Новости монастыря

Содержание:

Храмы и святыни Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово

Обычно вход в монастырь осуществляется через Святые Ворота, и так получилось, что в Иоанно-Богословском монастыре их двое: старые и новые. Сейчас вход в обитель осуществляется через новые ворота, рядом с которыми есть сторожка, где можно взять во временное пользование платок, чтобы привести свой внешний вид в подходящий для посещения монастыря.

После расширения монастыря древние Святые Ворота оказались внутри монастырских стен. Сейчас в «древних» вратах находится часовня в честь иконы Иверской Божьей Матери, а внутри часовни можно увидеть одни из самых древних фресок Рязанской области, которые были написаны в XVII веке.

Рядом с часовней Иверской Богоматери находится колокольня, которую видно еще на подъезде к Иоанно-Богословскому монастырю. Кстати, колоколен в обители тоже две — первая появилась в XVII веке, а вторая относительно недавно, в 1901 году. Новая кирпичная колокольня имеет высоту 76 метров, в ее звоннице имеется полный набор колоколов, и вес самого большого — более 8 тонн. На большие церковные праздники звон с колокольни Богословского монастыря слышен на много километров в округе.

Но колокольный звон слышен в обители не только по праздникам — ежедневно на Божественную Литургию паломников и братию созывают колокола, находящиеся в старой шатровой колокольне XVII века.

Под этой колокольней находится храм, освященный в честь Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая чудотворца и благоверного царя-страстотерпца Николая. Именно с этой церкви началось восстановление Иоанно-Богословского монастыря в 1989 году.

Каждая из колоколен интересна по-своему, а вместе они создают неповторимый облик Богословского монастыря.

Всего в монастыре семь храмов, две колокольни и две часовни. Главным храмом обители является Иоанно-Богословский храм, построенный в 1689 году. В Богословском соборе находится большой мощевик, в котором хранятся частицы мощей более 120 угодников Божиих: Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и других.

Под алтарной частью Богословского собора выстроен еще один храм — в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В храме-усыпальнице покоятся останки трех архимандритов, последних настоятелей монастыря.

Рядом с Богословским собором находится Соборный однопрестольный храм в честь Успения Божией Матери, построенный во второй половине XIX века. В Успенском храме находится чудотворная икона Божией Матери «Знамение-Корчемная». Здесь же, слева от амвона, располагается чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

Еще один небольшой храм разместился в доме наместника Авеля, который возглавил монастырь после того, как его вновь вернули церкви. Архимандрит Авель приложил немало усилий на восстановление Иоанно-Богословской обители.

Храм в мемориальном доме наместника освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», архангела Гавриила и великомученицы Варвары.

Как мы уже писали выше, в Богословском монастыре семь храмов, но если не знать, где они находятся, то можно их «не заметить».

Например, храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба располагается прямо в новом братском корпусе.

Еще один храм, освященный в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Георгия Победоносца тоже находится в братском корпусе. Несмотря на свой неприметный вид, в нем хранятся многие святыни Иоанно-Богословского монастыря: частицы мощей мучеников Мамонта и Трифона, блаженной Любови Рязанской.

Территория монастыря окружена мощными толстыми стенами, так что обитель напоминает хорошо защищенную крепость.

Хочется отметить, что территория монастыря очень большая и ухоженная. Недалеко от монастырских стен находится святой источник, который обязательно нужно посетить, если вы приехали в Иоанно-Богословский монастырь.

Мы, к сожалению, туда не попали из-за того, что были очень ограничены во времени.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Иоанно-Богословский монастырь располагает большим количеством православных святынь, поклониться которым приезжает множество паломников со всей России. Нерелигиозные посетители обители получат удовольствие от архитектуры, смогут погулять в тишине и насладиться свежим рязанским воздухом. Если рассматривать церкви для вас занятие скучное, то лучше отправиться в село Константиново, в котором родился знаменитый русский поэт Сергей Есенин или в Рязанский кремль, но о нем мы расскажем вам в другой раз. Не переключайтесь!

Село Пощупово

 Село Пощупово,прославившееся великолепной тишиной, спокойствием, прекрасным пейзажем и наличием Иоанно-Богословского монахского храма, первоначально построенного в 12–13 веке находится в 25 км от Рязани.

 Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, желающих посетить святые места и вдохнуть свежий воздух. На территории монастыря располагаются следующие достопримечательности, доступные для паломников:

  • святой источник;
  • монастырь;
  • музей Пощуповской игрушки.

 В летнее время не менее популярен спуск к реке Ока. Там чистый пляж, позволяющий отдохнуть, пожарить шашлыки и провести досуг в спокойной обстановке. Как добраться до пляжа? Проезжаете всё Пощупово, спускаетесь вниз по серпантину, уходите направо, километра три проезжаете по грунтовке и наслаждаетесь красотой:

Святой источник в Пощупово

 Святой источник является немаловажной достопримечательностью, представляющей собой экологически чистый родник, «заряженный» целебной силой молитв. Обычно там собирается очередь, чтобы набрать воды для оздоровления организма

Её температура в любое время года не выше/не ниже +4°C.

 Вблизи святого источника в Пощупово располагается (круглогодично) действующая купель. В старину туда входили вначале женщины, а затем мужчины, чтобы окунуться в святую воду. Однако купель была очень маленькой, что провоцировало огромнейшие очереди. Сегодня построена новая просторная купель, имеющая 2 отдельных входа для женщин и мужчин, обитая древесиной и имеющая ступеньки, облегчающие спуск к воде.

 Чтобы оздоровиться в купели необходимо двоекратно окунуться в святую воду, и третий раз обязательно с головой. И так три раза Местные жители и частые паломники осведомлены, поэтому трудностей при проведении процедуры у них не возникает. Для новичков на стене висит подробная инструкция, поэтому искупаться в купели правильно может каждый.

Погода в Пощупово Рязанской области

 Приезжать на экскурсию в Пощупово можно в любое время года, поскольку пейзаж и местные достопримечательности по осени, весной, зимой и летом обладают различными красками. Наибольший наплыв паломников наблюдается летом и зимой, поскольку в знойное время можно охладиться на пляже, а в морозное исцелиться в святом источнике. Основная масса посетителей съезжается на церковный праздник – крещение, чтобы в числе первых окунуться в целебную воду.

В Пощупово Рязанской области умеренный климат:

  • зима — +2°C – (-27°C);
  • весна – -15°C (март) – +27°C (май);
  • лето – +13°C – +32°C;
  • осень – +27°C – (-9°C).

 Помните, что с июля ночи становятся холоднее, поэтому обязательно берите с собой тёплые вещи.

Старинный монастырь с новыми постройками

В настоящее время монастырь сильно разросся, большинство построек (культовых, служебных, и жилых), возведены в конце XX – нач. XXI вв.:— церковь Серафима Саровского 1993 г.;— церковь иконы Божией Матери «Знамение», Архангела Гавриила и Варвары великомученицы при настоятельском доме 1999 г.;— часовня Иоанна Богослова.при Святом источнике 2005 г.;— церковь Бориса и Глеба в Новом братском корпусе 2006 г. и др.Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово, общий вид

Краткий исторический экскурс

Зарождение пустыни овеяно легендами, по одним данным оно связано с супругой Ивана Грозного — Анастасией, разрешившейся здесь от бремени. Существует и другое предание, соотносимое с Батыем, которому представилась православная святыня — местночтимая икона Иоанна Богослова.Старинных построек немного: перестроенный в XIX в. одноглавый собор Иоанна Богослова (двухэтажный, внизу – теплый, Никольский; вверху — холодный, Иоанна Богослова). Его объемно-пространственную композицию обогащали ныне разобранные галереи на высоких аркадах, на которые приводили двухмаршевые лестницы с башнями.К XVII в. так же относились ограждающие стены XVII в. со св. воротами (мастер Юрий Ярышов), но от них сохранились лишь небольшие фрагменты.Пощупово. Иоанно-Богословский монастырь, новые кельи

В XIX в. монастырь подвергся серьезной перестройке, существующие храмы были искажены, по проекту рязанского зодчего И.С. Цехинского в 1901 г. возвели новую, 80-метровую звонницу, ставшую прекрасным ориентиром на местности, но по мнению искусствоведов Вагнера и Чугунова «затмившую» остальные сооружения комплекса, в том числе и старую колокольню XVII столетия, стоящую в трассе ограды.Сильно обветшавшие постройки обители реставрировались в конце 1980- х гг., но возможно поновлялись в новый строительный бум, который ансамбль пережил в начале 2000-х гг.От монастыря по каменистой дорожке можно пройти к святому источнику, где две часовни и купальни на пруду. Место довольно живописное. С этой тропы, пролегающей по всхолмленному рельефу, открывается и эффектная панорама на обитель –излюбленный вид фотографов.

С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Богословский монастырь, 3 класса, общежительный, в 25 верстах от Рязани, на берегу реки Ока, при селе Окаемове, в 12 верстах от железнодорожной станции Дивово. Построен на берегу реки Прони, в Михайловском уезде, в XIII веке; возобновлен в 1533 году; около 1615 года перенесен на настоящее место. В соборном храме находится образ святого ап. и ев. Иоанна Богослова; первоначально доска образа была с рукоятью, которая отпилена в 1700 году и сохраняется в ризнице монастыря. На этой рукояти около того же времени описано происхождение иконы и первое бывшее от нее чудо следующим образом: «От знающих древних честных мужей поведываемо, яко писан тот святой образ в Царьграде гусарем (мальчиком — сиротою, пасшим около одного маленького городка близ Царьграда гусей), наученным святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, принесен в Рязань при великих князьях; но было о том писано и от разорения утерялось». Перенесение образа произошло, во всяком случае, раньше того, чем теперешняя Рязань сделалась стольным городом княжества (что относится к 1291 году).Монастырь в Пощупово, новые купальни

Предполагают, что в конце XVI века, после набега и опустошения края крымским ханом, святой образ из разоренной обители был перенесен в Рязань. Доподлино же известно, что образ в 1700 году находился в Рязани, а потом возвращен обители. Первое известное чудо от святой иконы совершилось над татарским ханом Батыем, во время опустошения России в 1237 году. Батый, приближаясь к обители сей, поражен был ужасом; почему, вместо разорения обители, снабдил ее сокровищами, приложив герб и печать свою золотую к образу святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и впоследствии оказывал уважение этому монастырю. Печать в XVII веке была употреблена на позолоту чаши. В настоящее время святая икона находится перед правым средним клиросом в великолепном киоте. Золотая риза покрывает лишь края ее, так что весь лик виден. Апостол изображен в полуобороте в глубокой задумчивости. Лик — светел и ясен. С противоположной стороны на той же доске нарисован Тихвинский образ Божией Матери. В 1848 году холера ослабевала и прекращалась разом в селениях, куда приносили святую икону. При монастыре школа, богадельня и странноприимный дом.

Монастырь сегодня

В наши дни обитель действующая. Попасть на ее территорию можно в любой день с утра до вечера. Утренние службы проходят в 6.30 по будним дням и в 8.30 по воскресеньям, а вечерние — в 17.00. Все ежедневные богослужения совершаются в Успенском соборе и Никольском храме.

Для туристов при монастыре открыта гостиница. Она находится в двухэтажном паломническом центре и располагает комфортабельными номерами со всеми удобствами. Те, кто останавливаются здесь, могут пообедать в трапезной.

Святые ворота

Каждый день монахи проводят экскурсии по монастырю. Во время них туристам рассказывают об истории обители и ее настоятелях, водят в монастырские храмы и разрешают подняться на Малую колокольню, чтобы полюбоваться ансамблем монастыря и просторной поймой Оки.

Монахи шефствуют над заключенными мужской колонии под Рязанью и занимаются сельхозработами. Подворье обители расположено в областном центре, неподалеку от центральной площади города. Оно открыто ежедневно с 10.00 до 19.00.

Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

15.02.2021

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Сретения Господня, в который по сложившейся в нашей Церкви традиции мы отмечаем также и День православной молодежи.

Ныне мы вспоминаем знаменательное событие, которое имеет не только историческое, но и огромное духовное значение. С одной стороны, в лице праведного старца Симеона и Богомладенца Иисуса происходит символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. А с другой стороны, это встреча конкретного человека с Богом.

Встреча с Богом занимает совершенно особое место в нашей жизни. Вместе с верой мы обретаем подлинный смысл бытия и прочную нравственную основу, а когда стремимся деятельно воплощать Евангельские слова в каждодневном подвиге, Господь дарует нам духовное зрение и способность с рассуждением смотреть на многие вещи. Эти ценные качества сегодня, как мы видим, очень востребованы, ведь разобраться в лавинообразном потоке информации бывает порою крайне непросто. Как непросто бывает и противостоять попыткам злонамеренных сил втянуть нас в безрассудные авантюры, сомнительные и даже опасные предприятия.

Но духовное зрение — это вовсе не удел лишь убеленных сединами старцев, как может показаться на первый взгляд. Вы наверняка хорошо помните из уроков истории о героических подвигах великого князя Александра Невского, которого Русская Православная Церковь почитает в лике святых. Хотел бы напомнить, что победу в битве на Неве великий князь одержал в 19-летнем возрасте, а ливонских рыцарей разгромил на льду Чудского озера, не достигнув 21 года. Несмотря на свою молодость, он был наделен от Бога удивительной мудростью, духовной и физической силой, а также глубоким пониманием того, что полезно для страны и народа.

В этом году мы празднуем 800-летие со дня рождения благоверного князя. В ознаменование церковно-государственных торжеств, приуроченных к этой дате, рад объявить этот юбилейный год «Годом Александра Невского», а также дать старт всероссийскому творческому конкурсу «Александр Невский» и предложить молодым людям проявить свои способности в память о великом князе. Пусть жизненный подвиг этого замечательного русского святого вдохновит вас не только на создание ярких художественных и музыкальных произведений, но и будет неизменно служить примером для подражания, а кому-то, возможно, поможет встретиться с Богом и приобщиться к богатой духовной сокровищнице православной культуры.

Призываю на всех вас благословение Христово.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Православие в Рязанской области

Рязанская митрополия расположена в центре европейской части нашей страны. По сообщению справочников, город Рязань (бывший Переяславль) находится в 198 километрах к юго-востоку от Москвы.

В летописи повествуется, что в древности берега Оки были заселены вятичами, а в нижнем течении — муромой, черемисами и мордвой. Судя по летописям, в ХV в. черемисы заменяются мещерой. Примерно до Х в. район средней Оки был заселен неизвестным угро-финским племенем. До сих пор для ученых остается загадкой, по каким причинам и при каких обстоятельствах угро-финское население покинуло район средней Оки.

Первые свидетельства об утверждении власти Киевских князей на берегах Оки относятся к Х — началу Х века. Под 988 г. начальная летопись сообщает об определении сыновней князя Владимира на княжение в разные города. Отмеченное сообщение было лишь приурочено к 988 году. Направлялись же в эти земли князья в разное время.

Как явствует из Жития святых благоверных князей Бориса и Глеба, святой Борис был Ростовским князем, а святой Глеб — Муромским.

На первых порах после принятия христианства, при равноапостольном князе Владимире и Ярославе Мудром, немногочисленное, надо полагать, христианское население городов и селений бассейна реки Оки окормлялось или церковной иерархией Чернигова (Рязань и все земли к югу и западу от нее), или же Ростовским епископом (Муром). До конца ХI в. Муром и Рязань представляли собой лишь зависимые от черниговского князя уделы. Первая половина ХII в. — это время обособления Муромо-Рязанской земли от Приднепровья. Вторая половина ХII в. — формирование самостоятельного Рязанского княжества. Родоначальником всех муромских и рязанских князей считается святой благоверный князь Константин Муромский (память его 21 мая ст. ст.), в миру Ярослав Святославович ( 1129).

В церковном отношении Рязань и после выделения Мурома и Рязани в самостоятельное княжество, до конца ХII в., зависела от Черниговских епископов.

Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии.

Музей глиняной игрушки Пощупово

 В музее глиняной игрушки можно наполниться яркими впечатлениями, как взрослым, так и детям. Все экспонаты уникальны, поскольку придуманы самим художником. Там вы можете увидеть русских животных, облачённых в оригинальный наряд. Самыми популярными, являются поросята, ежи, собаки, коты. Наибольшая часть картин несёт семейный характер, отображая взрослых питомцев, воспитывающих собственное потомство.В каждой игрушке отчетливо наблюдается характер, пропитанный добротой, радостью и юмором.
 Пощуповские игрушки изготавливаются из различных видов пластичных глин: красной, белой, чёрной. Чтобы увековечить экспонаты, их обжигают в русской печи. Из такого же материала выполнен святой храм, посуда. Глиняная охра была использована для росписи храма.

Пасхальное послание митрополита Саранского и Мордовского Зиновия пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Мордовской митрополии Русской Православной Церкви

02.05.2021

Возлюбленные о Господе отцы, матушки-игумении, братья и сестры, православные жители Мордовии!

В великом благоговении и благодарности ко Господу я приветствую всех самыми радостными словами в жизни каждого христианина:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Два тысячелетия, невзирая на катаклизмы, на войны, на все исторические сложности, присущие человеческой жизни в положенное время Святой Пасхи раздаётся над вселенной и во вселенной жизнеутверждающее, как вспышка спасительного маяка, спасительное христианское восклицание «Христос Воскресе!» и могучий ответ человеческих сердец и уст: «Воистину Воскресе!».

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

07.01.2021

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Христова.

Ныне Церковь небесная и земная торжествует, радуясь пришествию в мир Господа и Спасителя нашего, возносит хвалу и благодарение Богу за Его милость и любовь к человеческому роду. С духовным трепетом вслушиваемся мы в слова песнопения: «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» (ирмос канона Рождеству Христову). С благоговением и надеждой взираем на Вифлеемскую пещеру, где в убогих яслях лежит в пеленах повитый Богомладенец.

Воистину днесь свершилась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам» (1 Тим. 3:16). Невозможно до конца проникнуть умом в тайну Боговоплощения. Невозможно в полной мере постичь, как же Тот, Кто является источником жизни для всего существующего, согревается ныне дыханием животных! Создатель Вселенной смиряет Себя, принимая образ творения! Сын Божий становится Сыном Человеческим! «Не исследуй, как это, — предупреждает святитель Иоанн Златоуст, — где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, нисшел и спас. Все повинуется Богу. Сегодня рождается Сущий, и Сущий становится тем, чем Он не был. Будучи Богом, Он делается человеком, не переставая быть Богом» (Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа).

Святитель Василий Рязанский

К Василию Рязанскому православные обращаются в своих молитвах уже восемь веков. Святой жил во второй половине 13 века. Монашеский постриг он принял в Муроме. Здесь он со временем стал епископом. Отсюда и был изгнан восставшими горожанами. Не сумев оправдаться, епископ Василий отправился к Оке, чтобы навсегда покинуть Муром. Он расстелил на воде свою мантию, встал на неё и уже через несколько часов прибыл к Старой Рязани. Здесь святого Василия уже встречали все жители города, включая бояр и великого князя.

В то время Старая Рязань постоянно подвергалась набегам татар. Когда от города остались лишь руины, архипастырь направился к Переяславлю-Рязанскому. Согласно легенде, и в этот город он прибыл на собственной мантии с образом Богоматери Муромской.

Святитель Василий основал в Рязани епископскую кафедру. Последние четыре года он служил в соборе святых Бориса и Глеба. Здесь его похоронили в 1295 году.

Со временем могила святителя оказалась за пределами храма. Позже его мощи перенесли в Христорождественский собор Рязанского Кремля. Здесь они находятся и до сих пор.

А в наши дни в Рязани на улице Новосёлов строится собор в честь святителя Василия Рязанского.

Дни памяти Василия Рязанского — 10 июня (день обретения мощей) и 3 июля (день смерти).

Много лет святитель Василий трудился на благо Церкви: объединял народ, исцелял и утешал верой, указывал верный путь заблудшим душам. О нём помнят, как о добром, милостивом и мудром пастыре, ставшим примером истинной веры, послушания и целомудрия.

Василию Рязанскому молятся, чтобы укрепить веру, обрести душевный покой, сосредоточиться, избавиться от стресса и негативных мыслей.

Карта сайта

ТУРЫ

  • ПОИСК ТУРОВ за рубеж
  • Экскурсионные туры
  • Горящие туры
  • Скидки на туры
  • Минимальные цены
  • Рекламные туры
  • Момент.подтвержд.
  • Экскурсии и развлечения

Отели

  • Каталог отелей
  • On-line бронь отелей
  • Люксовые отели
  • Развлекательные отели
  • Необычные отели
  • Пляжные отели
  • Горнолыжные
  • Романтические
  • SPA-отели

Новости

  • Срочно
  • Выставки, семинары
  • Конкурсы и Премии
  • Новости Авиа, ж/д
  • Новости туризма
  • Новости ТурКомпаний
  • Новости ТУРЫ.ру
  • Новости Альянса ТУРЫ.ру
  • А знаете ли Вы, что…

Компания

  • Связаться с нами
  • Правила сайта

  Вы можете оплатить онлайн бронь отеля с помощью банковских карт на нашем сайте. Оплата банковскими картами самый современный и надежный способ оплаты.

История обители

По преданию, мужскую обитель основали греческие монахи, пришедшие на эти земли в конце XII — начале XIII века. Они принесли с собой древнюю икону Иоанна Богослова, которую написал в VI веке византийский мальчик-сирота. Древний образ и стал первой святыней новой монашеской общины.

Поначалу иноки жили в пещерах на склоне холма. Под землей они обустроили небольшие кельи и места для молитв. В XVI-XVII веках монастырь разоряли крымские татары, однако он всякий раз быстро возрождался.

До XVII века все монастырские постройки были сделаны из дерева, но потом на берегу Оки началось каменное строительство. Во время церковной реформы, проведенной российской императрицей Екатериной II, Иоанно-Богословскую обитель отнесли к монастырям третьего класса. Насельников здесь было немного, и к середине XIX века обитель совсем запустела. Церковные власти хотели закрыть ее, однако, этого не произошло.

В 1860 году богатый купец Давид Иванович Хлудов приобрел рядом с монастырем имение. Благодаря хлудовским деньгам, главный монастырский храм полностью перестроили и приобрели богатый резной иконостас. Иконы для него написал талантливый рязанский изограф Николай Васильевич Шумов.

Вид монастыря с запада

Год от года монастырь расстраивался и хорошел. К началу XX века в нем жило более ста насельников. Монахи владели более 5000 га сельскохозяйственных угодий, на которых выращивали зерно и овощи. Чтобы обучиться грамоте, письму и счету, в монастырь приходили дети из соседних деревень.

После революции 1917 года многое переменилось. В начале 1930-х годов в стране развернулась активная антирелигиозная кампания. Настоятеля монастыря архимандрита Зосиму (Мусатова) и братию арестовали и сослали в Казахстан. Богослужения в обители прекратили, а монастырские постройки стали использовать для различных хозяйственных нужд. В годы советской власти внутри Успенского собора размещалась мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. В каменных зданиях находились детская колония и склады Министерства внутренних дел.

Монастырские архивы и библиотека были уничтожены, поэтому сведений о проживавших здесь монахах почти не осталось. Из старых фотографий сохранился единственный снимок, сделанный в начале прошлого века. На нем запечатлены преподаватели и воспитанники церковно-приходской школы. Самой большой потерей считается утрата древней иконы Иоанна Богослова. Она пропала в 1931 году, и судьба монастырской святыни до сих пор не известна.

Иоанно-Богословскую обитель начали возрождать в конце 1980-х годов — одной из первых на Рязанской земле. Потребовались долгие годы, чтобы восстановить полуразрушенные храмы и построить новые здания.

Собор Иоанна Богослова

Легенда вторая: золотая печать

Хан Батый, двинувший со своим войском на русские земли, встретил ожесточенное сопротивление жителей Старой Рязани, которая оборонялась в течение пяти дней. Но все же город был взят и, конечно же, сожжен дотла (известно, что современный город возведен на новом месте). Затем хан с ордой подошли к монастырю и стали лагерем на ночь. Наутро они собирались ограбить и сжечь его. Как гласит легенда, Батыю приснился сон, где он увидел лик апостола Иоанна. Он и его воины были так напуганы видением, что отказались от своего первоначального замысла. Говорят, что хан очень боялся христианских святых.

Придя в храм, он увидел на иконе тот самый приснившийся ему лик апостола. После этого Батый наложил на святыню свою личную золотую печать, которая должна была охранять монастырь и всю его братию от многочисленных набегов и разорений. Иноки бережно хранили ее в течение 416 лет. Впоследствии она была переплавлена в чашу, используемую для причащений.

Богословский монастырь в Пощупово

 Главной достопримечательностью, является мужской Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово, располагающийся с правой стороны от речки Ока. Древние предания гласят, что святой храм был возведён ещё в 12 веке монахами-миссионерами, пришедшими с целью просвещения местных язычников. Они принесли икону святого апостола Иоанна Богослова, откуда и появилось наименование храма.

 Также, отталкиваясь от преданий известно, что первоначально святой храм в Пощупово был построен на другом участке (на склоне большого холма) и имел пещерный вид. Позднее храм был перенесён и построен из древесины. В 16-17 веке храм часто подвергался налёту мордовы и крымских татар, из-за чего его хотели перенести в с. Высокое Михайловского уезда. Однако, как гласят придания, попытка не принесла пользы, поскольку была утеряна икона святого Иоанна Богослова, в дальнейшем нашедшаяся в лесу на большом дереве в Пощупово.

 В наше время посетить святое место может каждый желающий. Паломники во время экскурсии осматривают следующие достопримечательности:

  • гуляют по Пощупово и Иоанно-Богословскому храму, произносят молитвы святым. Желающим переночевать предоставляется гостиница. По монахскому обычаю им выдают бесплатную вечернюю трапезу;
  • оставляют заявку на сорокоуст об упокоении и здравии;
  • посещают библиотеку, где собраны величайшие издания по истории, философии, богословию, старопечатные, дореволюционные  книги и др. ценные бумаги от начала 12 века, формирующие историю Русской Церкви.

 Также на территории храма процветает и развивается подсобное хозяйство: молочный цех, пасека, хлебопекарня. Недавно была открыта гончарная мастерская. Товары, изготавливаемые монахами подаются на стол во время трапезы и продаются на территории монастыря (Пощупово).

«Село Пощупово. Свято-Иоанно-Богословский монастырь.»

Село Пощупово, которое находится в 25 км от Рязани, раскинулось на высоком правом берегу реки Оки. Название свое село получило от слова «щуп», «щупать». С обрывистого берега как на ладони очень хорошо было видно узкое в этом месте русло Оки и проходящие мимо купеческие баржи, нагруженные мешками и бочками. Сельские мужики не гнушались промышлять разбоем, останавливая баржи в удобном для грабежа месте. Специальными длинными тонкими прутьями, «щупами», они протыкали мешки, чтобы узнать, что везут купцы на продажу. От этого нехитрого инструмента и произошло название села, которое видимо тогда имело дурную славу. А ведь когда-то очень давно у села было другое название -Богослов, от стоящего неподалеку Иоанно-Богословского мужского монастыря, основанного в 12-13 веках пришедшими на эту землю греческими монахами, которые принесли с собой чудотворную икону Святого Иоанна Богослова. Над Окой, под крутым обрывом били родники — там и обосновались в вырытых ими пещерах пришлые непонятные люди, первые христиане в этом языческом краю. Со временем появились первые деревянные постройки, а подземные пещеры служили своеобразным хранилищем, где во время татарских набегов монахи прятали драгоценные монастырские реликвии. В холодную зиму 1237 года дикое войско хана Батыя, разорив Рязань, двигалось по руслу стоящей во льдах Оки в сторону Коломны. На высоком окском берегу, как крепость, на их пути встал монастырь. Батый, решив во что бы то ни стало сжечь обитель, расположился лагерем прямо на льду, недалеко от монастырских стен. Всю долгую зимнюю ночь из татарских шатров в небо поднимался серый дым от затухающих костров, а хану Батыю снился страшный сон, впоследствии оказавшийся вещим. Кто же он, высокий худой старик с седой бородой, приказавший хану не трогать обитель? От старца шло непонятное яркое сияние, от которого, по словам летописцев, ханское войско ослепло на три дня. Батый не был трусливым человеком, но вещим снам доверял. Поэтому вошел в монастырь с миром. В храме он увидел икону Святого Иоанна Богослова и узнал в нем старца из своего сна. В тот же день прозревшее войско хана свернуло шатры и постепенно пропало в морозной дымке. Около чудотворной иконы Батый оставил как охранную грамоту свою золотую печать, которая хранилась здесь более 400 лет, а потом была переплавлена для позолоты на нужды монастыря. В 16-17 веках монастырь неоднократно разорялся кочевниками, но всегда возрождался вновь. Вплоть до 18 века все постройки были деревянные. К концу 18 века в монастыре возводят «Святые врата», в которых по сей день сохранились единственные на Рязанской земле фресковые росписи. Территорию огораживают каменной стеной. Строится Иоанно-Богословский, тоже каменный собор. В 19 веке- храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В это же время при монастыре появился гостиный двор для заезжих людей, первая в этих местах церковно-приходская школа для крестьянских детей и богадельня с врачебным участком. В 1901 году на территории, прямо напротив монастырских ворот возводят огромную колокольню, высотой 80 м. В 30-е годы 20 века монастырь был закрыт, а монахи во главе со старым настоятелем отправились в далекий путь по этапу. Возвращение монастыря Русской Православной Церкви состоялось осенью 1988 года. Сейчас монастырь является действующим, поражая красотой архитектуры и продуманным ландшафтным дизайном, яркой позолотой куполов и разнообразием цветущих растений на ухоженных газонах. С 80-ти метровой колокольни раздается мелодичный перезвон. Верующие спешат на воскресную проповедь в Иоанно-Богословский собор, чтобы поклониться чудотворной иконе Святого апостола. Напротив собора в монастырской стене есть небольшая калитка, ведущая к сохранившимся родникам и старым пещерам. С этого места берег Оки круто идет вниз. Вдали видна Рязань и купола Солотчинского монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector