Церковь преподобного сергия радонежского в крапивниках
Содержание:
- Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе по своему убранству мог соперничать с соборами Московского Кремля.
- Интересные факты
- Волонтерам и трудникам
- XXI век
- В чем помогает молитва к прп. Сергию
- Собор Сергия Радонежского в Высоко-Петровском
- О чтении акафиста у раки
- XVIII век
- История постройки
- История постройки
Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе по своему убранству мог соперничать с соборами Московского Кремля.
Интерьер храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе расписан в 1876 году московским изографом А. С. Рогожкиным. Самые поздние же росписи относятся к началу 20 века. В 1900 году над интерьером церкви трудился архитектор И.Т. Барютин.
Сергиевский предел (южный) храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе. До революции храм по богатству внутреннего убранства и иконостасу мог соперничать с соборами Московского Кремля
Современники говорили о том, что по богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII в., храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля. Этот факт объясняется двумя причинами.
Во-первых, приход храма составляли в основном купцы, делавшие богатые пожертвования на него. В-вторых, церковь считалась центром старообрядчества, хотя и не считалась старообрядческой. Власти стремились приблизить старообрядцев к Православной Церкви.
Сергиева церковь по богатству внутреннего убранство соперничала с соборами Московского Кремля.
Сочетание этих двух факторов привело к тому, что Сергиев храм хорошо украшался. Это же относилось и к другим храмам, расположенным близко к местам размещения больших старообрядческих общин.
По этой же причине при храме в 1889 году освящено здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений. Помещение вмещало до 1 000 человек, и в нём пел один из лучших в Москве хор слепых.
Портрет кисти В.А. Серова, 1891, из коллекции И. А. Морозова. Будущий живописец Константин Коровин крещён в 1861 году в Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе
В 1861 году в Сергиевой церкви крестили будущего живописца Константина Коровина. Его дед — валдайский ямщик переселился в своё время жить в Москву на Рогожку. Дом Коровин и слободской храм часто посещал их дальний родственник, сын калужского купца И. М. Прянишников, также известный русский художник.
Интересные факты
- 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем». В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
- 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
- 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
- Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.
Волонтерам и трудникам
Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.
Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.
Требования к волонтерам:
– православное вероисповедание;
– трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе.
При себе иметь:
– паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку.
Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.
XXI век
В новое тысячелетие храм преподобного Сергия вошел с воссозданной колокольней. Решение о ее восстановлении было принято в начале 2000 года. Над возобновлением звона трудился И. В. Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей. Проект выполнялся методом стереофотограмметрии по фотографии из альбома Найденова. Метод позволил с точностью до нескольких сантиметров восстановить размеры и формы колокольни. Воссоздан также весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового: 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и 0,5 пудов. По завершении работ 15 декабря 2001 года на колокольне был установлен крест с четырьмя растяжками.
Первый звон в стопудовый колокол состоялся на всенощном бдении на Крещение Господне 2002 года. Колокола весом 50 и 25 пудов были изготовлены и доставлены в храм весной 2002 года. 5 апреля 2002 года состоялось освящение колоколов на колокольне. Первый звон во все колокола прозвучал на Благовещение 2002 года.
В 2010 году настоятелем храма назначен протоиерей Александр Абрамов. В том же году было совершено малое освящение придела Всех святых, в земле Русской просиявших. Началась (и продолжается) научная реставрация облика храма и его святынь. В 2013 году новое убранство получил Серафимовский придел: росписи алтарной части выполнила Ирина Зарон, алтарную преграду — Сергей Антонов. В 2014 году завершились работы по перевеске колоколов, золочению глав колокольни и храма.
В чем помогает молитва к прп. Сергию
Сергий Радонежский с житием в 24 клеймах и «Сказанием о Мамаевом побоище»
По молитвам к преподобному Сергию было явлено множество чудес. Верующие обращаются к любимому старцу в различных нуждах и скорбях. И по их вере многое дается им. Чаще всего к святому возносят молитвенные прошения:
- о помощи в учении и постижении различных наук;
- об исцелении от гордости и приобретении смирения;
- об уврачевании разнообразных недугов;
- о покровительстве детям и вдовам;
- о вспоможении в честных судебных разбирательствах, избавлении от ошибок и несправедливости судебной системы;
- как покровителя русского воинства просят о заступничестве в деле защиты государства и духовном содействии в укреплении боевого духа;
- как одного из покровителей Москвы о процветании и избавлении от всевозможных неурядиц.
Собор Сергия Радонежского в Высоко-Петровском
Старинный Собор Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре (Москва) – действующий православный храм на территории мужской обители. Адрес: ул. Петровка, 28, строение 9 (ближайшая станция метро — Трубная).
Из истории храма
Построили Собор в период с 1690 года по 1694 год. Сделали это по повелению молодого царя Петра I в благодарность за спасение в Троицкой лавре во время стрелецких волнений 1689 года. Напомним, что стрелецкий бунт возник в 1689 году в результате заговора против юного Петра I царевны-правительницы Софьи. С помощью оставшихся ему верными Семёновского и Преображенского полков Петру I удалось подавить бунт. После стрелецкого бунта 1689 года, когда Пётр I стал полноправным государем, он предпринял обширное строительство. По его приказу в 1690 году завершили возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семейства Нарышкиных. А через 3 года рядом построили упомянутый трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
В XIX веке
Серьезный ущерб Высоко-Петровскому монастырю, в том числе Собору, нанесли в 1812 году наполеоновские войска. Захватив монастырь, французские кавалеристы разорили и разгромили всё, что осталось в обители. Наряду с другими сооружениями пострадал и подвергся осквернению и Храм Сергия Радонежского.
Восстановление Собора
После победы в Отечественной войне 1812 года в последующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался. Восстановили и Собор Сергия Радонежского.
Краткое описание Собора
Первоначально Собор был одноглавым. После обновления в 1704-1706 гг. Собор приобрёл нынешний вид, превратившись в пятиглавый православный храм. В 1836 году в трапезной Собора устроили приделы Алексия Митрополита (левый) и Митрофания Воронежского (правый). Храм окружили открытой галереей на аркадах (гульбищем). Галерею соединили с корпусом монастырских келий. Храм соорудили на высоком подлёте. Он состоит из двухсветного пятиглавого четверика и прилегающей обширной трапезной. Купола увенчаны православными крестами.
Собор после 1917 года
В послереволюционное время, в 1924 году Собор с трапезной, как и много других храмов России, закрыли. В очередной раз его разграбили. Многие десятилетия после варварского разорения он бездействовал и подвергался разрушению.
В наши дни
Службы в храме возобновили лишь в 1992 году. Однако приделы Собора до сих пор пока окончательно не восстановили. Тем не менее – это действующий православный храм. Поныне в нём кропотливо ведут восстановительные работы.
Другие храмы и религиозно-культовые объекты монастыря
Ныне, кроме упомянутого Собора с трапезной, на территории обители расположены также:
- Собор Петра Митрополита Московского и всея Руси (1514-1517);
- Боголюбский Собор в Высоко-Петровском монастыре (1684);
- Церковь Петра и Павла в Высоко-Петровском монастыре (1753-1755,1914);
- Покровская Церковь в Высоко-Петровском монастыре (1694);
- Казанская Церковь в Высоко-Петровском монастыре (1905);
- Толгская Церковь в Высоко-Петровском монастыре (1744-1750);
- Палаты Нарышкиных в Высоко-Петровском монастыре (1690);
- Часовня Нарышкиных в Высоко-Петровском монастыре (конец XVII века).
Статус Собора
Старинный Собор Сергия Радонежского с трапезной – неотъемлемая часть единого историко-архитектурного ансамбля — Высоко-Петровский мужской монастырь (город Москва). Наряду с другими храмовыми сооружениями Собор является памятником истории и культуры и охраняется государством.
Возможно, Вас заинтересуют также:
Боголюбский Собор в Высоко-Петровском монастыре (Москва)
Богоявленский Собор в Богоявленском монастыре (Москва)
Количество просмотров: 36
О чтении акафиста у раки
Каждый новый день в Троицком храме начинается с общего братского молебна с акафистом преп. Сергию – в 5 (или в 5:30) утра.
Ежедневно с 08:30 до 20:30 совершаются молебны с акафистом у раки преподобного Сергия, игумена Радонежского. Начало молебнов в 08:30; 10:30; 12:30; 14:30; 16:30; 18:30.
В Троицком соборе можно подать только записки на молебен Радонежскому чудотворцу (за пожертвование). Другие требы можно заказать в Трапезном храме или Успенском соборе лавры.
Будучи в храме, можно самостоятельно вознести молитву великому угоднику Божьему. Святитель Иоанн Златоуст дает такой духовный совет: перед началом молитвы необходимо встать перед святым образом и закрыть глаза
Человек устроен суетно, поэтому лучше подождать, когда в душе наступит покой, чтобы со вниманием и благоговением обратиться к святому. Для создания особого духовного настроя вначале можно приложиться к святым мощам Радонежского чудотворца, а затем совершить молитву
Это может быть и каноническая молитва, и молитва своими словами. О последней святитель Феофан Затворник писал следующее:
XVIII век
Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Эта реконструкция не отражена в документах, однако известно, что 21 марта 1702 года был «выдан антиминс в церковь Преподобного Сергия Чудотворца, что в Белом городе у Трубы, в Старых Серебряниках. Взял диакон Стефан Алексеев». Антиминсы выдавались на вновь освящаемые престолы. Следовательно, можно с уверенностью считать, что незадолго до того строительство Предтеченского придела завершилось.
Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов.
В 1737 году в Окладных книгах Синодального казенного приказа церковь Сергия писалась по Никитскому сороку; дани и пошлин платила 1 рубль 44 копейки. В ведомости «О ветхостях московских церквей», составленной в 1747 году, сказано, что на «церкви Сергия Чудотворца на Tрубе на двух главах кресты покривились». Значит, в это время у церкви было две главы: вторая либо на предполагаемой колокольне, либо на пристроенном в 1701 году приделе Иоанна Предтечи.
Кроме покосившихся крестов, других повреждений в церкви не указано, однако через два года, 20 сентября 1749 года, следует указ Московской Синодальной конторы «церкви Сергия Чудотворца на Трубе священнику Семену Иванову с приходскими людьми о постройке вместо оной ветхой церкви каменной настоящей церкви с двумя приделами». Очевидно, это самая крупная переделка в истории храма преподобного Сергия в Крапивниках. После нее он приобрел планировку, близкую к современной: основной четверик надстроили вторым ярусом, а с северной стороны появился Никольский придел. Тогда же, очевидно, возвели и колокольню.
Любопытная деталь: на самом раннем из сохранившихся планов церкви 1770 года колокольня не показана. Тут мы имеем дело, скорее всего, с ошибкой. Известно, что в 1771 году в Москве свирепствовала эпидемия чумы, вследствие которой Сергиевский храм лишился и священника, и прихожан (в приходе осталось всего 6 дворов) и был приписан к церкви Знамения за Петровскими воротами. Храм несколько лет не действовал, никаких построек здесь не производилось, а на плане 1774 года он показан уже с колокольней. Значит, выстроили ее все-таки раньше, во время капитальной перестройки, инициированной указом 1749 года.
Верхний ярус храма, поставленный на первоначальном четверике, представляет собой невысокий четверик со срезанными углами, типичный для барокко середины XVIII века. Основные грани прорезаны окнами, промежуточные обработаны арочными нишами, углы — пилястрами. Этот надстроенный ярус напоминает небольшие церкви Высоко-Петровского монастыря: церковь Пахомия Великого над южными вратами, выходящими в Крапивенский переулок (построена в 1753–1755 годах, когда в монастыре работал Д. В. Ухтомский), и церковь Толгской иконы Божией Матери (построена в 1744–1750 годах, когда в монастыре работал И. Ф. Мичурин).
Учитывая, что Д. В. Ухтомский был с 1745 года архитектором полицмейстерской канцелярии и ведал всей застройкой и благоустройством Москвы, можно предположить, что проект перестройки нашего храма выполнил архитектор из команды Д. В. Ухтомского. Судя по планам, при перестройке была сохранена первоначальная планировка придела Иоанна Предтечи, апсида которого несколько отстоит от объема главной церкви, в то время как вновь выстроенный придел Николая Чудотворца поставлен вровень с центральной апсидой.
От XVIII века до нас дошло несколько планов церкви, но наиболее близким к истине следует признать план 1780 года, хранящийся в РГАДА. Этот план был, видимо, скопирован с упоминавшегося плана 1770 года, но затем сверен с натурой, о чем свидетельствуют внесенные исправления: отмечена колокольня и изменена конфигурация апсид главной церкви и Никольского придела.
История постройки
Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках был основан еще в 1591 году. Тогда он был деревянный и приходским для многочисленного населения слободы, которое в основном были или ремесленниками или служилыми людьми.
Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва
В дальнейшем история храма развивалась в таким образом:
- после пожара 1677 года началось строительство новой каменной церкви, которая была возведена к 1678 году;
- участие в строительстве и благоукрашении храма принимали активно князья Ухтомские, здесь была их семейная усыпальница и до сих пор сохранились могильные плиты с именами представителей этого княжеского рода;
- в начале XVIII века было построено два придела — Никольский и в честь пророка Иоанна Предтечи, а в середине этого же столетия под руководством архитектора Д. В. Ухтомского церковь Сергия Радонежского в Крапивниках была значительно перестроена и обрела тот вид, который имеет сейчас, именно в это время возвели колокольню.
В XVIII веке в истории храма началась черная полоса. В 1771 году Москву постигла эпидемия чумы. В Крапивниках население практически вымерло, осталось только шесть дворов, причт храма полностью погиб от болезни. После этого церковь приписали к Знаменскому храму.
Интересный факт! Новое бедствие постигло храм Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве в 1812 году, когда он был основательно разорен французами и на долгие годы его приписали к одному из московских храмов, т. е. он опять не имел своего самостоятельно причта.
В 1820-х годах встал вопрос о том, чтобы его разобрать, но этому решительно воспротивился митрополит Московский Филарет (Дроздов).
Благодаря святителю Филарету храм сохранился. Но самостоятельного прихода в нем не открывали. Монахи Пантелеимонова Русского монастыря на Афоне просили отдать им Сергиевский храм под подворья, но тот же святитель Филарет был против такой идеи, так как считал, что не место монахам-безмолвникам жить посреди шумного города. В 1870 году на храм претендовали сербы, также желавшие открыть здесь подворье своей поместной церкви.
Историческое фото церкви в начале ХХ века
Однако российское правительство не смогло отказать патриарху Константинопольскому Иоакиму III, который пользовался большим уважением среди православных народов, как искренний поборник веры. Поэтому храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в 1883 году был передан под подворье Константинопольского патриархата и на территории его были построены новые здания для размещения персонала.
Период разрушений
С таким статусом храм вошел в XX век. В его судьбе произошли решительные перемены с приходом к власти безбожного правительства:
- колокольню в 1920 году почти разрушили, разобрав два яруса;
- сам храм был закрыт в 1938 году;
- в 1960 — 70-х годах здесь размещались цеха завода по производству лезвий для коньков и креплений для лыж, а в оставшемся ярусе колокольни разместили трансформаторную будку.
Восстановление
Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках вернули верующим в 1991 году, тогда же сам патриарх Алексий II освятил главный престол храма в честь прп. Сергия Радонежского и с этого времени возобновилось в нем регулярные богослужения.
Богослужение в храме Сергия Радонежского
После того как храм был открыт в его истории произошло еще несколько знаковых событий.
- Восстановлена колокольня в 2001 году.
- Пристроено два придела в честь Всех Святых Русских и прп. Серафима Саровского (в 2010 и 2013 годах).
- Серафимовский придел церкви Сергия Радонежского в Крапивниках города Москвы расписан иконописцами.
В настоящее время храм является Патриаршим подворьем, т. е. непосредственно подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси.
Интересный факт! Сейчас несколько плит с погребений князей Ухтомских находятся рядом с Серафимовским приделом, всего их там четыре, датируются они XVII веком.
История постройки
Идейным вдохновителем воздвижения Божьего дома в этих местах был отец Владимир, который долгое время служил настоятелем собора в районе Переделкино. На территории массива Солнцево исторически никогда не было церковного сооружения. Потребность в храме местные жители ощутили еще со времен 90-х годов.
Храм преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве, Москва
- Мысль преподобного Владимира нашла отклик в сердцах многих людей, заинтересованных в воздвижении большого Божьего дома. Преподобный познакомился с ведущими предпринимателями округа и добился расположения в вопросе строительства и финансирования. Благодетели ясно понимали, что воздвижение храма не принесет большой выгоды, поэтому перебороли мысли о корысти и сделали необходимые вложения.
- Многие верующие думали о воздвижении собственной церкви, но постоянно откладывали начало работ на будущее. Православный народ предпринял решительные меры только после того, как эту местность едва не скупило баптистское сообщество, которое желало распространить свои убеждения по округе. С баптистами удалось договориться, им отдали клуб строителей. Православные же, наконец, решили начать воздвижение собственного храма в Солнцево.
- Закладной крест долгожданного храма установили в середине осени 2007 г., ритуал возглавлял архиепископ Алексий. С этого момента стали проводится еженедельные воскресные молебны. После того как тяжело заболел основатель-отец Владимир, местные бабушки поддержали его и стали самостоятельно проводить молитвенные акафисты во славу нового храма.
- Вскоре о собраниях на месте воздвижения без священника узнал владыка Александр, который благословил на здешние службы протоиерея Иоанна (Чуракова). Батюшка приобрел в Сергиевой Лавре аналойную икону святого Сергия. Этот лик стал основным для акафистов в течение первых лет воздвижения.
Интересно! Название для церкви выбирал преподобный Владимир, для которого святой Сергий стал главным духовником всей его жизни.
Воздвижение
Основные строительные работы начались спустя полтора года после заложения креста. Была огорожена территория, появилась специальная техника, вырыли котлован, сформировали бетонный фундамент, нижний ярус и основание первого этажа. После проводился чин закладки церкви, на ритуале присутствовал владыка Алексий и настоятели других храмов.
Интерьер нижнего храма церкви преподобного Сергия Радонежского
В основание Божьего дома опустили памятные письма и камни с символичными напоминаниями.
- Вскоре приобрели запрестольный образ, священные иконы, книги, подсвечники. Это позволило обустроить пространство и сделать его пригодным для служений.
- В 2010 г. на купол церкви установили православные кресты, ритуал освящения проводил епископ Кирилл. Присутствовало большое количество верующих людей, но стояли они за территорией стройплощадки.
- Началась отделка верхнего храма, в нижнем установили жертвенник, иконостас и святой престол. Рабочие отштукатурили стены, монтировали сейф, куда положили священные сосуды, в подклете залили бетонный пол. Община продолжала совершать богослужения несмотря на то, что застройщики запрещали находится людям в еще не готовом здании.
- В том же 2010 г. на колокольню при помощи крана установили колокола. Чин освящения этой части храма прошел в конце осени. С этого момента началась полноценная церковная жизнь Сергиевской церкви, народ услышал язык колокола. На следующее утро прошла Божественная литургия. Отец Владимир приехал из больницы и вышел к людям только под конец молебна. Владыка Арсений прислал сюда настоятелем батюшку Алексия.
На заметку! Общая площадь здания составляет 1800 м2, финансированием воздвижения занимались православные прихожане и некоторые благотворительные предприятия.
Храм преподобного Сергия создавался в византийском стиле, довольно популярном в церковной архитектуре. Первый дополнительный придел освящен во славу князя А. Невского, второй — в честь Ксении Петербуржской, на первом же ярусе находится и крестильня.