на вершине Джомолунгма (Эверест), погибло восемь человек — трое индийских альпинистов и пятеро участников западных коммерческих экспедиций под руководством Роба Холла и Скотта Фишера. Казахстанский альпинист был гидом из команды Фишера, в тот день Букрееву удалось спастись. Кстати, об этом повествуют фильм «Эверест», открывший 72-й Венецианский кинофестиваль, и книга Анатолия Николаевича под названием «Восхождение».

Спустя 1,5 года после этой катастрофы, 25 декабря 1997 года, в возрасте 39 лет Букреев погиб, покоряя свой 12-й «восьмитысячник» — Аннапурну. Во время спуска выше альпинистов вдруг обвалился снежный карниз, который вызвал внезапную лавину. В 1998 году Анатолий Букреев был посмертно награжден казахстанской медалью «За мужество» и включен в список лучших спортсменов Казахстана XX века.

О муралах

Мурал (Mural) — это чрезвычайно большое произведение искусства, чаще всего картина или огромное «граффити», нанесенное на поверхность стены. Муралы — это современное уличное искусство, которое направлено на придание красоты зданиям.

Подобные изображения присутствуют во многих крупных городах. Как правило, их размещают на глухих стенах домов, на больших заборах или в подземных переходах. По сути, для создания мурала может подойти любая вертикальная поверхность независимо от того где она находится, снаружи здания или внутри.

Чем отличается мурал от граффити?

Следует понимать, что хоть мурал арт и граффити, это довольно схожие виды уличного искусства, разница между ними все-таки имеется. Дело в том, что муралы являются действительно произведениями искусства, которые помимо красивой картинки призваны передавать какую-то глубокую идею или смысл. Таким образом, данные изображения имеют гораздо больше общего с классическими фресками, на которых были изображены различные сцены из жизни или мифологии. Из этого можно сделать вывод, что муралы это эволюционировавшая форма фресок. Помимо этого, создание муралов является согласованным с властью действием.

Еще одним характерным отличим мурала является склонность к реалистичной картинки. Как правило, подобные настенные рисунки выглядят практически как фотографии, перенесенные на стены.

Влияние муралов на стоимость недвижимости

Увеличение стоимости недвижимости, которое происходит из-за того, что на стене дома появляется mural, вполне реально. На него указывают публикации во многих изданиях, относящихся к рынку или культурной жизни. Но касается это исключительно Запада. У нас изображения на стенах ни на что не влияют, да и сама традиция их появления несколько иная. К примеру, в Москве муралы возникают в рамках каких-то фестивалей в среде уличных художников или проектов городского благоустройства.

VK

Instagram

В силу проведения фестиваля «Лучший город Земли», на стенах московских домов появилось несколько достойных работ. Это был поп-арт группы «310», портрет с Майей Плисецкой бразильца Эдуарда Кобры и многие другие работы. Но радовали они не долго, а в настоящее время уже закрашены. Сейчас на стенах домов красуется в основном то, что получилось в результате реализации проектов «Новатек Арт». Нельзя сказать, что это плохо. Некоторые работы вполне достойные, включая вызвавший столько споров мурал с белокурой девушкой, которой оказалась жена гендиректора компании, выступавшей в роли подрядчика. Иным является к ним отношение. Для нашего человека мурал остаётся чем-то более близким к плакату, временным явлением, которое может исчезнуть в любой момент по воле чиновников из соответствующего департамента. При этом сама стоимость работы может не иметь серьёзных отличий от той, что утвердилась в странах Европы и США.

Классификация и особенности муралов

Мурал — это уникальный вид монументальной живописи, в котором присутствуют черты как традиционной фрески, так и современного стрит-арта. Созданные искусными художниками габаритные произведения искусства могут различаться по таким параметрам:

  • Тематике.
  • Технике исполнения.
  • Типу красок.
  • Жанру.
  • Стилю.

Среди множества разнообразных муральных тематик наибольшей популярностью в большинстве стран мира пользуются:

  • Социальная. Затрагивает острые проблемы современного общества, вызывает у людей сочувствие и желание помочь героям произведения.
  • Патриотическая. Является частью официальной пропаганды государства, используется властями для возвеличивания страны и выдающихся исторических деятелей.
  • Философская. Служит средством выражения индивидуальных творческих идей художника, вызывает сильные эмоции у зрителя.
  • Эстетическая. Идеально подходит для улучшения визуального восприятия городского пространства, имеет нейтральную эмоциональную окраску.
  • Религиозная. Прославляет величие Бога и заставляет человека задуматься о вечных духовных ценностях.

Муралы, как и обычные городские граффити создают с помощью нескольких различных живописных техник. Основными инструментами для нанесения изображений на стену служат:

  • аэрозольные баллончики с красками;
  • валики;
  • кисти;
  • заранее подготовленные трафареты.

От других форм уличного искусства муралы отличаются не только большими габаритами, но и тремя другими важными особенностями:

  • Во-первых, создание масштабного произведения искусства требует значительных затрат сил и художественных материалов. Это приводит к необходимости поиска и привлечения к реализации проекта состоятельных меценатов.
  • Во-вторых, художник должен получить разрешение от городских властей и (или) владельца здания перед началом работы. Игнорирование этого правила чревато неприятными последствиями, в том числе денежным штрафом.
  • В-третьих, авторы муралов чаще всего выполняют заказы кураторов или спонсоров и получают за свою работу солидное денежное вознаграждение. Инициатива по созданию монументального произведения искусства происходит сверху.

Разноцветные дома как средство от депрессии

Бытует мнение, что стены домов на Крайнем Севере России неспроста окрашены в разные цвета. Таким образом правительство постаралось наполнить непростую жизнь северян яркими красками. Судите сами: среднегодовая температура региона предельно низка, растительность — скудна и однообразна, вдобавок ко всему Полярная ночь погружает и без того банальный пейзаж во мрак… Обилие серых оттенков угнетающе действует на психику человека. То ли дело яркие краски! Например, снятый с вертолета Красноярск, один из самых холодных городов мира, вовсе не выглядит мрачно.

22-летний создатель криптовалюты с названием «мошенничество» стал миллионером

Какие уловки кассиров супермаркетов отошли в прошлое, а какие процветают сегодня

«Расскажи веселый факт о себе»: будьте честны, искренни (примеры ответов)

В яркие цвета окрашивают не только жилые дома. Детский сад в Дудинке, столице Таймыра, тоже пестрый.

И в Воркуте немало ярких зданий, хотя в Сети мы обычно видим фото угрюмых пустеющих домов.

Основные принципы комфортной работы

1

Для каждой групповой активности мы готовим отдельное рабочее поле. Поля для работы разных групп выделяются цветом

Это особенно необходимо, если важно видеть, какие идеи предлагает на сессии каждая группа.

2

У каждого поля для работы мы размещаем блок с правилами и целью такта, чтобы группа в любой момент могла с ними свериться. Если вы считаете, что, увидев этот блок только один раз, участники хорошо его запомнят, то вы глубоко ошибаетесь.

3

Платформа Miro дает возможность добавлять видео

Но обратите внимание, что при просмотре каждый участник включает его для себя самостоятельно, а скорость воспроизведения зависит от скорости соединения с интернетом у каждого.

Для группы из нескольких человек можно использовать MS Teams с интеграцией Miro, но для этого каждому участнику придется авторизоваться на виртуальной доске через «Настройки».

В Mural есть функция Summon («Вызов участников»), позволяющая модератору сфокусировать внимание всех участников на одной части доски. В Miro такая функция называется Bring everyone to me

В каждой из платформ это делается через аватар модератора.

4

Возможности совместной работы существенно расширяются, если делать ссылки на разные поля доски, делиться досками и переходить по ссылкам между разными досками. В этом случае мы уделяем особое внимание продуманной навигации, которая сделает работу комфортной и снизит риск для участников «потеряться» на доске.

5

После завершения работы на доске мы, как правило, прекращаем доступ участников к пространству. Это исключает ситуации, когда какой-то стикер или другой элемент пропадает с доски после сессии

Но важно заранее предупредить об этом группу.
Пространство, где участники пока не работают, можно закрывать серыми блоками. Таким образом группа не отвлекается на то, чтобы «подсмотреть, а что же будет дальше», и сосредотачивается на работе в моменте.

Стрит-арт в СССР и России

Самые первые попытки уличного искусства возникли еще в 1920 г., когда Малевич вместе с Лисицким оформили несколько фасадов в стиле супрематизм.

Спустя пару десятилетий, в 90-е годы, настала эпоха брейк-данса, рэпа и граффити, российскую культуру захватывают американские ценности. Теперь каждый желающий мог стать танцором и художником, при этом необязательно этому учиться. Процесс стал важнее результата.

За стрит-арт был назначен тюремный срок от 3 до 5 лет по статье Порча государственного имущества и Антисоветская пропаганда.

В СССР стрит-арт пришел из западных регионов, куда он проник из США уже в американизированном виде.

В продаже были баллоны с аэрозольной краской для окрашивания машин и просроченная краска из Европы. Именно ее использовали уличные художники. Тогда и мечтать не могли о будущем изобилии.

Самыми первыми представителями уличного искусства были Крыс (Вадим Мейкшанс), Баскет и Макс-Навигатор. С 2003 г. в России проходят первые стрит-арт мероприятия и фестивали. Так хулиганские росписи переросли в настоящее искусство.

Начиная с 2000-х годов стрит-арт стал модным элементом городской среды. Теперь у художников заказывают роспись фасадов, рекламных баннеров, приглашают их для оформления праздников и мероприятий. Открывают настоящие галереи стрит-арта, проводят выставки, фестивали.

Однако стрит-арт в России все еще воспринимают негативно. Для большинства роспись фасадов в любом проявлении – это вандализм, когда за рубежом вандализмом считают закрашенные граффити Бэнкси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector