Храм иконы божией матери «неопалимая купина» на мичуринском проспекте
Содержание:
- Храмы во имя иконы Богородицы Неопалимая Купина
- Икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина. Событие праздника
- Молитва иконе Неопалимая купина
- Неопалимая Купина. Народные традиции праздника
- История
- История
- Неопалимая купина в природе
- ЯНВАРЬ 2020 г.
- Иконы Неопалимая Купина
- Душеполезное слово на праздник явления иконы Неопалимая Купина
Храмы во имя иконы Богородицы Неопалимая Купина
В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в современном Египте (т.е. на месте библейской горы Хорив) почитается куст, по преданию считающийся неопалимой купиной. В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить здесь капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем находится часовня «Неопалимой Купины».
На территории монастыря Святой Екатерины растет Неопалимая купина — единственный куст терновника такого рода на всем Синайском полуострове
По указанию царицы, куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти и дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.
Согласно древней традиции, паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, некоторые размещенные в ней иконы посвящены событиям праздника.
Об этой часовне и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия (Эгерия):
«Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски… А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина».
В честь праздника иконы Неопалимой купины освящен придел храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках в Москве. Церковь построена между 1649 и 1652 гг. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625 г. как церковь на Старом посольском дворе, за Тверскими воротами на земле Новой слободы. В 1648 г. деревянная церковь сгорела, после этого была выстроена каменная. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров. Церковь стала одним из последних шатровых храмов, построенных на Руси, в виду запрещения Патриархом Никоном в 1653 году их строительства. Придел «Неопалимой Купины» находится с северной стороны храма и построен одновременно с церковью и шатровой колокольней. После закрытия храма в 1938 г. в нем долгое время располагались конторы, затем репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». После реставрации в 1990 г. храм возвращен верующим.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве
Икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина. Событие праздника
Название «Неопалимая Купина» указывает на событие Ветхого Завета, когда Господь призвал св. пророка Моисея на служение народу Израиля, обратившись к нему из пламени горящей, но несгораемой купины (т.е. кустарника), которую св. пророк обрел у подножия горы Хорива:
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх. 3, 1-10).
Моисей перед Неопалимой Купиной. Византийская мозаика из монастыря св. Екатерины на Синае, VI в.
По святоотеческому толкованию, здесь явился прообраз Пресвятой Богородицы, от Которой родился Господь наш Исус Христос, не опаливши Ее огнем Своего Божества: горящая, но несгорающая купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого, при котором Она, став Матерью, осталась Девой. Можно придать еще и другое объяснение прообразу: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной никакому греху, но всегда жила в совершенстве добродетельной и непорочной жизнью.
Молитва иконе Неопалимая купина
Тропарь, глас 4Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.
Ин тропарь, глас той жеВ купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.
Кондак, глас 8Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая КупинаО, Пресвятая и Преблагословенная Мати cладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.
Неопалимая Купина. Народные традиции праздника
На Руси в праздник Неопалимой Купины по деревенским церквам служили молебны — общие и заказные. Крестьяне верили, что этими молебнами ограждаются не только их хаты и гумна от огня-пожара, но и сами они вместе со всей «скотинкой-животинкой» — от огня-молнии. Помогает, по народному поверью, икона Богородицы Неопалимая Купина и во время самого пожара: если с верою поднимать ее к пылающему зданию, то она отводит огонь от соседних построек.
Во многих местностях в этот день совершались крестные ходы вокруг деревень. «Огню не верь», — говорит седая народная мудрость, — «от него только одна матушка Купина Неопалимая спасает!», «Огню Бог волю дал!», «Не топора бойся, а огня!», «Солома да дерево с огнем не дружатся!», «Не с огнем соваться к пожару!», «Огонь — не вода, пожитки не всплывают!».
История
Так называемая «Программа-200» в Москве, предполагающая появление храмов там, где они или утрачены, либо их вовсе не было, пока крайне далека от завершения. Лишь 25 новых церквей достроены окончательно, еще в 84 временных идут службы. Среди последних – Владимирская (посвящена Крестителю Руси) на Мичуринском проспекте, где постройка капитального здания лишь начата.
Непростая история Очаково
Разумеется, так было не всегда. Очаково ранее было небольшим подмосковным селом, принадлежавшим соратнику князя Димитрия Донского, Д.Боброк-Волынскому, позже здесь были боярские вотчины разных владельцев. Разумеется, православные не могли прожить без богослужения, так что церкви здесь были всегда. Установлено, что местные церкви посвящались:
- Похвале Пресвятой Богородицы (деревянная, скорее всего, сожжена французами в 1812 г.)
- свт. Димитрию Ростовскому;
- наконец, была также церковь Святой Троицы.
Как Дмитриевский, так и Троицкий храмы закрыты с 1930-х.
Интересный фактС 1990-х здание совершенно разоренного Дмитриевского удалось вернуть. До 2015 г. он был единственным на все 126-тысячное население столичного района.
От временного к постоянному
Вот основные вехи истории очень молодой пока общины будущей церкви Неопалимой Купины
- 22 марта 2014 г., когда определилось место будущего здания, отслужен первый молебен с пением акафиста Пречистой Богородице;
- лишь через год удалось выстроить временный деревянный храм; егоосвятил епископ Выборгский и Приозерский Игнатий;
- до 2019 г. шла разработка проекта, его согласование с властями;
- к марту 2021 г. началась заливка фундамента.
Каким он будет?
Проект храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
Согласно уже утвержденному проекту, на Мичуринском появится белокаменная церковь с шатровой колокольней, как строили зодчиеXVII в.
Как сейчас живет приход?
Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
Несмотря на сложности строительства, при церкви сложилась дружная, довольно большая община. Между тем, церковь св. Владимира не всегда может вместить желающих.
По словам часто бывающей здесь москвички Ирины, это:
Но людей это не останавливает.
Сейчас на приходе:
- работает детская воскресная школа с профессиональным педагогом;
- прихожане, все желающие собираются вместе на просветительские лекции, которые проходят на втором этаже небольшого здания, где устроен специальный зал;
- действуют курсы церковно-славянского языка;
- выходит небольшая газета «Приходской листок»; на ее страницах – духовные советы священников, проповеди на праздничные, воскресные дни, рассказы православных писателей;
- верующие помогают бездомным; для этого в трапезной сами готовят еду для раздачи – каждый четверг.
На приходе собирают вещи для малоимущих, инвалидов; страница церкви из социальной сети сообщает:
А еще среди прихожан нашлись художники-профессионалы. Так удалось открыть собственную мастерскую иконописи. Рукописные образы, создаваемые здесь, украшают уже многие церкви столицы, а также других городов страны.
Знающие этот приход говорят о храме много хорошего, отмечая внимательность, душевность священников, теплую атмосферу.
Прихожанин Алексей говорит:
Святыни
Ныне главная святыня – образ Пречистой Неопалимая Купина. Иконописцы-прихожане трудятся над созданием рукописных икон для временной церкви, на что собираются пожертвования.
Расписание работы и богослужений
По воскресным дням, праздникам службы проходят с 9 и 16 ч. По другим дням недели богослужений нет, кроме вторника, когда служба также начинается с 8 ч. Молебны служатся по воскресеньям, до литургии, с 8 ч.
Адрес: Мичуринский проспект, 15.
Престольный праздник
Он приходится на 17 сентября. Обычно совершается архиерейская служба, а накануне – бдение. Так было и в 2020 г., когда епископ Павлово-Посадский Фома не только совершил литургию, но вместе с духовенством побывал на стройке, помолившись о Божией помощи для этого непростого дела.
Некоторые опасаются, что после появления большого здания может быть вдруг потеряна теплота, «домашность» этого прихода. Вот как говорит об этом один из пользователей интернета, часто здесь бывающий:Никакого лишнего изыска. Все с теплотой, добром.Жаль, что снова рядом будут воздвигать что-то монументальное. Но, поживем увидим, может новый храм будет неплох А пока он строится, идет другая, может даже более важная работа: созидание душ людей.
Наталья Сазонова
История
Как город, Сосновый Бор существует с 1973 г. До этого на его месте были две деревни, Устье и Старые Калищи. Безусловно, существовали в этих местах церкви, например, Благовещенская в Калишах, известная с конца XVIII в., при которой даже было две приходские школы.
Новая жизнь этих мест началась с конца 1950-х: сначала со строительства крупного предприятия, комбината «Радон», затем (1962) – филиала Института атомной энергии им. Курчатова. Наконец, с 1973 г. появилась Ленинградская атомная электростанция, тогда же Сосновый Бор, до того бывший рабочим поселком, стал городом атомщиков.
До 1990-х не было даже речи о какой-либо религиозной жизни здесь, близ объекта стратегического для страны назначения. Так что первая община верующих зарегистрирована только в 1990 г. Тогда это было всего 26 человек, причем преобладала интеллигенция.Однако уже к началу 2000-хколичество постоянно посещающих службы достигло 300 человек. Если первоначально богослужения проходили в молитвенном доме, то с 1997 г., по получении разрешения властей, началось строительство храма. Оно шло крайне сложно из-за недостатка средств.
С 1998 г. стройка остановилась из-за миллионных долгов. Настоятель обратился тогда к жителям города через газету:
И, хотя кружки для пожертвований установили во многих местах Соснового Бора, людям, задавленным финансовыми проблемами 1990-х, собрать средства так и не удалось. До 2001 г. возведение церкви пришлось приостановить. Только с 2001 г., благодаря крупным пожертвованиям благотворителей (одним из них была Ленинградская АЭС), удалось возобновить работы, на которые, однако, ушло еще 5 лет.
1
Января
2006 года
Начались регулярные богослужения, но великое освящение этой церкви произошло спустя еще более 8 лет, 31 августа 2014 г.
К этому времени (с 2011 г.) храм уже имел статус городского собора.
Сейчас на приходе:
- работает библиотека, создание которой началось еще с 1991 г. силами самих верующих;
- открыты две воскресные школы, для детей и взрослых прихожан;
- действует клуб молодежи «Ковчег»;
- работает социальная служба.
Неопалимая купина в природе
«Неопалимую купину» (в современном понятии) называют также диктамнусом и ясенцем. Научное название Dictamnus произошло в результате слияния греческих слов — thamnos — «куст» и названия одной из критских гор — Dicte. Ясенцем этот цветок прозвали за схожесть его листвы с листьями ясеня, а вот «неопалимой купиной» стали называть из-за необычных свойств. Плоды его содержат в большом количестве эфирные масла, выделяющиеся в период созревания семян.
Растение ясенец (неопалимая купина)Ясенец
Есть сведения о том, что если в жаркий солнечный безветренный день к ясенцу поднести зажжённую спичку, то над ним вспыхнет пламя, само же растение будет оставаться среди огня невредимым. Отсюда и пошло народное название этих растений — «неопали́мая купина». Однако предположение, что это растение соответствует несгорающему «терновому кусту» из Ветхого Завета (Исх. 3:2), не оправдано, так как ясенец не имеет колючек и потому, по природе своей, не соответствует должным образом Библейскому повествованию.
ЯНВАРЬ 2020 г.
ДАТА | БОГОСЛУЖЕНИЕ | ВРЕМЯ | ПРАЗДНОВАНИЕ |
3 |
УТРЕНЯ, |
8.00 |
МЦ. ИУЛИАНИИ И |
4 |
УТРЕНЯ, ВСЕНОЩН. |
8.00 16.00 |
СУББОТА |
5 |
МОЛЕБЕН ЛИТУРГИЯ |
8.00 9.00 |
НЕДЕЛЯ МУЧЕНИКОВ, СВТ. ФЕОКТИСТА, ЕП. |
6 |
ЦАРСКИЕ ЛИТУРГИЯ ВСЕНОЩН. |
7.30 8.00 16.00 |
НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПРМЦ. ЕВГЕНИИИ. |
7 |
ЛИТУРГИЯ ВЕЛИКАЯ |
23.30 16.00 |
РОЖДЕСТВО |
11 |
УТРЕНЯ, ВСЕНОЩН. |
8.00 16.00 |
СУББОТА МУЧЕНИКОВ |
12 |
МОЛЕБЕН ЛИТУРГИЯ |
8.00 9.00 |
НЕДЕЛЯ ПРАВВ. |
14 |
УТРЕНЯ, |
8.00 |
ОБРЕЗАНИЕ СВТ. АРХИЕП. |
17 |
ЦАРСКИЕ ЛИТУРГИИ |
8.00 |
СОБОР |
18 |
ЛИТУРГИЯ ВЕЛИКОЕ ВСЕНОЩНОЕ |
8.00 16.00 |
НАВЕЧЕРИЕ СЩМЧ. И |
19 |
ЛИТУРГИЯ ВАС. ВЕЛИКОЕ |
8.30 |
БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ |
22 |
УТРЕНЯ, |
8.00 |
СВТ. ПРП. |
24 |
УТРЕНЯ, |
8.00 |
ПРП. |
25 |
УТРЕНЯ, ВСЕНОЩН. |
8.00 16.00 |
СУББОТА МЦ. СВТ. |
26 |
МОЛЕБЕН ЛИТУРГИЯ |
8.00 9.00 |
НЕДЕЛЯ МЧЧ. ПРП. |
29 |
УТРЕНЯ, |
8.00 |
ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВ. МАКСИМА |
31 |
УТРЕНЯ, |
8.00 |
СВТТ. АФАНАСИЯ |
Иконы Неопалимая Купина
Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и установлена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. По преданию, икона была написана на камне той скалы, где Моисей видел чудесный несгораемый куст. В середине XVI века возникла символико-аллегорическая композиция иконы «Неопалимая Купина», и с того времени стала одной из самых распространенных в России чудотворных икон Богоматери, почитавшейся как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара.
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» — одна из самых многогранных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, раскрывающихся далее в сюжетах, которые представлены по краям иконы.
Богоматерь Неопалимая Купина. Россия, Палех, 1830-50 гг.
Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения или Оранты) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним. Позднее, уже в XVI в., сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа.
Богоматерь Неопалимая Купина с избранными святыми на полях. Третья четверть XIX века, Нижний Тагил
Центр композиции — овальный медальон с изображением Богоматери — Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, как с Лествицей, проложившей путь в небеса. Изображение палаты символизирует дом Младенца Христа. Четыре зеленых луча обозначают саму купину, т.е. куст, четыре красных луча — красное пламя вокруг горящей купины.
Неопалимая Купина с другими образами Богоматери, праздниками и святыми. XIX век. Владимирские селаИкона Божьей Матери Неопалимая Купина. Гуслицы, сер. XIX векаИкона Богоматерь «Неопалимая Купина». XIX в. Из д. Коровниково Медвежьегорского района
В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Орел (Марк), Телец (Лука) и Лев (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Салафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. Вверху — Ветхий Денми, внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Исуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем — видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу — видение Исаии Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, — видение Иезекиилю затворенных врат, справа — Иакову — Лествицы с ангелами.
Душеполезное слово на праздник явления иконы Неопалимая Купина
Среди умножения стихийных природных бедствий, когда с глубокой скорбью узнаем о широкомасштабных лесных пожарах, о горящих домах в городах и поселках, все больше чувствуем нужду в молитвенном предстательстве Заступницы рода христианского. Но, как известно и из Св. Писания и из святоотеческих поучений, различные невзгоды и бедствия во многом случаются с нами по нашим прегрешениям, являя в себе призывы к покаянию и обращению от грехов. Подобные примеры находим у свт. Иоанна Златоустаго:
Братие, тяготу греховную отрясше от себе, воспрянем яко от сна тяжка, от беззаконий наших и соблазн, в них же погрязше, не можем возникнути, ни воззрети на высоту небесную. Но в беззакониях наших живуще, хощем вся дни своя скончати, в лености греховней пребывающе, и ласкосердием омрачивше сердца своя, не помышляюще казни Божия, яже по вся дни находят на ны за грехи наша. Овогда зноем, иногда же множеством дождя, иногда мразы студеными, овогда гладом и сланою, овогда мором, и многими болезньми, овогда ратьми частыми, и безчисленными напастьми, иногда пожаром, таковыми бо искушении Бог наказуя ны обращает к Себе, и казни на ны посылает временныя, хотя ны избавити вечныя муки.
Тако глаголет Господь, призовете Мя, и Аз не послушаю вас. Взыщут Мене злии, но не обрящут, не восхотеша бо ходити путем Моим, но уклонишася в след лукавых бесов, и сотвориша волю их, еже есть, блуд и прелюбодеяние, зависть, лжа, татьбы, клеветы, братоненавидение, осуждение, гневодержание, злопомнение, грабление насильное, и прочия злые детели. Того бо ради затворяется небо: овогда же зле отверзается, град в дождя место пущая, а овогда сланою плоды узнобляя, овогда же землю сушею томя, наших деля злоб.
Но аще сих предреченных всех злоб отвержемся, то яко чадом Своим, подаст нам вся прошения наша, их же требуем.
(«Златоуст», сл. 88-е).