Молдоване, румыны и цыгане. какая связь между этими народами?
Содержание:
- Орфография
- Мэрцишор – волшебный праздник весны
- Молдавский язык
- Общая информация о Молдавии: население, религия, история, экономика
- 2. Румыны — это те же цыгане
- Жилище
- Наши дни: мексиканский сериал
- Черты менталитета
- Молдаване: внешность, фото
- Семейные традиции молдаван
- Язык: есть проблемы
- Национальный костюм
- Исторические особенности общественного быта
- Основные религиозные праздники
- Распространенные стереотипы
- Контакты со славянами
- Религия молдаван
Орфография
Приветственный знак на молдавской кириллице в Тирасполе , столице Приднестровья , в 2012 году. Фраза на латинице — Bine ați venit!
До XIX века язык обычно писался румынской кириллицей (основанной на старославянском алфавите). И старая кириллица, и латынь использовались до Первой мировой войны , после чего старый кириллица перестала использоваться. В межвоенный период советские власти в Молдавской Автономной Советской Социалистической Республике поочередно использовали латиницу или кириллицу для написания языка, отражая политические цели момента. Между 1940 и 1989 годами, то есть во время советской власти, новая молдавская кириллица заменила латинский алфавит в качестве официального алфавита в Молдове (тогда Молдавская ССР ). В 1989 году латинский алфавит был снова принят в Молдове Законом 3462 от 31 августа 1989 года, который предусматривал правила транслитерации кириллицы в латынь, наряду с правилами орфографии, которые использовались в то время в Румынии . В Приднестровье, однако, используется кириллица.
Академия наук Молдовы не сразу приняла их, но признала как решение Румынской академии 1993 г., так и орфографическую реформу 2005 г. В 2000 г. Академия Молдовы рекомендовала принять правила орфографии, используемые в Румынии, а в 2010 г. переход на новые правила, завершенный в 2011 году (в части публикаций). Однако эти изменения не были реализованы Министерством образования Молдовы, поэтому старые орфографические правила были сохранены в секторе образования, например, в школьных учебниках.
17 октября 2016 года министр образования Корина Фусу подписала Приказ № 872 о применении пересмотренных правил орфографии, принятых Академией наук Молдовы, который вступает в силу в день подписания. С тех пор орфография, используемая учреждениями, подчиненными Министерству образования, соответствует орфографическим нормам, используемым в Румынии с 1993 года. Этот приказ, однако, не применяется к другим государственным учреждениям, и в Закон 3462 не были внесены поправки, отражающие эти изменения; таким образом, эти учреждения продолжают использовать старое написание.
Выбор алфавита является одним из факторов, позволяющих назвать язык «молдавским» или «румынским», при этом кириллица связана с термином «молдавский», а латинский алфавит — с «румынским», что в некоторой степени соответствует использованию слова «сербский» в первом случае. Югославия для обозначения стандартного сербо-хорватского языка, написанного кириллицей. Это тем более, что Молдова медленно принимает реформы и соглашения румынской орфографии с использованием латиницы, а Приднестровье продолжает использовать кириллицу и называть этот язык «молдавским».
Мэрцишор – волшебный праздник весны
Один из самых необычных молдавских праздников называется Мэрцишор. Отмечают его в первый весенний день уже несколько столетий. С появлением этого дня в праздничном календаре молдаван связана одна чудесная легенда.
Она рассказывает о том, что в незапамятные времена на земле вырос хрупкий белый цветок Гиочел (подснежник). Его доброй защитницей, что спасала нежные лепестки от холода, стала сама Весна. Но однажды о хрупком создании узнал холодный ночной вихрь.
Свирепый ветер примчался к цветку, но в тот же миг Гиочела заслонила собой Весна. Разъярённый вихрь вырвал из земли ветку шиповника и бросил её в покровительницу цветов.
Острый шип уколол руку Весны, и алая кровь, капля за каплей, стала падать на цветок. Гиочел стал согреваться, оживая от тёплой весенней крови. С тех пор он стал маленьким вестником прихода весны на землю.
Главный символ Мэрцишора – сочетание красного и белого цветов, именно поэтому молдаване дарят друг другу красно-белые украшения с кистями и цветочками ручной работы.
Такие “мэрцишоры” они носят на протяжении всего марта. Чтобы талисман принёс удачу, его следует прикрепить к одежде, к левой стороне. Когда же первый весенний месяц проходит, “мэрцишор” снимают и, загадав желание, вешают на дерево.
Праздник Мэрцишор в Молдавии
В традициях молдаван можно заметить и весёлый нрав этого народа, и его верность своим национальным обычаям, и радушие, и лирические нотки, что буквально пронизывают весь фольклор Молдавии. Неспроста молдавский народ так гордится своей культурой – она хранит память о прошлом и помогает выбирать правильный путь в будущее.
Молдавский язык
Создание единой языковой общности непосредственно связано с формированием национальности молдаван, политическим и государственным статусом региона их проживания. Первые упоминания именно о молдавском языке появляются в источниках XVII века. Хронист Григорий Урек пишет о том, что на этом языке разговаривают валахи, молдаване и трансильванцы.
В этот же период появляются первые письменные издания на кириллице. Ранее для церковной, административной документации и в литературе использовался церковнославянский. Причем он являлся именно языком официальных документов и не использовался в устной речи.
Литературный молдавский язык, начавший активно развиваться с 17 века, окончательно сформировался во второй половине девятнадцатого столетия. В это же время проявились различия между молдавским и румынским языками. Они сохраняются и сегодня.
Поэтому государственным языком республики считается, несмотря на свою языковую идентичность с румынским, именно молдавский, славянский компонент которого выражен сильнее. Характерной особенностью современных молдаван является также владение или близкое знакомство с русским языком. В зависимости от ситуации и контекста беседы многие довольно легко переключаются с одного языка на другой.
Общая информация о Молдавии: население, религия, история, экономика
Республика Молдова – небольшое государство в юго-восточной части Европы, которое граничит всего с двумя странами – Румынией и Украиной. На юге имеет выход к реке Дунай. В состав Молдавии входит автономное образование Гагаузия, а также Приднестровская Молдавская Республика (де-факто – самостоятельное непризнанное государство).
Сегодня в стране проживает около 3,5 млн человек, включая население ПМР. Это молдаване, русские, украинцы, болгары, гагаузы, поляки, греки. Республика Молдова входит в тройку беднейших государств Европы. Ввиду исключительной скудности минерально-сырьевых ресурсов промышленность развита слабо. Главное богатство Молдавии – это земля. Здесь выращивают все, что можно выращивать в умеренных широтах (от пшеницы и кукурузы – до клубники и табака). Главные статьи государственного экспорта – это вино и сельхозпродукция.
В древности религиозные верования молдаван были тесно связаны с культом быка (или тура). Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, в частности глиняные фигурки этого животного, которые датируются учеными III-IV тыс. до нашей эры. Значительно позже сюда проникли христианские идеи. Какая религия в Молдавии является основной на сегодняшний день?
2. Румыны — это те же цыгане
Цыгане в Румынии действительно есть, но их не так много, как принято думать: по официальной статистике, около 3 % населения, по неофициальным данным — до 11 %. Считать румын и цыган одним народом — большая ошибка: цыгане — этническая группа индийского происхождения, а предками румын были фракийцы, обосновавшиеся на востоке Балканского полуострова.
Вероятно, путаница возникла из-за созвучия, ведь цыгане называют себя рома. Но название Румынии и ее жителей происходит не от этого слова, а от латинского romanus — «римский».
Но кое в чем эти народы все-таки похожи: так же, как и цыгане, румыны очень музыкальны, любят народные песни и танцы. Этническая музыка звучит не только на свадьбах и фестивалях, но и в эфире многих национальных радиостанций, причем молодежь слушает ее не менее охотно, чем старшее поколение.
Жилище
Молдавские поселения в XV—XVII вв. располагались в основном на берегах, террасах и в долинах рек, на склонах холмов. Наиболее древний тип планировки поселения в Молдавии — приречный, или линейный. Со временем появились и другие типы поселений — кучевой, или гнездовой, улично-квартальный.
Крестьянская усадьба состояла из жилого дома и нескольких хозяйственных построек различного назначения (помещение для скота, для хранения зерна и орудий труда, погреб, летняя кухня и т. д.). Часть усадьбы занималась под сад, огород и виноградник. Усадьба окружалась деревянным или каменным забором, а ворота украшались орнаментом.
Если в XIV—XVI вв. преобладало однокамерное жильё-землянка или полуземлянка, то в конце XVI — начале XVII вв. уже появляется наземное жильё, которое в XVII—XVIII вв. распространяется по всей территории Молдавии. В XIX веке возникает молдавский трёхкамерный дом, состоящий из сеней (тиндэ), жилой комнаты и «каса маре» (гостиная). В настоящее время крестьяне строят многокомнатные дома с удобствами приближающимися к городским, однако традиционные комнаты сохраняются.
Значительное место в украшении жилых домов занимает художественно обработанное дерево и камень. Народное молдавское жилье различается в разных регионах. В северных районах жилые дома украшают орнаментом больше, чем в южных. На севере дома часто украшаются цветной росписью и украшениями из декоративной прорезной жести. Обязательным элементом является стеклянная веранда. В центральных и южных районах в зданиях сохраняются завалинка и галерея, деревянные столбы или каменные колонны. На юге распространены длинные дома, стоящие торцом к улице, имеющие обычно двухскатную крышу и деревянные столбы или каменные колонны. Интерьер украшают изделиями народных ремесленников.
Наши дни: мексиканский сериал
В происходящем двадцать лет спустя уже меньше сказок и песен и просто нормальная такая неразбериха в духе мексиканских сериалов (и, честно говоря, обычной жизни). Тут нет особого смысла искать этнографическую составляющую: все цыгане в кадре тесно вжились в русское общество (как и в реальности часто бывает) и их цыганство не так бросается в глаза, уйдя в область внутренней, внутрисемейной жизни. Но Рада настолько обаятельный персонаж, что даже если зрителям сериала была поначалу интересна цыганская экзотика — они волей-неволей стали с интересом следить уже лично за ней.
Не только этнография привлекает внимание в сериале. Интересное о «Цыганке»: родословная Рады, девочка в роли мальчика и курица Алла Борисовна
Черты менталитета
Если говорить о чертах национального характера, то молдаване – это целый набор характерных признаков, одна часть которых соответствует действительности, другая – часто относится к разряду клише.
Большинство отмечают их трудолюбие, доброжелательность, опрятность, гостеприимность, приверженность семейным ценностям, умение искренне веселиться и праздновать.
Расхожее представление о трех основных целях (посадить дерево, выстроить дом и вырастить сына) соответствует жизненным ценностям многих молдаван. Параллельно, как они сами отмечают, включается принцип «кум се каде» («как у людей», «не хуже, чем у других»). И это, с одной стороны, мотивирует на достижение определенных жизненных целей, с другой – часто приводит к стремлению соответствовать неким навязанным идеалам.
Еще одной чертой характера молдаван можно назвать исполнительность, а также чинопочитание и готовность соблюдать иерархию, как в профессиональной, так и в личной жизни.
Интересны идеологические ценности молдаван. Здесь можно выделить два ключевых элемента. Это подчеркивание преемственности Молдавии и Римской империи, а также некоторая мифологизация фигуры господаря Стефана чел Маре (Великого). Именно при нем Молдавское княжество переживало период расцвета и ненадолго стало активным игроком на политической арене Европы.
Молдаване: внешность, фото
Вам будет интересно:Искусство на Дальнем Востоке: художественный музей в Хабаровске
Характеристика любой народности редко обходится без упоминания внешних признаков. Когда разговор заходит о внешности молдаван, часто упоминается определение «романский тип». И действительно, значительная часть населения соответствует этим признакам: темные, часто курчавые волосы; высокий лоб; тонкий нос (нередко с горбинкой); кожа чуть смугловатая; глаза обычно карие или зеленые, хотя бывают также серые и голубые.
Таким образом, отличить молдаван на фото в целом можно, но это не относится ко всем представителям нации. Во-первых, их вполне можно спутать с итальянцами. И дело не только в смуглом лице и курчавых волосах, но и в довольно эмоциональной мимике, жестикуляции и голосе во время общения. Во-вторых, городское население более космополитично, среди них встречается много «европейских» типажей, в том числе, светло-русые и голубоглазые. Кроме того, на территории Молдовы традиционно проживают евреи, армяне, цыгане, староверы-липоване, православные тюрки (гагаузы).
Что касается одежды, то колорит здесь можно наблюдать в основном в глубинке. Например, ношение халатов и безрукавок поверх одежды в прохладное время года. В Кишиневе же одеваются вполне обычно, в общеевропейском стиле. Более того, туристы отмечают малочисленность неформальных молодежных движений, часто выделяющихся своим внешним видом.
Семейные традиции молдаван
С ходом времени многие обычаи претерпевают изменения, однако молдавская свадьба стала одним из тех праздников, где свято хранятся даже старинные ритуалы. Накануне торжества жених и невеста выбирают семейную пары, что станет их добрыми наставниками.
Впоследствии молодая семья должна прислушиваться к советам своих “посажёных родителей”. Не менее интересный свадебный обряд называется Маса Маре (Большой Стол).
Он подразумевает процесс дарения подарков молодожёнам. Каждый гость должен рассказать о своём подарке и произнести пожелание молодой паре. Чаще всего наиболее значимым оказывается подарок родителей, что первыми начинают Маса Маре.
Когда же в семье происходит пополнение, молдаване устраивают обряд кумэтрия. Это – крещение младенца. У малыша может быть большое количество крёстных, до 50 человек. Каждому из них родители дарят калачи, а те в ответ приносят подарки маленькому крестнику.
Язык: есть проблемы
Цыганский язык в кадре звучит часто — в виде фраз и отдельных слов, что очень приятно. Но очень заметно, что для ряда актёров (и сценаристов) он не родной. Как звучит цыганский в устах актёров-цыган (киевляне Игорь и Людмила Крикуновы), там, где это слышно за переводом — не смущает, а вот Баро и Рада… То и дело звучит звательный падеж в качестве именительного («чяялэ» — это не просто слово «девушки», это обращение к девушкам, «дае» — обращение к маме, а не просто «мама»), порой путаются ударения — в общем, в этом вопросе есть недоработки.
В эту ткань сюжетов и древних, и вечных, сценаристы постарались вплести цыганский фольклор, вот только не учли региональных особенностей. Я никогда не слышала, чтобы в России упоминали урм (цыганских фей, как подсказывают интернет-справочники) — быть может, это персонажи сказок более западных цыган.
Есть проблемы и с русским языком у персонажей: Баро (актёр Андрей Ланд), деревенский парень, пусть и очень богатый, разговаривает словами и интонациями современного средней интеллигентности юноши (как и бандит Алексей, кстати).
Национальный костюм
Вам будет интересно:Искусство на Дальнем Востоке: художественный музей в Хабаровске
Если искать в сети фото молдаван, то в большинстве случаев это будут изображения в национальной одежде. Она действительно довольно колоритна.
Обычно ее надевают во время государственных праздников и фестивалей. До сих пор существуют мастера, которые занимаются пошивом именно такой одежды с соблюдением всех традиций.
Национальный мужской костюм молдаван состоит из темных штанов, белой рубашки, меховой безрукавки или суконного жилета, бараньей шапки или колпака и кожаной обуви ручной работы. Обязательный элемент – шерстяной пояс синего, красного или зеленого цвета длиной до трех метров. Примечательно, что традиция носить бараньи шапки и меховые безрукавки сохраняется в некоторых селениях и по сей день.
В ансамбль женского костюма входят: многоклиновая юбка с полотняным фартуком, белая рубашка с орнаментом, платок-басма или покрывало, часто тяжелое ожерелье марджели. Рубашка подвязывалась шерстяным поясом, сверху набрасывалось покрывало, частично закрывавшее голову. Также носили жилеты (пептар).
Ткань для одежды традиционно пряли женщины, опыт передавался в семье из поколения в поколение. Обычно это были лен и шерсть. Современные аналоги изготавливают из хлопчатобумажной ткани.
Исторические особенности общественного быта
В общественном быту отмечены черты патриархального уклада семьи. Строго соблюдалось почтение к старшим, которых младшие члены семьи называли обязательно на «вы», целовали руки. Жена к мужу обращалась тоже в почтительной форме. Однако женщина в семье и прежде занимала довольно независимое положение. Характерен бытовавший еще в XIX в. обычай, по которому мать новорожденного ребенка получала особые привилегии в день родов, и муж должен был ей во всем повиноваться. Это какой-то пережиток матриархата. Сейчас в колхозных семьях установилось равноправие полов.
В прошлом в Бессарабии господствовало, как и в других областях дореформенной России, крепостное право, но с некоторыми особенностями. Крестьяне-общинники издавна считались в Молдавии лично свободными, однако еще в средние века расхищение «боярами» общинных земель (XIV—XVII вв.) привело к фактическому закрепощению большей части крестьян («царанов»): они были обложены тяжелыми барщинными повинностями и оброками в пользу бояр. Переход части Молдавии (Бессарабии) под власть России в 1812 г. не изменил положения царанов. Они продолжали считаться лично свободными, но своей земли не имели, а за пользование «боярской» и монастырской землей несли тяжкие повинности. Крестьянская реформа прошла в Бессарабии в 1868 г., но фактически на крестьянах оставалось гнетущее бремя повинностей.
Бывшие помещичьи и монастырские крестьяне—цараны—составляли около 70% всего населения Молдавии. Кроме них, была еще прослойка-«резешей» (их было всего около 10% всего населения). Это были крестьяне на бывших общинных землях, не захваченных феодалами; но на резешских землях селились и выходцы из разных других сословий, поэтому состав резешей был пестрым.
Существовали и промежуточные классовые и сословные группы, стоявшие выше крестьян: «рупташи» — выходцы из духовного сословия, «мазылы» — низшее чиновничество; еще выше были «боеринаши» — мелкопоместное и служилое дворянство. Царское правительство приравняло (1847 г.) боеринашей к личным дворянам, рупташей и мазылов — к русским однодворцам.
Сохранение этих остатков средневековых сословий характерно для социального строя досоветской Молдавии.
В эпоху капитализма из крестьянской среды выделилась кулацкая верхушка. Беднота была в чрезвычайно тяжелом положении.
Сельской общины у молдаван не сохранилось, но следы ее бытовали до недавнего времени. Одним из них был обычай «клаки», соответствующий русским «помочам»: все должны были помогать односельчанину при постройке дома или в случае других надобностей. Этим обычаем пользовались, как и у русских, кулаки, заставляя бесплатно работать на себя односельчан.
С победой колхозного строя все виды классового гнета в Молдавии ликвидированы.
Основные религиозные праздники
В Молдавии религия невероятно прочно вплетена в повседневную жизнь и культуру ее жителей. Даже те молдаване, которые считают себя атеистами, все равно продолжают ходить в церковь. К самым крупным православным праздникам в стране можно отнести следующие даты:
- Рождество Христово (7 января);
- Крещение Господне (19 января);
- Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля);
- Успение Пресвятой Богородицы (28 августа);
- Пасха;
- Вербное Воскресенье (за неделю до Пасхи);
- День Святой Троицы (на 50-й день после Пасхи).
Главный религиозный праздник в Молдавии – это Пасха. Традиционно он начинается в полночь. Каждый год в пасхальную ночь в Кишинев привозят Благодатный огонь из Иерусалима, который затем распространяется по всем церквям и монастырям страны. В каждом храме проводится служба, в конце которой священник освящает принесенные прихожанами блюда. По традиции в пасхальной корзине должны быть крашеные яйца, куличи, «бабки» (сладкие запеканки из лапши), соль и сахар.
Распространенные стереотипы
Стереотипы о цыганах пошли от многочисленных рассказов о их жизни, историй пострадавших от мошенничества и собственных наблюдений людей, поскольку цыгане присутствуют практически в каждой стране мира.
- Не имеют родины. Цыгане — люди без определенного гражданства, в котором им часто отказывают даже при условии рождения в данной стране. Признание народности нетерриториальной сделало их юридически «невидимыми».
- Не любят учиться. Представители народности отдают детей в школу, чтобы научить элементарным знаниям: читать, писать, считать. Зачастую после этого ребенок бросает занятия, помогая родителям в торговле.
- Почетным у цыган считается много пить и при этом не пьянеть.
- Цыгане хорошие психологи, обладающие гипнозом. По этой причине их следует сторониться, гадание у них принесет больше вреда, чем пользы. Главная цель цыганки — получить доход. Способностью предсказаний обладают редкие личности, остальные создают вокруг себя магический образ: колдовские шары, карты таро и прочую атрибутику.
- У цыган высока статистика домашнего насилия. Жена несет тяжелое бремя, подчиняясь мужу-тирану, при этом вынуждена терпеть, поскольку традиция предполагает брак на всю жизнь.
- В семье цыган должен быть хоть один сын. Если этого долго не случается, мальчика берут из приюта, невзирая на его национальность. Это стало одной из причин, объясняющей утверждение, что цыгане воровали детей. Часто люди, увидев в таборе светлого, голубоглазого и совершенно непохожего на других ребенка, заявляли, что его украли.
- Если у семьи двухэтажный дом, женщина не может подняться на второй этаж, если муж находится на первом
Контакты со славянами
Славяне также оказали свое влияние на историю Молдовы. Проникая в Днестровско-Карптские земли, они двигались на Балканский полуостров, по пути ассимилируя местное население. Это археологически подтверждается керамикой черняховского периода и тридцатью поселениями, датированными примерно VI — VII веками н. э. Это были представители племенных союзов антов и склавинов, наводившие ужас на Константинополь.
Упоминание о них встречается на страницах «Повести временных лет», трудов Иордана, хроник Византии. С появлением половцев (XI — XIII вв.) славяне значительно растеряли свою главенствующую роль на этих землях. В результате столкновений с кочевниками количество поселений резко сокращается.
Но с востока шла новая угроза – Золотая орда. Новая, доселе невиданная угроза потребовала мобилизации сил всего общества.
Религия молдаван
Если говорить о религиозной составляющей, то здесь картина достаточно однородна. Ответить на вопрос, какой веры молдаване, просто: православной. Это подтверждается статистическими данными.
Практически 98 % верующего населения исповедует православие. Но вот внутри православной религии молдаван выделяется два основных направления. Здесь представлены Молдавско-Кишиневская и Бессарабская метрополии. Первая относится к Московскому патриархату, имеет шесть епархий. В целом, на ее долю приходится почти 90 % всех приходов страны. Она действует с 1992 года, а фактически является преемницей созданной в начале XIX века Хотинско-Кишиневской метрополии.
Бессарабская метрополия Румынской церкви остается в меньшинстве, ее приверженцами являются 11 % верующих. Она автокефальная, имеет ряд особенностей, и находится в довольно неоднозначных отношениях с государственными властями.
Основное различие двух метрополий – язык церковного служения. В первом случае используется церковно-славянский, во втором – старомолдавский. При этом обе метрополии используют еще и греческий. Надо отметить, что каких-то явных и серьезных трений между ними не наблюдается.
Одним из значимых религиозных трудов в Молдове считается Катехизис (136 жизненных заповедей со множеством комментариев).