Королевский театр ковент-гарден

Drink[edit][add listing]

Pubsedit

The Intrepid Fox, St Giles High St (Next to Centrepoint). The best rock and metal pub in London.  edit

Porterhouse, 21-22 Maiden Ln, +44 20 7379 7917, . A modern pub split across multiple levels connected by narrow staircases and walkways, with a selection of over 100 bottled beers from around the world.  edit

Ernest Sports Bar, 33 Rose Street,Covent Garden,London WC2E 9EB, +440207 497 9504, . A nice sports bar to watch champions league and premiership. Serving local ales as well as beers from all around the world. Prices are OK. Pints £5.  edit

The Salisbury, St. Martin’s Ln. Beautifully preserved Victorian pub. Full of mirrors and lights, cut glass and mahogany, this place is nothing like the dark and dingy pubs that are all too common in London.  edit

Waxy’s O’Connor’s, 14-16 Rupert St, W1D 6DD. Irish themed pub with a fibreglass tree inside it. It is almost invariably unbearably crowded. The smaller Waxy’s Little Sister opposite it, however, is generally quieter and more relaxed.  edit

Walkabout on Maiden Lane, is an Australian franchise, where you can down a Toohey’s or VB over kangaroo burgers, with live music and DJ’s. There is another two re-opening at Temple, and in the Welsh Chapel on Cambridge Circus. The Maple Leaf, also along Maiden Lane, is a Canadian alternative showing latest ice-hockey matches.

The Spice of Life on Cambridge Circus, is a bustling middle-of-the-road gaf, with open-mic performances from talented musicians downstairs.

Barsedit

Box, 32-34 Monmouth St (At the Seven Dials), +44 20 7240 5828. A trendy gay bar.  edit

Rum Bar, 45 St. Martin’s Ln, +44 20 7300 5588, . Asia de Cuba, the trendy restaurant located inside the St. Martin’s Lane Hotel, also houses the stylish Rum Bar. With tall, ‘lean-on’ tables designed by Phillipe Starck and a meticulously designed interior this is a great place to meet for a cocktails before or after heading out for an evening.  edit

Light, 45 St. Martin’s Ln, +44 20 7300 5599, . Stylish, ultra modern space inside the St. Martin’s Lane Hotel. On Thursday, Friday and Saturday nights, many of London’s most popular D.J.’s are featured.  edit

Freud, 198 Shaftesbury Ave, +44 20 7240 9933. If you blink, you’ll miss this casual cellar bar that serves up a variety of cocktails you can’t find anywhere else in London. Has good mojitos, and even an Apple Pie concoction that tastes like a drink version of the real thing! Always very crowded at night on the weekends despite the fact that you need to go down a rickety metal staircase to find it.  edit

Guanabara is a vibrant Brazilian bar, next to the New London Theatre, which attracts a large Latin dancing crowd. Different types of music, with good DJ’s and bands, are played each nite of the week, such as flamenco, forró, lambada and even American country. Free entry before 8pm.

Gay and Lesbianedit

Heaven (with its Halfway to Heaven pub nearby) under Charing Cross station, is arguably the most famous gay club in London. Has secret performances by the likes of Britney Spears or Kylie Minogue. Good fun, whether gay or straight.

Что еще посмотреть в Ковент-гарден

Конечно же, нельзя пройти мимо Королевской оперы на Бау-стрит. Правда, многих туристов отпугивает стоимость билетов. Но, учитывая, что в этом районе целых 13 театров, расстраиваться не стоит — при желании в какой-нибудь из них попасть можно. Само здание оперы снаружи выглядит сейчас не слишком выразительно, но на момент постройки это был дикий авангард, ну а внутри оно и сейчас — шедевр дизайна.

На этой же улице находится и первый городской полицейский участок, начавший свою работу в 18 веке. К сожалению, сейчас он закрыт. Также тут очень много зданий, связанных с литературными произведениями (отметились все английские классики) и особенно — с театром.

Ковент-гарден, кроме всего прочего, славится своими барами и пабами. Здесь их очень много, причем некоторые имеют давнюю историю. The Lamb and Flag на Роуз-стрит считается старейшим пабом в районе. Названия, естественно, менялись, но свою историю он ведет с 1772 г. Адрес: WC2E, London, Covent Garden.

Район сейчас полностью развлекательный. Театры, рестораны, кафе и магазины — вот его основные обитатели. Но ходят сюда скорее ради атмосферы — это очень веселое, интересное, яркое место, расположенное в историческом, хорошо сохранившемся районе.

Известные постановки с 1950-х годов

1950-е годы

  • Оглянись в гневе от Джона Осборна , режиссер Тони Ричардсон , музыка для песен Тома Иствуда , главной роли Кеннет Хэйг (1956)
  • Конферансье от Джона Осборна , режиссер Тони Ричардсон , ролях : Лоуренс Оливье (1957)

1960-е

  • Knack от Энн Джеллико (1962)
  • Выход короля на Эжена Ионеско , режиссер Джордж Дивайн , главной роли Алек Гиннесс (1963)
  • Патриот для меня , Джон Осборн (1965)
  • Сохраненный от Эдварда Бонда , режиссером Уильяма Gaskill (1965)

1970-е годы

  • Владельцы по Кэрил Черчилль (1972)
  • Шоу ужасов Рокки с музыкой, текстами и книгой Ричарда О’Брайена , режиссер Джим Шарман (1973)
  • Не я от Беккета (1973)
  • Классный враг , Найджел Уильямс (1978)
  • Бент от Мартина Шермана (1979)

1980-е

  • Arbor от Андреа Данбар , режиссер Макс Stafford-Clark (1980)
  • Ничтожество от Терри Джонсон (1982)
  • Лучшие девушки по Кэрил Черчилл (1982)
  • Дорога от Джима Картрайт (1986)
  • Наша страна Хороший по Тимберлейк Уэртенбакер , заимствована из Томаса Keneally романа плеймейкер (1988)

1990-е

  • Смерть и девушка с Ariel Дорфманом , режиссер Линдсей Поснером , главной роли Джульетты Stevenson (1991)
  • Истерия от Терри Джонсон , режиссер Филлида Ллойд (1993)
  • Моя ночь с Регом , Кевин Элиот , режиссер Роджер Мичелл (1994)
  • Взорванный от Сары Кейн , режиссер Джеймс Макдональд (1995)
  • Колдунства от Баттеруорта , режиссер Яна Rickson (1995)
  • Шоппинг и секс , Марк Рэвенхилл , режиссер Макс Стаффорд-Кларк (1996)
  • Веир по Конор МакФерсон (1997)
  • Cleansed от Сары Кейн , режиссер Джеймс Макдональд (1998)

2000-е

  • 4,48 психоз от Сары Кейн , режиссер Джеймс Макдональд (2000)
  • Тяжкое от Сары Кейн , режиссер Вики Фетерстон (2001)
  • Синдром Сахар от Люси Преббл режиссера Марианны Элиот (2003)
  • Достаточно пьян, чтобы сказать, что я тебя люблю? по Кэрил Черчилль , режиссер Джеймс Макдональд (2006)
  • Чайка по Антону Чехову , в новой версии по Кристофера Хэмптона , режиссер Ян Rickson , ролях : Кристин Скотт Томас , Маккензи Крук и Эджиофор (2007)
  • Это лицо по Полли Стенем , режиссер Джереми Herrin , ролях : Фелисити Джонс , Мэтт Смит , Джулиан Уодхэм и Линдсей Дункан (2007)
  • Иерусалим по Баттеруорту , режиссер Яна Rickson , главном роли Райлэнса и Маккензи Крук (2009)
  • Семь еврейских детей , Кэрил Черчилль , режиссер Доминик Кук , в главных ролях Бен Каплан , Дэвид Хорович , Дейзи Льюис , Рут Познер , Сэмюэл Роукин , Сюзанна Уайз и Алексис Зегерман (2009)

2010-е

  • Posh от Laura Wade , ролях : Саймон Шеперд , Джошуа McGuire , Дэниел Райан , Ричард Гулдинг , Харингтон , Гарри Хадден-Патон , Лео Билл , Дэвид Доусон , Джеймс Нортон , Генри Ллойд-Хьюз , Том Mison , Фиона Баттона и Шарлотта Лукас (2010 )
  • Шпора момента , Аня Рейсс , режиссер Джереми Херрин (2010)
  • Палачи по Мартин МакДонах , режиссер Мэтью Данстер , главных ролях Джонни Флинн и Дэвид Моррисси (2015)
  • Ferryman по Баттеруорт , режиссер Сэм Мендес , главной роли Пэдди Консидайн , Лаура Доннелли , Женевьев О’Рейли , Брид Бреннан , Фра Фее , Стюарт Грэхэм , Джерард Хоран , Конор MacNeill , Дарблу Моллой , Том Глинн-Карни , и Найэлом Райт ( 2017)

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Royal Opera House  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Royal Opera House»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Сэр Фредерик Эштон

Сэр Фредерик Эштон был хореографом-основателем Королевского балета. Ранее танцор балета Рамбер , Эштон начал свою карьеру хореографа под руководством Мари Рамберт , а затем присоединился к Королевскому балету в качестве его помощника хореографа, когда труппа была основана в 1931 году. Он создал большинство ранних работ компании и впервые поставили спектакль «Спящая красавица» в Королевском оперном театре в 1946 году. Эштон был назначен художественным руководителем Королевского балета с 1963 по 1970 год, когда ушел в отставку. Он продолжал работать в качестве хореографа на международном уровне, и его последней работой стала « Детская сюита» для гала-выступления Королевской балетной школы в Королевском оперном театре в 1986 году. С тех пор его многочисленные балеты были поставлены ведущими танцевальными труппами по всему миру и были очень яркими. в программе Королевского балета сегодня.

Хореография работ

Эштон создал более 100 оригинальных балетных работ и множество других постановок, среди которых наиболее заметны:

  • Месяц в деревне
  • Подношение ко дню рождения
  • Золушка
  • Данте Соната
  • Дафнис и Хлоя
  • Фасад
  • La fille mal gardée
  • Les Patineurs
  • Les Rendezvous
  • Маргарита и Арман
  • Ноктюрн
  • Ундина
  • Регата
  • Рапсодия
  • Ромео и Джульетта
  • Симфонические вариации
  • Мечта
  • Варии каприччи

Как добраться до театра Ковент-Гарден

Королевская опера Ковент-Гарден находится практически в центре Лондона, на территории Вест-Энда, на северном берегу Темзы.

Как добраться из аэропорта Хитроу:

Вариант 1
Метро:по линии Piccadilly ехать в зависимости от терминала от станций Heathrow Terminals 2&3, Terminal 4 или Terminal 5 до станции Covent Garden, в пути 48 минут.
Пешком:от выхода из метро до театра идти всего 2 минуты по James Str.

Как добраться от вокзала Виктория:

  • Вариант 1

    Метро:по линии Victoria ехать от станции Victoria Station до станции Green Park, в пути 2 минуты. Сделать пересадку на Picadilly.

    Метро:по линии Piccadilly ехать от Green Park до станции Covent Garden, в пути 3-4 минуты.

  • Вариант 2

    Метро:по линии Circle добраться от Victoria Station до станции Embankment, в пути 5 минут.

    Пешком:от станции метро Embankment идти по набережной на северо-восток и свернуть на Carting Ln. Расстояние около 600 метров.

Постановки в театре «Ковент-Гарден»

В 1892 году Гамбургской труппой под управлением Малера в «Ковент-Гардене» была показана тетралогия «Кольцо нибелунга». Среди важнейших постановок XX века отметим «Электру» (1910), оперу Дилиуса «Сельские Ромео и Джульетта» (1910), «Бориса Годунова» (1928, с Шаляпиным в заглавной партии), «Норму» (1953, c Каллас). В 1961 году на сцене «Ковент-Гарден» поставили оперу «Пиковая дама» (дирижёр Мелик-Пашаев), в 1962-м партию Аиды здесь пела Вишневская

Важное место в репертуаре «Ковент-Гардена»  занимает английская опера, и прежде всего оперы Бриттена. В «Ковент-Гарден» прошли мировые премьеры его произведений «Билли Бад» (1951), «Глориана» (1953)

Среди постановок последних лет – «Сон в летнюю ночь» (1986), «Питер Граймс» (1995). На сцене «Ковент-Гардена» прошли также премьеры ряда опер Г. Бишопа (1786–1855), бывшего в 1810–1824 гг. главным дирижёром театра, Воана-Уильямса, Типпетта, Уолтона. Здесь долгое время пела Сазерленд. Среди главных дирижёров – Шолти, Дейвис, Хайтинк. В конце 1950-х годов  в «Ковент-Гарден» осуществил ряд постановок выдающийся кинорежиссёр Висконти. Именно здесь состоялась премьера оперы П. Дейвиса (р. 1934) «Тавернер» (1972).

Спектакли театра отличаются высочайшим художественным уровнем. Многих молодых певцов после успеха в «Ковент-Гарден» ждала блестящая карьера. Так, например, случилось после блистательной премьеры «Травиаты» в 1994 году (дирижировал Шолти) с исполнительницей партии Виолетты румынкой Георгиу. С 1946 года на сцене «Ковент-Гарден» выступает также балетная труппа «Сэдлерс-Уэлс-балле». С 1995 года в «Ковент-Гарден» проводятся ежегодные Вердиевские фестивали.

«Ковент-Гарден» — один из символов музыкального и исполнительского искусства.

 

История театра ===

Первый театр


IMG_0742.JPG — Joris_be @ Flickr

=== Первый театр

?ервый театр на месте расположенного здесь прежде парка был
построен на рубеже 1720-30-х гг. по инициативе режиссёра и
импресарио Джона Рича и открылся 7 декабря 1732 г. спектаклем по
пьесе Уильяма Конгрива «Так поступают в свете» (англ.
The Way of the World). Перед
спектаклем актёры торжественной процессией вошли в театр, внеся
Рича на руках.


Vkontakte User @ Vkontakte

На протяжении почти столетия театр Ковент-Гарден был одним из
двух лондонских драматических театров, поскольку ещё в 1660 г.
король Карл II разрешил постановку драматических спектаклей только
в двух театрах (вторым был не менее знаменитый театр Друри-лейн). В
1734 г. в Ковент-Гардене был поставлен первый балет, «Пигмалион», с
Марией Салле в главной партии, танцевавшей, вопреки традиции, без
корсета.

В конце 1734 году в Ковент-Гардене начали ставить оперу — прежде
всего, сочинения Георга Фридриха Генделя, бывшего музыкальным
руководителем театра: первой была поставлена его ранняя, хотя и
сильно переработанная, опера «Верный пастух» (итал. Il pastor fido), затем в январе
1735 г. последовала новая опера «Ариодант» и другие. В 1743 г.
здесь была исполнена оратория Генделя «Мессия», и в дальнейшем
исполнение ораторий на религиозные темы в дни Великого Поста стало
в театре традицией.


Vkontakte User @ Vkontakte

Второй театр

? 1808 г. первый театр Ковент-Гарден был уничтожен пожаром.
Новое здание театра было возведено за первые девять месяцев 1809 г.
по проекту Роберта Смёрка и открылось 18 сентября постановкой
«Макбета». Менеджмент театра поднял цены на билеты, чтобы окупить
стоимость нового здания, однако публика на протяжении двух месяцев
срывала спектакли постоянными криками, хлопками и свистом, в
результате чего руководство театра вынуждено было вернуть цены к
прежнему уровню.


Royal Opera House — STML @ Flickr

В первой половине XIX века на сцене Ковент-Гардена чередовались
оперы, балеты, драматические постановки с участием выдающихся
трагиков Эдмунда Кина и Сары Сиддонс, пантомима и даже клоунада
(здесь выступал знаменитый клоун Джозеф Гримальди). Положение
изменилось после того, как в 1846 г. в результате конфликта в
Театре Её Величества — лондонском оперном театре — значительная
часть его труппы во главе с дирижёром Майклом Коста перешла в
Ковент-Гарден; зал был реконструирован, и 6 апреля 1847 г. театр
открылся вновь под названием Королевская итальянская опера
постановкой оперы Россини «Семирамида». Однако менее чем через
девять лет, 5 марта 1856 года, театр во второй раз сгорел.

Третий театр

?ретий театр Ковент-Гарден был построен в 1857—1858 гг. по
проекту Эдуарда Мидлтона Барри и открылся 15 мая 1858 г.
постановкой оперы Мейербера «Гугеноты». Во время Первой мировой
войны театр был реквизирован и использовался как склад. Во время
Второй мировой войны в здании театра был танц-зал.


Royal Opera House | London — Carneddau @ Flickr

В 1946 году в стены Ковент-Гардена вернулась опера: 20 февраля
театр открылся «Спящей красавицей» Чайковского в экстравагантной
постановке Оливера Мессела. Одновременно началось создание оперной
труппы, для которой театр Ковент-Гарден стал бы домашней сценой, —
и 14 января 1947 года Оперная труппа Ковент-Гардена (будущая
Лондонская королевская опера) представила здесь оперу Бизе
«Кармен».


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Royal Opera House (26/365) — rutty @ Flickr


Vkontakte User @ Vkontakte


Floral Hall below — Archway Andres @ Flickr


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte

Overview

The exterior of the Royal Opera House. The Convent Garden flower market, featured prominently in the photograph, was incorporated into the Opera House during the renovations of the 1990s.

The current Royal Opera House is the third theater built on the Covent Garden site. Its history begins with John Rich, an actor and manager at Lincoln’s Inn Fields, in 1728. The original theater was opened in 1732. It was destroyed by fire several times, and rebuilt. From 1946, when it reopened as a performance venue after a short stint as a dance hall during World War II, it became the United Kingdom’s first permanent home for opera and ballet. In the nearly three centuries of its history, the Royal Opera House has become one of the most modern and sophisticated—and revered—Opera houses on the European continent. The facade, foyer and auditorium date from 1858, but almost every other element of the present complex dates from an extensive reconstruction in the 1990s. The Royal Opera House seats 2,268 people, with about 550 on the orchestra level, and four tiers of boxes and balconies including the amphitheater gallery on the top level. With a proscenium 12.20 m wide and 14.80 m high, the venue is home to the Royal Opera (previously known as the Convent Garden Opera Company) and Royal Ballet (previously known as Sadler’s Wells Ballet).

The Royal Opera House, Bow Street frontage, with Enzo Plazzotta’s statue ‘Young Dancer’, a tribute to Dame Ninette de Valois in the foreground

The modern Royal Opera House also boasts two additional performance spaces. A mid-scale public theater, the 400-seat Linbury Studio Theatre is perfect for chamber opera, experimental dance, or education activities. The Clore Studio Upstairs is a Royal Ballet studio that can hold an audience of more than 180, for intimate events and performances, in a laboratory-style experimental setting.

1990s reconstruction to the present

Several renovations had taken place to parts of the house in the 1960s, including improvements to the amphitheater and an extension in the rear, but the theater clearly needed a major overhaul. In 1975 the Labour government gave land adjacent to the Royal Opera House for a long-overdue modernization, refurbishment and extension. By 1995, sufficient funds had been raised to enable the company to embark upon a major reconstruction of the building by Carillion, which took place between 1996 and 2000, under the chairmanship of Sir Angus Stirling. This involved the demolition of almost the whole site including several adjacent buildings to make room for a major increase in the size of the complex. The auditorium itself remained, but well over half of the complex is new.

The Royal Curtains at the Royal Opera House.

The design team was led by Jeremy Dixon and Ed Jones of Dixon Jones BDP as architects. The acoustic designers were Rob Harris and Jeremy Newton of Arup Acoustics. The building engineer was Arup.

The new building has the same traditional horseshoe-shaped auditorium as before, but with greatly improved technical, rehearsal, office and educational facilities, a new studio theater called the Linbury Theatre, and much more public space. The inclusion of the adjacent old Floral Hall, long a part of the old Covent Garden Market but in general disrepair for many years, into the actual opera house created a new and extensive public gathering place. The venue now has a claim as the most modern theater facility in Europe.

Surtitles, projected onto a screen above the proscenium, are used for all opera performances. Also, the electronic libretto system provides translations onto small video screens for some seats, and additional monitors and screens are to be introduced to other parts of the house.

Not only does the Royal Opera House put on performances by the Royal Opera and Royal Ballet in the evening, but since 1999 has also, opened its doors to the public during the day. When once only ticket holders could enter the theater—and even then, just before a performance—now thousands of visitors from all over the world are allowed to tour the historic facility. Guests are able to enjoy lunch, a gift shop, and exhibitions.

Ректоры Собора Святого Павла, Ковент-Гарден

  • 1646–1656 Обадия Седжвик
  • 1656–1662 Томас Мантон (изгнан во время Великого изгнания )
  • 1662–1689 Саймон Патрик (как декан Питерборо с 1679, позже епископ Чичестера, затем Эли)
  • 1689–1707 † Сэмюэл Фриман (как декан Питерборо с 1691)
  • 1708–1730 † Роберт Ламли Ллойд
  • 1730–1754 † Чарльз Таф
  • 1754–1755 Джеймс Таттерсолл
  • 1755–1758 Джон Крэдок (как епископ Килмора с 1757 года, позже архиепископ Дублина)
  • 1758–1784 † Джеймс Таттерсолл (второй срок)
  • 1784–1809 † Ричард Баллок
  • 1810–1817 † Эдвард Эмбри
  • 1817–1831 † Фрэнсис Рэндольф
  • 1831–1848 Джордж Халл Бауэрс (как декан Манчестера с 1847 года)
  • 1848–1863 † Генри Хаттон
  • 1863–1865 † Чарльз Эдвард Окли
  • 1865–1873 Бердмор Комптон
  • 1873–1899 † Сэмюэл Фрэнсис Камберледж
  • 1899–1918 † Эдвард Генри Моссе (убит в результате воздушного налета)
  • 1918–1923 Джеймс Грэнвилл Аддерли
  • 1923– —— Реджинальд Харт Дэвис
  • —— –1957 † Винсент Хаусон
  • 1957–1969 † Кларенс Мэй
  • ——
  • 2000–2005 Марк Окли
  • 2006 — Саймон Григг

История появления

В Средневековье, когда Лондоном был Сити, это были земли Вестминстерского монастыря, на них был разбит сад, собственно и давший району название. Потом сад превратился в пустырь, его заселил всякий народ, которому не разрешали жить в городской черте: нищие, бродяги и так далее.

Но кроме нищих в городской черте не разрешали жить и еще одной категории людей — актерам. Театры в пределах городских стен строить тоже было запрещено. Но, тем не менее, чтобы зрители ездили в театры, последние должны были быть расположены не слишком далеко от города, и актеры выбрали для себя Ковент-гарден: и за стеной, и недалеко.

Это определило специализацию района навсегда: сейчас, пять столетий спустя, он все еще театральный. Тут почти нет жилых домов, но зато целых 13 театров. Учитывая, какой район небольшой, это очень много.

Второй театр

Новое пристанище театра Ковент-Гарден возвели за 1809 год; автором проекта был Р. Смерк. 18 сентября того же года его открыл спектакль «Макбет». Стоимость строительства обошлась администрации в «копеечку», отчего было решено компенсировать ее путем повышения стоимости билетов. В ответ на это уважаемая публика срывала игру актеров свистом, топотом, криками на протяжении 2 месяцев! «Война» закончилась тем, что цена билетов была снижена до прежней.

Всю первую половину «золотого века» репертуар театра Ковент-Гарден в Лондоне был весьма разнообразным: оперы, балеты, драмы, в т.ч. с участием трагиков С. Сиддонс и Э. Кина, пантомимы и даже клоунады с Д. Гримальди. Но в 1846 году из-за конфликта в Королевском театре на Хеймаркете в «Ковент-Гардене» обосновалась большая часть его оперной труппы с М. Коста. Как следствие, зал реконструировали, чтобы в начале апреля 1847 года он открылся под вывеской Королевская итальянская опера. Премьерой была «Семирамида» Россини.

Через девять лет пожар во второй раз погубил театр Ковент-Гарден.

Архитектура

Вацлав Холлар , до 1677 г.

Площадь Ковент-Гарден, написанная в 1737 году Бальтазаром Неботом

Восточный конец, обращенный к площади, теперь облицован камнем, с массивным портиком, его мощно выступающий фронтон поддерживается двумя колоннами и двумя опорами. Изначально за портиком было три дверных проема; Средняя, ​​сохранившаяся до наших дней, была построена как ложная дверь, так как внутренняя стена позади нее занята алтарем. Два других были заблокированы в 19 веке, когда был поднят пол алтаря. Главный вход в церковь проходит через более простой западный фасад с фронтоном, но без портика. Уильям Принн , писавший в 1638 году, сказал, что изначально предполагалось разместить алтарь в западной части, но давление со стороны церковной иерархии привело к навязыванию традиционной ориентации.

Самое раннее из существующих подробных описаний, датируемых 1708 годом, гласит, что фасад был сделан не из голого кирпича, а с лепниной. В 1789 году было решено облицевать стены портлендским камнем в рамках крупной программы реконструкции, которую поручили руководить Томасом Хардвиком. В то же время черепичная крыша была заменена на шифер, слуховые окна, добавленные в 1640-х годах, были удалены, а арочные проходы по бокам церкви, первоначально из оштукатуренного кирпича, были заменены каменными копиями. Когда каменная облицовка Хардвика была снята с церкви в 1888 году, оказалось, что это тонкое покрытие толщиной менее трех дюймов, плохо связанное с кирпичом. Затем здание было переоборудовано в теперешний неоштукатуренный красный кирпич.

Первоначально к портику вели шесть или семь ступенек, но они исчезли, поскольку уровень площади с годами постепенно повышался. К 1823 году было видно только две ступеньки, а к 1887 году ни одной. Арки со стороны портика были значительно расширены и подняты во время реставрации 1878–82 годов Генри Клаттоном, архитектором девятого герцога Бедфорда . Клаттон также удалил колокольню над западным фронтоном.

Интерьер представляет собой единое пространство, не разделенное опорами или колоннами. Восточная треть изначально была обозначена как алтарь, потому что пол был приподнят на одну ступеньку. Уровень был повышен во время изменений Уильямом Баттерфилдом в 1871–1872 годах. Церковь построена без галерей, но вскоре их достроили с трех сторон. Хардвик включил их в свою реконструкцию, а западная сохранилась до наших дней.

По бокам от портика были две тщательно продуманные ворота с фронтоном, ведущие на кладбище, которые были удалены, а затем заменены, продолжая «тосканский» стиль. Планы и исторические изображения показывают множество относительно небольших сооружений, поднимающихся с крыши, на некоторых изображены колокола. Теперь крыша полностью обнажена, и в углублениях на западном фасаде можно увидеть два колокола.

Портик был большим источником вдохновения для Роджера Морриса (1695 — 1749) при проектировании конюшни для дома Олторп в Нортгемптоншире, который, как полагают, был построен между 1732 и 1733 годами. В палладианском стиле и построен из местного железного камня, восток и северные стороны конюшен украшены глубокими портиками, обращенными к дому. Многие историки архитектуры высказывают мнение, что конюшни имеют большее архитектурное значение, чем сам дом, что гораздо проще по сравнению с ним в результате многовековых изменений, включая крупную внешнюю реконструкцию Генри Холланда (1745-1806) в 1790-е гг.

Сэр Кеннет Макмиллан

Сэр Кеннет Макмиллан (11 декабря 1929 — 29 октября 1992) был британским артистом балета и хореографом. Он был художественным руководителем Королевского балета в Лондоне между 1970 и 1977 годами. Несмотря на то, что Макмиллан был талантливым танцором, он наиболее известен своей хореографией, особенно своей работой с Королевским балетом. Он также работал с Американским театром балета (1956–197) и Немецкой оперой в Берлине (1966–69). Он сменил Фредерика Эштона на посту директора Королевского балета в 1970 году и ушел в отставку через семь лет, разочаровавшись в балансе противоречивых требований создания балетов с администрацией. Он оставался главным хореографом Королевского балета до своей смерти в 1992 году.

Хореография работ

Среди его полнометражных работ:

  • «Ромео и Джульетта» — по произведениям Линн Сеймур и Кристофера Гейбла , но премьеру танцевали Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев.
  • Анастасия  — сделано на Линн Сеймур
  • Манон  — сделано на Антуанетт Сибли , Энтони Доуэлл и Дженнифер Пенни
  • Mayerling
  • Айседора
  • Принц пагод — по Дарси Бассел и Джонатан Коуп .

Одноактные балеты Макмиллана включают:

  • Концертные танцы  — по заказу Дамы Нинетт де Валуа в 1955 году
  • Другой барабанщик
  • Приглашение  — сделано на Линн Сеймур и Кристофере Гейбле , 1960
  • Весна священная  — сделано на Монике Мейсон
  • Элитные синкопии
  • Мой брат, мои сестры
  • La Fin du Jour
  • Долина теней  — сделано на Алессандре Ферри
  • Глория
  • Ноктамбулы
  • Песня Земли
  • Пасьянс
  • Реквием
  • Зимние сны  — по мотивам произведения Антона Чехова «Три сестры».
  • «Дерево Иуды» 1992 — его последний балет, поставленный на Вивиане Дуранте и Иреке Мухамедове .

Транспорт

1907 Лондонского метро станции метро

Станция метро Covent Garden расположена на углу улиц Лонг-Акко и Джеймс-стрит. Он обслуживается поездами линии Пикадилли , которые связывают этот район напрямую с важными пунктами назначения в центре Лондона, включая Кингс-Кросс, Сент-Панкрас , Южный Кенсингтон и аэропорт Хитроу ( ). Станция открылась в 1907 году и является одной из немногих в центре Лондона, на платформу которой можно подняться только на лифте или по лестнице.

Путешествие от Ковент-Гардена до Лестер-сквер — самое короткое в Лондоне путешествие на метро, ​​его длина составляет менее 300 ярдов. Станция метро Leicester Square находится на линиях Пикадилли и Северной . Северная линия связывает Ковент-Гарден напрямую с такими местами, как Ватерлоо , Юстон и Камден-Таун .

Другие близлежащие станции метро включают Чаринг-Кросс , Набережную и Холборн . Чаринг-Кросс — ближайшая к Ковент-Гардену станция национальной железной дороги («магистраль»).

Более 30 маршрутов лондонских автобусов проходят по периметру Ковент-Гардена, хотя ни один из маршрутов не проходит напрямую через Ковент-Гарден из-за окончательного отказа от маршрута RV1 в 2019 году.

Quietway 1 велосипедный маршрут проходит через Ковент — Гарден. Маршрут обозначен указателями и пролегает по более тихим дорогам или встречным велосипедным полосам . Маршрут проходит на север к Блумсбери и на юг к Стрэнду и мосту Ватерлоо через Боу-стрит .

Схема проката велосипедов Santander Cycles действует в Ковент-Гардене с несколькими стыковками по всему району.

Театр сегодня

Таким образом, сегодня перед нами уже третье по счету здание Ковент-Гардена. Оно успело пережить и две реконструкции — в 1975 и 1990 годах. Их цель — улучшение внешнего вида, увеличение числа зрительских мест. Также во время этих обновлений к театру отошли территории старого рынка и Цветочного холла. Были также оформлены два разных по дизайну входа, которые символизируют различные эпохи в судьбе Ковент-Гардена.

Сегодня ширина просцениума театра — 12 м, высота — примерно 15. Зал оформлен в виде подковы с четырьмя уровнями. Это нововведение позволяет комфортно в нем разместиться более чем 2200 зрителям. Были также реконструированы служебные, репетиционные помещения, студия, установлена новая акустическая техника. Над авансценой установлено табло с титрами, а в спинках некоторых кресел в партере вмонтирован ЖК-экран, где транслируются либретто постановок.

Средняя цена билетов на представление — 185 фунтов. Кроме театральных постановок, здесь организован и еще один вид культурного досуга — экскурсии. В ходе них можно увидеть Ковент-Гарден с самой высокой точки, проникнуть за кулисы и узнать, как проходит подготовка к вечернему представлению, попасть в Королевскую комнату отдыха, до сих пор посещаемую монаршими особами.

В последние годы театр радует зрителей до 150 постановками за один сезон! Самые известные — «Кармен» Бизе, «Тоска» Пуччини, «Леди Макбет Мценского уезда» авторства Д. Шостаковича. Партии исполняли известные итальянские, российские, немецкие, аргентинские голоса — Р. Флеминг, П. Доминго, Х. Кура, Ч. Бартоли, Й. Кауфманн, А. Нетребко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector