Кунсткамера или кабинет редкостей

Фото и описание

Одна из самых необычных достопримечательностей северной российской столицы — Кунсткамера. Она широко известна благодаря находящейся в ней коллекции анатомических аномалий, но это далеко не единственная экспозиция, которую можно увидеть здесь. История этого необычного места началась в XVIII веке. Оно стало первым российским музеем. Учредителем его был Петр I.

Крыша старинного здания, в котором располагается музей, увенчана армиллярной сферой (астрономическим инструментом для определения координат звезд и планет). Здание выстроено в соответствии с канонами петровского барокко.

Название музея можно перевести с немецкого языка как «комната для хранения предметов искусства». Так в старину в Европе было принято называть места хранения различных редкостей (например, необычных скульптур, исторических артефактов и т. д.).

Билеты и услуги

Стоимость входных билетов в Музей:

Взрослые 400 руб.

Школьники, курсанты высших военных училищ Российской Федерации, студенты, пенсионеры

100 руб.

Билет online для всех категорий граждан

400руб.
К оплате принимаются банковские карты
 
 

Посещение экспозиций «Большой Готторпский глобус» и «Первая астрономическая обсерватория», расположенных в башне музея, возможно только в сопровождении экскурсовода по предварительной заявке.

Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу.

Право на льготу имеют:

  • Пенсионеры Российской Федерации и Республики Беларусь;
  • Учащиеся, в том числе школьники;
  • Курсанты высших военных училищ РФ;
  • Студенты.

Стоимость входного билета каждой из указанных категорий граждан устанавливается распоряжением директора МАЭ.

Стоимость экскурсионных путевок

(При приобретении экскурсионных путевок входные билеты не покупаются)

Название

Цена

Обзорные экскурсии на русском языке для взрослых (до 15 чел. в группе)

7 500 руб.

Обзорные экскурсии на русском языке для учащихся (в т.ч. школьников), студентов, курсантов, кадетов  (до 15 чел. в группе)

3 000 руб.

Обзорные экскурсии для смешанной группы (7 взрослых и 7 учащихся)

5 000 руб.

Экскурсия на русском языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (взрослые, до 10 чел. в группе)

5 500 руб.

Экскурсия на русском языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (для учащиеся (в т.ч. школьники), студенты, курсанты, кадеты, до 10 чел. в группе)

2 500 руб.

Экскурсия на русском языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (5 взрослых и 5 школьников)

4 000 руб.

Игровое занятие для смешанной группы (5 взрослых и 5 учащихся)

4 000 руб.

Игровое занятие (до 10 чел. в группе)

2 500 руб.

Индивидуальное игровое занятие (до 4 чел. в группе)

2 500 руб.

Индивидуальная экскурсия на русском языке (до 4 чел. в группе)

3 100 руб.

Обзорные экскурсии на иностранном языке для взрослых (до 15 чел. в группе)

9 000 руб.

Обзорные экскурсии на иностранном языке для учащихся (в т.ч. школьников), студентов, курсантов, кадетов (до 15 чел. в группе)

4 500 руб.

Экскурсия на иностранном языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (взрослые, до 10 чел. в группе)

7 000 руб.

Экскурсия на иностранном языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» учащихся (в т.ч. школьников), студентов, курсантов, кадетов (до 15 чел. в группе)

4 500 руб.

Индивидуальная экскурсия на иностранном языке (до 4 чел. в группе)

4 600 руб.
Подробнее об экскурсиях

История здания

Автор проекта здания — Георг Иоганн Маттарнови. Он же руководил первым этапом строительства. Позже руководство строительными работами было передано Николаю Гербелю. Он несколько изменил первоначальный проект здания. В частности, кровля с двумя скатами была заменена на четырехскатную, кроме того, она стала значительно выше; также более высокой стала башня, ее увенчал купол (в первоначальном проекте ее завершала балюстрада).

В первой половине 20-х годов XVIII века были завершены отделочные работы в помещениях. Тогда же в них было установлено специальное музейное оборудование. В этот период времени произошло неожиданное и трагическое событие — скончался архитектор, руководивший ходом работ и внесший изменения в проект здания.

Руководство строительством было передано Гаэтано Киавери. В уже возведенной части здания был обнаружен ряд дефектов, в связи с чем пришлось перестроить некоторые помещения.

В середине 30-х годов XVIII века строительные работы завершились: «последним штрихом» стали статуи, установленные в нишах фасадов. Нужно отметить, что музейные коллекции были перевезены в здание за несколько лет до окончания его строительства.

Выбор места для строительства здания Кунсткамеры

По плану архитектора Ж.-Б. Леблона центром нового города Санкт-Петербурга был Васильевский остров. На красивой и удобной стрелке Васильевского острова планировалось построить научный и культурный центр: Академия наук, Кунсткамера и Библиотека, Двенадцать коллегий и пр. 

По преданию на Васильевском острове Петр I увидел «диковинную сосну». Ветка вырастала из ствола и обратно входила в него наподобие ручки кувшина. Здесь Петр и приказал выстроить здание. Автор каталога и путеводителя по Кунсткамере унтер-библиотекарь Осип Петрович Беляев посвятил этой сосне специальный раздел в своей книге:

«Любопытный отрубок сосны. В сем же отделении Кунст-камеры сохраняется отрубок сосны, длиною в 2 аршина и 4 вершка, а толщиною в отрубе в 6 вершков. Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места, и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища. Чудесно и непонятно может быть покажется некоторым, как мог таким образом сук, выросши из одного места, врасти опять в другое. Но ежели и в самом человеческом роде бывают уроды, то почто ж того не случиться и в других произведениях природы; в прочем отдаю сие на суждение господам естествоиспытателям, коим таинства и чудеса природы паче, нежели другим, суть ведомы. Мое дело есть объявить, что сия сосна, если верить преданию, росла на самом том месте, где находится ныне Кунст-камера, и где прежде был дремучий сосновый лес; и будто Петр Великий, проходя по случаю сие место, увидел сие любопытное по своему сростку дерево, приказал оное срубить и сказал: “Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунст-камера построена”. И в самом деле, сей отрубок был первый, как любопытная наипаче по тогдашнему времени вещь, внесен в Кунст-камеру, которой все посещающие ныне Кунст-камеру не столько для уродливости его, сколько для помянутого с ним приключения, рассматривают с любопытством».

В переиздании этой книги в 1800 г. Беляев не только повторил этот же текст, но и среди четырех гравюр, помещенных в издании, привел изображение этого фрагмента сосны вместе с паникадилом из слоновой кости, изготовленным Петром I, видимо как самого раннего экспоната Кунсткамеры.

Справедливости ради следует упомянуть, что в Эрмитаже, куда были переданы экспонаты Кабинета Петра Великого (первый раз в 1848-1849 гг. и окончательно в 1941 г.) также хранятся несколько фрагментов этой же (?) сосны. Но именно ту часть ствола сосны, росшей на месте Кунсткамеры, которая изображена на гравюре в старом путеводителе, можно и сегодня видеть на экспозиции, посвященной истории Кунсткамеры в историческом здании музея.

Г.И. Унферцагт. Палаты императорской Академии наук, Кунсткамеры и Библиотеки. Таблица I: План императорскаго столичного города Санкт-Петербурга, сочиненный в 1737 году. 1741. Санкт-Петербург. Гравюра резцом.

Ствол сосны. XVIII в.

«Любопытный отрубок сосны, которая росла на том самом месте, где ныне стоит Кунсткамера, и которая подала Петру Великому мысль к собранию редкостей» / О.П. Беляев. Кабинет Петра Великаго… Часть II. СПб., 1793

Здания и интерьер Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Музей располагается в двух постройках: здании Кунсткамеры и пристройке к нему — Музейном флигеле 1887 года. Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко. Это старейшее здание в мире, построенное специально для музея. Башня здания символизирует модель Солнечной системы. Место для строительства музея выбрал сам Петр Первый. Проект здания был разработан несколькими архитекторами при личном участии Петра. Работы были завершены в 1734 году архитектором М. Земцовым. Постройка состоит из двух почти одинаковых корпусов, объединенных центральным объемом, увенчанным многоярусной башней, завершенной сферой.

Во время пожара 1747 года деревянная башня сгорела и была восстановлена только через 200 лет. В это же время башню украсила знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). После пожара была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Так в 1757 году художник Д. Джанни выполнил лепной узор, а позже скульптор М. Павлов создал два горельефа — Празднующая Европа и Триумф России в зале второго этажа восточного флигеля музея (зал Барокко, где расположена экспозиция Естественно-научные коллекции). Интерьеры музея украшены скульптурными композициями и бюстами великих ученых.

Музейные экспозиции

Расскажем подробно о тех экспозициях, которые сегодня можно увидеть в стенах музея:

— Осматривая экспозицию, посвященную культуре и быту североамериканских народов, вы как бы совершите путешествие во времени и пространстве. Вы будете двигаться из глубины веков к началу XIX столетия, в то же время продвигаясь и по Североамериканскому континенту — из его северной части в южную.

— Экспозиция, посвященная Японии, рассказывает не только о японской культуре, но и о быте и традициях айнов (этот народ также известен как айну или курильцы). В древности именно они населяли Японские острова. Большая часть экспозиции посвящена рыболовству, ведь именно это занятие долго было одним из основных промыслов японцев. Особое впечатление на посетителей обычно производят доспехи, которые в старину носили самураи. Посетители неизменно отмечают сложность конструкции этих доспехов и красоту их отделки.

— Тем, кто интересуется традициями и историей Африки, особое удовольствие доставит посещение «африканского» зала. Здесь вы увидите одежду, которую носили представители различных племен. Часть экспозиции посвящена земледелию

Обратите особое внимание на бенинские бронзовые таблички — они входят в число наиболее интересных экспонатов коллекции. На них изображены стилизованные фигуры африканских вельмож и воинов

Когда-то таблички принадлежали правителю Бенина и находились в его дворце.

— Экспозицию, рассказывающую о культуре и быте Китая, некоторые могут счесть слишком обобщенной, не раскрывающей многих деталей. Но когда в стране проживает около полусотни национальных меньшинств, очень трудно рассказать подробно о каждом из них. В «китайском» зале вы увидите деревянные, фарфоровые, каменные и костяные изделия. Рядом располагается экспозиция, посвященная монгольским культуре и быту. Здесь можно полюбоваться традиционным орнаментом, украшавшим как предметы одежды, так и орудия труда. Особый интерес посетителей обычно вызывает переносное каркасное жилище кочевников (юрта).

— Один из разделов музея посвящен культурным особенностям и быту народов Южной Азии. Коллекция, размещенная здесь, отличается богатством, в ней множество интересных экспонатов. Это и различные маски, и украшенное резьбой дерево, и костюмы, которые надевали актеры старинных театров во время представлений… Детям особенно понравятся марионетки — участницы спектаклей кукольного театра. Часть экспозиции рассказывает о театре теней

Особое внимание обратите на коллекцию крисов — кинжалов необычной формы. Их стальные лезвия напоминают застывшие языки пламени

— Экспозиция музея, посвященная анатомии, является, как уже было упомянуто выше, самой известной из всех его коллекций. Здесь можно увидеть множество природных редкостей. Немалую часть коллекции составляют экспонаты с различными анатомическими отклонениями от нормы. Например, тут можно увидеть ребенка-циклопа (с одним глазом) и ягненка с двумя головами. В XVIII столетии коллекция насчитывала около двух тысяч экземпляров. Она была приобретена первым российским императором в Нидерландах.

— Отдельная экспозиция посвящена истории музея и всей российской науки XVIII столетия. Собственно говоря, в этой части музея можно увидеть несколько экспозиций, объединенных сходной тематикой. Они известны также как «Музей Ломоносова». Первая из них рассказывает о деятельности академии наук; там же можно увидеть множество экспонатов, связанных с биографией Михаила Ломоносова. Вторая экспозиция посвящена обсерватории, а третья — огромному глобусу, уничтоженному пожаром в 40-е годы XVIII века и позже восстановленному.

Кабинеты редкостей вне ренессансной Европы[править | править код]

Собирание древностей и редкостей было распространено не только в ренессансной и постренессансной Европе.

Так, в античности подобным коллекционированием увлекался император Август, собиравший, как пишет Светоний, на своих виллах «древние и редкие вещи: например, на Капри — доспехи героев и огромные кости исполинских зверей и чудовищ, которые считают останками Гигантов».

Собирали всевозможные редкости и китайские императоры династии Цин. Особенное пристрастие питал к своим «кабинетам» император Цяньлун, «очень любивший на досуге разглядывать содержимое этих шкафчиков».

Разновидности мебельных кабинетов[править | править код]

Шкаф-кабинет быстро стал полем для экспериментов мебельных мастеров. Появились шкафы настольные, небольшие по размерам и крупные, на ножках-колоннах с дополнительной полочкой у пола, которую тоже стали использовать для размещения ракушек или ваз.

Настольные кабинеты имели несколько полочек, а дверцы, (первоначально без стекла), украшали маркетри (деревянной мозаикой), резьбой, металлическими накладками и т. п.. Позже появилась дверца со стеклом, что позволяло сразу видеть содержимое полок. Шкафы-кабинеты увеличивались в размерах и позаимствовали стилевые признаки своего времени — маньеризма, барокко, рококо, их орнаменты или детали архитектуры. В XX веке они сами стали предметами коллекционирования различными музеями.

Подзабытый тип мебели в конце XX века вновь появился среди изделий модных дизайнеров, хотя мог иметь другое функциональное использование (Джимми Мартин, розовый кабинет для коктейлей).

История музея

Впервые Петр I увидел «комнаты редкостей» в конце XVII столетия во время своей европейской дипломатической миссии. Они произвели на него огромное впечатление. Решив учредить такую «комнату» в своей стране, он начал закупать различные необычные коллекции. Приобретал он и отдельные «редкости» — как природные, так и рукотворные. Все эти приобретения императора стали основой музейной экспозиции.

Привезенные монархом коллекции и отдельные предметы некоторое время находились в одном из помещений на территории Летнего сада (до настоящего времени это помещение не сохранилось). Вскоре после того, как они были там размещены, экспозиция пополнилась новой коллекцией, ранее принадлежавшей аптекарю Альберту Себу (он продал ее российскому императору). В эту коллекцию входили минералы, растения, необычные морские раковины.

Экспонатов в российской «комнате редкостей» становилось все больше. Вскоре возникла необходимость построить для них новое здание. Решено было строить его на восточной оконечности Васильевского острова. В здании должен был находиться не только музей, там предусматривались помещения для библиотеки. Часть помещений была отдана учреждениям Санкт-Петербургской академии наук.

Строительные работы продолжались около шестнадцати лет. Здание было достроено в 30-е годы XVIII столетия. Музей разместился в его восточной части, а академия — в западной. Средняя часть была занята анатомическим театром, а в башне находился огромный глобус (Готторпский), там же размещалась обсерватория. К сожалению, в 40-е годы XVIII века башня была полностью уничтожена пожаром, не удалось спасти и знаменитый глобус. В настоящее время он восстановлен и является одним из самых интересных экспонатов музея.

В 70-е годы XVIII столетия в интерьерах здания были произведены изменения: появились новые украшения — несколько аллегорических скульптурных групп, медальоны и бюсты великих ученых. В начале XIX века интерьеры были украшены росписями.

В 30-е годы XIX века ввиду огромного количества экспонатов решено было разделить экспозицию на четыре части. Так появилось несколько музеев: в одном из них была представлена зоологическая часть коллекции, в другом — минералогическая, в третьем — ботаническая, в четвертом (который и является сегодняшней Кунсткамерой) — этнографическая.

Кунсткамера в составе Академии наук

28 января 1724 г. Петр I издал указ об учреждении в России Академии наук.

Кунсткамера, «натуральных вещей камора», и Библиотека Петра I в Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств 1724 г. рассматривались как неотъемлемая часть Академии наук и как «инструменты», которые способствуют деятельности академиков: «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была. В над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать». Именно так они рассматривались на протяжении XVIII- начала XIX вв.

В Регламенте Академии наук 1747 г. Библиотека и Кунсткамера в составе Академии наук названы императорскими, а библиотекарь «должен быть главный командир под президентом». Библиотекарю по утвержденному штату полагались унтер-библиотекарь, помощники по библиотеке и Кунсткамере, аптекарь, а также «маляр зверей и птиц».

В Уставе императорской Академии наук 1803 г. эти два учреждения рассматриваются как «ученые принадлежности Академии». Фактически Библиотеку и Кунсткамеру в составе Академии наук необходимо рассматривать не только как «инструмент» академиков для исследований. Развитие Библиотеки и Кунсткамеры: формирование фондов, их систематизация, составление каталогов – напрямую зависели от деятельности Академии наук. С другой стороны, собираемые для музея экспонаты способствовали формированию новых научных направлений в Академии, например, этнографии, археологии, антропологии.

В первой трети XIX в. в музее Академии наук происходило формирование самостоятельных институтов на базе коллекций Кунсткамеры. В ноябре 1834 г. по запросу члена Британского парламента Бенджамина Хоза, собиравшего сведения о правилах музеев и библиотек в разных странах, была составлена структура учреждений Академии наук. Она включала следующие музеи: 1) минералогический и геогностический; 2) ботанический; 3) зоологический и зоотомический; 4) азиатский; 5) египетский; 6) музей нумизматики и древностей; 7) мемориальный кабинет Петра I; 8) музей этнографии и предметов искусств.

Фактическое преобразование универсальных собраний Кунсткамеры в специализированные музеи было юридически оформлено в Уставе Санкт-Петербургской Академии наук, утвержденном императором Николаем I 8 января 1836 г.. Согласно § 100 «сохранению и управлению» Академией наук вверялись: «музеи: минералогический, ботанический, зоологический и зоотомический с их лабораториями, ботанический сад, нумизматический кабинет, собрание азиатских и египетских древностей и этнографический кабинет».

Разделение по специализациям универсального собрания  Кунсткамеры Академии наук XVIII в. было продиктовано требованиями современной на тот момент организации науки, а также принципами управления. Каждый специализированный музей получал свой бюджет и штат, что давало перспективы развития в русле представляемой науки.

19-26 ноября 2014 года прошли торжественные мероприятия, посвященные 300-летнему юбилею Кунсткамеры: пресс-конференция в пресс-центре ИТАР ТАСС, международная научная конференция «Кунсткамера — первый музей России: 300 лет традиций и развития», торжественное заседание, посвященное 300-летнему юбилею старейших научных учреждений России — Первому общедоступному музею России Кунсткамере и Библиотеке Академии наук. С юбилеем Кунсткамеру и Библиотеку Академии наук поздравил Президент России Владимир Путин. 

М.И. Махаев, Г.А. Качалов. Фрагмент гравюры «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук». Санкт-Петербург. 1753. Гравюра на меди.

Логотип Российской академии наук, включающий изображение здания Кунсткамеры.

Поздравительная телеграмма Президента России Владимира Путина в связи с 300-летием Кунсткамеры в 2014 году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector