История и деятельность храма преподобных зосимы и савватия в гольяново
Содержание:
- Духовенство, наставники
- Возрождение
- Строительство
- Современное состояние
- Информация для посетителей
- Архангельская область
- Смерть художника оборвала начатый труд
- Ангелы разрушенных церквей — Тихие Хранители Престола
- Тропарь, кондак и канон преподобным Зосиме и Савватию Соловецким
- Центр духовной жизни в Гольяново
- Храмы во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
- История строительства
- Смерть и воскресение
- Церковь Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря
- Святыни
Духовенство, наставники
XX век стал временем испытания подлинной веры. Среди тех, кто пронес веру в Спасителя через всю жизнь, протоиерей Владимир Тимаков, которому в этом году исполнилось 90 лет. Он является почетным настоятелем храма Зосимы и Савватия.
Рукоположен был в сан священника в 1955 году, и, несмотря на гонения со стороны советской власти, служил в московских храмах до 1990 года. С момента передачи гольяновской церкви РПЦ был ее настоятелем, прикладывая все силы и знания на ее восстановление. Сегодня это высокочтимый священнослужитель, кандидат богословия, почетный доктор богословия.
Настоятелем храма с 1916 года является иерей Роман Богдасаров, который закончив МИФИ и отслужив в армии, поступил в Православный Свято-Тихоновский университет. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл оказал этим назначением большое доверие священнослужителю. Кроме того, он издал распоряжение, сделав настоятеля ответственным за работу с московской Росгвардией.
Духовенство храма представляют также:
- Протоиерей А. Стрельников, который руководит курсами по введению в православие при храме и проводит молебны в следственном изоляторе.
- Иерей Г. Хозяшев назначен клириком храма.
- Иерей И. Воронков является священником храма, ведет служение в московской тюрьме.
- Диакон А. Молчанов преподает в воскресной школе при храме.
- Диакон В. Атрошенко — наставник в клубе для молодежи «Адриан и Наталия».
- Пономарь Н. Зинченко – старший алтарник храма, работает в отделе по взаимодействию с московской Росгвардией.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.
Возрождение
После Октябрьской революции Гольяново, как и всю страну, ждали значительные преобразования, которые не могли не задеть и церковь Зосимы и Савватия. В 30-х годах храм закрыли, а в его помещениях разместили макаронную фабрику. Только в конце марта 1990 года его наконец-то возвратили Православной Церкви после долгих лет осквернений и разрухи. На тот момент она представляла собой полуразрушенную постройку.
За последние годы храм значительно преобразился. Сейчас церковь полностью отремонтирована. На территории святыни разбит красивый цветник, а в его центре бьет фонтан. За церковью выстроили трехэтажную воскресную школу, где расположился также музей, в котором выставлены на всеобщее обозрение скульптуры и картины. Кроме того, в здании есть конференц-зал и работает библиотека. Сейчас не осталось и следа от былых руин, а величавая колокольня как когда-то своим перезвоном снова приглашает прихожан в храм для прославления Всевышнего.
Строительство
Примерно в это же время и была возведена деревянная церковь Зосима и Савватия, чудотворцев Соловецких. Предположительно ее строительство началось по приказу самого царя Алексея Михайловича. После его завершения храм сразу же стал получать содержание из соседнего села Покровского, а также в его владение поступили десятина покосов и столько же пахотной земли. Именно на эти доходы содержался храм и его причт. Кроме того, вскоре в Гольяново построили еще и свечной завод.
После того как здесь возвели церковь Зосимы и Савватия, к этому населенному пункту больше нельзя было относиться как к приселку. С этого момента Гольяново стало полноправным селом. Известно, что эта церковь пользовалась популярностью у прихожан, так как ее посещали не только местные жители, но и крестьяне из близлежащих деревень: Абрамцево, Черницыно и Кобылино.
Современное состояние
В храме ежедневно проводятся богослужения. По будням в 8 часов — исповедь и Божественная литургия, в 18 часов — вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни служатся две Божественные литургии (в 7 и 10 часов). Для детей и их родителей действует воскресная школа.
Для желающих петь в церковном хоре проводятся занятия по вокалу и церковному пению. В субботу и воскресенье народный хор принимает участие в пении на молебнах и панихидах.
Каждое воскресенье после поздней литургии проводятся беседы с настоятелем храма священником Романом Богдасаровым о годовом богослужебном круге, церковном уставе и насущных жизненных проблемах.
В молодёжном клубе при храме каждую неделю проводятся встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни православных христиан.
Паломнической службой храма осуществляются поездки к святыням Православия в России и за рубежом.
Храм на постоянной основе окормляет духовно и материально около трехсот многодетных и малообеспеченных семей, инвалидов и людей в тяжёлой жизненной ситуации.
Информация для посетителей
Расписание богослужений
Гольяновская святыня доступна для посетителей каждый день с утра до вечера. Здесь можно посетить регулярные службы или заказать требы. Традиционно с понедельника по пятницу проводится по два богослужения:
- 8:00 – Божественная литургия;
- 18:00 – вечерняя служба.
По выходным и праздничным дням добавляется еще одна литургия в 10: 00.
Как добраться
Церковь преподобных Соловецких находится по адресу: г. Москва, ул. Байкальская, д. 37а. Добраться туда можно следующим образом: выйти на станции метро «Щелковская», а затем следовать автобусным маршрутом №3 или 68 до остановки «Храм Зосимы и Савватия».
Гольяновская церковь является той достопримечательностью, которую нужно обязательно посетить во время паломничества по московским святым местам. Несмотря на тяжелую долю и почти полувековое забытье, сегодня храм с радостью принимает верующих со всех уголков страны.
Архангельская область
Николая Чудотворца, церковь (с приделом Зосимы и Савватия Соловецких)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Зосимы и Савватия Соловецких)Пертоминский монастырь. Церковь Зосимы и СавватияБлаговещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Зосимы и Савватия Соловецких)Спаса Преображения, церковь (с приделом Зосимы и Савватия Соловецких)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Зосимы и Савватия Соловецких)Зосимы и Савватия, церковьЗосимы и Савватия Соловецких, церковьТроицкий Шенкурский женский монастырь. Церковь Зосимы и Савватия СоловецкихЗосимы и Савватия, часовняЗосимы и Савватия, часовняУспения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Зосимы и Савватия Соловецких)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Зосимы и Савватия Соловецких)Зосимы и Савватия Соловецких, церковьСоловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной (с приделом Зосимы и Савватия Соловецких)Зосимы и Савватия Соловецких, церковьЗосимы и Савватия, часовняСретения Господня, церковь (с приделом Зосимы и Савватия Соловецких)Зосимы и Савватия Соловецких, церковьЗосимы и Савватия Соловецких, часовняРождества Христова, церковь (с приделом Зосимы и Савватия Соловецких)Зосимы и Савватия Соловецких, церковь
Смерть художника оборвала начатый труд
Огромный купол храма позволил воспроизвести купольное изображение Вседержителя из Ферапонтова монастыря. Шесть из восьми фигур архангелов в барабане и изображения четырех евангелистов в парусах также являются реконструкцией, адаптированной к архитектурным особенностям храма. Материал ферапонтовских росписей использован и при разработке композиций «Рождество Христово» и «Сошествие во ад» расположенных, соответственно, на северной и южной стенах четверика.
За основу Спаса-Судии в изображении «Страшного Суда» на западной стене четверика, полностью утраченного в ферапонтовской росписи, взято решение этого образа Андреем Рублёвым. Не законченный образ «Спаса-Судии» во фреске «Страшного Суда» принадлежит кисти Гусева. Смерть оборвала начатый грандиозный труд изографа. После смерти художника какое-то время храм продолжала расписывать его дочь, а трапезную часть храма — семейство Брягиных. Помимо Гольяновского храма ими были завершены работы по росписи храма великомученика и целителя Пантелеимона клиники Российской Академии Наук в Ясенево — приписного храма к Гольяновскому приходу.
Ангелы разрушенных церквей — Тихие Хранители Престола
Говорят, что у алтаря освящённого храма всегда находится Ангел – Хранитель храма. Где хоть раз совершалась Божественная литургия и происходило причащение Святых Христовых Тайн, неколебимо, словно часовой, стоит Ангел Престола. Если дом Божий осквернён, разрушен, превращён в склад или тюрьму, он всё равно не сходит со своего места. Если полностью разрушен и стёрт с лица земли, а на том месте построен дом, дворец спорта иль шоссе – всё равно стоит и будет пребывать вечно. Пока не дождётся, когда на этом месте снова возведут храм и молитва вознесётся к небу.
Елена ЯЧМЕНЦЕВА
Фото: открытые источники
Тропарь, кондак и канон преподобным Зосиме и Савватию Соловецким
Тропарь, глас 8:
Яко светильницы явистеся всесветлии во отоце окияна моря, преподобнии отцы Зосимо и Саватие: вы бо крест Христов на рамо вземше, и усердно Тому последовасте, чистотою Богови приближившася, отнюду же и силами чюдес обогатистеся. Тем и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших, и умильно глаголем, о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Христовою любовию уязвившеся преподобнии, и Того крест на рамо взем понесше, божествене вооружившеся на невидимыя враги, и непрестанныя молитвы, яко копие в руку имуще, крепко победили есте бесовская ополчения: благодать Господню имеете, целити душа и телеса приходящих с верою к ракам мощей ваших, чюдес лучи испущающе всюду. Тем да зовем вам, радуйтеся преподобнии отцы Зосимо и Саватие иноком удобрение.
Библиотека Русской верыКанон преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам →
Читать онлайн
Центр духовной жизни в Гольяново
Сегодня храм Зосимы и Савватия, расположенный в Гольяново, осуществляет социальную поддержку многодетных семей, работает с заключенными, помогает больницам и детским домам, направляет добровольцев на помощь монастырям.
Благотворительность в приходе процветает, словно сами Зосим и Савватий соловецкие благословили храм в Гольяново и его прихожан на благие дела. Здесь действуют школа иконописи и творческие кружки для детей и взрослых. Программа образовательного центра настолько обширна, что сложно перечислить все дисциплины.
Храм Зосимы и Савватия публикует расписание всех занятий на своем сайте. Здесь и секция самообороны, и музыкальное развитие, и основы церковнославянского языка, и множество других тематических уроков.
Наряду с такими духовными предметами, как занятия по хоровому пению и закону Божьему, преподаются вполне мирские дисциплины. Есть основы английского языка для детей, шахматная секция и кружок резьбы по дереву.
Зосимо-Савватиевская церковь стала центром не только духовного, но и культурного развития для близлежащих районов Восточного округа. Также церковь работает в рамках специальной программы с сотрудниками Росгвардии и членами их семей.
Храмы во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Всего в России насчитывается 135 храмов в честь Зосимы и Савватия Соловецких, которые относятся к РПЦ.
Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких находится в Москве в Гольянове (Байкальская улица, 37А). Первая постройка была возведена в 60-е годы XVII века в селе Гольяново. Основное время постройки храма относится к 1816 году, когда Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится кирпичная церковь, которая освящается в 1842 году. После вхождения Гольянова в состав Москвы, в селе начинается массовая жилищная застройка. В свою очередь здание храма до последнего остается единственной ценной постройкой первой четверти XIX в. Храм был возвращен РПЦ только в марте 1990 года.
Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (Москва)
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких расположена в с. Верховский Погост (Верховье) Вологодской области. По официальным данным деревянная церковь была построена приблизительно между 1601 и 1700 гг., при этом даже приблизительный год утраты деревянной постройки неизвестен. По имеющейся информации уже в 1876 году Верховская Богородицкая церковь была каменная и имела престолы: в честь Рождества Пресвятой Богородицы — главный, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святого Николы Мирликийского, великомученицы Параскевы Пятницы. Также имеется информация о разрушении деревянной церкви в честь святителя Николы, которая была построена и освящена в 1748 году. В открытом доступе лишь упоминается о Верховской Зосимо-Савватиевской деревянной церкви XVII века.
Богородицкая церковь в Верховье. Фото из журнала «Мир искусства»
Отдельного внимания заслуживает храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, который находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в городе Сергиев Посаде. Шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с западной стороны монастыря, на пути от Каличьих ворот к Троицкому собору, была возведена в 1635–1637 годах стараниями келаря Александра (Булатникова). Церковь расположена при больничных палатах, что также имеет определенную роль. По некоторым данным, множество больничных храмов посвящены именно Зосиме и Савватию Соловецким, что свидетельствует о целительной силе их молитв перед Богом. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. Сегодня храм и палаты представляют собой комплекс разновременных сооружений, поставленных на месте старой больницы 1552 года.
Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах. Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад
Старообрядческих храмов, освященных в честь Зосимы и Савватия Соловецких, нет.
Необходимо отметить, что жизнеописание и наследие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких настолько велико, что с трудом может быть описано в одном тексте, не превышая при этом сотни страниц. Именно по этой причине сегодня существует множество исследований и эссе, описывающих разные стороны наследия преподобных
В этой же статье автор попытался сделать небольшой экскурс, который привлечет особое внимание читателя к персонам Зосимы и Савватия Соловецких, а также к их наследию
Библиография:
- Соборы ру. Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru
- Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН http://lib.pushkinskijdom.ru
- Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru
История строительства
https://youtube.com/watch?v=jg1G22psSBM
Истории храма и поселения Гольянова неразрывно связаны друг с другом. Впервые название местечка прозвучало в середине XVII столетия как земельное владение царя Алексея Михайловича.
Приблизительно тогда же здесь была поставлена небольшая церковь из дерева, освященная в честь Зосимы и Савватия, иноков Соловецкого монастыря, признанных чудотворцами. Царь пожаловал храму землю под пашню и покосы, а прихожанами были жители окрестных деревень, всего 58 дворов.
Через сто лет село Гольяново, вошедшее в распоряжение Главной дворцовой канцелярии, управлявшей всеми хозяйственными вопросами двора, было продано в частные руки, как не приносившее дохода. С 1811 года его владельцем стал надворный советник И.Н. Трубецкой.
Потеряв в московском пожаре 1812 года столичную усадьбу, князь с супругой обосновался в подмосковном имении Гольяново. С этого момента жизнь тихого села забурлила.
Храм Зосимы и Савватия в Гольяново до реставрации
Помимо преобразований в усадьбе, связанных с реконструкцией дома, разбивкой парка, созданием огромного пруда, И.Н. Трубецкой строит каменный храм Зосимы и Савватия в Гольяново. Освящение происходит в 1842 году. Рядом с храмом из земли бил источник ключевой воды.
В советское время храм был закрыт, а в его стены въехала макаронная фабрика, которую сменила химическая лаборатория. Из-за воздействия реактивов на настенную роспись, она была полностью утрачена.
В негодность пришли даже кирпичи. Колокольня была переделана в печную трубу для фабрики, а шлак ссыпался на территории предприятия. Переданные в руки церкви руины с захламленной территорией года представляли собой печальное зрелище. Прихожане пришли на помощь, и через неделю на расчищенном пространстве состоялась первая служба.
Смерть и воскресение
С приходом новой власти всё старое рушилось либо преобразовывалось, менялось. В начале 30-х годов ХХ века в Гольянове основали свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Церковь преподобных Зосимы и Савватия не стали ломать. Но службы, конечно, прекратили. Духовенство и прихожан выгнали. Зданию нашли другое применение. Его отдали под макаронную фабрику. Колокольню обезглавили и использовали как фабричную трубу для вытяжки дыма. Десятилетиями шлак из печей никуда не вывозился, а складировался на территории. Также в стенах храма долгое время располагалась химическая лаборатория. Там проводились опыты над крысами и кроликами. И химикаты хранили тут же. Со многими церквями после революции особо не церемонились, просто взрывали. В случае с церковью преподобных Зосимы и Савватия варварская эксплуатация стала для строения бомбой замедленного действия.
К концу марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернения, её вернули Русской Православной Церкви, но выглядела она ужасно. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней. На стенах не только не сохранились росписи, не осталось даже штукатурки. Кирпич пришлось стёсывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нём не могли. С территории храма вывезли сто двадцать вагонов всякого хлама.
Церковь Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря
Известно, что святыня в Гольяново не единственная, посвященная этим Соловецким чудотворцам. Существует еще один храм, расположенный на территории Троице-Сергиева монастыря. Эта церковь была возведена в 1635-1637 годах. Она сооружалась одновременно с каменными палатами, в которых позднее разместилась монастырская лечебница. Согласно старинной описи, изначально у храма имелось пять колоколов. Его стройные и правильные пропорции, а также необычайное убранство фасада с довольно щедрым использованием поливных зеленых изразцов, сделало его одним из самых интересных памятников архитектуры начала XVII века.
Церковь Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря сооружалась при активном содействии Александра Булатникова, который был назначен троицким келарем из числа монахов Соловецкой обители. Сейчас она выполняет функцию домового храма наместничьих покоев. В остальном же комплексе зданий расположились соборные палаты, а также покои самого наместника лавры.
Святыни
Полный Деисисный чин некогда принадлежал одному сельскому храму Костромской губернии. Помог приобрести его для храма бывший однокашник настоятеля Владимира Тимакова по семинарии, будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплёв).
В храме есть древний образ святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца. Так же особо почитаемая икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» с двунадесятыми праздниками. На обратной стороне иконы – печать с годом и автором написания – 1691 год, Сильвестр. Особенно дорога эта икона для отца-настоятеля, так как именно в этот праздник в 1955 году он был рукоположен во иерея.
Голгофский крест сделан по образцу того креста, который находится в старообрядческой часовне московского Преображенского кладбища. Исходник был изготовлен византийскими мастерами и относится к XIV веку. Сведений о том, как он попал в Россию, практически нет. Стоит он у старообрядцев в часовне, которая так мала, что и обозреть его весь сразу можно только по частям. Из предания известно, что крест Христов был трёхсоставным: изготовлен из кедра, певка (сосны) и кипариса. Следуя этому образцу и воспроизвели такой же трёхсоставный крест для храма Зосимы и Савватия. Изготовлялся он в Сергиевом Посаде.
Вся рельефная часть креста (Пречистое Тело Спасителя) выполнена из кипариса, сам крест – из сосны, табличка же с надписью – из кедра. В оригинале на кресте у старообрядцев надпись: «Царь Славы». На кресте гольяновского храма надпись изменили на упомянутую в Евангелии: «Иисус Назорей Царь Иудейский» — на еврейском, греческом и римском (латинском) языках. Крест расписала Татьяна Брягина, дочь знаменитых изографов Дмитрия и Евдокии. Крест в Гольянове украшен басмой, в оригинале басмы нет.