Императорский царскосельский лицей

Стоимость билетов 2021

Стоимость входного билета и экскурсионного обслуживания на одного посетителя в группе (не более 15 человек)

Полная стоимость входного билета

  • Для взрослых — 150 руб.
  • экскурсионное обслуживание — 180 руб.
  • экскурсия с аудиогидом — 300 руб.
  • общая стоимость билета — 330 руб.

Стоимость входного билета для льготников

  • Для пенсионеров, школьников до 18 лет и студентов от 16 лет — 60 руб.
  • экскурсионное обслуживание — 180 руб.
  • экскурсия с аудиогидом — 210 руб.
  • общая стоимость билета — 240 руб.

Бесплатные дни

Мемориальный Музей-Лицей принимает посетителей бесплатно (кроме заказных групп):

  • В Международный день музеев 18 мая;
  • В Пушкинский день России 6 июня;
  • В День лицейской годовщины 19 октября.

Третье воскресенье месяца

Лица, не достигшие 18 лет, а также обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, имеют право на бесплатное посещение 1 раз в месяц Музея-Лицея в Пушкине.

Бесплатно для граждан

  • Право на получение бесплатного входного билета имеют:
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные Кавалеры Орденов Славы;
  • Граждане РФ, удостоенные звания Герой Социалистического Труда и граждане РФ, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней.
  • Ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», труженики тыла.
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в том числе признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.
  • Ветераны и инвалиды боевых действий на территории СССР.
  • Реабилитированные лица, пострадавшие от политических репрессий.
  • Ликвидаторы Чернобыльской аварии.
  • Инвалиды I группы (граждане РФ) и сопровождающий посетителя с ограниченными физическими возможностями.
  • Инвалиды II группы (граждане РФ).
  • Дети в возрасте до 7 лет.
  • Дети-сироты и дети, находящиеся под опекой, а также находящиеся в детских домах РФ и Республики Беларусь (для группы по предварительной договоренности).
  • Дети-инвалиды и сопровождающий ребенка-инвалида.
  • Лица, проживающие в домах-интернатах РФ и Республики Беларусь (по предварительной договоренности).
  • Многодетные семьи (все члены семьи).
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
  • Курсанты образовательных учреждений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и МЧС России.
  • Кадеты военных училищ (группа более 5 человек принимается как заказная группа).
  • Студенты очной формы обучения высших учебных заведений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
  • Сотрудники музеев, находящихся   в подчинение Министерства культуры Российской Федерации.
  • Сотрудники центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации и члены ИКОМ, члены МОО «Творческий союз музейных работников Санкт-Петербурга и ЛО».

Корпус Лицея – история здания пушкинского периода

Для помещения лицеистских занятий был отдан великокняжеский флигель Екатерининского дворца. Это было протяженное здание в 4 этажа, соединенное с Церковным флигелем специальной аркой. 

Оно было сооружено  в 1789\92 гг. (проект И.В.Неелова) для великокняжеских внучек Екатерины.

В 1810 году здание флигеля передается Министерству в целях размещения там задуманного императорского Лицея. Работы над переустройством корпуса под учебный поручаются В.Л.Стасову, который проводит перепланировку и обустраивает главный вход от Певческого переулка.

Перестроенный флигель должен был содержать  в себе все требуемые службы – учебные классы, кухню, больницу, хозяйственные и прочие помещения, а также комнаты для проживания воспитанников и чиновников.

Расположение всех означенных мест было следующим:

  • Первый, нижний этаж – отдавался правлению учебного заведения и его больнице
  • Второй – предназначался для классов младшего курса
  • Третий – соответственно – старшим курсам
  • Последний – подготовлен для спален лицеистов

Галерея, расположенная в арке, была отдана под библиотеку. Интересно, что составлен этот «книжный и учебный фонд» был из личных книг императрицы Екатерины и юношеской библиотеки основателя Лицея здравствующего самодержца Александра I. (О библиотеке можно добавить, что она содержалась весьма ответственным человеком. Этот библиотекарь лично закупал необходимые для учебы воспитанников пособия и книги, описывал периодику (журналы и газеты), следил за сохранностью фонда. К имеющимся изданиям вскоре стало добавляться и лучшее из новинок современной литературы, а также выписываться самые лучшие печатные издания столицы).

Церковь располагалась во дворе, а квартира директора – в отдельном строении. К слову, в обязанность директора Лицея входило обязательное проживание рядом с воспитанниками и постоянная «информированность» обо всём происходящем во вверенной ему школе.  Директор имел звание главы Лицея и статус его главнокомандующего, поэтому должен был присутствовать на всех экзаменах, посещать различные занятия, а также знать пофамильно каждого воспитанника.

Великокняжеский флигель был отдан Лицею со всеми имеющимися в нем вещами. Так, парадный зал был уставлен дорогой царской мебелью, в помещениях висели хрустальные люстры и множество картин. Столовая изобиловала посудой из Гостиного двора – английские фаянсовые сервизы, серебряные столовые приборы и т.д.  

     

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец (до 1910 года назывался Большой Царскосельский дворец) — центр композиции ансамбля «Царское Село». Выполнен в стиле барокко архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, его фасады декорированы барельефами, лепниной и позолоченными элементами.

Внутреннее убранство также поражает своим великолепием. Планировка залов была для того времени новшеством — одна комната переходила в другую по всей протяженности здания, образовывая знаменитую Парадную (Золотую) анфиладу.

Чтобы попасть в Екатерининский дворец надо сначала купить билет в Екатерининский парк, отстояв чаще всего длинную очередь. С 20 октября вход в парк бесплатный.

Даже в будни, в любое время года, скорее всего будет очередь, чтобы зайти во дворец. В теплый сезон,а также в праздники и каникулы очереди могут быть очень длинными. Большое количество китайцев, посещающих Екатерининский дворец, значительно увеличивает сроки ожидания. Надо быть морально и физически готовым, чтобы отстоять на жаре или на морозе очередь.

Лучшее время посещения Екатерининского дворца — зимой в будни, после обеда. Тут будет меньше всего очередей. Летом сюда лучше приезжать только для прогулок по парку.

Кассы находятся в фойе дворца. Верхнюю одежду, рюкзаки, большие сумки надо сдавать в гардероб.

Перед началом осмотра, после прохождения билетного контроля, надо надеть выданные бахилы и наушники с передатчиком. Посетителей делят на группы примерно в 20 человек, каждой группе выделяется гид. Гид проводит экскурсию, чтобы его рассказ слышали все для этого и нужны наушники.

Вся экскурсия по дворцу длится не более часа. Не все залы открыты для просмотра, часть из них на реконструкции, часть до сих пор не восстановлена.

Во дворец приезжают огромные потоки туристов со всего света, много детских экскурсий. Чтобы не случилось людского столпотворения, гиды ведут свои группы по кругу, друг за другом, переходя из-за зала в зала по очереди.

Янтарная комната

Самое продолжительное время отводится на знаменитую Янтарную комнату — главную реликвию Екатерининского дворца, бесследно исчезнувшую в годы войны и восстановленную по немногочисленным изображениям и фотографиям. Янтарная комната — это подвиг русских реставраторов, которые на протяжение 23 лет восстанавливали ее точную копию из калининградского янтаря.


Янтарная комната

Фотографировать здесь запрещено, за этим смотрят гиды и смотрители зала. Музей называет две причины почему нельзя фотографировать в Янтарной комнате: изменение цвета янтаря из-за его светочувствительности и замедление потока туристов, если разрешить съемку.

Парадная лестница

Осмотр дворца начинается с Парадной лестницы. Поднявшись по белой мраморной лестнице посетители попадают в Большой зал — самое большое и прекрасное помещение дворца.


Парадная лестница

Большой зал


Большой зал

Среди залов доступных для посетителей — потрясающе красивый Большой зал или Светлая галерея. Здесь проводились торжественные мероприятия, балы, маскарады и пиры.

Зал кажется огромным и очень светлым из-за двух ярусов окон с двух сторон и зеркал, расположенных между ними. Площадь зала 840 квадратных метров, длина — 47 метров, ширина 17 метров. Большой зал Екатерининского дворца поражает и восхищает своей красотой и роскошью.

Золотая анфилада

Золотая или Парадная анфилада Екатерининского дворца — это ряд следующих друг за другом залов, протянувшихся во всю длину здания (около 300 метров). Дверные пролеты залов богато украшены золоченой резьбой, поэтому анфиладу назвали Золотой. Она кажется бесконечной, уходящей вдаль.

Античная идея совершенного воспитания

Почти не вызывает сомнения, что подобная идея в России – создание элитной или особой  школы для молодых дворян – могла родиться в голове самой просвещенной монархини страны – у Екатерины Великой. И поместить такую школу императрица хотела рядом со своим дворцом – тому есть подтверждения в различных исторических преданиях. Якобы самый «вольнолюбивый республиканец» мсье Лагарп, который был приглашен самодержицей для воспитания её старшего внука, и разработал проект такой школы. Однако, увы, все задуманное Екатериной II по этому поводу, осталось реализованным лишь в бумажном виде.

Впрочем, возрождением этой идеи занялся тот самый её старший внук – император Александр I, вступивший на престол после гибели отца Павла I.

К работе  над проектом нового учебного заведения он привлекает как Сперанского, известного почитателя Наполеона, так и Разумовского, отличающегося «реакционными взглядами».  В данную школу должны были поступить также и великие князья  — Михаил и Николай, но этого не случилось.

Идеей Лицея было образование и воспитание дворянского юношества, составленного из сынов знатнейших российских фамилий, к важной государственной службе.  Античные традиции такого гармоничного  «возделывания юных душ» начинались здесь с самого названия – Лицей, отсылающего к греческой истории. А именно – так именовалась роща бога Ликея, которая располагалась неподалеку Афин, где в те времена существовала школа, воспитывавшая Александра Македонского, в которой его учителем был сам Аристотель

Атмосферу греческой рощи в данном случае должны были «реализовать» парки Царского Села, его водоёмы и сады.

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756—1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780—1830) — профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

Мемориальный музей-лицей

Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты I выпуска.

На основе архивных материалов были восстановлены Большой зал, Газетная комната, Библиотека, учебные классы, некоторые спальни воспитанников, а также квартира гувернера и учителя рисования С.Г. Чирикова.

В Большом зале воспитанники проводили часы досуга, занимались танцами, фехтованием, ставили спектакли. По торжественным случаям в зал вносили, покрытый красным сукном с золотой бахромой, стол, на который помещали — «Грамоту, жалованную Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I». Сегодня грамота также занимает своё место в центре стола. Документ с вензелем самодержца скреплён государственной печатью, заключённой в ковчег золоченой бронзы. Содержит Устав и Манифест о создании Лицея.

У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А.С. Пушкин.

Спальни размещались на четвертом этаже лицея. По обе стороны находилось пятьдесят комнат воспитанников и две дежурных гувернеров.

Над каждой комнате, как и прежде, табличка с её номером, именем и фамилией воспитанника (Пушкин занимал комнату № 14). Восемь комнат воссозданы и открыты для осмотра.

Спальни отделялись одна от другой и от коридора перегородками, не доходящими до потолка.

В комнате размещались железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул и стол для умывания.

В учебном классе стоит кафедра преподавателя, учебная доска, на стене висит «Генеральная карта Российской империи с разделением на новоучреждённые губернии и уезды» 1785 года.

Полуциркульные парты расположены амфитеатром. Лицейские занимали места в зависимости от успехов по тому или иному предмету. Первые — занимали лучшие ученики. Последние — кто не имел знаний по предмету. На уроках русской словесности Пушкин сидел впереди; вероятно, в числе последних, — на математике.

В галерее, соединяющей Лицейский флигель с Екатерининским дворцом, размещалась библиотека.

Сегодня здесь в шести шкафах из красного дерева находится более 700 книг с экслибрисами и печатью Лицея. На постаментах размещены бюсты античных философов: первый — Сократа, в центре — Софокла, далее — Гомера.

Рядом с библиотекой располагалась небольшая Газетная комната. Справа на стене находится карта европейской части России. В центре комнаты на круглом столе номера газеты «Северная почта» с реляциями — сообщениями о военных действиях с июля по октябрь 1812 года.

Проходная и Длинная комнаты предназначались для внеклассных занятий. Свои стихи, эпиграммы и рисунки лицеисты помещали в рукописные журналы. В Длинной комнате находятся учебные фехтовальные принадлежности пушкинского времени — рапиры и маски.

В бывшем Физическом кабинете, который был одним из лучших в своё время, представлены инструменты и механизмы конца 18 — начала 18 веков. В витрине находится коллекция минералов, состоящая из сорока предметов включая морские раковины и окаменелости. В центре комнаты на столе находятся характеристики воспитанников и табель успеваемости 1816 года. Система оценок была такова: единица означала «превосходно», двойка — «очень хорошо», тройка — «хорошо», четвёрка — «посредственно», ноль — «худо».

В классе рисования представлены копии рисунков лицеистов первого выпуска: «Голова библейского старца» Ивана Малиновского, «Птичка» Константина Данзаса, «Цветок» Павла Мясоедова, «Лев» Александра Бакунина и «Голова воина» Сергея Ломоносова.

В классе пения на старинном фортепьяно, украшенном изысканной резьбой с изображением лиры помещена «Прощальная песнь воспитанников Императорского Лицея в Царском Селе». Слова Антона Дельвига. Музыка Вильгельма Теппера, который с 1816 года исполнял должность учителя пения в лицее.

В квартире учителя рисования и гувернёра Сергея Гавриловича Чирикова на мольберте представлен единственный сохранившийся портрет Пушкина-лицеиста. Предположительно, автором портрета является С.Г. Чириков.

На 2-м этаже лицейского здания открыта постоянная экспозиция «Живем мы памятью Лицея», представляющая 200-летнюю историю этого замечательного учебного заведения и рассказывающая о судьбах выдающихся выпускников Лицея разных лет.

Переезд в Петербург

1 ноября 2011 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей с изображением Царскосельского лицея в память его 200-летия. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169 граммов

6 сентября 1843 года[] учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, дом 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.

Здание Александровского лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В —1905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья.

К 100-ю Александровского(Царскосельского) лицея. Возложение венка на памятник лицеисту А. С. Пушкину в Царском Селе. Янв.1912 г.

С 1843 по 1917 г. здесь жили лица высочайшего двора. Среди них — первый попечитель Лицея принц Петр Георгиевич Ольденбургский; фрейлина графиня Екатерина Фёдоровна Тизенгаузен, внучка М. И. Кутузова; фрейлина Александра Васильевна Жуковская, дочь знаменитого поэта В. А. Жуковского; фрейлина М. Э. Мещерская, великий князь Николай Николаевич (старший), сын Николая I, женатый на принцессе Александре Петровне Ольденбургской.

Пушкинский музей

Памятник А. С. Пушкину в Лицейском саду.

Несмотря на то что учебное заведение теперь находилось в Петербурге, традиции Царскосельского лицея и особенно память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные лицейские дни, такие как 19 октября — день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. 19 октября 1889 года перед главным входом был установлен бронзовый бюст Александра I работы П. П. Забелло, а в саду — гипсовый памятник А. С. Пушкину, в 1899 году заменённый двухметровым бронзовым бюстом работы И. Н. Шредера (бюст работы Шредера в настоящее время выставлен перед Пушкинским Домом).
В 1900 году в Царском Селе был открыт бронзовый памятник А. С. Пушкину-лицеисту в Лицейском саду.

Третий вопрос: о лицейском распорядке

Устав гласил, что день лицеиста должен быть таков, чтобы ученики никогда «не были праздны». 
Таким был распорядок дня воспитанников: 

06.00-07.00 – общий подъем, утренняя молитва, повторение заданий преподавателей; 

07.00-09.00 – занятия в классе; 

09.00-10.00 – завтрак, прогулка в парке; 

10.00-12.00 – занятия в классе; 

12.00-13.00 – прогулка; 

13.00-14.00 – обед; 

14.00-15.00 – занятия по чистописанию и рисованию; 

15.00-17.00 – занятия в классе; 

17.00-18.00 – чай, прогулка; 

18.00-20.30 – вспомогательный класс (повторение уроков); 

20.30-22.00 – ужин, отдых; 

22.00 – вечерняя молитва, сон. 

Два раза в неделю лицеисты занимались танцами или фехтованием. Каждую субботу посещали баню. 

Музей-лицей Пушкина, предыстория и размещение

Воссоздание обстановки второго десятилетия XIX века, особенно подбор экспонатов, осложнялись отчасти из-за упомянутого переезда. Наложили отпечаток и последующие революционные события, когда воспитавшее гения учебное заведение закрыли, использовали под жилье. Известно о проживании здесь художника Петрова-Водкина и поэта Мандельштама.

Тем не менее Музей-лицей Пушкина был создан и успешно работает, стал существенной частью здешних достопримечательностей. Хорошо хотя бы то, что не понадобились раскопки, как грекам в отношении Ликея великого Аристотеля. Именно его избрали за образец создатели учебного заведения закрытого типа.

Никакого смысла размещать Музей-лицей Пушкина где-либо, кроме первоначального здания, не было. Естественным образом учреждение памяти великого поэта заняло свое историческое место, в перестроенном Стасовым флигеле авторства Неелова. Для конкретизации сказанного помещаем фото Екатерининского дворца, показанного еще в нескольких обзорах. Речь идет о статьях, представляющих павильоны Эрмитаж и Грот, Эрмитажную кухню и Нижнюю ванну. Перестройка бывших покоев дочерей Павла I потребовалась для приспособления под интернат.

Императорское учебное заведение предполагало постоянное проживание воспитанников, для этого было оборудовано несколько десятков спален на верхнем этаже. Опочивальни преподавательского состава разместились на нижнем этаже, средние вместили учебные классы и другие общие помещения

Привлекает внимание наличие решеток на верхних окнах, при этом внизу они отсутствуют. Очевидно, что не проникновения злоумышленников опасались, а беспокоились о безопасности не в меру активных воспитанников

Упоминание Ликея Аристотеля, обнаруженного в натуре только в прошлом веке, – не ошибка, обстановку изобразил Рафаэль. Имелись и письменные свидетельства, говорящие о соседстве воспитанников и преподавателей. Музей-лицей Пушкина правдиво воссоздал это обстоятельство, взятое за основу режима интерната. Классический облик здания, сдержанное благородство архитектурного стиля были одним из компонентов воспитания молодых людей. Одновременно это и наглядное пособие, и место занятий, и общежитие.

Памятные плиты разных эпох

На внутреннем фасаде, под портиком с четырьмя колоннами, над окном первого этажа – одна из мемориальных досок. Время установки старинной памятной плиты известно доподлинно, она появилась в честь столетия учебного заведения. Почему-то установку несколько затянули, укрепив извещение только в январе 1912 года. На фасаде, обращенном к Екатерининскому дворцу, в 1892 году появилась плита об обучении Пушкина. Увековечить этот факт призывала в обращениях к властям литературная общественность, перед 100-летием поэта призывы были реализованы.

Следующая доска, уже современная, находится над крыльцом входа в Музей-лицей Пушкина, напротив церковного корпуса дворца. Она видна на заключительном фото обзора издали, сейчас показываем вплотную. Выполненное из бронзы с чернением поверхности и полировкой букв изделие выглядит вполне солидно. Однако вряд ли следовало на мемориальную доску помещать часы работы, тем более таким уязвимым способом. Но эти мелочи не заслоняют главного, — того, что учебное заведение великого Пушкина остается на века.

Размещение элитного учебного заведения в историческом месте, среди парковой зоны и архитектурных шедевров исключительно удачно. Не используемые в полной мере красоты местности и строений стали раздольем для воспитанников Императорского лицея. Это частично компенсировало полный отрыв от семейных усадеб на все 6 лет обучения. Строгий распорядок дня воспитывал дисциплинированность и нацеливал на усвоение знаний. Александру I не удалось водворить сюда братьев, Николай после коронации сетовал на собственное невежество.

Принципы Царскосельского лицея

  • — Название в честь древнего лицея, где Аристотель создавал своих учеников— Полная разлука с домашними— Молодые люди из разных состояний— В образе жизни — равенство, без различия в столе и одежде— Преподавание на русском языке— Товарищество без всякой подлости— Отстутствие телесных наказаний

Обучение великих князей в Царскосельском лицее не одобрила их мать вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Император и министр просвещения России Разумовский отвергли предложение о принятии в лицей юношей «из разных состояний»: дети должны быть дворянами; сокращен список учебных предметов, определено количество учащихся — не более 50. Каждому отводилась своя комната. Лицей располагался во флигиле Екатерининского дворца (официальной летней резиденции Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II), специально для того перестроенном

Царскосельский лицей открылся 19 октября (по ст. ст.) 1811 года, просуществовал до 1843 года

Программа обучения

Александр I приравнял Императорский Царскосельский лицей к российским университетам. По окончании выпускники получали гражданские чины 14-9 классов. Если в дальнейшем планировалась военная карьера, проводились дополнительные занятия, после которых лицеисты получали права окончивших престижный Пажеский Его Величества корпус.

Образовательная программа хоть и менялась несколько раз, сохраняла гуманитарно-юридический характер. Учебный план разрабатывал Михаил Сперанский. Длительность обучения составляла 6 лет, которые поровну делились на начальный и окончательный курс. Набор воспитанников проходил 1 раз в 3 года, лицеистами могли стать мальчики 10-14 лет, имеющие дворянское происхождение.

Воспитанники Царскосельского лицея изучали порядка 22 дисциплин, которые делились на 5 групп:

К нравственным предметам относились Закон Божий, логика, этика, политическая экономия, правоведение.
Словесные включали русский, латинский, французский и немецкий языки, а также риторику.
Исторические дисциплины были представлены российской и всемирной историей, физической географией.
Физико-математические науки изучались в рамках математики, начальной физики, космографии, статистики, математической географии.
Из изящных искусств лицеисты практиковались в чистописании, рисовании и танцах

Особое внимание уделялось физической подготовке: воспитанники обучались верховой езде, плаванию, гребле, фехтованию.

Интересно, что за отлично усвоенный материал ученики получали оценку «1», и далее по нисходящей до «4». За абсолютное незнание темы можно было заработать позорный «0». Каждый предмет оценивался по трем критериям, один из которых оставался неизменным на протяжении всего срока обучения – за талант и способности.

В Царскосельском лицее дворянских детей готовили к государственной службе на самом высоком уровне, поэтому образование было как можно более разносторонним. Педагоги старались сформировать самостоятельную и творческую личность, которая будет стремиться покорять, казалось бы, неприступные высоты и найдет свое призвание в жизни. Преподаватели не требовали бездумного зазубривания истин, а подталкивали на поиск собственных, учили мыслить свободно, независимо и самостоятельно. Обращались к мальчикам на «Вы», добавляя перед фамилией «господин». Это позволяло сохранять некоторую дистанцию и привыкать к уважительному обращению.

Такой прогрессивный подход к обучению, вопреки ожиданиям, не способствовал взращиванию высококвалифицированных чиновничьих кадров. Процент выпускников, посвятивших себя государственной службе, достаточно низкий по сравнению с задуманным. Однако среди них действительно попадались алмазы, которые в процессе обучения становились чистейшей воды бриллиантами. Достаточно вспомнить дипломата Александра Горчакова или полярного исследователя адмирала Федора Матюшкина.

Как ни парадоксально, поощряемое в лицее свободомыслие породило целый ряд оппозиционеров. Многие выпускники Царскосельского лицея впоследствии состояли в различных тайных обществах и кружках, некоторые из них примкнули к декабристам и в 1825 году вышли на Сенатскую площадь.

Александровский дворец

Александровский дворец выстроен в конце XVIII века по приказу Екатерины II. В отличие от Екатерининского дворца, это строение имеет гораздо более скромный внешний вид — полуротонды, перекрытой куполом-сферой.

Александровский дворец тесно связан с жизнью последнего русского императора, который проживал здесь с 1905 года до ареста и ссылки в Сибирь. После революции во дворце открылся музей, а в комнатах дочерей и сына царя был организован детский дом. В войну немецкие войска организовали здесь штаб и гестапо, а в подвалах — тюрьму.

Сегодня дворец частично восстановлен, на самой большой его экспозиции представлены личные вещи Николая II и его супруги, а также предметы внутреннего убранства комнат. Интересный факт: работники музея утверждают, что призраки последнего царя и его семьи до сих пор бродят по залам Александровского дворца. Эти разговоры хоть и далеки от правды, однако привлекают сюда многочисленных любителей мистики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector