Малая азия

История

Исторические области Малой Азии во времена классической античности.

Малая Азия к 550 году до н. э., перед персидским вторжением

В древности (примерно с V—IV вв. до н. э.) Малая Азия носила у греков название — Анатолия (др.-греч. Ανατολή Anatolē, буквально — восход, восток). Термин «Малая Азия» был впервые введён христианским историком Павлом Орозием в своей работе «История против язычников в 7 книгах», для отделения этого региона, обращённого в христианство ещё апостолом Павлом (Малоазийские церкви), от остальной Азии.

Территория Малой Азии в разные исторические периоды входила (полностью или частично) в состав различных государственных образований древности и раннего Средневековья (Хеттское царство, Лидийское царство, Мидия, Держава Ахеменидов, Великая Армения, Малая Армения, Киликия, Западная Армения, Македонская империя, Государство Селевкидов, Понтийское царство, Пергам, Древний Рим, Византия, Конийский султанат и др.).

С середины XVII до начала XIII вв. до н. э. гегемонию в Малой Азии установили хетты. На востоке полуострова и в Армении возник ряд союзов племён, позднее объединившихся в государство Урарту. На юго-востоке в это время существовали государственные образования хеттов — сначала Древнее Хеттское, потом Новое Хеттское царства.

Восточные, центральные, северные и южные области Малой Азии были населены армянами вплоть до геноцида армян в 1915 году. В этот период здесь существовали ряд армянских государств и этно-территориальных образований, таких как Хайаса (1500—1290 гг. до н. э.), Малая Армения (600 г. до н. э. — 428 г. н. э.), Ервандидская Армения (570—200 гг. до н. э.), Западная Армения (387—1921 гг.), Киликия (1080—1375), Царство Филарета Варажнуни (1071—1086), Армянская империя (95—55 гг. до н. э.), Коммагена (163 г. до н. э. — 72 г. н. э.), Васпураканская республика (1915—1918), и другие.

Позднее центральная Анатолия была занята фригийцами, а на юго-западе возникло Лидийское царство. В 546 до н. э. правитель Лидийского царства Крёз потерпел поражение от персидского царя Кира II. С этого времени Малая Азия попадает под влияние сначала персидской, а затем, в IV веке до н. э., с созданием империи Александра Македонского, — эллинской культуры.

Во II веке до н. э. Малой Азии достигли римляне, постепенно подчинившие её себе и разделившие её на несколько провинций (Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия). Романизации населения, однако, не произошло, и регион остался преимущественно греческим и/или эллинизированным. В Малой Азии приморские равнины были населены преимущественно греками. На западе полуострова проживали эллинизированные лидийцы, с северо-востоку от них фригийцы, битины и мисы. Население Анатолийского плато было представлено каппадокийцами и родственными им народами (исаврами, киликийцами, писидами, ликаонцами и пафлагонцами), которые имели долгую историю обитания на этих землях, а также галатами и отдельными группами иудеев (во Фригии), греков и персов, проживавших преимущественно в городах. На северо-востоке Малой Азии в районе Понта обитали греки, родственные грузинам лазы, чаны и мосхи. На Армянском нагорье проживали армяне. В период расцвета империи население Анатолии достигло, по оценкам, 12—14 млн человек. Крупнейшим городом региона в этот период был Эфес (не менее 250 тыс. жителей). В позднеримскую эпоху Анатолия также стала одним из самых христианизированных регионов мира.

После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи (Византии), которая поддерживала эллинизированный характер большей части её населения. Эллинизация, однако, практически не затронула многочисленное армянское население империи, которое успешно конкурировало с греками, особенно во внутренних и восточных регионах. Постоянные трения между греками и армянами облегчили задачу постепенного покорения и заселения Малой Азии волнами тюркских кочевников.

В XI веке бо́льшая часть Византии была захвачена турками-сельджуками, создавшими в центре Малой Азии своё государство — Конийский султанат. Как показали раскопки Сагалассоса, процесс мусульманизации и тюркизации полуострова не был мирным, и греко-христианское население оказывало ему активное сопротивление вплоть до начала XIV века.

В течение XIV—XV веков турки-османы уничтожили Византию, создав на её обломках Османскую империю (после Первой мировой войны — Турция). Согласно Р. Шукурову, в XIV—XV веках из большей части Анатолийского полуострова были вытеснены автохтоны этих земель — греки и армяне.

Пергам (Пергамское царство)

Первоначальная территория Пергама, который был расположен в северо-западной части Малой Азии, была невелика. Плодородные поля, луга и сады в долине реки Каика создавали благоприятные условия для сельского хозяйства, а близость к побережью и островам Эгейского моря открывала возможность для развития и оживленного обмена.

В этих условиях небольшая крепость, какой являлся Пергам в IV в. до н.э., быстро превратилась в главный центр государства. Население Пергамского царства с успехом выдержало борьбу с вторгшимися на его территорию кельтскими племенами галатов и с могущественным эллинистическим государством Селевкидов.

Во время войны диадохов Пергам, как надежный и хорошо укрепленный самой природой пункт, сделался местом хранения казны Лисимаха. Охрана казны была поручена евнуху Филетеру. Воспользовавшись смутами при дворе Лисимаха, Филетер перешел на сторону Селевка. Однако фактически Филетер сделался независимым правителем.

Политическая обстановка побуждала Филетера к проэллинской политике. Связи с Элладой и греческими полисами Малой Азии служили известной опорой в борьбе Пергама с галатами и могли оказаться полезными при столкновениях с Селевкидами. Преемник Филетера Эвмен одержал в 262 г. до н.э. решительную победу около Сард над армией Антиоха I. С этого времени Пергам начинает играть более значительную роль в международных отношениях.

Внешняя политика Пергама этого времени ознаменована разрывом с Селевкидами и союзом с Египтом. После смерти Замена в 241 г. до н.э. власть над Пергамом перешла к Атталу I, который правил до 197 г. до н.э. Аттал I устранил угрозу со стороны галатов. Он отказался от уплаты им дани и в битве у истоков Каика в 228 г. до н.э. наголову разгромил их. После этой победы Аттал принял царский титул и культовое имя “спаситель”.

Аттал настолько осмелел, что вмешался в борьбу в царстве Селевкидов и достиг здесь больших успехов. Непродолжительное время он господствовал над большей частью Малой Азии. К концу правления Аттала I Пергам последовательно ориентировался на Рим. До поры до времени Пергам пожинал плоды этой внешней политики в виде крупных территориальных приобретений, торговых преимуществ. Но вместе с тем Пергам все более и более подпадал под римское влияние.

Главной опорой Атталидов являлась армия. По своему составу она была очень разнообразна. Наряду с наемниками из разных уголков эллинистического мира большое значение в армии имели и местные жители — мисийцы, а также граждане Пергама. Воины обеспечивались земельными наделами. Часть военных колонистов получала необработанные участки подобно тому, как это позднее осуществлялось в птолемеевском Египте.

По численности пергамская армия уступала войскам Селевкидов или Птолемеев, но по техническому оснащению явно превосходила их. Пергам представлял собой первоклассную крепость с обширным арсеналом. Атталиды широко использовали достижения эллинистической осадной техники в войнах, которые вели.

Главную роль в политической жизни государства играла столица — город Пергам. В Пергаме существовали обычные греческие учреждения — народное собрание, городской совет, выборные должностные лица, филы и демы. Фактическая же власть, контроль за ходом дел, за выборами и за финансами, а также законодательная инициатива находились в руках пяти стратегов, которые назначались непосредственно царем.

Столица царства была расположена в нескольких милях от моря. Город соединял типичные черты эллинистического полиса и пышное великолепие царской резиденции восточного государства. Многочисленные статуи, картины, искусно сделанные мозаики служили украшением дворцов и храмов. В Пергамской библиотеке хранилось свыше 200 тысяч рукописей, а также велись научные исследования.

Карта Вифинии в III веке до н.э.

Чем ещё заняться в Малайзии

Одно из самых популярных занятий – посещение местных праздников. Благодаря интеграции различных культур, торжеств в стране довольно много:

  1. 1. Китайский Новый год – отмечается на территории всей страны. Самые яркие праздничные шествия проходят в китайском районе столицы Куала-Лумпур: шествие драконов, китайские фейерверки и петарды, праздничные огни. Длится это мероприятие с первого по пятнадцатый день нового лунного цикла. Дата смещается.
  2. Формула 1 Petronas Malaysia Grand Prix – автогонка F1 или гонка GP, проводится на автодроме Sepang International Circuit. В это время здесь много болельщиков, гонщиков из всех стран, энтузиастов и тех, кто впервые решил увидеть зрелищное событие вживую.
  3. В марте проходит международный фестиваль воздушных шаров: гигантские воздушные шары, проплывающие над озером Путраджайя, имеют классические и фантазийные формы – звери, животные, птицы. Длится 4 дня.
  4. Индуистский религиозный праздник Тайпусам проходит в январе — феврале, в это время многие достопримечательности и храмы закрыты для туристов. Праздник начинается в храме Шри Мхамарриаман, шествие движется к пещерам Бату. И здесь, в конечной точке, туристов ждёт зрелище не для слабонервных: религиозные фанатики наносят себе многочисленные порезы, значение которых – искупить грехи, совершённые в течение года, кровью. Согласно вере, это поможет получить милость и защиту Богини-матери. В это время стекаются паломники со всего света, и в Куала-Лумпур становится довольно тесно.
  5. Международный Фестиваль Воздушных змеев, который проходит в середине февраля и длится пять дней.
  6. Международный Фестиваль птиц, который проводится с 10 марта по 11 марта, собирает орнитологов и любителей. Цель – привлечь общественность к вопросу экологии.
  7. Регата Лепа Семпорна – двухнедельный праздник, в котором можно увидеть не только красочные лодки морских цыган, но и национальные игры на воде, гонки на каяках, перетягивание каната и состязания по гребле. В конце апреля на пирсе, где проходит фестиваль, работает самый большой рынок морских деликатесов.

Малайзия относится к числу стран, куда россиянам разрешён безвизовый въезд сроком до 30 дней. Если планируется активный отдых с посещением заповедников и парков и активное участие в водных развлечениях, перед поездкой лучше оформить медицинскую страховку.

Галатия

Совсем иной характер имела Галатия — область, некогда являвшаяся центральной частью Фригийского царства с древним фригийским культовым центром, городом Пессинунтом, а также городами Гордием и Анкирой. Пессинунт считался священным городом великой матери богов — Кибелы.

В начале III в. в этой области осели галаты после поражения, которое нанесли им войска Антиоха I. К этому времени галаты еще находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Их племенное устройство сохранилось и после поселения в Малой Азии. Во главе трех галатских племен — толистоагов, текто-сагов и трокмов — стояли племенные вожди. Условия для дальнейшего развития этих племен оказались мало благоприятными.

Зажатая между владениями гигантского государства Селевкидов и территориями быстро развивавшихся Пергама, Понта и Вифинии, Галатия оказалась отрезанной от выходов к морю и от путей, по которым осуществлялся торговый обмен.

Карта Каппадокии в III веке до н.э.

Открытие Хеттов.

Хетты были известны до середины прошлого столетия только по данным Библии. В русском переводе Библии «сынами хеттовыми», «сынами Хета», «хеттеями», «хеттеянами» названа одна из доеврейских народностей Палестины п Сирии. Именно поэтому ученые сперва считали родиной хеттов Палестину или Сирию, что не подтвердилось дальнейшими исследованиями. Что касается античных авторов, то они вообще не имели представления о хеттах.

Существование хеттов как одного из крупных народов древнего Востока подтвердилось в прошлом веке успешной дешифровкой египетской иероглифики и аккадской клинописи.

С конца прошлого столетия о хеттах стало известно также из клинописных текстов архива из Телль-Амарны в Египте, содержавшего дипломатическую переписку египетских фараонов (в частности, Аменхетепа III и Аменхетепа IV—Эхнатона) с разными царями государств Ближнего Востока (на аккадском языке). Судя по этой переписке, Хеттское царство могло рассматриваться как сильное государство, центр которого находился где-то в Малой Азии, а его политическое влияние распространялось па районы Северной Сирии, где сталкивались интересы египтян, хеттов и Митанни. Было ясно, что Хеттское царство (по-египетски, в условном чтении, Хета; по-аккадски Хатти) являлось крупнейшей державой древнего Востока, соперничавшей как с Египтом, так и с Ассирией.

Предположение о господстве хеттов в Малой Азии полностью подтвердилось только с начала нашего столетия, когда в 1906—1912 гг. под руководством немецкого востоковеда Г. Винклера производились первые археологические раскопки в турецком селении Богазкёй (в 150 км к востоку от Анкары). Археологи открыли здесь тысячи клинописных табличек, часть которых была составлена на аккадском языке, а подавляющее большинство написано хорошо знакомой аккадской клинописью, но на каком-то неизвестном тогда древнем языке, дешифровкой которого сразу занялись ученые. Уже в 1915 г. чешскому исследователю Б. Грозному удалось определить характер этого языка и заключить, что он принадлежал к индоевропейской языковой семье. Ученые назвали его «хеттским клинописным» (в отличие от «хеттского иероглифического» — вернее, лувийского, — образцы которого также были обнаружены в Северной Сирии и Малой Азии еще до начала прошлого века). Само древнее население Малой Азии называло «хеттский клинописный» язык «неситским» (по имени г. Неса — точнее, может быть, Гнеса; более древнее название Канес, или Каниш). В том же архиве были найдены тексты п на других древних языках Малой Азии.

Дешифровка найденных в Богазкёе табличек показала, что обнаружен клинописный архив, содержащий тексты разного характера. На месте Богазкёя была расположена столица хеттов Xaттyca, или Хаттуша. Свою страну (и царство в целом) хетты обозначали термином «Хатти». Основная территория распространения собственно хеттов (неситов) включала в себя не Палестину и Сирию, как предполагалось раньше, а центральную часть Малой Азии. Большая часть Анатолии и районы Северной Сирии (а порой и Северной Месопотамии) лишь подчинялись хеттам.

Расшифровка хеттских клинописных текстов из Богазкёя положила начало новой науке — хеттологии, изучающей историю, языки и культуру населения Малой Азии (с древнейших времен до середины I тысячелетия до н.э.). Археологические раскопки, ведущиеся и поныне в разных местах Малой Азии, выявили не только новые клинописные тексты, но и ценнейшие памятники материальной культуры, свидетельствующие о том, что корни исторического развития Малой Азии уходят от II тысячелетия до н.э. далеко в глубь веков.

Климат и реки

Климатические условия не благоприятствуют развитию густой речной сети. Немногочисленные реки маловодны и имеют неравномерный режим. Многие реки пересыхают, в связи с установлением летом прочного антициклона. Самые крупные реки, направляющиеся в Чёрное и Средиземное моря, а также реки бассейна Тигра и Евфрата стекают с восточных хребтов области. Самая длинная река — Кызыл-Ирмак — достигает 950 км и впадает в Чёрное море, образуя заболоченную дельту. Не имея судоходного значения, реки играют большую роль как источники орошения и водоснабжения. На некоторых устроены плотины и водохранилища.

Озёрные котловины имеют тектоническое и карстовое происхождение. Почти все они лишены стока и сильно засолены. Самое крупное озеро Туз расположено в средней части Анатолийского плоскогорья и окружено полосой заболоченной низменности.

Во многих районах, сложенных с поверхности известняками, практически отсутствуют поверхностные воды, и население страдает от недостатка воды. Почти совершенно безводны южные полуострова и некоторые районы Анатолийского плоскогорья.

Леса занимают небольшие площади. С одной стороны, это следствие природных условий, а с другой — результат длительного истребления лесов.

На востоке Малоазиатское нагорье без резких границ переходит в Армянское нагорье, на западе — в горные хребты западной части полуострова Малая Азия, ведущие к Эгейскому морю. Хребты подходят к побережью перпендикулярно, вследствие чего береговая линия сильно расчленена. Здесь имеются удобные и глубокие бухты. Здесь расположен важный порт азиатской Турции — Измир (Смирна).

Климат

Турция — страна преимущественно горная. В связи с этим климат страны носит в среднем горный характер и черты континентального климата. Лето во внутренних континентальных районах Турции повсеместно жаркое и засушливое, зимы снежные и холодные. На Эгейском и Средиземном море климат средиземноморский, с более мягкой зимой, устойчивый снежный покров не образуется.
На Чёрном море климат умеренно-морской с характерными для него тёплым летом и прохладной зимой. Средняя температура зимой (в январе) составляет примерно +5 °C, летом (в июле) — около +23 °C. Осадков выпадает до 1000—2500 мм в год. Летом среднесуточная температура может превысить 30 и (изредка) 35 °C, а жара может превысить +40 °C, но это бывает сравнительно редко на южном побережье Турции.
На юго-востоке Турции климат имеет черты тропического пустынного, и влажность низкая, в отличие от высокой влажности на берегу Чёрного моря.

Быт и культура

Формирование малазийской культуры является интеграцией различных культур – коренных народов, эпоса, влияния китайских и индийских традиций. Одним из важных элементов культуры является малазийская литература – устные традиции, поэзия, имеющая здесь множество форм и жанров. Первые печатные книги появились в этой части света ещё XV веке.

Искусство малазийцев представлено в виде филигранной резьбы по дереву, плетёных вещей, изготовлении уникальных изделий из меди, олова, серебра, золота. Широко развито ткачество и роспись по тканям. Ювелирное дело, керамика, и десятки других ремёсел – всё это наравне с литературой и музыкой – составляет культуру Малайзии.

Следуя пришедшим из глубины веков традициям, самые популярные инструменты в стране – барабаны, флейты, смычковые.

Архитектура впитала в себя все традиции и стили – от голландского до английского, от китайского до индийского.

Составной частью малазийской культуры является её кухня. В малазийской кухне смешались блюда, характе́рные для Китая, Индии, Таиланда, Явы, Сингапура, Суматры. Основа основ – рис, лапша, морепродукты, говядина и обилие специй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector