Храм всех святых в красном селе

Памятники

Кладбище

План Всехсвятского кладбища

Кладбище при церкви Всех Святых известно с XVIII века. Здесь были похоронены многие представители грузинских княжеских родов (Багратионы, Цициановы и другие). По некоторым данным, на Всехсвятском кладбище похоронен грузинский писатель Сулхан-Саба Орбелиани. В конце XIX века на этом кладбище хоронили зажиточных крестьян. При этом древние могильные плиты зачастую уничтожали или переставляли с места на место.

Кладбище существовало до 1982 года, после чего по распоряжению о ликвидации кладбищ в черте Москвы кладбище было ликвидировано, а останки умерших извлечены из земли, уложены в небольшие гробы и перезахоронены на другом кладбище[источник не указан 69 дней]. Туда же были перевезены памятники, ограды же на новом месте устанавливать было запрещено[источник не указан 69 дней]. По одной из версий, сносу надгробий способствовали высокопоставленные жильцы соседнего «Генеральского дома». Многих из них не устраивал открывавшийся из окна вид на кладбище.

Тем не менее до наших дней сохранились некоторые надгробные плиты. Среди них — надгробие князя Ивана Александровича Багратиона (—). Памятник поставил на могиле его сын, великий полководец Пётр Иванович Багратион. Монумент представляет собой каннелированную пирамиду на высоком постаменте. Надгробие И. А. Багратиона неоднократно меняло своё местоположение. Сейчас оно установлено с севера от храма около мемориала «Примирение народов». Надгробный памятник И. А. Багратиона относится к памятникам истории федерального значения.

Ограда

Храм во время реставрации

Согласно некоторым источникам, ограда храма датируется XIX веком. В 1990-е годы западная часть ограды была перемещена на несколько метров от стен храма. Эти работы проводились в связи с увеличением официальной территории храма. В 1994 году старые полуразрушившиеся боковые трехпролетные арочные ворота, выходящие к метро, были демонтированы и построены новые на новой границе участка ещё ближе к метро. Новые ворота сохранили пропорции и внешний облик старых, но были увеличены в объёме (в прежние не могла проехать даже легковая машина). Они были построены по проекту архитектора-реставратора Ретамосо Рохас М. В. Одновременно с этим были проведены работы по благоустройству территории храма, сделана новая каменная отмостка, отремонтирован белокаменный каменный цоколь, открывшийся из земли из-за восстановления первоначального уровня отмостки. В этот же период был перенесен надгробный памятник Ивана Александровича Багратиона, отца великого полководца, оказавшийся на середине обходной дороги, на несколько метров от алтаря. Этот памятник, а также надгробные плиты 17-19 века, найденные во время этих работ, и положили начало мемориальному комплексу на территории храма. В 2010 году железные решётки на восточной части ограды были демонтированы, а вместо них построена сплошная кирпичная стена. Главный вход находится с северо-запада от церкви и представляет собой трёхпролётные арочные ворота. Другие ворота находятся с юга от церкви. Ограда храма является объектом культурного наследия.

Мемориал «Примирение народов»

Мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах» был установлен в —1998 годах на территории храма Всех Святых по инициативе группы ветеранов Великой Отечественной войны и других частных лиц. Он включает в себя несколько мемориальных плит и крестов, посвящённых жертвам Крымской, Балканской, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Первой чеченской войн, а также жертвам красного террора, представителям Белого движения и казакам. Часть памятников была первоначально установлена на территории бывшего Московского городского Братского кладбища, а затем перенесена к храму Всех Святых.

Широкий общественный резонанс вызвала установка плиты, посвящённой командирам 15-го кавалерийского казачьего корпуса СС, воевавшего во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии. Неоднократно предпринимались попытки добиться сноса этого монумента, однако они не увенчались успехом. 8 мая 2007 года накануне Дня Победы плита была разбита неизвестными (по данным газеты «Московский комсомолец», плиту могли разбить члены одной из леворадикальных организаций). Настоятель храма протоиерей Василий Бабурин отметил, что данная плита не имеет никакого отношения к храму Всех Святых. От памятника оставался небольшой осколок, пока в 2014 году он не был заменён на плиту «Казакам, павшим за Веру, Царя и Отечество».

Храм Святителя Тихона Задонского

Посмотреть фотогалерею

Деревянный храм святителя Тихона Задонского в Сокольниках на Ширяевом поле построен в 1863 году. Этот храм — первый в Москве, посвященный епископу Воронежскому чудотворцу Тихону Задонскому (1724-1783). Нынешний парк «Сокольники» был когда-то заповедным лесом, местом царской соколиной охоты. По легенде Ширяево поле названо так по имени любимого сокола царя Алексея Михайловича, разбившегося здесь. К Петру I восходит традиция воскресных народных гуляний в Сокольниках. В начале 40-х годов XIX в. в роще сделали просеки, лес стал парком, состоятельные москвичи строят здесь дачи для летнего отдыха. В 1861 году почетный потомственный гражданин Дмитрий Семенович Лепешкин и Иван Артемьевич Лямин от своего имени и от имени еще 15-ти московских купцов подали прошение о возведении храма. Место храму определено было при «въезде на Ширяево поле, слева от проезжей дороги». 14 июля 1863 года построенный храм освятил митрополит Московский Филарет (Дроздов). Это было здание в классическом стиле, деревянное, оштукатуренное, с белыми колоннами. К сожалению, бревна, поставленные вертикально, стали скоро подгнивать, сруб начал быстро разрушаться. В 1875 году один из храмоздателей, И.А. Лямин, заказал проект нового деревянного храма, и через год он был возведен. Новый нарядный храм в «русском стиле», увенчанный шатром, украшенный кокошниками резными подзорами и наличниками, полюбился москвичам, сюда начали приезжать венчаться. К 1890 году были достроены два придела – в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги и в честь святого преподобного Серафима Саровского (последний освящен около 1906 года). Средства на строительство пожертвовал церковный староста купец Алексей Давыдов. В 1912 году Святейший Синод принял решение о строительстве вместо деревянной постройки нового каменного храма, но этому помешала Первая Мировая война и начавшаяся революционная смута. В 1934 году храм святителя Тихона Задонского в Сокольниках был закрыт. В его здании размещались производственно-строительные мастерские, различные строительные организации, приспосабливавшие храм Божий под свои нужды. В результате исчез шатер, в бревенчатых стенах пропилили новые окна и двери. Вход прорубили в центральной абсиде, главный коридор проходил там, где был Престол. В 1992 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, передан приходу храма Всех Святых со статусом приписного. Храм настолько обветшал, что сруб пришлось разобрать и возвести заново. Строительство храма по проекту архитектора Василенко Н.С. было завершено в 2004 году. 13 апреля 2004 года состоялось освящение храма, с этого времени в нем совершаются богослужения. В 2013 году храм святителя Тихона Задонского получил статус скита Алексеевского ставропигиального женского монастыря г.Москвы. В храме регулярно проходят богослужения; служатся молебны Божией Матери и святителю Тихону Задонскому; совершаются таинства Венчания, Крещения. Сестры обители несут послушания в скиту.В монастыре совершается ночное чтение Псалтири, и все нуждающиеся в молитвенной поддержке могут подать записки за свечным ящиком храма. Алексеевский женский монастырь — старейшая в Москве женская обитель. И думается, не случайно частью этой обители стал храм, небесный покровитель которого, свт Тихон Задонский, с глубокой мудростью в своих творениях развил идеал истинного монашества и воплотил его всей своей жизнью.

Адрес 107013, г.Москва, ПКиО «Сокольники», Майский просек, д. 5. Проезд: м. «Сокольники»
Телефон 8-499-748-06-07
Служащий священник   протоиерей Александр Симаков
Сайт храма:   www.hram-svt-tihona.ru

История обители с момента основания до XIX века

Первый женский монастырь, посвященный Алексию, человеку Божьему, появился на месте, где теперь возвышается знаменитый Храм Христа Спасителя. В Средние века этот уголок города именовали Остожьем, потому что в пойме р. Москвы было много покосов, а вдоль речного берега ставили стога сена. Новую обитель основали в 1358 году при митрополите Киевском и Всея Руси Алексии, и первыми инокинями в ней стали его родные сестры.

Вначале в монастыре построили деревянную Алексеевскую церковь, а потом рядом с ней вырос деревянный собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны. После этого монастырь называли Алексеевским или Зачатьевским. Когда стали возникать другие монастыри Москвы, к имени старинной обители начали добавлять «стародевичья».

После изгнания войск Наполеона российский император Александр I дал обет возвести большой православный храм, который бы ознаменовал победу русского оружия. В 30-е годы XIX века в Москве приступили к строительству грандиозного Храма Христа Спасителя. Чтобы освободить место, Алексеевский монастырь перенесли в Красное Село.

Территория монастыря от ворот

Сохранились сведения, что поселение на северо-восточной окраине города существовало еще в XII веке. Оно стояло на берегу большого пруда, который по площади равнялся Московскому Кремлю. За живописной местностью издавна закрепилось название «Красное Село». В XVI-XVII веках здесь простиралась территория Красносельской дворцовой слободы, где жили ремесленники и купцы.

В 1837 году, получив благословение митрополита Филарета, в Новоалексеевкую обитель перебрались инокини Старо-Алексеевского монастыря.

Переезд проходил очень торжественно, и его сопровождали толпы народа. Монастырские святыни пронесли через весь город крестным ходом и поместили в Крестовоздвиженский храм.

Красивая церковь, украшавшая Красное Село еще с начала XVII века, стала первым храмом нового монастыря. После переезда всего за полгода в обители построили восемь двухэтажных корпусов, две башни, каменную ограду и Святые врата.

Церковь Всех Святых

Красное Село сильно отличалось от многолюдной Москвы. Вдалеке от шумного центра было тихо, и сестры не сразу привыкли к новому месту. В 1840 году возле монастыря появилось кладбище, где стали хоронить не только умерших насельниц, но и жителей окрестных сел. Со временем большое благоустроенное кладбище стало одним из лучших некрополей города.

Архитектурный ансамбль монастыря формировался на протяжении всего XIX столетия. В 1850-е годы в обители построили Алексеевскую церковь, проект для которой подготовил талантливый российский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский. Потом дошла очередь до Крестовоздвиженского храма. В 1857 году старинную церковь полностью реконструировали и существенно расширили. В 1860-1870-е годы в обители появились богадельня, трапезный корпус, келейные корпуса и больничный храм Архангела Михаила.

Часовня иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»

Помимо чтения молитв и церковных служб, сестры работали на огородах, в золотошвейной, переплетной, живописной и чеканной мастерской. Кроме того, при монастыре существовало училище, где занимались девочки, приехавшие из южнославянских стран — Болгарии и Сербии. Они получали приют и образование, а потом уезжали учительствовать на родину.

Мученик Мамант (память его совершается 2/15 сентября)

Частица мощей мученика Маманта находится в антиминсе главного престола нашего храма. Святой Мамант принял мученическую кончину в Кесарии, главном городе Римской провинции Каппадокия, в 275 году. От мощей его совершались многие исцеления и чудеса. Святитель Василий Великий так говорит о святом мученике Маманте в проповеди к народу: «Поминайте святого мученика: те, кто видел его в видении, кто из живущих на сем месте имеет его помощником, кому из призывающих имя его он помог самим делом, кого из заблудших в жизни наставил, кого от недугов исцелил, чьих детей, уже умерших, снова возвратил к жизни, чью жизнь продолжил — все, собравшись воедино, принесите хвалу мученику». Кондак мученику Маманту, глас 3.

Жезлом святе, от Бога тебе данным, люди твоя упаси на пажитех живоносных: звери же невидимыя и неукротимыя сокруши под ноги тя поющих: яко вси, иже в бедах, предстателя тя тепла Маманте, имут.

Когда освящают воду на Крещение

Согласно церковным канонам Великий чин освящения воды совершается только в праздник Крещения Господня 19 января. Но так как любой православный праздник начинается со второй половины предшествующего дня, освящение воды проводят начиная с окончания утреннего богослужения в Крещенский сочельник (18 января) и продолжают уже в сам праздник Крещения Господня 19 января, после божественной литургии.

Многих интересует – отличается ли вода, которую освятили 18 января от освященной именно в праздник Богоявления, 19 января? По словам священнослужителей, вода, которая освящается 18 и 19 января, обладает совершенно одинаковыми свойствами и разницы, в какой день прошло освящение, никакой нет.

Надо отметить, что Малое освящение воды проводится в течение года и в другие церковные праздники. Воду святят по просьбе верующих – например, когда проводят крещение детей или освящают места строительства церквей. 

Храм Всех Святых

Закладка храма Всех Святых девичьего Алексеевского монастыря состоялась 23 августа 1887 года. Через 4 года храм был построен по проекту архитектора А. А. Никифорова в национально-романтических формах, использующих мотивы русского зодчества XVI-XVII вв. Здание выполнено из красного кирпича с элементами белого камня. Однокупольный, двухэтажный, трёхапсидный храм с примыкающей к нему одноярусной «о трех главах» колокольней имеет форму корабля. В верхнем ярусе перехода к колокольне были устроены церковные хоры и келья. Центральный престол храма посвящён всем святым (престольное памятословие в неделю Всех святых), а правый придел — в честь чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери (память 22 октября/4 ноября).
Храм Всех Святых обладал уникальным иконостасом, выполненным по проекту архитектора Д. Н. Чичагова из белого резного мрамора в русско-византийском стиле. Своды и подкупольное пространство были расписаны в византийском романтическом стиле иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. Ими же, наряду с монастырскими иконописцами, были выполнены иконы и фрески, некогда ук-рашавшие храм Всех Святых.
В годы существования монастыря в нижнем ярусе храма существовала усыпальница для лиц духовного и монашеского звания, а также монастырских меценатов (в настоящее время придел в честь Казанской иконы Божией Матери перенесён в нижний храм, где раньше располагалась усыпальница).
В единый архитектурный комплекс, созданный архитектором А. А. Никифоровым, помимо храма, входили два парных двухэтажных монастырских корпуса, соединявшихся с храмом оградой.
В середине 20-х годов XX века в связи с закрытием монастыря храм Всех Святых перестал функционировать. Здания были отданы под административно-хозяйственные цели, что нанесло колоссальный ущерб всему художественно-архитектурному храмовому ансамблю. Актом вопиющего вандализма стало уничтожение монастырского кладбища.
С 1960-х до 1989-го года в здании закрытого храма хранился архив земской управы; часть территории занимал филиал московского завода по производству зонтиков. На куполе и колокольне были сломаны кресты, от их покрытия осталась одна обрешётка.
К 1990 году храм Всех Святых был возвращён верующим. Несколько раз откладывалось освящение храма, покуда,
наконец, оно не свершилось в Лазареву субботу в 1991 году. Примечательно, что этот день совпал с празднованием памяти преподобного Алексия,
человека Божия, небесного покровителя монастыря. 12 июля 1991 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, храм торжественно отметил свое 100-летие.

Храм Всех Святых на Красносельской: контактная информация, богослужения, святыни, история

Православный Алексеевский женский ставропигиальный монастырь (бывший Ново-Алексеевский) примечателен и своей историей, и современностью. Но мы в этом материале хотим рассказать вам о его храме Всех Святых на Красносельской.

О храме

Всехсвятский храм назван Красносельским из-за территориального положения (Красное село, современный Красносельский район Москвы). Верхний его престол был освящен в честь дня Всех Святых, нижний — в честь Казанской иконы Богородицы.

С самого открытия (1991 год) и по настоящее время настоятель Всехсвятского храма — протоиерей Артемий. С 2013 г. храм Всех Святых на Красносельской — главный храм возрожденного Алексеевского монастыря. Кроме того, к нему приписано несколько храмов, в т. ч. московский Тихона Задонского (Сокольники), княгини Ольги (Рязанская область).

При храме сегодня функционирует:

  • Церковно-приходская школа.
  • Детский городской оздоровительный лагерь «Державный».
  • Народный хор для всех желающих.
  • Православный магазин для духовных семейных нужд.
  • Иконные мастерские.
  • «АРТОСЪ» — благотворительный фонд.
  • Домовой храм имени цесаревича Алексия.

Красносельский храм Всех Святых в Москве расположен по адресу: 2-й Красносельский пер., 7. Найти его просто: выйдите со станции метро «Красносельская» на ул. Краснопрудную, идите до Рустаковской эстакады. Пройдите по дороге под последней и поверните налево. Идите вдоль краснокирпичной ограды, пока по правую сторону не покажется Алексеевский монастырь.

Главные святыни храма

Храм Всех Святых на Красносельской — это еще средоточие святынь, поклониться которым, — светлая цель верующего:

  • Чудотворная икона Богоматерь Пантанасса (Всецарица).
  • Старинная икона с апостолом Павлом.
  • Тихвинская икона Богородицы, «Сретение Господне», «Сошествие Христа в ад» — иконы XVIII века.
  • Иконы с частицами мощей апостолов Павла и Петра, Николая Чудотворца, преподобномученицы Елизаветы, мученицы Татианы Римской.
  • Икона Серафима Саровского с частицами облачения преподобного.
  • Казанская икона Богоматери.
  • Крест-мощевик (расположен около кануна, в правом пределе) с частицами святых мощей и другими святынями.

Расписание богослужений

В храме Всех Святых на Красносельской богослужения ведутся согласно общему расписанию.

Утро День Вечер
Пн 6:40 — утренняя служба 16:45 — 9-й час17:00 — вечерняя служба
Вт 7:00 — 3-й, 6-й час
Ср 16:45 — 9-й час17:00 — вечерняя литургия, акафист преподобному Алексию
Чт 6:40 — утренняя служба 16:45 — 9-й час17:00 — вечерняя служба
Пт 7:00 — 3-й, 6-й час
Сб 8:00 — начало проведения панихиды8:30 — 3-й, 6-й час 12:00 — Крещение 16:45 — 9-й час17:00 — Всенощная молитва
Вс 6:40 — ранняя утренняя служба9:00 — начало молебна9:30 — поздняя утренняя служба 15:45 — 9-й час16:00 — начало вечерни16:30 — молитва с акафистом у иконы «Богоматерь Всецарица»

После расписания храма Всех Святых на Красносельской перейдем к основным вехам его истории.

История красносельского Всехсвятского храма

Первые упоминания в летописи о Красном селе относятся к 1480 г. Нельзя не отметить, что место, где построен храм, — это одно из самых древних поселений столицы. Название населенный пункт получил по Красному (Великому) пруду, своей площадью не уступавшему кремлю города.

Следующее историческое упоминание — уже 1837 год. Тогда из центра Москвы в Красное село был перенесен Ново-Алексеевский монастырь. В 1887-1891 гг. на его новом кладбище и был построен Всехсвятский храм по замыслу архитектора А.А. Никифорова. Строение было необычным и грандиозным:

  • Трехглавая высокая колокольня.
  • Внутренняя роспись, исполненная руками троицесергиевских иконописцев.
  • Иконостас белого камня по плану архитектора Н.И. Чичагова.
  • Усыпальница в подклете.

К началу прошлого века на землях Алексеевского монастыря было уже четыре храма — Всех святых, Архистратига Михаила, Крестовоздвиженский, человека Божьего Алексия. Советскую эпоху удалось пережить только двум — Всехсвятскому и Алексеевскому. В 1926 г. монастырь был закрыт на многие лета.

Во времена СССР храм Всех Святых на Красносельской частично служил производственным помещением, частично — хранилищем для архивов. Русской Православной церкви обратно он был передан в 1991 г.

Наша история насчитывает множество великих людей, положивших всю свою жизнь на служение России. Одним из исторически важных городов страны считается Липецк. Храм всех святых, основанный тут, хранит в

Подробный календарь Великого поста 2020

  1. Святая Четыредесятница
  • Чистый понедельник, начало Великого поста – 11 марта.
  • В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 11 марта – 14 марта) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).
  • Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия– 17 марта.
  • Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.)– 24 марта.
  • Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная(Мк.8:34–9:1) – 31 марта.
  • Неделя 4-я Великого поста. Преп.Иоанна Лествичника (VI в.) – 7 апреля.
  • Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 26 марта, четверг (реально совершается накануне – 25 марта,  в среду вечером).
  • Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 28 марта. Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 12 апреля).
  • Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской(VI в.) – 29 марта.
  • Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вaий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 31 марта – 4 апреля.
  • В пятницу седмицы, 3 апреля – окончание Святой четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («душеполeзную совершив Че­ты­ре­де­сятницу…», – поётся за вечерним богослужением).
  • Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христомпра­ведного Лазаря (Ин.11:1-45) – 4 апреля.
  • Неделя 6-я, Неделя ваий(«пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Вербное воскресенье (Ин.12:1-18), Вход Господень в Иерусалим – 5 апреля.
  1. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

(6 апреля – 11 апреля)

  • Великий Понедельник (6 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).
  • Великий Вторник (7 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).
  • Великая Среда (8 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16). Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).
  • Великий Четверг (9 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин. В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям). Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира.
  • Великая Пятница (10 апреля) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.

День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).

Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения). Утром – чтение Великих (Царских) Часов.

В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.

Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Великая Суббота (11 апреля) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица). Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

Архитектура

Архитектура церкви относится к раннему барокко и является промежуточным звеном между храмами Петровского времени и развитыми барочными постройками середины XVIII века. Для церквей этой эпохи характерны тяжеловесные пропорции.

Церковь имеет трёхчастное продольно-осевое построение «кораблём». Архитектура здания относится к распространённому типу «Восьмерик на четверике». К четверику (основному объёму) примыкает такой же ширины двухпредельная трапезная, полукруглая апсида и колокольня:97. Перекрытый сомкнутым сводом восьмерик не играет существенной роли в объёмной композиции церкви. Он опирается на стены четверика и на ступенчатые тромпы. Снаружи восьмерик воспринимается как постамент для купола. В своде храма имеются большие ложные окна-люкарны, появившиеся в конце 1960-х годов (в 2000-х годах люкарны были заделаны и расписаны снаружи). В стенах трапезной имеются большие полукруглые окна, между которыми расположены боковые пилястры и горизонтальные карнизы:102.

Колокольня Всехсвятского храма имеет три яруса:97 и построена полностью в стиле московского зодчества начала XVIII века. На двухъярусное основание колокольни опирается восьмигранный столп. В нём имеются узкие арочные проёмы звона. Характерной чертой колокольни являются полуглавия в тимпанах, которые зрительно смягчают переход от четверика к восьмерику. Лестница на колокольню начинается в толще западной стены трапезной и имеет самостоятельный вход снаружи.

Храм подвергался значительным перестройкам. Первоначально в трапезной располагались четыре круглые колонны, на которые опирался свод. В 1886 году по проекту архитектора А. П. Попова трапезная была перестроена: колонны убраны, возведён единый свод, повышены стены. В 1902—1903 годах по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского трапезная вновь перестраивалась: были расширены боковые приделы.

Колокольню храма часто называют одной из «пизанских башен» Москвы — она имеет наклон около 5 градусов. Существует мнение, что наклон колокольни произошёл вследствие влияния вод речки Таракановки, заключённых в коллектор, близости метро и особенностей почвы (не случайно здешние улицы названы Песчаными).

Что есть что в церкви

Открытию храма поспособствовала О.И. Богословская. Она писала во все инстанции и Сталину (хотя он не любил напоминаний о грузинском происхождении), была на приеме у Калинина, связывалась с грузинскими писателями и поэтами. По словам старожилов, после восстановления Сталин неоднократно бывал в храме Всех Святых на Соколе.

В 1946 году в церкви установили новый иконостас, а в 1960-х поновили живопись. В 1970-х годах приход Всехсвятского храма был самым большим в Москве, так как на севере и северо-западе Москвы почти не было других действующих православных храмов. Поэтому когда там шла раздача святой воды, очередь за ней тянулась более чем на километр.

В 1992 году Всехсвятская церковь получила статус патриаршего подворья. А во второй половине 2000-х на колокольне появились куранты, а сама церковь снаружи получила мозаичный декор.

О храме

Всехсвятский храм назван Красносельским из-за территориального положения (Красное село, современный Красносельский район Москвы). Верхний его престол был освящен в честь дня Всех Святых, нижний — в честь Казанской иконы Богородицы.

С самого открытия (1991 год) и по настоящее время настоятель Всехсвятского храма — протоиерей Артемий. С 2013 г. храм Всех Святых на Красносельской — главный храм возрожденного Алексеевского монастыря. Кроме того, к нему приписано несколько храмов, в т. ч. московский Тихона Задонского (Сокольники), княгини Ольги (Рязанская область).

При храме сегодня функционирует:

  • Церковно-приходская школа.
  • Детский городской оздоровительный лагерь «Державный».
  • Народный хор для всех желающих.
  • Православный магазин для духовных семейных нужд.
  • Иконные мастерские.
  • «АРТОСЪ» — благотворительный фонд.
  • Домовой храм имени цесаревича Алексия.

Красносельский храм Всех Святых в Москве расположен по адресу: 2-й Красносельский пер., 7. Найти его просто: выйдите со станции метро «Красносельская» на ул. Краснопрудную, идите до Рустаковской эстакады. Пройдите по дороге под последней и поверните налево. Идите вдоль краснокирпичной ограды, пока по правую сторону не покажется Алексеевский монастырь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector