Женский монастырь святого иоанна рыльского на р, карповке в санкт-петербурге
Содержание:
- Святыни и мощи монастыря
- Чудеса творенные основателем
- Полезная информация для туристов
- История монастыря
- Народный пастырь
- История основания обители
- Другие статьи из рубрики «Умный разговор»
- На какие молитвы приходит ответ у мощей Иоанна Кронштадтского
- История монастыря
- Внутреннее убранство
- Как добраться до монастыря
- Подворье храма в Ленинградской области
- История Св. Иоанна Рыльского (Иоанновского) женского монастыря на реке Карповке
- Прижизненные чудеса святого праведника
- Свидетельства современников
- Архитектурный ансамбль
- Настоятельницы монастыря
Святыни и мощи монастыря
Иоанновский женский монастырь обладает коллекцией православных святынь. Среди них иконы, мощи и части облачений. Каждый желающий может приложиться к ним.
В обители на Карповке хранятся следующие святыни:
- облачения святого Иоанна Кронштадтского;
- икона святого Иоанна Кронштадтского;
- мощи святого Иоанна Кронштадтского;
- икона великомученика Пантелеимона;
- части монашеской одежды первой настоятельницы;
- частицы пояса и одежд Богородицы;
- икона Покрова Божией Матери;
А также и другие святыни. Главные святыни хранятся в подземной усыпальнице Иоанна Кронштадского. Открыта она каждый день. Зайти в неё можно после окончания утренней Литургии и до начала вечернего богослужения, то есть до 17:00. Молебен в усыпальнице служится ежедневно, после окончания литургий.
Разрешение быть похороненным в усыпальнице Иоанновского монастыря И. Кронштадский получил ещё при жизни, за несколько лет до кончины. Усыпальница отделана довольно богато. Средства на это пожертвовала послушница Анна Лежоева, которая впоследствии стала здесь монахиней и казначей. Мощи её также хранятся в этой обители.
Окончила гимназию и после этого вышла замуж. Но так распорядилась судьба, что в её жизни произошли трагические события. Сначала скончались её родители, затем и супруг. Анна после этого решила посвятить свою жизнь служению Господу. Матушка была преданной духовной дочерью самого Иоанна Кронштадского. Всю жизнь она выполняла его заветы. Он назначил её руководить возведением обители.
Все силы она отдала тому, чтобы утроить новую обитель. Когда монастырь был построен, она была удостоена места настоятельницы. За свои труды матушка отмечена множеством наград. Настоятельница была тихой, скромной и смиренной. Она никогда не была строга с сёстрами, не наказывала. С провинившимися разговаривала спокойно и умела их утихомирить без окриков.
Никогда не упрекала, но умела в спокойной беседе донести до монахини её неправоту и недостойность поступка. Когда к власти пришли большевики, настоятельница долго была под следствием и умерла перед арестом – в 1927 году. Похоронили её в Александро-Невской Лавре. Её скромная могила стала почитаемым верующими местом.
После того, как Иоанновский монастырь был восстановлен, сёстры, которые были направлены сюда служить Богу, пожелали, чтобы останки первой настоятельницы были перенесены в обитель, которой она руководила при жизни. Патриарх Алексий II дал им на это своё благословение. В конце октября 1997 года матушка была перевезена в усыпальницу Иоанновского монастыря.
Одной из главных святынь в обители считается икона Покрова Божьей Матери. Сёстры взяли её из церкви, расположенной на Большеохтинском кладбище. Она была старой, почти совсем бесцветной и требовала реставрации. Фигура Божьей Матери была едва различима на холсте. Икону привезли в Иоанновскую обитель и после Пасхи с образом Божьей Матери начали твориться настоящие чудеса.
Сначала лик её стал светлее. Затем на нём появились краски. С каждым днём она становилась всё светлее, всё ярче, краски – всё насыщеннее. В конце концов, икона практически полностью обновилась. В связи с этим событием Патриарх благословил сестёр и настоятельницу на то, чтобы они перенесли образ Покрова Божьей Матери поместили на всеобщее обозрение, чтобы каждый желающий мог поклониться ей.
Иоанновский женский монастырь. Одной из главных святынь считается икона Покрова Божьей Матери.
Каждую пятницу на службах в главном храме монастыря перед иконой поют акафисты. И сёстры, и прихожане особо почитают её. Со временем выяснилось, что образ попал в Иоанновский монастырь не случайно. На обратной стороне обнаружилась надпись, которая говорила о том, что автор иконы – Иоанн Смирнов, священник из польского города Лесна.
Монастырь, в котором он служил, находился под покровительством Иоанна Кронштадского. Во время Германской войны монахини Леснинской обители скрывались в Санкт-Петебурге. Их приютили сёстры Иоанновского монастыря. Всю войну они провели здесь и после её окончания вернулись домой.
Монахиню ту звали Агапита. Несмотря на то, что монастырь долгое время был закрыт, его разорили, но духовная связь современных его монахинь и сестёр прошлых поколений не прерывается, благодаря святыням, хранящимся в комплексе на набережной реки Карповки.
Чудеса творенные основателем
Примечательно, что Иоанн Кронштадтский еще при жизни мог творить чудеса. Он не раз помогал людям. Однажды к нему пришла женщина за помощью, после того как он ей помог и хотел уходить она ему предложила денег, но он их не взял. Сказал, что ему они не нужны, и чтобы она отдала их на следующий день человеку, которого перового встретить на улице.
Женщина послушала его и на следующий день встав рано утром вышла на улицу в надежде что встретить убогого человека. Но на ее удивления первым встречным оказался офицер. Сначала она не решилась к нему подойти и прошла мимо. Но вспомнив слова преподобного вернулась и догнала офицера. Объяснив ему все, она отдала ему деньги.
Полезные статьи:
ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ ВЕРИЛ В БОГА!
Жил на свете человек, который не верил в Бога и не смущаясь рассказывал всем о своем отношении к религии и религиозным праздникам. Однако его жена верила в Бога и детей своих воспитывала в вере, несмотря на едкие выпады мужа. Однажды зимним вечером жена отправилась с детьми … Читайте далее
Кот с большой буквы
Кот живет 3 года на кладбище… Хочу чтобы многие прочли и вдумались в то, что мы делаем для братьев наших меньших и что они для нас…
Я частенько наведываюсь проведать своих умерших предков на местное кладбище деревни N. Сегодня я в очередной раз там побывал после зимы. Но мен… Читайте далее
Притча. Когда приказывает Господь…
Бедная женщина из небольшой семьи была очень религиозной. И однажды, когда денег не хватало даже на то, чтобы накормить детей, она позвонила на радиостанцию и оставила там обращение к Богу о помощи.В то время как сотрудники радио с пониманием отнеслись к верующей женщи�… Читайте далее
ОТНОШЕНИЕ К ЦЕРКВИ
«Я не пойду в церковь, я ее не выношу, потому что у попа богатый мерседес, а у Патриарха дорогие часы» — несется из всех щелей. Надо ли говорить о том, что те, кто это заявляет, никогда в нее и не ходили. Просто все время актуализировались оправдания. Уже были злые старухи. Уже бы… Читайте далее
Обязательно к прочтению: Троицкий собор город Псков
Он ей был очень благодарен, рассказав ей о том, что находится в очень тяжелом состоянии и шел закладывать последние вещи чтобы выручить хоть какие-то деньги на лечение его тяжело больной жены. Такие чудеса святой продолжает творить и после смерти. Поэтому сегодня чтобы преклонится к его мощам и попросить о помощи съезжаются паломники со всего мира.
Полезная информация для туристов
Территория монастыря открыта для всех желающих в любой день с 8:00 до 19:30. Вход сюда бесплатный. В монастыре принято оставлять пожертвования. Гостей просят не делать фотографии внутри храмов и фото монахинь.
Богослужения проводят по будним дням в 8:20 и 17:00, а по воскресеньям в 9:00 и 17:00. Для паломников храм-усыпальницу отца Иоанна открывают после утренней службы в 10:30-11.20 и закрывают в 15:30-16:45. Престольные праздники в обители отмечают несколько раз в год – 2 января, 14 июня, 13 июля, 31 августа, 30 сентября, 14 октября и 1 ноября.
Главными святынями обители считают усыпальницу и облачения отца Иоанна, частицу ризы, пояса и покрова Божией Матери. Кроме того, верующие приходят к гробнице первой настоятельницы схиигумении Ангелины, распятию с частицей Животворящего Креста Господня, частицам мощей святых апостолов и иконе Покрова Богородицы.
Нижний храм преподобного Иоанна Рыльского
При питерском монастыре есть воскресная школа, которую посещают дети и взрослые. В поселке Вартемяги в 37 км от города открыто опекаемое монахинями подворье.
История монастыря
В 1900 году купец Симеон Раменский пожертвовал отцу Иоанну участок земли возле реки Карповки, чтобы в столице Российской империи появился новый православный монастырь. Обитель решено было посвятить болгарскому святому Иоанну Рыльскому, который жил в X веке.
Детальный проект монастырских зданий подготовил петербургский зодчий Николай Никитич Никонов. После утверждения архитектурного проекта императором Николаем II отец Иоанн приступил к строительству. В торжественной закладке зданий принимали участие городские чиновники и епископ Ямбургский Борис (Плотников).
Сначала новый женский монастырь числился подворьем Сурской Иоанно-Богословской обители. Благодаря огромному авторитету отца Иоанна и любви к нему верующих, помощь приходила с разных сторон. Жертвователи вносили нужные деньги, а подрядчики быстро решали все возникающие вопросы.
Общий вид на Иоанновский монастырь
Стройка монастыря шла споро. В 1901 году в нижнем этаже главного здания появилась первая церковь, а огромное здание построили всего за 3 года. Новая православная обитель получилась настолько большой, что в 1902 году ей присвоили статус первоклассного монастыря.
Великолепный собор Двенадцати Апостолов имел два придела. С запада к зданию примыкала высокая колокольня, а над храмом возвышались пять массивных куполов.
Еще при жизни отца Иоанна монастырь был вполне благополучным и самостоятельно обеспечивал себя всем необходимым. До революции в нем проживало более 350 монахинь. Обитель имела иконописную, белошвейную и золотошвейную мастерские. На территории работала просфорная и две печи, где за один раз выпекалось более 1000 просфор.
Храм во имя Двенадцати Апостолов Иоанновского монастыря
С востока от монастыря находится огород, а с запада – фруктовый сад. Участки земли были маленькими, но сестры усердно трудились и каждый год снимали со своего подсобного хозяйства неплохой урожай. Когда началась Первая мировая война, в обители открыли небольшой лазарет, где монахини помогали восстанавливать здоровье раненым в боях солдатам.
В 1908 году, на 80-м году жизни отец Иоанн скончался. По завещанию уважаемого священника похоронили в усыпальнице, которую он устроил для себя в крипте Иоанновской обители. Беломраморная гробница отца Иоанна сразу превратилось в место паломничества, и сюда в любое время года приходили тысячи верующих.
После смены власти отношение государства к церкви изменилось. В 1919 году в обители разместили трудовую коммуну. Спустя четыре года монастырь ликвидировали, монашек отправили в ссылку, а здания раздали разным организациям. Часть построек отошла техникуму мелиорации.
Некоторые храмы за ненадобностью снесли. В годы борьбы государства с религией была утрачена красивая шатровая часовня святого Иоанна Рыльского, которая стояла на берегу реки. По решению властей Ленинграда в одной из монастырских трапезных снесли домовую церковь Николая Чудотворца.
Несмотря на то, что монастырь уже не существовал, верующие продолжали приходить в крипту, где лежали мощи отца Иоанна. Чтобы лишить их возможности молиться возле почитаемой святыни, в 1926 году вход в подвал замуровали кирпичом. В годы Великой отечественной войны помещение вскрыли, и сделали внутри бывшего склепа бомбоубежище. Здесь жители Ленинграда спасались во время немецких авианалетов на город.
Время забвения и разрушения тянулось более 60 лет, пока старый монастырь, наконец, не вернули епархии. В 1989 году обитель представляла жалкое зрелище. На ее территории находилось более 20 посторонних организаций. Внутренняя структура помещений была разрушена или переделана, а здания нуждались в ремонте.
Монастырские купола
Несмотря на утраты и запустение, на первое богослужение пришло так много жителей города, что храм не мог вместить всех желающих. Церковную службу пришлось транслировать на улицу через динамики.
Вначале монастырь имел статус подворья Пюхтинской Успенской обители. Потребовалось несколько лет, чтобы с его территории съехали все организации, которые занимали церковные постройки. Реставрация всего комплекса зданий растянулась на долгие годы. Церкви, кельи и хозяйственные постройки восстанавливали поэтапно по сохранившимся рисункам и отдельным фотографиям.
Народный пастырь
Церковь-усыпальница, в которой хранятся мощи прав. Иоанна Кронштадтского
На Архиерейском Соборе 08.06.1990 г. состоялось причисление отца Иоанна к лику святых. Он так сильно любил Россию, молился об ее благоденствии и предрекал стойкость и процветание лишь тогда, «когда всем сердцем народ будет держаться Бога, Христовой Церкви, любви к царю и Отечеству и чистоты нравов».
Хочется надеяться, что народ России будет приезжать к мощам любимого святого не только за оздоровлением телесным, а для исцеления душ, укрепления веры православной и возрастания любви к близким и Отечеству своему.
Мария Правдина
История основания обители
Еще до создания Петербургского монастыря, Иоанн Кронштадтский основал женскую обитель в Архангельской губернии, в месте своего рождения — селе Суре. Он очень заботился о сестрах и опекал их, а когда один купец пожертвовал отцу Иоанну кусок земли в Петербурге, батюшка захотел построить подворье для своего монастыря и организовал сбор средств.
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Святой Иоанн был чрезвычайно популярен во всех слоях общества, и жертвователей нашел столько, что вместо скромного подворья сельской обители, появился один из крупнейших монастырей страны.
Этот монастырь прославился изяществом и размахом архитектуры. Строительство началось в 1900 году. Архитектором был Никонов. Он выбрал для своего творения, т.н. неовизантийский стиль. Проект был рассмотрен и одобрен Николаем Вторым.
Первый храм на нижнем этаже отец Иоанн освятил в 1901 году в честь своего небесного покровителя Иоанна Рыльского. Его имя и носит этот монастырь по сегодняшний день (не имя Иоанна Кронштадтского, как иногда ошибочно думают).
К 1903 году были достроены два верхних этажа. В них расположили главный храм двенадцати апостолов с двумя приделами (первый — Казанской иконы Богоматери, второй — святой Марии Египетской и Андрея Критского).
До 1908 года строительные работы продолжались. На территории монастыря появлялись новые здания — жилой дом для причта и паломников, кельи, лазарет, мастерские иконописи и рукоделия. В подвале собора сделали усыпальницу.
Иоанновский монастырь 1900-е гг.Интересно! До своей кончины в 1909 году святой Иоанн Кронштадтский был священником и духовником в воздвигнутой им обители.
Он очень полюбил ее, считал «своей» и просил, чтобы его похоронили в монастырской усыпальнице. Его завещание выполнили, а усыпальницу сделали храмом, освятив в честь святых покровителей отца и матери Иоанна Кронштадтского — пророка Илии и святой Феодоры.
Другие статьи из рубрики «Умный разговор»
21 июля 2017
Святыни Запада и вера Востока. Михаэль Хесеманн о христианских реликвиях
Упадок церковной жизни на Западе — миф или реальность? Немецкий церковный историк, автор сорока монографий, известный исследователь христианских святынь Михаэль Хесеманн убежден, что этот упадок имеет место и возрождения христианства можно ждать только из России. Чтобы следовать христианской традиции, убежден ученый, …
17 июля 2016
Канонизация Марии Гатчинской: как это было?
О том, как матушка Мария стала святой «официально», рассказывает Виктор Васильев, секретарь комиссии по канонизации Гатчинской епархии.
26 мая 2014
Самотождество во Христе
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» На этот риторический вопрос каждый день приходится отвечать и священнику, и психиатру. Учителя Церкви, древние христианские авторы, исписали тысячи страниц о здоровье, цельности и ценности человеческой души. О том, как адаптировать опыт к современности, к …
22 декабря 2014
Фольклор: душить ли песню?
Что такое фольклор для современных православных? Популярное и всеми «разрешенное» направление приходской творческой деятельности. Тут делают куколок из соломы, там поют народные песни, здесь пляшут в цветных сарафанах. Это и не удивительно: в фольклоре мы можем почерпнуть глубину национальных художественных традиций, понять самих себя …
21 ноября 2016
Императрица и Церковь
В правление Екатерины Великой значительным трансформациям подверглись все сферы жизни российского государства и общества. О том, как изменилась жизнь религиозных общин в это время, рассказывает профессор Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики доктор филологических наук Константин Нетужилов.
На какие молитвы приходит ответ у мощей Иоанна Кронштадтского
Праведник Кронштадтский был патриотом своей земли и много молился на Россию, Молитвенный заступник земли русской оставил несколько пророчеств для своего народа.
Будучи пророком, святой отец перед смертью со слезами призывал народ покаяться в ослаблении веры, иначе в наказание Бог заберет царя, а поставит вместо него жесткую власть, которая прольет много крови, сто лет назад святой Иоанн предвидел события теперешнего дня.
В наполненном Божьей любовью сердце всегда было место для молитв за людей, которые нуждались:
- в исцелении от неизлечимых болезней;
- в укреплении веры;
- в освобождении от зависимостей;
- в укреплении семейных отношений.
Жизнь практически не меняется, и с подобными прошениями люди едут к мощам праведника и часто получают ответ.
Икона Иоанна Кронштадского
Церковные книги полны благодарственных записей, люди свидетельствуют об исчезновении онкологических опухолей, онемений конечностей, мучивших многие годы, освобождении от бесплодия и наркозависимости
Сам святой отец учил в молитве оставаться один на один с Богом, веря только в Его всемогущую силу.
Прижизненные чудеса исцеления часто происходили в момент исповеди и принятия причастия, когда человек каялся в своих грехах и получал очищение через Дары Христа.
При поклонении мощам или перед иконой праведника следует читать молитву.
История монастыря
В начале XV века на правом берегу реки-Москвы, в Замоскворечье появился мужской Иоанно-Предтеческий монастырь. Первое письменное свидетельство о нем относится к 1415 году. В 1530-е году у Василия III и Елены Глинской родился сын — будущий царь Иоанн IV Грозный. В честь появления на свет долгожданного наследника монастырь перенесли в район, называемый Кулишками, и сделали женским.
Православная обитель пользовалась особым покровительством царской семьи. Представители правящей династии совершали сюда праздничные выходы и принимали участие в крестных ходах. Кроме того, обитель получала богатые дары и расстраивалась на деньги именитых княжеских родов — Лобановых, Хованских, Волконских, Голицыных и Мещерских.
Многие женщины из знатных семей принимали в монастыре монашеский постриг. Известно также, что в Иоанно-Предтеченскую обитель отправляли государственных преступниц или раскольниц. Так, в 1768 году в монастырском храме находилась осужденная за жестокость помещица Дарья Салтыкова или «Салтычиха».
В 1812 году, когда войска Наполеона вошли в Москву, город был объят пламенем. Обитель оказалась в эпицентре страшного пожара, поэтому почти все монастырские постройки сгорели. Целым остался только каменный соборный храм. Средств для восстановления монастыря не доставало, поэтому на некоторое время его пришлось упразднить, а монахини были вынуждены расселиться по другим московским монастырям.
Общий вид на монастырь и собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Спустя несколько лет удалось отстроить соборный храм и часть келий. Церковь стала приходской, а в кельях сделали квартиры для служащих Синодальной типографии. Только в 1860-1880-е годы обитель реконструировали полностью. По проекту, подготовленному известным русским архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским, монастырь возвели практически заново.
Примечательно, что все строительные работы были сделаны не на казенные деньги, а на частные пожертвования. Капитал в размере 600 тысяч рублей поступил от полковницы Елизаветы Макаровой-Зубачевой, которая скончалась в 1858 году. Благодаря ей, москвичи получили уникальный архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях нео-ренессанса.
С конца XIX до начало XX века монастырь процветал. В годы русско-турецкой войны на его территории находится единственный в городе лазарет для раненых. В обители хранилась чудотворная икона Иоанна Предтечи, и существовала иконописная мастерская.
Внутреннее убранство
Внутри монастырь декорирован. Пол в храме выложен из керамических плит разных цветов, которые образуют интересные и замысловатые узоры. Стены облицованы плиткой из керамики 2 цветов. На окнах красивые, яркие и красочные витражи. Иконостасы сделаны из дуба. А престолы и жертвенники – из белого мрамора.
Главный храм обители – Собор 12 апостолов располагается на 3 этаже главного корпуса комплекса. Туда ведёт красивая, парадная лестница. Внутри храма нет большого обилия позолоты, он не выглядит богатым. Помещение простое, монастырское, но радостное и светлое. Выглядит оно торжественно. Особенно красиво его убранство смотрится днём, при солнечном свете.
Она небольшая, но симпатичная и даже изящная. До недавнего времени она была закрыта для посещения, и только лишь в 2016 году её открыли. Отсюда можно спуститься в подвал, где находится усыпальница Иоанна Кронштадского. За могилой установлен иконостас. Слева от неё – Царские врата. Здесь же покоится первая настоятельница монастыря – схиигуменья Ангелина.
Как добраться до монастыря
На сегодняшний день Иоанновский монастырь располагается в историческом центре города недалеко от станции метро «Петроградская». То есть добраться туда на общественном транспорте не составит труда.
Нужно лишь выйти на указанной станции, затем следовать по Каменноостровскому проспекту в стороны реки Карповки, перейти Силин мост, после свернуть налево и идти по набережной реки Карповки до тех пор, пока не придёте к монастырю. Дорога от метро займёт примерно 15 минут. Другой вариант воспользоваться автобусом с маршрутом № к222, 321 или к98 или либо трамваем № 340. Остановки этого транспорта находятся в непосредственной близости с Иоанновским монастырём на Карповке.
Расписанию богослужений вы можете уточнить в самом храме либо на официальном сайте или в официальной группе ВКонтакте. В этих же источниках вы можете посмотреть расписание священнослужителей в Иоанновском монастыре на седмицу.
Подворье храма в Ленинградской области
В последние годы XX века было принято решение открыть подворье в посёлке Вартемяки, который находится во Всеволожском районе Ленобласти, на территории, которую раньше занимала усадьба графов Шуваловых. Главная церковь подворья — церковь, которую освятили в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Церковь святой Софии была сооружена силами и средствами семьи Шуваловых. На её территории было организовано кладбище, семейная усыпальница графов, функционировала воскресная школа. В 1922 году новой властью церковь была закрыта и постепенно пришла к запустению. В 1991 году то, что осталось храма, было передано местной православной общине, а в 1993 году церковь и близлежащая территория стала подворьем Иоанновского монастыря, силами которого была произведена полная реставрация, законченная в 2008 году.
В храме Подворья проводятся следующие службы:
- Литургия. Будни: с 8:30. Выходные и праздники: с 9:00;
- Вечернее богослужение. Всегда с 17:00.
Крещение здесь проводят в пятницу (с 4-х часов), в субботу (с 12-и часов), в воскресенье (с 13-и часов).
Если вы православный человек, то будет хорошей идеей посетить монастырь на Карповке, основанный Иоанном Кронштадтским в Санкт-Петербурге.
История Св. Иоанна Рыльского (Иоанновского) женского монастыря на реке Карповке
Храм свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в пос. Вартемяги – подворье женского монастыря Св. Иоанна Рыльского на р. Карповке
В 1899 г. на своей родине в селе Сура о. Иоанн Сергиев (впоследствии — св. прав. Иоанн Кронштадтский) основал Иоанно-Бого-словскую общину. Община была очень бедна, поэтому о. Иоанн решил приобрести в столице участок земли для подворья.
В том же году он получил в дар небольшой участок земли на р. Карповке.
Весной 1900 г. о. Иоанн освятил место для подворья. Руководить строительством он благословил свою духовную дочь — А. С. Сергееву, впоследствии первую настоятельницу Иоанновского монастыря, игумению Ангелину.
Обитель была заложена в сентябре 1900 г. и уже через 2 года построена (архитектор Н. Н. Никонов). Были возведены 2 храма: главный, верхний, Двенадцати Апостолов, и нижний, во имя прп. Иоанна Рыльского (небесного покровителя св. прав. Иоанна Кронштадтского).
В корпусе напротив храмового здания жили паломники и причт, а рядом были кухня, хлебная, просфорная, трапезная на 200 человек и библиотека.
В 1907-1908 гг. было построено здание для лазарета, иконописной и рукодельной мастерских.
В 1902 г. Сурское подворье по прошению о. Иоанна переименовано в самостоятельный женский монастырь во имя прп. Иоанна Рыльского.
Сразу после октябрьского переворота началось планомерное закрытие монастырей и подворий.
г. инокиням и послушницам обители (около 200 человек) было предписано в двухнедельный срок покинуть монастырь.
г. вход в усыпальницу о. Иоанна был замурован.
Почти все монахини Иоанновского монастыря в начале 1930-х гг. были арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.
Долгое время помещения монастыря были заняты квартирами, общежитием, швейным цехом, лабораториями.
В 1989 г. власти вернули обитель Церкви, а г., через несколько дней после своего избрания на престол, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Ленинград, чтобы совершить прославление праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых.
В тот же день был открыт доступ верующих в усыпальницу.
г. в крипте, рядом с гробницей св. прав. Иоанна Кронштадтского, были погребены мощи первой настоятельницы обители схиигумении Ангелины, перенесенные с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры.
После возобновления обитель сначала служила подворьем Пюхтицкого женского монастыря, а в 1991 г. подворье обращено в самостоятельный Иоанновский ставропигиальный монастырь.
Престольные праздники: верхний собор: 13 июля — Собор Двенадцати Апостолов; 2 января — св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Нижний храм: 31 августа и 1 ноября — прп. Иоанна Рыльского.
Храм-усыпальница: 24 февраля, 27 ноября — св. царицы Феодоры; 2 августа — св. Пророка Илии.
Богослужения: ежедневно. Божественная литургия в будние дни — 8.20; в воскресные и праздничные дни — 9.00. По окончании литургии ежедневно в храме-усыпальнице служится молебен, в верхнем храме служится панихида.
Вечерние богослужения: 17.00.
Игумения Серафима (Волошина) — настоятельница.
Место трудов и упокоения великого русского святого — праведного Иоанна Кронштадтского.
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурга основан в 1900 году святым праведным Иоанном Кронштадтским. Монастырь был назван в честь преподобного Иоанна Рыльского, покровителя святого батюшки. Сам монастырь был задуман как подворье к Иоанно-Богословскому женскому монастырю села Сура Архангельской области. Сегодня Иоанновский монастырь — это место паломничества множества людей. В монастыре в храме-усыпальнице покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского. Любой желающий может приложиться к мощам отца Иоанна и по благословению прочитать акафист.
Прижизненные чудеса святого праведника
Преподобный протоиерей Иоанн Кронштадтский никогда не отказывал праведникам. Он всегда готов был оказать посильную помощь, повернуть на путь истинный. Святитель помогал всем, независимо от социального статуса просящего.
Св. Иоанн Кронштадтский помогал независимо от веры и социального статуса
Существуют свидетельства, подтверждающие чудодейственные деяния, совершенные еще при жизни святого. Так, в 1901 году священник Иоанн, будучи на тот момент в деревне Кончаковской, вылечил бесноватую женщину. Очевидцы говорили, будто бы на полное исцеление святителю понадобилось всего лишь несколько минут.
Художник Животовский в своих работах описал чудесное пролитие дождя в местности, где длительный период стояла засуха и происходили пожары. Святитель долго молился в церкви, вопрошая Божией милости. Его молитвенные прошения были услышаны Всевышним: на сухую землю спустился проливной дождь.
Св. Иоанн Кронштадтский помогал молодым и старым, нищим и богатым, больным и здоровым. Бескорыстная помощь святого продолжилась и после его смерти. Молиться и просить помощи можно не только перед образом святого, но также на его могиле и возле мощей.
Свидетельства современников
- По свидетельству жительницы Петербурга Татьяны Ищеевой, у нее в 1994 году родился сын. Все шло благополучно, но перед самой выпиской больницу накрыла неизвестная инфекция, дети горели с высокой температурой, врачи метались в поисках решения, а мамочкам оставалось только молиться. Татьяна вызвала мужа и передала ему записку духовному наставнику из Иоанновского монастыря, чтобы тот помолился у святых мощей. На следующее утро общее спокойствие накрыло отделение. Врачи констатировали значительное улучшение детей, а малыша Тани отдали ей для выписки, сказав, что видно, произошла ошибка, ребенок абсолютно здоров.
- Маленькому Ванечке не давались наука, учителя настаивали на переводе в школу умственно отсталых детей, так как впереди изучение иностранных языков. Мама не особенно верила в силу молитву преподобному святому, а бабушка все вечера простаивала у иконы пастыря, постоянно посещала его мощи в монастыре. Каково же было удивление педагогов, когда в третьем классе у ребенка проснулась любовь к языкам, он стал лучшим учеником класса.
- Татьяна с молодости не могла жить без адреналина, вначале экстремальный спорт, потом наркотики. Девушка даже не понимала своей беды, пока по настоянию подруги не зашла в православный центр душепопечительства. Еще сидя в коридоре под иконой Иоанна, девушка начала мимо собственной воли молиться, и ее накрыл стыд и осознание греховности жизни. Впереди была мучительная борьба, боль, падения, но Татьяна постоянно чувствовала поддержку всероссийского батюшки, нося с собой его святой образ. Со временем она встретила православного парня, они повенчались и ждут своего первенца. Милость Творца не имеет границ.
- Ольга в молодости согрешила, сделала аборт и, как вердикт, бесплодие. Бесконечные молитвы и паломнические поездки не давали ответа на слезные прошения пары. Пока Ольга с мужем не попали в Санкт-Петербург к мощам святителя. По возвращении в Москву женщина поняла, что беременна!
Важно! Поистине, у святых нет малозначимых дел. Нет больших или маленьких проблем, на которые Бог не даст ответ, есть недостаток веры, смирения и терпения.
День памяти Иоанна Кронштадтского в Петербурге
Архитектурный ансамбль
Здание монастыря не стоит особняком. Обитель представляет собой целый комплекс. Сначала был построен храм. В 1903 году был возведён дом в 5 этажей для служителей монастыря и для людей, которые желали жить при обители. Фасад этого жилого помещения выполнен в том же стиле, что и главный корпус – в неовизантийском, только в более упрощённом варианте.
В 1908 году в ансамбле появилось ещё несколько зданий: мастерские и лазарет. Были построены кельи для сестёр (в количестве 200). В подвале храма построили усыпальницу. В ней похоронен, скончавшийся вскоре Иоанн Кронштадский. Все корпуса, принадлежащие обители, составляют единое целое, так как они между собой соединены.
В 1911 году архитектурный ансамбль вновь был дополнен. Появилась Серафимовская часовня. На этом месте была временная деревянная часовня. Но потом её убрали и вместо неё поставили новую, каменную, созданную по проекту Н. Никонова. До нынешних времён она не сохранилась. Возможно, её утрата произошла по причине того, что она мешала строительству моста через Карповку.
На территории обители есть другая часовня – Покровская. Её можно увидеть, если подойти к монастырю в том месте, где пересекаются улица Попова и Иоанновский переулок. Построена она была уже в 2000 году. Считается, что её возвели взамен Серафимовской и она воссоздаёт её внешний вид, только название носит другое и находится на другом месте.
На территории комплекса есть ещё одна часовня – кладбищенская. Есть данные, говорящие о том, что возведена она во время Первой Мировой войны. Часовня видна с набережной. До недавних времён ограда обители была неинтересной, представлявшей собой обычный забор из железо-бетона. Недавно была воссоздана старая ограда, спроектированная Н. Никоновым. А ворота теперь украшают росписи.
Настоятельницы монастыря
В разные годы существования обители настоятельницами были:
Матушка Ангелина. Духовная дочь отца Иоанна. По его благословению, руководила строительством обители на Карповке, и стала ее первой игуменьей. Вместе с другими сестрами попала под советские репрессии. Оставалась их духовной наставницей до самой своей смерти в 1927 году. Даже когда насельниц выгнали из обители, продолжала их духовно окормлять и сохраняла общину. Находилась под следствием, должна была быть арестованной, но умерла незадолго до этого.Матушка Серафима. Первая игуменья возрожденного после периода советской власти монастыря. Назначена настоятельницей в 1991 году. За время ее правления была проделана вся колоссальная реставрационная работа. В 2006 году получила награду за труды по восстановлению обители. Умерла в 2013 году.Матушка Людмила. Третья по счету настоятельница Свято-Иоанновской обители. Руководит монастырем с декабря 2013 года.