Мечеть кул шариф

Строительство

Новая мечеть в Казани Кул Шариф, а точнее, ее архитектурное проектирование осуществлялось большим коллективом, который победил в республиканском конкурсе. В их число входили такие специалисты, как Латыпов Ш. Х., Саттаров А. Г. Сафронов М.В. и Сайфуллин И. Ф.

Строительство нового здания в основном велось на пожертвования, в которых приняло участие около 40 тысяч обычных граждан и организаций. Стоимость этого проекта оценивалась в сумму 400 млн. рублей (по смете – около 500 млн. рублей).

В результате долгой и упорной работы новая многоминаретная мечеть была полностью достроена в 2005 году (к 1000-тию города Казань). Кул Шариф открылся для посетителей летом, 24 июня.

Адрес, время работы, как добраться

Мечеть расположена на территории музея-заповедника Казанский Кремль. Посетить знаменитую достопримечательность можно как самостоятельно, так и во время обзорной экскурсии.

Главная мечеть города открыта к посещению с 9 утра и до 18 вечера. В течение нескольких часов можно осмотреть все ее достопримечательности.

Чтобы добраться до достопримечательности, необходимо сесть в метро и проехать до станции «Кремлевская» или общественным транспортом доехать до остановки «ЦУМ» или «Дворец спорта».

Посещение комплекса оставит много положительных эмоций, восхищений на долгие годы. Прикоснитесь к культурному вековому наследству Татарстана, восстановленному талантливыми строителями, художниками и архитекторами республики.

  1. Казанский Кремль
  2. Дворец Земледельцев
  3. Казанская Ривьера
  4. Кремлевская набережная
  5. Башня Сююмбике
  6. Благовещенский собор Казани
  7. Улица Баумана
  8. Казанский Богородицкий монастырь
  9. Остров-град Свияжск
  10. Мечеть аль-Марджани
  11. Старо-татарская слобода
  12. Центр Эрмитаж-Казань

Важные символы культуры


На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное

Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные

Описание объекта

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось с 1996 по 2005 годы под руководством архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» А.В. Головина, А.И. Исхакова, И.Ф. Сайфуллина, А.Х. Саттарова, М.В. Сафронова, С.П. Шакурова.

Здание плане представляет собой 2 наложенных друг на друга под углом 45 градусов квадрата, что образовывает 8-угольник. Стены мечети выполнены в виде 8 пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами (структурная единица Корана, стих) и орнаментальными косичками.

В композицию стен вписаны высокие стрельчатые окна (в виде полукруглой арки) с витражами (из цветного стекла). Мечеть имеет восьмилотковую крышу, а её центральный объём по центру перекрыт куполом с вершиной высотой 36 метров и диаметром 17 метров. В куполе прорезаны окна в форме тюльпанов.

Мечеть венчают четыре главных минарета (башня, с которой осуществляется призыв на молитву), расположенных по углам основного объема здания. Главные минареты имеют высоту 55 метров. Мечеть имеет также 2 малых минарета и 2 полуминарета на углах главного входа в здание, которые выполняют функцию архитектурного декоративного элемента и акцентируют вход. На вершине каждого минарета – полумесяц.

Здание мечети облицовано белым мрамором, купол и вершины минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями арабской вязью и гранями порталов.

Мечеть Кул Шариф имеет 5 ярусов, включающих цокольный и технический, несколько площадок вспомогательного и технического назначения. В цоколе здания размещен Музей исламской культуры, гардеробы, помещения для омовения. На первом ярусе находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором – смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин.

При отделке здания применялись уникальные отделочные работы: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы – гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик. Мрамор, использовавшийся при создании мечети, привезён с Урала, внутреннее убранство – ковры – подарок правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии.

Интерьер

Внутри мечеть имеет достойное убранство. Здесь можно увидеть:

  • римскую мозаику
  • резьбу по ганчу (алебастру)
  • золотое шитье
  • роспись, произведенную по технике 16 века
  • керамические панно, выполненные в технике времени имама Кул-Шарифа
  • витражи из стекла, изготовленные по технике запекания
  • лепнину
  • позолоту

Для работ применялись змеевик, гранит, оникс, мрамор. Молельные ковры присланы правительством Ирана. Люстра из чешского хрусталя весит 2 тонны. На строительстве мечети работали строители из Турции.

Особняк на Театральной

Казань

За несколько минут можно дойти до улицы Баумана и Казанского кремля

8,6
Хорошона основании 3 620 отзывов

Забронировано сегодня 25 раз

Показать цены

Отель Ногай

Казань

В 300 метрах от Петропавловского собора

9,4
Хорошона основании 2 525 отзывов

Забронировано сегодня 29 раз

Показать цены

DoubleTree by Hilton Казань

Казань

В 5 минутах ходьбы от Казанского кремля

9,1
Хорошона основании 1 746 отзывов

Забронировано сегодня 10 раз

Показать цены

Интерьер мечети

Внутреннее убранство мечети ничуть не уступает её наружному облику. Элементы декора являются отсылками к многовековым традициям татарского народа и канонам исламской культуры.

Интерьер

Например, в оформлении окон мастера использовали священный для мусульман цветок — тюльпан. В исламской религии тюльпаны символизируют «возрождение». С тюльпанами связано множество мусульманских легенд и сказаний. Также, в арабской письменности слово «тюльпан» созвучно с «Аллах». На внутренних арках храма можно увидеть аяты — коранические стихи.

Обратите внимание! В дизайне интерьера использованы, в основном, природные материалы — ганч, камень и деревянные элементы. Это обусловлено попыткой приблизиться к технологиям, использовавшимся в оформлении утерянной мечети XVI столетия

Ещё одна попытка передать атмосферу старины — ручная обработка всех частей внутреннего убранства.

Особенную роскошь и красоту помещениям мечети придают разнообразные проектные решения: лепнина, цветные витражи и мозаики, золотые орнаменты. Полы застелены иранскими коврами, а потолок украшает огромная хрустальная люстра чешского производства.

Мечеть Кул Шариф внутри


В мечети 24 часа в сутки не умолкает живое чтение Корана. Хафиз читает на арабском языке времен пророка Мухаммеда середины VII века н.э. Чтение транслируется в интернет, можно присоединиться. Единственное время, когда это место становится пустым: идет намаз в молельном зале. Уже по этому признаку Кул-Шариф становится в ряд самых значимых мечетей не только России, но и мира. Важные предметы, которые сопровождают повседневную жизнь казанских татар, даже не особо религиозных представлены в витринах. Шамаиль — это всегда декоративно-организованный текст, источником которого является Коран, главная святыня для мусульман. Представлены переводы смыслов Корана на татарский язык.

Четки из косточек финика служат напоминаниями, чтобы ничего не пропустить. Говоришь слово и бросаешь косточку, на четках их 99.

Финик — один из главных даров Аллаха людям, основа основ.

Взятие Казани

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство приближалось к своей гибели. Поэт описал трагедию татарского народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». Казанскому ханству неоткуда было ждать поддержки, и из-за этого в 1550 году казанцам пришлось заключить с Москвой договор о взаимопомощи и взаимопонимании.

На следующий год русские войска нарушают мир и вступают в бой. Летом войска обступили всю Казань, и казанцы отправили русским воеводам муллу Кул Шарифа и тюменского князя Бибарса Растова с посланием о мире. Из летописи 1551 года известно, что послы долгое время не соглашались идти на уступки; после угроз силового захвата Казани послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Как добраться

Адрес музея исламской культуры: территория Казанского Кремля, 13.

Метро

На метро до Казанского Кремля добраться очень просто: ветка всего одна, нужная станция — «Кремлевская».

Схема метро Казани

Станция «Кремлевская» на карте Казани:

Наземный общественный транспорт

У Казанского Кремля три остановки, от которых вам удобнее всего будет добираться. До «Дворца спорта» курсируют автобусы № 6, 35, 35а, 37, 47 и троллейбус № 7. До «Центрального стадиона» — автобусы № 6, 15, 29, 35, 35а, 37, 47, 74, 75 и троллейбус № 2. До «Улицы Батурина» — автобусы № 22, 28, 89.

Маршруты общественного транспорта в Казани

Автобусные остановки на карте Казани:

Такси

Вы можете воспользоваться услугами таких служб такси, как Яндекс, Gett. Просто скачайте мобильное приложение и укажите маршрут. Через несколько минут такси будет вас ждать в назначенном месте.

Музей исламской культуры в Казани на google-панораме:

Видео: Музей исламской культуры в Казани

Структура Музея исламской культуры в Казани

Музей расположен на цокольном этаже мечети. Всего два выставочных зала, общая площадь которых 566 квадратных метров. Это уникальный музей, единственный в России, где все экспонаты связаны с историей развития ислама у тюрко-татарских народов.

Экспозиция музея включает в себя три части:

  • «Мусульманская цивилизация Поволжья»;
  • «Ислам от эпохи реформаторства до современности»;
  • «Книжная культура татарского народа».

Центровые экспонаты:

  • Коран — занимает центральное место в экспозиции. В музее можно услышать суры, увидеть современные издания Корана и копии уникальных рукописей;
  • Казанский Кремль в формате 3D;
  • интерактивное окно с видами старой Казани;
  • инсталляция «Поющий шамаиль».

Что касается временных выставок, то все они тематические и связаны с традицией и культурой ислама. Например, в музее проходили такие выставки: «Лев Толстой и исламский мир», «Каллиграфия востока в сердце Казани», «Искусство шамаиля», «Арабская графика» и другие.

В музее регулярно проходят мастер-классы: роспись по стеклу, арабская каллиграфия, декупаж. Можно также поучаствовать в увлекательном квесте «Код Кул Шариф»: разгадывая загадки, вы погрузитесь в необыкновенный мир восточных легенд и сказок.

Lene

Новости Казани

Кисловодск: отдых и оздоровление в городе-курорте18 марта 2021, 14:45Карлес Пуйоль — последний футбольный лев30 декабря 2020, 09:10Скандальная испанская футболистка Паула Дапена отказалась поддержать акцию в память о Диего28 декабря 2020, 09:40Неистовый Фабьен Бартез — что происходит в его жизни сейчас24 декабря 2020, 14:45Почему Карлуш Кейрош был отправлен в отставку?21 декабря 2020, 14:35Как правильно выбрать банк для оформления выгодного ипотечного кредита?11 декабря 2020, 10:05Из Германии никто не звонил по Хвиче, «Спартак» может вернуть Бакаева. Как «Рубин» будет удерживать лидеров?12 ноября 2020, 14:15Предприниматели Ставропольского края приглашают к сотрудничеству предприятия и торговые сети Татарстана25 августа 2020, 13:20Проверка недвижимости или участка перед покупкой3 августа 2020, 10:50Нюансы отдыха в Сочи. Что посмотреть в городе и окрестностях?3 августа 2020, 10:35

Архитектура

Мечеть – уникальное сооружение. Комплекс состоит из:

  1. 5-ти этажной мечети. Цокольный этаж отдан под музей ислама, на техническом располагаются службы. Имеется место для ритуального омовения. На первом этаже имеется зал, где молятся мужчины, и кабинет имама. На втором этаже могут молиться женщины, там же выделены зоны для туристов. Преимущество сооружения: для женщин и мужчин имеются отдельные входы.
  2. Пожарной части. Это приземистое здание, располагающееся южнее мечети, имеющее голубую крышу. Они связаны стилистически.
  3. Издательства и уникальной библиотеки.

8 полумесяцев (именно столько их было у мечети в 16 веке) мечети направлены на Мекку: ориентировка производилась при помощи спутника. Высота каждого минарета 57 м. Центральный купол возвышается на 36 м. Профиль здания представлен в виде пересечения квадратов под углом 45 градусов: таким образом, воссоздается символ мусульман – благословение Аллаха. Арки повторяют очертания юрт кочевников: первые татары имели такие мечети. На куполе окна вырезаны в форме тюльпана: символа возрождения у булгар.

Тюльпан повторяется в витражах из цветного стекла. Здание облицовано светлым камнем, купола голубые. Все это должно вызывать ощущение чистоты, простоты и непорочности. Помыслы у смотрящих на мечеть должны быть также чисты, как и само здание. В зале одновременно могут молиться 1,5 тысячи мусульман. Еще 10 тысяч могут разместиться на перед мечетью: на плитке, которой вымощена площадь, отмечены места для совершения намаза.

Советы при посещении

Несмотря на то, что посещение территории и здания мечети открыто для всех желающих, это не простое общественное место, а духовная святыня для тысяч мусульман. Поэтому необходимо следовать некоторым правилам, нормам поведения и внешнего вида и уважать мусульманские обычаи.

  • Одежда должна быть максимально закрытая, желательно надеть головной убор (например, платок);
  • Перед тем, как войти в здание, необходимо разуться — посещение мечети в обуви запрещено (бахилы разрешены);
  • Женщинам ни в коем случае нельзя заходить в мужской молельный зал;
  • Необходимо проявлять уважение к окружающим — нельзя проходить перед читающим намаз, создавать шум и суету;
  • Туристам во время молитвы разрешено находится только на специальных площадках на втором этаже мечети.

Соблюдение этих простых правил поможет не только получить удовольствие от красот интерьера и архитектуры мечети, но и глубоко проникнуться исламской культурой, больше понять и прочувствовать религию и традиции мусульман.

Современный вид

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь
Другое

парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis
Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo
Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32
Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel
Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu
Другое

«https://ru

TheHill88
Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler
Другое

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

История названия

Мечеть носит имя имама Сеида Кул-Шарифа. Этот человек – значительная персона эпохи крушения Казанского ханства в 1552 году. Сеид Кул-Шариф был прямым потомком пророка Мухаммада по линии внука последнего – Хусейна. Он происходил из крымских сеидов, затем некоторое время служил в Астраханском ханстве, затем вернулся в Казанское. Но верховным сеидом мулла был назначен незадолго до падения ханства, в октябре 1551 года.

Сеид Кул-Шариф был образованным и влиятельнейшим человеком своего времени. Исторические документы свидетельствуют, что русские князья регулярно контактировали с ним, вели переговоры и присылали богатые подарки. Когда Сеид проезжал по улица Казани, горожане приветствовали его, а богатые татары не гнушались припадать к его чапану. Даже хан спешивался в его присутствии. Сеид был творческим человеком: до наших дней дошли несколько стихотворений и поэма. Кул-Шариф – знаток русской и татарской истории.

Он видел, как росла мощь московского княжества, крепло войско, а его государство разрывали внутренние противоречия. Сеид немногий из власть имущих, кто предполагал печальный конец государства. Имам видел реальные приготовления русских князей, оценивал угрозу для ханства. Он считал, что в неравной борьбе татарам могут помочь только ангелы, а реальной помощи ждать неоткуда.

Вместе с тюменским князем Бибарсом в 1551 году он предпринимает попытки заставить Ивана Московского соблюдать условия мирного договора 1550 года. Понятно, что это лишь временная отсрочка, но дипломаты попытались выиграть время. Но посольство оказалось неудачным: Кул-Шарифу и Бибарсу пришлось принять очередные условия Москвы.

Казань противостояла русскому войску 41 день. Город защищали 30 тысяч воинов, а московский князь командовал 150 тысячами. Сеид Кул-Шариф являлся вдохновителем обороны: ни один из горожан не думал о сдаче. Последние дни в крепости не было ни капли воды: лазутчики Ивана Московского разрушили водопровод.

Наконец, из всех защитников в живых остались мальчики-шакирды и имам. Но они оборонялись столь храбро, что поразили русских. Воевода Андрей Курбский писал, что войска вошли в Казань, переступив через труп Шариколда. Сеид со своими войсками отступал, сражаясь, поднялся на крышу мечети, был заколот и сброшен вниз. Подвиг легендарного Сеида передавался из уст в уста. Его описал и философ Марджани. И в честь последнего защитника государства была названа восстановленная соборная мечеть в Казанском Кремле.

Интересные факты

Несколько исторических фактов из жизни того, чье имя носит мечеть:

  1. Во время последнего посольства имама и князя Бибарса они предлагали Ивану Московскому в заложницы царицу Сююмбике с малолетним сыном Утямыш-Гиреем. Царственные особы, содержащиеся при Московском дворе, по мнению дипломатов, должны были обеспечить длительный мир русских и татар. Просьба была отвергнута, но, может быть, именно этот исторический факт породил легенду о внезапно вспыхнувшей страсти русского князя к прекрасной регентше?
  2. После службы в Астраханском ханстве Шариф получил дополнительное имя Хаджитархани. Впоследствии его называли амиром, то есть руководителем.
  3. Ознакомиться с литературными трудами Кул-Шарифа можно в сборнике «Жизнь жестока, жизнь прекрасна», изданного под редакцией А. Шарипова в 1997 году.

Прежняя Кремлевская мечеть была построена в 13 веке, она называлась Аль-Кабир. Соборная мечеть – новое сооружение, но уже существует много интересных фактов и легенд:

  1. Купол мечети напоминает татарскую шапку: носить ее имели право только царственные особы.
  2. Бытует мнение, что Кремлевская мечеть самая большая в Европе. Но это не отвечает действительности: заблуждение порождено значимостью воссоздания сооружения для татарского народа.
  3. Символично, что на конкурсе проектов победили жители Татарстана. Их конкурентами были архитекторы из России, Ливана, Турции.

Сегодня соборная мечеть – духовный центр мусульман Поволжья.

Архитектурные особенности мечети

Как уже упоминалось, место для возведения самой роскошной казанской мечети было выбрано очень удачно — во дворе бывшего юнкерского училища, которое осталось позади храма, и теперь зонально отделяет территорию мечети. С другой же стороны мечети — только кремлевские стены и спуск с кремлевского холма. Мечеть как бы взлетела своими минаретами над холмом, став популярной городской доминантой.

Минареты Мечети Кул-Шариф — главная доминанта Казанского Кремля

Дизайнерами и проектировщиками (Латыповым Ш.Х., Саттаровым А.Г., Сафроновым М.В и И.Ф.Сайфуллиным и другими) на основе современных компьютерных технологий пропорции мечети идеально были вписали в ансамбль  кремлевской белокаменной цитадели, построенной псковскими мастерами в  середине 16 века. Перед мечетью имеется большая площадь, вмещающая в праздничные дни до 10 тыс. молящихся. На ней находится так же Памятный камень, посвященный закладке мечети, и Пожарная часть, выстроенная в стиле самой мечети.

Пожарная часть стала гармоничным спутником в ансамбле Мечети Кул-Шариф

Сооружение  храма, сориентированное точно на Мекку, организовано двумя квадратами, расположенными относительно друг друга под углом в 45 градусов. Центральная восьмилучевая купольная мечеть окружена четырьмя 55-метровыми минаретами. Храм снаружи облицован белыми плитами уральского мрамора и гранита, а центральный купол и верхушки минаретов покрыты бирюзовой эмалью. Арки окон напоминают татарские юрты, а разноцветные витражи стекол содержат в себе выразительный татарский орнамент и арабскую вязь.

Пятиэтажное здание храма состоит из трех наземных,  цокольного и технического этажей. Для посещения из них доступны наземные этажи, в которых имеется просторный вестибюль, молельный зал на 1,5 тыс. человек, два балкона для экскурсантов, издательский центр,  Музей-библиотека и административные помещения.

В каждой детали внешнего и внутреннего оформления присутствуют восточные элементы

Во внутренней отделке мечети использованы керамика, роспись, резьба по дереву и камню, римская мозаика, аяты Корана и 8 полумесяцев. Множество ковров, украшающих интерьер, получены в подарок от иранских властей. А над главным залом мечети висит произведение искусства — хрустальная чешская люстра, диаметром до 5 метров и весом более 2 тонн.

Молельный зал храма освещает чешская 2-тонная люстра

Чтобы войти и осмотреть внутреннее убранство и интерьер мечети  нужно соблюсти всего два основных правила правоверных: снять при входе обувь и покрыть голову. Войти в саму мечеть можно с севера, т.е. с главной молитвенной площади, а чтобы посетить Музей ислама, нужно обойти мечеть и войти туда с ее южной стороны. 

Экспозиции музея, размещенные в двух залах, познакомят вас с историей самой мусульманской религии, расскажут о ее проникновении в Поволжье, и о ее роли в жизни общественного социума. 

Вход в Музей исламской культуры находится с южной стороны храма

Также вы сможете осмотреть религиозные мусульманские атрибуты, например, четки или обязательные для проведения намаза (молитвы) предметы. На музейных стендах выставлено множество изданий Корана и книг известных татарских просветителей.

О других достопримечательностях Казанского Кремля и его музеях можно прочитать здесь.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector