Храм артемиды эфесской

Устройство второго храма

Второй храм, построенный на месте первого, по сути был не восстановленным святилищем, а совсем новым зданием. Размеры его тоже стали больше. Проект был создан примерно в 550 году до н. э. Через два века его завершили архитекторы Деметрий и Пеоний. Начали же строительство архитектор Херсифрон и его сын Метаген.

Второй храм Артемиды в Эфесе был, предположительно, самым первым греческим храмом, который был возведён из мрамора.

С выбором именно этого материала была связана интересная легенда. Именно перед тем, как храм был воссоздан, эфесцы обнаружили рядом с городом собственные залежи мрамора. Но перед этим во время обсуждения строительства храма горожане хотели привезти материал из других мест, где были его месторождения.

В это же время пастух по имени Пиксодар пас своё стадо овец рядом с городом. Два барана затеяли драку, но, когда понеслись друг на друга, не столкнулись, разминувшись на пути. Одно из животных ударилось с силой рогами о скалу. Отколовшийся кусок был ослепительно белого цвета. Это был осколок мрамора. Пастух поспешил с находкой в город, и судьба древнего храма была решена. Здание решили возвести из мрамора, что начали добывать прямо рядом с Эфесом.

В центре храма находилась целла, внутреннее помещение, где непосредственно устанавливалась статуя божества. Ещё одним важным элементом сооружения стали колонны. Они возвышались на 13 метров и стояли в два ряда. В результате эти сооружения опоясывали храм и составляли церемониальный проход к самому святилищу. Многие колонны являлись сами по себе украшениями, ведь на них изображались прекрасные барельефы.

Предыдущий храм не сгинул бесследно. Раскопки показали, что самое первое здание было частично использовано для строительства нового. Так, археологи, изучая низ колонн, обнаружили, что они и правда раньше стояли в разрушенном святилище. Каждая колонна была изменена так, чтобы подходить под второй храм. Поэтому даже писатели древности не знали об этом.

Эфес быстро прославился благодаря этому великолепному храму. Святилище стало достопримечательностью, куда стекались все гости города. И это были не только путешественники и купцы. Правители других государств тоже посещали храм, подносили в качестве даров драгоценности и товары. В некоторых текстах упоминается, что здание также служило и убежищем. Там можно было укрыться от преследования или наказания.

Храм в реконструкции.

Местонахождение и история первого храма

Храм располагался недалеко от древнего города Эфес, примерно в 75 километрах к югу от современного города Измир, Турция. В настоящее время это окраина города Сельчук.

В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма в Эфесе последовательно существовали три святилища (теменоса):

  • VIII века до н. э.;
  • середины VII века до н. э.;
  • небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16×31 м.

Точную дату сооружения первого святилища сложно оценить. Древнегреческий писатель и географ Павсаний (II век н. э.) полагал, что этот теменос старше знаменитого оракула Аполлона в Дидиме, сооружённого примерно в VII веке до н. э.. По оценке Павсания, доионическими жителями Эфеса были лелеги и лидийцы. Александрийский учёный и поэт Каллимах в своём «Гимне Артемиде» приписывал сооружение теменоса в Эфесе амазонкам, которые поклонялись Артемиде как своей покровительнице. Павсаний цитировал поэмы Пиндара, который утверждал, что основатели храма-амазонки были связаны с осадой Афин, но сам Павсаний, в отличие от Тацита, считал, что храм (теменос) появился раньше амазонок.

Современные археологические раскопки не подтвердили существования амазонок, упомянутых Каллимахом, но не противоречат утверждениям Павсания о древности этого места. Раскопки, которые в этом месте перед Первой мировой войной вёл британский археолог Дэвид Хогарт, позволяют идентифицировать остатки трёх последовательно сооружавшихся храмовых зданий. Раскопки 1987-88 гг. подтвердили, что на этом месте ещё в бронзовом веке находился храм с глиняным полом, сооружённый во второй половине VIII века до нашей эры. Храм в Эфесе представлял собой пример периферийного храма на побережье Малой Азии и, возможно, был самым ранним греческим храмом — периптером. Этот храм был разрушен наводнением в VII веке до н. э., которое насыпало над первоначальным глиняным полом слой песка и обломков толщиной более полуметра. Среди обломков были найдены фрагменты барельефа с изображением грифонов и Древа Жизни, по всей видимости, из северной Сирии, а также просверленные слитки янтаря эллиптического сечения. Вероятно, это были украшения ксоана эфесской богини, уничтоженного при наводнении. По оценке А.Баммера, хотя место храма подвергалось затоплению и в период между VIII и VI веками до н. э. было засыпано 2-метровым слоем иловых отложений, а с VI по IV века до н. э. — новым слоем в 2,4 метра, дальнейшее использование этого места «указывает на то, что сохранение идентичности фактического расположения сыграло важную роль в сакральной организации».

Гераклит Эфесский (VI—V века до н. э.) посвятил храму Артемиды свой труд «О природе».

Где находится храм Артемиды

Как уже упоминалось выше, храм находится на окраине города Сельчук, это в 20 километрах от курорта Кушадасы, на юге Измира.

Добраться сюда лучше всего на маршрутке-долмуше. Проезд стоит всего 5 лир. Нужно доехать до поворота с указателем «Эфес».

Посетителям. Вход на территорию древнего города бесплатный. Экскурсовод вам не понадобится, рядом с колонной есть табличка со всей информации. Осмотр самой достопримечательности не займёт и 20 минут. Но вы можете погулять рядом и осмотреть заодно отреставрированный Эфес. Можно увидеть Большой театр, дома знатных людей, библиотеку, базилику, рыночную площадь, библиотеку и римский театр.

Храм Артемиды, несомненно, стоит того, чтобы его посетить. Ведь увидеть хоть раз в жизни уцелевшие чудеса света должен каждый.

Достопримечательности Эфеса

В античный город приезжают, в основном, любители истории. В прошлом он вмещал в себя до 250 тысяч человек. На протяжении веков над городом стремились обрести власть римляне, персы, лидийцы. Однако ему удалось сохранить некоторую свободу и самоуправление. Эфес прославился, как религиозный центр не только у античных народов. В период распространения христианства он являлся главным центром во всей Греции.

Эфес на карте Турции на русском языке

Интересно знать! Согласно легенде, Эфес был основан сыном афинского правителя Андроклом, влюбившемся в амазонку. Звали ее Эфисия, соответственно, в честь ее и назван город.

На сегодняшний день, Эфес один из самых масштабных исторических комплексов. У него есть 2 входа, но удобнее идти нижней дорогой для осмотра исторических ценностей.

Вход на территорию Эфеса платный, билеты приобретают в кассе самообслуживания. Стоимость билета составляет 30 лир*. Дополнительно придется заплатить по 5 лир* за вход на террасы, в музей археологии и за посещение Базилики Святого Иоанна.

Часы работы музея:

  • 8:30 – 19:00 с апреля по октябрь;
  • 8:30 – 17:00 с ноября по март.

Храм Артемиды в Эфесе

Описание всех достопримечательностей города начинается именно с него, ведь это 3 чудо света. Храм был возведен 27 веков назад в честь Древнегреческой богини Артемиды Эфесской. Ей поклонялись как богине процветания, плодородия.

До наших дней храму сохраниться не удалось, остались руины и реконструкции, созданные по находкам археологов. Величественное сооружение было уничтожено целых два раза:

  • его сжег Герострат, лишь для того, чтобы оставить свое имя в веках;
  • в 260-е гг. храм разграбили готы.

После первого разрушения желание восстановить храм изъявил сам Александр Македонский. Он выделил на это собственные деньги. Все пропорции и размеры сохранили. В высоту он простирался на 18 метров, длиной был более 100 м. Храм стоял на 127 колоннах. На сегодняшний день от него осталась лишь 1 колонна, та самая, что осталась от пожара Герострата.

Руины Храма Артемиды

Дом Святой Девы Марии

Одна из главных христианских достопримечательностей Турции расположена в Эфесе. Это место почитаемо христианами, так как согласно легенде Божья Матерь провела здесь последние годы жизни. Иоанн, чтобы защитить Деву Марию от преследований, привез ее в этот портовый город.

Сегодня отремонтированное здание привлекает не только последователей христианства, но и всех туристов. За домиком с церквушкой расположена стена желаний. Посетители здесь просят о помощи Божью Матерь и завязывают памятные ленточки на стене.

Это интересно! Дом Девы Марии любят посещать и местные мусульмане. Они поверили в его чудесную силу после лесного пожара. Выгорела вся местная территория, а дом остался нетронутым.

Амфитеатры Эфеса

Одеон (Булевтерий)

Одеон был построен во 2 в. до н. э. Театр имеет два уровня, разделенных на четыре секции. В древние времена малый театр использовался для заседаний Сената, вмещал в себя 5000 человек. В перерывах между выступлениями политиков здесь показывали спектакли, концерты, проводили религиозные церемонии.

Дом Девы Марии в Эфесе

Большой театр

В 3 веке до н. э. был возведен самый большой амфитеатр в регионе. Когда-то верхние ряды здания доходили до высоты 30 метров, сегодня лишь до 18. Трехъярусная постройка вмещала в себя 25 тысяч зрителей, наблюдавших бои гладиаторов, представления и концерты.

Библиотека Цельса

Здание было возведено в начале второго века, получило название в честь видного государственного деятеля – Тиберия Юлия Цельса. Библиотека стала хранилищем 12 тысяч свитков и усыпальницей Юлия Цельса. В постройке был также зал для лекций и подземный ход в публичный дом.

Готы сожгли дотла старое здание, остался только фасад. Двухэтажный фасад, украшенный скульптурами муз Мудрости, Добродетельности, Познания и Мысли — любимое место для фотосессий туристов.

  • Храм Домициана. Величественный в старые времена храм представляет на сегодняшний день несколько колонн и руины;
  • публичный дом. На пересечении улиц Мраморной и Куретов находился дом терпимости. При этом Мраморная дорога считалась частью священного пути к храму богини Артемиды. Рекламой данного заведения служил след от женской ноги. Он указывал нужное направление к дому;
  • террасные дома. Богатые дома горожан соединены между собой террасами. До наших дней сохранились даже полы, выложенные мозаикой. Снаружи древность оградили от любопытных глаз туристов: хочешь увидеть – плати. Чтобы посетить, придется заплатить дополнительную стоимость в 15 лир*. Выйдет чуть дешевле, если билет взять сразу на входе в Эфес;
  • фонтан Поллио. Скинувшись средствами, жители Эфеса возвели 6-ти метровый фонтан. Из нескольких мест вода наполняла резервуар на радость местного населения.

Музеи Греции и Италии

Многие старинные статуи из храма Артемиды были позже вывезены в музеи Греции и Италии, как стран, где эта богиня когда-то почиталась. И самая первая статуя, о которой стоит упомянуть – эта Артемида Эфесская, когда-то находившаяся в одном из Семи чудес света, в храме богини Артемиды Эфесской.

Храм со статуей, сделанной из чёрного дерева и украшенной драгоценностями, привлекал к себе всех гостей. В Эфесе был религиозным, торговым и делом центром.

Сама статуя храма не была похожа на обычные греческие скульптуры, гибкие, прекрасные и полные изящества. По некоторым текстам, она упала с небес. Артемида Эфесская обладала чёткими, прямыми линиями, отличалась застылостью. Ноги были крепко прижаты друг к другу. В результате получалась фигура, которая сужалась книзу.

Культ богини Артемиды Эфесской отличался от аналогичных в других районах Греции. Она была в первую очередь богиней плодородия, зверей, природы, покровительницей всего живого. Поэтому они изображалась многогрудой богиней. Артемида Эфесская имела на груди множество украшений, похожих на гроздья винограда, но многие историки считают их сосцами. Они указывают на плодовитость богини.

Сама статуя Артемиде была утрачена. Но её копия хранится в Национальном археологическом музее Неаполя, Италия.

Копия Артемиды Эфесской в Национальном археологическом музее Неаполя, Италия.

Самым большим музеем Греции по праву считается Национальный археологический музей Афин. Именно там находится прекрасная белоснежная скульптура Артемиды из паросского мрамора. Этот материал считался одним из самых совершенных сортов мрамора и добывался на острове Парос в Эгейском море. Сама скульптура датируется примерно 100 годом до н.э. и относится к эпохе эллинизма.

Скульптура тщательно проработана, ноги её расположены так, будто богиня куда-то идёт, буквально «летит» изящно над землёй, а её одежды развеваются. Большая часть статуи богине Артемиде сохранилась, но всё же часть рук отсутствует. Их сделали съёмными, а позже эти части тела оказались утеряны. Но Артемида по-прежнему поражает воображение, её лицо полно вдохновлённой красоты, а причёска из кос добавляет изящества.

Артемида из паросского мрамора, Национальный археологический музей Афин.

Статуя Артемиды в Национальном археологическом музее Афин вблизи.

В Археологическом музее г. Пирей, Греция хранятся одни из немногих оригинальных статуй греческих мастеров. Среди них – две бронзовые статуи Артемиды, принадлежащие к разным эпохам.

Бронзовый оригинал статуи Артемиды в Археологическом музее г. Пирей, Греция.

Вторая бронозовая Артемида в Археологическом музее г. Пирей, Греция.

Капитолийский музей в Риме, Артемида Эфесская.

Капитолийский музей в Риме. Фото копии Артемиды Эфесской в полный рост.

Капитолийский музей, Рим. IV до н.э. Бюст Артемиды.

Краткое описание храма

Артемисион охватывал огромное пространство

прямоугольник 110 на 55 метров. Окружали храм 127 восемнадцатиметровых колонн, стоявших в 9 рядов. Вход предваряли широкие ступени. Портик украшали красивые барельефы, а центральную часть храма опоясывали два ряда колонн с резными капителями.

После реконструкции храм стал местом собраний лучших умов того времени: ораторов, историков, жрецов и адвокатов.

Хранилище храма

Артемисион можно назвать величайшей сокровищницей и музеем античных мастеров. Ведь лучшие из них украсили его своими работами. Афинский скульптор Пракситель создал барельефы, мастер Скопас украсил колонны резьбой, художник Апеллес написал фрески и росписи.

Знатные гости из других государств приносили в дар храму красивые статуи, вазы и другие предметы искусства.

Но сокровищницей Артемисион являлся не только поэтому. Он был прообразом современных банков. И частные лица, и государства оставляли в храме на хранение свои деньги и драгоценности.

Одним из таких частных лиц был знаменитый полководец Ксенофонт. Перед отправлением в поход он оставил в храме свои деньги. До его возвращения жрецы могли распоряжаться ими по своему усмотрению, в случае же его гибели, деньги навсегда переходили Артемисиону. Но он вернулся с победой и в благодарность построил в Греции уменьшенную копию храма Артемиды.

Даже в более поздний период, когда Эфес стал римской провинцией, римляне чтили храм и называли его «сокровищницей Азии». Правда при них храм был не в честь богини Артемиды, а в честь римской богини охоты, Дианы.

Многие цари и государства оставляли в Артемисионе свои деньги, ведь несмотря на все войны, храм никто не рискнул разорить, а значит деньги в нём оставались в безопасности.

Справка! Во все времена храм Артемиды был защитой для всех, кто в нём укрывался, обеспечивая неприкосновенность даже преступникам и беглым рабам. Но для получения неприкосновенности человек должен был прийти в храм без оружия.

Второе разрушение

Артемисион был известен на весь мир. И в конце концов, эта известность сыграла с ним дурную шутку, сюда пришли племена готов. Римская империя на тот момент уже доживала последние дни, ни о какой защите границ не могло быть и речи. Готы напали на Эфес и разграбили храм.

Затем в Малой Азии распространилось христианство. Артемисион христианами воспринимался как языческое святилище, они относились к нему с пренебрежением. Византийские власти разрешали горожанам разрушать храм, забирая из него мраморные глыбы для строительства своих домов. Из обломков святилища была построена и византийская часовня, которая стоит и по сей день. Затем, когда в Стамбуле воздвигали Софийский Собор, из храма Артемиды взяли восемь колонн для его украшения.

Остатки бывшего великолепия поглотило болото, то самое, которое должно было защитить храм от землетрясений.

Сейчас на месте храма стоит одинокая отреставрированная ионическая колонна. Правда она на 4 метра меньше, чем в древности.

Эфесская Артемида

Леди Эфесская, 1 век нашей эры, Археологический музей Эфеса.

Гравюра XVIII века римской мраморной копии греческой копии утраченного геометрического периода xoanon

С греческой точки зрения Эфесская Артемида — отличительная форма их богини Артемиды . В греческом культе и мифе Артемида является близнецом Аполлона , девственной охотницы, которая вытеснила титана Селину как богиню Луны . В Эфесе богиня, которую греки связывали с Артемидой, почиталась в архаическом, доэллинском культовом изображении , вырезанном из дерева ( ксоанон ) и украшенном драгоценностями. Черты лица больше всего похожи на ближневосточных и египетских божеств и меньше всего на греческих. Тело и ноги заключены в сужении колонного , как термин , из которого торчит богиня нога. На монетах, отчеканенных в Эфесе, богиня носит фресковую корону (как городские стены), атрибут Кибелы как защитницы городов (см. Поло ).

Традиционная многогрудная интерпретация фонтана Дианы Эфесина XVI века , Вилла д’Эсте , Тиволи , Италия

Традиционная интерпретация овальных предметов, покрывающих верхнюю часть Эфесской Артемиды, заключается в том, что они представляют собой множественные груди, символизирующие ее плодородие. Эта интерпретация началась в поздней античности и привела к обозначению эфесской богини как Diana Efesia Multimammia и другим связанным описаниям. Эта интерпретация уходит корнями в христианские нападки Минуция Феликса и Иеронима на языческую народную религию, и современные ученые подвергают сомнению традиционную интерпретацию, согласно которой статуя изображает многогрудую богиню. Факты свидетельствуют о том, что овальные предметы вообще не предназначались для изображения части анатомии богини. В некоторых версиях статуи кожа богини была окрашена в черный цвет (вероятно, чтобы имитировать состаренное дерево оригинала), в то время как ее одежда и регалии, включая так называемые «груди», были оставлены неокрашенными или отлиты в разные цвета. . Роберт Флейшер предположил, что вместо грудей овальные предметы были украшениями, которые церемониально вешали на оригинальную деревянную статую (возможно, яйца или мошонки принесенных в жертву быков) и которые были включены в качестве резных деталей на более поздних копиях. «Грудь» Эфесской леди, как теперь выясняется, вероятно, была основана на каплях в форме янтарной тыквы, эллиптических в поперечном сечении и просверленных для подвешивания, которые были вновь обнаружены во время археологических раскопок 1987–1988 годов. Эти предметы остались на месте, где древняя деревянная статуя богини была захвачена наводнением 8-го века. Таким образом, эта форма украшений была разработана еще в геометрический период .

На монетах она опирается либо рукой на посох из переплетенных змей, либо на стопку уробороев , вечной змеи с хвостом во рту. По некоторым сведениям, госпожу Эфесскую посещали священники-евнухи, которых называли «Мегабизой»; это могло быть собственное имя или титул. Практика ритуального самоуничижения как квалификации для служения божеству обычно отождествляется с нищенствующими священниками Кибелы, евнухами, галли . Мегабизой Эфесской Артемиды помогали молодые девственницы ( кораи ).

Вотивная надпись, упомянутая Флоренс Мэри Беннетт, которая датируется, вероятно, 3-м веком до нашей эры, связывает Эфесскую Артемиду с Критом: «Целителю болезней, Аполлону, Подателю света смертным, Евтихий устроил вотивное приношение критской леди из Эфеса, Светоносной «.

Греческие обычаи синкретизма ассимилировали всех чужеземных богов в рамках той или иной формы олимпийского пантеона, знакомого им — в греческой интерпретации — и ясно, что в Эфесе отождествление с Артемидой, которое ионийские поселенцы сделали из «Эфесской госпожи», было тонким. . Тем не менее, более поздние греки и римляне отождествляли ее как с Артемидой, так и с Дианой, а в древнем Риме существовала традиция, отождествлявшая ее и с богиней Исидой.

Христианский подход расходился с синкретическим подходом язычников к чужим богам. Христианская надпись в Эфесе подсказывает, почему на этом месте так мало осталось:

Утверждение, что ефесяне думали, что их культовый образ упал с неба, хотя это был известный миф о происхождении в других местах, известно только в Эфесе из Деяний 19:35:

Линн ЛиДонничи отмечает, что современные ученые, вероятно, будут больше озабочены происхождением Эфесской леди и ее иконологией, чем ее приверженцы в любой момент времени, и склонны создавать синтетическое описание Эфесской леди, собирая воедино документы, которые насчитывает более тысячелетия своего происхождения, создавая фальсифицированную, единую картину, как неизменную икону.

История

Храм был воздвигнут в честь богини Афродиты, которая по преданию была сестрой-близнецом Аполлона. Его строительство началось в первой половине 6 века до н.э. Проект храма разработал архитектор Херсифрон из Кносса, средства на постройку дал лидийский царь Крёз. Огромное сооружение строилось около 100 лет.

В 356 году до н. э. храм был сожжен Геростратом и поэтому мы мало что знаем о его внутреннем убранстве. Зато как он выглядел внешне, имеется полное представление, ведь в началу III в. до н. э. была возведена точная копия храма Артемиды, лишь ступенчатое основание отличало его от оригинала. Средства на постройку выделил сам Александр Македонский. Архитектором стал Александр Дейнократ.

Где находится храм Артемиды и как до него добраться?

Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов. В XX веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.

Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.

Осмотр достопримечательности занимает 15 — 20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.

Особенности культа Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской хоть и был самым важным и известным храмом, но культ богини в этом городе сильно отличался от традиций в остальных местах. Это было видно и в статуе Артемиды, в которой не было привычной пластики и изящества греческих скульптур. Зато она больше показывала Диану как покровительницу плодородия и родовспомогательницу.

Артемида изображалась в виде архаического идола, так называемого ксоана. Такие идолы изначально были больше похожи на простой деревянный стол. Статуя Артемиды Эфесской тоже отличалась ровными линиями, её ноги были соединены, руки по локоть прижаты к телу. Получалась сужающаяся книзу фигура.

Национальный археологический музей Неаполя, Италия. Артемида Эфесская, копия.

Но самое интересное – украшения на груди богини. Они похожи на гроздья винограда, но, по некоторым теориям, на самом деле это сосцы богини. Такой элемент указывает на её плодовитость и соответствующую функцию.

Литература

  • Комментарий Г. А. Тароняна в кн.: Плиний Старший. Естествознание: Об искусстве. М.: Ладомир. 1994. С. 762—767.
  • Arnold, Irene Ringwood. Festivals of Ephesus (англ.) // American Journal of Archaeology (англ.)русск. : journal. — 1972. — Vol. 77, no. 1. — P. 17—22.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 1890—1907.
  • LiDonnici, Lynn R. The Images of Artemis Ephesia and Greco-Roman Worship: A Reconsideration (англ.) // Harvard Theological Review (англ.)русск. : journal. — 1992. — Vol. 85, no. 4. — P. 389—415.
  • Rodríguez Moya, Inmaculada, and Víctor Mínguez. 2017. The Seven Ancient Wonders In the Early Modern World. New York: Routledge.
  • Romer, John, and Elizabeth Romer. 1995. The Seven Wonders of the World: A History of the Modern Imagination. 1st American ed. New York: Henry Holt.

Храм Артемиды Эфесской на карте Турции

История

Храм был воздвигнут в честь богини Афродиты, которая по преданию была сестрой-близнецом Аполлона. Его строительство началось в первой половине 6 века до н.э. Проект храма разработал архитектор Херсифрон из Кносса, средства на постройку дал лидийский царь Крёз. Огромное сооружение строилось около 100 лет.

В 356 году до н. э. храм был сожжен Геростратом и поэтому мы мало что знаем о его внутреннем убранстве. Зато как он выглядел внешне, имеется полное представление, ведь в началу III в. до н. э. была возведена точная копия храма Артемиды, лишь ступенчатое основание отличало его от оригинала. Средства на постройку выделил сам Александр Македонский. Архитектором стал Александр Дейнократ.

Размеры храма были 105 на 52 метра, крыша держалась на 127 колоннах высотой 18 м. Внутри он был украшен картинами и статуями самых лучших художников того времени. Но, конечно, главной была огромная статуя Артемиды, сделанная из золота и слоновой кости. В то время храм являлся не только религиозным местом, но и неким подобием античного банковского учреждения, а позже деловым и финансовым центром.

В 263 году храм был разграблен готами, а через 128 лет был разрушен по приказу императора Феодосия I, который был христианином и не хотел видеть памятник языческим богам. После этого здесь стояла церковь, но и она затем канула в лету.

Многие столетия это место было всеми забыто, пока 31 октября 1869 года английский археолог Вуду не наткнулся на следы крупнейшего храма античности. Для этого рабочим пришлось вырыть котлован глубиной в 20 шагов, шириной в 300 футов и длиной – 500. Многие десятилетия велись раскопки и в настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Как добраться до храма Артемиды

Храм расположен в непосредственной близости от города Сельчук и в 20 км от Кушадасы. Проще всего добраться сначала до автовокзала в городе Кушадасы, а там пересесть на долмуш до Сельчука, который также прибывает на автовокзал. Оттуда легко дойти до места пешком минут за 8-10.

Точный адрес: Artemis Tapınağı, 35920, Selçuk, Izmir.

Стоимость посещения: бесплатно.

Для осмотра развалин достаточно 10-15 минут.

Историческая информация

Храм был построен между 550 и 460 годами до н. э. по проекту Херсифрона из Кносса на Крите. Работа над ним продолжалась более 100 лет. В результате эфесцы в своем сооружении превзошли все прочие культовые строения того времени, выполненные из мрамора.

Храм Артемисиона, как его называли в Эфесе, был построен на болотистой местности, так как в Эфесе нередко происходили землетрясения, а пружинистый болотистый грунт должен был немного отражать эти колебания. Для укрепления фундамента Херсифрон распорядился засыпать котлован для фундамента древесным углем и хлопком.

За более чем вековую историю возведения храма в его строительстве принимали участие все государства и города Малой Азии. Неудивительно, что после завершения работ величественный и изящный храм, декорированный лепкой и скульптурами самых известных мастеров своего времени, вызывал удивление и восторг у всех, кто его видел. Пока однажды ночью в 356 году до н. э. Храм Артемиды не был подожжен. На преступление пошел гражданин Эфеса, пожелавший прославиться на века. В официальных документах он был назван «один безумец». Имя же этого человека с этих пор стало нарицательным — Герострат.

Обломки колонн ,  simonjenkins’ photos

В начале III  в. до н. э. Храм Артемиды был построен заново. Средства на его возведение выделил Александр Македонский. Сооружение возвели по первоначальному проекту, но подняли на высокое основание.

В 263 г. Храм Артемиды разорили готы. Местные жители начали мародерствовать, срывая мраморную облицовку здания. Колонны начали падать, их обломки тонули в болоте, на котором святилище было построено.

В XVI в. Эфес, большей частью уже разрушенный, был завоеван турками. Завоеватели не стали восстанавливать город, а построили новый — Сельчук. Так что в наши дни болото, затопившее Храм Артемиды, находится на окраине турецкого города Сельчук.

С развитием археологии удалось разыскать следы постройки времен Александра Македонского, и только в XX в. был поднят фундамент храма, под которым были найдены следы сожженных Геростратом колонн. Их обломки с фрагментами рельефов декора сейчас выставлены в Британском музее. Некоторые из находок являются экспонатами в Стамбульском музее археологии.

Макет Храма Артемиды в городе Эфесе ,  Людмила Султанова

Хранилище храма

Святилище Артемиды занимало огромную площадь 110 на 55 метров, поэтому не удивительно, что храм был хранилищем живописных полотен и скульптур знаковых для того времени мастеров.

В центре храма стояла 15-метровая статуя богини из слоновой кости и золота. Одета Артемида в одежды с изображением животных, ее тело имеет множество грудей, что вызывает споры относительно столь ненатуралистичного образа. По одной из версий, это не груди, а тестикулы верховных жрецов Храма: именно такую жертву они преподносили при вступлении в должность — бросали отрезанные органы к ногам богини.

Артемисион был также сокровищницей и банком. Причем золото, драгоценности и деньги на хранение в храм отдавали не только частные лица, но и государства.

На территории Храма никто не мог задерживать ни сбежавшего от хозяина раба, ни преступника — они находились под защитой Артемиды.

Части колонн simonjenkins’ photos

Примечания

  1. .
  2. Antipater, Greek Anthology IX.58.
  3. Гомер. Одиссея VI 102—108
  4. Древнегреческий_календарь
  5. Античный мир и археология. — Вып.2. — Саратов, 1994. — С. 31—37. — 140 с.
  6. Pliny the Elder, Natural History, 35-93.
  7. , p. 18, citing Xenophon for marriage-broking at the Ephesian Artemesia.
  8. ↑ The iconic images have been most thoroughly assembled by Robert Fleischer, Artemis von Ephesos und der erwandte Kultstatue von Anatolien und Syrien EPRO 35 (Leiden: Brill) 1973.
  9. Nielsen, M. (2009). Diana Efesia Multimammia: The metamorphosis of a pagan goddess from the Renaissance to the age of Neo-Classicism. In Tobias Fischer-Hansen & Birte Poulsen, eds. From Artemis to Diana: The Goddess of Man and Beast. Museum Tusculanum Press. ISBN 8763507889, 9788763507882.
  10. . annales.info. Дата обращения: 23 апреля 2019.
  11. Robert Fleischer, Artemis von Ephesos und verwandte Kultstatuen aus Anatolien und Syrien (Leiden: Brill, 1973), 74-88
  12. Gerhard Seiterle, «Artemis—die große Göttin von Ephesus», Antike Welt 10 (1979)
  13. N. S. Gill N. S. Gill is a freelance classics, ancient history writer She has a master’s degree in linguistics, is a former Latin teacher.  (англ.). ThoughtCo. Дата обращения: 23 апреля 2019.
  14. Fleischer. Neues zur kleinasiatischen Kultstatue (неопр.) // Archäologischer Anzeiger. — 1983. — Т. 98. — С. 81—93.
  15. , p. 153.
  16. комментарий Г. А. Тароняна (Плиний Старший. Об искусстве. М., 1994. С. 762)
  17. Pausanias, Description of Greece 7.7-8.
  18. D.G. Hogarth, editor, 1908. Excavations at Ephesus.
  19. , pp. 137–160
  20. , p. 142 noted some still earlier placements of stones, Mycenaean pottery and crude clay animal figurines, but warned «it is still to early to come to conclusions about a cult sequence.»
  21. The flood is dated by fragmentary ceramics: , p. 141.
  22. , pp. 144,153.
  23. Утверждение Геродота на этот счёт подтверждается фрагментом дарственной надписи, хранящейся в Британском музее («Руководство по отделу древнегреческих и римских древностей в Британском музее», 84)
  24. Pliny’s Natural History, 16.79.213-16; Источником Плиния был научный писатель Гай Лициний Муциан, который считал, что культовое изображение Эндоиса было чрезвычайно древним. Имя Эндоиоса встречается в надписях конца VI века до н. э., а Павсаний отмечает приписанные ему работы. Во всяком случае, что во времена Муциана сохранилась традиция, согласно которой определённый скульптор создал переделанный образ(, С. 398).
  25. , Херсифрон.
  26. Плутарх. Об Е в Дельфах 2
  27. Plutarch, Life of Alexander.
  28. Плиний Старший. Естественная история. XXXVI. 95.
  29. Шаблон:Bibleverse
  30. Ramsay MacMullen, Christianizing the Roman Empire A.D. 100—400 1984, p 26.
  31. 268: Herwig Wolfram, Thomas J. Dunlap, tr., History of the Goths (1979) 1988 p.52f, correlating multiple sources, corrects the date of the Gothic advance into the Aegean against the Origo Gothica, which scrambles the events of several years, giving 267 for this event.
  32. Jordanes, Getica xx.107.
  33. . exploreturkey.com.
  34. . Austrian Archaeological Institute (октябрь 2008). Дата обращения: 1 ноября 2009.
  35. The sculptures were published in the British Museum Catalogue of Sculpture, vol. II, part VI.
  36. (5 февраля 2015).

Эфесская Мраморная Дорога

Эфесская Мраморная Дорога — это дорога, ведущая из Большого театра в Библиотеку Цельса, которая является частью священного пути, который ведет через Панайир-Даги (Гора Пион) к Храму Артемиды. Бюсты и статуи важных людей были установлены вдоль дороги, а письма императоров были вырезаны в мраморных блоках, чтобы люди могли читать.

Эфесская Мраморная Дорога

Античный публичный дом

Дом на углу улицы Куретов и Мраморного проспекта известен как Публичный дом, потому что при раскопках в доме была найдена статуя Приапа. В пантеоне античных богов мужскому плодородию покровительствовал Приап. Его было принято изображать с детородным органом огромных размеров. Статуя сейчас представлена ​​в Эфесском музее.

Античный публичный дом в Эфесе

Дом был построен в честь Афродиты. Главный салон имел мраморное покрытие и был украшен скульптурками Афродиты. Указатель на него — одна из самых старых из известных реклам в мире. На ней изображена ступня ноги. Принято считать, что в публичный дом могли пройти все, чья нога была не меньше высеченной в мраморе ступни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector