Куликовская битва была не там, где принято считать

Когда русские решили воевать

Почему дата начала и конца Куликовской битвы именно такая, ведь татаро-монгольское иго держалось на Руси дольше двухсот лет? Побоищу предшествовало несколько событий, которые помогли русским решиться:

  1. В Золотой Орде настало время внутренних неурядиц и споров, а потому ханская власть ослабла.
  2. Общество все больше хотело объединить земли, освободиться от захватчиков.
  3. В 1371 году ярлык на княжение во Владимире получил Михаил Александрович Тверской. Князь Дмитрий Иванович был уязвлен и объявил, что отказывается получать ярлык. Михаила он тоже не пустил на княжество. Через три года после этих событий московский князь вовсе отказался платить ордынцам.
  4. В 1374 — 1375 году мамайские послы прибыли в Нижний Новгород, где были перебиты разъяренными жителями.
  5. Череда военных побед тоже укрепила веру русской армии. Тагай был побежден в 1365 году, 1367 год — победа над Булат-Тимуром. Русское войско совершило поход к средней Волге в 1370 году, но вернулось только через шесть лет и не с пустыми руками, а с откупом от правящих мамаевских ставленников.
  6. В 1378 году Мамай отправлял войско против своенравного Донского, но ордынцы проиграли на реке Вожа. Они разорили Рязань, но победы это не принесло.

Как видите, дата начала Куликовской битвы после всех событий уже «маячила» на горизонте.

Навстречу юбилею

Дуальность предстоящего празднества заставит власти пройти по тонкой грани тезиса о многонациональном российском народе, который и является основой отечественной государственности. Оргкомитету придётся решать непростые задачи.

Один только план мероприятий в Татарстане потребует недюжинного креативного напряжения. Ну и, разумеется, надо будет определиться с приглашением на торжества представительной делегации из Монголии. Уместно ли будет присутствие потомков печенегов и половцев — тоже вопрос.

Для МИД России, вероятно, будет определён свой фронт работ, помимо основной задачи по популяризации за пределами страны значения Куликовской битвы

Важно же дать оценку действиям тогда ещё раздробленного коллективного Запада, ведь после своего поражения хан Мамай бежал в Крым, где его ждали союзники генуэзцы, контакты с которыми несколько подтачивают стереотипы о «дикости» ордынцев

Вероятно, силовым министерствам и ведомствам предстоит провести проверку действий тогдашних иностранных агентов и нежелательных организаций, которые раскачивали «ладью» стабильности русских княжеств.

Министерству обороны — рассмотреть возможность проведения военного парада с использованием исторических военно-технических устройств и праздничного запуска стрел с горящими наконечниками в честь победы над ханом Мамаем. ФСБ — рассекретить документы той эпохи и показать, наконец, истинное лицо ига, при котором наблюдался небывалый расцвет православной культуры.

Депутатам Государственной думы от «Единой России» как аутентичным носителям духовных скреп представляется логичным инициировать принятие поправок в отечественное законодательство:

  • юридически закрепить статус ветерана Куликовской битвы;
  • обозначить размеры штрафов и продолжительность тюремных сроков за оскорбление участников сражения, приравняв любые оценочные суждения к реабилитации татаро-монгольского ига;
  • объявить День Куликовской битвы государственным праздником и выходным днём.

Трудно себе представить масштабное празднование без вовлечения широкой общественности. Добровольческое движение страны просто необходимо пополнить «Волонтёрами Куликовской битвы», которые бы организовали поздравление потомков русских ратников или ныне живущих ветеранов сражения с ордынцами.

Силы сторон накануне сражения

Здесь мы можем только предполагать, и данные очень приблизительные, так как достоверных источников нет.

В ночь на 8 сентября русские войска переправились через Дон и заняли боевые позиции.  Спереди находился Большой полк.  Перед ним расположились Сторожевой и Передовой полки, а позади него встал Резервный полк.  Фланги прикрывали Полки левой и правой руки, восточнее в зеленой дубраве притаился Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича (двоюродный брат Дмитрия Ивановича) и воеводы Дмитрия Бобровка Волынского.

Неширокое Куликово поле, зажатое между Доном, Непрядвой и мелкими речушками и изрезанное оврагами, не позволяло ордынцам использовать их любимую тактику охвата противника с флангов и окружения.  Поэтому Мамай построил войска из расчета на лобовой удар. За его передовым полком легкой конницы встала генуэзская пехота. Справа и слева от нее также шла конница, всадники построились 2 линиями, каждый имела передовые отряды.  За спиной у монгольских войск находился красный холм с шатром Мамая, у подножья холма стоял сильный конной резерв. 

8 сентября 1380 года в православный праздник Рождества Богородицы, на поле рядом с деревней Куликово, произошла Куликовская битва, переломный момент отечественной истории.

Ход Куликовской битвы

В это утро над Куликовым полем долго висел туман. Он рассеялся около 11 часов. Согласно преданию, битву открыл поединок 2 богатырей. Копьем Пересвет (воин монах Троице Сергиева монастыря) выбил Челубея (монгольский богатырь) и седла и тот упал замертво, но и Пересвет погиб от удара пики богатыря. 

Ордынцы сорвались с места и помчались вперед. Передовой полк русских был полностью уничтожен, ряды Сторожевого полка вместе с тяжеловооруженными пехотинцами большого полка и конницей Резервного полка выдержали атаку, устоял и Полк правой руки. Ордынцы отступили и перенесли основной удар на левый фланг. Через несколько часов боя полки Мамая начали одолевать русское войско.

Левый фланг русских под бешеным натиском ордынской конницы стал отходить к Непрядве.  Владимир Андреевич Серпуховской в лесной засаде рвался на помощь своим. Опытный Боброк его сдерживал. Ордынцы громили левое крыло русских и все глубже заходили в тыл Большого полка отрезая его от Дона.  Войны Мамая уже торжествовали победу, когда в тыл им ударил Засадный полк Бобровка и князя Владимира Андреевича.  Не так уж и велики были первые потери ордынцев, но они выдержали натиска русских с двух сторон.

Мамай вел в бой резерв, который тут же смяла отступающая назад ордынская конница.  Русские гнали и секли противника. Сам Мамай бросил своих воинов и ускакал впереди остатков своей армии.

На Куликовом поле остались лежать тысячи порубленных русских и татар. Потери с обеих сторон были огромны (по разным оценкам 100 тыс. человек). На летописных миниатюрах видно, как победители хоронят множество своих погибших товарищей в общих могилах. 

Литовский князь Ягайло, находившийся в дне пути от Куликова поля, узнав о поражении Мамая повернул назад. Вскоре русская рать двинулась в обратный путь. От преследования Мамая отказались: для длительного похода не было ни людских ресурсов, ни запасов продовольствия.

Итоги Куликовской битвы

В честь великой победы народ прозвал московского князя Дмитрия Донским.

И хотя победа в Куликовской битве не привела одномоментно к свержению ордынского владычества, ее значение было велико: она восстановила в людях веру в свои силы, они ощутили себя братьями и русскими людьми, ведь они смогли одержать победу над главными силами Орды. Она доказала, что единственным способом избавления от ига является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством. Следствием ее, также, являлось дальнейшее усиление Московского княжества и его ведущая роль в создании единого Русского государства.

Начало поединка

В начале сентября 1380 г. (это и есть дата известного сражения) русские подошли к Дону. Их позиция была опасной и выгодной, поскольку с одной стороны им нужно было бы защищаться от литовских и рязанских войск, а с другой стороны им легче было воевать с врагом. Чтобы тыл не был открыт, Дмитрий Донской принял единственное правильное решение — переправил воинов и сжег мосты, чтобы союзники Мамая не смогли напасть сзади.

С самого начала поединка Дмитрий Донской схитрил: основную силу выстроил в классической манере, а засадный полк скрыл в лесу. Когда подошло мамаево войско, Дмитрий вынудил его напасть. Мамай выслал вперед пехоту с конницами и началась грандиозная битва.

Интересно, что по преданию до кровопролитного сражения два богатыря с каждой из сторон сошлись в поединке, и оба погибли от первого клинка — это были Пересвет и Челубей.

Участники Куликовской битвы

Дмитрий призвал своих соратников собраться против общего врага. На помощь к нему пришли из Серпухова полки, отряды белозерских, ярославских и ростовских князей, представители из Суздаля, Твери и Смоленска. Весь Северо-Восток Руси прислал своих бойцов. Большая помощь пришла из Великого княжества Литовского.

В строй встали профессиональные военные и ополченцы: горожане, ремесленники, крестьяне. Пешие и конные воины вооружились копьями, саблями, луками. Из защитной амуниции были кольчуги, панцири, шлемы, металлические щиты.

Пунктом сбора стала Коломна. Там сформировали войско:

  • Князь Дмитрий Иванович возглавил большой полк.
  • Князь Владимир взял под команду полк правой руки.
  • Князь Брянский Глеб повел полк левой руки.
  • Передовой полк сформировали из коломенцев.

На марше к воинству примкнули литовские конные полки сыновей Ольгерда князей Андрея и Дмитрия.

Князь Владимир с ратниками перед битвой укрылся в зеленой дубраве за речкой Смолкой, а Андрей со своим полком занял его позицию на правом фланге.

Историки не могут сказать точно, сколько воинов сражалось в этой битве. Под знамёна Дмитрия, по разным оценкам, собралось от 50 до 200 тысяч воинов. Им противостояло от 60 до 200 тысяч татар. Превосходство в числе было на стороне противника.

Перед походом Дмитрия Ивановича благословил святой преподобный Сергий Радонежский. К защитникам присоединились два богатыря из монахов — Ослябля и Пересвет. На боевом знамени воинства был изображен лик Иисуса Христа.

Мамай, чье войско было ослаблено предыдущими стычками с русскими дружинами и ордой Тохтамыша, привлек наемников со всех сторон. За него воевали представители народов Кавказа и Поволжья, наемные пехотинцы — генуэзцы из Крыма и др.

Чтобы не допустить объединения сил Мамая с отрядами князя Литвы Ягайло и Олега Рязанского, князь Дмитрий совершил рискованные манёвры. Вопреки ожиданиям Мамая, пересек Оку, а затем переплыл с войсками на южный берег Дона и разрушил переправу, «сжег все мосты». Тыл был хорошо защищен рекой, лесом и оврагами, чтобы татары не использовали тактику окружения. Надеяться было не на кого: пути для подхода резерва отрезаны. Некуда было и отступать. Но этот план князя принес победу.

Битва произошла 8 сентября 1380 года в центральной части Куликова поля, в междуречье Дона и Непрядвы.

Ожесточенный бой длился примерно три часа на плацдарме в десять верст (чуть больше десяти километров). Небольшая площадь не дала развернуться татарской коннице.

То, что пока остается загадкой.

Причем, загадкой, которая, возможно, никогда разгадана не будет. Во-первых, это численность войск. Средневековый русский человек относился к цифрам и числам весьма легкомысленно. Математические знания были развиты слабо. Многое делалось «на глазок», даже архитектурные расчеты. Поэтому сообщая численность полков, летописец, как правило, хотел лишь показать, что было их «много» или «мало». Не более того.

Во-вторых, остается спорным конкретное место битвы. С XIV в. изменились не только топонимы, но сами русла рек. Кроме того, изменился смысл слова «устье». Где было это поле? Увы, ответить на него не может и археология. Дело в том, что серьезные археологические следы остаются в том только случае, если люди живут на одном месте длительное время. Например, оружие чаще всего находят в могилах. А что могло остаться в поле после сражения? Некоторые наивные читатели думают, что войска ушли с поля, побросав там щиты, мечи, кольчуги и шлемы. Такое предположение может вызвать лишь улыбку. Меч или топор в эпоху средневековья представляли огромную ценность. Кто ж их бросит? Да и погибших воинская этика предписывала отвезти домой, сотворить поминальную службу и похоронить по церковному обычаю. Что осталось на поле? Лишь кровь, впитавшаяся в землю.

Впрочем, изыскания продолжаются. Быть может, какая-то часть воинов была все-таки захоронена вблизи места битвы. Но найти эти могилы, если они есть, непросто. Примерно как иголку в стоге сена.

Таким образом, читатель может убедиться, что научные знания о Куликовской битве вполне основательны и систематичны. Ни один добросовестный историк не будет утверждать, что известно всё. Но и причин выбрасывать школьный учебник истории тоже нет.

Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Из какой Коломны выступил Дмитрий Донской на Куликовскую битву?

     Согласно летописи, Дмитрий выступил на Куликовскую битву из Коломны, где он соединился со своими союзниками. Сегодня считается, что Дмитрий вышел из города Коломна под Москвой (примерно 100 километров от Москвы). Возможно

Но нельзя не обратить внимание на другой весьма вероятный вариант: Дмитрий Донской выступил на битву из ЗНАМЕНИТОГО СЕЛА КОЛОМЕНСКОГО, находящегося сегодня внутри Москвы (метро «Коломенская»). Напомним, что именно в этом Коломенском находился огромный деревянный царский дворец.
     Эта гипотеза подтверждается также следующим свидетельством «Сказания о Мамаевом побоище»

Дмитрий, узнав о готовящемся нападении, приказал своим соратникам явиться в МОСКВУ, куда они и прибыли . Тут же, через страницу, летопись буквально в тех же словах еще раз говорит о точно таком же (полностью идентичном!) приказе Дмитрия своим соратникам, приказывая им собраться, но на этот раз — в КОЛОМНЕ. По всей видимости, здесь попросту идет речь об одном и том же приказе Дмитрия своим сподвижникам собраться в КОЛОМЕНСКОМ — В МОСКВЕ. Летопись два раза повторила один и тот же фрагмент.
     Летопись постоянно фактически накладывает Коломну на Москву. Так, сказав, что Дмитрий собирает полки в Коломне, (см. выше), она ТУТ ЖЕ ПРОДОЛЖАЕТ, что войска выступают на битву ИЗ МОСКВЫ, с.144—145). Это снова помещает Коломну в известное село Коломенское в Москве. Более того, как сообщает Тихомиров, «МОСКВА была тем центром, куда сходились отряды из русских городов: «снидошася мнози от всех стран НА МОСКВУ К ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ». Сюда пришли белозерские полки, ярославские, ростовские, устюжские. Главная сила русского войска составилась из москвичей. Это видно из рассказа об уряжении полков на КОЛОМНЕ И НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ».
     Итак, мы считаем, что Дмитрий Донской выступил именно отсюда — из района Коломенского, расположенного на правом берегу Москвы-реки, недалеко от центра Москвы.

Потери

Летописцы сильно преувеличивают число погибших ордынцев, доводя их до 800 тыс. (что соответствует оценке всего войска Мамая) и даже до 1,5 млн человек. «Задонщина» говорит о бегстве Мамая сам-девять в Крым, то есть о гибели 8/9 всего войска в битве.

Ордынцам при виде удара засадного полка приписывается фраза «молодые с нами бились, а доблии (лучшие, старшие) сохранились». Сразу после битвы была поставлена задача пересчитать, «сколько у нас воевод нет и сколько молодых (служилых) людей». Московский боярин Михаил Александрович сделал печальный доклад о гибели около 500 бояр (40 московских, 40-50 серпуховских, 20 коломенских, 20 переяславских, 25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских, 50 нижегородских, 40 муромских, 30-34 ростовских, 20-23 дмитровских, 60-70 можайских, 30-60 звенигородских, 15 углицких, 20 галицких, 13-30 новгородских, 30 литовских, 70 рязанских), «а молодым людям (младшим дружинникам) и счёта нет; но только знаем, погибло у нас дружины всей 253 тысячи, а осталось у нас дружины 50 (40) тысяч». Также погибло несколько десятков князей. Среди погибших упоминаются Семён Михайлович и Дмитрий Монастырёв, о гибели которых известно также соответственно в битве на р. Пьяне в 1377 году и битве на р. Воже в 1378 году.

Значение

Битва на Куликовом поле, год которой стал праздничным для Руси, привела к тому, что Москва окончательно утвердила себя в качестве политического лидера. Золотая Орда вошла в череду кризисов и междоусобных войн. Тем не менее еще ровно сто лет ее ханы претендовали на то, чтобы требовать дань от Руси. Окончательно иго было сброшено при Иване III, в 1480 году, после стояния на Угре.

Этот статус подтвердили дальнейшие исторические события. О битве на Куликовом поле в народе были сложены песни и предания. Она стала символом величия страны. В современной России 21 сентября (8 сентября по старому стилю) было признано Днем воинской славы.

Дата начала Куликовской битвы

Поле Куликово

Утром, помолясь и покашеварив, пешие и конные снова выстроились в боевые порядки и замерли, вглядываясь в туман, где иногда проносились смутные тени и слышался конский топот. А князь всматривался в лица дружины и ополчения – и не видел в них страха.

Первой бросилась в атаку ордынская конница – не отборные части монголов, а вассалы из числа касогов, ногайцев, алан, армян…кого ещё подгребла под себя Орда? С визгом и устрашающим «Хурррраг!» ударные отряды конницы налетели на ряды передового полка – и с криками боли коней и людей полегли, наткнувшись на частокол копей, выставленных пешей ратью русского войска. Но с монгольского тыла накатывались всё новые и новые всадники. Началась страшная сеча, в которой передовой полк очень скоро полёг почти весь. Но свою задачу он выполнил – измотал авангард ордынского войска и сократил его численность почти наполовину. Остатки передового полка спешно, но сохраняя строй, отступили, втянулись в ряды Большого полка. Теперь главный удар будет по нему.

Князь недаром обучал войска под Коломной: сигналы наклоном стягами, звуками труб и дробью барабанов передавались быстро и чётко и понимались правильно. Большой полк мужественно стоял, отбивая атаки, теряя бойцов, но и выбивая из рядов врага самых отчаянных и храбрых. Так же стоял  полк Правой руки. Был момент, когда ряды дрогнули, но вовремя влился в боевые порядки Резервный полк – дождался и он своего часа. Но ожесточение битвы не стихало, и теперь Орда всеми силами навалилась на полк Левой руки, где Дмитрий намеренно ослабил боевые порядки, вместо десяти рядов оставив только шесть. Но так было надо. Засновали взад и вперёд вестовые ордынцев, и вот оно – свежие, отборные, но главное – последние из резерва тумены Мамая разогнались для удара, чтобы смять избитый полк Левой руки, окружить на просторе русские полки  выбить их, как они когда-то Бегича на Воже. Мамай всё поставил на карту, бросив в бой гвардию – ведь войск у дерзкого уруса больше нет, ведь так?

Дмитрий напряжённо смотрел на густую опушку дубравы на фланге почти уничтоженного,   поспешно отступающего, хотя и не бегущего, полка Левой руки. Ну, Боброк-Волынский? Пора! И тот будто услышал.

Конная лава Засадного полка, в сверкающих доспехах, которые были как на витязях старшей дружины, так  на конях, ударила так, что показалось, будто земля дрогнула от лязга копей и мечей, врубившихся во фланг и тыл конницы монголов, уже было праздновавших победу. Спасения от таких ударов нет: масса коня в доспехе, масса боярина с его горой мышц, тоже укрытого в кованный панцирь, поножи и наручи, с отполированным бахтерцами и составным шеломами – всё это не остановить ни конному, ни пешему. А их таких, подобно соколам, вылетевших из дубравы, был весь полк. Нет, не зря конные разъезды перед битвой целые сутки не давали вражеским лазутчикам узнать точное расположение русских войск.

Вслед за Засадным полком двинулся вперёд и Большой и Правой руки.  Даже остатки Левого собрались с силами и подтянулись, развернулись и с новым силами начали преследовать татар, которые, ошеломлённые невесть откуда взявшимися богатырями, поспешно бросились назад, к своему повелителю. Но уже  отсюда было видно, как поспешно, бросив всё, на свежих конях, так и не принявших участия в сражении, бежит, нахлёстывая лошадей, Мамай и его тысяча личной охраны.

Тогда считать мы стали раны…

По разным источникам, в битве на Куликовом поле погибло в непосредственных боестолкновениях и умерло от ран больше половины из тех, кто пришли сюда из-под Коломенской ставки. Но потери ордынцев были ещё страшнее – ведь давно известно, что бегущих гибнет в разы больше. А мамаевы тумены бежали, что было смертным проступком согласно уложениям чингизовой Ясы, за который полагается только смерть.

 Но смерть они и так нашли – русские полки преследовали бегущих без малого тридцать вёрст, до самой реки Красивая Меча.  Только там воеводы отдали приказ прекратить преследование, так как Мамай всё равно ушёл на свежих сменных конях.

Фото и описание

Музей-заповедник «Куликово поле» был создан в 1996 г. Он находится на том месте, где в 1380 г. произошло Куликовское сражение и включает также прилегающую к месту битвы территорию.

Куликово поле расположено на юго-востоке Тульской области и занимает участок ландшафта в бассейне верхнего течения реки Дон при его слиянии с Непрядвой в северной лесостепи на Русской равнине. В заповеднике сохранились лесные массивы, в которых представлена фауна и флора, близкая к первозданной, а также участки ковыльных степей. Разнообразие археологических и величие архитектурных памятников, многие из которых относятся к периоду Куликовской битвы, представляют яркое свидетельство богатой истории края. Подвиг русского войска на Куликовом нашел поле свое отражение в экспозициях музея-заповедника, храмах и обелисках на Красном холме, в селе Монастырщино.

На территории музея-заповедника расположен храм Сергия Радонежского (1913-1917 гг., архитектор А.В. Щусев.). Этот храм был спроектирован в псевдорусском стиле как символ единства духа и силы русского народа (по замыслу Щусева, храм должен был составлять единый ансамбль с обелиском Дмитрию Донскому). Также здесь находится памятник-обелиск Дмитрию Донскому (архитектор А.П. Брюллов) – это один из первых монументов в России, установленных на поле сражения. Памятник торжественно открыли 8 сентября 1850 г. на Красном холме. В 2005-2007 гг. здесь проводились уникальные реставрационные работы, направленные на сохранение монумента. Колонна демонтировалась и проводилась реставрация основных ее конструктивных деталей: креста, купола, мемориальных надписей, замена фундамента, восстановление утраченного декора, создание несущей конструкции внутри монумента. И еще – храм в честь Рождества Богородицы, он был построен в 1865-1884 гг. Каменную церковь заложили на месте старого деревянного храма, выстроенного, по преданию, из дуба Зеленой дубравы там, где были захоронены русские воины. К 625-летию Куликовской битвы звонница храма была восстановлена.

В состав музея-заповедника также входят усадебный комплекс купца Байбакова А.Е. в Епифани, являющийся архитектурным памятником, а также музей «Тульские древности» в Туле, располагающийся в здании бывшего дома тульского купца Ермолаева-Зверева; мемориальный комплекс в селе Монастырщино.

Музей-заповедник «Куликово поле» проводит обзорную экскурсию на Красном холме, которая знакомит гостей с историей этого места, памятником Д. Донскому, храмом во имя Сергия Радонежского. Экскурсантам со смотровой площадки показывают место сражения и знакомят с основными этапами Куликовской битвы и расположением сил противников.

В ходе экскурсии «Руси великое начало» рассказывается о быте и культуре домонгольской Руси, о противостоянии Золотой Орды и Руси, посетители знакомятся с доспехами и оружием, средневекового воина, снаряжением его боевого коня, реликвиями Куликовской битвы, храмом Рождества Богородицы, Аллеей Памяти и Единства, памятником Дмитрию Донскому, мемориалу в честь павших на Куликовом поле во время Великой Отечественной войны.

Посетители музея также могут ознакомиться с историей церкви Рождества Пресвятой Богородицы, подняться на ее колокольню, чтобы услышать традиционные колокольные звоны и узнать историю колоколов.

Экскурсия непосредственно по Куликовому полю предполагает путь к Зеленой Дубраве. Именно оттуда Засадный полк русского войска нанес решающий удар по монголо-татарским захватчикам. Гостям музея предоставляется удивительная возможность пройти по полю наиболее знаменитого в истории России сражения.

Ежегодно музей-заповедник посещает более 165 тысяч человек. Музей имеет собственные научную библиотеку и реставрационные мастерские, где реставрируются черный и цветной металл, фарфор, стекло, керамика, реконструируются защитные доспехи и вооружение 9-16 вв., деревянные предметы, предметы на бумажной основе.

Фестивали на Куликовом поле

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник Куликово поле

Ежегодно на территории музея-заповедника «Куликово поле» проводятся фестивали и праздники межрегионального, всероссийского и международного уровня, акции.

Зимний праздник «Большой тур «Куликово поле»

Это семейный спортивный праздник и общение с животными для всех желающих и соревнования по ездовому спорту на собачьих упряжках для профессионалов. Проводится в феврале на конном дворе музея-заповедника.

Фестиваль народных традиций «Былина»

Семейный фестиваль проводится в мае в Музейно-мемориальном комплексе в селе Монастырщино. Детские фольклорные и хореографические коллективы участвуют в конкурсе. На празднике работают интерактивные площадки, где проводятся мастер-классы по народным ремеслам, учат каллиграфии и игре в лапту, запускать воздушных змеев и делать скворечники, печь блины на пеньках и варить уху и многое другое.

Фестиваль авторской песни «Куликово поле»

Фестиваль проводится в конце мая на берегу речки Непрядвы. Поучаствовать в песенном и поэтическом конкурсах приезжают авторы и исполнители из разных городов. Тысячи зрителей живут в палаточном лагере, наблюдают за прослушиваниями, смотрят концерты и выступления конкурсантов и членов жюри. Завершает фестиваль масштабный фейерверк.

День России на Куликовом поле

Праздник проводится на Красном холме и на территории Музейного комплекса «Куликово поле» в Моховом. Главные события: соревнования спортсменов силового экстрима, конкурс исторической кухни, концертная и развлекательная программа.

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник Куликово поле

Фестиваль «Епифанская ярмарка»

Проводится в Епифани и Музее купеческого быта в августе, накануне Медового Спаса. Главные товары на ярмарке — мед нового урожая и изделия декоративно-прикладного и художественного творчества. В концертно-игровой программе выступают казачьи и фольклорные коллективы, умельцы проводят мастер-классы.

Военно-исторический фестиваль «Поле Куликово»

Проводится в сентябре и открывает празднование годовщины Куликовской битвы на Куликовом поле. На берегу реки Дон, недалеко от места, где переправлялось войско Дмитрия Донского накануне сражении, собираются реконструкторы средневековой истории. На фестивале проводятся турниры лучников, конные поединки, маневры, жюри оценивает исторические доспехи и костюмы, работает ярмарка, можно поучаствовать в мастер-классах. Лагерь фестиваля открыт для туристов в определенные часы.

День воинской славы России — годовщина Куликовской битвы

Это самый яркий и масштабный исторический праздник года на Куликовом поле. Даты могут быть разными, но всегда это третья суббота сентября. Место проведения — Красный холм и Музейный комплекс «Куликово поле» в Моховом. В этот день к месту торжеств прибывают участники военно-исторического фестиваля и устраивают реконструкцию Куликовской битвы. Также проходят показательные турниры и поединки, работают интерактивные военно-исторические биваки, устраивается масштабная историческая ярмарка и выставка-продажа декоративно-прикладного творчества, на нескольких площадках — концертная программа.

Акция памяти «Зеленая Дубрава»

Всем желающим музей-заповедник предлагает поучаствовать в восстановлении исторических лесов Куликова поля и высадить молодое деревце в память о воинах Куликовской битвы или в честь своих близких, сражавшихся за Родину во все времена. Акция проводится ежегодно, в октябре.

Подготовка сторон

Для того, чтобы противостоять Орде более 30 русских княжеств отправили своих воинов в войско Дмитрия Ивановича. Практически каждый мужчина, который был способен держать оружие — пришли в его войско. Мамай тоже готовился. Он заключил союзы с князем литовским Ягайло, который был заинтересован в расширении торговли с Ордой. Кроме того, «промамаевскую» сторону занимал рязанский князь Олег. Правда Олег был хитер: он выражал подобострастие и хану, и сообщал в Москву о телодвижениях Мамая.

Кроме союзов, Мамай включил в свою армию крымских татар, и наемников с Северного Кавказа. Также ходят упорные слухи, будто был он нанял в Генуе тяжелую генуэзскую конницу.

Участники Куликовской битвы

Впервые в истории Дмитрию Донскому удалось собрать такое количество князей, объединённых общей целью

В знаменитом сражении принимали участие десятки русских князей, объединившиеся вокруг Дмитрия Донского, и грозная Мамаева Орда. При этом темника Мамая поддерживали Великое княжество Литовское и Рязанское княжество, но непосредственного участия в бою они не принимали, так как не успели подойти вовремя.

Русские войска в Куликовской битве

Численность русских войск в Куликовской битве неизвестна, разные историки называют цифры от 20 до 70 тысяч воинов. Помимо рядовых солдат, войско состояло из нескольких тысяч бояр, многие из которых были опытны и закалены в сражениях, и более сорока удельных и безудельных князей. Потери неизвестны, но большинство источников говорят о гибели тысяч солдат, более 500 бояр и девятерых князей.

Мамаева Орда

Мамаева Орда была изрядно потрёпана после поражения в битве на реке Вожа и столкновений с войсками Тохтамыша, но она всё ещё представляла собой грозную силу. Численность его неизвестна, историки называют цифры от 30 до 150 тысяч человек, включая наёмников, сражавшихся на стороне татар. Известно, что темник Мамай допустил о дну важную ошибку – он бросил в бой все силы, не оставив в запасе никакого резерва, о чём горько пожалел в ходе боя, когда увидел, как русский засадный полк внезапной атакой с тыла истребляет татарскую конницу.

Пересвет и Челубей

Поединок Александра Пересвета и Челубея

Начало Куликовской битвы представляло собой отдельные схватки между передовыми отрядами. “Сказание о Мамаевом побоище” рассказывает историю о схватку богатыря-монаха Александра Пересвета с татарским батыром (богатырём) Челубеем, в которой они оба убили друг друга. Однако, этот эпизод описан только в “Сказании о Мамаевом побоище”, так что он, возможно, является всего лишь легендой.

Генеральные штаты Франции. Цель, схема, сословия.
Пелопоннесская война. Причины, ход событий, итоги, этапы.

Вопрос: там ли мы ищем Куликово Поле?

     Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город»)
     Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.
     Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы Владимирской Божьей Матери в МОСКВЕ во время нашествия Тимура в 1402 году, сообщает, что икону встретили В МОСКВЕ «НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ».
     Вот полная цитата:
     «И принесоша икону и сретоша Киприян митрополит со множеством народу, НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ, иде же ныне церкви каменна стоит во имя Сретенья Пречистыя, месяца августа, в 26 день» .
     Упомянутая церковь стоит, как известно, на Сретенке. А недалеко от Сретенки в Москве есть место, до сих пор известное под своим древним названием — КУЛИШКИ.
     Мнение о том, что московское название Кулишки является синонимом Куликова поля, бытовало в Москва еще и в XIX веке! Например, в сборнике «Старая Москва», изданном Комиссией по изучению старой Москвы при Императорском Московском Археологическом Обществе , упоминается о якобы «неправильном предположении», существовавшем в Москве, будто московские «Кулишки произошли от Куликов или Куликова поля». Там отмечено, кстати, что «КУЛИШКИ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРЕЖДЕ МОСКВЫ» .
     ИМЕННО НА КУЛИШКАХ до сих пор стоит церковь Всех святых, которая «по старому преданию, была построена Дмитрием Донским в память воинов, убитых на КУЛИКОВОМ ПОЛЕ» . «Каменная церковь Всех Святых на Кулишках, упомянутая в известии 1488 года. В переделанном виде церковь сохранилась до нашего времени». До сих пор она так и называется: «Церковь Всех Святых на Кулишках». Сегодня прямо около нее — нижний выход из станции метро «Китай-город». Площадь сегодня называется Славянской. Недавно на ней поставлен памятник Кириллу и Мефодию. Чуть ниже — Москва-река. Здесь же -улица Солянка, называвшаяся раньше также КУЛИЖКИ, т.е. Кулишки.
     Считается, что «Кулижки также обозначали болотистую местность». Кроме того, «кулижка» — вырубленный, выкорчеванный, выжженный под пашню лес (см. Толковый Словарь В.Даля). А в Москве «большую часть района «у Кулишек» занимали сады».
     Московские Кулишки захватывали также площадь Покровских ворот, имевших три-четыре столетия назад и второе название — КУЛИШСКИЕ.
     Согласно нашей гипотезе, именно в этом большом районе Москвы и произошла знаменитая Куликовская битва, в результате которой костромской князь Дмитрий Донской = Тохтамыш победил западнорусские, рязанские и польские войска Мамая и присоединил к своим владениям область, в которой впоследствии возник большой город — Москва. Возможно, присутствие ПОЛЬСКИХ ВОЙСК в «монгольском» войске Мамая вызовет удивление. Но об этом прямо говорит русская летопись: ПСРЛ, т.25, М.-Л, 1949, с.201.
     Считается, что Мамай был разгромлен ДВАЖДЫ в одном и том же 1380 году. «Первый раз» — Дмитрием Донским, а «второй раз» — Тохтамышем. По нашей гипотезе это — два отражения одного и того же события, поскольку Дмитрий Донской и Тохтамыш — одно и то же лицо. При этом во «второй раз» Мамай был разгромлен «на Калках». Как мы уже говорили, «Калки» (Кулики) — это вариант все того же «Куликова поля», т.е. московских Кулишек («кулачки», «кулачный бой», «бой на кулачках», место, где мерялись силами).
     Кстати (малоизвестный факт), Мамай — это ХРИСТИАНСКОЕ ИМЯ, до сих пор присутствующее в наших святцах в форме Мамий. По-видимому, что это — слегка искаженное «мама», «мамин», т.е. «сын матери». Видимо, раньше на Руси бытовала пара имен сходного происхождения: Батый — от «батька», «отец», а Мамий (Мамай) — от «мамы», «матери».
     Итак, Дмитрий Донской воюет с полководцем, имя которого — христианское!
     В заключение отметим, что там, где в русских летописях написано «поле Куличково», историки романовской школы упорно читают «поле Кучково».  «КУЧКОВО поле находилось у современных Сретенских ворот».

В чем дело?
Что мешает им буквально процитировать старую летопись, где четко написано (повторим это еще раз) — «поле КУЛИЧКОВО»?
     Видимо то, что тогда у кого-то может возникнуть мысль о том, что московское поле Куличково — это и есть знаменитое Куликово поле, место битвы Дмитрия Донского с Мамаем. А этого они не хотят. Может быть — подсознательно. А по нашему мнению — сознательно, по крайней мере, в то время, когда они изменяли освещение русской истории и в связи с этим произвели географическую пере-локализацию некоторых событий нашей истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector